Технологическая карта по географии в 5 классе по теме; "Планеты - гиганты и маленький Плутон".
методическая разработка по географии (5 класс) на тему

Полякова Евгения Николаевна

ТЕхнологическая карта обеспечивает наиболее продуктивное преподавание уроков, отражает работу учителя и учеников на этапах урока, достигая планируемые результатыв соответствии с ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока географии в 5 классе  Карельского филиала МБОУ Устьинская СОШ,

данного учителем географии Поляковой Е.Н.

Автор УМК по географии под  редакцией И.И.Баринова , А.А. Плешаков, Н.И. Сонин

Тема урока_ Планеты- гиганты и маленький Плутон

Тип урока. Комбинированный урок

 Цели и  задачи урока:  Сформировать представления о планетах- гигантах, их особенностях и отличииот планет земной группы 

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.

Методы обучения, используемые  на уроке: Объяснительно- иллюстративный. Частично- поисковый. Работа в группах

Планируемый результат урока.  Расширение знаний о планетах Солнечной системы. Развитие метапредметных умений самостоятельно анализировать текст и иллюстрации учебника, делать умозаключения.

Формируемые УУД:

 Предметные: Научиться выделять главные признаки планет;

Метапредметные: уметь ставитьучебную задачупод руководством учителя;планироватьсвою деятельность под руководством учителя; работатьв соответствиис предложенным планом;выделять главное, существенные признаки понятий,участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать информацию в учебных и справочных пособиях,составлять простой план, работать с текстом.

Личностные:обладать ответственным отношением к учёбе, уважительныи и доброжелательнымотношением к другому человеку, его мнению.
Средства обучения. Учебник, атлас, рабочая тетрадь, презентация

Основные понятия : Планеты-гиганты

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1.Организационный момент 

Цель: 
мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

Приветственное слово учителя:

     Здравствуйте дорогие друзья, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке. Давайте узнаем, с каким настроением мы пришли на урок. На доске висит изображение  трех лиц: веселое, нейтральное и грустное,

Прошу вас прикрепить свой лучик к тому лицу, какое у вас настроение сейчас на душе. Спасибо большое за вашу честность рассказать нам о своем настроении. И я надеюсь, что солнышко, которое у нас получилось, будет нам светить в нашем путешествии.

Приветствуют учителя, 


Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

Сегодня на уроке мы продолжимизучать планеты Солнечной системы.

Для начала вспомните:

1.Что такое Солнечная система?

2. На какие 2 группы делят планеты Солнечной системы?

3. Назовите планеты земной группы?

4. Какая планета расположена ближе всего к Солнцу?

5. Какая планета расположена дальше всех от Солнца?

6. Какая планета самая маленькая?

7. В чём заключается отличие Земли от других планет?

8. У каких планет земной группы есть спутники?

9. На какой планете год короче суток?

 10. Почему Марс красного цвета?

Молодцы!

А теперь посмотрите на экран…..

Диалог с учителем.

 Отвечают на вопросы

Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации; 

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

3.  Этап изучения новых знаний и способов действий
Постановка учебной цели.



Поиск информации.

Физкульт-ка

-Давайте, определим тему нашего урока.

-Итак, тема нашего урока « Планеты- гиганты и маленький Плутон». И в путешествие мы отправимся по планетам - гигантам . (слайд2)

Подумайте, какова цель нашего путешествия? (слайд 2)                                       Запишите тему урока в тетрадь.                                                                                                                          Вы узнаете:  (слайд 3)

1.О планете Юпитер

2 О планете Сатурн

3.О Уране и Нептуне

4. О Плутоне


- И так своё путешествие по планетам – гигантам мы начнём?

Верно с характеристики планет.

(слайд3) План описания. 1. Характер поверхности

                                 2. Атмосфера

                                 3. Гидросфера

                Творческие  задания по группам:

1группа - Особенности  Сатурна.

2группа – ОсобенностиУрана  

3 группа – Нептуна

4 группа  Плутона 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

  Слово предоставляется представителям из групп.

 Во время рассказа   4 группы показ презентаций учениками:   планет - гигантов                  

Давайте немножко отдохнём.

Гимнастика для глаз

Север-юг, запад-восток. Слайд 4

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

- Ребята, почему эти планеты называют гигантами?

- Из чего состоят планеты – гиганты?

- Можно ли на эти планеты совершить посадку на космическом корабле?

- Назовите ещё одно отличие планет гигантов от планет земной группы?

Слайд 5.

Ученики читают текст учебника на стр. 57-60, рассматривают рис. 63-65, выполняют задание № 5 в рабочей тетради.

