Географическая неделя 2014 г.
материал по географии по теме

Бойко Наталья Петровна
Разработки мероприятий в рамках предметной недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geograficheskaya_nedelya_2014_g.doc724.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предметная неделя по географии

(составлена Бойко Н. П.., учителем географии)

Цель: Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, повышение заинтересованности и активизации деятельности, обучающихся к предмету “география”.

Задачи: 

  1. Содействовать более эффективному усвоению географического материала.
  2. Оценка уровня знаний через игровые ситуации.

3. Формировать у учащихся умения работать в команде, уважительно относиться к чужому мнению, вести дискуссию, принимать самостоятельно решения в проблемной ситуации.

4. Способствовать развитию эмоциональных и коммуникативных навыков для решения актуальных задач его личностного роста.

5. Дать возможность проявить инициативу и самостоятельность при подготовке и проведению предметной недели.

     6.  Воспитывать любовь к своей Родине.

                                    ПРОГРАММА НЕДЕЛИ ГЕОГРАФИИ

                           «РОДИНА  ЛЮБИМАЯ  МОЯ!»

День недели

Содержание мероприятия

Класс

Цели мероприятия

Понедельник

14.04.14 г.

1.Старт недели

географии

-Общешкольная линейка

-Просмотр музыкальных презентаций:

5-9

1. Оповестить обучающихся о начале недели географии.

2. Объявить о конкурсе рисунков.

3. Повысить интерес к изучению курса школьной географии.

Вторник

15.04.14 г.

1. Шарады, ребусы, загадки.

2. Аукцион вопросов по географии

5-9

1. Оценить уровень знаний через игровые ситуации.

2. Развивать быстроту мысли, внимательность.

Среда

16.04.14 г.

Викторина

«Знатоки географии»

7-9

Содействовать более эффективному усвоению географического материала.


Четверг

17.04.14 г.

1. Своя игра

(внеклассное мероприятие)

2. КВН «Окружающий мир».

8-9

5-6

Способствовать развитию эмоциональных и коммуникативных навыков для решения актуальных задач личностного развития обучающихся.

Пятница

18.04.14 г.

1. Проведение игры КВН «Моя Родина – Россия»

2. Подведение итогов недели географии.

3. Награждение победителей.

4. Закрытие недели географии.

5-9

Формировать у учащихся умения работать в команде, уважительно относиться к чужому мнению, вести дискуссию, принимать самостоятельно решения в проблемной ситуации.

Загадки. Шарады.

1.Шар не велик, лениться не велит,

Если знаешь предмет,

То покажешь весь свет. (Глобус.)

2.Море есть - плавать нельзя,

Дороги есть - ехать нельзя,

Земля есть - пахать нельзя,

Луга есть - косить нельзя. (Географическая карта.)

3.Слог первый - морское название востока,

Второй же - в земле вырывают глубоко,

А целое можно узнать без труда-

Его окружает сплошная вода. (Остров.)

4.С «п» я кругла, желта, на вкус приятна,

Я прячусь под поверхностью земли,

А с «к» - то мала, то необъятна

И поднимаю даже корабли. (Репа- река.)

5.Пойди-ка в сад и погляди,

Я там цвету, благоухаю.

Но «г» поставишь впереди,

И в небе я загромыхаю. (Роза- гроза.)

6.Остров я  на Средиземном море,

Но попробуйте букву «р» отнять -

И тотчас же на морском просторе

Стану я фонтаны вверх пускать. (Крит-кит.)

7.Конечно, метаграмма эта

Весьма проста и не сложна,

Я с «у» - далекая планета,

А с «и» - в Азии страна. (Уран- Иран.)

8.Я в море островом лежу

И на Америку гляжу,

Но «б» на «р» смени- и сразу

Рекой помчусь я по Кавказу. (Куба- Кура.)

9. В океанах я бываю,

Корабли там я разбиваю,

Если ж букву приписать,

Стану в воздухе летать. (Риф- гриф.)

10. Город за Уралом,

Но с «т» перед началом

Совсем другой я город,

Хотя и в тех просторах. (Омск- Томск.)

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ

Первое можно из снега слепить,

Грязи кусок может тоже им быть.

Ну, а второе - мяча передача,

Важная это в футболе задача.

Целое люди в походы берут,

Ведь без него они путь не найдут.

(Ком + Пас = Компас.)

 

Слева направо слово прочтёшь,

То от дождя ты защиту найдёшь.

Если с конца же его ты прочтёшь,

Горное озеро тут же найдёшь.

(Навес - Севан.)

 

Два слога первые - цветок,

В "лохань" попал мой третий слог.

А вместе если их прочтёте,

То в волжский город попадёте.

(Астра + хань = Астрахань.)

 

Вот вам лёгкая шарада:

К ноте "Н" прибавить надо.

Нота больше не поёт,

А рекой она течёт.

(До + Н = Дон.)

 

Первое - летучая вода,

В бане русской встретите всегда.

А второе - есть машины марка

Из российского, ребята, автопарка.

Всё же вместе - Франции столица,

Этот город модницам всем снится.

(Пар + "Иж" = Париж)

 

У слона букву "С" отнимите

И названье реки припишите.

Получиться столица должна,

Что на карте Европы видна.

(Лон + Дон = Лондон.)

 

С "К" - коль к карте обратиться -

Это Турции столица.

С "Г" - Сибирская река,

Полноводна, глубока.

(Анкара - Ангара.)

 

С буквой "С" - Российский город

Близко к северу, где холод.

Без неё - берём мы в руки,

Чтоб погладить юбки, брюки.

(Устюг - утюг.)

 

С "Ч" - по небу я гуляю

И грозу вам предвещаю.

С "Л" - я город на реке

От Москвы невдалеке.

Пряник мой и самовар

Знают все: и мал и стар.

(Туча - Тула.)

 

Если "С" в Амур случайно упадёт,

Где тогда река, ребята, потечёт?

(С Дальнего Востока река отправится в Дагестан и потечёт не к Охотскому морю, а к Каспийскому: Амур - Самур.)

              ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

1. Какая река течёт от буквы "А" до буквы"Я"?

("От буквы А до буквы Я течёт река Амударья". С.Я. Маршак.)

2. Какой континент тянется от буквы "А" до буквы "Я"?

(Австралия.)

3. Какое животное есть в каждом посёлке мира?

(Осёл - п-осёл-ок.)

4. Что занимает ровно половину любого острова?

(Ров - ост-ров.)

5. Какая река помещается в ладони, какая в бокале, какая в чернильнице, а какая в канистре?

(Дон в ладони, Ока в бокале, Нил в чернильнице, Истра - в канистре.)

6. Что есть в реке, в пруду, в озере, в море, но нет в океане?

(Буквы "Р".)

7. Какую страну всегда вспоминают и называют при прощании?

(Данию - до свидания.)

8. Какая российская река протекает в Лондоне?

(Дон - Лондон, а если серьёзно, то Темза.)

9. Какой приток Самары течёт... по проводам?

(Ток.)

10. В Амурской области есть река, в которой прячутся... мыши! Как эта река называется?

(Нора.)

11. Какой приток Волги вытекает весной из... пораненной берёзы?

(Сок.)

 12. Какую реку... ловят в море?

(Реку Треска.)

 13. Назовите самый тонкий и острый мыс.

(Мыс Игольный.)

14. Правда ли, что в Индии можно увидеть сон с открытыми глазами, не ложась спать?

(Да, ведь Сон - река в Индии, правый приток Ганга.)

15. Где есть мосты с улицами, парками, домами, школами, больницами, магазинами, заводами?

(В Чехии - город Мост, в Белоруссии - город Мосты.)

16. Какой морской залив каждый географ считает своим?

(Географа залив в Индийском океане у юго-западного берега Австралии.)

17. Где протекает "парламентская река"?

(В РФ и на Украине протекает река Сейм - левый приток Десны. Сейм - в некоторых странах название парламента.)

18. Название какой реки Сибири все дети произносят ещё в колыбели, задолго до знакомства с географией?

(Река Мама, приток Витима.)

 

19. В какой реке есть помещение для самолётов?

(В Ангаре - Ангар-а.)

