Конспект урока по географии «Рельеф материка: равнины, плоскогорья, горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Полезные ископаемые и закономерности их размещения, их месторождение».
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Никитина Юлия Юрьевна

Класс: 7

Тема: «Рельеф материка: равнины, плоскогорья, горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Полезные ископаемые и закономерности их размещения, их месторождение».

Цели:

Образовательные:

  • на основе анализа тектонической и физической карт Африки установить взаимосвязь между тектоническим строением и особенностями рельефа материка;
  • рассмотреть особенности формирования рельефа на северо-западе и юго-востоке Африки;
  • познакомить с основными формами рельефа материка.

Развивающие:

  • развивать навыки и умения сопоставлять разные карты, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;
  • развивать внимание, логическое мышление, память, речь учащихся.

Воспитывающие:

  • воспитывать добросовестное отношение к выполняемой работе, чувство сопереживания, взаимопомощи.

Оборудование урока:

  • тектоническая карта мира (Атлас с.4)
  • физическая карта Африки;
  • контурные карты, атласы;
  • цветные карандаши;
  • слайды презентация PowerPoint “Рельеф Африки”;
  • учебник  В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2009г.
  • методическое пособие . Н.А. Никитина. Поурочные разработки.-Москва, ВАКО-2005г.
  • раздаточный материал (карточки).

Методы: словесный, наглядный.

Тип урока: комбинированный.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon relef_afriki.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по географии

                                         

Класс: 7

Тема: «Рельеф материка: равнины, плоскогорья, горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Полезные ископаемые и закономерности их размещения, их месторождение».

Цели: 

Образовательные:

  • на основе анализа тектонической и физической карт Африки установить взаимосвязь между тектоническим строением и особенностями рельефа материка;
  • рассмотреть особенности формирования рельефа на северо-западе и юго-востоке Африки;
  • познакомить с основными формами рельефа материка.

Развивающие: 

  • развивать навыки и умения сопоставлять разные карты, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;
  • развивать внимание, логическое мышление, память, речь учащихся.

Воспитывающие: 

  • воспитывать добросовестное отношение к выполняемой работе, чувство сопереживания, взаимопомощи.

Оборудование урока: 

  • тектоническая карта мира (Атлас с.4)
  • физическая карта Африки;
  • контурные карты, атласы;
  • цветные карандаши;
  • слайды презентация PowerPoint “Рельеф Африки”;
  • учебник  В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2009г.
  • методическое пособие . Н.А. Никитина. Поурочные разработки.-Москва, ВАКО-2005г.
  • раздаточный материал (карточки).

Методы: словесный, наглядный.

Тип урока: комбинированный.


Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Методы

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

2 мин.

Проверка готовности учащихся к уроку; сообщение темы и целей урока;
настрой учащихся на учебную деятельность.

   Рассказ

Учащиеся готовятся к уроку, слушают тему и цель урока.

II. Актуализация полученных знаний.

- С каким материком мы познакомились на прошлом уроке? (Африка)

-Почему Африка относится к южным материкам? Какие материки являются южными?

- Какова площадь материка? (29,22 млн.км2, с островами 30,32 млн.км 2)

-Максимальная высота Африки?

(влк. Килиманджаро, 5895м)

- Минимальная высота?

(озеро Ассаль -153 м)

2.1. Характеристика ГП материка Африка.

2.2. Определение крайних  точек материка.

Приложение 1

Крайние точки:

Северная м. Бен-Секка -36 сш.13вд

Южная м. Игольный- 34юш.10вд

Западная м Альмади-10сш 28зд

Восточная м. Рас-Хафун-5сш 47вд

2.3.  Повторение по теме «Исследование Африки».

Приложение 2

Ключ: 1б, 2в,3а,4д,5г

7 мин.

 Учитель  ведет опрос учащихся по ранее изученному материалу (параграф 24).

Опрос проходит в следующий форме: рассказ учащихся о ГП Африки, работа на карточках, фронтальный опрос учащихся.

Внимательно слушает ответ учащегося, комментирует и исправляет ошибки.

Внимательно слушает ответ учащегося, комментирует и исправляет ошибки вместе с учащимися в классе.

Учитель подводит итог проверки д\з, выставляет оценку.

