Использование личностно-ориентированного обучения на уроках географии для достижения личностных и метапредметных результатов в обучении
статья по теме

Солдатова Нина Николаевна

Текст выступления на педагогических чтениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped_chtenie_1.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

на педагогических чтениях Солдатовой Н.Н. учителя географии

МОУ Новоселковская СОШ по теме:

«Использование личностно-ориентированного обучения на уроках географии для достижения личностных и метапредметных результатов в обучении»

Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.

География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности.

И, конечно, чрезвычайно широко практическое применение географических знаний. Каждый школьник в повседневной жизни сталкивается с прогнозом погоды, анализом карты в походе, различным составом почв на даче и т.д. Чтобы эффективно решать эти практикоориентированные задачи, у ребят должны быть сформированы не только географические знания, но и желание постоянно их пополнять, добывать самостоятельно.

Таким образом, география, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса.

Широкий спектр методов и приемов, их сочетание, учитывающее содержание учебного материала, уровень подготовленности класса, наличие необходимых средств обучения, эмоционально-психологическую атмосферу конкретного класса способствует развитию познавательного интереса у обучающихся, достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Наиболее эффективной в преподавании географии является личностно-ориентированная технология, целью которой является создание условий для проявления познавательной активности  учеников.

Достичь этого возможно с помощью:

  • использования разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
  • создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • использования в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  • оценки деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
  • создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Развитию познавательной мыслительной активности  на уроках географии способствует  рациональная  организация самостоятельной работы.

Неслучайно древнекитайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

На уроках применяю различные виды самостоятельной работы:

  1. задания, направленные на формулировку темы и задач урока;
  2. работа с учебником;
  3. работа с картой;
  4. тестовые задания.

Урок строю  так, чтобы включить каждого  ученика в процесс активной мыслительной деятельности, а так же на способности применять и сохранять учебную цель и задачи в течение всего урока.

Изучая тему «Климат Нижегородской области» предлагаю ученикам презентацию на слайдах, на которых изображена природа области в разные времена года и ставлю перед детьми вопрос «когда бы я лучше и с большим удовольствием попутешествовал?». Затем  дети, работая с текстом учебника должны охарактеризовать климат Нижегородской области. В ходе этого обучающиеся самостоятельно изучили данный материал, который был проверен с помощью применения ИКТ, т.е. тестов.

Для формирования познавательного интереса я использую разнообразные приемы, наполняя их географическим содержанием. Например:  

1.Прием «Разминка».

Цель: актуализация знаний, развитие  быстроты реакции, умения слышать и слушать, переключиться с предыдущего урока на урок географии.

Описание работы - фронтальная работа, учитель задает вопросы, требующие коротких ответов.

Например, тема «Северная Америка» включает вопросы:

1.Назоваите крайние точки материка

2. Назовите горы на востоке Северной Америки

3. Какую реку называют «великой обманщицей»

4. Определите безлесную природную зону субарктического пояса  и т.д.

2. Прием “Эссе, сочинение, рассказ”

Цель: формирование умений к использованию знаний в новой ситуации; развитие орфографической грамотности; активизация познавательных процессов.

Пример: учащиеся получают задания:

  • описать один день, проведённый в тайге, пустыне, влажном экваториальном лесу

и т. д.;

-написать эссе по теме “Один день без географии”.

3. Прием «Причина-следствие»

Цель: развитие у учащихся умения выявлять и объяснять причинно-следственные связи.

Описание приема: учитель предлагает  найти соответствие между словами, записанными в два столбца (одно из них указывает причину, другое - следствие) и объяснить установленную связь (фронтально, в парах, группах и т.д.)

Пример.

волны

землетрясения

океанические течения

Луна

цунами

ветер

приливы и отливы

постоянные ветра

4. Прием «Логическая цепочка»

Цель: развитие у учащихся умения выявлять и объяснять причинно-следственные связи, вытраивать иерархическую цепочку понятий, событий и т.д.

Описание приема:  из ряда предложенных понятий или утверждений составить иерархическую цепочку, объяснить соподчиненность элементов цепочки.

Пример. расположите предложения в логической последовательности.

  • На восточном побережье Австралии выпадает много осадков
  • Влагу приносит ветер пассат с Тихого океана
  • На восточном побережье Австралии расположен Большой Водораздельный хребет
  • На восточном побережье располагаются переменно-влажные леса.

Большое внимание на уроках уделяю поиску, сбору и выделению существенной информации из различных информационных источников. Выполняя практическую работу в 10 классе «Экологические проблемы Средиземноморья» в теме «Загрязнение экологической среды».

