Методические рекомендации к самостоятельной работе по дисциплине "География"
методическая разработка по географии (10 класс) на тему
Методические рекомендации составлены с учетом специфики дисциплины в различных формах: самостоятельная работа студентов, в том числе групповые и индивидуальные задания; написание рефератов, заслушивание сообщений студентов с последующим их обсуждением, выполнение заданий из учебника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_geografiya.docx | 30.99 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ СПО ВО «Тотемский политехнический колледж»
(Никольский филиал)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
по географии
для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования
Никольск,
2014
РАССМОТРЕНЫ на заседании предметной (цикловой) комиссии Протокол № ______ от «______» ________ 20__г. Председатель предметной (цикловой) комиссии_____________/В.В.Корепина/ |
Автор: Подольская Е.С., преподаватель БОУ СПО ВО «Тотемский политехнический колледж»(Никольский филиал)
Рецензенты: И.О. Фамилия, должность, ученая степень
И.О. Фамилия, должность, категория
Пояснительная записка
Методические рекомендации по организации и планированию самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с Письмом Министерства образования Российской Федерации от 29 декабря 2000г. № 16-52-138ин/16-13 «О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО», Положением о планировании и организации самостоятельной работы студентов БОУ СПО ВО «Тотемский политехнический колледж» (принято Советом колледжа, протокол от 9 сентября 2010 г. № 1, утверждено приказом директора, приказ от 10 сентября 2010 г. № 381-а).
Образовательное учреждение при формировании основной профессиональной образовательной программы обязано обеспечить эффективную самостоятельную работу студентов в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения (п. 7.1. федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования, среднего профессионального образования (далее – ФГОС НПО, СПО).
Формы и количество часов, отведенных на самостоятельную работу студентов определены в программе учебной дисциплины рассмотренной на заседании предметной (цикловой) комиссии _____________, протокол №___ от «___» ___________ 201_г., утвержденной директором «___»__________201_г.
Изучение учебной дисциплины «География» направлено на развитие географических умений и навыков, общей культуры и мировоззрения студентов, решение воспитательных и развивающих задач общего образования, социализации личности. У студентов формируется целостное представление о современном мире, месте России в этом мире, развивается познавательный интерес к другим народам и странам, а также формируются знания о системности и многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, углубляются представления о географии мира; на основе типологического подхода даётся представление о географии различных стран и их роли в современном мировом хозяйстве.
Методические указания нацелены на проведение занятий с учетом специфики дисциплины в различных формах: самостоятельная работа студентов, в том числе групповые и индивидуальные задания; написание рефератов, заслушивание сообщений студентов с последующим их обсуждением, выполнение заданий из учебника.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
систематизации и закрепления практического опыта, умений и знаний, общих и профессиональных компетенций, определенных в качестве основополагающих требованиями ФГОС СПО/НПО;
формирования готовности к поиску, обработке и применению информации для решения профессиональных задач;
развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
выработки навыков эффективной самостоятельной профессиональной деятельности.
