урок по географии 6 класс "Погода"
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Хайдарова Гузель Линусовна

Тип урока:   Урок решения учебно-познавательной задачи

Цель: Формирование системы знаний о погоде, причинах  ее изменчивости, основных элементах погоды

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka_po_fgos_khaydarova_g.l_geografiya.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель МБОУ «СОШ пос. Новый» Тукаевского р-на

Хайдарова Гузель Линусовна

Тема: Погода. (Раздел 4. Атмосфера)

Тип урока:   Урок решения учебно-познавательной задачи

Цель: Формирование системы знаний о погоде, причинах  ее изменчивости, основных элементах погоды.

Планируемые достижения

Предметные:

  1. Сформировать  представление о погоде и ее элементах, причинах, влияющих на ее изменение. Ознакомить учащихся с признаками разных типов погод и профессиями, изучающими погоду и климат

Метапредметные

2.Развивать аналитическое мышление, частично-поисковые умения, умение выдвигать гипотезы, выстраивать последовательность работы, аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

3.Воспитывать интерес к изучению  географии, культуры труда, коммуникативной культуры.

Ход урока.

Этап урока:

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

Организа ционный этап

Подготовить учащихся к работе на уроке

Собраться, настроиться на работу, подготовить рабочее место.

Этап проверки домашнего задания

Задача: проверить уровень знаний учащихся    по теме «Атмосфера».

-Что такое амплитуда температуры, как она находится?

-От каких причин зависит атмосферное давление?

-Приведите примеры нормального, пониженного и повышенного атмосферного давления.

-Что такое ветер? Какие типы ветров вам известны.

- Что такое влажность воздуха, отчего  она зависит?

- Из каких облаков выпадает дождь, а из каких снег?

Определите правильно понятие и единицы измерения, расставьте соответствие

Прибор                            Единица измерения

Барометр                                     Миллиметр

Термометр        Градус

Осадкомер                        Мм. ртут. столба

Флюгер                                                м/с

Гигрометр        проценты

Задача: закрепить знания, полученные на прошлых уроках

Способ действия:  коллективная работа

УУД: 

1.Поиск и выделение нужной информации

2.Формирование логики ответа  

 

Предполагаемый результат: затруднений при ответах не должно быть ведь эта тема изучалась и на уроках природоведения

 

 

 

 

 

Результаты:

Осознаны понятие по теме «Атмосфера» (предметные)

Анализируется понятие с точки зрения его основных признаков (метапредметные)

Владеют понятием, способны применить сформированный способ деятельности при выполнении задания (личностные)

Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала

-Составьте характеристику типа погоды (температура, облачность, осадки, ветер).

1 группа

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса.

Ещё прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют

2 группа

С утра не распогодилось –
Закапал серый дождь,
И зонтиками яркими
Прикрыться нам пришлось…
И ритмами обыденных
Забот и суеты
Жизнь потекла невидимо
В глубины сизой мглы.

 3 группа

Рыжий дождик валит с небосвода,

Ветер рыжие листья несет,

Листопад сменит времени бег

Листоход на реке, листоход

И от инея некуда деться

Лисьей шубкой накрылась река

Но дрожит и не может согреться

4 группа

Какая ночь! Мороз трескучий

На небе ни единой тучи

Как шитый пол и синий свод

Пестреет частыми звездами.

5 группа

Обиженная туча вздыхала: «ох» да «ах».
А солнце улыбалось, сияя в вышине.
А солнце улыбалось ему, тебе и мне.
Обиженная туча закрыла солнца круг.
И зарыдала туча, дождём пролившись вдруг.
«Тебе спасибо, туча…», - вздохнула вся земля,
«Тебе спасибо, туча!» - кричали ты и я,
Обиженная туча исчезла без следа,
А вся её обида была одна вода

6 группа

Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка,
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий,
По ветвям развешен иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой,
Все убрал кусты.

 

Задача: понять значимость изучаемой на уроке темы

Способ действия: анализ примеров, наблюдение

УУД: 

1.Интерес к новому

2.Выделение и формулирование познавательной цели

3.Выдвижение гипотез и проверка их методом проб и ошибок

Предполагаемый результат:

1. Учащиеся  работают в группах и составляют характеристику типа погоды по плану

1 группа:  Температура положительная, небо ясное, осадков нет, погода безветренная

 2 группа: Температура положительная, пасмурно, небо затянуто тучами, идет дождь, безветренно.

