Разработка урока по географии , 7 класс, "Растительный мир степей"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

 Елена Владимировна Савенко

Данная работа предназначена для изучения материала по теме «Растительный мир». Урок построен на деятельной основе с использованием информационных технологий. Используются медиапродукты, разработанные учителем на основе технологических приемов «Сорбонка», «Трафарет», применение триггеров в презентации Power Point, видеоролика ArcSoft MediaImpresion.  Применение медиапродукта повышает эффективность восприятия информации, способствует развитию наглядно-образного мышления, организации самоконтроля.Данная работа предназначена для изучения материала по теме «Растительный мир». Урок построен на деятельной основе с использованием информационных технологий. Используются медиапродукты, разработанные учителем на основе технологических приемов «Сорбонка», «Трафарет», применение триггеров в презентации Power Point, видеоролика ArcSoft MediaImpresion.  Применение медиапродукта повышает эффективность восприятия информации, способствует развитию наглядно-образного мышления, организации самоконтроля.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rast_stepey.docx408.13 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное учреждение

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Поронайска

ФИО и должность автора

Савенко Елена Владимировна

учитель-дефектолог (биология,география)

Наименование разработки

«Растительный мир»

Аннотация

Данная работа предназначена для изучения материала по теме «Растительный мир». Урок построен на деятельной основе с использованием информационных технологий. Используются медиапродукты, разработанные учителем на основе технологических приемов «Сорбонка», «Трафарет», применение триггеров в презентации Power Point, видеоролика ArcSoft MediaImpresion.  Применение медиапродукта повышает эффективность восприятия информации, способствует развитию наглядно-образного мышления, организации самоконтроля.

Описание разработки

Класс, профиль:

7 класс, география

Тема урока:

Растительный мир

Тип урока:

Комбинированный

Цель

  1. Формирование представлений о растительном мире степей

Задачи:

  1. Познакомить с некоторыми растениями степей и их приспособлением к  условиям окружающей среды
  2. Развивать зрительного  внимания на основе упражнения «Что изменилось»
  3. Воспитывать навык  самостоятельной работы.

Приобретаемые навыки детей

  1. Составление последовательного рассказа по иллюстрациям о растениях степной зоны.
  2. Умение определять растения по внешнему виду
  3. Устанавливать причинно-следственные связи (место обитания – приспособленность к месту обитания )

Формы организации работы детей

 Коллективная, индивидуальная

Формы организации работы учителя

1) планирование (учет особенностей класса);

2) организация  (инструктаж, распределение функций, предъявление алгоритма);

3) регулирование и корригирование (в форме наблюдения, устных опросов; подбадривание, похвала, вселение уверенности в собственных силах и учебных возможностях);

4) контроль;

5) оценка.

6) анализ результатов.

Технические средства:

2 ноутбука, медиапроектор, компьютер

Программные продукты:

 Power Point,  ArcSoft MediaImpresion, конструктор «Тестирование в MS PowerPoint» http://www.rosinka.vrn.ru/pp/

Цифровые образовательные ресурсы:

 Интернет-ресурсы :http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=5735 карта природных зон;

http://festival.1september.ru/articles/527560/

растения степей;

http://priroda36.ru/rastenija-i-pochvy-voronezhskoj-oblasti/rastenija-voronezhskoj-oblasti/stepi-

voronezhskoj-oblasti.html - степи;

http://www.phytology.ru/cveti-v-sadu/nemnogo-interesnoie-informacii-o-stepnix-tyulpanax.html - тюльпаны;

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1430830 - гусиный лук;

http://katyaburg.ru/razdely/krasota-prirody/vesna-vesennie-peyzazhi-foto-video -степи весной;

Рефлексия

Использование интерактивных средств позволило на данном уроке:

  1. Активизировать этапы урока, совершенствовать индивидуальную работу.
  2. Способствовало повышению эффективного восприятия  и запоминания нового материала с помощью видеоролика.
  3. Учащиеся самостоятельно записали растения степей
  4. Учащиеся успешнее устанавливали причинно-следственные связи.
  5. Применение ИСО позволило эффективно использовать время на уроке.

План проведения урока:

Этап урока

Цель

Содержание этапа

Методика использования ИСО

Время

(мин.)

I .

Организационный момент

Цель: Проверка готовности класса к уроку.

Цель: Проверка рабочего места.

II.

Повторение

Цель: Повторение полученных знания по теме «Зона степей»

Цель: Развитие зрительного внимания учащихся.

Цель: Формирование умения работать с картой

Цель: Развитие умения работать самостоятельно с электронными тестами

Цель: Развитие умения определять правильный вариант из предложенных

Цель: Развитие умения ориентироваться по карте, определение неверных подписей.

Цель: Определение знаний по географическому положению зоны степей.

Цель: Проверка знаний учащихся о климате степей

Итог этапа повторения:

Цель: Подведение итогов повторения темы «Зона степей», подготовка к следующему этапу урока.

1.Работа по учебнику стр.113-115

Цель: Повторение  домашней работы , обратить внимание на определение и выделенные слова.

