Урок обобщения и повторения в 8 классе по теме "Особенности природы и природные ресурсы России"
план-конспект занятия по географии (8 класс) на тему

Куратова Ирина Владимировна

Урок обобщения и повторения в 8 классе по теме "Особенности природы и природные ресурсы России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass._osobennosti_prirody_i_prirodnye_resursy_rossii.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обобщения и повторения в 8 классе

по разделу

«Особенности природы и природные ресурсы России».

ЦЕЛИ: Повторить и обобщить пройденный материал – рельеф и полезные ископаемые, климат и климатические ресурсы, внутренние воды и водные ресурсы, почвы и почвенные ресурсы, растительный и животный мир, биологические ресурсы России.

Продолжить формировать умение обобщать и сравнивать, делать выводы, логически мыслить. Продолжить развивать любовь к Родине, к  ее природе посредством показа разнообразия ПК России.

Тип урока – комбинированный.

План урока:

      1. Организационный момент, слово учителя – 2 минута.

2. Самое-самое на карте России – письменное задание – 5 минуты.

  1. Рельеф и полезные ископаемые России – актуализация знаний – фронтальный опрос – 5 минут.
  2. Рельеф и полезные ископаемые России – письменное задание – 3 минуты.
  3. Климат и климатические ресурсы России – актуализация знаний – фронтальный опрос – 5 минут.
  4. Свойства циклонов и антициклонов – письменное задание – 5 минут.
  5. Внутренние воды и водные ресурсы России – актуализация знаний – фронтальный опрос – 5 минут.
  6. Происхождение озерных котловин – письменное задание – 3 минуты.
  7. Почвы, растительный и животный мир России – письменное задание – 3 минуты.
  8. Подведение итогов урока, выставление оценок – 2 минута.
  9. Домашнее задание – 2 минута.

  1. Организационный момент. Слово учителя- 2 мин.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, наличие дневников, пишущих принадлежностей.

Слово учителя. Сегодня у нас урок обобщения и повторения по разделу «Особенности природы и природные ресурсы России», на котором мы подведем итого длительной работы в течение почти 4-х месяцев.

Перед собой вы видите Листы учета знаний и умений, в которых вы будете фиксировать ваши ответы на письменные задания и которые в конце урока сдадите на проверку.

Урок пройдет в несколько этапов  (план урока на доске), будут и письменные и устные задания, таким образом за сегодняшний урок все имеют возможность получить по две оценки – за устные и письменные ответы.

2. Самое-самое на карте России.   5 мин.

1. Самые высокие горы России.                                        Кавказ

2. Самое глубокое озеро.                                                Байкал.

3. Самая длинная река России.                                        Обь с Иртышом.

4. Самая полноводная река России.                                Енисей.

5. Самая высокая вершина России.                                Эльбрус.

6. Полюс холода России.                                                Оймякон.

7. Самый высокий действующий вулкан России.                Ключевская Сопка.

8. Самые вытянутые горы России.                                Урал.

9. Самые плодородные почвы.                                        Чернозем.

10. Самая большая по площади ПЗ России.                        Тайга.

3. Рельеф и полезные ископаемые России – фронтальный опрос.    5 мин.

  1. Перечислите рельефообразующие факторы, под воздействием которых формируется рельеф России  ( внутренние: движение литосферных плит, вулканизм, землетрясения; внешние: деятельность ветра, воды, температур, древнего оледенения, человека).
  2. Назовите и покажите по карте России крупные горные системы России ( Кавказские, Уральские горы, горы Алтай, Саяны, Сихотэ-Алинь, хребты Джугджур, Верхоянский, Черского).
  3. Назовите и покажите по карте России крупные равнины России (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность).

4. Рельеф и полезные ископаемые России – письменно.  КАРТОЧКА 1.

5.Климат и климатические ресурсы России – фронтальный опрос – 5 мин.

