Дополнительная образовательная программа по краеведению "Мой край: в прошлом, настоящем и будущем"
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Степура Любовь Николаевна

Дополнительная образовательная программа по краеведению "Мой край: в прошлом, настоящем и будущем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_detskogo_obedineniya_moy_kray.docx53.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Сланцевская средняя общеобразовательная школа №1»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

образования детей «Сланцевский дом детского творчества»

УТВЕРЖДАЮ: 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

 «МОЙ КРАЙ: В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ»»

                                Программа разработана Степура  Л.Н.,

                                                   учителем географии

                                                    «МОУ «Сланцевская СОШ №1»

г. Сланцы

Ленинградской области

2013 год

Содержание

Информационная карта…………………………………………………………...3

Пояснительная записка……………………………………………………………4

Учебно – тематический   план  дополнительной образовательной

 программы  по краеведению  «Мой край:  в прошлом, настоящем и

будущем»……………………………………………….....………………………..9  

Содержание  программного материала………………………………………….10

Методическое обеспечение………………………………………………………12

Список используемой   литературы.……………………………………………..13

ИНФОРМАЦИОННАЯ  КАРТА

1.  Направленность                            краеведческая

                 2.  Объединение                               Детское объединение «Мой край: в прошлом,

                                                                            настоящем и будущем»

3.  Ф. И.О. педагога                         Степура Любовь Николаевна

4.  Вид программы                           модифицированная

5.  Тип программы                           образовательная

6.  Целевая установка                      познавательная

7.  Уровень освоения                       общекультурный

                                                 

8.  Образовательная область           краеведение    

9.  Возрастной диапазон                 12-14 лет

        

10.  Форма организации                  групповая

 образовательного процесса    

        

11. Срок реализации                        1  год

        

12.  По характеру                             интегрированная


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

     Направленность. Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

   Вид программы.  Данная программа модифицированная, относится к программам  духовно-нравственной   направленности и  обеспечивает   приобщение обучающихся  к ценностям семьи, своей этнической  группы, культурно-территориального сообщества, общечеловеческим ценностям  в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Это  направляет  образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и семье.  

   Актуальность.  В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Основной целью программы является формирование у обучающихся черт гражданственности, патриотизма, нравственного поведения и общей культуры.

  Географическое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности у обучающихся. Краеведение – это всестороннее изучение какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения являются природное, социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края.

      Дополнительное образование детей играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Дополнительное образование детей дает знания о своем крае, прививает соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

    Данная программа по краеведению призвана изложить содержание географического краеведения и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.

    Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений.

     Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:
    В общей направленности: признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, города, рачительных хозяев.
   В содержании: 

  • изложение содержания с территориально - хронологических позиций;
  • понимание краеведения как курса, позволяющего обучающимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир, следовательно, курс должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, культурологические компоненты;
  • опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона;
  • пристальное внимание к субрегиональному материалу к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, города; обращение к реалиям повседневной жизни сланцевчан;
  • решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для обучающихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета.

 В организации: реализация важнейшей особенности краеведения:

  • возможность показа учащимся реального объекта изучения - равнин, лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.;
  • придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио - и визуальных материалов,  ИКТ - технологий, Интернет-ресурсов;
  • вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся работе с источниками справочной литературой и ученические исследования, экспедиции (экологические, гидрологические, геологические, и т.п.), экскурсии и туристические походы, создание образовательного веб-квеста .

   Новизна.  Интеграция научного, познавательного и занимательного компонента в одной программе.  Использование ИКТ-технологий и проектно-исследовательской деятельности обучающихся на занятиях детского объединения.

   Целесообразность. Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного и природного наследия своей малой Родины – Сланцевской земли, как части Ленинградской области и  России в целом. Краеведение помогает лучше понять закономерности исторического процесса, развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения. Необходимо отметить, что программы образовательных областей «География», «История», «Биология» характеризуются рассогласованием между необходимостью всестороннего познания родного края и недостаточным количеством учебного времени, отводимого на его изучение. Воспитание детей без познания ими истории, природы, хозяйства, культуры родного края, формирования к нему чувства привязанности и любви будет неполноценным.

