План урока по географии в 8 классе "Западно-Сибирская равнина. Особенности природы"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Финкильштейн Дмитрий Григорьевич

Данный план урока содержит подробное описание, на уроке представлены различные формы деятельности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_po_teme_zapadnaya_sibir.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Западная Сибирь: особенности природы»

Тип урока:  формирование знаний и умений

Цели урока:

  • Дидактические:

Учащиеся должны знать: особенности географического положения Западной Сибири; влияние географического положения на формирование природных условий Западной Сибири; уникальные черты рельефа, климата, внутренних вод, природных зон Западной Сибири, выделяющие её среди других регионов. России;

Учащиеся должны уметь: составлять характеристику географического положения Западной Сибири на основе карт; объяснять влияние географического положения на формирование природных условий; объяснять уникальность черт рельефа, климата, внутренних вод, природных зон Западной Сибири, выделяющие её среди других регионов России.

  • Развивающие:

Развитие умения сравнивать, сопоставлять.

Развитие эмоциональной сферы личности

  • Воспитательная:

Формирование положительного образа Западной Сибири и ценностного отношения к данному региону.

Оборудование:

Мультимедиапроектор, компьютер, экран

Карты России: физическая, тектоническая, климатическая; природных зон.

Физическая карта Западной Сибири.

Учебник: Баринова И.И. «География России. Природа» 8 класс. – М.: Дрофа, 2012.

Атлас «География России. Природа и человек» - часть I (8 кл.).

Презентация по Западной Сибири

Этапы урока:

1. Организационный момент

2.Актуализация знаний

3. Изучение нового материала

4. Подведение итогов урока. Рефлексия

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

2.1. В поэме поэта А.Твардовского «За далью - даль» говорится: (Слайд 1)

Урал! Невольною печалью
Я отдаю прощанью дань...
А за Уралом - Зауралье,
А там своя, иная даль.

Как называется эта «даль», расположенная к востоку от Урала?

2.2. Сегодня на уроке мы будем изучать Западную Сибирь, её физико-географические особенности.

Запишем тему урока в тетрадь (Слайд 2)

2.3. Западно-Сибирская равнина вторая по величине в Евразии и России, третья в мире после Амазонской низменности. Площадь Западно-Сибирской равнины – 2,6млн кв.км.  (Слайд 3)

2.4 Изучать новую тему мы будем с вами в том же порядке, каком и рассматриваются все природные регионы России (Слайд 4)

3. Изучение нового материала

3.1 Географическое положение

1) На основе физической карты России атлас стр. 12, определите географическое положение Западной Сибири. Что является ее естественными рубежами?

на севере - изрезанная береговая линия Карского моря,

на юге - Казахский мелкосопочник,

на юго-востоке - предгорья Алтая;

на западе - восточные предгорья Урала;

на востоке - долина р. Енисей.

2) Протяженность с запада на восток от Урала до Енисея на 1000-2000 км, 
расширяясь к югу, с севера на юг - на 2500 км.

Запишите в тетрадь уникальные черты географического положения Западной Сибири и огромные размеры (Слайд 5)

3.2 Рельеф

Равнина. Равнина.
Ни яра, ни пади,
Равнина на север,
Равнина на юг,
Как будто гористую землю разгладил,
Какой-то гигантский утюг.

Так охарактеризовал рельеф Западно-Сибирской равнины поэт А.Фролов. (Слайд 6)

Вопрос для класса: Почему именно здесь образовалась гигантская равнина?

Вспомним геологическую историю развития Западной Сибири. Откройте тектоническую карту атлас, стр.9.

Что лежит в основе Западно-Сибирской равнины? Какая тектоническая структура?

Платформенным участкам земной коры соответствуют равнины.

Нигде в мире не найти такого огромного пространства со столь плоским рельефом.

Запишем в тетрадь главную особенность рельефа Западно-Сибирской равнины (Слайд 7)

3.3 Климат

Определите, в каких климатических поясах лежит равнина (климатическая карта, атлас, стр. 20-21).

В каком климатическом поясе расположена большая часть равнины?

В какой климатической области умеренного пояса мы с вами живём?

По климатической карте установите, как изменяются над равниной июльские температуры и чем это объясняется.