беседа

беседа

беседа

Учащиеся отвечают на заданные вопросы и выполняют задания.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учащийся дает подробную характеристику материка, используя материал учебника, доп. материал, физич. карту Африки.

Учащийся показывает крайние точки материка, определяя правильные  координаты и отвечает на дополнительный вопрос.

Учащийся записывает ответ на доске, комментирует свой выбор при ответе.

III. Изучение нового.

3.1. Сообщение учителя.

Африка –развитая и во многом загадочная цивилизация сложилась в Египте. Долгое время Африка была центром работорговли. У ее самой западной точки расположен остров Горе. В далеком прошлом этот остров был базой пиратов и работорговцев. Лишь в середине XIX века было запрещено рабство, которое унесло миллионы человеческих жизней.

Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями рельефа данного материка.

1) Тектоническое строение Африки.

- На какой литосферной плите лежит Африка?

(Африканская)

- Попадают ли районы материка на стык литосферных плит? Где? С какой плитой происходит столкновение?

(С Евразиатской плитой)

- Что лежит в основании остальной части материка?

(Африкано-аравийская платформа)

- Какая форма рельефа соответствует платформам?

(равнина)

- Какая форма рельефа будет занимать большие площади в Африке?

2.Рельеф Африки.

-Если вы посмотрите на ФК мира, то увидите, что в Африке, по сравнению с другими материками преобладают равнины высотой от 200 до 1000м. Низменностей в Африке мало, расположены они у побережий океанов и морей. На  материке нет высоких и протяженных горных цепей.

По преобладающим высотам Африку разделяют на две части: высокую(Восточная и Южная) и низкую (Северная и Западная).

Низкая Африка

Эта часть материка длительное время испытывала опускание. Неоднократно она заливалась древними морями. Поэтому на значительной части она покрыта толщами осадочных пород - континентальных и морских. В пределах С и З Африки встречаются участки твердых кристаллических пород, образующие достаточно высокие нагорья: Ахаггар, Тибести, плато Дарфур.

На С- З материка находятся г. Атлас.

Сообщение о горах Атлас.

Высокая Африка.

Южная и Восточная части Африкано-Аравийской платформы поднимались, что привело к образованию высоких плоскогорий. Значительную часть занимает Восточно-Африканское плоскогорье. Здесь находятся самые высокие вершины материка - вулканы Килиманджаро, Кения.

- Найдите на физической карте эти вулканы. Определите географические координаты вулканов.

Килиманджаро 4ю.ш.37вд

 Кения 2 ю.ш.35в.д.

К северу от Восточно-Африканского плоскогорья расположено Эфиопское нагорье. Это высокие плато, ограниченные высокими крутыми уступами.

Через восточную часть Африки протянулись крупнейшие разломы земной коры. Они протянулись от Азии через Красное море, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье до устья реки Замбези. Здесь происходит раздвижение литосферных плит (формируется рифтовая зона). Здесь в восточной части Африки часты землетрясения, извержения вулканов. В разломах земной коры (грабенах) образовались крупные озера. Разломы земной коры в восточной части материка получили название Великие Африканские разломы.

Самый юг Африки окаймляют Капские горы (с плоскими вершинами) и Драконовы горы.

Сообщение и Капских и Драконовых горах.

3. Полезные ископаемые.

Африка богата разнообразными полезными ископаемыми. В связи с преобладание магматических пород в Африке особенного много рудных п\и. Африка богата алмазами.  В северной Африке на побережье Гвинейского залива обнаружены запасы нефти. Африка богата фосфоритами, каменным углем, марганцевыми рудами.

-Определите основные типы п\и в Африке.

Учитель сообщает тему и конкретную цель, настраивает учащихся на новый вид деятельности. Слайд 1

Демонстрация слайд 2

Повторение. Работа с тектонической картой мира.

(Атлас, с.4)

Учитель характеризует часть Африки, используя карту.

Демонстрация слайдов “Нагорья в Сахаре”.

Учитель проверяет и исправляет ученика, отвечающего у доски.

Учитель консультирует и проверяет работу учащихся.

Учитель показывает слайды, рассказывает и формах рельефа, используя карту.

Учитель демонстрирует слайды, комментирует рассказ учащегося, исправляет ошибки.

Учитель показывает основные типы п\и на карте.

Рассказ, показ.

Фронтальная беседа по вопросам.

Рассказ, показ.