  1. Перечислите климатообразующие факторы, которые влияют на формирование климата России (ГП- умеренные широты, близость океанов-Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого; рельеф, океанические течения – Северо-Атлантическое).
  2. Какие воздушные массы перемещаются над территорией России? (мУВМ, кУВМ, мТВМ, кТВМ, мАВМ, кАВМ).
  3. Как определить уровень увлажненности территории? ( по коэффициенту увлажнения К= О/И, где О- осадки, И- испаряемость, если К больше 1, то увлажнение избыточное, если  меньше 1 – недостаточное, если = 1 – достаточное, если 0,3 – скудное).
  4. В каких климатических поясах и подпоясах расположена Россия?  (арктический, субарктический, умеренный: умеренно умеренный, умеренно континентальный, умеренно резко континентальный, умеренно муссонный).

6.Циклоны и антициклоны – письменное задание – 5 мин.

КАРТОЧКА 2.

 

7.Внутренние воды и водные ресурсы – фронтальный опрос – 5 мин.

 1. Что относится к внутренним водам? (реки, озера, болота, многолетняя мерзлота, ледники, подземные воды).

2. Назовите и покажите по карте России крупные реки России? (Волга, Лена, Енисей, Обь, Амур, Сев. Двина, Печора).

3. Какие реки бывают по питанию? (с ледниковым, дождевым, снеговым, грунтовым, смешанным типом питания).

4. Как реки различаются по режиму? (с летним половодьем, сосенним половодьем, с паводочным режимом).

5. Назовите и покажите по карте России крупные озера России. (Ладожское, Онежское, Байкал, Чудское).

6. Назовите типы озерных котловин по происхождению (ледниковые, тектонические, вулканические, термокарстовые, искусственные, лиманные, запрудные).

  1. Происхождение озерных котловин – письменное задание.

КАРТОЧКА 3.

  1. Почвы, животный и растительный мир России – письменное задание.   КАРТОЧКА 4.

  

        

Правильные ответы к письменным заданиям.

КАРТОЧКА 1.

Рельеф и полезные ископаемые России.

Определите, верно «+» или неверно «-» утверждение.

  1. В России преобладают территории с равнинным рельефом.        +
  2. Обширнейшие горные системы расположены на севере страны.        -
  3. Области с равнинным рельефом приурочены к платформам.        +
  4. Самые молодые горы нашей страны расположены на востоке.        +
  5. Курильские острова и полуостров Камчатка – самые сейсмоопасные территории России.                                                                +
  6. Россия богата различными полезными ископаемыми.                +
  7. Моренный рельеф – рельеф созданный ледником.                        +
  8. Эоловый рельеф – рельеф созданный водой.                                 -
  9. Алтай – самые высокие горы России.                                        -
  10. Самая низменная равнина России – Западно-Сибирская.                -

КАРТОЧКА 2.

Свойства циклонов и антициклонов.

Определите к циклону или антициклону относятся перечисленные утверждения.

Утверждение

Циклон

Антициклон

1. Вихрь с низким давлением в центре.

+

2. Перемещается с большой скоростью, около 30 км/ч.

+

3. Вихрь с высоким давлением в центре.

+

4. Воздух движется от периферии к центру, отклоняясь по часовой стрелке.

+

5. Движение воздуха происходит от центра к периферии, отклоняясь по часовой стрелке.

+

6. Погода устанавливается ясная, безоблачная.

+

7. Господствуют над территорией  запада и северо-запада Русской равнины.

+

8. Характерны большие суточные колебания температур.

+

9. Приносят пасмурную, влажную, ветреную погоду.

+

10. Характерны для Восточной Сибири.

+

КАРТОЧКА 3.

Происхождение озерных котловин.

Определите, к какому типу озерных котловин по происхождению относятся перечисленные водоемы.

  1. Байкал.                        
  2. Ладожское.                        
  3. Неджели.                        
  4. Курильское.                
  5. Рыбинское.                        

