Урок метопредметного погружения: "Символы и знаки". Раздел география. Геральдика в гегографии
методическая разработка по географии
Урок метопредметного погружения: "Символы и знаки". Раздел география. Геральдика в гегографии. Методическая разработка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pogruzhenie_-geraldika.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок метапредметного погружения в МБОУ Лоухская СОШ.
Тема: Символы и знаки
Тема урока географии: О чем рассказывают гербы и эмблемы. Геральдика и география.
Учитель: Цыганова Т.Р.
Цели: продолжить формирование понятия о символах в географии
Задачи:
- познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них;
- развивать ассоциативно- образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами;
- воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: шаблоны щитов, эмблемы, листы цветной бумаги;
Клей, ножницы. Краски, карандаши.
Презентация
Ход урока.
- Орг.момент
Слайд1
Ребята, перед вами тема сегодняшнего урока. Какие вопросы хотели бы задать мне, для того чтобы понять тему сегодняшнего урока? что нового вы хотели б узнать сегодня на уроке?
Слайд 2
2.Постановка цели урока
3.Вступление.
Сегодняшний урок хочу начать с истории легендарного вождя индейцев Гайавата.
Мудро правил Гайавата своим народом, научил их выращивать хлеб, строить лодки, а для того, чтобы передать свои знания потомкам, придумал свою письменность. Попробуйте на листе бумаги изобразить всё услышанное:
И на гладкой на берёсте,
Много сделал тайных знаков:
Все они изображали
Наши мысли, наши речи.
Белый круг был знаком жизни,
Черный круг был знаком смерти.
Для земли нарисовал он
Краской линию прямую.
Для небес - дугу над нею.
Для восхода - точку слева,
Для заката - точку справа.
А для полдня - на вершине.
Все пространство под дугою
Белый день обозначало,
Звезды в небе - время ночи.
А волнистые полоски-
Тучу, дождь и непогоду.
След, направленный к вигваму,
Был здесь знаком приглашенья,
Знаком дружеского пира;
Окровавленные руки, грозно поднятые кверху-
Знаком гнева и угрозы.
Посмотрим наши рисунки. Все ли получились одинаковые? А, если бы мы смотрели на рисунки, то могли бы догадаться о чём они говорят?
Встречаются ли в современном мире такие знаки - символы, которые заменяют слова или целые предложения? Почему они понятны всем?
Слайд3.
Наша жизнь наполнена символами и знаками. Мы точно знаем, что спешащая машина с красным знаком торопится к больному.
Слайд 4
На светофоре загорелся зеленый человечек - это означает, что путь для пешехода свободен.
На улице множество табличек, где изображены различные знаки, которые несут различную информацию.
Свои собственные символы имеют многие организации, учебные заведения, спортивные общества.
Знак - это изображение, имеющее только одно, лишь ему свойственное, узкоспециальное значение. Знак должен как можно лаконичнее и точнее передавать конкретную информацию: разрешать, предупреждать, запрещать.
Слайд 5
Символ - это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Это - условное обозначение какого-либо понятия. Символ не сводится к одному значению, он может иметь несколько значений, иногда понятен только в контексте.
Слайд 6.
Необходимость в символах появилась очень давно, ремесленник ставил символическую подпись. Знак –метка, знак гарантия качества.
Слайд 7.
Время шло, символы становились все сложнее. Сочетали в себе сразу несколько символов. Передавались по наследству.
Герб - « наследство»
Слайд 8. История возникновения знаков и символов
Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые чаще всего размещались на щитах, на флагах ( штандартах) и на попонах лошадей. Они помогали закованным с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии. Каждый знак, цвет в гербе имел определенное значение и символически рассказывал о том, кто этот человек. Герб был знаком чести рода. Именно в эпоху средневековья в Европе появилось новое искусство и новая наука - геральдика, связанная с составлением гербов.
Люди, создававшие гербы и правила выполнения гербов называются – герольдами.
Они были глашатаями и распорядителями на рыцарских турнирах. Вы знаете кто такие глашатае? Это люди, которые представляли своих рыцарей на турнирах и восхваляли их
Герольды приносили приказы, подавали боевые сигналы и считали убитых после боя. Они должны были опознавать мертвых рыцарей по их гербам. А где располагались гербы Гербы располагались на плащах, рубахах, на шлемах, щитах и знаменах и даже на попоне лошади .
