Урок метопредметного погружения: "Символы и знаки". Раздел география. Геральдика в гегографии
методическая разработка по географии

Цыганова Тамара Романовна

Урок метопредметного погружения: "Символы и знаки". Раздел география. Геральдика в гегографии. Методическая разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pogruzhenie_-geraldika.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок метапредметного погружения в МБОУ Лоухская СОШ.

Тема: Символы и знаки

Тема урока географии: О чем рассказывают гербы и эмблемы. Геральдика и география.

Учитель: Цыганова Т.Р.

Цели: продолжить формирование понятия о  символах в географии

Задачи:

 - познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них;

 - развивать ассоциативно- образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами;

 - воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: шаблоны щитов, эмблемы, листы цветной бумаги;

Клей, ножницы. Краски, карандаши.

Презентация

Ход урока.

  1. Орг.момент

Слайд1

Ребята, перед вами тема сегодняшнего урока. Какие вопросы хотели бы задать мне, для того чтобы понять тему сегодняшнего урока? что нового вы хотели б узнать сегодня на уроке?

Слайд 2

2.Постановка цели урока

3.Вступление.

Сегодняшний урок хочу начать с истории легендарного вождя индейцев Гайавата.

Мудро правил Гайавата своим народом, научил их выращивать хлеб, строить лодки, а для того, чтобы передать свои знания потомкам, придумал свою письменность. Попробуйте на листе бумаги изобразить всё услышанное:

И на гладкой на берёсте,

Много сделал тайных знаков:

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Белый круг был знаком жизни,

Черный круг был знаком смерти.

Для земли нарисовал он

Краской линию прямую.

Для небес - дугу над нею.

Для восхода - точку слева,

Для заката - точку справа.

А для полдня - на вершине.

Все пространство под дугою

 Белый день обозначало,

Звезды в небе - время ночи.

А волнистые полоски-

Тучу, дождь и непогоду.

След, направленный к вигваму,

Был здесь знаком приглашенья,

Знаком дружеского пира;

Окровавленные руки, грозно поднятые кверху-

Знаком гнева и угрозы.

Посмотрим наши рисунки. Все ли получились одинаковые? А, если бы мы смотрели на рисунки, то могли бы догадаться о чём они говорят?

Встречаются ли в современном мире такие знаки - символы, которые заменяют слова или целые предложения?   Почему они понятны всем?

Слайд3.

Наша жизнь наполнена символами и знаками. Мы точно знаем, что спешащая машина с красным знаком торопится к больному.

Слайд 4

На светофоре загорелся зеленый человечек - это означает, что путь для пешехода свободен.

На улице множество табличек, где изображены различные знаки, которые несут различную информацию.

Свои собственные символы имеют многие организации, учебные заведения, спортивные общества.

Знак - это изображение, имеющее только одно, лишь ему свойственное, узкоспециальное значение. Знак должен как можно лаконичнее и точнее передавать конкретную информацию: разрешать, предупреждать, запрещать.

Слайд 5

Символ - это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Это - условное обозначение какого-либо понятия. Символ не сводится к одному значению, он может иметь несколько значений, иногда понятен только в контексте.

Слайд 6.

Необходимость в символах появилась очень давно, ремесленник ставил символическую подпись. Знак –метка, знак гарантия качества.

Слайд 7.

Время шло, символы становились все сложнее. Сочетали в себе сразу несколько символов. Передавались  по наследству.

Герб - « наследство»

 Слайд 8.        История возникновения знаков и символов

Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века.  Это были личные знаки рыцарей, которые чаще всего размещались  на щитах, на флагах ( штандартах) и на попонах лошадей. Они помогали закованным с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии. Каждый знак, цвет в гербе имел определенное значение и символически рассказывал о том, кто этот человек. Герб был знаком чести рода. Именно в эпоху средневековья в Европе появилось новое искусство и новая наука - геральдика, связанная с составлением гербов.

  Люди, создававшие гербы и правила выполнения гербов называются – герольдами.

Они были глашатаями и распорядителями на рыцарских турнирах. Вы знаете кто такие глашатае?  Это люди, которые представляли своих рыцарей на турнирах и восхваляли их

Герольды приносили   приказы, подавали боевые сигналы и считали убитых после боя. Они должны были опознавать мертвых рыцарей по их гербам. А где располагались гербы Гербы располагались на плащах, рубахах, на шлемах, щитах и знаменах и даже на попоне лошади .