20. Назовите "самый умный" горный хребет мира.

(Хребет Академии Наук, в Западном Памире, в Таджикистане.)

 21. Именем какого полуострова нашей страны называют дальние ряды парт в классе, аудитории?

(Полуострова Камчатка - "камчатка".)

 22. Какой город Красноярского края имеет математическое название?

(Минусинск.)

 23. Название какой нашей реки является первым словом в названии произведения испанского писателя и оперы итальянского композитора?

(Дон: "Дон-Кихот", "Дон Карлос".)

 24. Что есть и у ботинка, и у горы, и у волны?

(Подошва.)

 25. Поможет ли география найти счастье?

(Да, она подскажет, что город Счастье находится на Украине, в Луганской области, на реке Северный Донец.)

ВЕСЁЛЫЕ СТИХИ НА ВНИМАНИЕ

Солнце за день устаёт,

На ночь спать оно идёт

На полянку, за лесок,

Ровно-ровно на восток.

(Не на восток, а на запад.)

 

Каждый с детства твёрдо знает:

Ангара в Байкал впадает.

(Не впадает, а вытекает.)

 

Шесть океанов на планете.

Согласны с этим все ли, дети?

(Нет, их четыре.)

 

Край снегов, морозов, вьюг

Называем словом юг.

(Не юг, а север.)

 

Знает каждый капитан:

Волга - это океан.

(Не океан, а река.)

 

Солнце и небо багряного цвета.

Ночь начинается после рассвета.

(Не после рассвета, а после заката.)

 

Слышу подсказку Вити-дружка,

Что Эверест - большая река.

(Не река, а гора.)

 

Знать, ребята, вам пора,

Что Байкал у нас - гора.

(Не гора, а озеро.)

 

Со времён далёких и поныне

Льют дожди, как из ведра, в пустыне.

(Не в пустыне, а в тропиках.)

 

Высокие сосны слева и справа,

Семья их лесная зовётся дубрава.

(Не дубрава, а бор.)

 

Белые медведи ходят-бродят по лесу,

А их братья бурые - по Северному полюсу.

(Поменять медведей местами.)

 

На пруду есть развлечение:

На спине плыть по течению.

(Не на пруду, а на реке, ведь течение только там.)

Есть отличная примета:

Выпал снег - встречайте лето.

(Не лето, зиму.)

 

Листопаду дали старт -

Наступил ведь месяц март.

(Не март, а сентябрь.)

ГЕОГРАФИЯ НА ВСЕ СТО!

Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, названиями и именами, в которых есть числительное 100.

_ _ СТО _  -  сторона света.

(Восток.)

_ СТО _  -  начало реки.

(Исток.)

СТО _ _ _ _  -  главный город страны.

(Столица.)

_ СТО _ _ _  -  государство в Прибалтике.

(Эстония.)

_ _ СТО _  -  город "Золотого кольца" России.

(Ростов.)

_ _ _ _ СТО _ _ _ _  -  героический город в Крыму, давший название знаменитому вальсу.

(Севастополь.)

_ _ _ _ _ _ _ СТО _  -  город РФ, порт на Тихом океане.

(Владивосток.)

_ _ _ _ СТО _  -  столица Ямайки, порт на Карибском море.

(Кингстон.)

_ _ СТО _  -  город США, порт на Атлантическом океане.

(Бостон.)

_ _ СТО _  -  город в Германии, порт на Балтийском море.

(Росток.)

СТО _ _ _ _ _ _  -  столица Швеции, порт на Балтийском море.

(Стокгольм.)

_ _ _ СТО _ _ _  -  имя мореплавателя, открывшего Америку.

(Христофор Колумб.)

_ _ _ _ _ _ СТО _  -  фамилия исследователя, открывшего водопад Виктория, одноимённый город в Замбии                                                                          (Ливингстон)

ЗАГАДКИ     

 1. Отгадайте загадки

 2. Разберите слова- отгадки по составу.

  3. Изобразите отгадки в виде рисунка

1. Голубая простыня весь свет одевает.                 (Небо)

2. Чего в сундук не запрешь?                                 (Луч солнца)

3. Без рук стучит, Без огня горит.                         (Гром и молния)

4. Не стукнет, не брякнет, а в окно войдет.                 (Рассвет)

5. Не стукнет, не брякнет, а сам придет.                 (День)

6. Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. (Луна и солнце)

7. Летит орлица по синему небу.

    Крылья распластала.

    Солнышко застлала                                         (Туча)

8. Меня частенько просят, ждут,

    А только появлюсь - и прятаться начнут.         (Дождь)

9. Один летает, другой пьет,

 А третий питается.                                         (Дождь, земля, трава)

10. Летит огневая стрела,

   Никто ее не поймает —

   Ни царь, ни царица,

   Ни красна девица.                                         (Молния)

 11. Красное коромысло над рекой повисло.                 (Радуга)

 12. Ревнул вол за сто сел, за сто речек.                 (Гром)

 13. Горя не знаем, а горько плачем.                         (Облака)

 14. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (Туча)

 15.Серое сукно тянется в окно.                         (Пар)

 17. Меня бьют, ворочают, режут, а я молчу да всем добром плачу. (Земля)

 18. Не вода и не суша, на лодке не уплывешь, и ногами не пройдешь. (Болото)

 19. Рукава есть у меня, 

Рук хотя и нет.

   И хоть я не из стекла 

Я как зеркало светла... Кто я? Дай ответ!                 (Река)

  20. По серебряной дороге

   Мы отправились в поход.

   Остановимся на отдых,

   А она себе идет.                                         (Река)

  21. Зимой греет, Весной тлеет, Летом пропадает, Осенью оживает. (Снег)

  22. Шуба нова, а на подоле дыра.                         (Прорубь)

  23. Дед мост мостит без топора, без клиньев.         (Мороз)

  24. В воде не тонет и в огне не горит.                 (Лед)

  25. Без рук, без ног, а в избу лезет.                         (Холод)

  26. Сам без рук, без глаз, а рисовать умеет.                 (Мороз)

  27. Что вниз вершиной растет?                         (Сосулька)

  28. Гуляет в поле - Да не конь. Летает на воле - Да не птица. (Метель)

  29. Не взять меня и не поднять, не распилить пилой,

   Не вырубить и не прогнать, не вымести метлой...

   Но только мне придет пора - Сама уйду я со двора. (Тень)

  30. Вокруг носа вьется, а в руки не дается.                 (Ветер)

  31. Что идет, не двигаясь с места?                         (Время)

  32. Виден край, да не дойдешь.                                 (Горизонт)

  33. В горах блуждаю за тобой, откликнусь я на зов любой.

    Все меня слыхали, но зато не видал меня еще никто. (Эхо)

   34. Сколько бы ни ел, никогда сыт не будет.                 (Огонь)

   35. Рассыпался горох на семьдесят семь дорог;

   Никто его не подберет: ни царь, ни царица,

   Ни красная девица.                                         (Град)

   36. Без рук, без ног воюет.

   Без рук, без ног под окном стучит,

              В избу просится.                                         (Ветер) 

Своя игра

(внеклассное мероприятие в рамках Недели географии)

Правила  игры  такие  же,  как  в  аналогичной  телепередаче.  На  доске  заранее  рисуются  таблицы  для  «первого»  и  «второго»  раундов.  Ассистент  ведущего  стирает  с  доски  цену  в  баллах  для  того  вопроса,  который  выбран  игроками.  За  правильные  ответы  игроки  получают  жетоны  с  соответствующим  количеством  баллов.  За  неправильный  ответ  у  игроков  изымаются  жетоны.  

 

ПЕРВЫЙ РАУНД.

Тема  «ГЕОГРАФИЯ + ЮМОР»

10    баллов.  Какой  город  самый  сладкий?  (Изюм)

20    баллов.  Какой  полуостров  заявляет  о  своей  величине?  (Ямал)

30    баллов.  На  каком  фронте  не  воюют?  (на  атмосферном)

40    баллов.  В  названии  какой  реки  слышатся  три  ноты?  (Миссисипи)

50    баллов.  Какой  морской  залив  каждый  географ считает  своим?  (залив  Географа  в  Индийском  океане  у  юго – западных  берегов  Австралии)

Тема  «ВЕСЕЛЫЕ  СТИХИ  НА  ВНИМАНИЕ»

10    баллов.  В  России - язык  русский,

                    Во  Франции – французский,

                    В  Германии – немецкий,

                    А  в  Греции – грецкий.