Первое, что я делаю, показываю небольшую презентацию о Средиземном море, где ярко прослеживаются проблемы. Обучающиеся собирают и выделяют информацию для дальнейшего поиска материала о море. Где и каким образом ее добыть? Получили алгоритм, осуществляют поиск. Находят источники информации, используя карты, ресурсы интернет.

             Развивая способность обучающихся  осуществлять логические операции, сравнения, анализ, обобщения, я даю различные задания.

1)задания, рассчитанные на воспроизводство готовых знаний, т.е. в том виде, как они излагались учителем (первый уровень знаний).

После знакомства с понятиями «воздушная масса» и влиянием ее на погоду можно организовать самостоятельную работу с учебником по изучению типов воздушных масс.

Задание 1. Учащимся предлагается прочитать соответствующий текст учебника и заполнить таблицу.

Типы воздушных масс

Их особенности

Температура воздуха

Влажность

2) Задание на применение знаний и умений по образцу в сходной ситуации (2 уровень)

На основе анализа и сопоставления различных карт составить характеристику природных условий стран Западной Европы, затем сверить свой ответ с текстом учебника. Для самоконтроля можно дать задания-тесты. После выполнения заданий учитель пишет на доске ответы и нормы оценок. Учащиеся сами проверяют и ставят оценки в тетрадь.

3) Задания на применение знаний и умений в новых ситуациях, что требует от учащихся сложной мыслительной деятельности (третий уровень знаний)

1.Задание. Пользуясь картами (отобрать самим) составить таблицу, в левую колонку которой выписать названия платформ, затем поясов новой складчатости. В правой колонке указать какие формы поверхности земли соответствуют каждому из этих участков земной коры.

Платформы и области новой складчатости

Рельеф

2. Проанализировав выполненную работу, сделать вывод о том, какие равнины соответствуют платформам, какие горные системы – областям новой складчатости. Какая закономерность подтверждается этими примерами в размещении крупных форм поверхности на Земле.

3. Почему в этот список не вошли Уральские горы, чем они отличаются от других гор по высоте, строению, по форме вершин. Чем можно объяснить это различие?

С целью развития логического мышления, использую самостоятельные работы по преобладанию того или иного приема умственной деятельности.

1) На проведение сравнений по отличию и сходству с обязательным выявлением причин общего и отличного. 

При изучении климата Австралии продолжается формирование общих понятий «субэкваториальных», «тропический», «субтропический климат». Можно выполнить задания по карте: пользуясь климатическими картами, сравнить субтропические климатические пояса Австралии и Южной Африки. Указать, по каким признакам будете сравнивать? В чем состоит сходство? Чем отличаются пояса? Каковы причины различий? Для самоконтроля и самопроверки можно дать диктант «Климатические пояса Австралии»

2) На проведение анализа с последующими выводами по карте климатических поясов и областей определить, какой климат образуется в восточной части умеренного и субтропического климатических поясов, а также на юге Евразии. По климатической карте определить направление ветров в январе и июле на этих территориях. Чем объясняется сезонное изменение ветров. Что общего в климате юга и востока (умеренного и субтропического пояса) Евразии? В чем различие климата этих территорий?

3)  На раскрытие причинно-следственных связей определить черты (следствия) климата, вытекающие из этих особенностей (причин).

  1. Евразия имеет большую протяженность с севера на юг.
  2. Евразия имеет наибольшую протяженность с запада на восток.
  3. Гималаи и высокие горы преграждают путь муссонам внутрь материка.
  4. Зимой большая часть поверхности материка сильно охлаждается, а летом сильно нагревается.
  5. Островная часть Евразии находится близ экватора.

4) На формирование приемов обобщений с последующими выводами учащимся предлагается, например, дать характеристику двух рек по плану учебника.

5)На формирование приемов классификации

Из начального курса физической географии вы знаете, что горы делят на высокие, средние, низкие. По какому признаку проведено деление гор на группы? А еще, по какому признаку можно разделить горы?

Работы могут быть чрезвычайно разнообразны  и в отношении источников.

Самостоятельная работа с учебником обеспечивает умственное развитие учащихся, т.е. делает процесс обучения развивающим. Ученик уже не является пассивным объектом обучения, а становится активным субъектом образовательного процесса. Учебные рисунки, схемы, графики становятся источником новых знаний об изучаемых явлениях и объектах

1) Задачи по учебнику

  • пересказ текста учебника по вопросам, усваиваются готовые знания.
  •  составление плана текста по параграфу
  • заполнение таблиц
  • выписывание из текста географических явлений
  • чтение по цифровым показателям, диаграммам типа климата.
  •  поиски ответов, объяснений.
  •  сравнение различных географических объектов.
  • выбор объектов, относящихся к той или иной группе явлений и процессов

2)Разнообразны задания по карте (характеристика карты, чтение тематических карт, наложение карт, составление географических характеристик отдельных территорий). Работа с картой способствует развитию воображения, пространственных представлений, логического мышления. Карта – есть второй язык географии, и притом язык гораздо более наглядный и более доступный восприятию учащихся, нежели текст.