   Цель: выявление и  раскрытие духовных, творческих и организационных потенциалов личности школьников и создание условий для самореализации, самоутверждения обучающихся  в активной социальной роли посредством  ознакомления  с  историко – культурным  и природным наследием родного края.

   Задачи:

Обучающие:
-  формирование системы знаний об истории и
современной жизни Сланцевской земли, о многообразии ее природных, хозяйственных, социальных особенностей;

- формирование умений приобретения опыта самостоятельной практической деятельности; умений пользоваться картографическими источниками, материалами СМИ, специальной литературой краеведческого содержания, Интернет-ресурсами.

Воспитательные:

-  развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и малой родине;

- формирование личностно-ценностного отношения к своему краю;
-  формирование экологической культуры, позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.

Развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;

-  формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.

   Отличительные особенности и механизм реализации:

- межпредметная интеграция;

- прикладная значимость;

- организация экскурсий в районный краеведческий  музей;

- проведение экскурсий, внеклассных мероприятий и т.п.;

- сбор материалов;

- создание проектов;

- оформление собранных материалов.

   Возраст обучающихся, на которых рассчитана программа.

Программа ориентирована на детей 12-14 летнего возраста, обучающихся в основном звене средней общеобразовательной школы.

   Объем программы в часах и продолжительность курса.

Программа рассчитана на один год  обучения, 68  часов (два раза в неделю по одному учебному часу).



К концу обучения дети должны:

Знать

Уметь

- особенности географического положения, природы, населения и хозяйства административного района, города;

- особо охраняемые природные территории своего края;

- объекты историко-культурного наследия районного уровня.

-  выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений своей местности;
-  находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений своего края;
-  применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

-   вести простейшие наблюдения в природе;

- ставить простейшие опыты, эксперименты и обрабатывать полученные результаты;

 - выявлять причины экологических последствий в природе; делать прогнозирование

- соблюдать правила поведения в природе;

- создавать и размещать в сети Интернет веб-квест.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

к концу обучения обучающиеся получат знания об:

  • особенностях природы Сланцевского земли;
  • основных исторических этапах развития района;
  • правилах  поведения в природе;

к концу обучения обучающиеся приобретают умения:

  • работы  с картой и атласом;
  • работы с Интернет – ресурсами по представленному плану;
  • создания  образовательного веб-квеста краеведческой направленности;
  • проектирования  детских учебных проектов.

Ожидаемые результаты

Критерии

Показатели

Способы отслеживания

Уровень усвоения краеведческих знаний.

1.Патриотизм, бережное  отношение  к прошлому.

2. Восприятие красоты природных и сохранившихся исторических памятников.

3. Развитие желания познать и сохранить природу родного края

Знание основных дат, связанных  с историей города, школы, области, хронологических  рамок  значительных событий и процессов, особенностей природы

Тестирование.

Решение краеведческих, биологических  и экологических задач.

 Творческие, проектные работы школьников.

Оценка поведения ребенка при его общении с природными объектами.

Уровень успешности ис-следовательской деятельности.

1.Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки).

2.Целеполагать (ставить и удерживать цели).

3.Планировать (составлять план своей деятельности).

4.Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное).

5.Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи.

6.Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

1.Самостоятельность работы над проектом

2. Актуальность и значимость темы

3. Полнота раскрытия темы

4. Оригинальность решения проблемы

5. Артистизм и выразительность выступления

6. Как раскрыто содержание проекта в презентации

7. Использование средств наглядности, технических средств

Наблюдение.

Самоанализ.

Творческие работы учащихся.

Поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заин-тересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий

Уровень развития коммуникативных качеств.

1.Вежливость.

2.Доброжелатель-ность.

3.Толерантность.