(не  грецкий,  а  греческий)

20    баллов.  Каждый  с  детства  твердо  знает:

                     Ангара  в  Байкал  впадает.

(не  впадает,  а  вытекает)

30    баллов.  Солнце  и  небо  багряного  цвета.

                     Ночь  начинается  после  рассвета.

(не  после  рассвета,  а  после  заката)

40    баллов.  Листопаду  дали  старт –

                     наступил  ведь  месяц  март.

50    баллов.  На  пруду  есть  развлечение:

                     на  спине  плыть  по  течению.

Тема  «ГЕОГРАФИЯ + ЛИТЕРАТУРА»

Отгадайте,   какие  географические  названия,  термины  и  понятия  встречаются  в  этих  русских  пословицах.

10    баллов.  Муж  в  дверь,  а  жена  в  . . .   (в   Тверь)

20    баллов.  . . .  у  всей  Руси  под  горой – в  нее  все  катится.  (Москва)

30  баллов.  Погиб  как  швед  под   . . .  (Полтавой)

40  баллов.  Кого  . . .  не  полюбит,  последнюю  шубу  слупит.  (Питер)

50  баллов.  В  огороде  бузина,  а  в  . . .  дядька.(Киев)

Тема  «ЧЬЯ  ПОСЛОВИЦА?»

10    баллов.  Убежал  от  крокодила,  а  наткнулся  на  леопарда.  (африканская)

20    баллов.  Злой  как  перец.  (болгарская).

30    баллов.  Старательному – плов,  лежебоке – мешалка.  (туркменская)

40    баллов.  Рисовая  солома – много  дыма;  бедный  человек – много  мужества.  (китайская)

50    баллов.  Тигр  бережет  свою  шкуру,  человек – имя.

                                                             

Тема  «ПО  РЕКЕ  ВРЕМЕНИ»  (ГЕОГРАФИЯ + ИСТОРИЯ)

10    баллов.  Назовите  полководца,  основавшего  в  Египте  город  Александрию. (Александр  Македонский  в  332 – 331  г.г.  до  н.э.)

20    баллов.  Название  какой  реки,  прославленной  Цезарем,  вошло  в  выражение,  означающее  принятие  бесповоротного  решения.

      (Рубикон,  река  на  Аппенинском  полуострове.  До  42 г.  до н.э.  граница  между    Италией  и  римской  провинцией  Цизальпинская  Галлия.  В  49  г.  до  н.э.  Цезарь  из  Галлии  перешел  с войском  Рубикон,  тем  самым  нарушив  закон,  и  начал  гражданскую  войну.  Отсюда  выражение  «перейти  Рубикон»).

30    баллов.  Какой  город  в  старину  называли  «третьим  Римом»?

(Москву:  после  разгрома  турками – мусульманами  Византии  со  «вторым  Римом» - Константинополем –Москву  стали  считать  центром  провославия,  а  вместе  с  тем  и  «третьим  Римом»)

40    баллов.  На  каком  горном  перевале  в  1877  году  русско – болгарские  войска  отразили  упорные  атаки  турецких  войск  Сулейман – паши,  а  потом  пять  месяцев  удерживали  его  до  перехода  русской  армии  в  наступление.

( Перевал  Шипка  в  Болгарии,  в  горах  Стара – Планина,  высота  1185 м.  Близ  Шипки – памятник – музей  русским  и  болгарским  воинам,  павшим  в  боях  за  освобождение  Болгарии)

50  баллов.  В  18  веке  в  России  очень  любили  «нюрнбергские   яйца»  и  привозили    их  из  Германии.  Кто  первым  научился  их  делать  в  России?

     (  Иван  Кулибин,  это  часы  яичной  формы)

 

ВТОРОЙ  РАУНД.                              

ТЕМА  1.  «ПО  ЗАПОВЕДНЫМ  МЕСТАМ»  (ГЕОГРАФИЯ + БИОЛОГИЯ)

20    баллов.  Назовите  самое  большое  сооружение,  созданное  морскими  животными.    (Большой  Барьерный  риф)

40    баллов.  Водятся  ли  дельфины  в  реках?

                   (Да.  Широко  известен  амазонский  речной  дельфин  иния.  Пресноводные  дельфины  живут  в  Ганге,  Ориноко,  Брахмапутре  и  др.  реках.)

60    баллов.  Какой  симпатичный  «пожиратель  бамбука»  в  Китае  объявлен  национальным  сокровищем?    ( Большая  панда)

80    баллов.  Название  какого  города – государства  в  переводе  означает  «город  льва»?           (Сингапур,  в  Юго – Восточной  Азии)

100    баллов.  Для  американцев  этот  хищник – «горный  лев»,  «серебристый  лев»,  «лев  Анд»,  а  как  мы  зовем  эту  «кошечку»?      (  Пума)

ТЕМА  2.  «РАСТИТЕЛЬНЫЙ  МИР»

20    баллов.  Где  на  земном  шаре  грибы  бывают  выше  окружающих  деревьев?

                   (  в  тундре )

40    баллов.  В  какой  стране  национальным  цветком  является  хризантема?

                   ( в  Японии )

60    баллов.  Когда  деревья  экваториального  леса  сбрасывают  листву?

                   ( постоянно,  в  течение  года )

80    баллов.  Что  называют  «белым  золотом»?

                    (  хлопок )

100    баллов.  Как  называются  самые  высокие  и  самые  долгоживущие  на  Земле  деревья?  Где  их  родина?

                    (  секвойя,  достигает  в  высоту  100  метров  и  более,  а  в  диаметре  6 – 10  метров.  Живут  деревья  до  2  тысяч  лет,  возраст  некоторых  экземпляров – до  4  тысяч  лет.  Родиной  их  является  Северная  Америка.  Растет  в  западных  районах  Закавказья,  на  Южном  берегу  Крыма)

 

ТЕМА  3.  «ВКУСНАЯ  ГЕОГРАФИЯ»  (ГЕГРАФИЯ + КУЛИНАРИЯ)

20 баллов.  Какой  город  подают  к  чаю?

(  «Прага» - торт,  Прага – столица  Чехии )

40    баллов.  Назовите  родину  чая?

             (  Юго – западный  Китай.  Первому  упоминанию  об  этом  удивительном  напитке  уже  более  5  тысяч  лет.)

60  баллов.  Кофе  так  называется  потому,  что  растение,  на  котором  растут  его  зерна,  было  впервые  обнаружено   в  875  году  в  провинции  Кафа.  В  какой  стране  находится  эта  провинция?

               (  Эфиопия )

баллов.  Где растёт «молочное дерево»?

               ( В Южной Америке. Это дерево-«молокозавод». Если надрезать его кору, то потечёт сок, по вкусу напоминающий сливки с сахаром, а по составу – близкий к коровьему молоку. Местные жители с давних пор употребляют этот сок в пищу.)

100    баллов.  Что  это  за  «таежные  коровы»,  дающие  «лесное  молоко»?

               (  это  кедры,  дающие  кедровые  орехи.  Чтобы  получить  молоко,  нужно  кедровые  орехи  хорошо  раздавить  в  миске  и  залить  крутым  кипятком.  А  масло  из  орехов  выжимают  так же,  как  из  семечек  подсолнечника.  «Кедровые  сливки»  почти  в  три  раза  питательнее  коровьих,  в  три  раза – говядины  и  в  четыре  с  лишним – яиц.  Даже  сало – шпик  уступает  им.  А  о  вкусе  и  говорить  не  приходится.)

 

ТЕМА  4.  «ПЕСЕННАЯ  ГЕОГРАФИЯ»  (ГЕОГРАФИЯ + ПЕСНИ)

20  баллов.  На  недельку  до  второго  

                    Я  уеду  в  . . . (населенный  пункт)   (  Комарово – п.г.т.  в  Ленинградской    области  на  берегу  Финского  залива )

     40  баллов.  И  в  какой  стороне  я  не  буду,

                          По  какой  не  пройдусь  я  траве,

                          Друга  я  никогда  не  забуду,

                          Если  с  ним  подружился  в  … ( город)    (  Москва )

     60  баллов.  Березы  подмосковные

                           Шумели  вдалеке.