    На своих уроках использую разные по форме задания. От формы задания зависит не только характер умственной деятельности школьников, но и время, отводимое  для

выполнения работ и на их проверку, интерес учащихся к предмету, организация самопроверки.

1)традиционные (обыкновенные задания) они требуют от учащихся связанных логических ответов, учат письменно или устно излагать свои мысли. Они предоставляют полную свободу ученику для ответа.

Задание. Что вы знаете об атмосфере?

— Из каких слоев состоит атмосфера?

— В каком слое атмосферы образуются облака, дождь, дуют ветра, часто меняется температура?

— Что такое атмосферное давление?

— От чего зависит сила ветра?

2)Задания тестового характера

Использую несколько видов:

  1. тесты на нахождение соответствия, они размещены в виде двух колонок или столбиков. Учащиеся с помощью цифр или букв должны обозначить соотношения между фактами или явлениями.
  2. тесты-альтернативы, когда дается один правильный, а другой неправильный ответ. Учащимся предлагается выбрать верный ответ.
  3. тесты с множественным выбором, где правильный ответ выбирается из нескольких предложенных вариантов.
  4. тесты по контурным картам.

3)Конструктивные задания. Это усовершенствованные традиционные задания, расчлененные на отдельные вопросы. Они как бы определяют ход рассуждения ученика, направляют его на определенную последовательность использования приемов учебной работы и наполняют собой алгоритмическое предписание.

Задание. Изучить легенду карты «Рельеф Антарктиды», затем определить ложе ледника, т.е. поверхность платформы, места, лежащие ниже и выше уровня моря, найти научные станции и определить положение их по отношению к материкам.

            Каждый из указанных видов заданий имеет свои преимущества и недостатки. Традиционные задания способствуют развитию речи, формированию представлений, образов. Тесты дают большую экономию времени, позволяют закрепить существенные признаки многих понятий, факты, освобождают учащихся от трудоемкой письменной работы. Ученики больше думают, сравнивают, облегчается труд учителя при проверке задания. Тесты и конструктивные задания следует сочетать с традиционными заданиями.

При составлении заданий надо их постепенно усложнять по линии всех навыков – и картографического, и статического, и навыка географического мышления. Нельзя топтаться на одном месте и тем более возвращаться вспять, но и нельзя делать слишком больших рывков вперёд. Поэтому необходима хорошо разработанная система упражнений и заданий.

Форма выполнения задания может быть или устной, или письменная. Важно разнообразить вид работы, а используемые методические приёмы зависят от уровня класса, от состояния оборудования, от навыков и способностей  учащихся, характера темы.

На уроках использую различные виды самостоятельной  работы,  совмещаю самостоятельную работу учащихся с их индивидуальной работой с учителем, применяю коллективную групповую работу, контроль и самоконтроль в группах.

Ученики работают в режиме индивидуальной и групповой работы (ученик-ученик), (ученик – ученик  – ученик), с использованием конспекта с адаптивными заданиями, что экономит время при изучении нового материала).

          В течение урока управляю самостоятельной работой учащихся, помогаю овладеть отдельными её приёмами, оказываю помощь в случае возникновения трудностей.

        В своей практике также использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, исследовательский (по характеру познавательной деятельности); словесный, наглядный, практический (по источнику знаний). Особое внимание уделяю тем методам, которые стимулируют активную познавательную деятельность.

А также применяя активные и интерактивные методы обучения, реализуются вышеуказанные задачи.

Делюсь опытом в данном направлении со своими коллегами учителями района. В 2011 году в форме творческой мастерской показала фрагмент урока – консультации по теме: «Развитие мыслительно-аналитической деятельности обучающихся посредством активных и интерактивных  методов обучения в подготовке  к ЕГЭ».

Умение обучающихся сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий – важное и направление метапредметных результатов.

На уроках географии создаю обстановку доверия, обеспечиваю сотрудничество среди обучающихся. Они с удовольствием работают над предложенными мною видами деятельности: создают презентации, проекты, пишут  научно-исследовательские работы. Для активизации решения проблем использую творческие, практические, проблемные задания, рефлексию и самооценку.