Слайд 9.
Основой герба является щит. В геральдике встречаются гербы самых разных форм- от простых до весьма сложных. Первоначально форм геральдических щитов повторяла форму боевых, реально существующих, и менялась вместе с развитием оружия. Но со временем в геральдике произошел отход от классических ( правдоподобных) форм.
Слайд10.
Самым удобным с точки зрения свободного места является французский щит. Этот щит давно применяется как основной.
В большинстве случаев щит бывает разделен на несколько частей, каждый из которых называются полем.
Слайд11
В геральдике используются 7 цветов.
Желтый (золотой)- символ богатства, справедливости,
Белый ( серебро)- символ чистоты;
Червленый ( темно-красный)- символ любви и смелости;
Голубой – символ красоты и величия;
Зеленый- символ изобилия и надежды;
Пурпурный ( оттенок красного)- могущество;
Черный- мудрость и печаль.
Ограничение набора цветов продиктовано практическими соображениями. Герб служил, прежде всего военным опознавательным знаком, который должен быть хорошо различаться на расстоянии. Его окраска должна быть яркой и контрастной.
Слайд 12.
В украшении гербов использовались фигуры условно-изобразительного характера: Каждое условное обозначение имеет свое значение:
Лев- символ силы и власти, мужества и благородства;
Дуб, медведь- сила, мужество;
Факел, раскрытая книга- знание;
Пчела- трудолюбие;
Лавр- слава;
Крылатый змей- зло, смуту;
Змея- ум, изворотливость, внезапное нападение;
Дракон- могущество;
Рука- храбрость.
Часто встречается изображение коня (совмещающего храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы), собаки (символ преданности и повиновения), кошки (независимость), волка (злость, жадность), медведя (предусмотрительность), быка (плодородие земли), овцы (кротость), лани (робость), вепря (мужество), оленя (символ воина, пред которым бежит неприятель)
Геральдика представлена деревьями - дуб (крепость и сила), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность), ветвями, цветами - роза, лилия (геральдическая и натуральная 45-46), венками, злаками (колосья, снопы), травами, плодами. На гербах встречаются солнце, луна, звёзды, облака, радуга, реки, холмы, огонь. Искусственные фигуры представлены предметами военного быта - различные виды вооружения и снаряжения (меч, пушка, пистолет, кольчуга, шлем и пр.); гражданского - орудия сельского хозяйства (серп, коса, ярмо, хомут и т.д.), мореплавания, архитектуры; символами отвлечённых понятий (например, рог изобилия), эмблемами должностей и профессий (лира, чаша, чётки, скипетр и пр.). Фантастические фигуры: феникс (символ бессмертия), единорог (чистота), драконы, кентавры, сирены, гидра семиголовая, двуглавый орёл, всевозможные ангелы и пр. Нередко гербовая фигура содержит намёк на фамилию владельца или название его владения (т. н. гласные гербы).
Слайд13
Позднее фигур в изображении становилось все больше.
человек, животные, растения, явления, планеты, звезды, предметы быта и труда, оружие, а также фантастические существа - единорог, дракон, сказочные птицы.
Слайд 14.
Многие гербы украшает лента с девизом.
Девиз - это выражение, отражающее принципы рыцаря.
Слайд 15.
Свои гербы имеют города и государства. Гербы встречают нас на въезде в города и районы, украшают здания администраций, кабинеты руководителей и залы заседаний. Гербы изображаются на продукции местных предприятий и сувенирах – значках, вымпелах и медалях, знаках почетных граждан, монетах, печатях. Гербы отражают благоустроенность в обществе, в котором уважают права каждого гражданина.
Все мы знаем слова из песни: “С чего начинается Родина?” Ответов на этот вопрос существует великое множество. Образ Родины зависит от места рождения, выбранной профессии, времени, когда мы живем. И еще от многого другого. Среди всех этих образов Родины есть те, которые символизируют ее в глазах всех граждан нашей страны, граждан других государств. Это гербы и флаги. Государственные, региональные и муниципальные символы – наше культурное достояние. Знать их, уметь объяснять значение – важная черта гражданина и патриота, любящего свой край и уважающего его культурные и исторические традиции.
