Программа по изучению географии Самарской области в 7 классе.
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Люлина Виктория Николаевна

Программа предназначена для изучения  регионального курса географии в 7 классе.

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

базисного  учебного  плана  образовательных  учреждений  Самарской  области,  реализующих  программы  общего  образования;

программы «География  Самарской области» .Изучающим  географию  Самарской  области (  для  учителей  географии  и  краеведов)

Авторы-составители:  Учайкина И.Р., Рябцева М.С., Баранова М.Н., Сименко К.Н. .Самарский  областной  институт  повышения  квалификации  и  переподготовки  работников  образования. Самарский  государственный  педагогический  университет. Самара,  2000год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_sam.obl_.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

с. Новая Кармала муниципального района Кошкинский Самарской области

Рассмотрено                                                   Согласовано                                                     Утверждаю

На заседании ШМО                                 зам. директора по УВР                                Директор ГБОУ СОШ

                                                                                                                                            с. Новая Кармала

Протокол № ____  от                          ____________Л.И. Макарова                     __________Ю.Н.Платонов

«___» ______________20__ г.          « ____»___________ 20 __ г.                               Приказ  № ___ от

                                                                                                                                   «___» ____________20___г.              

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  географии Самарской области

7 класс

Составитель: учитель географии

Люлина Виктория Николаевна

                высшая категория

             

2014-2015 учебный год

Пояснительная  записка.

Программа предназначена для изучения  регионального курса географии в 7 классе.

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

базисного  учебного  плана  образовательных  учреждений  Самарской  области,  реализующих  программы  общего  образования;

программы «География  Самарской области» .Изучающим  географию  Самарской  области (  для  учителей  географии  и  краеведов)

Авторы-составители:  Учайкина И.Р., Рябцева М.С., Баранова М.Н., Сименко К.Н. .Самарский  областной  институт  повышения  квалификации  и  переподготовки  работников  образования. Самарский  государственный  педагогический  университет.

Самара,  2000год.

Структура документа.

Рабочая  программа  по географическому  краеведению имеет  следующую  структуру:  

- пояснительную записку;

 - основное содержание с примерным распределением учебных часов по темам курса; названием  тем;  

- примерные  нормы  оценок;

- приложение;

- календарно-тематическое  планирование.

Идеи регионализации в последнее время приобретают особое звучание в связи с новой концепцией устойчивого развития России, в которой специально выделяется региональный аспект экономических и социальных проблем. Современная ситуация обнаруживает острую потребность в регионализации образования, которая предполагает становление развитого регионального образовательного пространства. Краеведческий материал изучается на уроках разных учебных дисциплин, но существенным элементом образовательного пространства должно выступить географическое краеведческое образование.

Современная идеология образования ориентируется на развитие личности учащихся, обладающей высоким уровнем развития коммуникативных компетенций. Введение понятия “компетенций” в нормативную и практическую составляющую образования обозначило проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в реальной жизни, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. В данном контексте задача формирования у учащихся необходимых компетенций, обеспечивающих им гибкость и способность к адаптации в социуме, становится наиболее актуальной для образования. Лучшим средством для решения этих образовательных задач является данная программа краеведения. В ней предлагается вариант изучения родного края, основанной на основных принципах преподавания предмета: демократизации,  гуманизации,  экологизации,  интеграции.

Используются методологические принципы конструирования национально-регионального компонента краеведческого образования:  структурность, системность, динамичность.

Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, хозяйства,  проблем родного края. Сильной стороной программы является её прикладная направленность. Реализация регионального компонента ориентирует учащихся на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению.

Ученики самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, развивая собственное творчество.

Основные цели курса:

1. Расширение и углубление  знаний по географии Самарской  области.

2. Совершенствование картографических умений, навыков ведения наблюдений, обработки и анализа результатов, использования источников краеведческого содержания.

Общеобразовательные задачи:

  • Обеспечивать формирование коммуникативной компетентности учащихся.
  • Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, экономической, социокультурной среде, по отношению к другим народам, этносам и их ценностям.
  • Способствовать развитию творческих исследовательских способностей учащихся, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании и преобразовании.
  • Развивать гибкость мышления и поведения, объективно-необходимых в условиях становления рыночной экономики и наукоёмких производств.
  • Способствовать воспитанию экологического сознания.