Оценивание:

Оцениваете  свою работу, в конце урока выводите общую оценку.

  • Презентация «Степь»

Слайд 1 «Что изменилось»

Коррекционно-развивающее упражнение «Что изменилось»

Цель: Рассмотрение орнамента из геометрических  фигур, определение изменения в орнаменте на втором рисунке.

2.Работа с настенной картой

Цель: Нахождение названных объектов на карте.

- Показать природную зону, которая расположена южнее зоны лесов.

- Показать черноземные и сухие степи.

C:\Users\Пользователь\Pictures\Мои сканированные изображения\2014-02 (фев)\сканирование0009.jpg

3. Индивидуальная работа с электронными тестами

«Степи»

Цель: Нахождение правильных ответов из предложенных в тестах.

4.  Работа по презентации «Степи»

  • Презентация «Степи»

Слайд 2 «Составь картину»

Цель: Составление цельности иллюстрации , определив верный ответ.

- Картина разрезана на две части, чтобы части соединились вам необходимо найти верный ответ.

Слайд 3 «Найди ошибку»

Цель: Определение  ошибки в местонахождении сухих и черноземных степей на карте.

Слайд 4 «Назови реки степи»

Цель: Выделение названий рек степи из предложенных вариантов названий рек в таблице.

- Каков климат степей?

Слайд 5 «Опишите эти времена года в степях»

Цель: Кратко опишите зиму и лето в степях, проверка правильности ответа по карточке - «сорбонке».

- С какой природной зоной мы продолжаем знакомиться?

-  Какой климат в степях?

- Что характерно для климата степей?

- Везде ли климат в степях одинаков?

- Какие степи вы знаете?

- Какое лето в степях?

Презентация «Степи» в программе Power Point

Слайд 1.

Геометрические фигуры

(анимационный эффект «Шторка»)

Работа с электронным тестом[1]

Тесты выполняются индивидуально, в конце тестов учащийся получает оценку, высвечивается время, количество ошибок.

Время работы с тестами 1-2 мин.

Презентация в программе Power Point

Слайд 2

Технологический прием –триггер. Верный ответ «Степь» является триггером для составления целостности иллюстрации.

Слайд 3

Технологический прием – триггер. Триггер настроен на слова «сухие», «черноземные», при выделении слов: «3 сухие» - меняют цвет, «1 сухие» - исчезает, «черноземные» - меняют цвет и перемещаются на правильное положение на карте.

Слайд 4

Технологический прием «Трафарет» настроен с помощью триггеров, названия рек в таблице при выделении меняют цвет, проверка выплывает трафарет, закрывающий неверные ответы.

Слайд 4

Технологический прием «Сорбонка» настроен с помощью триггеров, на лицевой стороне «сорбонки» записано время года «зима» и «лето» , на обратной стороне  - записаны характерные признаки этих времен года .

10

6

III.

Знакомство с новым материалом

Цель: Ознакомление с растительным миром спей.

Цель: Развитие вербальной памяти на основе упражнения «Запомни слова»

Цель: Ознакомление с растительным миром степей, развитие умения фиксировать записи самостоятельно по рассказу.

Цель: Ознакомление с приспособленностью растений степи к особенностям климата.

Итог этапа:

а) Сообщение новой темы:

Целеполагание:

Цель: Определение основных задач.

  1. Познакомимся …………
  2. Узнаем как ……………..

б) Вводная беседа

- Что необходимо для роста растений?

- Какие растения растут в основном в степях?

в) Коррекционно-развивающее упражнение «Запомни слова»

Цель: Запоминание и воспроизведение слов.

Море, ракета, лыжи, облака, сталь

г) Видеоролик «Растения степей»

Цель: Просмотр видеоролика, по ходу рассказа видеоролика записать названия растений степей.

«В степях произрастают травы, которые хорошо переносят летнюю жару. Для  черноземных степей характерны высокие травы и цветы. Весной, когда влаги в почве достаточно расцветают яркие цветы. Это те растения, которые запасли питательные вещества в луковицах.

Тюльпаны. Весной степь покрывается цветущим ковром тюльпанов. Тюльпаны имеют луковицу. прекрасно переносят засуху и зимнее пересыхание почв. Собирая букет, люди убивают самые красивые и крупные цветы, оставляя более слабые, которые соответственно приносят менее жизнеспособное потомство. Но незаконный сбор растений (а тюльпаны внесены в Красную книгу России) продолжается, несмотря на существующие штрафы и экологическую пропаганду. Необходимо понимать, что тюльпаны – это гордость и краса степи, это наше богатство, и, как всякое богатство, его нужно охранять. 

  Это гусиный лук. Цветы гусиного лука желтые , похожие на звездочки. В почве находится небольшая луковичка, в которой сохраняются питательные вещества и вода. Все части растения съедобные: молодые листья и луковички добавляют в салаты и супы.

Ковыль Трава с коротким корневищем, выпускающим иногда очень большой пучок жёстких листьев, свёрнутых часто в трубку и похожих на проволоку. Ковыль, узнают  по густым пучкам длинных гибких седых цветоносов, которые развеваются на ветру.

