Конспект урок по географии "Растительный мир зоны степей России"
план-конспект урока по географии (7 класс)

Карасева Мария Васильевна

Конспект урока по учебнику Т.М. Лифановой 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rastitelnyy_mir_zony_stepey_rossii.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Растительный мир степей

Цель урока:  формирование представления о растительном мире степей.

 Задачи урока:

Образовательные: закрепить полученные ранее знания по предыдущей теме урока, познакомить с особенностями растительного мира степей;

Коррекционные: коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза,  установление логических и причинно-следственных связей); учить делать выбор  из предложенных вариантов, оценивать свой уровень знаний Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, развивать интерес к изучаемому предмету, воспитывать умение работать в парах.

Оснащенность урока:

- учебник - карта  «Природные зоны России»- приложение к учебнику- карточки- картинки с видами растений

I. Организационный момент.  

  Актуализация опорных знаний.  

Учитель. А вот о какой зоне идет речь, вы узнаете, внимательно прослушав стихотворение:

На все стороны путь:

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь!

Неоглядный простор!  ( Конечно же, это стихотворение о степи)

 Работа по карте. (Закрепление изученного раннее по теме: «Положение на карте»)

 - Расскажите о степи с географической точки зрения, опираясь на свои знания и карту. Посмотрите внимательно на карту. 1. Где расположена зона степей? (Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль границы России.)

2. Существует ли переходная зона, между лесной зоной и степной? (Лесостепная)

3. Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами? (По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры.)

4. В каком тепловом поясе находится зона степей? (Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику)

5. Как называется равнина, на которой расположена зона степей? (Большая часть зоны расположена на Восточно – Европейской равнине, и небольшая часть – на Западно – Сибирской.)

6. Как выглядит земная поверхность зоны? (Степь – это безлесные, равнинные пространства, покрытые растительностью, которая приспособлена к засушливому климату.)

Учитель.  Ну что ж, сейчас мы имеем представление, где расположена эта природная зона, где мы сейчас находимся.   От географического положения степной зоны зависит ее растительный мир.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    «Ой ты степь широкая, Ой ты степь привольная…» - поется в песне. Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом бескрайние просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно греет солнце, и нет ни одного дерева, только травы, качаются вокруг. Возникает вопрос: Как приспособились растения к жизни в степи?

   Откройте глаза.  Попытаемся в нашей студии найти ответ.

II Новая тема

Учитель. В начале, давайте, определим точное название нашего урока

 Учитель. Цель познакомиться с представителями растительного мира и установить способы приспособления к жизни в условиях степей.

   Помните, я вам говорила о горячем ветре? Это суховеи, иногда они перерастают в пыльные бури.  

- Объясните, из каких слов образовалось слово СУХОВЕЙ. Суховей – это иссушающий ветер со скоростью от 5 до 20 м\с. Иногда они переходят в пыльные бури.  Дожди здесь бывают редко. Обычно они ливневые. Ливень проходит быстро, и большая часть воды, не успевает напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется.

   - Определите, какие растения растут в степях по фото картинке (ответы детей)

   В степях широко распространены травы, которые хорошо переносят летнюю жару и зной. В зависимости от времени года одни виды трав сменяются другими.

Есть ли деревья в степной зоне?

(В степях нет деревьев, но есть травянистый покров. Характерной особенностью степей -  является практически полное отсутствие деревьев. Деревья и кустарники встречаются только в приречных долинах. В них, животные, укрываются от врагов и непогоды).

   Травянистые  растения  приспосабливаются к жизни в степи по – разному.

  Как вы думаете, а в какое время года расцветают цветы в степях? Весной. Почему именно весной? Весной достаточно влаги в почве, поэтому расцветают многочисленные яркие цветы.

Д\игра «Отгадайте растение»

1.Я в траве густой расту,

Огоньком на ней цвету.

Семена как соберут,

Пирожки вам испекут. (Мак)

2. Тот цветок давно в Россию,

Завезен из дальних стран.

