Урок по географии
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Мостофина Елена Валентиновна

Конспект урока по географии в 6 классе. Тема "Формы рельефа. Горы." Урок изучения нового материала с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_geografii_6klass_gory.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ СМР «Коробицынская основная общеобразовательная школа»

Конкурс учебно-методических разработок

«ИКТ в педагогической деятельности»

Номинация: Урок с использованием ИКТ

Тема: Основные формы рельефа суши. Горы. 

Предмет: география

6класс

                                                         

                                                           Автор: Мостофина Елена Валентиновна,

                                                           учитель географии и биологии

                                                           БОУ СМР «Коробицынская ООШ»

                                                      2013г.

Введение

В преподавании географии и биологии, наряду с традиционными технологиями обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий и мультимедиа.

Главное направление использования ИКТ на уроке  географии в 6классе по теме «Основные формы рельефа суши. Горы.» – это демонстрация  слайдов и видеофрагмента с изображением горного рельефа при изучении нового материала.  С помощью видеофильма «Горы» учащиеся получают представление не только о горных ланшафтах, но и о процессах образования и разрушения гор. Фотографии горного хребта, долины, нагорья, горных пиков формируют у школьников образное представление о расчлененном горном рельефе. Наличие на экране плана выполнения практической работы и памятки по работе с контурной картой упрощает учебную задачу, экономит время. Презентацию можно эффективно использовать на уроке при закреплении изученного  материала, при подведении итогов урока.

Демонстрация презентации и видеофрагмента сопровождается фронтальной беседой с учащимися, самостоятельной работой, заполнением схемы, работой с атласами, контурными картами, настенной географической картой. Таким образом, происходит совмещение традиционной методики преподавания предмета и использование ИКТ.

Основные цели использования ИКТ на данном уроке:

-повышение эффективности образовательного процесса;

-развитие у обучающихся наблюдательности, мышления, внимания;

-формирование понятий на основе зрительных образов.

Данная методическая разработка рассчитана на один урок продолжительностью 45минут.

Планируемые  результаты:

-личностные: воспитание любви к Родине, экологического мировоззрения;

-метапредметные: развитие умений работать по плану, анализировать материал, работать с географическими картами;

-предметные: сформировать понятие о горном рельефе, различии гор по высоте, выявить причины изменения гор, изучить значение гор для человека.

Способы проверки полученных знаний и умений  - это практическая работа по определению географического положения гор, заполнение контурной карты, географический диктант, устный рассказ по плану, зачет по сдаче географической номенклатуры у карты.

В перспективе содержание презентации, как и самого урока, можно изменять, в зависимости от способностей обучающихся класса. Можно дополнить интересным материалом по изучаемой теме, изменить формы актуализации, подачи  или проверки знаний. С помощью ИКТ это можно сделать быстрее и лучше.

ИКТ позволяют учителям разных школ обмениваться своим опытом работы.

Тема: Основные формы рельефа суши. Горы.

Цель занятия: сформировать и углубить понятия «горы», «рельеф», «формы рельефа»

Задачи:

Образовательные: сформировать у обучающихся представления о горных системах, хребтах, типах  гор по высоте, особенностях занятий населения в горах.

Развивающие: продолжить формирование у обучающихся умений работать с учебником, атласом, контурной картой, словарем, наглядными  материалами; развивать умения определять географическое положение гор, их высоту; умение показывать горы на контурных картах.

Воспитательные: воспитывать любовь к своей Родине на примере изучения гор, их природной красоты, значения.

Оборудование: учебник А.А.Летягин. География. Начальный курс. 6класс. – М; «Вентана-Граф», 2010

 Атласы и контурные карты по географии 6 класса, Физическая карта полушарий, Физическая карта России, картина «Извержение вулкана», таблица «Горная страна», презентация «Горы», видеофильм «Горы»,  мультимедиаоборудование.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

1.Организационный момент

Начнем, пожалуй, наш урок,

Звонок сигнал дает нам в срок.

Друг другу мило улыбнулись,

Ко мне тихонько повернулись.

2.Основной этап (Презентация. Слайд1)

Изучая тему «Литосфера», мы убедились в том, что процессы, происходящие в недрах Земли и на земной поверхности, определяют облик нашей планеты. Поверхность Земли неровная.

Как называются все неровности земной поверхности? (рельеф)

На поверхности нашей планеты есть две наиболее крупные формы рельефа – материки и впадины океанов. В свою очередь и на суше, и на дне океана выделяются горы и равнины.