КАРТОЧКА 3.

Происхождение озерных котловин.

Определите, к какому типу озерных котловин по происхождению относятся перечисленные водоемы.

  1. Байкал.
  2. Ладожское.
  3. Неджели.
  4. Курильское.
  5. Рыбинское.

КАРТОЧКА 3.

Происхождение озерных котловин.

Определите, к какому типу озерных котловин по происхождению относятся перечисленные водоемы.

  1. Байкал.
  2. Ладожское.
  3. Неджели.
  4. Курильское.
  5. Рыбинское.

КАРТОЧКА 3.

Происхождение озерных котловин.

Определите, к какому типу озерных котловин по происхождению относятся перечисленные водоемы.

  1. Байкал.                        Тектоническое
  2. Ладожское.                        Ледниковое
  3. Неджели.                        Термокарстовое
  4. Курильское.                Вулканическое
  5. Рыбинское.                        Искусственное

КАРТОЧКА 4.

Почвы, растительный и животный мир России.

Определите, к каким природным зонам относятся данные утверждения.

1. Распространены самые плодородные почвы.                1. Арктические пустыни

2. Самая большая по площади ПЗ России                        2. Тундра.

3. Распространены мхи и лишайники.                        3. Тайга

4. Характерна травянистая растительность.                4. Смешанные и

5. Практически отсутствует растительный покров.        широколиственные леса.

6. Распространены подзолистые почвы.                        5. Степь.

7. Обитают моржи, белые медведи.                                6. Пустыни и полупустыни

8. Произрастают хвойные деревья.

9. Много грызунов.

10. В животном мире преобладают пресмыкающиеся.

1 – 5                                        6 - 3

2 – 3                                        7 - 1

3 – 1, 2                                8 - 3

4 – 5                                9 - 5

5 – 1, 6                                10 - 6

                                                КАРТОЧКА 4.

Почвы, растительный и животный мир России.

Определите, к каким природным зонам относятся данные утверждения.

1. Распространены самые плодородные почвы.                1. Арктические пустыни

2. Самая большая по площади ПЗ России                        2. Тундра.

3. Распространены мхи и лишайники.                        3. Тайга

4. Характерна травянистая растительность.                4. Смешанные и

5. Практически отсутствует растительный покров.        широколиственные леса.

6. Распространены подзолистые почвы.                        5. Степь.

7. Обитают моржи, белые медведи.                                6. Пустыни и полупустыни

8. Произрастают хвойные деревья.

9. Много грызунов.

10. В животном мире преобладают пресмыкающиеся.                                        

                                                                

        КАРТОЧКА 4.

Почвы, растительный и животный мир России.

Определите, к каким природным зонам относятся данные утверждения.

1. Распространены самые плодородные почвы.                1. Арктические пустыни

2. Самая большая по площади ПЗ России                        2. Тундра.

3. Распространены мхи и лишайники.                        3. Тайга

4. Характерна травянистая растительность.                4. Смешанные и

5. Практически отсутствует растительный покров.        широколиственные леса.

6. Распространены подзолистые почвы.                        5. Степь.

7. Обитают моржи, белые медведи.                                6. Пустыни и полупустыни

8. Произрастают хвойные деревья.

9. Много грызунов.

10. В животном мире преобладают пресмыкающиеся.                                                                                                        

        КАРТОЧКА 4.

Почвы, растительный и животный мир России.

Определите, к каким природным зонам относятся данные утверждения.

1. Распространены самые плодородные почвы.                1. Арктические пустыни

2. Самая большая по площади ПЗ России                        2. Тундра.

3. Распространены мхи и лишайники.                        3. Тайга

4. Характерна травянистая растительность.                4. Смешанные и

5. Практически отсутствует растительный покров.        широколиственные леса.

6. Распространены подзолистые почвы.                        5. Степь.

