Путешествие по Антарктиде.
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

Сформировать представление о специфических чертах при­роды, населения и хозяйства Антарктиды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_antarktide.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по географии,

составленный по принципу системно-деятельностного подхода

1.ФИО:  Гнездилова Фаина Владимировна, учитель географии МБОУ СОШ № 2 города Кропоткина Кавказского района Краснодарского края

2. Предмет: география.

3. Класс:  5.

4. Тема урока: «Путешествие по Антарктиде», тема 4 «Путешествие по планете Земля»,

 урок № 28.

5. Учебник: География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.-  М. : ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 160с.: ил. – (ФГОС. Инновационная школа).

6. Цель:  Сформировать представление о специфических чертах природы, населения и хозяйства Антарктиды.

7. Задачи:

  1. Рассмотреть специфику природы и населения материка.
  2. Познакомить обучающихся с представителями растительного и животного мира материка.
  3. Раскрыть причины уникальности природы и населения материка.
  4. Сформировать навыки работы с картографическими источниками информации, по преобразованию тематической информации из одного вида в другой.
  5. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.

8. Планируемые результаты:

- личностные : осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

-  метапредметные :  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

- предметные: знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности, роль формы и размеров  Земли в жизни планеты. Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор.

9. Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные : принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

- коммуникативные :  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

10. Тип урока: комбинированный.

11. Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах

12. Оборудование: учебник, атлас, мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация.

 13.

№ п/п

Деятельность

учителя

учащихся

 1 Этап  Актуализация знаний по теме «Путешествие по Антарктиде»

 

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Вспомнить Кто и когда открыл  Антарктиду

Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует

Приветствие учителя, готовность к уроку.

Вспоминают изученный ранее материал (П).

2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации

Побуждает  учащихся     на  создание проблемной ситуации

Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)

Объясняют и  формулируют тему, записывают в тетради (П)

3. ЭТАП целеполагания

Объявление темы урока.
Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.

Предоставляет «конфликтный» материал, создаёт готовность к предстоящей деятельности.

Цель записывается на доске и обсуждается (Р).

Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К)

4. ЭТАП планирования.

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

- найти  в тексте учебника и узнать  информацию о том, как в древности люди представляли форму Земли, доказательства шарообразности Земли, кто впервые рассчитал размеры Земли,

- задаёт вопрос  сравнение

Стимулирует активное участие всех детей к практической части для выполнения  задания   стр.108

Работают с учебником : находят  и узнают  информацию,  передают своими словами содержание (П,Р)

Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают(П,К).

Практикум: работа в группах (4) делают  расчеты и ответы записывают в тетради, делают рисунок и   формулируют вывод о различиях радиусов.  (П,Р,К.)

5. ЭТАП «Открытие»  нового знании.

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

- найти  в тексте учебника и узнать  информацию о том, как в древности люди представляли форму Земли, доказательства шарообразности Земли, кто впервые рассчитал размеры Земли,- задаёт вопрос  сравнение

Стимулирует активное участие всех детей к практической части « Составление перечня научно-исследовательских станций осуществляется на основе карт атласа» , стр.108 рабочей тетради

Работают с учебником : находят  и узнают  информацию,  передают своими словами содержание (П,Р)

Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают(П,К).

Практикум: работа в группах (4) делают  расчеты и ответы записывают в тетради, делают рисунок и   формулируют вывод о различиях радиусов.  (П,Р,К.)

6  ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Предлагает задания на «новое»  знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними.  

 Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при дискуссии по вопросу «Антарктида – самый холодный и самый южный материк Земли»

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.

Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

(Р,К ,П)

Объясняют, анализируют, формулируют.(П,Р,К)

Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р)

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке

Записывают выводы.

Определяют степень продвижения к  цели (Р,Л,П)

8 ЭТАП Домашнее задание

Комментирует д/з : §11, повторить тему «Земля во Вселенной»

Записывают домашнее задание

Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД.

