Главные вкладки

    «Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии». (сообщение)
    материал по географии по теме

    Спирина Вера Николаевна

    Сообщение по теме «Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии» раскрывает приемы достижения планируемых результатов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie.docx30.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление

    на педагогическом совете «Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности как фактор повышения качества образования» Спириной В.Н., учителя географии

    МКОУ Рыбковской  СОШ по теме:

    «Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии».

           Отличительной особенностью ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения

    География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам. Она широко использует все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности.

    Конечно, широко практическое применение географических знаний. Каждый школьник в повседневной жизни сталкивается с прогнозом погоды, анализом карты в походе, различным составом почв и т.д. Чтобы эффективно решать эти задачи, у ребят должны быть сформированы не только географические знания, но и желание постоянно их пополнять, добывать самостоятельно.

    Таким образом, география, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса.

    Широкий спектр методов и приемов, их сочетание, учитывающее содержание учебного материала, уровень подготовленности класса, наличие необходимых средств обучения, эмоционально-психологическую атмосферу конкретного класса способствует развитию познавательного интереса у обучающихся, достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

    Наиболее эффективной в преподавании географии является личностно-ориентированная технология, целью которой является создание условий для проявления познавательной активности  учеников.

    Достичь этого возможно с помощью:

    • использования разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
    • создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
    • использования в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
    • оценки деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
    • создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

    Развитию познавательной мыслительной активности  на уроках географии способствует  рациональная  организация самостоятельной работы.

    Неслучайно древнекитайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

    На уроках применяю различные виды самостоятельной работы:

    • задания, направленные на формулировку темы и задач урока;
    • работа с учебником;
    • работа с картой;
    • тестовые задания.

    Урок строю  так, чтобы включить каждого  ученика в процесс активной мыслительной деятельности, а так же на способности применять и сохранять учебную цель и задачи в течение всего урока.

    Изучая тему «Климат»,  предлагаю ученикам презентацию на слайдах, на которых изображена природа в разные времена года и ставлю перед детьми вопрос «В какое время года лучше путешествовать?». Затем  дети, работая с текстом учебника должны охарактеризовать климат. В ходе этого обучающиеся самостоятельно изучили данный материал, который был проверен с помощью применения ИКТ, т.е. тестов.

    Для формирования познавательного интереса я использую разнообразные приемы, наполняя их географическим содержанием. Например:  

    1.Блиц опрос.

    Цель: актуализация знаний, развитие  быстроты реакции, умения слышать и слушать, переключиться с предыдущего урока на урок географии.

    Описание работы - фронтальная работа, учитель задает вопросы, требующие коротких ответов.

    Например, тема «Северная Америка» включает вопросы:

    • Назовите крайние точки материка
    •  Назовите горы на востоке Северной Америки
    •  Какую реку называют «великой обманщицей»
    • Определите безлесную природную зону субарктического пояса  и т.д.

    2. Прием “Эссе, сочинение, рассказ”

    Цель: формирование умений к использованию знаний в новой ситуации; развитие орфографической грамотности; активизация познавательных процессов.

    Пример: учащиеся получают задания:

    • описать один день, проведённый в пустыне Сахара и т. д.;

    3. Прием «Причина-следствие»

    Цель: развитие у учащихся умения выявлять и объяснять причинно-следственные связи.

    Описание приема: учитель предлагает  найти соответствие между словами, записанными в два столбца (одно из них указывает причину, другое - следствие) и объяснить установленную связь (фронтально, в парах, группах и т.д.)

    Пример.

    волны

    землетрясения

    океанические течения

    Луна

    цунами

    ветер

    приливы и отливы

    постоянные ветра

    4. Прием «Логическая цепочка»

    Цель: развитие у учащихся умения выявлять и объяснять причинно-следственные связи, вытраивать иерархическую цепочку понятий, событий и т.д.

    Описание приема:  из ряда предложенных понятий или утверждений составить иерархическую цепочку, объяснить соподчиненность элементов цепочки.

    Пример. расположите предложения в логической последовательности.

