Урок-путешествие по географии в 5 классе "Планеты-гиганты и маленький Плутон"
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

Кайнова Светлана Борисовна

Цели:

Образовательные:

способствовать формированию знаний о планетах Солнечной системы, отличий планет «Земной группы» от планет-гигантов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nazvanie_planety.doc29 КБ
Microsoft Office document icon neptun.doc23.5 КБ
Microsoft Office document icon plan-konspekt.doc61 КБ
Microsoft Office document icon tverdaya_poverkhnost.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название планеты

Диаметр

Температура

Состав поверхности

Состав атмосферы

Спутники

Продолжи-

тельность

года

Продолжи-

тельность жизни людей

Юпитер

Сатурн

Уран

Нептун

Плутон

Характеристика планет.



Предварительный просмотр:

Нептун

Уран

Плутон

Земля

Марс

Венера

Сатурн

Юпитер.

Меркурий.



Предварительный просмотр:

Урок-путешествие.

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

Учитель географии : Кайнова Светлана Борисовна.

Цели:

Образовательные:

способствовать формированию знаний о планетах Солнечной системы, отличий планет «Земной группы» от планет-гигантов.

 Развивающие:

Создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, с материалами мультимедийной презентации,    развивать внимание, память, логическое мышление;  развивать наблюдательность, умение внимательно слушать, применять полученные знания в нестандартной ситуации, развивать интерес к предмету.

Воспитательные:

 способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, воспитывать самостоятельность, коллективизм,  умение работать с партнером, в группе.

Планируемые результаты:

Личностные:

Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные:

Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, овладение практическими умениями работы с учебником, дополнительными источниками.

Предметные:

Составление характеристики планет-гигантов по плану.

УУД.

Личностные: осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные:

Планировать свою деятельность под руководством учителя.оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Извлекать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные:

Уметь общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы организации деятельности учащихся- групповая, индивидуальная.

Оборудование для учителя:

 учебник «География. Начальный курс» Н Дрофа 2014. И. Баринова-М., мультимедийная презентация, схема « Планеты Солнечной системы»

Оборудование для учеников:

 компьютер, папка с карточками, учебник

 «География. Начальный курс» Н Дрофа 2014. И. Баринова-М., мультимедийная презентация.

Ход урока.

  1. Организационный  этап.

Цель: эмоционально- положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.

Добрый день, ребята. Я рада вас видеть на уроке. Сегодня мы совершим увлекательное  космическое путешествие. Для этого у нас на столах имеются «космические путеводители».

 Прежде, чем начать нашу экспедицию, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущем уроке?

( Планеты Земной группы)

  1. Актуализация знаний. Целеполагание.

Цель:

Основываясь на знания учащихся, сформулировать задачи на сегодняшний урок.

- Работа по карточкам (зеленого цвета)

На карточках названия планет Солнечной системы, необходимо выделить планеты Земной группы  в правильном порядке ( работа в парах).

Правильный ответ на слайде №3

- Космический диктант.

Пока мы с вами собирались в полёт, мне встретился наш старый знакомый фантазёр Петя.

В своем дневнике он описывал свои удивительные космические путешествия. В нём очень много ошибок. Сейчас я предлагаю вам послушать отрывки из его дневника и найти, то что Петя выдумал, т. е. фактические ошибки.

Вчера я был на Венере. Она действительно очень похожа на нашу Землю. Там много зеленых лесов из удивительных венерианских деревьев. Моря и океаны там тоже есть, только в них розовая вода. Атмосфера на Венере очень плотная, там много облаков, поэтому Солнца почти не видно. Наверное, на Венере была зима, потому что было прохладно, примерно -10 градусов.

на Венере нет лесов, т. к. там вообще нет жизни;

- не может быть морей и океанов с розовой водой, т. к. нет воды в жидком состоянии;

- на Венере не бывает холодной зимы, т. к. из-за плотной атмосферы там постоянный парниковый эффект и температура около +400оС.( слайд №4)

Сегодня вечером я вернулся с Марса. Замечательная планета! Там меня встретили дружелюбные марсиане. Этот народ добывает железо, которого очень много на Марсе. Меня возили на экскурсию на самый высокий вулкан в Солнечной системе - вулкан Олимп, он имеет высоту 100 км. Марс очень большая планета - в 5 раз больше Земли. В телескоп мы наблюдали с Марса его спутники - все 10 штук были очень хорошо видны.

- Не могли встретить марсиане, т. к. на Марсе нет жизни; - вулкан Олимп имеет высоту 27 км;

- на самом деле Марс значительно меньше Земли - имеет только 2 спутника(Слайд №5)

- Работа  на желтых карточках

Какие утверждения верны.

1. Марс – самая маленькая планета земной группы. (нет)

2. Луна – единственный естественный спутник Земли.(да)

3. Солнечную систему составляют только планеты.(нет)

4. Ближайшая к Солнцу планета – Меркурий.(да)

5. Меркурий имеет мощную атмосферу.(нет)

Взаимопроверка, верные ответы на слайде №6

По количеству набранных баллов соответствующая оценка.

