В мире географии
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Стекленёва Светлана Юрьевна

Рабочая программа и план по курсу "В мире географии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stekl._v_mire_geografii_kruzhkovaya_rabota_-_kopiyam.doc220.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель ШМО МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п Духовницкое»

______С.Ю. Стекленёва

Протокол № ___ от

«____»___________2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по ВР МОУ «СОШ им. Г.И Марчука р.п. Духовницкое»

__________Т.В .Чиликова

«____»____________2014 г.

« Утверждаю»

Директор МОУ СОШ им. Г.И. Марчука  р.п. Духовницкое»

_____________Т.А.Фролова

Приказ № ___ от «___»____2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Стекленёвой Светланы Юрьевны,

учителя географии высшей квалификационной категории

«В мире географии»

для 6-7 классов

2014 - 2015 уч. год

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

  • Тип программы                                                                                                

           Адаптированная

     

  • Образовательная область

 

           Естествознание

         

  • Направление деятельности

          Естественно - научная

  • Способ освоения содержания образования

              Эвристическая, исследовательская

  • Уровень освоения  содержания образования

        

             Углубленный

  • Уровень реализации программы

 

          Основное образование

  • Форма  реализации программы

               Групповая,  индивидуальная

        

  • Продолжительность   реализации программы

   

               Одногодичная

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В связи с возрастанием роли регионов в жизни Российской федерации меняются требования к задачам школьной географии на местах. Согласно концепции географического образования Российской академии образования рекомендуется внедрять в практику основной школы отдельные краеведческие направления. Это позволяет реализовать базисный учебный план.

Изучение родного края - это одна из важнейших задач школьной географии. Ребенку свойственно открывать мир с порога своего дома. Именно знания о своем крае вызывают у школьника интерес ученого-натуралиста, воспитывают патриота, гражданина. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей малой родины. Краеведческий подход в обучении предлагает использовать знания, которые непосредственно получают учащиеся при изучении своего края.    

Краеведческие знания носят  межпредметный характер, но их основой является учебный предмет география. Она, как ни какой другой предмет, концентрирует в себе знания не только физико-географических особенностей территории, но и исторические, этнические, демографические знания.

Материал программы опирается на знания учащихся по природоведению, географии, истории, литературе и соответствует возрастным особенностям учащихся. Освоение разделов программы также включает изучение местных объектов и явлений во время экскурсий, выполнение творческих заданий. Изучение экологического состояния окружающей среды учит учащихся любить и беречь природу родного города, края, страны. Знакомство с историей города вызывает чувство гордости за свою малую Родину.

При изучении данного курса «В мире географии» школьники знакомятся с такими основными географическими понятиями, как «географическое положение», «природные условия», «климат», «хозяйство», что поможет учащимся, с одной стороны, лучше усвоить их на примере знакомых им местных объектов, а с другой – даст возможность плавно перейти к изучению географии в следующих  классах. Учащиеся по окончании изучения теоретической части ведут исследовательскую деятельность, используя знания и умения, полученные при изучении материала кружка.

У школьников создаются условия для формирования и развития:

* интереса к географии и смежным наукам;

* умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;

* творческого подхода к выполнению самостоятельных и исследовательских работ.

Новизна программы - на данный момент она не имеет аналогов, т.к. сочетает в себе комплексный подход.

Программа рассчитана на обучение детей в течение года. В объединение набираются все желающие учащиеся от 11 до 12 лет независимо от их уровня обученности. Именно этому возрастному контингенту свойственна познавательная активность и любознательность. Количество учащихся составляет от 12 до 20. Группа занимается 2 раза в неделю по 2 академическому ч. (по 45 минут каждый). Программа предполагает  групповую, индивидуальную форму обучения. Всего в году - 68 ч. Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

Цель: развитие интереса к географии и смежным наукам, активизация познавательной деятельности, способствующей решению задач патриотического, нравственного и эстетического воспитания.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников.
  2. Теоретическое и практическое обучение школьников основам исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях.
  3. Обучение основам экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.
  4. Формирование у учащихся навыков информационной культуры с использованием интернет – ресурсов в изучении родного края.