Беседа, показ

Беседа

Показ

Показ, рассказ

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Учащиеся слушают рассказ учителя, записывают необходимый материал.

Учащиеся работают с тектонической картой, отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся записывают важнейшие характеристики и названия форм рельефа.

Учащиеся

Учащиеся работают картой и атласом (с.24) записывают необходимый материал.

Учащиеся определяют координаты по карте, показывают вулканы.

Учащиеся запоминают материал, записывают в тетрадь необходимую информацию, работают  с атласом с. 24.

Учащиеся запоминают материал, записывают в тетрадь необходимую информацию, работают  с атласом с. 24.

Учащиеся работают с атласом с.24

IV. Закрепление изученного.

Задание: отметить на к\к крупнейшие формы рельефа и  основные типы п\п.

Мини-тест.

(Приложение 3)

ключ: 1а,2а,3б,4а,5а

V. Подведение итогов.

-  Какая форма рельефа преобладает в Африке?

- В чем особенность размещения низменностей на территории Африки?

- Где в Африке располагаются горы?

- Назовите высочайшую вершину Африки.

- В чем различие рельефа Северной и Южной Африки?

VI.  Домашнее задание.

Параграф  25, с.114-117, вопрос 3  письменно.

 8 мин.

 2 мин.

1 мин

Показ слайда

Учитель объясняет  задание.

Учитель раздает бланк- задания.

Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки за работу на уроке, просит ребят  оценить урок.

 

Учитель объясняет домашнее задание.

Показ, рассказ.

Беседа, показ

Учащиеся работают с атласом с.24 и к\к.

Учащиеся выполняют работу по изученному материалу

Учащиеся оценивают  урок, используя раздаточный материал.

Учащиеся записывают в дневник задание.


Приложение 1

Карточка №1.

1. Какие материки относятся к южным?

2. Определите координаты крайних точек материка Африка.

     

3.  Как называли Африку в древности.

        

Приложение 2

Карточка №2

Установите соответствие:

1.   Давид Ливингстон                            А) открытие массива Рувензори

2.  Васко да Гама                                            Б) открыл водопад Виктория

3. Генри Стенли                                              В) открыл морской путь в Индию

4. Н.И. Вавилов                                              Г) изучение центральной Африки

5. В. Юнкер                                                    Д)  установил, что Эфиопия родина

                                                                  твердых сортов пшеницы

Приложение 3

Мини-тест

1. Плосковершинные горы:

а) Драконовы                 б) Капские                   в) Атлас

2. Крайней северной точкой материка является:

а) мыс Бен-Секка                    б) мыс Альмади         в) мыс Игольный

3. Африка лежит в … полушариях.

 а) 3                            б) 4                 в) 2

4. Горы, лежащие на  С-З материка.

А) Атлас              б) Рувензори                  в) Драконовы

5.  На побережье Гвинейского залива обнаружены запасы:

а) нефть                                б) уголь                         в) алмазы

Никитина Юлия Юрьевна, учитель географии МКОУ «КСОШ №2»         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по географии в 7 классе на тему "Географическое положение Австралии.Рельеф и полезные ископаемые"

Данная презентация предназначеня для первого знакомства с материком Австралия, содержит задания,карты, иллюстрации, контурную карту....

Конспект урока по географии 9 класс "Географическое положение Краснодарского края. Границы. Рельеф".

Урок для коррекционных школ. На уроке проводилась практическая раота "Обозначить на контурной карте России свою область"...

Конспект урока по географии 7 класс полезные ископаемые и рельеф Африки

конспект урока по географии 7 класс полезные ископаемые и рельеф Африки учитель МОУ СОШ №1 Коротицкая Л.Ю....

Конспект урока по географии в 8 классе Тема «Северная Америка. Рельеф, климат. Реки и озера.»

Конспект  урока по географии в 8 классе школы VIII вида Тема «Северная Америка. Рельеф, климат. Реки и озера.» Урок-устный журнал....

Конспект урока по географии на тему "Рельеф суши. Горы."

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке географии....

План конспект урока по географии. Тема урока: Зона тундры. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.

Аннотация. В данном конспекте  урока описаны особенности применения учителем географии  здоровьесберегающих технологий в обучении детей с ОВЗ. В пример  приведена методика проведения...


 

Комментарии

Спасибо большое за интересный материал к урокам!