                           Плыла – качалась  лодочка

                           По  …    - реке.  (Яуза)

     80  баллов.  Дремлет  притихший  северный  город,

                         Низкое  небо  над  головой.

                         Что  тебе  снится  крейсер  «Аврора»,

                         В  час,  когда  утро  встает  над  . . .  (река)     (  Нева )

     100  баллов. На  границе  тучи  ходят  хмуро,

                          Край  суровый  тишиной  объят, -

                          На  высоких  берегах  . . . (река)       (Амур)

                          Часовые  родины  стоят.

ТЕМА  5.  «ГЕОГРАФИЯ  НА  КОЛЕСАХ»  (ГЕОГРАФИЯ + АВТОМОБИЛИ)

20  баллов.  В  какой  стране  в  1908  году  была  основана  корпорация  «Дженерал  Моторс»?   (в  США )

40  баллов.  В  какой  стране  в  1913  году  была  основана  фирма  «Нисан»?  она  также  участвует  в  строительстве  авиационной  и  космической  техники.     (в  Японии)

60  баллов.  Назовите  родину  «Мерседесов».      (Германия)

80  баллов.  Какая  тропическая  кошка  дала  имя  импортной  машине?     (ягуар )

100  баллов.  В  каком  итальянском  городе  нет  автомобилей?   ( в  Венеции:  там  ездят  на  катерах,  на  гондолах  и  ходят  пешком )

РАУНД  «СВОЯ  ИГРА»

Задание.  Академик  Ферсман  писал,  что  при  исчезновении  этого  металла  «. . .  на  улицах  стоял  бы  ужас  разрушения:  ни  рельсов,  ни  вагонов,  ни  автомобилей,  камни  мостовой  превратились  бы  в  труху,  растения  начали  бы  чахнуть.  Впрочем,  человек  этого  бы  не  заметил,  так  как,  лишившись  трех  граммов  этого  металла,  человек  моментально  бы  умер».   (железо)

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Агеева И. Д. Весёлая география на уроках и праздниках: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. – 240

КВН  «МОЯ  РОДИНА  –  РОССИЯ»

  1. Состав команды: 5 человек (по одному представителю с каждого класса (5-9кл)).
  2. Выбрать капитана команды, придумать  название, девиз, эмблему команды.
  3. Приготовить приветствие для жюри и команды-соперницы.

КВН

1 конкурс: -  «Разминка» на тему: «Самые, самые …»

Вопросы командам задаются последовательно, время на обдумывание 30 сек.

  1. Самая многоводная река России? (Енисей)
  2. Самый крупный остров в России? (Сахалин)
  3. Самая высокая вершина России? (Эльбрус)
  4. Самый высокий действующий вулкан России? (Ключевская Сопка)
  5. Самое глубокое озеро в России? (Байкал)
  6. Самая длинная река в России? (Обь с Иртышом)
  7. Самое глубокое море у берегов России? (Берингово)
  8. Самое жаркое лето? (Волгоград)
  9. Самая холодная зима? (Оймякон)

10.Самая большая равнина России? (Восточно-Европейская)

2 конкурс: «Составление названий географических объектов из заданных букв».

Вам нужно переставить буквы в словах так чтобы получились названия:

города: остров -………. (Ростов)

              рубаха -…………(Бухара)

реки:   мура -……………(Амур)

Вам нужно переставить буквы в словах так, чтобы получилось название:

города: остров-………...

             рубаха -………..

реки: мура -…………….

Конкурс болельщиков

3 конкурс: «Географический аукцион» - нужно назвать наибольшее число рек нашей страны. Называют по очереди, не повторяясь. Победителем считается та команда, за которой осталось последнее слово (не более 5 мин.)

4 конкурс: «Конкурс эрудитов» - Командам предлагается назвать о каком уголке России идет речь.

1. В России есть полуостров, на котором нет ни высоких гор, ни глубоких ущелий. По площади оно несколько больше Болгарии. Лишь на 1 метр оттаивает его поверхность летом. На полуострове растут карликовая березка, морошка. Здесь пасутся олени, а в недрах огромные запасы газа. Назовите этот полуостров. (Ямал)

2. В России есть полуостров, по площади в 12 раз больше Бельгии. Он покрыт таежной растительностью. На нем располагается более сотни вулканов, из них около 30 – действующие. В ущельях и долинах бьют горячие источники и гейзеры. Назовите этот полуостров. (Камчатка)

3.Летом здесь почти не заходит солнце. Белые ночи придают особое очарованье зеленым массивам лесов, причудливым очертаниям озер с прозрачной водой, рекам с порогами и водопадами. Зимой здесь царство чистого белого снега с синевой замерших озер и со стройными елями и соснами. Часто этот уголок России называют страной озер и гранита. Здесь расположен знаменитый водопад Кивач. (Карелия)

4.Эта территория – одно из лучших украшений Русской равнины. Когда-то эту территорию называли горами, на самом деле это возвышенность, которая существовала здесь еще до ледникового периода. В память о последнем оледенении здесь расположились многочисленные озера. Главное сокровище этой территории – озеро Селигер, его причудливая форма напоминает цветок орхидеи. (Валдай)  

 

5 конкурс: Представьте себе, что в весенние  каникулы вы отправились отдыхать и не успеваете к началу занятий. Чтобы как-то оправдаться, вам необходимо послать телеграмму учителю географии с описанием этого района. Денег хватит только на 10 коротких фраз. Составьте такую телеграмму.

                1. Вы отдыхаете на Кавказе.

                2. Вы отдыхаете на Чукотке.

Конкурс болельщиков.

6 конкурс: «Конкурс капитанов»

Планируя летний отдых, семья Ивановых, проживающих в Омской области,  столкнулась с неразрешимыми трудностями. Мама не желала резко менять климат и ехать за границу. Сыновья хотели посетить регион с необычной историей, а папа мечтал об отдыхе на берегу моря.

Предложите место отдыха, удовлетворяющее всех членов семьи. Опишите природные и историко-культурные особенности этого региона.

Планируя зимний отдых, семья Максимовых, проживающих в Омской области, столкнулась с неразрешимыми трудностями. Папа хотел покататься на горных лыжах и подышать чистым воздухом, а мама желала отдохнуть в месте с хорошим уровнем обслуживания, но, напуганная террористическими событиями, наотрез отказалась ехать на Кавказ. Дети же и слушать не хотели о практиковании в иностранных языках, и без того уже надоевших в школе.

Предложите место отдыха, удовлетворяющее всех членов семьи. Опишите природные и историко-культурные особенности этого региона.

7 конкурс: «Географический кроссворд»

1. Река, вытекающая из озера Байкал.

2. Самая большая река Дальнего Востока.

3. Река, на которой находится Красноярская ГЭС.

4. Самая длинная река Европейской части России.

5. Самый крупный приток Иртыша.

Конкурс болельщиков

8 конкурс: «Литературно-географический».

Много поэтов посвятили свои стихи нашей прекрасной Родине. Определите автора произведения прочитанных отрывков.

1. Урал!

    Завет веков и вместе

Предвестье будущих времен.

И в наши души, точно песня,

Могучим басом входит он.

Урал!

Опорный край державы,

Ее добытчик и кузнец.

Ровесник древней нашей славы

И славы нынешней творец!

                     (А.Твардовский)

2. Кавказ подо мною, один в вышине

Стою под снегами, у края стремнины.

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отсюда я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

                        (А.С.Пушкин)

9 конкурс: «Знатоки путешественников»

О каком путешественнике или исследователе идет речь?