Работа  по слайдам 5-7 с дополнительным материалом о Юпитере,Сатурне и Плутоне.


Целеполагание.

Отвечают на вопросы

Работают с картами атласа и рис. учебника

Ученик у доски даёт характеристику Юпитера.

Учащиеся  записывают в раб. тетрадь ответы по Юпитеру.

Работают с картой атласа.

Получение информации из текста учебника и дополнительной (информации раздаёт учитель.)

Представитель каждой группы отвечает у доски, показывая необходимые  планеты на слайдах.. Задают дополнительные вопросы.

Выполняют упражнения



Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: регулятивные (прогнозировать, слушать собеседника, умение выражать свою точку зрения).

познавательные : формировать умения работать с информацией, с текстом учебника.выполнять логические операции самостоятельно...

Коммуникативные
Регулятивные УУД
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

4. Этап информации о домашнем задании

П.11 вопр стр.60,  ответить на вопросы враздела « Проверь свои знания», выполнить зад № 6 в раб тетради.  По желанию составить кроссворды по теме «Планеты»

Записывают д/з.

5.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации

-  Определите по характеристике название планеты.

1.Это самая большая планета Сол. Системы?

2.Эта планета была открыта с помощью телескопа?

3.У этой планеты есть яркое кольцо и больше всего спутников?

4.У этой планеты есть большое красное пятно?

5.Эта планета была открыта с помощью расчётов?

6.Эта планета в 2006 году была переведена в класс планет- карликов?

 8.Это самая холодная планета?

9. На этих планетах сутки короче земных суток?

10. У этой планеты самый большой спутник в Солнечной системе?

Отвечают на вопросы

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

Личностные: формирование мотивации

Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном)

Познавательные: анализ, синтез.

6.Этап подведения итогов

Выставление оценок за урок

7.Этап рефлексии

сегодня я узнал…(слайд 6)
было интересно…
было трудно…
я приобрел…
я научился…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

Учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях.

Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока географии в 5 классе  Карельского филиала МБОУ Устьинская СОШ,

данного учителем географии Поляковой Е.Н.

Автор УМК по географии под  редакцией И.И.Баринова , А.А. Плешаков, Н.И. Сонин

Тема урока_ Планеты- гиганты и маленький Плутон

Тип урока. Комбинированный урок

 Цели и  задачи урока:  Сформировать представления о планетах- гигантах, их особенностях и отличииот планет земной группы 

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.

Методы обучения, используемые  на уроке: Объяснительно- иллюстративный. Частично- поисковый. Работа в группах

Планируемый результат урока.  Расширение знаний о планетах Солнечной системы. Развитие метапредметных умений самостоятельно анализировать текст и иллюстрации учебника, делать умозаключения.

Формируемые УУД:

 Предметные: Научиться выделять главные признаки планет;

Метапредметные: уметь ставитьучебную задачупод руководством учителя;планироватьсвою деятельность под руководством учителя; работатьв соответствиис предложенным планом;выделять главное, существенные признаки понятий,участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать информацию в учебных и справочных пособиях,составлять простой план, работать с текстом.

Личностные:обладать ответственным отношением к учёбе, уважительныи и доброжелательнымотношением к другому человеку, его мнению.
Средства обучения. Учебник, атлас, рабочая тетрадь, презентация

Основные понятия : Планеты-гиганты

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1.Организационный момент 

Цель: 
мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

Приветственное слово учителя:

     Здравствуйте дорогие друзья, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке. Давайте узнаем, с каким настроением мы пришли на урок. На доске висит изображение  трех лиц: веселое, нейтральное и грустное,

Прошу вас прикрепить свой лучик к тому лицу, какое у вас настроение сейчас на душе. Спасибо большое за вашу честность рассказать нам о своем настроении. И я надеюсь, что солнышко, которое у нас получилось, будет нам светить в нашем путешествии.

Приветствуют учителя, 


Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

Сегодня на уроке мы продолжимизучать планеты Солнечной системы.

Для начала вспомните:

1.Что такое Солнечная система?

2. На какие 2 группы делят планеты Солнечной системы?

3. Назовите планеты земной группы?

4. Какая планета расположена ближе всего к Солнцу?

5. Какая планета расположена дальше всех от Солнца?

6. Какая планета самая маленькая?

7. В чём заключается отличие Земли от других планет?

8. У каких планет земной группы есть спутники?

9. На какой планете год короче суток?

 10. Почему Марс красного цвета?

Молодцы!

А теперь посмотрите на экран…..

Диалог с учителем.

