Конспект урока "Учение о природных зонах России"
план-конспект урока по географии (8 класс)

Гладышева А.Ю.

Вводный урок о природных зонах России. Для начала обучения и знакомства с природой Росии необходимо познакомится с учеными, которые занимались изучением данной темы. Также необходимо понимать различия естественных природных условий и антропогенных, многие зоны России принято называть природо-хозяйственными. И узнать разделение природных зон на базовые и переходные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx213.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Учение о природных зонах"

Цели: 

Образовательные: 

1) познакомить учащихся с природными зонами России и дать их краткую характеристику; 2) продолжить формирование понятия «природная зона»; 3) сформировать представление о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов; 4) закрепить знания о закономерности смены природных зон на равнинах – широтной зональности;

Развивающие:

 1) продолжить развивать умение работать с картами в атласе, диаграммами, таблицами в учебнике; 2) развивать аккуратность, усидчивость, логическое мышление, умение применять полученные навыки на практике;

Воспитательные: 

1) показать необходимость охраны природных зон вследствие хозяйственного их использования;

Оборудование: физическая карта России; Атлас 8 класса; учебник А. И. Алексеева География 8 класс - § 34; ИКТ;

Тип урока: изучения нового материала

Метод: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Итак, ребята, сегодня на уроке мы продолжаем изучать особенности природы России. И тема урока сегодня – «Учение о природных зонах». Мы узнаем, как формировалось представление ученых о природных зонах, рассмотрим природные зоны России и дадим их краткую характеристику, а так же рассмотрим хозяйственное использование ресурсов природных зон и вытекающие из этого проблемы.

Откройте свои рабочие тетради и запишите число и тему урока «Учение о природных зонах».

Работа по изучению природных зон России проводится в виде беседы. Учащиеся обдумывают свои ответы, приводя аргументы из текста учебника, карт атласа и дополнительной литературы.

1) Что такое природная зона

Вспомните следующие определения:

  • Географическая оболочка
  • Природно-территориальный комплекс
  • Антропогенный ландшафт
  • Высотная поясность

Молодцы, правильно.

- В чем заключается иерархичность природно-территориальных комплексов?

- Из каких природных компонентов состоит любой ПТК? (климат, рельеф, воды, животные и растения, почвы, человек)

- В чем заключается закон географической зональности?

- Что лежит в основе закона географической зональности? (неравномерное поступление тепла и влаги за счет разного угла падения солнечных лучей)

Совершенно верно, природные комплексы расположены на Земле не хаотично, а закономерно.

- Вспомните, как называется закономерность смены природных зон на равнинах и в горах? (широтная зональность и высотная поясность)

Наличие этой закономерности обнаружил немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт. В 1807 приступил к изучению различных природных зон.  Устанавливая и анализируя изменения климата и растительности, установил, что между ними существует тесная связь. Изменение климата вызывает зональное размещение не только растений, но и животных, почв, водного режима рек и т.д.

.В 19 в. Василий Васильевич Докучаев доказал, что зональность это общий закон природы, обусловленный неравномерным распределением солнечного тепла по шарообразной поверхности Земли. Этот закон проявляется и в море и в горах. Следствием зональности является существование крупных ПТК – природных зон. Ведущими компонентами (факторами) формирования природных зон является различное соотношение тепла и влаги.

Изучением природных зон занимался академик Лев Семенович Берг. Он дал характеристику всех природных зон и показал, что каждая зона состоит из закономерного сочетания ландшафтов (ланд (нем.) земля, местность, шафт - сообщество). Природные зоны у Берга состоят из ландшафтов, природные свойства которых в свою очередь определяются образом жизни и хозяйственной деятельности людей, проживающих в этих природных зонах, отсюда и название природно-хозяйственные зоны.

Во многом именно природные условия определили характер одежды, вид жилища, кулинарные традиции народов. Надо отметить, что по мере развития общества и техники, человек все больше изменяет и приспосабливает под себя природную среду, то есть использует природу (природопользование). В наибольшей степени человеком и его хозяйственной деятельностью изменены те природные зоны, где наиболее благоприятные условия (плодородные почвы, климат, растительность и др.). Таким образом, в наибольшей степени изменению подверглись природные зоны степей, лесостепей, широколиственных лесов. Кроме того, активно осваиваются территории, богатые полезными ископаемыми, другими ресурсами и находящиеся вблизи крупных городов, магистралей, предприятий. Поэтому, в настоящее время, воздействие человека на природу часто носит хищнический характер.

Начиная с 18 в. русские ученые делали попытки разбить территорию России на северную, среднюю и южную полосы, что закрепилось в выражениях «житель средней полосы России», в прогнозе погоды «в южной полосе России будет наблюдаться…», обязательным элементом характеристики этих районов были данные о возделываемых культурных растениях и разводимых животных на исследуемых территориях. Как единое целое изучались ПТК и антропогенные ландшафты.

2) Краткая характеристика природных зон России.

Природная или физико-географическая зона является частью географической оболочки нашей планеты. Для каждой из них характерен определенный климат, а также рельеф, флора и фауна. Благодаря большой территории, Россия находится во многих зонах, которые сменяют друг друга.

Рассмотрим природные зоны нашей страны и дадим их краткую характеристику. Это будет мостиком для тем следующих уроков.

Природные зоны россии

 Выделяют базовые и подзоны, а название они получили по самому распространенному типу растительности.

Запишем схему в тетрадь:

Наша страна охватывает 7 базовых зон (с севера на юг): арктическая пустыня; тундра; тайга; зона смешанных и широколиственных лесов; степь; пустыня; субтропики.

Из-за плавного перехода от одной области к другой выделяют также 3 подзоны: лесотундра; лесостепь; полупустыня. Таким образом, территория РФ находится в 10 зонах. Также стоит отдельно выделить горные регионы. Находясь в пределах разных природных зон, они отличаются иными климатическими условиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока Тема урока: «Южные безлесные природные зоны России. Зона степей»

Это интегрированный урок географии и литературы.   На этом уроке дети самостоятельно научаться описать природную зону России, узнают о географическом положении, изучат почвенные и климатичес...

Конспект урока "Природные зоны России. Зона тундры" 4 класс.

План конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе, по теме "Природные зоны России. Зона тундры"...

План-конспект. Окружающий мир 4 класс. Природные зоны России.

План -конспект разработан по требованиям ФГОС. Групповая форма работы на уроке....

Конспект урока "Природные зоны России" для 5 класса в соответствии с ФГОС

Конспект урока для 5 класса по ФГОС по теме "Природные зоны России". Автор учебника: Биология 5 класс.  И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.КорниловаТип урока:  изучение нового материала....

Природные зоны России. Лесные зоны России

Открытый урок по географии в 8 классе.Тема: «Природные зоны России. Лесные зоны России». Цель урока:Изучить леса России, рассмотреть причины различия лесных зон России. Познакомить с ...

Конспект урока " Природные зоны России " 8 класс

Цели урока :1.Углубить знания о природных зонахРоссии;2.Изучить особенности природных зон России,показать взаимосвязькомпонентов природы различных природных комплексов,связь природы и быта,хозяйственн...

Конспект урока биологии для 5 класса по теме "Природные зоны России"

Структура урока традиционная , обеспечивающая реализацию системно-деятельностного подхода: повторение и закрепление материала предыдущего урока, благодаря которым происходит актуализация знаний и форм...