Методические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине "География"
методическая разработка по географии (10 класс) на тему

Подольская Елена Сергеевна

Методические рекомендации  составлены  с учетом специфики дисциплины в различных формах: самостоятельная работа студентов, в том числе групповые и индивидуальные задания; написание  рефератов, заслушивание сообщений студентов с последующим их обсуждением, выполнение заданий из учебника.

 

              

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_geografiya.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ СПО ВО «Тотемский политехнический колледж»

(Никольский филиал)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

по географии

для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования

Никольск,

2014

РАССМОТРЕНЫ

на заседании предметной (цикловой) комиссии

Протокол № ______

от «______» ________  20__г.

Председатель  предметной (цикловой) комиссии_____________/В.В.Корепина/

Автор: Подольская Е.С., преподаватель БОУ СПО ВО «Тотемский политехнический колледж»(Никольский филиал)

Рецензенты:                                 И.О. Фамилия, должность, ученая степень

И.О. Фамилия, должность, категория


Пояснительная записка

Методические рекомендации по организации и планированию самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с Письмом Министерства образования Российской Федерации  от 29 декабря 2000г. № 16-52-138ин/16-13 «О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО», Положением о планировании и организации самостоятельной работы студентов БОУ СПО ВО «Тотемский политехнический колледж» (принято Советом колледжа, протокол от 9 сентября 2010 г. № 1, утверждено  приказом директора, приказ от 10 сентября 2010 г. № 381-а).

Образовательное учреждение при формировании основной профессиональной образовательной программы обязано обеспечить эффективную самостоятельную работу студентов в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения (п. 7.1. федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования, среднего профессионального образования (далее – ФГОС НПО, СПО).

Формы и количество часов, отведенных на самостоятельную работу студентов определены в программе  учебной дисциплины рассмотренной на  заседании предметной (цикловой) комиссии _____________, протокол №___ от «___» ___________ 201_г., утвержденной директором «___»__________201_г.

Изучение учебной дисциплины «География» направлено на развитие географических умений и навыков, общей культуры и мировоззрения студентов, решение воспитательных и развивающих задач общего образования, социализации личности. У студентов формируется целостное представление о современном мире, месте России в этом мире, развивается познавательный интерес к другим народам и странам, а также формируются знания о системности и многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, углубляются  представления о географии мира; на основе типологического подхода даётся представление о географии различных стран и их роли в современном мировом хозяйстве.

Методические указания нацелены на проведение занятий с учетом специфики дисциплины в различных формах: самостоятельная работа студентов, в том числе групповые и индивидуальные задания; написание  рефератов, заслушивание сообщений студентов с последующим их обсуждением, выполнение заданий из учебника.

Самостоятельная работа  студентов проводится с целью:

  • систематизации и закрепления практического опыта, умений и  знаний, общих и профессиональных компетенций,  определенных в качестве основополагающих требованиями ФГОС СПО/НПО;

  • формирования готовности к поиску, обработке и применению информации для решения профессиональных задач;

  • развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • выработки навыков эффективной самостоятельной профессиональной  деятельности.

Содержание самостоятельной работы

Дидактические единицы  (раздел, тема)

Объем в часах

Форма организация самостоятельной работы (внеаудиторная), вид самостоятельной работы

Задание

Форма контроля

Формируемые

компетенции

Тема 1.

Источники географической информации

1

Внеаудиторная, Поисковое задание

Подготовить сообщение «Геоинформационные системы»

Проверка сообщений с последующим обсуждением

Должны уметь работать с дополнительной литературой, составлять сообщение

Тема 2.

Политическая карта мира

2

Внеаудиторная, составление кроссворда, выполнение домашнего задания  из учебника

1.Составить кроссворд «Страны мира»

2.Выполнить  задания  2,5 стр.22-23 из учебника

Проверка рабочих тетрадей

Должны знать: государственный строй стран мира, классификацию стран по уровню развития, по государственному строю и административно-территориальному устройству.

