Организация исследовательской и природоохранной деятельности в эколого-географическом образовании учащихся
статья (география, 7 класс) по теме

При организации исследовательской работы используются следующие методы: анализ литературных источников, визуальные наблюдения, фотографирование, интервью, статистический, картографический, исследовательский, работа над проектами.

Исследовательская деятельность посредством эколого-географического материала может быть представлена индивидуальными и коллективными работами. Важной составляющей успеха служит оригинальность выбранной темы, ее неожиданность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fominykhli_-_statya.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фоминых Любовь Ивановна

МБОУ «Карагайская СОШ №2, с.Карагай, Пермский край

учитель географии высшей категории

 Организация исследовательской и природоохранной деятельности  в  эколого-географическом образовании учащихся

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования – формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения [4]. Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых подходов к образованию. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

В соответствии со стандартами второго поколения в ходе обучения географии у выпускников должны быть сформировано эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования; осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона). Применение исследовательского метода в эколого-географическом образовании позволяет достигать следующих результатов:

  • личностных – сформированности устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;
  • метапредметных – способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
  • предметных – овладению элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения характеристик географической среды, в том числе ее экологических параметров [4].

Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы [3].

При организации исследовательской работы используются следующие методы: анализ литературных источников, визуальные наблюдения, фотографирование, интервью, статистический, картографический, исследовательский, работа над проектами.

Исследовательская деятельность посредством эколого-географического материала может быть представлена индивидуальными и коллективными работами. Важной составляющей успеха служит оригинальность выбранной темы, ее неожиданность.

Река Обва. Казалось бы о главной водной артерии района известно многое. Мы решили рассмотреть этот природный объект с точки зрения школьного расписания. В него вошли такие уроки как: история Приобвинских земель, география бассейна Обвы, биология на досуге, экология побережья Обвы, литература Приобвья, обществознание жителей Поречья и т.д. Пройдя все стандартные этапы исследовательской деятельности от анализа литературных источников до выступления на конференциях, мы получили следующие результаты: школьный конкурс исследовательских работ учащихся – 3 место, районный конкурс исследовательских работ – сертификат участия (работа участвовала только в заочном этапе), краевой конкурс рефератов «Мой Пермский край» - диплом 1 степени, краевой конкурс «Чистая вода» - диплом 1 степени. Также важным фактором успеха является личность учащегося. Уверенность и умение держать публику нарабатывается с опытом выступлений. С этой целью, а главное с природоохранной пропагандой ученица показала презентацию и рассказала о реке Обве учащимся нашей школы, распространила буклеты о данном водном объекте. О результатах работы можно судить по позитивным отзывам детей. Таким образом, индивидуальная исследовательская деятельность раскрывает основные направления модернизации школьного географического образования: усиление гуманитарной направленности, личностно-ориентированное обучение, деятельностный подход.

Коллективная или групповая исследовательская деятельность реализуется в соответствии с концепцией развития воспитательной системы класса, в которой экологический компонент является одним из приоритетных направлений деятельности.

Эколого-краеведческое направление связывает школьную географию с жизнью, учит школьников правилам поведения в природе, позволяет им проявить себя в социальной деятельности посредством решения экологических проблем своего родного края на посильном для себя уровне. Оптимальный вариант эколого-краеведческой работы – деятельность по разным направлениям, но в системе: исследовательская, интеллектуально-познавательная, просветительская, практическая  природоохранная. Отрядом «Экомир» написаны три проекта: «Река моего детства», «Водный план реки Карагайки» и «Прудам – нашу заботу». Реализация первых двух проектов происходила по четырем блокам: «Живая вода для людей» - анализ качества воды, определение основных загрязнителей реки; «Вода – для жизни» - исследование биоразнообразия реки и водоохраной зоны, очистка от мусора территории водоохраной зоны; «Карагайка – живая легенда» - социологический опрос жителей Карагая, гидро-, метеонаблюдения; «Я люблю речку Карагайку» - конкурс творческих работ участников проекта, выпуск листовок–инструкций по компостированию органических отходов. В результате реализации этих проектов мы изучили и улучшили экологическое состояние реки Карагайки. Дети участвовали в районном экологическом слете и в краевом конкурсе природоохранных отрядов, где получили диплом II степени.

В ходе реализации проекта «Прудам  - нашу заботу» ребята очистили берега Ефремятского пруда от бытового мусора, собрали материал для исследовательской работы и составления паспорта водного объекта. Для расширения кругозора  старшеклассники провели для учащихся школы беседы и викторины о прудах Пермского края. С целью получения дополнительной информации о прудах Карагайского района инициативная группа проекта приняла участие в круглом столе, организованном  экологическим центром  районной библиотеки. За успешную реализацию проекта отряд был награжден на районном экологическом слете дипломом первой степени.

Организация природоохранной работы в рамках указанных проектов позволяет применять универсальные способы деятельности в реальных жизненных ситуациях. Наш отряд ежегодно участвует в сборе макулатуры, в  акциях «Чистая улица», «Чистый лес», организуемых экологическим центром школы. При проведении «Зеленого дня» в рамках форума «Зеленая планета» наш класс оказал посильную помощь в закладке аллеи в с. Карагай.

Использование исследовательского и проектного методов имеет важное практическое и социальное значение. В процессе деятельности происходит развитие личностных качеств и формирование универсальных учебных действий учащихся – умения организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты, что соответствует современной парадигме образования.

Библиографический список:

  1. Глушкова А.Д. Возможности организации научно-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения географии// Проблемы естественнонаучного образования: Сборник науч. Трудов.- Иркутск; Изд-во Иркут. Гос. Пед. Ун-та/ http://kafgeo.igpu.ru/6-4help-school.htm#start
  2. Крылова В. Проектная деятельность учащихся по географии// География. Приложение к 1 сентября. №22, 2007 г.
  3. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы /http://www.educom.ru/ru/documents/archive/dvices. Php
  4. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 2011. – 75 с. – (Стандарты второго поколения).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму организации ученической деятельности

В статье определены особенности организации групповой работы, изложены требования к учебному материалу, даны советы по комплектованию групп, обозначены функции учителя, предложен  план групповой ...

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

Организация исследовательской работы в экологическом научном объединении учащихся «Исследователи природы» ( обобщение опыта работы)

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. «Школа должна заниматься поиском индивидуальностей». Этот тезис ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Метод проектов, организация исследовательской деятельности учащихся, как фактор получения новых образовательных результатов в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»»

Тема кружка позволяет познакомить учащихся с практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружить их методами познания и сформировать позна...

«Организация исследовательской деятельности учащихся – как форма внеурочной работы, способствующая повышению качества образования»

Внеурочная работа с учащимися стала неотъемлемой частью образовательного процесса в связи с введением нового стандарта образования. Она способствует развитию познавательной активности учащихся, вовлеч...

Организация исследовательской работы учащихся гимназии во внеурочной деятельности (программа «Я - исследователь») и в дополнительном образовании (историческая секция ГНОМ).

Организация исследовательской работы учащихся гимназии  во внеурочной деятельности (программа «Я - исследователь») и в дополнительном образовании (историческая секция ГНОМ).  Из ...