Содержание самостоятельной работы
Дидактические единицы (раздел, тема) | Объем в часах | Форма организация самостоятельной работы (внеаудиторная), вид самостоятельной работы | Задание | Форма контроля | Формируемые компетенции |
Тема 1. Источники географической информации | 1 | Подготовить сообщение «Геоинформационные системы» | Проверка сообщений с последующим обсуждением | Должны уметь работать с дополнительной литературой, составлять сообщение | |
Тема 2. Политическая карта мира | 2 | Внеаудиторная, составление кроссворда, выполнение домашнего задания из учебника | 1.Составить кроссворд «Страны мира» 2.Выполнить задания 2,5 стр.22-23 из учебника | Проверка рабочих тетрадей | Должны знать: государственный строй стран мира, классификацию стран по уровню развития, по государственному строю и административно-территориальному устройству. Должны уметь: определять по карте положение стран; уметь работать с атласом, картами, материалом учебника, составлять кроссворды |
Тема3. География населения мира | 2 | Внеаудиторная, поисковое задание, составление кроссворда, выполнение домашнего задания из учебника | 1.Выполнить задания 8,10 стр.86 из учебника 2.Составить кроссворд на тему «Города-миллионеры» | Проверка рабочих тетрадей | Должны знать: численность населения мира, понятия о воспроизводстве населения, причины демографического взрыва; понятие об урбанизации, её темпы, уровень и формы, сущность и географические особенности полового, возрастного состава населения, классификацию народов мира и основные черты их распространения на земном шаре Должны уметь: объяснять образование и развитие разных форм городского расселения, прогнозировать темпы роста населения в отдельных регионах мира. Анализировать текстовые, картографические и статистические материалы с целью определения общих черт и различий в воспроизводстве, составе, размещении и уровне жизни населения различных регионов мира. Давать оценку обеспеченности трудовыми ресурсами стран мира, работать с дополнительной литературой и готовить сообщения |
Тема4. География мировых природных ресурсов | 1 | Внеаудиторная, выполнение домашнего задания из учебника, составление схемы, поисковое задание | 1.Составить классификационную схему «Природные ресурсы Мирового океана» 2.Выполнить задания 8,9 стр.51,52 из учебника | Проверка рабочих тетрадей | Должны знать: понятия о географической среде, ресурсообеспеченности, природопользования; основные закономерности размещения ресурсов мира, основные пути решения геоэкологических проблем. Должны уметь: давать характеристику размещения основных видов природных ресурсов; приводить примеры загрязнения окружающей среды. Характеризовать типы природопользования на основе текста и материалов, составлять схемы по теме |
Тема5. География мирового хозяйства | 1 | Внеаудиторная, выполнение домашнего задания из учебника, составление таблицы. | Выполнить задание 13 стр.172 из учебника | Проверка рабочих тетрадей | Должны знать: состав и основные черты размещения ТЭК мира, горнодобывающей, химической, лесной промышленности, машиностроения, с/х и транспорта. Географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его отраслей. Должны уметь: давать характеристику мировому хозяйству, отраслям мирового хозяйства, используя типовой план, работать с основной и дополнительной литературой |
Тема 6. Регионы и страны мира: Зарубежная Европа | 2 | Внеаудиторная, поисковое задание, составление кроссворда, выполнение домашнего задания из учебника | 1.Составить кроссворд «Столицы стран Европы» 2.Выполнить задания 7,14(1,2) стр.217,218 из учебника 3.Подготовить сообщения по теме «Государства-карлики Зарубежной Европы» | Проверка рабочих тетрадей, проверка сообщения с последующим его обсуждением | Должны знать:географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе МГРТ, особенности географического положения, расселения населения, хозяйства стран Европы. Должны уметь: составлять комплексную географическую характеристику стран Европы, работать с основной и дополнительной литературой, составлять кроссворды. |
Тема 6. Регионы и страны мира: Зарубежная Азия | 1 | Внеаудиторная, выполнение домашнего задания из учебника | Выполнить задание 20 (1-3) стр.269 из учебника | Проверка рабочих тетрадей, контурных карт | Должны знать: географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе МГРТ, особенности географического положения, расселения населения, хозяйства стран Зарубежной Азии. Должны уметь: составлять комплексную географическую характеристику стран Азии, работать с основной и дополнительной литературой |
Тема 6. Регионы и страны мира: Северная Америка | 1 | Внеаудиторная, составление таблицы, составление кроссворда | 1.Составить кроссворд «Штаты и города США» 2.Составить конспективно-справочную таблицу «Промышленные пояса США» | Проверка рабочих тетрадей | Должны знать: географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе МГРТ, особенности географического положения, расселения населения, хозяйства стран Северной Америки. Должны уметь: составлять комплексную географическую характеристику стран Северной Америки, работать с основной и дополнительной литературой |
Тема8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества. | 1 | Внеаудиторная, составление таблицы | 1.Составить конспективно-справочную таблицу «Характеристика глобальных проблем человечества» | Проверка рабочих тетрадей | Должны знать: глобальные проблемы человечества Должны уметь: выявлять и объяснять географические аспекты глобальных проблем человечества, находить пути их решения. |
Содержание заданий для самостоятельной работы
Тема 1. Источники географической информации
Задание: Изучив дополнительные источники по теме подготовить сообщение «Геоинформационные системы».
