Уроки из раздела «География Кубани» .
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Тишкова Людмила Николаевна

 

После изучения теоретического и практического материала раздела «География. Природа своей местности и человек» ( курс Кубановедение) проводятся уроки обобщающего повторения:

  1. Обобщающий урок по разделу  «Природа Краснодарского края и человек» (пресс-конференция).
  2. Обобщающий урок по разделу «Природа Краснодарского края» (географическая игра – викторина «Знаешь ли ты свой край?»).

Подготовительный этап организации уроков.

На первом уроке, посвященном изучению природы края, информирую ребят о проведении заключительных обобщающих уроков в форме пресс-конференции и в форме игры – викторины. Объясняю сюжет, функции участников и напоминаю, что можно приступить к сбору дополнительного материала о крае.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ИГРА – ВИКТОРИНА

«ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СВОЙ КРАЙ?»

Л.Н.Тишкова, учитель географии МБОУ-СОШ № 3

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Цели:  активизировать обучение и повторение изученных тем раздела кубановедения «Природа Краснодарского края»; развитие творческого мышления и познавательного интереса, поднятие эмоционального тонуса.

Оборудование: физическая карта Краснодарского края, физическая карта России, географические атласы, конверты с вопросами.

Подготовительный этап: учащиеся объединяются в группы, занимаются оформительской работой, готовят домашнее задание.

Игровое действие: в командах по шесть игроков, остальные учащиеся – болельщики. Члены жюри фиксируют количество заработанных очков. Команды располагаются по разные стороны класса. Соревнование состоит из пяти конкурсов.

Первый конкурс. Разминка на тему «Самое, самое…». Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Вопросы задаются командам последовательно, время на обдумывание – 30 секунд.

  1. Самая большая река края (Кубань).
  2. Самая высокая точка края      (г. Цахвоа).
  3. Самое крупное горное озеро (Абрау).
  4. Самое мелководное море (Азовское).
  5. Самый крупный приток Кубани (р. Белая).

 

  1. Самый теплый город в крае          (г. Сочи).
  2. Самое мокрое место в крае           (г. Ачишхо, до 3500 мм).
  3. Самые плодородные почвы (черноземы).
  4. Самое крупное нефтяное месторождение (новодмитриевское).
  5. Самая крупная река черноморского побережья (Р. Мзымта).

Второй конкурс. Конкурс  эрудитов «Подумай и ответь». Оценивается полнота ответа (5 баллов).

Время на обдумывание 1 минута. Отвечают капитаны команд.

Вопрос первой команде. Эти моря соединены между собой проливом. Глубина одного из них достигает 2211 м, другого – в 245 раз меньше, и хороший пловец может нырнуть в нем до дна. Второе является самым маленьким из наших морей. Площадь его в 11 раз меньше площади первого. Отличительная особенность первого моря – отсутствие жизни на глубинах свыше 200м. Во втором вся толща воды обитаема. Какие это моря и каким образом можно из одного попасть в другое? (Азовское и Черное моря; через Керченский пролив).

Вопрос второй  команде. Заспорили как-то Кавказ и Кубанская равнина о том, кто      из них мудрее. Кавказ говорит: «Прожитые годы дают мудрость. Голова моя убелена сединами. Да и люди называют меня издавна «седым незыблемым Кавказом». А ты вся в кудрявой зелени и цветах, значит, я старше тебя и мудрее!». Прав ли Кавказ? (Не прав. Снега на горных вершинах говорят не о старости, а о высоте и молодости гор. А самыми старыми являются участки платформ. Кубанская равнина расположена на древней платформе, она и старше Кавказа.)

Конкурс болельщиков. Пока команды думают над вопросами, болельщикам задают занимательные вопросы о растениях и животных края.

  1. Дерево, цветущее ранней весной (ива).
  2. Дерево, из которого делают спички (осина).
  3. Из какого растения делают манную крупу (пшеница).
  4. Растет на суше, голова из плюша (рогоз).
  5. Голубой аэропланчик сел на желтый одуванчик (стрекоза).
  6. Зеленый поясок в траве затерялся (ящерица).
  7. Кто под нами вверх ногами (муха).