                                                                             

Слайд 9.

Основой герба является щит. В геральдике встречаются гербы самых разных форм- от простых до весьма сложных. Первоначально форм геральдических щитов повторяла форму боевых, реально существующих, и менялась вместе с развитием оружия. Но со временем в геральдике произошел отход от классических ( правдоподобных) форм.

Слайд10.

 Самым удобным с точки зрения свободного места является французский щит. Этот щит давно применяется как основной.

В большинстве случаев щит бывает разделен на несколько частей, каждый из которых называются полем.

Слайд11

В геральдике используются 7 цветов.

Желтый (золотой)- символ богатства, справедливости,

Белый ( серебро)- символ чистоты;

Червленый ( темно-красный)- символ любви и смелости;

Голубой – символ красоты и величия;

Зеленый- символ изобилия и надежды;

Пурпурный ( оттенок красного)- могущество;

Черный- мудрость и печаль.

Ограничение набора цветов продиктовано практическими соображениями. Герб служил, прежде всего военным опознавательным знаком, который должен быть хорошо различаться на расстоянии. Его окраска должна быть яркой и контрастной.

Слайд 12.

В украшении гербов использовались фигуры условно-изобразительного характера: Каждое условное обозначение имеет свое значение:

Лев- символ силы и власти, мужества и благородства;

Дуб, медведь- сила, мужество;

Факел, раскрытая книга- знание;

Пчела- трудолюбие;

Лавр- слава;

Крылатый змей- зло, смуту;

Змея- ум, изворотливость, внезапное нападение;

Дракон- могущество;

Рука- храбрость.

Часто встречается изображение коня (совмещающего храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы), собаки (символ преданности и повиновения), кошки (независимость), волка (злость, жадность), медведя (предусмотрительность), быка (плодородие земли), овцы (кротость), лани (робость), вепря (мужество), оленя (символ воина, пред которым бежит неприятель)

Геральдика представлена деревьями - дуб (крепость и сила), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность), ветвями, цветами - роза, лилия (геральдическая и натуральная 45-46), венками, злаками (колосья, снопы), травами, плодами. На гербах встречаются солнце, луна, звёзды, облака, радуга, реки, холмы, огонь. Искусственные фигуры представлены предметами военного быта - различные виды вооружения и снаряжения (меч, пушка, пистолет, кольчуга, шлем и пр.); гражданского - орудия сельского хозяйства (серп, коса, ярмо, хомут и т.д.), мореплавания, архитектуры; символами отвлечённых понятий (например, рог изобилия), эмблемами должностей и профессий (лира, чаша, чётки, скипетр и пр.). Фантастические фигуры: феникс (символ бессмертия), единорог (чистота), драконы, кентавры, сирены, гидра семиголовая, двуглавый орёл, всевозможные ангелы и пр. Нередко гербовая фигура содержит намёк на фамилию владельца или название его владения (т. н. гласные гербы).

Слайд13

Позднее фигур в изображении становилось все больше.

человек, животные, растения, явления, планеты, звезды, предметы быта и труда, оружие, а также фантастические существа - единорог, дракон, сказочные птицы.

Слайд 14.

Многие гербы украшает лента с девизом.

Девиз - это выражение, отражающее принципы рыцаря.

Слайд 15.

Свои гербы имеют города и государства. Гербы встречают нас на въезде в города и районы, украшают здания администраций, кабинеты руководителей и залы заседаний. Гербы изображаются на продукции местных предприятий и сувенирах – значках, вымпелах и медалях, знаках почетных граждан, монетах, печатях. Гербы отражают благоустроенность в обществе, в котором уважают права каждого гражданина.

Все мы знаем слова из песни: “С чего начинается Родина?” Ответов на этот вопрос существует великое множество. Образ Родины зависит от места рождения, выбранной профессии, времени, когда мы живем. И еще от многого другого. Среди всех этих образов Родины есть те, которые символизируют ее в глазах всех граждан нашей страны, граждан других государств. Это гербы и флаги. Государственные, региональные и муниципальные символы – наше культурное достояние. Знать их, уметь объяснять значение – важная черта гражданина и патриота, любящего свой край и уважающего его культурные и исторические традиции.  