Алый, стройный и красивый

Называется… (Тюльпан)

3. В саду, есть петушок –

Лиловый гребешок,

А хвостик – боевой,

Сабелькой кривой.  (Ирис)

  Они первыми украшают степь весной, первыми и засыхают. Такие растения как желтый гусиный лук, лиловые ирисы, тюльпаны запасают питательные вещества в луковицах. Весна в степи начинается рано, в феврале – марте снег уже стаивает, и в это время в почве скапливается много влаги. Быстро растут луковичные растения. После цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. У ириса клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества. В мае, когда становится жарко, луковичные растения заканчивают свой рост. Растительный покров изменяется. Появляются злаковые растения - травы, опишите их внешний вид  (типчак)

1. Скажите, по форме – какие листья? жесткие стебли, узкие листья, поэтому они мало испаряют влаги, свертываются в сухое время года.

2. А какие корни? у большинства этих растений длинные ветвистые корни, которые могут доставать воду из глубоких слоёв почвы. Корни этих растений уходят глубоко в землю.

  К таким растениям относятся: ковыль чертополох (рис. 130 на стр. 117)

Как видите совсем по – другому приспособились типчак и ковыль. Обратите внимание, как растут эти растения: в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу.

Пион тонколистный занесен в Красную книгу, как вы думаете почему? Обратите, внимание как во время цветения трав степь необыкновенно красива, волнуемые ветрами травы похожи на морские волны. К середине лета степные травы жухнут и выгорают.

Физ пауза.

Физ минутка.

- Представьте себе, что вы растения степи. Ранняя весна (дети показывают, как они быстро растут). Жарко, солнце так и жжет землю (дети – растения показывают, как им плохо). Подул ветер – все сильнее и сильнее, и началась пыльная буря (дети изображают бурю). Вдруг все стихло (все садятся на свои места).

    Все растения степи  травянистые, растут на плодородной почве  - черноземной степи.  Чернозем – самая плодородная почва в мире. Поэтому травянистые растения покрывают землю сплошным ковром.  В настоящее время черноземная степь распахана. Растительность, которая характерна для черноземной степи, сохранилась только в заповедниках. Сегодня на огромных территориях произрастают сельскохозяйственные растения. Повсюду раскинулись поля, а вот с какие растения растут на этих полях, мы выясним с помощью следующего задания.

Работа по карточкам:

1)

1

2

3

4

5

6

7

2

4

6

1

3

5

7

ш

н

ц

п

е

и

а

2)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

11

2

5

9

7

1

10

4

12

8

6

3

и

о

о

ч

н

п

н

с

к

е

л

д

3)

1

2

3

4

5

6

7

8

2

4

6

8

1

3

5

7

у

у

у

а

к

к

р

з

  Для сухих районов ученые выводят специальные сорта наиболее устойчивых к засухе видов растений: прочитайте их названия.

  В сухих степях трава ниже и  растет отдельными кустарниками. Трава эта сухая, иногда колючая.

  Растения степей, растущие на границе с полупустынями, имеют кустистую шарообразную форму. Их называют перекати – поле. Как, вы, думаете почему так называют эти растения? После созревания они высыхают, становятся лёгкими, отрываются от земли и при малейшем ветре катятся по степи, разбрасывая семена. В степях растёт полынь, степная осока, мятлик.

III Закрепление знаний.

1. Д\и «Светофор»

Учитель .  Работа со светофором . Если ответ верный,  показывают светофор:– зелёный, нет – красный.                                                                                                                                                                                Вопросы.

1.Для зоны степей характерны сплошные травянистые растения? (Да.)                                                                                          

2. Очень красива степь зимой? (Нет.)                                                                                                               3. В  зоне лесов суровая зима и короткое прохладное лето? (Нет.)                                                                                              4. Для растений степи характерны: корни – луковицы или  ветвистые корни? (Да.)                                                                                              

5. Почвы степной зоны очень бедны питательными веществами? (Нет.)                                                                                                         6. В зоне лесов осадков выпадает мало? (Да)  

7. В Красную книгу занесен, пион тонколистный? (Да)                                                                                                                                                                                              

Д\и. Назовите обобщающее слово:

1) Маки, ирисы, тюльпаны – …(цветы).

2) ковыль, типчак, чертополох  - …(травы).

3) суховеи, жара, ливень – …(погода).