4.Умение поддержать беседу.

5.Умение работать в группе.

6.Гибкость общения.

Эффективность общения.

Наблюдение.

Беседа.

Анкетирование.

Тестовые методики.

Игровые технологии.

Педагогические ситуации.

Уровень усвоение культурных форм сосуществования в социуме.

Соблюдение правил поведения на улице, в школе, в  музее,  в общественных  местах.

Применение этих правил на практике.

Наблюдение. Беседа.

Экскурсии.

Игровые технологии. Педагогические ситуации.

Условия реализации программы.    Программа будет успешно реализована, если:

  •  будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
  • будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;
  • будет использоваться разнообразный методический и дидактический материал.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Разделы, темы

Количество часов

В том числе

на теоретические занятия

на практические занятия

Раздел 1. Введение.

3

2

1

Раздел 2.  Географическое положение  города Сланцы, Сланцевского района, Ленинградской области.

4

2

2

Раздел 3. Историко-культурное наследие

Ленинградской области и Сланцевского района.

6

4

2

Раздел 4. Общая характеристика природы родного края.

Тема 1.  Геологическое строение, полезные ископаемые и рельеф  Сланцевского района.

Тема 2.  Погода и климат города Сланцы и Сланцевского района.

Тема 3.  Внутренние воды Сланцевского района, города  Сланцы.

Тема 4. Почвы, растительность и животный мир Ленинградской области, Сланцевского района.

Тема 5.  Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы своего края.

44

10

8

6

12

8

13

3

2

2

4

2

31

7

6

4

8

6

Раздел 5. Подготовка и выполнение учебного проекта (веб-квест краеведческого напрвления).

11

4

7

Итого

68

25

43

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Раздел 1. Введение.     3 ч.

   Ознакомление с планом работы детского объединения. Знакомство с источниками знаний о своем городе, районе, области. Знакомство с литературой краеведческого содержания. Инструктаж по безопасному поведению.

Практическое занятие по овладению приемами работы с атласом и картой.


Раздел 2.  Географическое положение  города Сланцы, Сланцевского района, Ленинградской области.    4 ч.

    Положение на физико-географической и политико-административной карте России. Площадь и протяженность по основным направлениям области, района. Административно-территориальное деление области, района. Географическое положение областного центра. Географическое положение районного центра. Местоположение школьного микрорайона  на карте города.

Раздел 3.  Историко-культурное наследие  Ленинградской области и Сланцевского района.    6 ч.

Ленинградской области и Сланцевского района.   Основные этапы заселения территории области, района. Вещественные источники знаний о первых поселениях, занятиях населения. Памятные даты истории и культуры родного края. Древние крепости области. Православные памятники Сланцевского района. Историческое развитие района в советский и современный периоды.

Раздел 4. Общая характеристика природы родного края.    44 ч.

Тема 1.  Геологическое строение, полезные ископаемые и рельеф  Сланцевского района.   10 ч. 

    Положение области и района на Восточно-Европейской равнине. Крупные элементы рельефа: Ижорская  возвышенность, Вепсовская возвышенность, Тихвинская гряда. Мелкие формы рельефа. Полезные ископаемые, их главные месторождения. Влияние рельефа на ведение хозяйства. Изменение рельефа в результате хозяйственной деятельности. Рельеф школьного окружения. 

Тема 2.  Погода и климат города Сланцы и  Сланцевского района.    8 ч.

     Погода и причины ее изменений. Метеорологические наблюдения. Изменение температуры в течение года. Продолжительность морозного и безморозного периодов. Распределение осадков по сезонам. Снеговой покров.  Опасные погодные явления. Климат школьного микрорайона.

   Основные особенности климата. Факторы, влияющие на климат. Температура воздуха и осадки. Влияние климата на хозяйственную деятельность человека. Влияние климата на ведение сельского хозяйства.

Тема 3.  Внутренние воды  Сланцевского  района, города  Сланцы.     6 ч.