Запишем в тетради тему урока: Основные формы рельефа суши. Горы.

Посмотрите на тему нашего урока и попробуйте сформулировать его цели и задачи.

1.изучить и углубить понятия «горы», «рельеф», «формы рельефа»

2. изучить разнообразие гор, причины их разнообразия

3.познакомиться с особенностями занятий населения в горах.

4. научиться определять географическое положение гор, их высоту;

5. научиться показывать горы на контурных картах.

Для начала давайте вспомним, что такое «литосфера»? (Литосфера- это твердая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии. Земная кора – это толща горных пород и минералов.)

Что такое холм? (Холм- это небольшое, до 200метров,  возвышение в рельефе местности,  имеющее подошву, склон и вершину.)

Как вы себе представляете, что такое «гора»? (Гора - форма рельефа, высоко поднятая над равниной, выше холма) У горы, как и у холма, есть подножие, склон и вершина. (Вспомните вулкан! Картина «Извержение вулкана»)

Давайте посмотрим фрагмент фильма и попробуем сформулировать понятие «горы».

(Демонстрация видеофрагмента «Горы»)

Итак, что представляют из себя горы? (Горы- это обширные участки земной поверхности, высоко поднятые над равниной и имеющие большие перепады высот (более 200метров) Запишем определение гор в словарик. (слайд 2)

Посмотрим слайды презентации (слайды 3-9), обратите внимание, какие еще новые понятия вы встретите. (горный хребет, горная долина, нагорье, горная система, пик горы)  Горы имеют расчлененный рельеф.

Горы, горный хребет, горная система- это слова- синонимы.

Горы на карте изображены коричневым цветом.  (Откроем Атлас по географии, Физическая карта полушарий) Причем, чем темнее окраска, тем выше горы. Среднюю высоту гор мы можем определить по шкале высот. Самую высокую точку гор- по цифровой отметке высот.  Например, горы Гималаи- средняя высота выше5000метров. Самая высокая точка- г.Джомолунгма(Эверест), высота ее 8848метров. Это самые высокие горы в мире.

Горы различаются по высоте.(слайд 10)

Пользуясь учебником, заполните в тетради схему: (Слайд 11)

Проверяем. (слайд 12)

Горы изменяются во времени. Они разрушаются под действием водных потоков, ветра, разницы температур, силы тяжести. (слайд 13)

По рисункам в учебнике (с.97) попробуйте определить, где изображены старые горы, а где - молодые? Молодые горы имеют острые вершины, крутые склоны, горы высокие, покрыты снегами и ледниками. (Кавказ) У старых гор вершины округлые, склоны пологие, сами горы по высоте низкие или средневысотные. (Хибины, Карпаты)

Ребята, а как вы думаете, удобны ли горы для хозяйственной деятельности и жизни человека?

Горный рельеф затрудняет строительство домов, прокладку дорог, линий электропередач, добычу полезных ископаемых. Но в горах человек может заниматься овцеводством, а в горных долинах – земледелием.

Только 10% населения мира живет в горных районах. Ведь жизнь людей в горах сопряжена с различными трудностями. В горной местности увеличиваются физические нагрузки, человек испытывает недостаток кислорода. В горах  часто происходят опасные для человека природные явления: землетрясения, сход снежных лавин или грязевых потоков, обвалы. Тем не менее, горы имеют большое значение в жизни человека. Они дают людям воду, многие полезные ископаемые, лесные и сельскохозяйственные продукты. Горы своей необычной красотой манят к себе туристов и альпинистов.

(слайды 14-19)

Итак, мы узнали с вами много интересного о горах, но чтобы знать, где находятся те или иные горы, нужно определить их географическое положение на карте.

Дадим описание географического положения гор Гималаев по плану (с.205 учебника), пользуясь Физической  картой полушарий в атласе. (слайд 20)

Записываем в тетрадях:

Географическое положение гор

1.Горы Гималаи.

2.Находятся на материке Евразия, в южной его части.

Расположены между параллелями 27градусов и 34градуса с.ш., между меридианами 73 и 97градусов восточной долготы.

3.К северу от Гималаев находится нагорье Тибет, к югу – Индо-Гангская низменность.

4.Горные хребты протянулись с северо-запада на юго-восток на 2700км.

5. Средняя высота около 6000метров. Самая высокая точка - г.Джомолунгма (Эверест), ее высота 8848 метров.

 Теперь  самостоятельно в тетради опишите  г.п. гор Кавказ по этому же плану.

Практическая работа12. Определение по карте географического положения гор 

1.Горы Кавказ.