Развивающие:

1.Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования детей.

Воспитательные:

  1. Совершенствование нравственных основ культуры учащихся: экономической, экологической, художественной, культуры жизненного определения.
  2. Воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края.
  3. Воспитание ответственности за слова, дела, поступки.
  4. Включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.

Методы работы

  • Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчета о проделанной работе в презентации, проекте)
  • Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, олимпиадах
  • Метод контроля: самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы
  • Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, эстетического и других форм воспитания.

 

Формы работы реализации программы разнообразны: теоретические занятия, экскурсии, практические занятия на местности и в камеральных условиях, различные акции экологического содержания, праздники и мероприятия,конкурсы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы

Кол-во

часов

В  том  числе

Теория

Практика

1

Введение, вводный урок

1

1

2

План и карта Саратовской области.

9

6

3

3

Особенности географическое положение Саратовской области. Духовницкого района

4

3

1

4

Минералогия, геология, рельеф и полезные  ископаемые Саратовской области                                                  

9

6

3

5

 Климатические особенности и внутренние воды области.

16

14

2

6

Почвы. Растительный и животный мир Саратовской области

8

7

1

7

Население Саратовской области, Духовницкого района

7

6

1

9

р.п. Духовницкое. ФГП.

10

8

2

10

Повторение

4

4

Итого

68

55

13

Содержание программы

      1. Введение (1 час) Цели и задачи кружка «В мире географии». Инструктаж по технике безопасности

     Тема 2. План и карта Саратовской области (9 часов)

Основные понятия: план местности, масштаб, топографические условные знаки, азимут, румбы, съемка местности, планшет.

Форма занятий: теоретическое занятие, практическое занятие на пришкольном участке (определение расстояний по карте, определение азимута, составление плана местности)

Содержание темы: что такое ориентирование, ориентирование на местности с помощью карты, компаса, местных признаков, определение сторон горизонта по компасу, солнцу, звездам, природным признакам.

Практические занятия: составление плана местности, ориентирование по плану местности, определение азимута, ориентирование по местным признакам, знакомство с памяткой «Если ты заблудился», чтение топографических карт.

   Тема 3. Особенности географического положения Саратовской области, Духовницкого района. (4 ч.)

Основные понятия: географическое положение, географические координаты.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов.

Содержание темы: Расположение области, района на материке, части света, Восточно – Европейской равнине.

Географическое положение Саратовской области. Духовницкого района.

Географические координаты.

Решение задач по географическим координатам

Практические занятия: Анализ административной и физической карты Саратовской области.

     Тема 4. Минералогия, геология, рельеф и полезные ископаемые Саратовской области. (9 ч)

Основные понятия: минералогия, петрография, минералы и их признаки, шкала Мооса, геология, палеонтология, ископаемые организмы, геохронологический возраст, осадочные, метаморфические, магматические, вулканические горные породы.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, лабораторные занятия.

Содержание темы: предмет изучения минералогии, что такое минерал, их признаки и виды, свойства минералов, происхождение минералов, шкала относительной твердости, растворимость минералов, цвет, блеск и прозрачность минералов, работа с учебной коллекцией минералов, что такое палеонтология, создание коллекции минералов и горных пород, полезные ископаемые, поиск полезных ископаемых в окрестностях города, полезные ископаемые осадочного, метаморфического, магматического происхождения.

Практические занятия: определение твердости минералов и горных пород, определение растворимости минералов, определение цвета, блеска и прозрачности различных минералов, определение геохронологического возраста ископаемого, экскурсии, составление поделок из минералов и горных пород, оформление фотовыставки.

       Тема 5. Климатические особенности и внутренние воды области. (16 часа)

Основные понятия: термометр, барометр, осадкомер, флюгер, атмосферное давление, ветер, воздушные массы, роза ветров, радуга.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсия на метеостанцию.

Содержание темы: метеорологические наблюдения, народные приметы и метеонаблюдения за погодой. Термометр, барометр, осадкомер, флюгер, атмосферное давление, ветер, воздушные массы теплые и холодные, роза ветров, радуга, гало. Что такое внутренние воды, исток, устье, русло реки. Реки области, озера в окрестностях города и их происхождение. Опасные природные явления.