   Речная сеть района. Река Плюсса и её притоки. Питание и режим рек. Хозяйственное значение рек. Проблемы, связанные со строительством Нарвской ТЭС. Озера, их происхождение и использование. Чудское озеро, оз. Долгое, оз. Самро, Нарвское водохранилище. Болота. Подземные воды.  Проблемы малых рек.


Тема 4.  Почвы, растительность и животный мир Ленинградской области, Сланцевского района.      12 ч.

    Почвенный покров своего административного района. Распространенные типы почв и их особенности. Изменение почв в результате хозяйственной деятельности. Мероприятия, направленные на улучшение плодородия почв. Естественные и антропогенные почвы. Загрязнение почв и его влияние на здоровье людей. Почвы школьного микрорайона.

   Растительный покров своего административного района. Положение района на карте растительности области. Современные особенности растительного покрова. 
Основные типы растительности. Распространение и особенности таежных, смешанных, боровых лесов. Хозяйственное использование лесов в прошлом и настоящем. Изменение лесов в результате хозяйственной деятельности. Значение лесов для отдыха. Крупные зоны отдыха. Нелесные типы растительности и их использование. Полезные дикорастущие растения. Растения, внесенные в Красную книгу. 
Растительность парков. Уличные насаждения. Растительность жилых микрорайонов и промышленных зон. Проблемы озеленения района. Растительный покров школьного окружения.
 
Животный мир своего административного района. Основные представители животного мира. Объекты охотничьего промысла и рыбной ловли. Животные, занесенные в Красную книгу. Животный мир своего городского района. Перелетные, кочующие, оседлые птицы. Грызуны - переносчики опасных заболеваний. Домашние животные и проблемы их содержания. Животный мир школьного окружения.

Тема 5.  Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы своего края.  8 ч.

    Природные ресурсы. Основы природопользования и охрана природы родного края. Оценка экологической ситуации в родном крае. Экологическое состояние р. Плюсса. Качество питьевой воды в городе Сланцы.

   Охраняемые природные территории родного края. История формирования сети особо охраняемых природных территорий. Типы охраняемых территорий. Рукотворные объекты: парки, сады, дендрарии, рощи. Правила поведения в заповедных территориях.


Раздел 5. Подготовка и выполнение учебного проекта (веб-квест краеведческого направления).       11 ч.

   Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам. Главные роли участников и сценарий квеста, предварительный план работы. Центральное задание. Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы). Описание критериев и параметров оценки веб-квеста. 

     Этапы работы над квестом. Начальный этап (командный). Знакомство с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Ролевой этап: индивидуальная работа в команде на общий результат в соответствии с выбранными ролями. Заключительный этап. Размещение веб-квеста в сети.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Формы и методы занятий:

Формы занятий – групповые, индивидуальные, вводные, ознакомительные, комбинированные, практические,  игровые, контроля,  викторина, экскурсия, конкурс и др.

Основной формой обучения является групповое занятие, во время проведения которых оказываются и индивидуальные консультации обучающимся.

Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, продуктивный, творческий, эвристический, проектно-исследовательский и  др.

Дидактические материалы, ТСО:

  • Карты России, Ленинградской области, Сланцевского  района и города Сланцы.
  • Коллекции минералов и горных пород.
  • Приборы для метеонаблюдений.
  • Компасы.
  • Технические средства обучения: фотоаппарат, видеокамера, телевизор, видеомагнитофон.
  • Компьютерное оборудование (с выходом в Интернет).
  • Мультимедийное оборудование.
  • CD-Rom «Туризм в Ленинградской области».
  • Справочная литература.
  • Карточки-задания для самостоятельных наблюдений.
  • Карточки-задания для усвоения нового материала.
  • Карточки-правила (исправить допущенные ошибки или добавить недостающие правила.
  • Викторины по изучаемому разделу.
  • Кроссворды по изучаемому разделу.
  • Тесты по изучаемому разделу.
  • Загадки по изучаемому разделу.
  • Биологические задачи.
  • Экологические ситуации.
  • Мультимедийные презентации педагога по изучаемому разделу.

