Практическая направленность на уроках географии
статья по географии на тему

Дятлова Любовь Иннокентьевна

Методика проведения практических работ на уроках географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Совершенствование педагогического мастерства в преподавании географии»

Дятлова Любовь Иннокентьевна

Учитель географии

МКОУ СОШ с. Голуметь Черемховского района

Иркутской области

    Проблема активности обучающихся на уроках географии, их интереса к предмету уже давно стала весьма актуальной, так как качество обученности школьников резко ухудшилось. Опыт педагогов за последнее время показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их применения уже не может соответствовать требованиям современного, постоянно развивающегося общества. Ведь ранее преобладали такие методы и типы уроков, которые подразумевали различные описания, объяснения или рассказ учителя. У обучающихся не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию из каких-либо других источников. При традиционном обучении обучающиеся задействуют лишь 10-15% своего мозгового потенциала. Например, в школьной географии разработаны и применяются опорные планы изучения материков, рек, океанов и др. объектов. Недостатки этих методов очевидны – они затрудняют перенос усвоенного материала на решение задач. Например, опорный план изучения рек невозможно применить для изучения океанов.

  Особенностью географии является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям наук, что придаёт материалу особую привлекательность, делает организацию учебного процесса сложной и многообразной.

   Использование инновационных форм и методов превращает урок в изобретение, изобретение – в проект, проект – в технологию реальной деятельности, результаты которой выступают в качестве новации. Учебный процесс необходимо построить так, чтобы знания стали фундаментом практической деятельности, т.е. стали действенными.

   Особое внимание акцентируется на « Применение географических знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни». Главная задача – приблизить обучение к действительности. Усиление практической направленности должно повышать не только качество образования, но и сформировать способности организовать свой процесс познания до творчески самостоятельной деятельности. В практической деятельности это можно осуществить двумя путями:

  1. четко формировать задания для практических работ, выделять основную линию решаемых задач.
  2. внедрения особых методик и подходов в урочной и внеурочной деятельности. Например, организация и проведение наблюдений, полевых практик, маршрутных съемок, работа на географической площадке, разработка и реализация учебных проектов.

Практические работы по географии ориентированы на формирование следующих умений:

  1. выделять, описывать, объяснять существенные признаки объектов и явлений;
  2. находить и анализировать информацию разных  геоисточников;
  3. приводить примеры географических объектов, явлений, процессов (использование и охрана природных ресурсов; адаптация человека к условиям окружающей среды; влияние среды на формирование культуры народов; влияние стихийных природных явлений на здоровье человека и безопасность жизнедеятельности);
  4. составлять географическую характеристику территорий на основе разных источников информации;
  5. определять на местности и плане, карте расстояния, высоты точек, географических координат и  местоположение объектов;
  6. выявлять эмпирические зависимости.

    Выполнение практических работ способствует:

  1. развитию общеучебных умений (анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения,  высказывать собственное мнение и обосновывать его, представлять результаты работы в различных формах (выводы, тезисы, логические схемы и др.)
  2. обеспечению формирования умений (применять теоретические знания на практике);

   Система практических работ располагает возможностями для полного ознакомления и овладения методами географической науки (картографический, описательный, статистический, моделирование, прогнозирование, геоэкологический мониторинг, методы полевых исследований).

      Для достижения лучших результатов по усилению практической направленности необходимо придерживаться следующего:

  1. продумывать цели каждой работы, осуществлять отбор содержания, форм учебной деятельности, планировать результаты обучения;
  2. поддерживать постоянный контакт с учителями –предметниками, который позволяет учитывать не только подготовку обучающихся, но и создавать преемственность образования, реализовать межпредметные связи;
  3. ставить перед обучающимися проблему о практическом значении данной работы;
  4. предварительно конкретизировать содержание работы, определять объем заданий;
  5. осуществлять подбор оборудования, пособий, литературы должен не только учитель, но и сами обучающиеся самостоятельно;
  6. использовать методические указания, рекомендации, карточки  с целью создания ориентировочной основы действий;
  7. усвоение системы знаний должно осуществляться в комплексе работ «обучающие – тренировочные- итоговые- творческие», которые должны быть взаимосвязаны и усложняться от одного курса к другому. После выполнения итоговой практической работы всеми обучающимися может быть проведена самостоятельная работа творческого характера;
  8. использовать игровые элементы, творческие задания оригинальные способы фиксации результатов работы с целью активизации самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся;
  9. создавать благоприятный эмоциональный фон, «ситуацию успеха», атмосферу творческого сотрудничества;
  10. включать обучающихся в групповые формы учебной проектной деятельности;
  11. использовать современные технологии и подходы обучения. При дифференцированном обучении обучающихся делят на несколько групп, для которых создаются разноуровневые задания:

Уровень «А» - изложение в готовом виде;

Уровень «Б» - репродуктивный;

Уровень «В» - проблемно творческий.