Должны уметь: определять по карте положение стран; уметь работать с атласом, картами, материалом учебника, составлять кроссворды

Тема3.

География населения мира

2

Внеаудиторная, поисковое задание, составление кроссворда, выполнение домашнего задания  из учебника

1.Выполнить задания 8,10 стр.86 из учебника

2.Составить кроссворд на тему «Города-миллионеры»

Проверка рабочих тетрадей

Должны знать: численность населения мира, понятия о воспроизводстве населения, причины демографического взрыва; понятие об урбанизации, её темпы, уровень и формы, сущность и географические особенности полового, возрастного состава населения, классификацию народов мира и основные черты их распространения на земном шаре

Должны уметь: объяснять образование и развитие разных форм городского расселения, прогнозировать темпы роста населения в отдельных регионах мира. Анализировать текстовые, картографические и статистические материалы с целью определения общих черт и различий в воспроизводстве, составе, размещении и  уровне жизни населения различных регионов мира. Давать оценку обеспеченности трудовыми ресурсами стран мира, работать с дополнительной литературой и готовить сообщения

Тема4.

География мировых природных ресурсов

1

Внеаудиторная, выполнение домашнего задания  из учебника, составление схемы, поисковое задание

1.Составить классификационную схему «Природные ресурсы Мирового океана»

2.Выполнить задания 8,9 стр.51,52 из учебника

Проверка рабочих тетрадей

Должны знать: понятия о географической среде, ресурсообеспеченности, природопользования; основные закономерности размещения ресурсов мира, основные пути решения геоэкологических проблем.

Должны уметь: давать характеристику размещения основных видов природных ресурсов; приводить примеры загрязнения окружающей среды. Характеризовать типы природопользования на основе текста и материалов, составлять схемы по теме

Тема5.

География мирового хозяйства

1

Внеаудиторная, выполнение домашнего задания  из учебника, составление таблицы.

Выполнить задание 13 стр.172 из учебника

Проверка рабочих тетрадей

Должны знать: состав и основные черты размещения ТЭК мира, горнодобывающей, химической, лесной промышленности, машиностроения, с/х и транспорта. Географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его отраслей.

Должны уметь: давать характеристику мировому хозяйству, отраслям мирового хозяйства, используя типовой план, работать с основной и дополнительной литературой

Тема 6.

Регионы и страны мира: Зарубежная Европа

2

Внеаудиторная, поисковое задание, составление кроссворда, выполнение домашнего задания  из учебника

1.Составить кроссворд «Столицы стран Европы»

2.Выполнить задания 7,14(1,2) стр.217,218 из учебника

3.Подготовить сообщения  по теме «Государства-карлики Зарубежной Европы»

Проверка рабочих тетрадей, проверка сообщения с последующим его обсуждением

Должны знать:географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе МГРТ, особенности географического положения, расселения населения, хозяйства стран Европы.

Должны уметь: составлять комплексную географическую характеристику стран Европы, работать с основной и дополнительной литературой, составлять кроссворды.

Тема 6.

Регионы и страны мира: Зарубежная Азия

1

Внеаудиторная, выполнение домашнего задания  из учебника

Выполнить задание 20 (1-3) стр.269 из учебника

Проверка рабочих тетрадей, контурных карт

Должны знать: географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе МГРТ, особенности географического положения, расселения населения, хозяйства стран Зарубежной Азии.

Должны уметь: составлять комплексную географическую характеристику стран Азии, работать с основной и дополнительной литературой

Тема 6.

Регионы и страны мира: Северная Америка

1

Внеаудиторная, составление таблицы, составление кроссворда

1.Составить кроссворд  «Штаты и города США»

2.Составить конспективно-справочную  таблицу «Промышленные пояса США»

Проверка рабочих тетрадей

Должны знать: географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе МГРТ, особенности географического положения, расселения населения, хозяйства стран Северной Америки.