Формы подведения итогов реализации программы

  • Создание веб-квеста краеведческой направленности и размещение его в сети Интернет. Презентации личного  участия обучающегося в учебном проекте.  
  • Организация фотовыставки «Мой город».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Томанова З.А., Любарский А.Н.  Природа родного края: учебное пособие для 6 кл., – СПб.: Специальная литература, 2008.
  2. ДаринскийА.В., Фролов А.И.  География Ленинградской области, – Спб: Глагол, 2006.
  3. Лисицын С.А.  История и культура Ленинградской земли с древних времен до наших дней,  -  СПб .: Специальная литература, 2005.
  4. Бабочка над заливом, - Издательство «Первый класс», Специальная литература, СПб, 2008.
  5. Природа Ленинградской области и ее охрана,-  Л.:  Лениздат, 1983.
  6. Федоров А.А. Полезные и вредные растения Ленинградской области,  –Лениздат,  1970.
  7. Миронова Т. И., Слепян  Э.И. Природа и ее охрана. -  Л.: Лениздат 1983.
  8.  Иванов В.В. Сланцы, -  Л:. Лениздат, 1988.

        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ  ОБУЧАЮЩИХСЯ.

  1.  Томанова З.А., Любарский А.Н.  Природа родного края: учебное пособие для 6 кл., – СПб.: Специальная Литература, 2008.
  2. ДаринскийА.В., Фролов А.И.  География Ленинградской области, – Спб: Глагол, 2006.
  3. Лисицын С.А.  История и культура Ленинградской земли с древних времен до наших дней,  -  СПб .: Специальная Литература, 2005.
  4. Бабочка над заливом, - СПб.: Издательство «Первый класс», Специальная литература, СПб, 2008.
  5. Природа Ленинградской области и ее охрана,-  Л.:  Лениздат, 1983.
  6. Федоров А.А. Полезные и вредные растения Ленинградской области, –Лениздат,  1970.
  7.  Иванов В.В. Сланцы, -  Л:. Лениздат, 1988.


  1. А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.
  2. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.
  3. В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.
  4. Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.
  5. Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.
  6. Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.
  7. Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.
  8. Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.
  9. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.
  10. И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.
  11. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
  12. Программно-методические материалы . Химия 8-11 классы. – М. Дрофа 2001.
  13. Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.
  14. Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.: Просвещение 1976.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.
  2. В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.
  3. Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.
  4. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.

Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Прошлое, настоящее и будущее Мирового океана"

Мероприятие для учащихся 7 класса, проводится в форме научно - практической конференции. Выступающие: гидрологи, климатологи, Биологи рассказывают о проблемах Мирового океана и его значении для челове...

Материалы конференции "Семья: прошлое, настоящее и будущее"

Материалы научно-практической конференции "Семья: прошлое, настоящее и будущее" 2012 год...

Дополнительная образовательная программа" Литература родного края"

Дополнительная образовательная программа «Литература родного края"рассчитана на учащихся 13-15 лет увлекающихся литературным творчеством и литературным краеведением. Срок реализации программы 2 года. ...

"История преподавания биологии в русской школе: прошлое, настоящее и будущее".

Выпускная работа слушателя курсов профессиональной переподготовки учителей биологии. Содержит материал об истории преподавания биологии в русской школе, раскрывает проблемы современного преподавания б...

Веб-квест "Современный взгляд:прошлое, настоящее и будущее метана"

Веб-квест в педагогике - проблемное задание  с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета....

Программа курса внеурочной деятельности пр географии "Прошлое, настоящее и будущее нашего города" для обучающихся 8-10 классов

Элективный курс "Прошлое , настоящее и будущее нашего города"  расчитан на обучающихся в 8, 9 или10 классе. Он составлен на 34 часа и позволяет  познакомить учащихся с экономическо...