  1. Купец из Твери. В XV веке совершил путешествие в Индию, преодолев на пути туда и обратно Каспийское, Аравийское и Черное моря. Свои впечатления изложил в книге «Хождение за три моря». (Афанасий Никитин)

  1. Русские мореплаватели,  открывшие Антарктиду в 1820 году. Их героическое плавание продолжалось 751 день. (Михаил Петрович Лазарев и Фаддей Фаддеевич  Беллинсгаузен)  

  1. Российский исследователь-мореплаватель. Исследовал северные и восточные берега нашей страны, открыл пролив между Азией и Америкой. (Витус Беринг)

  1. Русский путешественник, исследовал труднодоступные районы Азии. Нанес на карту более 20-ти горных хребтов, целый ряд озер и рек. (Николай Михайлович Пржевальский)

  1. Мореплаватель, возглавивший первое русское кругосветное плавание. (Иван Федорович Крузенштерн)

  1. Русские мореплаватели, участники 2-й камчатской экспедиции, двоюродные братья, обследовавшие северное побережье нашей страны.(Лаптевы Харитон и Дмитрий)

КОНКУРС  БОЛЕЛЬЩИКОВ № 1

1. Угли пылают, совком не достать.

     Ночью их видно, а днем не видать. (звезды)

2. Идет по небу бабушка и плачет. (туча)

3. Кто в году четыре раза переодевается? (земля)

4. Дверь не открывает, а в комнату попадает? (солнечный свет)

5. Летом одевается, зимой – раздевается. (Лиственный лес)

6. С неба сыплет пшено,

    Ни курица не клюет,

    Ни человек не жует,

    Солнце увидит – уберет! (снег)

  1. Дождь пришел и вырос мост,

Растянулся на семь верст,

И висит он золотой –

Над деревней и рекой

Ни проехать по нему

Ни машине, ни коню. (радуга)

  1. Заря-зарница, красная девица

По полю ходила, ключи оборонила

Месяц видал, ни слова не сказал.

Солнце увидало, все ключи подобрало. (роса)

  1. Меня ждут не дождутся,

А как увидят разбегутся. (дождь)

10.По полю рыщет,

     Поет да свищет,

     Деревья ломает,

     Пыль поднимает.

     В село мчится,

     В окно стучится,

     Ворота отворяет,

     Никто его не поймает. (ветер)

Аукцион вопросов по географии
Жетоны, на которых обозначена их стоимость, например, 5 баллов, 10 баллов, 20 баллов, 50 баллов. Если ответ не точный или с недочетами, то можно выплатить не полную стоимость вопроса. Кто больше набирает баллов. Тот и победитель аукциона.



Вопросы


Ответы


Бал-лы


1.


Какой город в России является самым древним и самым южным.


(Дербент)


10


2


Найдите ошибки в перечне государств, граничащих с Россией: Норвегия, Швеция, Эстония, Латвия, Молдова, Белоруссия, Украина, Грузия, Армения, Казахстан, Туркмения, Киргизия, Китай, Монголия


(Швеция, Молдова, Армения, Туркмения, Киргизия)


10


3


Распределите города Росси в последовательности с севера на юг, нумеруя от северного до южного: Архангельск, Астрахань, Воронеж, Нижний Новгород, Тамбов, Тула, Ярославль


(Архангельск, Ярославль, Н.Новгород, Тула, Тамбов, Воронеж, Астрахань)


10


4


Море, в которое впадает река Лена


( Лаптевых)


10


5


Восточный материковый мыс России, какие он имеет координаты.


(М.Дежнева 66 05 с.ш. 169 40 з.д).


10


6


Высочайшая вершина Кавказа


(Эльбрус)


10


7


Писатель С. Елпатьевский назвал эту реку “Русской Амазонкой”

Какую реку России называл он “русской амазонкой и почему?


(Обь)


20


8


Назовите самую большую по протяженности сухопутную границу России, а с каким гос-вом наша Родина имеет самую маленькую границу.


(С Казахстаном – 7200 км, с КНДР – 17 км)


20


9


С какой высоты над уровнем моря поэт наблюдал описываемую картину? Укажите примерную высоту в км.

Кавказ подо мною один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной на равне.
Отсюда я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени;
А там уж и люди гнездятся в горах…


Поэт стоял выше границы снеговой линии. Средняя высота снеговой линии на Кавказе 2900 км до 3500. на северо – восточных склонах и до 2700 на юго-западных. Следовательно поэт находился на высоте примерно 3000 км.


50


10


Я с “М” и “А” живу в горах Алтая.
Но с “У” я сам раскинул цепи гор
Без “М” в пустыне расстилаю
Необозримый водяной простор.


Марал (олень). Урал, Арал.

 


50


11


В стаде животных “ замаскировалась” река, отыщи ее: теленок, птенец, медвежонок, оленёк, колонок. Покажи ее на карте.


(Оленек)


20


12


В стихотворении Е Румянцева “Догадка” читаем:

Если есть на карте губы,
Если есть на ней носы,
Значит, где-то между ними
Расположены… усы.

Поищите на карте РФ известные “губы”, “носы”, “усы”


(Онежская, Двинская, Мезенская губы Белого моря. Чешская – Баренцева м, Байдарацкая, Обская, Тазовская, Гыданская – Карского м, Пенжинская, Янская, Тауйская, удская – Охотского м,. Мысы: Святой нос – на Кольском п-ве, между п-овам Канин и устьем Печоры , устьем Яны и устьем Индигирки, Канин нос на п-ве Канин, Болванский нос на о. Вайгач, Белужский нос на п-ве Ямал. Реки с названием Ус и Уса – притоки Енисея, Печоры, Томи.


50


 


13


Хотите что-нибудь перекусить? Перед вами Булка, Бублик, Хлеб, Калач. Только не съешьте город. Какой?


(Калач – г. в Воронежской обл)


50


14


С “К” я в школе на стене,
Горы, реки все на мне.
С “П” - от вас не утаю:
Тоже в школе я стою


Карта-парта.


50


15


Это удивительно и странно,
Что она совсем не широка:
Исполняет должность океана
Межконтинентальная река!
Милая, хорошая, большая,
Вольная казацкая река
И разъединяет, и сближает
Дружественных два материка.

О какой реке говорится в стихотворении Н. Глаткого?

Что она сближает или разъединяет о чем идет речь в стихах?


(Река Урал. Сближает Европу и Азию)


20


16


Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела
Котлом клокоча и клубясь.
И вдруг, как зверь остервеняясь
На город кинулась. Пред нею
Все побежало. Все вокруг
Вдруг опустело- воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы
И всплыл Некрополь, как тритон
По пояс в воду погружен.

О каком явлении писал Пушкин в одном из своих произведений? Когда это явление произошло? О каком произведении идет речь?


(А.С.Пушкин “Медный всадник” Описано наводнение на Неве в Петербурге в 1824 г. (ноябрь)


50


17


Назовите самую большую реку Европы, где она берет свое начало, куда впадает, ее правый и левый самый крупный приток, по какой равнине она протекает


( на Валдайской возвышенности, в Каспий, по Русской равнине, Ока (пр). Кама (лев)


20


18


Тебе кипучее начало дано вершинами Саян

Недаром гордо, величаво, ты мчишься в грозный океан.

Какой реке поэт Кокарев посвятил эти стихи?


(Енисею, впадает в Карское море С,Л.ок)


20


19


Мороз и солнце; день чудесный …
…………………………………
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И лес сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит.


Определите какой тип погоды отражен в этом стихот-ворении

А Пушкина.

Циклональ-ный, антицик-лональный, холодного или теплого фронта?


( антициклональный)

 

 


50


20


Единственный в районе России район чаеводства – Черноморское побережье Кавказа. Объясните, почему в соседних южных районах России (например, в При-кубанье, на Ставрополье) не выращивают чай


( На Кавказе заморозки редки даже зимой, а в Предкавказье они опускаются до -5 -6 С)


20

 

 


21


Для какой из перечисленных рек наиболее характерны ледовые заторы и почему: Волга, Енисей, Амур, Терек, Урал?


(На Енисее т.к он течет с юга на север , весеннее половодье и ледоход сначала наступают в верхнем течении, когда низовья еще скованы льдом)


20


22


Выберите две основные причины высокой заболоченности равнинных тундр:


  1. наличие многолетней мерзлоты

  2. большое количество осадков

  3. малое количество осадков

  4. большая испаряемость

  5. малая испаряемость


( 1. 5)


10


23


Западный склон Урала богат нерудными полезными ископаемыми. Тем не менее именно на западном склоне Южного Урала расположены богатые месторождения алюминиевых руд. Как это можно объяснить?


