Формирование УУД на уроках географии
методическая разработка по географии по теме

шиженская нина николаевна

Выступление на конференции и презентация по теме "Формирование УУД учащихся на уроках географии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий учащихся на основе проекта  УМК  «Сферы» издательства «Просвещение» под редакцией В.П. Дронова.

 

Тему проекта, считаю актуальной. Сегодня важно не только дать ученику как можно больший багаж знаний, сколько вооружить способами овладения ими. Включающих формирование универсальных учебных действий, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике.

Цель проекта 

Доказать, что «Сферы» — проект, который создает новую образовательно-информационную среду и имеет хорошие возможности для формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. 

Задачи проекта:

1. Раскрыть сущность процесса формирования универсальных учебных действий.

2. Показать возможности УМК «Сферы» и доказать его способность формирования УУД.

Возникновение понятия «Универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития Личности учащегося. Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.

Универсальные учебные действия — это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

К известным функциям знаний (обучающей, развивающей, воспитательной) добавляется социально-адаптивная, связанная с удовлетворением потребности общества не в узких специалистах, а функционально грамотных людях со сформированными ключевыми компетенциями.

Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1)личностные, 2) регулятивные, 3) познавательные, 4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. УМК «Сферы» позволяет формировать эти универсальные учебные действия во всех курсах географии.

ФГОС нового поколения устанавливает следующие требования к личностным результатам обучающихся:

— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность. Все перечисленное формирует тема Население России. Население это понятие многообразное и во многом абстрактное. Чтобы научить школьников распознавать в населении конкретных людей с их индивидуальными чертами, традициями провожу урок «Лица России»», В классах учатся дети разных национальностей, они показывают презентацию о своем народе. Чтобы увидеть за строчками демографической статистики самого себя и членов своей семьи провожу с учащимися проектную работу.

Приведу еще несколько примеров формирования личностных действий. При изучении темы «Железнодорожный транспорт России» в 9 классе учащиеся осознают значимость транспортного узла Орехово-Зуево для страны, района, лично для себя. В теме «Часовые пояса» в 8 классе, формируется своя позиция к введению летнего и зимнего времени на территории страны.

Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования —одно из требований к результатам обучения по новому ФГОС

В продолжение учебной темы «Охрана природы и особо охраняемые территории» в 8 классе проводятся акции «Его величество — муравей», «Удивительное рядом», «Помоги лесу», где школьники вырабатывают свою позицию по отношению к окружающей их природе.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Система заданий методического аппарата учебников, тетрадей-тренажеров и практикумов, контурных карт для самостоятельной деятельности позволяют качественно подойти к формированию этих умений.

На уроке географии в 7 классе по теме «Особенности природы материка Антарктида» прослеживается формирование регулятивных учебных действий. В начале урока учащиеся знакомятся с содержанием темы, тематикой творческих и практических работ, списками географической номенклатуры и дополнительной литературы. Учащиеся самостоятельно определяют цели и задачи своей деятельности на уроке. Затем выбирают свою индивидуальную траекторию обучения:

  • работа с контурной картой и атласом (Нанесение на контурную карту основных объектов природы);
  • заполнение тетради-тренажера;
  • выполнение практической работы;
  •  составление викторины «Неведомая южная Земля»»;
  • составление мини-эссе «Как я побывал в Антарктиде»

В конце темы проводится работа с тетрадью-экзаменатором с целью оценки успешности освоения изученного материала по данной теме.

Тетрадь-тренажер яркий пример формирования регулятивных действий: постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Познавательные 

Общеучебные -

  • формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение информации;
  • знаково-символические
  • моделирование

Логические 

  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений
  • синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

Действия постановки и решения проблем- 

УМК дает возможность развития проектного мышления — это залог дальнейшего успеха в жизни.

Изучая тему «Внутренние воды России» в 8 классе, использовала проектную технологию, учащиеся в группах самостоятельно организовывали свою деятельность. Определяли цели и задачи своих проектов. На протяжении двух недель вели самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, преобразовывали в электронные презентации: Реки -богатство страны, «Голубые очи России», «Таинственное болото», «Ледники России», «Рукотворные озера». Затем они представляли свои работы, вели дискуссию, предлагали пути решения проблем, связанных с внутренними водами России. Кроме того, в ходе выполнения проекта шло формирование коммуникативных учебных действий.

Коммуникативные действия обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

УМК «Сферы» позволяет применять разнообразные формы организации учебной деятельности.

Обмен опытом работы по УМК проходил все 4 года, которые идет апробация. За это время в копилке учителей разработки уроков, внеклассных мероприятий, ученические презентации по разным курсам географии, это очень богатый методический материал.

Качество знаний учащихся обучающихся по «Сферам» выше на 15–30 %, чем классов, которые работают по другим линиям. Призовые места на школьном и муниципальном уровнях всероссийской олимпиады по географии, также принадлежат школьникам обучающимся по «Сферам». Ребята принимают активное участие в конкурсах, конференциях, фестивалях.

Таким образом, комплект не только дает ребенку знания, но и обеспечивает его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружает таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная миссия новых образовательных стандартов, которым УМК «Сферы» соответствует полностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »

Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...

Формирование УУД на уроках географии в 7 классе при изучении темы "Климат Африки"

Педагогическая идея урока актуальна в рамках введения ФГОС второго поколения Согласно новым стандартам, на уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечив...

Формирование УУД на уроках географии в 7 классе при изучении темы "Климат Евразии"

Педагогическая идея урока актуальна в рамках введения ФГОС второго поколения Согласно новым стандартам, на уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечивать ме...

Формирование УУД на уроках географии.

Презентация на тему: "Формирование УУД на уроках географии"....

Курсовой проект Тема: "Использование мини-проектов для формирования УУД на уроках географии России".

Курсовая работа написана в процессе прохождения курсов повышения квалификации. В ней содержится информация об использовании мини-проектов в формировании УУД на уроках географии. Представлена разработк...

Статья по географии на тему: "Формирование УУД на уроках географии с использованием различных источников информации"

В своей статье я хочу сделать акцент на уроках обобщения и систематизации знаний на примере практической работы по теме «Влияние природных условий и ресурсов России на хозяйственную деятельность челов...

Учебное моделирование на уроках географии" место и значение в формировании УУД на уроках географии

Презентация содержит информацию о учебном моделировании в системе формирования УУД на уроках географии...