Осуществляю рефлексию следующими способами:

  1. Закончите предложение:

Самым интересным для меня было…

Мне не понравилось…

Я научился…

Я был бы рад…

Учащиеся сознательно выбирают любое предложение.

2.«Моё состояние»

Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.

                                                        Комфортно

                                Уверен в своих силах

                        Хорошо

                Плохо

Крайне скверно

Как уже было отмечено мною ранее, что достижения личностных результатов обучающихся возможны и во внеурочной деятельности. Умение использовать средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем, решения  учебно-познавательных  и практических задач.

 Данные задачи я решаю на экологическом кружке, руководителем которого являюсь в течении двух лет. Одним из условий в реализации экологического образования считаю единство классной и внеурочной работы по изучению проблем окружающей среды. Мною разработана программа экологического кружка « здоровье человека и окружающая среда».

Апробация данной программы – одна из главных задач реализации экологических инициатив, как меня педагога, так и ребят, которые приобретают бесценный опыт решения экологических проблем.

  • Модель экологически безопасного хозяйствования.
  • Модель достижения духовной гармонии с окружающим миром.
  • Модель здорового образа жизни.

Приобщить учащихся к научно-исследовательской работе можно через написание исследовательской работы. Как показал мой  опыт, наиболее эффективно при помощи организованных форм исследовательской работы у учащихся появляется внутренняя потребность заниматься ею, а это важное условие саморазвития, самоутверждения.

Ученики в процессе исследования ощущают потребность в помощи товарищей: учатся привлекать к решению различных задач детей и взрослых. Создание в школе условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди учащихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для урочной системы. Исследовательская работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.

Ежегодно мои ученики принимают активное участие в районных, областных и республиканских конкурсах с исследовательскими работами:

обучающиеся Сиднева Алена и Ильина Анастасия стали дипломантами конкурса II региональных юношеских чтений им. В.И.Вернадского за исследовательскую работу: «Исследования фальсификации меда». – 2011 год;

обучающиеся Солдатова Анастасия и Солдатов Владислав стали лауреатами конкурса XVIII Всероссийских юношеских чтений им. В.И.Вернадского в Москве за исследовательскую работу: «Обеззараживание сточных вод серо-голубой глиной».

Ребята из экологического кружка принимали участие с социальными проектами  в конкурсах: «Мы и Земля» и « Экологическая мозаика».

Данная работа помогает добиваться следующих результатов:

год

качество ЗУН

успеваемость

2008-2009

67%

100%

2009-2010

73%

100%

2010-2011

77%

100%

Результаты мониторинга качества знаний по географии за последние 3 года показывают, что качество знаний, умений и навыков, полученных на уроках географии,  в среднем составляет 72%.

Ежегодно ребята выбирают экзамен по географии в форме ЕГЭ, показывая хорошие результаты.

Педагогическая деятельность в данной системе работы позволяет сформировать устойчивый познавательный интерес школьников, способствует осознанному и прочному усвоению знаний, обозначенных в стандарте образовательного минимума, даёт возможность применить эти знания в новой ситуации и реальной жизни, а сам процесс обучения и воспитания проводить в комфортной обстановке. Таким образом, все вышеизложенное позволяет развивать и поддерживать познавательный интерес учащихся к обучению, делать учебный процесс интересным, прогрессивным, современным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достижения личностных и метапредметных результатов обучения на уроках географии

Географические знания также способствуют социализации учащихся, т.е. формированию компетентностей в гражданско-общественной, социально-трудовой и бытовой сферах....

Методические аспекты урока физики, направленные на достижения личностных и метапредметных результатов

В новом образовательном стандарте результат образования сформулирован не только как знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении....

«Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии». (сообщение)

Сообщение по теме «Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии» раскрывает приемы достижения пла...

Отбор и классификация средств достижения личностных и метапредметных результатов образования ФГОС.

ситуации, построенные на предметном содержании в соответствии с пятью разделами программы по физике. Результаты оформляются в таблице....

Отбор и классификация средств достижения личностных и метапредметных результатов образования ФГОС.

ситуации, построенные на предметном содержании в соответствии с пятью разделами программы по физике. Результаты оформляются в таблице....

Отбор и классификация средств достижения личностных и метапредметных результатов образования ФГОС.

ситуации, построенные на предметном содержании в соответствии с пятью разделами программы по физике. Результаты оформляются в таблице....

« Достижение личностных и метапредметных результатов в процессе обучения младших школьников иностранному языку»

Доклад на тему: «  Достижение личностных и  метапредметных результатов в процессе обучения младших школьников иностранному языку»...