Практические занятия: определение средней температуры воздуха в течение дня, составление графиков хода средних температур двух-трех дней месяца, объяснение различий. Определение основных атмосферных явлений, определение направления и силы ветра. Работа с метеорологическими приборами. Определение температуры воды в реке, определение направления и скорости воды в реке, определение прозрачности воды в реке. Работа над фотовыставкой « от Капельки до водоёма»

       Тема 6. Почвы. Растительный и животный мир Саратовской области. (8 часа).

Основные понятия: почва, почвенные горизонты, типы почв, растения и животные окрестностей Саратовской области

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсии на природу.

Содержание темы: Что такое почва, механический состав почвы, понятие о природоохранной деятельности.

 Практические занятия: определение состава каменистой горной породы, определение типа рыхлой горной породы по механическому составу, определение относительного возраста почвы, наблюдение первоцветов в природе . Конкурс рисунков на тему «Пусть цветут цветы в природе». Стихи и песни о цветах.

     

   

Тема 7. Население Саратовской области, Духовницкого района. (7 ч)

Основные понятия: миграция, национальный состав.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, статистические исследования.

Содержание темы: История заселения. Численность населения Саратовской области. Национальный состав города. Миграции населения.

Практические занятия: изучение национального состава города по статистическим материалам и Интернет-ресурсам.

    Тема 8.  Р.п. Духовницкое. ФГП. (10 ч)

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, статистические исследования.

Содержание темы: История возникновения названий улиц. Современные и прежние названия. Достопримечательности посёлка.

занятия: Работа с различными источниками информации. Мини-проект «Название улиц моего города». Отработка навыков работы над проектами. Создание мини-проекта  «История школы в лицах».

Повторение (4ч)

 Анализ карт Саратовской области.

Повторение. Географическое положение области.

Повторение. Природа области.

Повторение. Население области.

Планирование исследовательской деятельности учащихся

Направления

        Исследовательская деятельность

1

Геология

  1. создание коллекции минералов и полезных ископаемых Духовницкого района. (р.п. Духовницкое)
  2. создание презентации.

2

Улицы и учебные заведения Саратовской области, р.п. Духовницкое

  1. работа с различными источниками информации.
  2. создание мини-проекта «Край ты мой любимый»,  «Улицы моего посёлка».  «История школы в лицах»

3

Состояние природной среды города

  1. создание туристического маршрута по окрестностям посёлка Духовницкое.
  2. участие в акциях, конкурсах, конференциях

3. конкурс рисунков на тему «Пусть цветут цветы в природе».

4. создание мини-проектов «Школьная клумба», «Цветочный островок на этаже»

Средства обучения

  • Видеозаписи
  • Презентации
  • Электронные учебные пособия

Дидактическое обеспечение

  • Коллекция гербария
  • Коллекция горных пород и минералов
  • Карты (настенные, атласы)
  • Схемы и таблицы
  • Портреты путешественников
  • Энциклопедии
  • Наборы фотографий животного мира

Способы проверки результатов работы

-выставки

-учебно-исследовательские конференции, конкурсы

-олимпиады

Ожидаемые результаты и их проверка

                                               

  • ознакомиться с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы России и родного края;
  • применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
  • повысить свой кругозор;
  • применять компьютерные технологии в обучении;
  • знать природные  и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные  территории своей республики;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
  • создание школьного фонда коллекций минералов и горных пород родного края, типов почв, создание банка исследовательских и проектных работ учеников.
  • Увеличение количества учащихся, занимающихся исследовательской работой.
  • повышение успеваемости и качества знаний учащихся по краеведению и по предмету «География» в целом.