На сегодняшний день у каждого государства есть свой герб, свой герб есть почти у каждого города. Он рассказывает о самом главном в судьбе города, его внешнем облике, обычаях его жителей. Рассказ ведется на языке символов.

Слайд 16

Сможем  ли мы « прочитать» герб нашего государства?

В геральдике символы нашего герба имеют следующее значение:

Красный цвет - неустрашимость, великодушие, любовь;

Золото - сила, богатство, могущество, справедливость;

Двуглавый орел - прозорливость, охрана своих владений на западе и на востоке, в Европе и Азии;

 Три короны на голове - союз трех ветви власти: исполнительной, законодательной и судебной.

Скипетр - это символ защиты суверенитета;

Держава - символ единства, целостности государства;

На груди орла - древнейший герб Москва, всадник, поражающий змея- это символ победы добра над злом.

Слайд 18

Гербы и эмблемы  занимают в нашей жизни гораздо большее место, чем может показаться на первый взгляд. Есть  свои символы, фирменные знаки( по существу подобие гербов)- у политических партий, университетов, спортивных организаций, обществ, клубов. В последнее время интерес к геральдике все более возрастает.

Герб имеется у нашей республики и  района, посёлка.  

II

Слайд 19.

Ребята, последнее время   часто проходят конкурсы на лучшее изображения герба школы, эмблемы кабинета, эмблемы команды и т.п.

Сейчас вам предоставляется возможность пофантазировать и составить герб своей школы. Предлагаю разделиться на группы по 4 человека. На столах у вас есть конверты с элементами гербов. Вы должны выбрать нужное и, вспомнив все правила составить герб. В случае , если каких-то элементов, на ваш взгляд не хватает, дорисуйте их. Возможно, кто-то из вас придумает еще и девиз.

Не забудьте выбрать щит, в данном случае щит будет служить вам скорее как фон, основа. Подумайте о его цвете.

III Практическая работа.

IV Выставка работ

Обоснуйте свой выбор

Слайд 20   закрепление знаний.  

А теперь давайте проверим, ответили ли мы на вопросы викторины

Что такое герб?

Очертание какого старинного вооружения напоминает герб?

Как читать герб?

Что такое геральдика?

Где и когда появились первые гербы?

« Минута славы» Подведение итогов.

Слайд21.

Итог урока

 Домашнее задание: создайте   герб своей семьи.

Друзья! Прежде, чем вы приступите к работе, я хочу, чтобы вы задумались, какие  ценности являются главными  в вашей семье (любовь, взаимопонимание, теплота, забота или  жадность, злость, лень), увлечения вашей семьи, её традиции. В соответствии с этим и с изученным сегодня материалом создайте   герб своей семьи, который не стыдно будет передать своим детям.

Молодцы! Оценки за урок.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки из раздела «География Кубани» .

После изучения теоретического и практического материала раздела «География. Природа своей местности и человек» ( курс Кубановедение) проводятся уроки обобщающего повторения:Обобщающий урок по ра...

Итоговые тесты. Раздел "География Краснодарского края"

Итоговое тестирование по разделу "География Краснодарского края"( 2 варианта) 8 класс....

Конспект открытого урока Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками».

Тип урока:                     урок изучения нового материала....

Раздел программы курса « Русский язык» – «Морфемика» (5 класс) Тема урока : «Повторение и обобщение изученного по разделу «Морфемика»

Цели: 1. Обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.2.Способствовать ра...

Метапредметное погружение по теме Н.М. Карамзин. Раздел география. Волга

Метапредметное погружение посвящено Н.М. Карамзину в разделе география осуществляется сравнение реки Волги, данная Н.М. Карамзиным в его стихотворении и географическими параметрами реки Волги сегодняш...

Метапредметное погружение по теме: "Символы и знаки". Раздел география. Геральдика в географии.

Метапредметное погружение по теме: "Символы и знаки". Раздел география. Геральдика в географии. Данный раздел раскрывает применение знаков и символов в школьной географии при изучении стран ...

Рабочая тетрадь по изучению раздела географии «Нижегородская область» 9 класс

Рабочая тетрадь по изучению раздела географии  «Нижегородская область» 9 класс школы VIII вида...