На сегодняшний день у каждого государства есть свой герб, свой герб есть почти у каждого города. Он рассказывает о самом главном в судьбе города, его внешнем облике, обычаях его жителей. Рассказ ведется на языке символов.
Слайд 16
Сможем ли мы « прочитать» герб нашего государства?
В геральдике символы нашего герба имеют следующее значение:
Красный цвет - неустрашимость, великодушие, любовь;
Золото - сила, богатство, могущество, справедливость;
Двуглавый орел - прозорливость, охрана своих владений на западе и на востоке, в Европе и Азии;
Три короны на голове - союз трех ветви власти: исполнительной, законодательной и судебной.
Скипетр - это символ защиты суверенитета;
Держава - символ единства, целостности государства;
На груди орла - древнейший герб Москва, всадник, поражающий змея- это символ победы добра над злом.
Слайд 18
Гербы и эмблемы занимают в нашей жизни гораздо большее место, чем может показаться на первый взгляд. Есть свои символы, фирменные знаки( по существу подобие гербов)- у политических партий, университетов, спортивных организаций, обществ, клубов. В последнее время интерес к геральдике все более возрастает.
Герб имеется у нашей республики и района, посёлка.
II
Слайд 19.
Ребята, последнее время часто проходят конкурсы на лучшее изображения герба школы, эмблемы кабинета, эмблемы команды и т.п.
Сейчас вам предоставляется возможность пофантазировать и составить герб своей школы. Предлагаю разделиться на группы по 4 человека. На столах у вас есть конверты с элементами гербов. Вы должны выбрать нужное и, вспомнив все правила составить герб. В случае , если каких-то элементов, на ваш взгляд не хватает, дорисуйте их. Возможно, кто-то из вас придумает еще и девиз.
Не забудьте выбрать щит, в данном случае щит будет служить вам скорее как фон, основа. Подумайте о его цвете.
III Практическая работа.
IV Выставка работ
Обоснуйте свой выбор
Слайд 20 закрепление знаний.
А теперь давайте проверим, ответили ли мы на вопросы викторины
Что такое герб?
Очертание какого старинного вооружения напоминает герб?
Как читать герб?
Что такое геральдика?
Где и когда появились первые гербы?
« Минута славы» Подведение итогов.
Слайд21.
Итог урока
Домашнее задание: создайте герб своей семьи.
Друзья! Прежде, чем вы приступите к работе, я хочу, чтобы вы задумались, какие ценности являются главными в вашей семье (любовь, взаимопонимание, теплота, забота или жадность, злость, лень), увлечения вашей семьи, её традиции. В соответствии с этим и с изученным сегодня материалом создайте герб своей семьи, который не стыдно будет передать своим детям.
Молодцы! Оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки из раздела «География Кубани» .
После изучения теоретического и практического материала раздела «География. Природа своей местности и человек» ( курс Кубановедение) проводятся уроки обобщающего повторения:Обобщающий урок по ра...
Итоговые тесты. Раздел "География Краснодарского края"
Итоговое тестирование по разделу "География Краснодарского края"( 2 варианта) 8 класс....
Конспект открытого урока Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками».
Тип урока: урок изучения нового материала....
Раздел программы курса « Русский язык» – «Морфемика» (5 класс) Тема урока : «Повторение и обобщение изученного по разделу «Морфемика»
Цели: 1. Обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.2.Способствовать ра...
Метапредметное погружение по теме Н.М. Карамзин. Раздел география. Волга
Метапредметное погружение посвящено Н.М. Карамзину в разделе география осуществляется сравнение реки Волги, данная Н.М. Карамзиным в его стихотворении и географическими параметрами реки Волги сегодняш...
Метапредметное погружение по теме: "Символы и знаки". Раздел география. Геральдика в географии.
Метапредметное погружение по теме: "Символы и знаки". Раздел география. Геральдика в географии. Данный раздел раскрывает применение знаков и символов в школьной географии при изучении стран ...
Рабочая тетрадь по изучению раздела географии «Нижегородская область» 9 класс
Рабочая тетрадь по изучению раздела географии «Нижегородская область» 9 класс школы VIII вида...