3 группа:  Температура около 00или ниже, холдно, дует сильный ветер, облачно, небо затянуто тучами, идет дождь

4 группа: Морозно, температура очень низкая, безоблачно, осадков нет, ветра нет

5 группа: Погода теплая, облачно, идет дождь, дует небольшой ветерок, который быстро прогоняет тучи

6 группа:  Морозно, идет снег, все в инее, ветра нет, переменная облачность

 

 

 

 

Предполагаемый результат: учащиеся, работая в группах, с интересом составляют характеристику типов погод

Результаты:

Формируются учебные и познавательные мотивы для дальнейшего знакомства с темами по разделу «Атмосфера»

Умеют искать и выделять нужную информацию из  учебника и материала прошлых уроков и передавать собственные мысли  

Выделяют и формулируют познавательную цель (личностные)

Этап усвоения новых знаний

Задача: дать учащимся представление   о  погоде и причинах  ее изменчивости

Описание задания:

1. В тетради  записать свои определения понятия «погода»

Уч-ся работают самостоятельно в тетрадях,  записывают определение

2. Что нового узнали из текста?

3. Сравнение полученных результатов (уч-ся зачитывают, то, что они записали в тетради, ответ оценивается одноклассниками)

 4. А почему погода изменчива, посмотрите в свои календари погоды и итоги групповой работы?

5. Какие элементы погоды изменяются?

6. Из текста параграфа запишите в тетрадь понятие «воздушная масса» и перечислите основные элементы погоды

 

 

 

Задача: через анализ информации, содержащейся в тексте развить дальнейшее представление о погоде, чтобы учащиеся самостоятельно  смогли дать определение понятию  «погода» и определить причины изменчивости погоды  

Способ действия:  индивидуальная работа с текстом учебника

УУД:

1.Поиск и выделение нужной информации

2.Формулировка выводов

Предполагаемый результат:

Это состояние нижнего слоя атмосферы (тропосферы) в определенное время и на данной территории

 Погода меняется оттого, что воздух всегда находится в движении

 Температура воздуха, смена атмосферного давления, ветер, облачность, влажность и осадки

Воздушная масса это объем воздуха с определенными свойствами

Результаты:

 Определяют, что такое «погода»   и выясняют причину смены типов погод (предметные)

Анализируют текст с точки зрения выделения необходимой информации, умеют вести диалог (метапредметные)

Владеют понятием, способны применить полученные знания на практике (личностные)

Физкульт- минутка

 Ветер

Осторожно ветер,
За калитку вышел,

(руки вверх и махи руками вправо-влево)

Постучал в окошко,

(постучать пальчиками по парте)

Пробежал по крыше,

(перебирать пальчиками по парте)

Покачал тихонько
Ветками черемух,

(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)

Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.

(погрозить пальчиком)

И, расправив гордо
Молодые крылья,
Полетел куда-то,
Вперемешку с пылью.

(махи руками)

Этап проверки понимания учащимися нового материала

Задача: установить, усвоено или нет учащимися, содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы

Описание задания:

  Отгадайте загадки и расскажите, что вам известно об этих отгадках. Что они означают?

 Он вчера совсем не дул,

Флигель даже отдохнул.

А теперь он просто шквал!

Как бы флигель не сломал! (Ветер)

Это важный показатель,

Градусник - ее приятель.

Если жарко - высока,

А в мороз она низка. (Температура)

 Меряет его прибор,

Родственник термометра.

Людям служит с давних пор

Стрелочка барометра.

Если низкое оно,

То стучится дождь в окно.

Если вверх оно идет,

То дождя никто не ждет. (Атмосферное давление)

-Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут (облака)

2)-Вечером водой, ночью-водой, а утром- в небеса (дождь)


3)С неба –звездой ,а в ладошку водой(снег)


4)Падает горошком, скачет по дорожкам (град)

5)Вечером наземь слетает, ночь на Земле пребывает, утром опять улетает (роса)

Он в любое время года

Может предсказать погоду.

Зонтик брать или не брать?

Нужно ль шапку надевать?

Круглый год, зимой и летом,

Слушайте его советы! (Метеоролог, синоптик)

Учитель: Что вам известно о такой профессии как синоптик и метеоролог?

 

Учитель: известно, ли вам, что предсказать погоду можно и по местным признакам? Что вы об этом знаете?

-Что означает признак «К ночи теплеет»

При нормальном суточном ходе температуры воздуха, к вечеру становится прохладно, т.к. земная поверхность остывает, препятствовать такому процессу может только появление облачности, а следовательно…?  

А эти признаки что означают: «Вечером сильная роса», «Раньше обычного закрывают цветки одуванчики», «Ласточки и стрижи летают низко».

Задача: проверить, насколько  усвоен теоретический материал   о погоде, ее элементах и причине изменчивости.    