Предметные задачи:

  • Интересно и доступно способствовать получению знаний об особенностях заселения Самарской области, о многообразии ее природных, хозяйственных, социальных особенностей.
  • Развивать картографические, практические, экологические умения и навыки.
  • Развивать умения пользоваться материалами СМИ, специальной литературой краеведческого содержания.
  • Сформировать системное представление о крае как целостном регионе и одновременно как о субъекте Российской Федерации, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления.
  • Развивать представление о регионе как о пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности.
  • Показать большое практическое значение взаимосвязи природных, экономических, социокультурных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений в природе.
  • Формировать культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям о крае.

Концептуальные положения:

ориентация учащихся на географическое, гуманитарное, естественно научное изучение природы и хозяйственной деятельности Малой Родины, формирование личности средствами школьного краеведения, а не только собственно предметными знаниями, составляющими основу краеведения.

Подходы и принципы:

  • Принцип научности позволяет сформировать чёткую систему знаний по географии родного края;
  • Принцип регионализации способствует детальному изучению области с позиций принадлежности к процессам глобализации и уникальности;
  • Краеведческий подход основан на народных и научных знаниях и применяется как форма познания;
  • Принцип гуманизации  рассматривает центральное положение человека, как главного действующего лица цивилизации, от действий которого зависит будущее родного края;
  • Индуктивный подход благоприятствует организации самостоятельных исследований учащихся по географии родного края, соответствует возрастным особенностям психической деятельности подростков;
  • Картографический предполагает к изучению курса привлекать карты Самарской  области – главный источник географических знаний.

Ведущие теоретические идеи:

  • Научить учащихся видеть перспективы и преимущества будущей взрослой жизни в родном крае.
  • Мобилизовать учащихся на самоопределение и саморазвитие, на поиски путей решения местных проблем экономического и экологического характера.
  • Научить видению перспектив и возможных последствий хозяйственной деятельности людей.
  • Расширить коммуникативные компетенции учащихся на II-III ступени школьного образования.

Актуальность

избранной проблемы проявляется в непрерывной связи изучения основ науки с практикой, жизнью, окружающей действительностью.

Новизна

- в приближении содержания географического образования к окружающей действительности.

Трудоемкость:

учитель должен владеть полным объемом информации о родном крае по своему предмету, знать дополнительные источники информации, свободно владеть информацией, владеть способами выявления индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.

Роль и место географического краеведения в ориентации учащихся на Отечество как ценность.

В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края. Программа «География  Самарской области .Изучающим  географию  Самарской  области (  для  учителей  географии  и  краеведов)

Авторы-составители:  Учайкина И.Р., Рябцева М.С., Баранова М.Н., Сименко К.Н. .Самарский  областной  институт  повышения  квалификации  и  переподготовки  работников  образования. Самарский  государственный  педагогический  университет. Самара,  2000год.»  рассчитана  на  25часов.  Данная программа   скорректирована  на 34часа . Количество  часов  по  отдельным  темам  увеличено.

Преподавание ведётся по УМК :

Учебник.

 География  Самарской  области. Авторы: В.В.Воронин, В.А. Гавриленкова. Пособие  для  учащихся  8-9классов  средней  школы.

Самара: ГОУ  СИПКРО, 2010г

Особенности программы:

- усиление внимания к изучению родного края, бережного отношения к природе. Содержание курса играет большую роль в формировании научного мировоззрения, способствует развитию мышления у учащихся, обеспечивает достижение необходимого уровня географических знаний, понимание высокой значимости жизни, а также ценности знаний о родном крае, их месте в научной картине мира и в практической деятельности. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных географических понятий и способствует формированию эволюционного мышления. Значительное место в программе отведено экскурсиям, практической работе и проведению наблюдений. Это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: развивать память, наблюдательность; обучать приемам самостоятельной работы,; способствовать развитию любознательности, интереса к предмету, чувство любви к родному краю. Учащиеся собирают, систематизируют, исследуют материалы по географии городов,  района, области.

Вариативность изучения.

В условиях различной подготовленности учащихся программа рассчитана на значительную вариативность за счет различного объема и уровня сложности, выполняемых учащимися практических и творческих заданий.