Типчак. Стебли тонкие, прямостоячие, гладкие или вверху слабошероховатые. 
Листья извилистые нитевидные, заметно короче стебля, цветёт в мае—июне. 

Тонконог. Стебель очень тонкий, листья узкие серовато-зеленые, высота растения до 50 см.

В сухих степях можно встретить перекати-поле. Кустики этого растения имеют шарообразную форму. После созревания они высыхают, становятся легкими , отрываются от земли и катятся по степи , разбрасывая семена.

Полынь. Стебли и листья серебристо-сероватого цвета. Цветки мелкие, желтые.. Цветет в июле — августе. Растение на вкус горькое. 

Мятлик Стебли прямостоячие, гладкие, соцветия раскидистые. Это ценное кормовое растение.

1.Тюльпаны

2.Гусиный лук

4. Ирис

5.Пион

6.Ковыль

7.Типчак

8. Тонконог

9. Мятлик

- Назвать растения степей.

- Какие из растений относятся к семейству лилейных?

д) Слайд 6 «Приспособленность растений к особенностям климата»

Цель: Определение по иллюстрации приспособленность растений к особенностям климата степи.

- Как приспособились растения к жаркому , сухому лету степей?

Видеоролик создан в программе ArcSoft MediaImpresion

Видеоролик составлен из последовательного ряда картин ,иллюстрирующих  растительный мир степей.

Время работы с видеороликом – 5  мин.

Слайд 6

Анимация «масштабирование» выделенных  слов.

15

4

2

Физминутка

Цель: Смена деятельности, развитие зрительно-пространственной

Ориентировки.  

Цель: Определение растений степи среди других растений.

- Вы отправляетесь в ботанический сад, среди растущих там растений вам следует выбрать одно степное растение.

2

IV. Закрепление

Цель: Закрепить полученные знания о растительном мире степи.

Цель: Развитие умения работать с текстом учебника коллективно.

Цель: Развитие навык самостоятельной работы  с учебником.

Цель: Развивать умение составлять рассказ по иллюстрации

1.Работа с иллюстрациями

Цель: Определение знаний о растениях степей.

- Назовите растение , которые вы выбрали.

- Если вы не смогли определить растение по иллюстрации, то на обратной стороне есть подсказка , вам необходимо вставить  только гласные буквы и вы узнаете название растения.

- Что вы знаете о растении?

2.Работа с учебником (чтение по цепочке)

Цель: Чтение рассказа учебника о растительном мире степей.

3.Самостоятельная работа

Цель: Заполнение таблицы, записать растения черноземных и сухих степей.

 

Черноземные степи

Сухие степи

4.Коллективный рассказ

Цель: Составление рассказа по иллюстрациям  и опорным словам.

а) Весенняя степь

Много влаги

Зацветают

Весна, весенние пейзажи. Фото

б) Летняя степь

жухнут и выгорают

http://otpusk-rulit.ru/wp-content/uploads/2013/03/otpusk-rulit.rucost8.jpg

15

V.

Рефлексия

Цель:

Подвести итог урока.

Домашнее задание стр. 116-117, отвечать на вопросы

Оценки

- С чем познакомились?

- Как приспособились растения к особенностям климата степей?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вас удивило?

- Что было трудно?

- Какой вид работы вам понравился больше?

3

5 этапов

Учебник: Т.М. Лифанова . Е.Н. Соломина «География России»,  7 класс, 2006

Время работы с ИСО – 15 мин.  

45


[1]Предварительная настройка (Включить содержимое) на первом слайде кликаем по кнопке «Тестирование», на слайде выбираем один, , кликаем по кнопке «далее», чтобы перейти на следующий слайд, на последнем слайде кликаем «итоги», переходим на слайд с оценкой. Чтобы исправить тест, кликаем на кнопку «снова». После работы с тестом закрываем его , кликая «Не сохранять»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработки уроков по географии

Данные уроки по различным темам и классам были представлены на всероссийском конкурсе " Открытый урок"...

Разработка урока по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"

Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"....

Презентация к уроку в 8 классе "Растительный мир" по линии учебников Сферы.

Данная презентация была создана специально для урока "Растительный мир России". Из нее ученики узнают об особенностях растительного покрова России и основных типах растительности....

Методическая разработка урока по географии "Знаменитый русский географ В.П.Семенов-Тян-Шанский"

Методическая  разработоа  урока, посвященного 145-летию со дня рождения Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского.Тема урока: «Знаменитый русский географВ. П. Семенов-Тян-Шанский»...

Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"

Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"  к учебнику Н.И. СонинаПо причине большого объема файла данная презентация доступна для скачивания по ссылке:...

урок биологии 6 класс "Растительные сообщества"

В помощь моим ученикам для изучения нового материала предлагается поссмотреть видеоурок, презентацию....

Разработка урока по географии 9 класса. Тема урока: "Байкал – уникальное явление планеты Земля".

Тема урока: "Байкал - уникальное явление планеты Земля". Урок входит в рассмотрение темы "Восточная Сибирь. В процессе урока обучающиеся 9 класса должны получить информацию о озере Байк...