Определите среднегодовое количество осадков на севере, средней части и на юге равнины.

Определите испаряемость на севере, средней части и на юге равнины.

Затем определим причины резко континентального климата Западной Сибири, используя текст учебника на стр.190

3.4. Внутренние воды

Загадка для класса (Слайд 8)

Бьёшься ты сквозь топи, сквозь тайгу,
Летом вся, блестя, зимой – белея,
Верная подруга Иртышу,
И течёшь на север смело. (Обь)

После того, как учащиеся определили реку, демонстрируется следующий слайд.

Обь с притоком Иртыш - самая длинная и самая большая по площади река России. Это учащиеся записывают в тетрадь  (Слайд 9)

Слово учителя:  Западно-Сибирская равнина богата реками, озерами, болотами, в размещении которых по территории четко прослеживается зависимость от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги. Наибольшая густота речной сети в тундре и тайге, незначительная в зоне лесостепей и степей.

Задание для учащихся:

Назовите притоки Оби (в России занимает первое место по длине и площади бассейна).

Назовите реки, впадающие в Карское море.

Кроме озер на территории Западно-Сибирской равнины расположены огромное количество болот, по числу которых Западная Сибирь является мировым рекордсменом: нигде в мире нет больше такой заболоченной территории с площадью 800 тыс. кв. км. Средняя заболоченность равнины 30 %, а в отдельных районах до 80%. Классическим примером является Васюганье - географическая область, лежащая в междуречье Оби и Иртыша (S=53 тыс. кв. км.) - самое крупное в мире болото. (Слайд 10)

Причины заболоченности:

плоский рельеф,

избыточное увлажнение,

многолетняя мерзлота,

низкая испаряемость,

способность торфа, удерживать влагу.

питают болота и подземные воды.

3.5. Природные зоны

Задание для учащихся:

Определите по карте природных зон, атлас, стр. 36-37:

1. Какие природные зоны размещены на территории равнины.

2. Какая из природных зон занимает наибольшую площадь

3. Почему тундра в Западной Сибири занимает большую площадь, чем на Восточно-Европейской равнине? Почему на Восточно-Европейской равнины есть широколиственные леса, а в Западной Сибири нет?

По ходу ответов учащихся на первый вопрос, демонстрируются изображения природных зон на слайдах  (Слайды 11-17) 

4. Подведение итогов урока

Учитель начинает предложение, а каждому из учащихся, необходимо его закончить.

 Закончите предложение: «А я и не подозревал (а)…»

 Домашнее задание: § 35. Объяснить значение понятий «урман», «колки», «гривы».

Список использованных источников

1. http://prozaik.in/aleksandr-tvardovskiy-za-dalyu-dal.html?page=5 - стих А. Твардовского в начале урока

2. www.ecosystema.ru - фотографии природных зон Западной Сибири

3. Баринова И.И. «География России. Природа» 8 класс. – М.: Дрофа, 2012.

4. Баринова И.И. – Поурочные разработки к учебнику И.И. Бариновой «География России. Природа. 8 кл.» - М.: Экзамен, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Западно-Сибирская равнина: особенности природы

Презентация способствует наилучшему усвоению знаний учащихся по теме "Западно-Сибирская равнина"....

Презентация к уроку "Западно-Сибирская равнина. Особенности природы"

Презентация к уроку по географии в 8 классе по теме "Западно-Сибирская равнина. Особенности природы"...

Конспект урока географии на основе технологии проектного обучения. 8 класс. Тема: « ЗАПАДНО – СИБИРСКАЯ РАВНИНА. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ»

Конспект урока географии на основе технологии проектного обучения. 8 класс. Тема: « ЗАПАДНО – СИБИРСКАЯ РАВНИНА. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ». Цель урока: познакомить учащихся с особенностями природы региона....

Технологическая карта урока "Западно-Сибирская равнина – особенности природы и освоения природных ресурсов" 8 класс

Технологическая карта урока "Западно-Сибирская равнина - особенности природы и освоения природных ресурсов" включает в себя описание урока географии для 8 класса . Тип урока: урок отработки ...

Презентация к уроку Западно-Сибирская равнина:особенности природы

В презентации даны иллюстрации,схемы,задания....