Усиление практической направленности знаний.

Приобретаемые учащимися знания не должны быть сугубо теоретическими, а должны помочь правильно выбрать свой жизненный путь, осознанно и ответственно относиться к себе и окружающим, прожить полноценную и счастливую жизнь.

Активное овладение знаниями.

В современном мире крайне важно умение не просто пассивно усваивать знания, но и уметь обрабатывать информацию, уметь правильно воспользоваться ею. В связи с этим предусмотрено существенное увеличение проблемных вопросов, творческих и практических заданий.

Географическое краеведение позволяет:

  • всесторонне изучать природу и экономику своей области, города, района;
  • формировать у учащихся правильные представления о природных объектах, процессах, явлениях;
  • привить учащимся умения самостоятельно приобретать знания, сформировать навыки исследовательского характера;
  • научить делать правильные мировоззренческие выводы;
  • развивать творчески способности у детей;
  • прививать познавательный интерес к предмету;
  • активизировать географическое краеведение;
  • формировать у детей понимания взаимосвязи с природой и места человека в окружающей его природной среде;
  • овладение навыками поведения в окружающей предметной среде и приемами постижения природных закономерностей.

Для успешного изучения географического краеведения необходимо:

  • подготовленность учителя;
  • продуманная методика изучения родного края;
  • систематичность использования местного материала, необходимость пересмотра перспективного планирования;
  • научная основа изучения края.

Этапы работы:

1. Учитель дает начальную информацию о родном крае.

2. Учитель совместно с учащимися дают оценку собранному материалу.

3. Учитель руководит исследовательской работой.

Учащиеся должны знать:

  • суть понятия “краеведение”;
  • источники комплексного изучения Самарской  области;
  • терминологию, предусмотренную курсом на понятийном уровне;
  • особенности освоения территории;
  • особенности природы и ресурсно-природный потенциал области;
  • правила поведения на природе;
  • правила проведения практических работ особенности экономико-географического положения области;
  • особенности национального состава и населения  Самарской  области;
  • виды хозяйственной деятельности населения;
  • структуру экономики;
  • отрасли специализации Самарской  области;
  • социально-экономические проблемы населения и пути их решения.
  • почётных  жителей  области,  района, своего  населённого  пункта.

Учащиеся должны уметь:

  • вести наблюдение, поиск, сбор нужного материала;
  • определять взаимосвязь условий жизни и деятельности людей с особенностями природных условий и ресурсов;
  • давать описание природных и хозяйственных объектов;
  • вести исследовательскую деятельность в сфере личных интересов;
  • определять взаимосвязи условий окружающей жизни людей и природы;
  • владеть приемами моделирования в решении имеющихся проблем.

Результаты программы:

  1. Приобщение подростков к изучению родного края.
  2. Привлечение учащихся к научной деятельности: написанию отчетов, докладов, рефератов и их выступления;
  3. Повышение географических и коммуникативных компетенций выпускников школ;
  4. Воспитание настоящих хозяев своей земли.

Отслеживание результатов должно происходить через:

  • тестирование;
  • качество выполнения практических и творческих работ учащихся;
  • выступления учащихся с докладами, рефератами на уроках-конференциях;
  • развитие интереса к науке и желание её глубоко изучать.

Основное  содержание  программы.

 Рабочая программа  состоит  из  16 тем:

1.Географическое положение области. 2.Геологическое  строение,  рельеф, полезные  ископаемые.

3.Климат. 4.Воды. 5.Почвы. 6.Растительность  и  животный  мир. 7.Природные  комплексы Самарской  области. 8.Времена года. 9.Охрана  природы. 10.Население  области. 11. Наука, культура, образование. 12. Общий  обзор  хозяйства  области.  13. Промышленность.  14.Сельское хозяйство.  15.Транспорт.

16. Города  области.

(Подробное  содержание  тем излагается  в  программе «География  Самарской области»  авторов-составителей:  Учайкиной И.Р., Рябцевой М.С.,  Барановой М.Н., Сименко К.Н.. )

Распределение учебного материала по темам

Название  темы

Количество  часов    

1.Географическое положение области.

2

2.Геологическое  строение,  рельеф, полезные  ископаемые.

