Население Африки
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

Нарожный Иван Николаевич

Цель: Выявить основные особенности природы материка.

Задачи:

1. Называть и показывать районы повышенной плотности населения и основные расы; объяснять отличия представителей каждой расы и принцип размещения населения.

2. Способствовать формированию интереса к географическим знаниям

3. Способствовать формированию навыка культуры поведения и общения в учебной среде

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urokno7.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №7.  

Тема: Население Африки.

Цель: Выявить основные особенности природы материка.

Задачи:

1. Называть и показывать районы повышенной плотности населения и основные расы; объяснять отличия представителей каждой расы и принцип размещения населения.

2. Способствовать формированию интереса к географическим знаниям

3. Способствовать формированию навыка культуры поведения и общения в учебной среде

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Приемы: рассказ, беседа, работа с текстом учебника, таблицей, картой.

Оборудование: карта «Народы и плотность населения мира».

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент: Здравствуйте, садитесь!

II. Проверка домашнего задания.

Опрос по вопросам и географической номенклатуре:

1. В какой части материка расположено основное количество заповедников и национальных парков?

2. Какие национальные парки имеют мировое значение?

3. Какие изменения произошли в природе в связи с хозяйственной деятельностью человека.

ПI. Изучение нового материала.

1.Рассказ учителя.

Во время рассказа учитель показывает слайды, дети в тетрадях записывают.

Мы с вами уже знаем, что Африка - прародина человека. Современное население Африки относится к трем основным расам: европеоидная, экваториальная, монголоидная.

Название расы

Народы

Место проживания

Характерные черты

1 . Европеоидная раса

Алжирцы, марокканцы, египтяне, берберы

Север Африки

Смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо

2. Экваториальная раса (негроидная)

Тутси, нилоты, масаи

Пигмеи

Саванны в северной части материка Зона экваториальных лесов

Очень темная, почти черная кожа, рост 180-200 см Кожа менее темная, губы тонкие, широкий нос, коренастые, малорослые (150см)

3. Монголоидная

Бушмены, готтентоты

Полупустыни, пустыни

Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо

4. Промежуточная раса

Эфиопы Малагасийцы

Малагасийцы

о. Мадагаскар

Более светлая, но с красноватым оттенком кожа Смешение монголоидной и негроидной рас

Известно, что на планете Земля живут люди с   различным цветом кожи: чернокожие, желтолицые, бледнолицые. А вот туарегов, населяющих Нигер, называют «синими людьми пустыни». Их праздничная одежда цвета индиго под яркими лучами солнца отбрасывает синие отсветы на смуглую кожу, а нестойкая краска впитывается в нее.

На границе Уганды и Судана живут изолированные от внешнего мира племена карамоджонгов, относящиеся к группе нилсу самых высоких людей планеты. Средний рост женщин, которые гораздо ниже мужчин, достигает 190 см. Эти африканские гулливеры являются и самыми темнокожими.

2.        Работа с картой «Народы и плотность населения мира».

  1. Анализ карты и условных обозначений.
  1. Описание населения материка (учебник, с. 313 «План описания населения материка»).

3.        Беседа.

Удельный вес населения Африки по отношению к населению всего земного шара за последние несколько столетий уменьшался. Так, в 1650 г. в Африке было 100 млн. человек, что составляло 18,3 % общей численности населения Земли.

За 250 лет, то есть в 1900 г., численность увеличилась всего на 29 млн. человек и составляла только 7,4 % населения земного шара. Это явилось следствием работорговли, длившейся столетиями, жестокой эксплуатации коренных жителей европейскими колонизаторами, ужасных условий жизни, приводивших к большой смертности.

К началу XX в. почти всю территорию Африки капиталистические страны Европы разделили между собой и превратили в материк колоний. Колония - страна, лишенная политической и хозяйственной самостоятельности.

Остров, лежащий напротив Дакара, современной столицы Сенегала, в далеком прошлом называли остров Горе, потому что он был базой пиратов и работорговцев. Здесь «живой товар» через «ворота без возврата» вывозили и грузили на парусники, шедшие в далекую Америку. Горестный плач и кандальный звон стихли только к середине XIX в., когда было запрещено рабство во французской Африке.

В середине XX в. Африка стала материком национально-освободительной борьбы, которая привела к распаду колониальной системы.

IV. Итог урока.

Вопросы:

  1. Назовите расы.
  2. Дайте характеристику расам Африки.
  3. Назовите территории с большой и маленькой плотностью населения.

V. Домашнее задание: § 30; в контурной карте указать районы основных рас Африки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по географии "Население Африки"

Разработка открытого урока по географии в 7 классе по теме "Население Африки" с презентацией к уроку....

Урок "Население Африки. Современная политическая карта"

урок с презентацией по теме "Население Африки" .На уроке проводится путешествие .  Дети знакомятся с численностью населения, рассами, народами проживающими на материке Африка. Проводят исследован...

конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"

Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые  позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...

конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"

Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые  позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...

население Африки

Расы и народы Африки...

Урок "Население Африки". 7 класс

Данный урок является составной частья раздела "Африка". К конспекту урока прилагается компьютерная презентация для объяснения нового материала и видео "Население Африки"...

Население Африки

разработка урока по географии 7 класса создана для повышения мотивации к обучению, повышения эффективности усвоения материала, развития исследовательской и коммуникативной компетентностей обучающихся,...