  1. проводить постоянную диагностику и своевременную коррекцию результатов обучения.
  2. результаты  итоговых работ должны быть выставлены в журнал. Рекомендуется организовывать выставку лучших образцов выполнения работ, чтобы обучающиеся имели возможность видеть творческие работы.(2)

    Усиление практической направленности не означает увеличение количество практических работ, а предполагает изменение традиционной методики обучения, переход от простой передачи информации к методике, направленной на формирование умений, навыков.

     Все практические работы выполняются на всех этапах урока: проверки и контроля знаний, в ходе изучения нового материала и его закрепления.

     Обучающие работы выполняются под руководством учителя, который объясняет последовательность действий. Например: «Описание ГП реки» 6 класс.

     Тренировочные работы нацелены на отработку и совершенствование умений. Эти работы выполняются  под контролем учителя или в форме домашнего задания сильными обучающимися. Например: «Определение ГП объекта по географическим координатам»

     Итоговые работы выполняют контролирующую функцию, они выполняются самостоятельно. Например: «Составить комплексную  характеристику одного из государств Южной Америки».

      Выполнение практических работ вызывает положительные эмоции у школьников, поэтому все задания составляют так, чтобы они были интересны, увлекательны и не были тяжёлой обязанностью для ученика.

     Уроки - практикумы можно проводить в форме «КВН», защиты проектов «           Путешествие по странам», ярмарок экскурсионных путёвок, «круглого стола», компьютерных презентаций. Всё это повышает творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся. Особенно успешно проходят такие уроки в конце учебного года. Не надо забывать, что дети устали и получить отдачу на уроках можно лишь не напрягая их, применяя игровые формы работы.

    Жизнь ставит перед учениками задачи самостоятельного овладения большим потоком информации, не приспосабливаться, а созидать.  Развитие самостоятельности, способности приобретать знания характеризуется показателями   интеллекта, а преобразование знаний – креативностью.(4)

     Педагогические приёмы, стимулирующие обучающихся к творчеству:

  1. сравни и сопоставь;
  2. выдели;
  3. распредели; докажи;
  4. проанализируй;
  5. догадайся;
  6. дополни.

Фразы, воодушевляющие к познанию:

  1. умница;
  2. это интересно;
  3. ты обязательно сможешь, потому что ты способен;
  4. я за тебя спокойна;
  5. ты боялся, что не осилишь, а получилось всё отлично.

    Все эти приёмы и формы помогают и вызывают интерес к предложенной работе на уроках.

    Если ребенок впервые провёл операцию, которой его специально не обучали, то можно говорить о творческой деятельности ученика.(3)

«Скажи мне и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне действовать самому,

И я научусь»

 «Древнекитайская мудрость.»

Список   литературы:

  1. Белова Е.А.«Усиление практической  направленности в соответствии с современными требованиями к результатам обучения» // Журнал «География в школе». – 2005. №5.
  2.  Вилейко В.Т. «Проблемные и творческие задания как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся в современном уроке».// Журнал «География в школе». - 2009. № 4.
  3. Воскресенская О.В. «Значение практических работ в реализации компетентного подхода». // Журнал « География в школе».-  2007. №7.

    4. Москаленко Н.П. «Развитие креативной деятельности при традиционной системах образования». // Журнал «География в школе». - 2002. №2.

5.  Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. «Практические работы по географии 6-10 классы»./                                   «География в школе». Библиотека журнала. Выпуск 4. - 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач практической направленности на уроках математики в старших классах коррекционной школы.

Решение задач практической направленности на уроках математики в старших классах коррекционной школы....

Практическая направленность на уроках геогафии

Практические работы являются важнейшим средством воспитания и образования, усиления практической значимости школьной географии. Они способствуют реализации новой структуры ценностей современного общес...

Районный семинар учителей географии «Практическая направленность в преподавании географии»

Районный семинар учителей географии «Практическая направленность в преподавании географии»...

Статья - «Активизация деятельности учащихся при использовании практических работ на уроках географии курса «География России», 8 класс, тема «Климат России»»

1.      Введение 2.      Виды практических работ по географ 3.      Общие требования к организации практических раб...

Практическая направленность на уроках географии

В современном географическом образовании в условиях его ориентации на компетентностный подход проблема реализации практической направленности приобретает качественноиное значение. В требованиях нормат...

Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток

Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...