2

3.Климат.

1

4.Воды.

1

5.Почвы.

1

6.Растительность  и  животный  мир.

2

7.Природные  комплексы Самарской  области.

2

8. Времена года.

2

9.Охрана  природы.

1

10.Население  области.

4

11. Наука, культура, образование.

2

12. Общий  обзор  хозяйства  области.

1

13. Промышленность.

4

14. Сельское хозяйство.

1

15.Транспорт.

1

16.Города Самарской  области.

5

17.Экскурсия  на  сельскохозяйственное  производство.

1

Итого:

34

Календарно- тематическое  планирование

темы

Название  темы

Знания  и  умения.

Межпредметные связи

Методическое

обеспечение

урока

Тема  урока

Дата

1

2

3

4

5

6

7

I

Географическое  положение  области

-2час

Знать: границы  области,  площадь  территории.

Уметь: показывать  по  карте  границы  области

Политико-административная  карта Самарской  области

1

2

Географическое  положение  области

Территориальное  деление  области  на  районы; Кошкинского  района  на  поселения.

II

Геологическое  строение,  рельеф,  

полезные  ископаемые     -  2часа

Знать:

геологическое  строение,  рельеф,  полезные  ископаемые  области

Уметь:  показывать по  карте  географические  объекты

Тектоническая  ката  России,  

физическая  карта  Самарской  области,

коллекция  полезных  ископаемых

3

4

Геологическое  строение  и  полезные  ископаемые  Самарской  области

Рельеф

III

Климат  -1час

   

Знать: климат

Уметь: составлять  характеристику  климата

Политико-административная  карта  Самарской  области

5

Климат.  Сезоны  года

IV

Воды  - 1час

Знать: реки ,озёра,  пруды,  водохранилища

Уметь: показывать  по  карте  географические  объекты

Физическая  карта  Самарской  области

6

Реки  и  озёра

V

Почвы – 1час

Знать: почвы  Самарской  области

Уметь: давать  характеристику  основных  типов  почв

Почвенная  карта  России, физическая  карта  Самарской  области

7

Почвы

VI

Растительность  и

 животный  мир –2часа

Знать: растительный  и  животный  мир  Самарской  области

Уметь: составлять  характеристику  растительного  и  животного  мира  области,  района

Карта  природных  зон  России физическая , карта  Самарской  области

8

9

Растительный  мир

Животный  мир

VII

Природные  комплексы – 2 часа

Знать: природные  комплексы  области, района

Уметь: раскрывать  взаимосвязи  каждого  природного комплекса

Карта  природных  зон  России, физическая карта  Самарской  области

10

11

Природные  комплексы  и  их  изменение  человеком

Самарская лука.

Времена года – 2 часа

Знать: особенности погоды осеннего периода

Уметь: давать характеристику осенних месяцев

Карта времен года

Календарь погоды

12

13

Ход зимы и весны в окрестностях Самарской области.

Ход лета и осени в окрестностях Самарской области.

VIII

Охрана  природы –

1час

Знать: основные  источники  загрязнения  природной  среды  своей  области,  района.

Уметь: правильно  обращаться  с  природой,  учитывая  взаимосвязи  всех  компонентов.

Физическая карта  Самарской  области

14

Охрана  природы

IX

Население  области-

4часа

Знать: характеристику  населения  района,  почётных  жителей  района,  села

Уметь: работать  с  разными  статистическими  материалами  при сборе  информации  о  населении

Интернет-ресурсы

15

16

17

18

Численность  населения

Национальный  состав, религии

Трудовые  ресурсы

Почётные  жители  района, села

X

Наука,  культура,  образование-2часа

Знать:  значение  своей  области  в  развитии  науки,  образования,  культуры.  Выдающихся  людей  области,  района

Уметь:  коротко  охарактеризовать  достижения  своей  области  в  сфере  науки,  образования  ,  культуры.

Интернет-ресурсы

19

20

Развитие  науки,  культуры,  образования

Знакомство с ВУЗами, музеями, памятниками Самарской области.

XI

Общий  обзор  хозяйства  области – 1час

Знать:  современные  проблемы  развития  хозяйства  области

Уметь: сравнивать  прошлое  и  настоящее  области

Интернет-ресурсы

21

Общая  характеристика  экономики  Самарской  области

XII

Промышленность- 4часов

Знать:  состав  и  географию  промышленности  области.