7. Обитают моржи, белые медведи.                                6. Пустыни и полупустыни

8. Произрастают хвойные деревья.

9. Много грызунов.

10. В животном мире преобладают пресмыкающиеся.                                                                                                        

        

Лист учета знаний  и умений

учащегося 8 класса _______________________________

  1. Самое-самое на карте России.

1 –                                                6 –

2 -                                                7 –

3 -                                                 8 –

4 -                                                9 –

5 -                                                 10 –

2. Рельеф и полезные ископаемые России. Верно, неверно утверждение.

1.                                                        6. 

2.                                                        7.

3.                                                        8.

4.                                                        9.

5.                                                        10.

3. Циклоны и антициклоны

Утверждение

Циклон

Антициклон

 1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

  1. Происхождение озерных котловин
  1. Байкал –                                                4. Курильское -
  2. Ладожское –                                                5. Рыбинское.
  3. Неджели –

  1. Почвы, растительный и животный мир России.

1 -                                                6 –                                        

2 -                                                7 –

3 -                                                8 –

4 -                                                9 –

5 -                                                10 –

САМООЦЕНКА

Устные ответы

Письменные ответы

ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ

Письменные ответы

Устные ответы

Почвы, растительный и животный мир России.

Определите, к каким природным зонам относятся данные утверждения.

  1. Распространены самые плодородные почвы.                1. Арктические пустыни
  2. Самая большая по площади ПЗ России                        2. Тундра.
  3. Распространены мхи и лишайники.                        3. Тайга
  4. Характерна травянистая растительность.                             4. Смешанные и

5. Практически отсутствует растительный покров.                      широколиственные леса.

6. Распространены подзолистые почвы.                                    5. Степь.

7. Обитают моржи, белые медведи.                                   6 . Пустыни и полупустыни

8. Произрастают хвойные деревья.

9.Много грызунов.

10. В животном мире преобладают пресмыкающиеся.                                        

Свойства циклонов и антициклонов.

Определите к циклону или антициклону относятся перечисленные утверждения.

Утверждение

Циклон

Антициклон

1. Вихрь с низким давлением в центре.

2. Перемещается с большой скоростью, около 30 км/ч.

3. Вихрь с высоким давлением в центре.

4. Воздух движется от периферии к центру, отклоняясь по часовой стрелке.

5. Движение воздуха происходит от центра к периферии, отклоняясь по часовой стрелке.

6. Погода устанавливается ясная, безоблачная.

7. Господствуют над территорией  запада и северо-запада Русской равнины.

8. Характерны большие суточные колебания температур.

9. Приносят пасмурную, влажную, ветреную погоду.

10. Характерны для Восточной Сибири.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Особенности природы и природные ресурсы России"

урок предназначен для проверки уровня знаний и навыков по изученному рзделу в 8 классе....

Конспект урока по географии в 9 классе по теме: «Географическое положение, природные ресурсы и население Европейского Севера»

Цель: Познакомить учащихся с особенностями ЭГП, геополитическим положением Европейского Севера, выявить природные условия и ресурсы района и дать их оценку. Закреплять умения делать выводы, сравнитель...

Типовые вопросы для устного контроля по теме "Природные ресурсы России и их охрана. Природные ландшафты"

Вопросы для проведения устного контроля знаний обучающихся по экологии, по теме "Природные ресурсы России и их охрана. Природные ландшафты"...

Тематическая контрольная работа по разделу «Особенности природы и природные ресурсы России», 8 класс

Контрольно-измерительные материалы для проверки уровня освоения предметных, метапредметных планируемых результатов по разделу  «Особенности природы и природные ресурсы России», 8 клас...

Тематическая контрольная работа по разделу «Особенности природы и природные ресурсы России»

Контрольно-измерительные материалы с кодификатором элементов содержания к уровню подготовки учащихся (распределение заданий по проверяемым предметным способам действия  или обобщенный план вариан...