2.Находятся на материке Евразия, в юго-западной части, между меридианами 40 и 50 градусов восточной долготы. Между параллелями 40 и 45 градусов северной широты.

3.Кавказ расположен между Черным и Каспийским морем, на юге Восточно-Европейской равнины.

4.Горы протянулись с северо-запада на юго-восток на 900км.

5. Средняя высота - более3000метров. Самая высокая точка – г.Эльбрус. Ее высота – 5642м.

Проверяем (меняемся тетрадями)

Теперь нам нужно найти на географической карте все горы, которые упоминаются в параграфе учебника и нанести их на контурную карту. (слайд 21)

(Гималаи, Альпы, Скандинавские, Урал, Кавказ, Хибины, Пиринеи, Карпаты, Анды, Кордильеры, Аппалачи.)

Учитель показывает горы на карте. Ученики находят их у себя в атласе и наносят на контурную карту.

Правила обозначения гор на контурной карте. (слайд 21)

1.Проведите наложение физической и контурной карт. Определите географическое положение гор в контурной карте.

2.Подчеркните на к.к.главное направление хребтов одной линией карандашом.

3.Подпишите горы по всей длине полученной линии.

4.Отметьте наивысшую точку, название и высоту. Название точки разместите параллельно параллели.

3.Закрепление изученного материала

1. Покажите изученные горы на карте.

2.Закончите предложения (слайд 22)

1.Горы- это …

2.По высоте горы делятся на …

3.Самые высокие в мире горы –…

4.Самая высокая в мире вершина – это …

5.Самая длинная в мире горная цепь – это…

6.Горы разрушаются под действием…

7.Старые горы отличаются от молодых тем, что у них…

8.В горах человек …

4.Подведение итогов.

Давайте подведем итоги нашего урока.

На уроке мы…?

1.изучили и углубили понятия «горы», «рельеф», «формы рельефа»

2. изучили разнообразие гор, причины их разнообразия

3.познакомились с особенностями занятий населения в горах.

4. научились определять географическое положение гор, их высоту;

5. научились показывать горы на контурных картах.

Оценки за работу на уроке.

5.Домашнее задание: пар.27прочитать

1.Подготовить рассказ о горах  (понятие «горы», различие гор по высоте, с примерами гор на  карте, изменение гор, деятельность человека в горах.)

2.Дать характеристику географического положения гор по плану (по выбору учителя).

+Номенклатура.( Показать  на карте горы, которые наносили на контурную карту).

6.Рефлексия

Оцените свое личное отношение к уроку, заполните анкету :

1

На уроке я работал (а)

активно/  пассивно

2

Своей работой на уроке я

доволен (льна)/  не доволен(льна)

3

Урок показался мне

коротким / длинным

4

За урок я

не устал(а)/  устал(а)

5

Мое настроение

улучшилось/  ухудшилось

6

Материал урока был мне

понятным/  непонятным

интересным / скучным

легким / тяжелым

7

Домашнее задание кажется мне

интересным / неинтересным

Урок окончен. Всем спасибо за внимание!

Использованные материалы

1.А.А.Летягин. География. Начальный курс. 6класс. – М; «Вентана-Граф», 2010.

2.География. Программа 6-10классы общеобразовательных учреждений. А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин и др. – М.: Вентана-Граф, 2008.

3.Т.П.Герасимова, О.В.Крылова. Методическое пособие по физической географии. 6класс. – Просвещение, 2010.

4.Материалы Интернет сайт http://geo.web.ru/ (фотографии гор для презентации)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок курса географии в 11 классе "Глобальная география"

В 11 классе мной ведется курс географии под названием "Глобальная география" . Предлагается презентация вводного урока. В данной работе рассматриваются следующие вопросы: понятие "глобалистика"; задач...

Интегрированный урок (английский язык + география) «Обобщающий урок по географии материков и океанов»

Интеграция обеспечивает развитие навыков и умений иноязычной речевой деятельности; познавательных способностей учащихся через интеллектуальное и эмоциональное воздействие художественного произве...

Конспект урока по географии в 6 классе:"География современных религий"

В конспекте урока рассматривается использование интерактивной доски Aktivstudio на разных этапах урока"....

Разработка урока по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"

Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"....

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...

Методическая разработка урока по географии "Знаменитый русский географ В.П.Семенов-Тян-Шанский"

Методическая  разработоа  урока, посвященного 145-летию со дня рождения Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского.Тема урока: «Знаменитый русский географВ. П. Семенов-Тян-Шанский»...