Методическая разработка урока по географии на тему Климат России
методическая разработка по географии (8 класс)

Халиулова Лилия Юрьевна

Описание климата России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока географии в 8 классе

Тема урока: Итоговый урок по теме «Климат России»

Цель урока: Повторение и закрепление знаний о климате России 

Задачи:

Образовательные: 

  • проверить и закрепить знания, умения и навыки, и определить уровень усвоения основных терминов, понятий и определений по изученной теме, особенностей формирования климата России и климатических рекордов климата;
  • углубить теоретические знания и практические умения в результате обобщения и систематизации основных характеристик и показателей климата России, причин разнообразия типов климатов и климатических поясов.

Развивающие: 

  • развивать и активизировать познавательный интерес к географии, логическое мышление, память, внимание, способствующие нахождению правильного ответа, кратко и последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы, находить пути решения проблем, связанные с неблагоприятными климатическими явлениями на территории России;
  • развивать практические навыки применения данных знаний.

Воспитательные: 

  • воспитание ответственного отношения к учебному труду, научить преодолевать трудности, настраиваться на успех в любом деле;
  • формирование навыков сотрудничества.

Оборудование: карты России – физическая и климатическая, карты климатических поясов и областей, климатограммы, таблицы, схемы, атласы и картосхемы.

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Форма проведения урока: урок-соревнование.

Формы организации учебной деятельности:

  •  индивидуальная
  • фронтальная
  •  групповая

Методы обучения:

  • частично-поисковый
  • объяснительно-иллюстративный.

Основные этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Выполнение заданий соревнования.
  3. Домашнее задание.
  4. Подведение итогов урока.

Подготовительная работа: разделить класс на две команды, придумать название и выбрать капитанов.

ХОД УРОКА

Учитель сообщает тему и цели урока, форму проведения и ход урока. Предлагает командам различные задания.

Задание 1.

Ответы на вопрос.

  1. какое значение для жизни и деятельности человека имеет климат (положительное и отрицательное)?
  2. какие климатические явления наиболее неблагоприятны для работы транспорта? (гололед, туман, метель).
  3. почему в городе снег тает быстрее, чем в отдаленных от города районах? (снег в городе грязный, темный, поглощает солнечные лучи).
  4. почему в Сибири очень холодные зимы? (антициклонная погода).
  5. почему самое холодное место не на самой северной точке России? (в Оймяконе инверсионная температура).
  6. какие климатические условия установились бы в средней полосе Русской равнины, если бы вдоль побережья Северных морей располагались горы? (отсутствие заморозков, т.к. АВМ не проникала бы на юг).

Задание 2.

Найдите соответствие между определениями и понятиями.

  1. переходная полоса между двумя различными воздушными массами.
  2. соотношение осадков и испаряемости.
  3. атмосферный вихрь с повышенным давлением в центре.
  4. атмосферный вихрь с пониженным давлением в центре.
  5. количество солнечной энергии, достигшей поверхности Земли.
  6. явления повышения температуры с высотой в котловинах Сибири.
  7. Оймякон.
  8. линия на климатической карте, соединяющая точки с одинаковыми средними температурами воздуха.
  9. сильный и продолжительный ветер, выдувающий верхний слой почвы.
  10. свойство климата, обеспечивающее сельскохозяйственное производство.

А. суммарная радиация (радиационный баланс).

Б. атмосферный фронт.

В. Трансформация.

Г. Циклон.

Д. антициклон.

Е. коэффициент увлажнения.

Ж. агроклиматические ресурсы.

З. засуха.

И. пыльные бури.

К. «полюс холода»

Л. Инверсия.

М. (муссон) изотерма.

Задание 3.

Определение типа климата.

Определите тип климата в следующих районах России:

  1. Карелия. (умеренно-континентальный).
  2. Подмосковье (умеренно-континентальный).
  3. Алтай (континентальный).
  4. Север Западной Сибири (субарктический).
  5. Сахалин (муссонный).
  6. Остров Врангеля (арктический).
  7. Камчатка (муссонный).
  8. Сихотэ-Алинь (муссонный),
  9. Прикаспийская низменность (континентальный).
  10.  Среднесибирское плоскогорье (резко континентальный).