Третий конкурс. «Кто такой? Что такое?» От участников требуются краткие ответы по карточкам. За правильный ответ 1 балл.

     Карточка 1.

  1. Плавни
  2. Фен
  3. Ея
  4. Кефаль
  5. Рогоз
  6. Зубр

     Карточка 2.

  1. Лиманы
  2. Бора
  3. Абрау
  4. Уруп
  5. Мергель
  6. Тур

Четвертый конкурс «Знаешь ли ты карту Краснодарского края?»

На классной доске – два контура Краснодарского края. От каждой команды в конкурсе участвуют по одному ученику. Они должны написать на карте географические названия: р.Кубань, р.Уруп, Краснодарское водохранилище, г.Цахвоа, Керченский пролив, Таманский полуостров, Темрюкский залив, г.Сочи.

Рассказ-загадка для болельщиков. Узнай птицу.

  1. Эти птицы очень любопытны. Это хорошо знают охотники. И еще знают, что птицы осторожны. Вон большое стадо. Завернули голову под крыло и спят спокойно. А чего им бояться? У них сторожа. С каждого края стада стоит старая птица, не спит, зорко глядит по сторонам. (Дикие гуси)
  2. Летом они живут на севере, а в начале зимы, улетая от северных морозов, появляются в наших лесах. Питаются рябиной и другими ягодами. Увидишь, как они, словно красные шарики, висят на дереве, и вспомнишь, что скоро Новый год. (Снегири)

Пятый конкурс. Литературно-географический.

Много поэтов посвятили свои стихи нашей прекрасной Родине. Участники игры читают стихи о родном крае (домашнее задание).

Подведение итогов. Жюри определяет и объявляет победителей, награждает их памятными призами. Учитель подводит итоги, оценивает работу учащихся.



Предварительный просмотр:

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ

«ПРИРОДА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И ЧЕЛОВЕК»

8 класс (пресс – конференция)

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Учебно–воспитательные цели:

  1. Развитие познавательного интереса к предмету. Повторение изученного материала, его обобщение и закрепление.
  2.  Развитие способности обобщать и систематизировать изученный материал, логически мыслить.
  3. Воспитание чувства ответственности. Формирование умения выступать перед аудиторией, защищать свою точку зрения.

Оборудование: тематические карты Краснодарского края, настенные картины из серии «Природа края», иллюстрации и фотографии из журналов, рисунки учащихся, таблички с названием экспертов и корреспондентские карточки, книжная выставка.

Участники пресс-конференции и их функции:

Эксперты – специалисты различных областей географических знаний;

Геоморфолог – изучает тектоническое строение материка и его влияние на размещение форм рельефа и полезных ископаемых ;

Климатолог – размещение климатических поясов, распределение температур и осадков, особенности характерных погод и т.п.;

Гидролог – принадлежность внутренних вод к бассейнам океанов, особенности режима и питания внутренних вод и т.п.;

Биолог – размещение природных зон, причины их закономерной смены, своеобразие органического мира.

Этнограф – изучает породы, населяющие мир, их культуру и опыт, размещение населения материка и виды его хозяйственной деятельности.

Руководитель экспедиции – занимается вопросами истории исследования территории, ее географического положения и играет роль консультанта для экспертов;

Корреспонденты от различных газет и журналов – задают экспертам вопросы с целью опубликования материалов экспедиции в печати.

Названия печатных изданий ребята либо берут традиционные, либо придумывают сами.

Сюжет пресс – конференции:

Экспедиция отечественных специалистов была направлена в Краснодарский край с целью изучения ее природы и выяснения характера влияния природных условий на быт и хозяйственную деятельность населения.

Для подведения итогов экспедиции эксперты и корреспонденты различных географических изданий приглашаются в зал географического общества (кабинет географии) на пресс – конференцию.

Проведение пресс – конференции:

Эксперты занимают места за сдвинутыми перед доской столами. Корреспонденты располагаются напротив. Ведущий приветствует участников пресс-конференции, знакомит обе стороны и предлагает корреспондентам задавать свои вопросы.