(Бокситы, в отличие от всех других руд, имеют осадочное происхождение. Они образуются в результате химического выветривания в условиях влажного тропического климата. Остатки такой коры выветривания мел-палеогенового возраста сохранились на пологом склоне Южного Урала, в то время как на крутом восточном склоне они были уничтожены процессами денудации в ходе новейшего поднятия Уральских гор)


50


24


Фольклор. Загадки. Шел да шел, да в землю ушел


(Дождь)

 


10


25


Серое сукно тянется в окно


(Туман)


10


26


Бежать, бежать – не добежать, лететь, лететь – не долететь


(Горизонт)


10


27


Кругом вода, а с питьем беда


Море


10


28


Страны без людей, города без домов, лес без деревьев, моря без воды. Что такое?


Географическая карта


10


29


Не море, не земля, корабли не плавают и ходить нельзя


Болото


10


30


Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всяк может видеть, но никто не слышит


Гром и молния


10

 

Викторина

 «Знатоки географии»

1. Самый-самый"

Команды отвечают по очереди, за каждый правильный ответ ставится по 1 баллу.

Самый большой материк? (Евразия)

Самый большой океан? (Тихий)

Самая глубокая впадина Мирового океана? (Марианская)

Самое глубокое озеро мира? (Байкал)

Самая полноводная река мира? (Амазонка)

Самая длинная река мира? (Нил)

Самый большой остров в мире? (Гренландия)

Самый большой полуостров? (Аравийский)

Самый маленький океан? (Северный Ледовитый)

Самый маленький материк? (Австралия)

Самое мощное течение в Мировом океане? (Западных ветров)

Самое солёное море Мирового океана? (Красное)

Самый широкий пролив? (Дрейка)

Самый высокий водопад? (Анхель)

 Конкурс - "Третий лишний".

Командам по очереди называются группы географических объектов, нужно определить, что лишнее (1 балл) и объяснить почему (ещё 1 балл). Таким образом, за каждый полный правильный ответ команда может получить 2 балла.

Тасмания, Мадагаскар, Кавказ, Сахалин. (Кавказ - горы, остальное - острова)

Конго, Гольфстрим, Амур, Миссисипи. (Гольфстрим - течение, остальное - реки)

Танганьика, Байкал, Титикака, Кракатау. (Кракатау - вулкан, остальное - озёра)

Шри-Ланка, Индостан, Лабрадор, Сомали. (Шри-Ланка - остров, остальное - полуострова)

Устье, морена, приток, порог. (Морена относится к ледникам, остальное - к рекам)

Каналы, водохранилища, пруды, озера. (озера – естественные водоемы, остальное - искусственные водоёмы)

III. Конкурс "Геологика".

Суть его заключается в том, что по названным определениям вы должны отгадать географический термин или понятие: например, затяжной, проливной, слепой, грибной, тёплый, холодный, кислотный :.. (дождь). Балл присуждается той команде, которая первой даст правильный ответ:

Материковый, вулканический, песчаный, коралловый, речной, морской, необитаемый :.. (остров).

Жесткая, мягкая, мутная, прозрачная, пресная, солёная, проточная, стоячая, минеральная, газированная, дождевая, талая, морская, родниковая, речная ::. (вода).

Подземная, бурная, широкая, спокойная, узкая, извилистая, горная, судоходная, молочная, людская:: (река).

Звуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, электрическая, магнитная, длинная, короткая, сейсмическая, ветровая, морская:: (волна).

Атмосферное, плавное, быстрое, холодное, тёплое, глубинное, поверхностное, ветровое, стоковое ::. (течение).

IV. Викторина.

Команды по очереди отвечают на вопросы, за которые получают по 1 баллу:

1. Какой полуостров на севере нашей страны сам говорит о своей величине? (Ямал)

2. Какие два моря в Росси противоположны по географическому положению, температуре воды и названию? (Чёрное и Белое)

3. В какое озеро нашей страны впадает 336 рек, а вытекает только одна? (Байкал)

4. На каком из материков нет ни одной реки? (Антарктида)

5. Мы часто говорим "безбрежное море". А есть ли действительно море без берегов? (Да, в Атлантическом океане Саргассово море)

6. Какой пролив разделяет два моря, два океана, два материка, два полуострова и две страны? (Берингов)

7. Я сам - вода, по воде и плаваю. (Лёд)

8. Река, к которой всё время стремился доктор Айболит? (Лимпопо)

9. В каком состоянии воды в природе больше всего? (В жидком)

10. Почему пресная вода в природе не иссякает? (Круговорот воды)

11. В каком море не утонет даже не умеющий плавать человек? (В Мёртвом море-озере)

12. Назовите самые длинные в мире коралловые острова. (Большой Барьерный риф у берегов Австралии)

13. Какой из океанов не омывает Россию? (Индийский)

14. Какое море на западе нашей страны в древности называлось "Янтарным" за обилие в нём янтаря? (Балтийское)

15. Название какой реки, прославленной Цезарем, вошло в выражение, означающие принятие бесповоротного решения? (Рубикон)

16. На льду какого озера в апреле 1242 года состоялось Ледовое побоище? (Чудского)

17. Устье какой великой реки находится точно на экваторе? (Амазонки)

18. Какая река дважды пересекает экватор? (Конго)

19. Назовите самое высокогорное озеро мира, расположенное в Андах. (Титикака)

20. Назовите единственное на земном шаре озеро, у которого одна половина содержит пресную воду, а другая - солёную. (Балхаш)

 

ТЕМА УРОКА: «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ИГРА».

ЦЕЛИ: Обобщить полученные знания учащихся по темам «Африка», «Австралия».

-способствовать развитию мышления

-продолжать учить творчески мыслить, быстро находить правильный ответ, внимательно слушать, понимать своих товарищей

-уметь показывать на карте названные в программе географические объекты

ОБОРУДОВАНИЕ: карта полушарий, физические карты «Африка», «Австралия», картина «Парусник».

 На доске эпиграф «Привычка странствовать по картам, видеть в своём воображении родные места помогает правильно увидеть их в действительности», - Паустовский.

ХОД УРОКА.

I. Вступительное слово учителя.

II. Загадывание загадки о карте.

Бывало в сказках старый столб вещал богатырям:

Пойдешь направо – конь поддет,

Налево – сгинешь сам.

А прямо – ждёт тебя успех на всём твоём пути!

 А что поможет вам теперь путь правильный найти?

 Расскажет, что и почему, и где в пути вас ждёт, как только дружный ваш отряд отправится в поход? (карта)

III.Слова К. Паустовского зачитываю:

Символом нашего урока будет вот этот парусник. На нём мы отправимся в путешествие. Для этого у нас две команды:

«Параллель» - 7-А класс  и «Меридиан» - 7-Б класс.

Итак, в путь!

П. игра.

I. Конкурс капитанов. –Проверим, способны ли они вести свои команды по материкам и океанам.

Задание: «Найти острова на карте».

12 – 26 Ю. Ш.                       53 – 55 Ю. Ш.

43 – 51 В. Д.                         65 – 71 З. Д.

Разминка.

Вопросы для команды «Параллель»:

  1. Самая длинная река мира. (Нил).
  2. Озеро мелководное, бессточное. (Чад).
  3. Река бассейна Индийского океана. (Лимпопо).
  4. Самое глубокое озеро Африки. (Танганьика).
  5. Сухие русла рек в Сахаре. (Вади).
  6. Река бассейна Атлантического океана. (Нигер).
  7. В Верховьях Нила в зарослях папируса встречается птица, которая водится только в Африке. Что это за птица? (Морабу)
  8. Какая река берёт  своё начало на Восточно-Африканском плоскогорье и протекает через озеро Виктория?
  9. Страна – родина кофе. (Эфиопия).