4) пшеница, подсолнечник, кукуруза – …(с\х растения).

Работа с учебником – с. 117 чтение правила по цепочке.

Учитель. Степная природа прекрасна. Ее красотой (в разные времена года) восхищались и воспевали в своих произведениях музыканты, поэты, художники, писатели!                                                                                                              

2.Прослушивание  отрывка  из песни «Степь, да степь кругом…», обратите внимание, как выглядит степь в зимнее время.

3. Чтение отрывков из художественных произведений:

 Описание степи у А.П. Чехова. («Степь») 1888г

Выразительное чтение отрывка «… едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается... ... Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер, с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи, и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце. По степи вдоль и поперек, спотыкаясь и прыгая, побежали перекати-поле...»
 Описание степи у И.Тургенева («Лес и степь») Выразительное чтение отрывка

   Пошли степные места. Глянешь с горы – какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки... Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и мельче, дерева почти не видать. Вот она наконец – безграничная, необозримая степь!..

Описание степи у Н.Гоголя («Тарас Бульба»)

Выразительное чтение отрывка Степь чем дальше, тем становилась прекраснее. Ничего в природе не могло быть лучше; вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов... Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

IV. Подведение  итогов  урока.                                                                                                    Учитель. Мы так много и подробно сегодня на уроке говорили о степной зоне. Мы живем в большой стране и должны хорошо все знать про нее.                                                               Вспомним слова М. Пришвина из рассказа «Моя Родина». Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.

Д\з с. 116 – 117, в. 1 - 4                                                                        


Фамилия

1)

1

2

3

4

5

6

7

2

4

6

1

3

5

7

ш

н

ц

п

е

и

а

2)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

11

2

5

9

7

1

10

4

12

8

6

3

и

о

о

ч

н

п

н

с

к

е

л

д

3)

1

2

3

4

5

6

7

8

2

4

6

8

1

3

5

7

у

у

у

а

к

к

р

з

Фамилия

1)

1

2

3

4

5

6

7

2

4

6

1

3

5

7

ш

н

ц

п

е

и

а

2)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

11

2

5

9

7

1

10

4

12

8

6

3

и

о

о

ч

н

п

н

с

к

е

л

д

3)

1

2

3

4

5

6

7

8

2

4

6

8

1

3

5

7

у

у

у

а

к

к

р

з

Фамилия

1)

1

2

3

4

5

6

7

2

4

6

1

3

5

7

ш

н

ц

п

е

и

а

2)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

11

2

5

9

7

1

10

4

12

8

6

3

и

о

о

ч

н

п

н

с

к

е

л

д

3)

1

2

3

4

5

6

7

8

2

4

6

8

1

3

5

7

у

у

у

а

к

к

р

з

Фамилия

1)

1

2

3

4

5

6

7

2

4

6

1

3

5

7

ш

н

ц

п

е

и

а

2)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

11

2

5

9

7

1

10

4

12

8

6

3

и

о

о

ч

н

п

н

с

к

е

л

д

3)

1

2

3

4

5

6

7

8

2

4

6

8

1

3

5

7

у

у

у

а

к

к

р

з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока географии «Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики», 8 класс

В ходе урока с использованием ЭОР формируются представления о географическом положении, климате, водах, почвах,  растительном и животном мире   безлесных зон России....

Конспект урока география 8 Природные зоны

Конспект урока по географии в 8 классе. Тема "Природные зоны россии. Арктическиепустыни, тундра и лесотундра" Урок изучения новых знаний. Урок- исследование....

Конспект урока по теме "Игровая зона"

Английский язык: учебник для  7 класса общеобразовательных учреждений / Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет. – М.: ООО «Русское слово – учебник»: Макмиллан, 2014. – 168 с.: ил. – (ФГОС....

конспект урока по теме "Лесные зоны"

Цель урока: Изучить леса умеренного пояса, рассмотреть причины лесных зон России. Познакомить с особенностями природы России....

Конспект урока "Учение о природных зонах России"

Вводный урок о природных зонах России. Для начала обучения и знакомства с природой Росии необходимо познакомится с учеными, которые занимались изучением данной темы. Также необходимо понимать различия...