Должны уметь: составлять комплексную географическую характеристику стран Северной Америки, работать с основной и дополнительной литературой

Тема8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.

1

Внеаудиторная, составление таблицы

1.Составить конспективно-справочную таблицу «Характеристика глобальных проблем человечества»

Проверка рабочих тетрадей

Должны знать: глобальные проблемы человечества

Должны уметь: выявлять и объяснять географические аспекты глобальных проблем человечества, находить пути их решения.


Содержание заданий для самостоятельной работы

Тема 1. Источники географической информации

Задание: Изучив дополнительные источники по теме  подготовить сообщение  «Геоинформационные системы».

Тема 2. Политическая карта мира

Задание 1: Составить кроссворд «Страны мира».

Материалы, необходимые для выполнения задания: учебник  Максаковского  В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 1; атлас 10 кл., интернет ресурсы

Задание 2: Используя текст учебника и политическую карту мира в атласе, выпишите в тетрадь по несколько примеров развитых и развивающихся стран, относящихся к различным подгруппам.

Задание 5(творческое): Используя различные источники, приведите примеры важных геополитических проблем, которые стоят перед миром в конце 20 – начале 21 века.

Рекомендуемая литература для выполнения заданий:

Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.:Дрофа,2003. – Ч.1. – Тема 1

Родионова И.А., Холина В.Н. Политическая карта мира: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Евразийский регион, 1998

Родионова И.А. Политическая карта мира. – М.: Московский лицей, 2000

Тема 4. География мировых природных ресурсов

Задание:Пользуясь текстом учебника, составьте в тетради  классификационную схему «Природные ресурсы Мирового океана». Примените её для доказательства положения о том, что Мировой океан является кладовой разнообразных природных богатств.

Материалы, необходимые для выполнения задания: учебник  Максаковского  В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 1; атлас 10 кл

Задание 8: Опираясь на знания по физической, экономической и социальной географии своей области, приведите примеры: 1)рекреационно-лечебных, 2)рекреационно-оздоровительных, 3)рекреационно-спортивных, 4)рекреационно-познавательных территорий. По возможности используйте при этом собственные наблюдения и впечатления. Подготовьте альбом, посвящённый этой территории.

Материалы, необходимые для выполнения задания: учебник  «География Вологодской области»  под ред. Е.А.Скупиновой, О.А.Золотовой.- Вологда: Учебная литература, 2005.

Задание 9: Используя различные данные средств массовой информации, приведите по несколько примеров: а)положительных примеров природоохранной деятельности и осуществления экологической политики; б)отрицательного воздействия антропогенного вмешательства в окружающую природную среду.

Рекомендуемая литература для выполнения заданий:

Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.:Дрофа,2003. – Ч.1. – Тема 2

Природопользование: Учеб. Для 10-11 кл. – М.:Просвещение, 1994

Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология: Учеб. Для 10-11 кл–М.:Просвещение, 1998

Тема 3. География населения мира

Задание: Изучив дополнительные источники по теме  подготовить сообщения «Демографический взрыв и его последствия» и «Урбанизация в современном мире»

Задание:Составить кроссворд «Города-миллионеры».

Материалы, необходимые для выполнения задания: учебник  Максаковского  В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 1; атлас 10 кл., интернет ресурсы

Задание 8:По карте религий в атласе охарактеризуйте ареалы распространения мировых религий. Определите, какие религии преобладают в отдельных крупных регионах Земли.

Материалы, необходимые для выполнения задания: учебник  Максаковского  В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 1; атлас 10 кл., интернет ресурсы

Задание 10:Пользуясь основным текстом учебника, нанесите на контурную карту мира главные районы трудовой иммиграции. Покажите стрелками откуда в эти районы прибывает рабочая сила.

Материалы, необходимые для выполнения задания: учебник  Максаковского  В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 3; атлас 10 кл., контурные карты

Рекомендуемая литература для выполнения заданий:

Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.:Дрофа,2003. – Ч.1. – Тема 3

Копылов В.А. География населения: Учеб.пособие. – М.:Маркетинг, 1998.