Учащиеся должны знать

- основные термины и понятия минералогии, петрографии;

-основные виды туризма;

-основные методы ориентирования на местности;

-основные виды растений и животных родного края;

-правила ведения наблюдений, полевых исследований;

-особо охраняемые территории и памятники природы родного края;

-историю образования и развития города;

Должны уметь

-выявлять факторы среды, оказывающие действие на растительные организмы;

-проводить микроисследование по изучению природных и искусственных сообществ растений в городе;

-оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);

-различать памятники природы;

-ориентироваться на местности по компасу и местным признакам;

-различать охраняемые растения и животных Южного Урала;

-работать с литературой;

-применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родин

СПИСОК    ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Макарцева Л.В. Географическое краеведение. Саратовская область. 6 класс. –Саратов: Лицей, 2008. – 64 с.
  2. Макарцева Л.В. Географическое краеведение. Саратовская область. 6 класс. Рабочая тетрадь. – Саратов: Лицей, 2008. -32 с.
  3. Дёмин А.М., Макарцева Л.В., Уставщикова С.В. География Саратовской области. – Саратов: Лицей, 2005. – 336 с.
  4. Куртасов А.П. Здесь наши корни: Очерки по истории Духовницкого района Саратовской области. – Саратов: Регион. Приволж. из –во « Детская книга», 1998. 240 с.
  5. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
  6. Горные породы и минералы. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова.- Москва, «Глобус», 2009г.
  7. Игры в походе, на местности. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова. Москва, «Глобус», 2009г.
  8. Низовцев В.А.школьные олимпиады. География. 6-10 классы, М.: АЙРИС - ПРЕСС, 2010
  9. Петрова Н.Н., Учебное электронное издание. Мультимедиа учебник «География. Начальный курс». Республиканский мультимедиа центр
  10. http://www.pelikanschool.org/
  11. http://3.olimpiada.ru/index.php
  12. http://www.ug.ru/
  13. http://teacher.org.ru/
  14. http://www.rgo.ru/

Познавательная литература для учащихся

  1. http://planetashkol.ru/uchitel/Default
  2. http://ourtravels.ru/index.php
  3. http://www.ecosystema.ru/
  4. http://www.geonature.ru/geoslov/index.htm
  5. http://dlya-vas.narod.ru/szenarei/szenarei_svistati_na_verh.html

Календарно – тематический план

«В мире географии»

6 -7  классы

на 2014-2015 учебный год

Приложение к рабочей программе

Стекленёвой Светланы Юрьевны

учителя географии

высшей квалификационной категории

«В мире географии»

6-7 классы.

Программа разработана с учётом ГОД ДПО «Саратовским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования». 2007.

Учебное пособие. Макарцева Л.В. Географическое краеведение. Саратовская область. 6 класс. – Саратов: Лицей, 2007, - 64 с.

Учебное пособие для шестиклассников средних школ Саратовской области поможет расширить знания о родном крае, узнать много нового и интересного.

Дополнительная литература. Дёмин А.Н., Макарцева Л.В., Уставщикова С.В. География Саратовской области. – Саратов: Лицей, 2005 – 336с.

Нагрузка по  плану

68 ч – в год

2 час в неделю

1 четверть -      ч. практических работ –

2 четверть -     ч. практических работ –

3 четверть -      ч. практических работ –

4 четверть -      ч. практических работ –

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Практические работы

Использование ИКТ

Примечание

1

Введение.

1

2

План и карта.  

 Условные топографические знаки.

9

3

Определение направлений по карте Саратовской области, Поволжья.

4

                                             Определение расстояний на карте Саратовской области.

5

Определение азимута по карте

6

Топографическая карта.

Чтение топографических карт

7

Ориентирование по плану своего населённого пункта.

Знакомство с памяткой «Если ты заблудился»

8

Составление плана местности

Составление плана местности

9

Подготовка к конкурсу «Край ты мой любимый»

10

Изучение природы нашего края. Метод наблюдения.

11

Особенности географического положения Саратовской области, Духовницкогорайона. Расположение области, района на материке, Восточно – Европейской равнине.

4

12

Географическое положение Саратовской области. Духовницкого района.

Анализ административной и физической карты Саратовской области.

13

Географические координаты.

14

Решение задач по географическим координатам.

15

Минералогия, геология, рельеф и полезные ископаемые Саратовской области. Строение земной коры. Горные породы.

9

16

Различия в геологическом строении правобережья и левобережья.

17

Определение горных пород по образцам.

Горные породы и их определение

18

Создание коллекции из минералов.