Приложения к уроку:

Этап 1. Задания по актуализации опорных знаний:

Вспомните  

  1. Как была открыта Антарктида.
  2. В чем особенность природы Антарктиды.

Доказать влияние географического положения материка на основные его характеристики. На примере Антарктиды необходимо проследить причинно-следственные связи и закономерности в развитии природы. Следует обратить внимание на то, что самый южный материк является самым холодным.

Этап 2. Задание для создания проблемной ситуации.

  1. Может ли быть в Антарктиде жарко?

Этап 3.  Вопросы на репродукцию знаний

  1. До каких значений опускается температура в Антарктиде?
  2. Какие представители животного мира обитают в Антарктиде?
  3. Чем занимается человек на материке?

Этап 4.  Вопросы на анализ, синтез и систематизацию знаний

  1. Какое место занимает Антарктида по площади среди всех материков?
  2. В чем состоит значение ледников материка для науки?
  3. Почему в Антарктиде всегда холодно?
  4. Почему животный мир Антарктиды связан с морем?

Этап  5. Открытия новых знаний (работа с текстом учебника по группам, которые работают с одним вопросом, ответы записываются в тетрадь)

  1. Как называют Антарктиду? («ледовый континент»)
  2. Какой объем природных льдов планеты? (90%)
  3. Средняя толщина льда? (2 км)
  4. Средняя температура летом и зимой ( летом -30,-35, зимой до -70,максимум -89)
  5. Богат ли органический мир? (нет. На побережье – мох, лишайник; в океане – планктон –пища для рыб, птиц, тюленей, китов)
  6. Какие Животные обитают на материке?(пингвины, около 20 видов0
  7. Есть ли жизнь в центральной части материка? (нет. Очень холодно и далеко от побережья, где имеется питательная среда)
  8. Кто живет на материке? (постоянных жителей нет. Материк не принадлежит ни одному государству. Работают ученые)

  

Практическая часть « Составление перечня научно-исследовательских станций осуществляется на основе   карт атласа» , стр.108 рабочей тетради

Вывод: Антарктида — это материк науки и мира. Здесь можно познакомить учеников с полярными антарктическими станциями России и других государств, на которых ведутся сов ременные научные исследования.

  
Этап 6.  Отработка навыков обобщения тематической информации при составлении плана в дальнейшем станет одним из главных элементов самостоятельной работы учащихся.

Этап 7. Рефлексия проводится по двум направлениям: тематическому и деятельностному.

Этап 8.   Ŝ 26 Домашнее задание выдается учащимся дифференцированно в зависимости от их первоначальной предметной подготовки. Мотивированным учащимся предлагаются вопросы из рубрики «А теперь более сложные вопросы», учащимся с низким уровнем мотивации и начальной подготовки — из рубрики «Проверим знания».

 Подготовить сообщение о жизни животных материка, об интересных фактах.

 Работа в рабочей тетради, стр.106-109


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии в форме игры. Тема: "Путешествуем по Антарктиде" (7 класс).

Урок-игра по теме "Путешествуем по Антарктиде". Урок можно использовать при обобщении знаний по материку Антарктида....

Путешествие по Антарктиде.

Сформировать представление о специфических чертах при­роды, населения и хозяйства Антарктиды....

КОНСПЕКТ ОТРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В АНТАРКТИДУ. ЗНАКОМСТВО С ПИНГВИНАМИ».

Тема: «Путешествие в Антарктиду. Знакомство с пингвинами». Цель:  Применение и закрепление полученных ЗУН при шитье игрушки «Пингвин» - туловище. Задачи: Об...

Путешествие по Антарктиде

Урок изучения нового материала с использованием учебника Е.М.Домогацкого, с обучающей праактической работой...

Конспект урока "Путешествие в Антарктиду. Антарктида - какая она..."

Развернутый конспект урока по географии для учащихся 7 класса, посвященный 200-летию открытия Антарктиды....

Путешествие в Антарктиду

Презентация к уроку географии 5 класс...