Пополнив свой «космический запас» знаниями о планетах земной группы, мы отправляемся к другим планетам.

Используя учебник назовите:

- К каким планетам мы отправимся?

- Назовите планеты- гиганты.

Запишем в тетради число и тему урока «Планеты-гиганты и маленький Плутон»( Слайд №7)

  1. Этап совместного открытия и усвоения новых знаний.

 Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно- поисковой работы с основными характеристиками планет – гигантов.

А. Работа  с карточками розового цвета

На карточках перечислены различные характеристики планет, необходимо определить характеристику только планет-гигантов, можно использовать текст учебника на стр 57

( работа в группах по 4 человека.)

Проверка на слайде№8. Характеристики записать в тетрадь.

Б. Космическая разминка для глаз.

В. Работа по опережающему заданию .

Предварительно класс  был разделен на 5 групп .

Задания для каждой группы.

- Используя материал учебника ( стр 57-60) и дополнительные материалы, приготовленные дома, изучите особенности своей планеты.

- Составьте краткую презентацию своей планеты космическим туристам,

- Презентация включает в себя: описание внешнего вида жителей, характеристика планеты, продолжительность года, известные люди по продолжительности жизни года планеты.

Название планеты

Диаметр

Температура

Состав поверхности

Состав атмосферы

Спутники

Продолжи-

тельность

года

Продолжи-

тельность жизни людей

Юпитер

140 тыс.км

-130

Газовая (Водород)

Водород

28 (Ганимед)

12 лет

5-6 класс

Сатурн

120 тыс.км

-170

Газовая (Водород)

Водород

33 ( Титан)

30 лет

Есенин С. (30), Лермонтов М.Ю.(27)

Уран

51 тыс.км

-224

Газовая (Водород)

Водород

20

84 года

Ж.Верн(83),

И.Ньютон (84)

Нептун

49,5 тыс.км

-220

Газовая (Водород)

Водород

8

165 лет

Долгожители (133 француженка)

Плутон

2390 км

-230

Газовая( метан)

Азот,метан

5

250 лет

-

Работа на белых карточках. Каждая группа делает выступление о своей планете, остальные заполняют карточку.

Г. Космическая разминка

Мы работаем с утра,

Отдохнуть чуть-чуть пора.

Встанем с вами на разминку,

 Выпрямим мы нашу спинку.

Потянулись и нагнулись.

Вправо, влево повернулись,

Раз- присели, два –мы встали,

Мы немножечко устали,

Покрутили головой,

Словно вертим шар земной.

Покачаем мы руками,

 Словно вызвали цунами

И попрыгаем на месте,

А сейчас походим вместе.

Выдох, вдох, выдох, вдох,

И продолжим наш урок.

  1. Этап первичного закрепления полученных на уроке знаний.

Цель: закрепить и проверить знания по данной теме.

- Повторим планеты Солнечной системы .

- Работа с электроны приложением «Планеты- гиганты и маленький Плутон»

  1. Задание на дом:

Параграф 11.

Творческое задание : составить кроссворд  «Планеты Солнечной системы»

  1. Рефлексия.

- Что нового на уроке вы узнали?

-Что было для вас необычным, интересным?

-Что вызвало затруднение?

Определите свое место в Солнечной системе:

Если урок понравился и не вызвал затруднения –моя планета Земля ( благоприятные условия для жизни)

Если на уроке было скучно, много непонятного – планеты удаленный от Солнца или наоборот .

(На магнитной доске на схему «Планеты Солнечной системы» ребята приклеивают значки)



Предварительный просмотр:

Твердая поверхность

Газовая поверхность

Атмосфера отсутствует

Водородная атмосфера

Нет колец

Имеет кольца

Нет спутников

Много спутников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие "По хребту География"

Урок - путешествие "По хребту География" для 6 классов.Этапы урока:Разминка  Вершина «Азимутальная» Вершина  «Масштабная» Вершина «Засекреченная»  Пропасть Вершина «Горизонтальная»...

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Планеты - гиганты и маленький Плутон.Природоведение 5 класс (к учебнику А.А.Плешакова.Н.И.Сонина).

Уроки по теме: " Соседи Солнца" ( Планеты земной группы и Планеты гиганты и маленький Плутон).Тест: "Соседи Солнца"Презентация к урокам: "Соседи Солнца"...

ПЛАНЕТЫ ГИГАНТЫ И МАЛЕНЬКИЙ ПЛУТОН

Презентация для урока природоведения в 5 классе...

Технологическая карта по географии в 5 классе по теме; "Планеты - гиганты и маленький Плутон".

ТЕхнологическая карта обеспечивает наиболее продуктивное преподавание уроков, отражает работу учителя и учеников на этапах урока, достигая планируемые результатыв соответствии с ФГОС....

Урок географии в 5 классе "Планеты - гиганты и маленький Плутон"

Сформиравать представления о планетах-гигантах, о их схожести и отличии от планет земной группы, познакомить с общими характеристиками данных планет....

Конспект открытого урока-путешествия по предмету география 8 класс «Евразия –материк на котором мы живём!»

Обучающая: формировать представление о географическом положении и особенностях материка Евразия; создать условия для формирования у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познаватель...