Тема 2. Политическая карта мира
Задание 1: Составить кроссворд «Страны мира».
Материалы, необходимые для выполнения задания: учебник Максаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 1; атлас 10 кл., интернет ресурсы
Задание 2: Используя текст учебника и политическую карту мира в атласе, выпишите в тетрадь по несколько примеров развитых и развивающихся стран, относящихся к различным подгруппам.
Задание 5(творческое): Используя различные источники, приведите примеры важных геополитических проблем, которые стоят перед миром в конце 20 – начале 21 века.
Рекомендуемая литература для выполнения заданий:
Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.:Дрофа,2003. – Ч.1. – Тема 1
Родионова И.А., Холина В.Н. Политическая карта мира: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Евразийский регион, 1998
Родионова И.А. Политическая карта мира. – М.: Московский лицей, 2000
Тема 4. География мировых природных ресурсов
Задание:Пользуясь текстом учебника, составьте в тетради классификационную схему «Природные ресурсы Мирового океана». Примените её для доказательства положения о том, что Мировой океан является кладовой разнообразных природных богатств.
Материалы, необходимые для выполнения задания: учебник Максаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 1; атлас 10 кл
Задание 8: Опираясь на знания по физической, экономической и социальной географии своей области, приведите примеры: 1)рекреационно-лечебных, 2)рекреационно-оздоровительных, 3)рекреационно-спортивных, 4)рекреационно-познавательных территорий. По возможности используйте при этом собственные наблюдения и впечатления. Подготовьте альбом, посвящённый этой территории.
Материалы, необходимые для выполнения задания: учебник «География Вологодской области» под ред. Е.А.Скупиновой, О.А.Золотовой.- Вологда: Учебная литература, 2005.
Задание 9: Используя различные данные средств массовой информации, приведите по несколько примеров: а)положительных примеров природоохранной деятельности и осуществления экологической политики; б)отрицательного воздействия антропогенного вмешательства в окружающую природную среду.
Рекомендуемая литература для выполнения заданий:
Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.:Дрофа,2003. – Ч.1. – Тема 2
Природопользование: Учеб. Для 10-11 кл. – М.:Просвещение, 1994
Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология: Учеб. Для 10-11 кл–М.:Просвещение, 1998
Тема 3. География населения мира
Задание: Изучив дополнительные источники по теме подготовить сообщения «Демографический взрыв и его последствия» и «Урбанизация в современном мире»
Задание:Составить кроссворд «Города-миллионеры».
Материалы, необходимые для выполнения задания: учебник Максаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 1; атлас 10 кл., интернет ресурсы
Задание 8:По карте религий в атласе охарактеризуйте ареалы распространения мировых религий. Определите, какие религии преобладают в отдельных крупных регионах Земли.
Материалы, необходимые для выполнения задания: учебник Максаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 1; атлас 10 кл., интернет ресурсы
Задание 10:Пользуясь основным текстом учебника, нанесите на контурную карту мира главные районы трудовой иммиграции. Покажите стрелками откуда в эти районы прибывает рабочая сила.
Материалы, необходимые для выполнения задания: учебник Максаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 3; атлас 10 кл., контурные карты
Рекомендуемая литература для выполнения заданий:
Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.:Дрофа,2003. – Ч.1. – Тема 3
Копылов В.А. География населения: Учеб.пособие. – М.:Маркетинг, 1998.