Задание 4.

Работа по климатической карте.

  1. определите среднюю температуру января в Подмосковье.
  2. определите коэффициент увлажнения  на полуострове Ямал.
  3. определите среднюю температуру июля в районе г. Якутска.
  4. определите амплитуду температур в районе Оймякона.
  5. определите количество осадков на острове Сахалин и Прикаспийской низменности.

Задание 5.

Тест.

  1. какой океан оказывает основное влияние на климат России?

А. Северный Ледовитый;

Б. Атлантический;

В. Тихий;

Г. Индийский.

  1. самое холодное место в России?

А. остров Рудольфа;

Б. Оймякон;

В. Кольский полуостров;

Г. Таймыр.

  1. количество воды, которое может испариться при данной температуре.

А. испарение;

Б. испаряемость;

В. Коэффициент увлажнения;

Г. Туман.

  1. самые высокие температуры воздуха наблюдаются летом:

А. на Прикаспийской низменности;

Б. на юге Приморья (район г. Владивостока);

В.на Северном Кавказе;

Г. На юге Урала.

  1. Россия расположена в климатических поясах:

А. арктическом;

Б. умеренном;

В. Субтропическом;

Г. Субарктическом.

Ответы: 1-Б; 2-Б; 3-Б; 4-А; 5-А, Б, Д.

Задание 6.

Конкурс капитанов. “Рекорды климата на территории России”. (Кто даст больше правильных ответов и покажет на карте эти географические объекты)

  1. “Полюс холода”. (Оймякон–Якутия);
  2. Самая низкая температура января (-71°);
  3. Самая высокая температура июля и где? (+43°С , Астрахань, Волгоград);
  4. Самая холодная зима (-50°С в Якутии);
  5. Самая теплая зима (+6,1°С в Сочи);
  6. Самое теплое лето в России (Прикаспийская низменность, +25,4°С);
  7. Самое холодное лето (острова Северной Земли, средняя t = -1,2°С);
  8. Где выпадает самое большое количество осадков? (Западные склоны Кавказа и Алтая 200 мм в год);
  9. Где выпадает самое малое количество осадков? (Полупустыня Прикаспия – менее 150 мм в год, арктических пустынях – остров Котельный, Новосибирские острова – 141 мм в год).

Задание 7.

 Географический диктант. (Какая команда даст больше ответов) 

- Определите, какому типу климата соответствует описание:

  1. Зима очень морозная и продолжительная. Полярная ночь. Лето холодное, средняя t около 0°С. Осадков не много, но увлажнение избыточное. {Арктический.)
  2. Преобладает западный перенос ветров и циклональная деятельность.Зима не очень холодная, лето теплое. От +12–14°С, на севере, до +22°С на юге. (Умеренный пояс, умеренно-континентальный климат.)
  3. Зимой устанавливается морозная ясная погода – антициклон. Особенно холодно в котловинах – инверсионная температура. Господствует континентальный воздух. Лето теплое (+16–18°С). (Резко континентальный.)
  4. В этом поясе самая суровая зима, средние температуры около -40°С, лето прохладное. (Субарктический.)
  5. Зима холодная и сухая. Снега на сопках почти нет. Летом приходит морской воздух и приносит дожди. (Муссонный.)

Задание 8.

Определи по схемам, что изображено. (У доски по одному ученику от команды, а команда называет их основные признаки).

  1. Циклон.
  2. Антициклон.
  3. Тёплый фронт.
  4. Холодный фронт.

Задание 9.