   10. Русский исследователь  Африки. (Юнкер)

Вопросы команде «Меридиан»:

  1. Кто руководил первым кругосветным путешествием? (Фернан Магеллан)
  2. Горы, расположенные на юге материка. (Капские).
  3. Самое большое озеро материка Африка. (Виктория).
  4. Река на юге Африки. (Оранжевая).
  5. Самая полноводная на материке река. (Конго).
  6. Река с водопадом Виктория. (Замбези).
  7. Озеро на Восточно - Африканском плоскогорье. (оз. Уяльса).
  8. В долине самой длинной реки мира  растёт растение, которое издавна использовали как материал для записей, как называется река и растение? (Нил, папирус).
  9. Озеро, с которого начинается Голубой Нил? (Тана).
  10. Какое растение пустыни Калахари имеет огромные плоды-ягоды, в состав которых входит много сахара, витаминов А, В, С. (дикий арбуз).

II.Задание «УЗНАЙ МАТЕРИК».

1. «…» - неизлечимая страсть: вдохнешь пыль её красной земли-латерита, услышишь многоголосый бой тамтанов, увидишь  в отблеске ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение. Пришельцу покажутся поистине удивительными многие обычаи и быт африканцев. В. Корочанцев

2. «..» А я клянусь вам, что этот край – самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, природа, растения, животные и еще удивляют учёных всего мира. Представьте себе, друзья мои,  материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями, как гигантское кольцо; материк, в середине которого есть наполовину испарившееся внутреннее море: где реки с каждым днём все больше и больше высыхают; где нет влаги ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени; где растут огнестойкие леса; где каменные плиты тают от дождя; где деревья низкорослы, а травы гигантской величины; где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы, что заставило ученых выделить их в особый класс птиц-зверей ; где у кенгуру лапы разной длины.. Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существующих ! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы. Ж. Верн.  (Австралия).

II. КОНКУРС КАРТОГРАФОВ.

1. У карты.

2.Собрать карту Африки, Австралии.

3.Конкурс зоогеографов.

4.Конкурс – найти в рассказах географические ошибки.

5.Путешествие в библиотеку приключений.

6.Решение Кроссвордов.

I.Климат Африки.

А)ветры, преобладающие над большей частью территории(пассаты).

Б)Нагорье на востоке Африки(Эфиопское).

В)Линии, соединяющие на карте места с одинаковой температурой(изотермы).

Г) Город на севере Африки , в котором наблюдалась высокая температура(триполи)

Д) Климатический пояс, представленный в Африке в единственном числе (экваториальный).

Е) Сильный ветер в пустыне Сахара (Салеум).

II. Рельеф Африки.

А ) Горы на северо-западе материка(Атлас).

Б) Мыс, крайняя восточная точка Африки (Хафун).

В ) Горы на юго-востоке Африки(Драконовы).

Г) Самый крупный потухший вулкан(Килиманджаро).

Д) Нагорье на востоке материка(Эфиопское).

Е)Пустыня на юге Африки(Калахари).

III.ВОПРОСЫ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ.

1.Кем открыт Южный полюс? (Руаль Амундсен).

2.Кто автор первой географической карты с градусной сеткой?(греческий учёный Птолимей).

3.Линии на карте, соединяющие точки поверхности суши, которые имеют одинаковую высоту над уровнем моря? (горизонтали).

4.Окружности, проведенные через Северный и Южный полюсы (меридианы).

5.Прибор для измерения сторон горизонта (компас).

6.Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости (карта).

7.Угол, образуемый направлениями на север и какой-либо предмет (азимут).

8.Углубление в речной долине, по которому воды реки текут постоянно (русло).

9.Река, впадающая в более крупную реку (приток).

10.Участок суши, со всех сторон окруженный водой (остров).

11.Гигантские волны (цунами).

 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

     КВН «Окружающий мир»

5-6 класс

 1 ведущий:

Посмотри, мой юный друг!

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,                                                      

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и роса,

Человек и время года-

Это все вокруг – природа!

2 ведущий:

Сегодня между командами сраженье,

Но пусть обид не будет среди вас,

Ведь победитель или побеждённый

Сегодня будет кто-то среди вас.

Мы будем рады, если вы в сраженьях

Покажете находчивость свою.

Уменье, знанья и веселье

Позволят вам сыграть вничью.

Представление жюри: ……………………………………………………………….

     ……………………………………………………………………………………...

…………………………………………………………………………………………

Мы приглашаем две команды:

1 команда:…………………………………………………………………………….

2 команда:…………………………………………………………………………….

1 ведущий:           Условия игры:

  1. Пять раундов.
  2. Каждое задание или вопрос оценивается в  баллах.
  3. Соблюдение тишины и дисциплины в зале.

2 ведущий:                                  

                                                       Не в театре телевизионном,

                                                       А среди школьных стен

                                                  Начнем сейчас мы традиционно

                                                  Наш КВН!!!

     1 РАУНД

  1. Приветствие команд, девиз команды.

Капитаны расшифровывают  эмблемы команд.

2 РАУНД

           Разминка:

  1. Есть ли страна, где одновременно бывают яркий день и темная ночь?

(Россия)

2. Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Они растут там, где

   Чистый воздух)

               3. Какие два моря в России по названию цветные? (Белое и Черное) 

4. Что это за дерево, о котором говорят арабы: «Царица оазиса, она

         купает свои ноги в воде, а прекрасную голову – в огне солнечных лучей?»

                  (Пальма)

               5. Моря есть – плавать нельзя, дороги есть – ехать нельзя, земля есть -

                   пахать нельзя. Что это? (Географическая карта, глобус)

  6. Почему древние мореплаватели, находясь в южном полушарии, боялись

                   заплывать далеко на юг? (Они думали, что земля плоская).

               7. Где зимуют раки? (В илистых берегах рек)

               8. Как называется линия, до которой нельзя дойти? (Горизонт)

               9. Из чего делают манную крупу? (Из пшеницы)

              10. Какая самая страшная река на земном шаре? (Тигр) 

3 РАУНД

                      Домашнее задание.

Каждая команда получила своё домашнее задание – это стихотворение, которое необходимо представить.

1 команда.

На что похожа Земля!

Я землю сравнил бы с моей головой.

Как наша планета – лесами,

Покрыта она местами бородой,

Усами и волосами.

Мой взгляд называют бездонным не зря,

глаза, как озера, и даже моря.

Бывает, что слезы щекою

Оттуда стекают рекою.

А гордый мой нос – он подобен хребту.

И тянется горною цепью ко рту.

А эти чудесные уши –

Как часть неизвестная суши!

Все части лица моего не пусты,

Его поднесешь к микроскопу-

И Азии где-то заметишь черты,

А где-то увидишь Европу.

Кругла, как Земля, голова у меня,

И так же меняется день ото дня,

И вертится только на шее.

Ну, в общем, все ясно,

Что наша планета

Сходство имеет с портретом поэта.

2 команда. Домашнее задание.

Блуждающие стихи.

Все на Земле движется: народы, звери, птицы,

Туда-сюда колышутся различных стран границы.

На лес ведут активное пустыни наступление.

Живут в морях актинии, Бродячие растения.

Вулканы извергаются, ползут лавины с гор,

И даже есть блуждающее озеро Лобнор.

Все не стоит на месте, от недр до облаков –

Блуждают с нами вместе – все шесть материков.

Зачем спешит в Америку толпа безумных граждан,

Когда и так с Америкой мы встретимся однажды.

Стояли вместе раньше материки Земли,

Но разошлись однажды как в море корабли.

Земля, как мячик катится по Солнечной системе,

А Солнце по галактике несется с нами вместе.

Когда вокруг все тащится, летит, несется, мчится,

И сидя в кресле запросто, мы можем заблудиться.

А если б все не двигалось, а если б все стояло,

И дети бы не прыгали, и ходики не тикали,

И птички не чирикали, и солнце не сияло.

У многих от движения бывает раздражение,

Но если вы имеете чуть-чуть воображение,

Вы крикнете: «Да здравствует,

Всемирное движение!

Движение – Великое

Природы достижение!»

4 РАУНД.

Конкурс капитанов  «Перевертыши»

Составьте названия городов путем перестановки букв - в словах, составьте третье слово – крупный город, все буквы должны быть использованы.