Народы и религии мира: Энциклопедия. –М.:БРЭ, 1998.

Религии мира: Пособие для учащихся 10-11 кл.-М.:Дрофа, 1997

Религии мира: Энциклопедия для детей. Т.6.-М.:Аванта+,1998.

Тема 5: География мирового хозяйства

Задание: Используя текст учебника, рисунок 36 и карту мирового сельского хозяйства в атласе, составьте в тетради систематизирующую таблицу «Распространение главных отраслей животноводства» по следующей форме:

Отрасли животноводства

Главные страны распространения

А) скотоводство

Б) свиноводство

В) овцеводство

Как бы вы объяснили причины такого распространения отдельных отраслей животноводства?

Материалы, необходимые для выполнения задания: учебник  Максаковского  В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» ч.1,  тема 5; атлас 10 кл., рабочие тетради

Рекомендуемая литература для выполнения заданий:

Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.:Дрофа,2003. – Ч.1. – Тема 5

Родионова И.А., Холина В.Н. Население и мировое хозяйство: Пособие по географии для поступающих в вузы.- М., 1997

Тема 6. Регионы и страны мира:Зарубежная Европа

Задание: Составить кроссворд «Столицы стран Европы»

Материалы, необходимые для выполнения задания: учебник  Максаковского  В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 6; атлас 10 кл., интернет ресурсы

Задание 7: Пользуясь текстом и рисунками учебника, картами атласа и таблицами 23-28 в «Приложениях», конкретизируйте характеристику одной из отраслей промышленности Зарубежной Европы (по выбору). Укажите главные районы и крупнейшие центры или главные бассейны, определите их распределение по странам. По рисункам 25-29 установите, откуда в Зарубежную Европу поступают нефть, природный газ, уголь, железная руда, сталь.

Материалы, необходимые для выполнения задания: учебник  Максаковского  В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 6; атлас 10 кл., интернет ресурсы, таблицы 23-28 учебника, рисунки 25-29 учебника.

Задание 14: А)Сгруппируйте страны Зарубежной Европы по следующим критериям:1.величина территории; 2.численность населения; 3.уровень урбанизации. Сделайте выводы.

Б)Пользуясь таблицами, рисунками и текстом темы определите, какие страны региона входят в «первую десятку» стран мира по производству отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Полученные данные оформите в виде таблицы.

Материалы, необходимые для выполнения задания: учебник  Максаковского  В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 6; атлас 10 кл., интернет ресурсы, таблицы  учебника, рисунки  учебника.

Задание:Изучив дополнительные источники подготовить сообщения  по теме «Государства-карлики Зарубежной Европы»

Рекомендуемая литература для выполнения заданий:

Зарубежная Европа. – М.: Мысль, 1979-1983. – (Серия «Страны и народы»).

Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.:Дрофа,2003. – Ч.2. – Тема 1.

Экономическая и социальная география мира: За страницами учебника: Кн. Для учащихся 10 кл./ Сост. А.П. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2000. – Раздел «Европы»

Тема 6. Регионы и страны мира:Зарубежная Азия

Задание 1.(Работа в тетради) Составьте логический конспект одного из параграфов темы 7 Задание 2.(Работа на контурной карте) Используя текст и рисунки учебника, составьте картосхему: «Важнейшая продукция, поставляемая странами Зарубежной Азии  на мировой рынок». Покажите стрелками экспорт продукции горнодобывающей, обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.

Задание 3.Выберите одну из стран Зарубежной Азии, которую вы бы хотели посетить. Подберите интересный материал по этой стране. Опишите её – как будто по личным впечатлениям

Материалы, необходимые для выполнения задания: учебник  Максаковского  В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 7; атлас 10 кл., интернет ресурсы, таблицы  учебника, рисунки  учебника, контурные карты

Рекомендуемая литература для выполнения заданий:

Зарубежная Азия. – М.: Мысль, 1979-1983. – (Серия «Страны и народы»).

Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.:Дрофа,2004. – Ч.2. – Тема 2.

Экономическая и социальная география мира: За страницами учебника: Кн. Для учащихся 10 кл./ Сост. А.П. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2000. – Раздел «Азия»

Тема 6.Регионы и страны мира:Африка

Задание : Используя карты атласа  и таблицы 3-5 «Приложений», проведите классификацию стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми. Составьте таблицу по следующей форме:

Страны, богатые ресурсами разнообразного минерального сырья

Страны, богатые одним, двумя видами минерального сырья

Страны, бедные минеральным сырьём

Сделайте выводы об обеспеченности этих стран сырьём и топливом для развития тяжёлой промышленности.

Материалы, необходимые для выполнения задания: учебник  Максаковского  В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 8;  атлас 10 кл., таблицы 3-5 приложений  учебника.

Задание:Изучив дополнительные источники подготовьте  сообщение «Население Африки»

Рекомендуемая литература для выполнения заданий:

Африка. – М.: Мысль, 1979-1983. – (Серия «Страны и народы»).

Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.:Дрофа,2004. – Ч.2. – Тема 3.

Экономическая и социальная география мира: За страницами учебника: Кн. Для учащихся 10 кл./ Сост. А.П. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2000.

Тема 6.Регионы и страны мира:Северная Америка

Задание:Составить кроссворд  «Штаты и города США»

Задание: Пользуясь текстом, рисунком 89 и другими рисунками учебника, а также экономической картой США в атласе составьте конспективно-справочную  таблицу «Промышленные пояса США» по следующей форме:

Название пояса

Ведущие отрасли промышленности

Главные центры

Сформулируйте и запишите выводы.

Материалы, необходимые для выполнения заданий: учебник  Максаковского  В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 8;  атлас 10 кл., рисунок 89 учебника

Рекомендуемая литература для выполнения заданий:

Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.:Дрофа,2004. – Ч.2. – Тема 4.

Экономическая и социальная география мира: За страницами учебника: Кн. Для учащихся 10 кл./ Сост. А.П. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2000.

Америка. Общий обзор. Северная Америка. – М.:Мысль,1989. – (Серия «Страны и народы»)

Тема 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.

Задание: На основе приобретённых знаний составьте конспективно-справочную таблицу «Характеристика глобальных проблем человечества». Сделайте обобщение по материалам таблицы.

Материалы, необходимые для выполнения заданий: учебник  Максаковского  В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 9;

Рекомендуемая литература для выполнения заданий:

Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.:Дрофа,2003. – Ч.1. – Тема 6.

Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. – М.: Аспект Пресс, 1994.

Земля и человечество. Глобальные проблемы. – М.:Мысль, 1985. Введение. – Ч.4. – (Серия «Страны и народы»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для самостоятельной работы по теме: «Структурные компоненты ядра. Кариотип. Строение и функции хромосом”.

Этот материал разработан для самостоятельной работы для студентов  при изучении темы "Строение ядра. Кариотип. Хромосомы человека".  Здесь есть задания, схемы и рисунки по которым студенты б...

Методические рекомендации по самостоятельной работе для студентов

Представлены методические рекомендации по выполнению рефератов, докладов, работе с учебной литературой и др....

методические рекомендации для самостоятельной работы по биологии

методические рекомендации позволят самостоятельно изучить данный материал...

Методические рекомендации к самостоятельным работам

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАДАНИЙ ДЛЯ  ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИМСЯ 1 И 2 КУРСОВ...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при работе с учебной, дополнительной и справочной литературой и при составлении схем, тезисов, конспектов

Даанные методические рекомендации помогают сформировать умения работать с дополнительной и справочной литературой, электронными словарями и энциклопедиями, воспитывать культуру чтения; ознакомить с ви...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов.

Самостоятельные упражнения для воспитания силы, быстроты, скоростно-силовых качеств....

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ

Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...