Народы и религии мира: Энциклопедия. –М.:БРЭ, 1998.
Религии мира: Пособие для учащихся 10-11 кл.-М.:Дрофа, 1997
Религии мира: Энциклопедия для детей. Т.6.-М.:Аванта+,1998.
Тема 5: География мирового хозяйства
Задание: Используя текст учебника, рисунок 36 и карту мирового сельского хозяйства в атласе, составьте в тетради систематизирующую таблицу «Распространение главных отраслей животноводства» по следующей форме:
Отрасли животноводства | Главные страны распространения |
А) скотоводство | |
Б) свиноводство | |
В) овцеводство |
Как бы вы объяснили причины такого распространения отдельных отраслей животноводства?
Материалы, необходимые для выполнения задания: учебник Максаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» ч.1, тема 5; атлас 10 кл., рабочие тетради
Рекомендуемая литература для выполнения заданий:
Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.:Дрофа,2003. – Ч.1. – Тема 5
Родионова И.А., Холина В.Н. Население и мировое хозяйство: Пособие по географии для поступающих в вузы.- М., 1997
Тема 6. Регионы и страны мира:Зарубежная Европа
Задание: Составить кроссворд «Столицы стран Европы»
Материалы, необходимые для выполнения задания: учебник Максаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 6; атлас 10 кл., интернет ресурсы
Задание 7: Пользуясь текстом и рисунками учебника, картами атласа и таблицами 23-28 в «Приложениях», конкретизируйте характеристику одной из отраслей промышленности Зарубежной Европы (по выбору). Укажите главные районы и крупнейшие центры или главные бассейны, определите их распределение по странам. По рисункам 25-29 установите, откуда в Зарубежную Европу поступают нефть, природный газ, уголь, железная руда, сталь.
Материалы, необходимые для выполнения задания: учебник Максаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 6; атлас 10 кл., интернет ресурсы, таблицы 23-28 учебника, рисунки 25-29 учебника.
Задание 14: А)Сгруппируйте страны Зарубежной Европы по следующим критериям:1.величина территории; 2.численность населения; 3.уровень урбанизации. Сделайте выводы.
Б)Пользуясь таблицами, рисунками и текстом темы определите, какие страны региона входят в «первую десятку» стран мира по производству отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Полученные данные оформите в виде таблицы.
Материалы, необходимые для выполнения задания: учебник Максаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 6; атлас 10 кл., интернет ресурсы, таблицы учебника, рисунки учебника.
Задание:Изучив дополнительные источники подготовить сообщения по теме «Государства-карлики Зарубежной Европы»
Рекомендуемая литература для выполнения заданий:
Зарубежная Европа. – М.: Мысль, 1979-1983. – (Серия «Страны и народы»).
Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.:Дрофа,2003. – Ч.2. – Тема 1.
Экономическая и социальная география мира: За страницами учебника: Кн. Для учащихся 10 кл./ Сост. А.П. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2000. – Раздел «Европы»
Тема 6. Регионы и страны мира:Зарубежная Азия
Задание 1.(Работа в тетради) Составьте логический конспект одного из параграфов темы 7 Задание 2.(Работа на контурной карте) Используя текст и рисунки учебника, составьте картосхему: «Важнейшая продукция, поставляемая странами Зарубежной Азии на мировой рынок». Покажите стрелками экспорт продукции горнодобывающей, обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.
Задание 3.Выберите одну из стран Зарубежной Азии, которую вы бы хотели посетить. Подберите интересный материал по этой стране. Опишите её – как будто по личным впечатлениям
Материалы, необходимые для выполнения задания: учебник Максаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 7; атлас 10 кл., интернет ресурсы, таблицы учебника, рисунки учебника, контурные карты
Рекомендуемая литература для выполнения заданий:
Зарубежная Азия. – М.: Мысль, 1979-1983. – (Серия «Страны и народы»).
Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.:Дрофа,2004. – Ч.2. – Тема 2.
Экономическая и социальная география мира: За страницами учебника: Кн. Для учащихся 10 кл./ Сост. А.П. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2000. – Раздел «Азия»
Тема 6.Регионы и страны мира:Африка
Задание : Используя карты атласа и таблицы 3-5 «Приложений», проведите классификацию стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми. Составьте таблицу по следующей форме:
Страны, богатые ресурсами разнообразного минерального сырья | Страны, богатые одним, двумя видами минерального сырья | Страны, бедные минеральным сырьём |
Сделайте выводы об обеспеченности этих стран сырьём и топливом для развития тяжёлой промышленности.
Материалы, необходимые для выполнения задания: учебник Максаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 8; атлас 10 кл., таблицы 3-5 приложений учебника.
Задание:Изучив дополнительные источники подготовьте сообщение «Население Африки»
Рекомендуемая литература для выполнения заданий:
Африка. – М.: Мысль, 1979-1983. – (Серия «Страны и народы»).
Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.:Дрофа,2004. – Ч.2. – Тема 3.
Экономическая и социальная география мира: За страницами учебника: Кн. Для учащихся 10 кл./ Сост. А.П. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2000.
Тема 6.Регионы и страны мира:Северная Америка
Задание:Составить кроссворд «Штаты и города США»
Задание: Пользуясь текстом, рисунком 89 и другими рисунками учебника, а также экономической картой США в атласе составьте конспективно-справочную таблицу «Промышленные пояса США» по следующей форме:
Название пояса | Ведущие отрасли промышленности | Главные центры |
Сформулируйте и запишите выводы.
Материалы, необходимые для выполнения заданий: учебник Максаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 8; атлас 10 кл., рисунок 89 учебника
Рекомендуемая литература для выполнения заданий:
Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.:Дрофа,2004. – Ч.2. – Тема 4.
Экономическая и социальная география мира: За страницами учебника: Кн. Для учащихся 10 кл./ Сост. А.П. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2000.
Америка. Общий обзор. Северная Америка. – М.:Мысль,1989. – (Серия «Страны и народы»)
Тема 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.
Задание: На основе приобретённых знаний составьте конспективно-справочную таблицу «Характеристика глобальных проблем человечества». Сделайте обобщение по материалам таблицы.
Материалы, необходимые для выполнения заданий: учебник Максаковского В.П. «Экономическая и социальная география мира 10 кл.» тема 9;
Рекомендуемая литература для выполнения заданий:
Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М.:Дрофа,2003. – Ч.1. – Тема 6.
Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. – М.: Аспект Пресс, 1994.
Земля и человечество. Глобальные проблемы. – М.:Мысль, 1985. Введение. – Ч.4. – (Серия «Страны и народы»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для самостоятельной работы по теме: «Структурные компоненты ядра. Кариотип. Строение и функции хромосом”.
Этот материал разработан для самостоятельной работы для студентов при изучении темы "Строение ядра. Кариотип. Хромосомы человека". Здесь есть задания, схемы и рисунки по которым студенты б...
Методические рекомендации по самостоятельной работе для студентов
Представлены методические рекомендации по выполнению рефератов, докладов, работе с учебной литературой и др....
методические рекомендации для самостоятельной работы по биологии
методические рекомендации позволят самостоятельно изучить данный материал...
Методические рекомендации к самостоятельным работам
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИМСЯ 1 И 2 КУРСОВ...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при работе с учебной, дополнительной и справочной литературой и при составлении схем, тезисов, конспектов
Даанные методические рекомендации помогают сформировать умения работать с дополнительной и справочной литературой, электронными словарями и энциклопедиями, воспитывать культуру чтения; ознакомить с ви...
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов.
Самостоятельные упражнения для воспитания силы, быстроты, скоростно-силовых качеств....
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...