Способ действия:  коллективная  работа  

УУД:

1.Поиск нужной информации

2.Умение правильно называть  понятия, изучаемые на уроках по теме «Атмосфера»

 

Предполагаемый результат:

 

 Учащиеся отгадывают загадки и говорят, что все отгадки - это элементы погоды

Это люди, изучающие погоду и климат. Наблюдения они ведут на метеостанциях, где установлены приборы: термометр, барометр,гигрометр,флюгер,

осадкометр и др .Все данные дальше передаются в гидрометцентр, а затем составляются синоптические карты.  В дальнейшем составляются прогнозы, которые мы регулярно слышим и видим по СМИ.

Погода становится пасмурной

 Ребята еще приводят много примеров местных признаков ясной и пасмурной погоды.

Результаты:

Осознают понятие « погода», выявляют причину изменчивости погоды, приводят местные признаки ясной и пасмурной погоды и применяют знания на практике (предметные)

Умеют выполнять самооценку и оценивать работу других, аргументировать свою точку зрения (метапредметные)

Владеют понятием, способны применить полученные знания на практике (личностные)  

Этап закрепле ния нового материала

Задача: Закрепить знания и умения, полученные на уроке, ещё раз показать значимость изучаемой темы

Описание задания: В тетради вы отмечаете знаком «+»  это признак ясной, солнечной погоды, знаком « -« - признаки пасмурной, дождливой погоды

 1.Дым стелется по земле (-)

 2.К ночи теплеет  (-)

3.Куры и воробьи купаются в земле (-)

4.Вечером обильная роса  (+)

5.После дождя тепло   (-)

6.Облака плывут по ветру  ( +)

7.Давление повышается  (+)

8.Рано закрывают цветки одуванчики  (-)

9.Ветер к вечеру стихает  (+)

10.Ласточки стрижи низко летают над землей (-)

11.Утром ясно, днем кучевые облака, к вечеру исчезают (+)

12 Звезды слабо мерцают, имеют зеленоватый оттенок (-)

Задача: проверить свой уровень знаний по теме, изученной на уроке.

Способ действия:    географический диктант «Приметы погоды»

УУД:

1.Сформированность действий

2.Осознание своих возможностей

Предполагаемый результат:

   Учащиеся отвечают на вопросы  в тетради  

 

Результаты:

Осознают основные понятия, связанные с  понятием погода и причины ее изменчивости применяют знания на практике (предметные)

Аргументируют свою точку зрения (метапредметные)

Сформирована мотивация достижения результата (личностные)

Рефлексия

Задача: дать уч-ся возможность для оценки полученных результатов на уроке.

Описание задания: вопросы учителя

-Насколько сложно было работать на уроке? Что вам запомнилось, что понравилось?

-Что нового узнали во время занятия?

-Как вы оцените своё участие в работе на уроке?

Задача: проанализировать свою работу на уроке, уровень полученных знаний

Способ действий: коллективное обсуждение

УУД:

1.Построение выводов

2.Осознание своих возможностей

Предполагаемый результат:

Ребята отвечают, аргументируя свою точку зрения

Результат: 

Выявление уровня сформированности знаний о понятиях, изученных на уроке (предметные)

Аргументируют свою точку зрения (метапредметные)

Самооценка собственной деятельности (личностные)

Этап информирования учащихся о домашнем задании. Комментарии по его выполнению

Задача: Сообщить учащимся о д/з, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока

Описание задания:

   Пар.30, ответить на вопросы.

  Подготовить сообщение о северном сиянии и о климате высокогорий Гималаев

Задача: научиться осознанно, читать задания

Способ действий: индивидуальная работа

УУД:

умение работать с информацией

Предполагаемый результат:

Дети  записывают задание

Результат:

Осознают понятия  « погода», выявляют причину изменчивости погоды (предметные)

Умеют работать с информацией, содержащейся  в учебниках (метапредметные)

Осознают необходимость закрепления полученных знаний (личностные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок курса географии в 11 классе "Глобальная география"

В 11 классе мной ведется курс географии под названием "Глобальная география" . Предлагается презентация вводного урока. В данной работе рассматриваются следующие вопросы: понятие "глобалистика"; задач...

Интегрированный урок (английский язык + география) «Обобщающий урок по географии материков и океанов»

Интеграция обеспечивает развитие навыков и умений иноязычной речевой деятельности; познавательных способностей учащихся через интеллектуальное и эмоциональное воздействие художественного произве...

Конспект урока по географии в 6 классе:"География современных религий"

В конспекте урока рассматривается использование интерактивной доски Aktivstudio на разных этапах урока"....

Разработка урока по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"

Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"....

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...

Методическая разработка урока по географии "Знаменитый русский географ В.П.Семенов-Тян-Шанский"

Методическая  разработоа  урока, посвященного 145-летию со дня рождения Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского.Тема урока: «Знаменитый русский географВ. П. Семенов-Тян-Шанский»...