 Отвечают на вопросы

Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации; 

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

3.  Этап изучения новых знаний и способов действий
Постановка учебной цели.



Поиск информации.

Физкульт-ка

-Давайте, определим тему нашего урока.

-Итак, тема нашего урока « Планеты- гиганты и маленький Плутон». И в путешествие мы отправимся по планетам - гигантам . (слайд2)

Подумайте, какова цель нашего путешествия? (слайд 2)                                       Запишите тему урока в тетрадь.                                                                                                                          Вы узнаете:  (слайд 3)

1.О планете Юпитер

2 О планете Сатурн

3.О Уране и Нептуне

4. О Плутоне


- И так своё путешествие по планетам – гигантам мы начнём?

Верно с характеристики планет.

(слайд3) План описания. 1. Характер поверхности

                                 2. Атмосфера

                                 3. Гидросфера

                Творческие  задания по группам:

1группа - Особенности  Сатурна.

2группа – ОсобенностиУрана  

3 группа – Нептуна

4 группа  Плутона 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

  Слово предоставляется представителям из групп.

 Во время рассказа   4 группы показ презентаций учениками:   планет - гигантов                  

Давайте немножко отдохнём.

Гимнастика для глаз

Север-юг, запад-восток. Слайд 4

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

- Ребята, почему эти планеты называют гигантами?

- Из чего состоят планеты – гиганты?

- Можно ли на эти планеты совершить посадку на космическом корабле?

- Назовите ещё одно отличие планет гигантов от планет земной группы?

Слайд 5.

Ученики читают текст учебника на стр. 57-60, рассматривают рис. 63-65, выполняют задание № 5 в рабочей тетради.

Работа  по слайдам 5-7 с дополнительным материалом о Юпитере,Сатурне и Плутоне.


Целеполагание.

Отвечают на вопросы

Работают с картами атласа и рис. учебника

Ученик у доски даёт характеристику Юпитера.

Учащиеся  записывают в раб. тетрадь ответы по Юпитеру.

Работают с картой атласа.

Получение информации из текста учебника и дополнительной (информации раздаёт учитель.)

Представитель каждой группы отвечает у доски, показывая необходимые  планеты на слайдах.. Задают дополнительные вопросы.

Выполняют упражнения



Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: регулятивные (прогнозировать, слушать собеседника, умение выражать свою точку зрения).

познавательные : формировать умения работать с информацией, с текстом учебника.выполнять логические операции самостоятельно...

Коммуникативные
Регулятивные УУД
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

4. Этап информации о домашнем задании

П.11 вопр стр.60,  ответить на вопросы враздела « Проверь свои знания», выполнить зад № 6 в раб тетради.  По желанию составить кроссворды по теме «Планеты»

Записывают д/з.

5.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации

-  Определите по характеристике название планеты.

1.Это самая большая планета Сол. Системы?

2.Эта планета была открыта с помощью телескопа?

3.У этой планеты есть яркое кольцо и больше всего спутников?

4.У этой планеты есть большое красное пятно?

5.Эта планета была открыта с помощью расчётов?

6.Эта планета в 2006 году была переведена в класс планет- карликов?

 8.Это самая холодная планета?

9. На этих планетах сутки короче земных суток?

10. У этой планеты самый большой спутник в Солнечной системе?

Отвечают на вопросы

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

Личностные: формирование мотивации

Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном)

Познавательные: анализ, синтез.

6.Этап подведения итогов

Выставление оценок за урок

7.Этап рефлексии

сегодня я узнал…(слайд 6)
было интересно…
было трудно…
я приобрел…
я научился…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

Учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях.

Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии 5 класс (ФГОС)

Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема урока "Земля-часть Солнечной системы"...

Технологическая карта урока географии 5 класс "Живая оболочка Земли"

Технологическая карата урока герграфии "Живая оболочка Земли" 5 класс, ФГОС....

Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"

Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"...

Технологическая карта урока географии 6 класс по теме "Атмосферные осадки"

Данный урок разработан в соответсствии с требованиями ФГОС, материал изучается с использованием технологии критического мышления....

Технологическая карта урока географии 5 класс

ТК урока географии в 5 классе по теме "Уникальность планеты Земля"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 9 класс

Урок по теме "Население Сибири". Предлагается организация урока-путешествия с использованием материалов школьного музея "Культуры и быта народов России". К уроку прилагается таблица, которая заполняет...

Технологическая карта урока географии 6 класс "Движение воздуха"

Автор УМК по географии под  редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.Тема урока_ Движение воздуха Тип урока_ изучение и первичное закрепление Задачи урока: Раскрывать значение т...