"Растительный и животный мир Европы"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

 Выборная Татьяна Владимировна

Конспект урока по географии "Растительный и животный мир Европы" предназначен для учащихся 8 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Целью разработки урока является формирование представления учащихся о растительном и животном мире Европе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Растительный и животный мир Европы.

Цель: формировать представление учащихся о растительном и животном мире Европе.

Задачи: рассказать учащимся о растительном и животном мире  Европе.

Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.
Воспитывать бережное  отношение к природе.

Оборудование: карта природных зон, иллюстрации или слайды,  животных и растений Европы, мультимедийная  установка.

Тип урока: Сообщение новых знаний.
                                                Ход урока.

I Орг. момент.

Приветствие, отчет дежурного, настрой на работу, оценочный лист.

II Актуализация знаний, сообщение темы и цели урока.

Какие природные зоны  вы знаете?

Сегодня мы подробнее остановимся на растительном и животном мире Европы. Запишите тему урока.

Попробуйте, назвать  цель нашего урока. Вам предстоит работать в паре (соседом по парте), и оценить не только свою работу, но и оценить работу своего соседа.

III Изучение нового материала.

1Рассказ учителя, сопровождается показом на карте природных зон.

- Какие природные зоны находятся в Европе?

       -Покажите на карте природные зоны Европы .№ 1-3.

2. Работа с текстом учебника

Задание по парам.

Учащийся гр.№3 – прочитает абзац учебника об   арктической пустыне.

1 пара - подготовит сообщение о животном и растительном  мире тайги и тундре;

2 пара - о животном и растительном  мире смешанных и широколиственных лесов;

3 пара  -  о  животном и растительном  мире степей;

4 пара - о животном и растительном  мире тропиков и субтропиков;

5 пара - о животном и растительном  мире высотной поясности.

Гимнастика для глаз. Роза ветров.

3.Вывод по теме.

IV Закрепление пройденного материала.

Беседа по вопросам:

Какие - Какие природные зоны находятся в Европе?гр.№1-3

Покажите на карте природные зоны Европы.

Перечислите европейских представителей растительного и животного мира каждой природной зоны.гр.№1-2

Сравните природу севера и юга Европы. гр.№1

Назовите растения и животных, описанных в тексте, которые есть в нашей местности.

Задание: выпишите в тетрадь, то, что отмечено в красной рамке, стр.190.

V Итог урока.

Оценочный лист, комментарий оценок.

д\з стр.186- 190

гр.№1-2 – задание1- 2

гр.№3 – задание3

Рефлексия.

Что интересного вы узнали о растительном и животном мире Европы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ц ель: формировать представление учащихся о растительном и животном мире европы . Тема урока : Р астительный и животный мир Е вропы .

Слайд 2

Природа , растения и животные Европы Природны зоны расположены в полном соответствии с климатическими условиями: арктическая пустыня в Арктике, затем тундра, лесотундра, тайга, смешанные леса, широколиственные леса, лесостепи и степи, леса субтропиков и полупустыни. В горных районах природные зоны сменяют друг друга по мере повышения. Отдельно стоит выделить особые природные зоны вдоль побережья крупнейших европейских рек: Волги, Дуная, Днепра, Урала, Дона, Печоры, Вислы и Эльбы. Европа занимает западную часть огромнейшего материка под названием Евразия. Площадь этой части света – 10 млн. кв. км, и по большей части европейский ландшафт представляют равнины. Самые крупные из них: Восточноевропейская, Среднеевропейская, Среднедунайская и Нижнедунайская . 17% территории занимают горы: Карпаты, Пиренеи, Альпы, Уральские горы, Апеннины .

Слайд 3

Растительный мир тундры Разнообразие природных зон определило богатство европейской флоры. Представим на минуту, что мы несемся на огромном лайнере от самого Северного полюса к югу Европы. Сначала под нами простираются глыбы льда, кое-где вздыбленные торосами и айсбергами. Это безжизненная тундра , где на многие километры не встретишь ни одного кустика. После того, как мы пересечем Северный Ледовитый океан, под нами, наконец-то, суша. Здесь скудная растительность представлена в основном мхами и лишайниками. Еще чуть южнее начинается полоса лесотундры . Это удивительное место, где "лес по колено", а деревья настолько низкорослые, что невольно чувствуешь себя Гулливером в стране лилипутов. То здесь, то там встречаются карликовые березки и ели. Они жмутся к берегам рек и лишь дальше к югу образуют небольшие насаждения. Такие зеленые островки в короткую арктическую весну радуют разноцветием . А чуть позже появятся в этих местах сочные ягоды: морошка и голу бика.

Слайд 4

Тайга Движемся дальше на юг. Начинается лесная полоса – тайга, настоящее царство хвойных растений. Российская тайга, например, славится кедром, елью, пихтой, даурской лиственницей. Под крылом нашего самолета на многие тысячи километров тянется настоящее море деревьев. То расступаясь перед городами и деревнями, то вновь смыкаясь, волны таежного леса бегут на юг. Иногда просвечивают проплешины серо-бурого цвета. Это торфяные болота, сплошь покрытые седыми мхами. Сколько голубики и клюквы можно собрать на этих болотах! А в лесах ждут княженика и поляника , черника и брусника, рябина и калина.