    • На восточном побережье Австралии выпадает много осадков
    • Влагу приносит ветер пассат с Тихого океана
    • На восточном побережье Австралии расположен Большой Водораздельный хребет
    • На восточном побережье располагаются переменно-влажные леса.

                 Развивая способность обучающихся  осуществлять логические операции, сравнения, анализ, обобщения, я даю различные задания.

    1. Задания, рассчитанные на воспроизводство готовых знаний.

    (первый уровень знаний).

    После знакомства с понятиями «воздушная масса» и влиянием ее на погоду можно организовать самостоятельную работу с учебником по изучению типов воздушных масс.

    Задание 1. Учащимся предлагается прочитать соответствующий текст учебника и заполнить таблицу.

    Типы воздушных масс

    Их особенности

    Температура воздуха

    Влажность

    2) Задание на применение знаний и умений по образцу в сходной ситуации 

    (2 уровень)

    На основе анализа и сопоставления различных карт составить характеристику природных условий страны, затем сверить свой ответ с текстом учебника. Для самоконтроля можно дать задания-тесты. После выполнения заданий учитель пишет на доске ответы и нормы оценок. Учащиеся сами проверяют и ставят оценки в тетрадь.

    3) Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, что требует от учащихся сложной мыслительной деятельности (третий уровень знаний)

    • Задание. Пользуясь картами (отобрать самим) составить таблицу, в левую колонку которой выписать названия платформ, затем поясов новой складчатости. В правой колонке указать какие формы поверхности земли соответствуют каждому из этих участков земной коры.

    Платформы и области новой складчатости

    Рельеф

    •  Проанализировав выполненную работу, сделать вывод о том, какие равнины соответствуют платформам, какие горные системы – областям новой складчатости. Какая закономерность подтверждается этими примерами в размещении крупных форм поверхности на Земле.
    • Почему в этот список не вошли Уральские горы, чем они отличаются от других гор по высоте, строению, по форме вершин. Чем можно объяснить это различие?

    С целью развития логического мышления, использую самостоятельные работы по преобладанию того или иного приема умственной деятельности.

    1) На проведение сравнений по отличию и сходству с обязательным выявлением причин общего и отличного. 

    При изучении климата Австралии продолжается формирование общих понятий «субэкваториальных», «тропический», «субтропический климат». Можно выполнить задания по карте: пользуясь климатическими картами, сравнить субтропические климатические пояса Австралии и Южной Африки. Указать, по каким признакам будете сравнивать? В чем состоит сходство? Чем отличаются пояса? Каковы причины различий? Для самоконтроля и самопроверки можно дать диктант «Климатические пояса Австралии»

    2) На раскрытие причинно-следственных связей определить черты (следствия) климата, вытекающие из этих особенностей (причин).

    1. Евразия имеет большую протяженность с севера на юг.
    2. Евразия имеет наибольшую протяженность с запада на восток.
    3. Гималаи и высокие горы преграждают путь муссонам внутрь материка.
    4. Зимой большая часть поверхности материка сильно охлаждается, а летом сильно нагревается.
    5. Островная часть Евразии находится близ экватора.

    3) На проведение анализа с последующими выводами по карте климатических поясов и областей определить, какой климат образуется в восточной части умеренного и субтропического климатических поясов, а также на юге Евразии. По климатической карте определить направление ветров в январе и июле на этих территориях. Чем объясняется сезонное изменение ветров. Что общего в климате юга и востока (умеренного и субтропического пояса) Евразии? В чем различие климата этих территорий?

    4) На формирование приемов обобщений с последующими выводами учащимся предлагается, например, дать характеристику двух рек по плану учебника.

    5) На формирование приемов классификации

    Из начального курса физической географии вы знаете, что горы делят на высокие, средние, низкие. По какому признаку проведено деление гор на группы? А еще, по какому признаку можно разделить горы?

    Работы могут быть чрезвычайно разнообразны  и в отношении источников.