Ребятам предлагается обращаться друг к другу на «вы», заимствуя формы общения у взрослых. Вопросы начинать оборотами: «Скажите, пожалуйста…», «Как Вы считаете…» и т.п. Так же обращается к участникам пресс – конференции и учитель, выполняющий функции ведущего. Об увиденном и услышанном во время экспедиции эксперты могут говорить от первого лица, при этом ссылаясь на фотографии, сделанные во время поездки.

Примерные вопросы экспертам.

Геоморфологу:

  1. На какие части по характеру рельефа можно подразделить территорию края?
  2. Какие ценные полезные ископаемые разведаны человеком на Кубани?
  3. Относится ли край к числу сейсмоопасных районов? Удалось ли вам наблюдать во время путешествия извержение грязевых вулканов на Таманском полуострове?

Климатологу:

  1. В каких климатических поясах расположен Краснодарский край? Как это отражается на климатических особенностях отдельных территорий края?
  2. Почему количество осадков в крае увеличивается к югу и уменьшается к востоку?
  3. расскажите об известных вам погодных аномалиях? Что вы знаете о методах борьбы с неблагоприятными погодными явлениями?

Гидрологу:

  1. К бассейнам каких морей относятся реки нашего края? Какое питание имеют реки?
  2. Назовите положительные и отрицательные факторы, сопутствующие созданию искусственных водоемов?
  3. Покажите примечательные водные объекты края и расскажите немного о них.

Биологу:

  1. Какие типы почв преобладают в регионе, и какие природные зоны выделяются на территории края?
  2. Каких животных и какие растения вам удалось наблюдать и изучать во время экспедиции?
  3. Как человек влияет на природные зоны края? Какие из них более всего испытывают на себе это влияние?

Этнографу:

  1. Какие путешественники и ученые изучали наш край?
  2. Какие изменения произошли в природе края под влиянием хозяйственной деятельности человека?
  3. Какие меры принимаются в нашем крае для охраны природы?

Руководителю экспедиции:

  1. Перечислите экологические проблемы, актуальные для Краснодарского края.
  2. Расскажите, какие трудности могут возникнуть при путешествии по Краснодарскому краю?
  3. Какие природные объекты вы посоветовали бы включить в туристский маршрут?

Заключительный этап.

В заключение руководитель экспедиции подводит итоги путешествия. Результаты пресс – конференции обсуждаются учащимися. Тогда же ребята высказывают свои мнения о подготовленности, эрудированности друг друга, о качестве задаваемых вопросов.

По итогам этого обсуждения учитель выставляет оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока кубановедения в 8 классе по теме: "Основание Екатеринодара и первых станиц". Раздел: "История Кубани".

Описание основания г.Екатеринодара ныне г.Краснодар и первых станиц, которые и сегодня сохранили свои названия....

Конспект урока кубановедения в 8а классе по теме: "Линейцы". Раздел: "История Кубани".

Исторические события переселения донских казаков на кубань....

Внеклассное мероприятие "География Кубани. Панорама кубанской станицы Марьянской"

ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ СТАНИЦЫОтчизна наша русская,Кубань моя родная,Оставил след Суворов-История живая. Он крепость здесь построилИ Марьинской назвал.Казак, мой предок дальний,Границы защищал....

Итоговые тесты. Раздел "География Краснодарского края"

Итоговое тестирование по разделу "География Краснодарского края"( 2 варианта) 8 класс....

Метапредметное погружение по теме: "Символы и знаки". Раздел география. Геральдика в географии.

Метапредметное погружение по теме: "Символы и знаки". Раздел география. Геральдика в географии. Данный раздел раскрывает применение знаков и символов в школьной географии при изучении стран ...

Урок метопредметного погружения: "Символы и знаки". Раздел география. Геральдика в гегографии

Урок метопредметного погружения: "Символы и знаки". Раздел география. Геральдика в гегографии. Методическая разработка....

"Интеграция духовно-нравственного потенциала народной песни с уроками кубановедения (раздел "Литература Кубани")".

Пособие поможет учителям литературы в проведении уроков литературы (раздел "Фольклор"), а также для организации фольклорных экспедиций в ходе проектной и исследовательской деятельности....