Географический диктант: «Климат и климатические ресурсы»

Арктический пояс 1,3,4,8

Субарктический пояс 5,8,10,12

Умеренный пояс 6,9,11

Субтропический пояс 2,7

  1. Самое незначительное количество суммарной и поглощенной солнечной радиации.
  2. Лето жаркое, зима с температурой выше 00
  3. Весь год присутствует арктический воздух
  4. По 150 суток наблюдается полярный день и полярная ночь
  5. Избыточное увлажнение, несмотря на незначительное количество осадков.
  6. Средние температуры летом от + 120 до +280, температура января везде ниже 0С
  7. Господствует тропический воздух, зимой иногда приходит умеренный воздух
  8. Испаряемость самая незначительная
  9. В поясе господствует умеренный воздух морского и континентального происхождения, зимой часто приходит арктический, а летом иногда тропический воздух
  10. Коротким летом бывает умеренный воздух, а продолжительной зимой – арктический воздух.
  11. Часто наблюдаются циклоны, антициклоны и атмосферные фронты
  12. Средние температуры лета не выше + 120, а зимой температура воздуха бывает от -120 до -500 С

Задание 10.

Ответь на вопрос. (Каждому ученику даётся индивидуальное задание с вопросом и они поочерёдно отвечают).

Вопрос для каждого ученика.

  1. От чего зависит количество солнечной радиации?
  2. Какой фактор оказывает сильное влияние на отражение или поглощение солнечной радиации?
  3. К чему приводит перемещение воздушных масс?
  4. Какие типы воздушных масс перемещаются над территорией России?
  5. В каких широтах расположена большая территория России?
  6. Какой из трёх океанов оказывает значительное влияние на формирование климата в умеренных широтах России в теплый период года и почему?
  7. Где расположен центр Сибирского антициклона? В какой период года он, играет решающую роль в формировании климата России?
  8. В каких направлениях перемещаются ВМ с повышенным атмосферным давлением от Сибирского антициклона Азиатского максимума?
  9. Какой (особенность) фактор способствует проникновению арктических и атлантических ВМ в глубь страны и далеко на юг?
  10. В каких климатических поясах расположена территория России?
  11. В каком климатическом поясе расположена большая часть территории России?
  12. Назовите типы климатов господствующих в умеренном поясе с запада на восток, от западных границ России до побережья Тихого океана?
  13. Какие природные объекты на территории России в пределах умеренного пояса являются границами раздела различных типов климата?
  14. Какие климатические явления неблагоприятные для работы транспорта?
  15. Почему в городе снег тает быстрее, чем за городом?
  16. Почему в Сибири очень холодные зимы?
  17. Почему самое холодное место не на самой северной точке России?

 Обобщение.

Беседа по вопросам, которое вызвало затруднение учащихся.

Подведение итогов.

Выставление оценок.

 Домашнее задание.

Составить кроссворд по теме «Климат» (не менее 10 слов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по географии на тему "Экологические проблемы гидросферы Санкт_петербурга и Ленинградской области"

В материале представлен сценарий открытого урока по заявленной теме с методическими рекомендациями по организации, подготовке и проведению данного мероприятия. Подробно описаны этапы урока с указанием...

Итоговые уроки и тесты по теме Климат России география 8 класс

Набор тестов к повторению темы Климат России...

Открытый урок по географии по теме "Климат России"

Урок - обобщение с применением таких технологий как: технология критического мышления, технология сотрудничества, смысловое чтение. Урок учитывает разную степень подготовки учащихся и дает возможность...

Методическая разработка урока по географии по теме "Равнины, холмы и возвышенности"

Конспект урока по географии для 6 классе в коррекционной школе...

Методическая разработка урока по географии на тему Реки

Сформировать представление о реке, её частях, частях  речной системы и долины.Развивать умение называть, показывать реки мира, России.Воспитывать любовь и красоту к рекам, бережное отношение к во...

Методическая разработка "Технологическая карта урока по географии на тему: Климат и климатические пояса России "

Методическая разработка "Технологическая карта урока по географии на тему: Климат и климатические пояса России"Является ли чистый атмосферный воздух неисчерпаемым ресурсом? (можно высветить ...