1 команда:    Раб+луна = Барнаул;   Ров+Сто = Ростов;  Мухи + Ус = Сухуми

2 команда:    Вьюн + лис = Вильнюс; Тоска+ром = Кострома;  Пол+вата = Полтава

5 РАУНД.

Команды получают два рассказа – загадки. По описанию нужно узнать птиц.

1 рассказ.

Летом они живут на севере, а в начале зимы, улетая от северных морозов, появляются в наших лесах. Питаются рябиной и другими ягодами. Увидишь, как они словно красные шарики, висят на дереве, и вспомнишь, что скоро новый год.

  (Снегири).

2 рассказ.

Красивые танцы устраивают они на болоте! Соберутся в кружок, один или двое выходят на середину и начинают приплясывать. Сначала только подпрыгивают, а потом и кружатся, и прыгают, и в такт хлопают крыльями.

                                                                                         (Журавли)

3 рассказ.

Самая интересная особенность этой птицы – то, как она делает себе запасы на зиму. Напряжённая работа начинается, когда созревают кедровые орешки. К зиме она успевает заготовить до 70 тысяч орешков. У этих птиц замечательная память.

                                                                                       (Кедровка)

4 рассказ.

С какой стороны ни взглянуть на эту птицу – она странная и замечательная. Самая большая в мире, но не умеет летать. Свои маленькие крылья использует для балансирования при беге. Голова и шея – голые, а длинные ноги заканчиваются двумя пальцами.

                                                                                           (Страус)

6 РАУНД.

Загадки- шарады.

С «п» я кругла, желта, на вкус приятна,

Я прячусь под поверхностью земли,

А с «к» - то мала, то необъятна

И поднимаю даже корабли.        (Репа – река)

Пойди-ка в сад и погляди,

Я там цвету, благоухаю.

Но «г» поставишь впереди,

И в небе я загромыхаю.             (Роза – гроза)

Остров я на Средиземном море,

Но попробуйте букву «р» отнять –

И тотчас же на морском просторе

Стану я фонтаны вверх пускать.     (Крит – кит)

Конечно, метаграмма это

Весьма проста и не сложна,

Я с «у» - далекая планета,

А с «и» - в Азии страна.   (Уран – Иран)

На дне реки в прохладной тьме

Скрываю я века.

Но вот ты «н» добавил мне –

И я уже река.                         (Ил – Нил)

В океанах я бываю,

Корабли там разбиваю,

Если ж букву приписать,

Стану в воздухе летать.          (Риф – Гриф)

Шар не велик, лениться не велит,

Если знаешь предмет,

То покажешь весь свет.               (глобус)

Я – сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «е» на «у» смени –

Стану спутником Земли.               (Лена – Луна)

Мы знаем эту линию,

 то черную, то синюю.

Чтоб нам не спутать вдруг,

Где там север, где там юг.                 (экватор)

Как инструмент меня ты ценишь

В искусной плотничьей руке,

Но если «д» на «б» мне сменишь,

Во мне утонешь, как в реке.                 (Долото – болото)

1 ведущий:

Наша задача сегодня –

Не тайны земные открыть;

Наша задача - хотя бы немного к ним

Интерес пробудить.

2 ведущий:

А летом давайте –

Рюкзак за спиною,

Лёгким шагом в походы пойдём

И всё, что узнаем, и все, что откроем,

Мы школе родной принесем.  

Подведение итогов. Награждение.

На что похожа Земля!

Я землю сравнил бы с моей головой.

Как наша планета – лесами,

Покрыта она местами бородой,

Усами и волосами.

Мой взгляд называют бездонным не зря,

глаза, как озера, и даже моря.

Бывает, что слезы щекою

Оттуда стекают рекою.

А гордый мой нос – он подобен хребту.

И тянется горною цепью ко рту.

А эти чудесные уши –

Как часть неизвестная суши!

Все части лица моего не пусты,

Его поднесешь к микроскопу-

И Азии где-то заметишь черты,

А где-то увидишь Европу.

Кругла, как Земля, голова у меня,

И так же меняется день ото дня,

И вертится только на шее.

Ну, в общем, все ясно,

Что наша планета

Сходство имеет с портретом поэта.

Блуждающие стихи.

Все на Земле движется: народы, звери, птицы,

Туда-сюда колышутся различных стран границы.

На лес ведут активное пустыни наступление.

Живут в морях актинии, Бродячие растения.

Вулканы извергаются, ползут лавины с гор,

И даже есть блуждающее озеро Лобнор.

Все не стоит на месте, от недр до облаков –

Блуждают с нами вместе – все шесть материков.

Зачем спешит в Америку толпа безумных граждан,

Когда и так с Америкой мы встретимся однажды.

Стояли вместе раньше материки Земли,

Но разошлись однажды как в море корабли.

Земля, как мячик катится по Солнечной системе,

А Солнце по галактике несется с нами вместе.

Когда вокруг все тащится, летит, несется, мчится,

И сидя в кресле запросто, мы можем заблудиться.

А если б все не двигалось, а если б все стояло,

И дети бы не прыгали, и ходики не тикали,

И птички не чирикали, и солнце не сияло.

У многих от движения бывает раздражение,

Но если вы имеете чуть-чуть воображение,

Вы крикнете: «Да здравствует,

Всемирное движение!

Движение – Великое

Природы достижение!»

Составьте названия городов путем перестановки букв в словах, составьте третье слово – крупный город, все буквы должны быть использованы.

Раб+луна =

Ров+сто =

Мухи + ус =

……………………………………………………………………………………………..

Составьте названия городов путем перестановки букв в словах, составьте третье слово – крупный город, все буквы должны быть использованы.

Вьюн + лис =

 Тоска+ром =

  Пол+вата =

1 ведущий:

Посмотри, мой юный друг!

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и роса,

Человек и время года-

Это все вокруг – природа!

2 ведущий:

Сегодня между командами сраженье,

Но пусть обид не будет среди вас,

Ведь победитель или побеждённый

Сегодня будет кто-то среди вас.

Мы будем рады, если вы в сраженьях

Покажете находчивость свою.

Уменье, знанья и веселье

Позволят вам сыграть вничью.

Представление жюри: ……………………………………………………………….

     ……………………………………………………………………………………...

…………………………………………………………………………………………

Мы приглашаем две команды:

1 команда:…………………………………………………………………………….

2 команда:…………………………………………………………………………….

1 ведущий:           Условия игры:

  1. Пять раундов.
  2. Каждое задание или вопрос оценивается в  баллах.
  3. Соблюдение тишины и дисциплины в зале.

2 ведущий:                                  

                                                       Не в театре телевизионном,

                                                       А среди школьных стен

                                                  Начнем сейчас мы традиционно

                                                  Наш КВН!!!

1 ведущий:

Наша задача сегодня –

Не тайны земные открыть;

Наша задача - хотя бы немного к ним

Интерес пробудить.

2 ведущий:

А летом давайте –

Рюкзак за спиною,

Лёгким шагом в походы пойдём

И всё, что узнаем, и все, что откроем,

Мы школе родной принесем.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План недели географии и заключительное мероприятие "Географический КВН"

План проведения недели географии в малокомплектной сельской школе с заключительным мероприятием недели "Географический КВН"...

План-сетка предметной недели 2014 год

Мероприятия и дата проведения...

Материал для оформления газеты к географической неделе

Материал для проведения географической недели. Из данногог материала можно сделать газету, отдельные карточки по классам или индивидуальные карточки....

Рабочая программа по ГЕОГРАФИИ (для обучающихся 5 класса) (35 часов в год, 1 час в неделю) 2014-2015 учебный год

Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования. География. 5 – 9 классы.Авторы: В.В.Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. Просвещение. 2013 Рабочая программа полно...

Неделя географического краеведения в гимназии

Данная неделя разработана на каждый день, которая посвящена своему краю и городу Белогорску. В ходе данной недели обучающиеся узнают много нового о своем городе, о природе. В разработке даны готовые з...

Методическая неделя 2014-2015 "Организация урочной и внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС в основной школе". План.

ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ Сроки: 9 – 16 мартаТема: «Новые формы  учебной деятельности в условиях ФГОС ООО»Цель методической недели:- определить уровень владения педагогами новых подходов к об...