Создание коллекции минералов и полезных ископаемых Духовницкого района. (р.п. Духовницкое)

19

Составление поделок из минералов

Составление поделок из минералов

20

Рельеф Саратовской области, Духовницкого района.

21

Формы рельефа. Особенности рельефа правобережья и левобережья.

22

Оценка рельефа Саратовской области.

23

Анализ карт Саратовской области

24

Климатические особенности и внутренние воды области.

Атмосфера. Климат области

16

25

Метеорологические элементы. Местные признаки погоды.

26

Температура воздуха по сезонам. Годовой ход температуры воздуха.

27

Ветры, господствующие в области. Роза ветров.

.

28

Климат Духовницкого района.

29

Метеорологические наблюдения.

30

Температура воздуха по сезонам. Годовой ход температуры воздуха.

31

Ветры, господствующие в области. Роза ветров.

32

Метеорологические наблюдения.

Составление характеристики климата Духовницкого района.

33

Внутренние воды области

34

Реки области

35

Водоёмы области

36

Озёра области

37

Волга – великая река

38

Подземные воды

39

Фотовыставка  «от Капельки до водоёма»

Фотовыставка

40

Почвы, растительный и животный мир Саратовской области 

Почвы. Структура почв.

8

41

Типы почв Саратовской области.

42

Растительный и животный мир Саратовской области, Духовницкого района.

43

Конкурс рисунков на тему «Пусть цветут цветы в природе».

Конкурс рисунков на тему «Пусть цветут цветы в природе».

44

Ядовитые и лекарственные растения области.

45

Природные зоны Саратовской области, Духовницкого района.

46

Экологические проблемы.

47

Экскурсия в природный комплекс.

Население Саратовской области.

7

48

История заселения. Численность населения Саратовской области.

49

Размещение населения области

50

51

Национальный состав.

Миграции населения.

Изучение национального состава города по статистическим материалам и Интернет-ресурсам

52

Плотность населения.

53

Типы населённых пунктов

54

Крупные города

55

р.п. Духовницкое. ФГП.

р.п. Духовницкое на карте Саратовской области.

 

10

56

История возникновения названия р.п.Духовницкое.

57

Рельеф Духовницкого района

58

Климат и внутренние воды Духовницкого района

59

Растительный и животный мир Духовницкого района

60

Маршрутом  по р.п.Духовницкое

61

Достопримечательности посёлка

Создание мини-проекта  «Улицы моего посёлка».

62

Улицы р.п. Духовницкое

63

МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука»

История школы в лицах

64

Создание мини-проекта «История школы в лицах»

65

Повторение. Анализ карт Саратовской области.

4

66

Повторение. Географическое положение области.

67

Повторение. Природа области.

68

Повторение. Население области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

географический диктант по терминам тем "Современная политическая карта мира", "География мировых природных ресурсов"

Диктант составлен по материалам учебника "География мира. 10 класс" Максаковский В.П....

Тест по теме "Природные зоны мира" География.7 класс

Итоговый тест в двух вариантах для проверки знаний учащихся 7 класса по теме "Природные зоны мира"....

Презентация к уроку "Страны мира". География 7 класс

Презентация к уроку географии в 7 классе по учебнику Е.Домогацких включает проверку домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление....

Урок: Интегрированный урок обобщающего повторения "Путешествуем по миру" (география + математика)

Интегрированный урок обобщающего повторения темы «Масштаб». Подготовлен совместно с учителем математики. Обобщение знаний проходит в форме виртуального путешествия по разным странам и конт...

Презентация по географии "В мире географии" географический турнир

Данная презентация предназначена для внеклассного мероприятия для учащихся 6-7 классов. Турнир состоит из множество заданий на память, логику и мышление. Имеются задания творческого характера....

Интегрированный урок - экспедиция в 8 классе "Вода - самое необыкновенное вещество в мире" (география - химия)

Интегрированный урок - экспедиция "Вода - самое необыкновенное вещество в мире" (география - химия),8 класс....

Интегрированный урок "Вода - самое необыкновенное вещество в мире" (география - химия), 8 класс

Интегрированный урок "Вода - самое необыкновенное вещество в мире" (география - химия), 8 класс...