Слайд 5

з она смешанных и широколиственных лесов. Затем тайга постепенно светлеет, а на смену стройным соснам и могучим кедрам приходят осины и березы, клены и дубы, пихты и грабы. Это зона смешанных и широколиственных лесов.

Слайд 6

Горы Если пролетать над европейскими Альпами, то есть возможность полюбоваться с высоты изумрудной красотой альпийских лугов. Чуть ниже раскинулись субальпийские высокотравные луга. А подножье гор утопает в зарослях деревьев преимущественно хвойных пород.

Слайд 7

Степь После леса нас встречает степь. Особенно красиво здесь весной и летом. Колышется ковыль, степные гиацинты и ирисы наполняют воздух упоительным ароматом. Осенью по степи будут прыгать "мячики" удивительного растения – "перекати-поле", иногда встречаются зеленые островки из терновника, степной вишни и дерезы – необычного растения из семейства акаций.

Слайд 8

Кавказ А на юге нас ждет Кавказ – настоящий кладезь древовидных кустарников: лавровишни, падуба, рододендронов. Кое-где сохранились реликтовые кавказские растения: самшит, каштан, эльдарские и пицундские сосны. Юг Западной Европы также радует буйной растительностью, характерной для субтропиков. Нередко можно увидеть пальмы и лианы. Но больше всего здесь цветов, которые сплошным ковром укрывают города и площади городов и окраин. Особенность европейской флоры заключается, прежде всего, в многообразии. В этой части света можно найти и северный ягель и южную пальму. Уникальность растений, произрастающих в Европе, обусловлена и своеобразным ландшафтом: в Европе мало гор и много равнин. Добавляют "изюминки" и водоемы: полноводные реки тянутся от севера к югу, Атлантический океан диктует свои правила, а Северный Ледовитый океан не дает забыть о том, что когда-то Европа полностью скрывалась под огромным ледником.

Слайд 9

Животный мир Европы Те же условия определили и богатство мира животных в Европе. В Арктике и тундре разгуливают северные олени и белые медведи, меж карликовых деревьев прячутся пушистые песцы и полярные зайцы, а в водах северных морей плещутся моржи и тюлени.

Слайд 10

Тайга В тайге животных еще больше. В густых зарослях можно встретить бурого медведя и изюбря, рысь и росомаху. Испокон веков тайга – главный "поставщик пушнины". Здесь водятся горностаи и соболи, бурундуки и белки.

Слайд 11

Смешанные и широколиственные леса Смешанные и широколиственные леса – дом для диких кабанов, оленей и норок. В европейских странах умеренного пояса встречаются ежи и белки, землеройки и косули, лисы и барсуки, хорьки и ласки. В Норвегии встречаются овцебыки, а Польша и Белоруссия известны своими зубрами

Слайд 12

Степь Степные представители мира фауны отличаются невысоким ростом. Это тушканчики и лисицы, степные волки и сайгаки. В горных районах обитают козлы, джейраны, дикобразы и огромное количество пресмыкающихся. В Альпах живут генетты и серны, а в Пиренеях обитают каменные бараны и сурки .

Слайд 13

Генетты, каменные бараны, сурки… Зато и птицы в горах величественнее: это горные орлы и орланы, ушастые совы и мудрые филины. А уж юг Европы – царство рептилий, земноводных и птиц. Побережья морей облюбовали чайки, тупики и кайры .

Слайд 14

К сожалению, Европа – самая застроенная часть света. Все меньше животных могут обитать в естественных условиях. Самых редких, находящихся под угрозой вымирания, заносят в Красную книгу. Например, только по России, в Красную книгу занесено свыше 500 видов животных .

Слайд 15

Использованные ресурсы. Интернет ресурсы; Журнал о природе «Сезон года» Природа Европы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 8 кл "Охрана растительного и животного мира"

В 8 классе изучается курс географии "Природа России". Данный урок проводится после изучения общей характеристики природы. УМК: учебник И.И. Бариновой "География: природа России". Урок проводится в нет...

Лабораторная работа Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток.

Данную лабораторную работу провожу  в контексте темы: Общие принципы клеточной организации....

Растительный и животный мир России.

Цель урока:  I. Обучающая: 1. сформировать умение анализировать карту растительности России; 2. сформировать умение выявлять основные факторы, влияющие на размещение природных зон по территори...

Растительный и животный мир России.

Презентация к уроку географии в 8 классе. Конспект урока тоже есть на сайте. Презентацию уменьшила с 25 до 9 Мб. Больше 3 Мб не загружает, поэтому последовательно выложу 4 части презентации....

Растительный и животный мир России.

Растительный и животный мир России. Цель урока:  I. Обучающая: 1. сформировать умение анализировать карту растительности России; 2. сформировать умение выявлять основные факторы, влия...

"Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клеток"

Урок носит практический характер и предполагает проведение лабораторных работ:   виртуальной (для ознакомления учащихся с правилами приготовления микропрепарата) и с натуральными объектами (для в...