    Самостоятельная работа с учебником обеспечивает умственное развитие учащихся, т.е. делает процесс обучения развивающим. Ученик уже не является пассивным объектом обучения, а становится активным субъектом образовательного процесса. Учебные рисунки, схемы, графики становятся источником новых знаний об изучаемых явлениях и объектах

    1) Задачи по учебнику

    • пересказ текста учебника по вопросам, усваиваются готовые знания.
    • составление плана текста по параграфу
    • заполнение таблиц
    •   выписывание из текста географических явлений
    •  чтение по цифровым показателям, диаграммам типа климата.
    •  поиски ответов, объяснений.
    •  сравнение различных географических объектов.
    • выбор объектов, относящихся к той или иной группе явлений и процессов
    1. Разнообразны задания по карте (характеристика карты, чтение тематических карт, наложение карт, составление географических характеристик отдельных территорий). Работа с картой способствует развитию воображения, пространственных представлений, логического мышления. Карта – есть второй язык географии, и притом язык гораздо более наглядный и более доступный восприятию учащихся, нежели текст.

        На своих уроках использую разные по форме задания. От формы задания зависит не только характер умственной деятельности школьников, но и время, отводимое  для выполнения работ и на их проверку, интерес учащихся к предмету, организация самопроверки.

    1. Задания тестового характера

    Использую несколько видов:

    • тесты на нахождение соответствия, они размещены в виде двух колонок или столбиков. Учащиеся с помощью цифр или букв должны обозначить соотношения между фактами или явлениями.
    • тесты-альтернативы, когда дается один правильный, а другой неправильный ответ. Учащимся предлагается выбрать верный ответ.
    • тесты с множественным выбором, где правильный ответ выбирается из нескольких предложенных вариантов.
    • тесты по контурным картам.

    Умение обучающихся сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий – важное и направление метапредметных результатов.

    На уроках географии создаю обстановку доверия, обеспечиваю сотрудничество среди обучающихся. Они с удовольствием работают над предложенными мною видами деятельности: создают презентации, проекты, пишут  исследовательские работы. Для активизации решения проблем использую творческие, практические, проблемные задания, рефлексию и самооценку.

    Осуществляю рефлексию следующими способами:

    1. Закончите предложение:

    Самым интересным для меня было…

    Мне не понравилось…

    Я научился…

    Я был бы рад…

    Учащиеся сознательно выбирают любое предложение.

    Педагогическая деятельность в данной системе работы позволяет сформировать устойчивый познавательный интерес школьников, способствует осознанному и прочному усвоению знаний, обозначенных в стандарте образовательного минимума, даёт возможность применить эти знания в новой ситуации и реальной жизни, а сам процесс обучения и воспитания проводить в комфортной обстановке.

    Таким образом, все вышеизложенное позволяет развивать и поддерживать познавательный интерес учащихся к обучению, делать учебный процесс интересным, прогрессивным, современным.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Достижения личностных и метапредметных результатов обучения на уроках географии

    Географические знания также способствуют социализации учащихся, т.е. формированию компетентностей в гражданско-общественной, социально-трудовой и бытовой сферах....

    Методические аспекты урока физики, направленные на достижения личностных и метапредметных результатов

    В новом образовательном стандарте результат образования сформулирован не только как знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении....

    Отбор и классификация средств достижения личностных и метапредметных результатов образования ФГОС.

    ситуации, построенные на предметном содержании в соответствии с пятью разделами программы по физике. Результаты оформляются в таблице....

    Отбор и классификация средств достижения личностных и метапредметных результатов образования ФГОС.

    ситуации, построенные на предметном содержании в соответствии с пятью разделами программы по физике. Результаты оформляются в таблице....

    Отбор и классификация средств достижения личностных и метапредметных результатов образования ФГОС.

    ситуации, построенные на предметном содержании в соответствии с пятью разделами программы по физике. Результаты оформляются в таблице....

    « Достижение личностных и метапредметных результатов в процессе обучения младших школьников иностранному языку»

    Доклад на тему: «  Достижение личностных и  метапредметных результатов в процессе обучения младших школьников иностранному языку»...