Уметь: обосновывать  изменения  в  промышленности  области  и  района  в  настоящее  время

Интернет-ресурсы

22

23

24

25

Промышленность.  Топливно-энергетический  комплекс. Химическая  и  нефтехимическая  промышленность

Металлургический  и  машиностроительный  комплекс.

Промышленность  строительных  материалов  и  стройиндустрия. Лёгкая  и  пищевая  промышленность.

Сфера  обслуживания  населения. Рекреационная  сфера.

XIII

Сельское хозяйство-1час

Знать:  организационную  структуру  сельского  хозяйства области  и  района

Уметь: показывать   на конкретных  примерах  изменения  сельского  хозяйства  области  и  района

Интернет-ресурсы

Физическая карта  Самарской  области

26

Сельское хозяйство.

XIV

Транспорт-1час

Знать: характеристику  транспорта   области,  района.

Интернет-ресурсы.

Физическая карта  Самарской  области

27

Транспорт  области,  района

XVI

Города  Самарской области-5часа

Знать: города,  районы,  посёлки  городского  типа.

  Уметь: характеризовать  города  и  районы  и  показывать  их  по  карте

Политико-административная  карта  Самарской  области

28-32

33

Города  области  и  посёлки  городского  типа.

Кошкинский район

XV

 Экскурсия  на  сельскохозяйственное  производство -1час

Знать: предметы  импорта  и  экспорта  области.

Уметь:  охарактеризовать  внешнеэкономические  связи  области

34

Экскурсия

ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ ОЦЕНОК
  по  географическому  краеведению.

Оценка знаний учащихся

Критерии:

  • правильность и осознанность изложения материала, полнота раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления терминологии;
  • самостоятельность ответа;
  • логичность, доказательность в изложении материала;
  • степень сформированности  интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.

«5»

  • ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;
  • правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, взаимосвязей и конкретизация их примерами;
  • ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях.

«4»

  • ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный;
  • есть неточности в изложении основного краеведческого материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

«3»

  • ответ  правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности;
  • затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

«2»

  • ответ неправильный;
  • не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий;
  • неумение работать с картой.

Оценка практических умений учащихся

«5»

  • правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности;
  • соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов;
  • самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности;
  • аккуратное оформление результатов работы.

                                                           «4»

  • правильный и полный отбор источников знаний;
  • допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

«3»

  • правильное использование основных источников знаний, допускаются неточности в формулировке выводов;
  • неаккуратное оформление результатов.

«2»

  • неумение отбирать и использовать основные источники знаний;
  • допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов;

                           Оценка умений проводить наблюдения в природе и на производстве

«5»

  • правильное, проведенное по плану наблюдение;
  • точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах;
  • правильная формулировка выводов;
  • аккуратное оформление наблюдений.

«4»

  • правильное, проведенное по плану наблюдение;
  • недочеты в отражении объекта или явления;
  • правильная формулировка выводов;
  • недостатки в оформлении наблюдений.

                                                             «3»

  • допускаются неточности в проведении наблюдений по плану;
  • выделены не все особенности объекта или явлений;
  • допускаются неточности в формулировке выводов;
  • имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.

                                                             «2»

  • неправильное выполнение задания;
  • неумение сделать выводы на основе наблюдений.

Литература.

1.Письмо  от  23.03. 2011года  № МО-16-03/226-ТУ  Министерства  образования  и  науки  Самарской  области  «О  применении  в  период  введения  федеральных  государственных  стандартов  общего  образования  приказа  министерства  образования  и  науки  Самарской  области  от 04.04.2005 №55-од»  «Об утверждении  базисного  учебного  плана  образовательных  учреждений  Самарской  области,  реализующих  программы  общего  образования».

2.Программа «География  Самарской области» .Изучающим  географию  Самарской  области (  для  учителей  географии  и  краеведов)

Авторы-составители:  Учайкина И.Р., Рябцева М.С., Баранова М.Н., Сименко К.Н. .Самарский  областной  институт  повышения  квалификации  и  переподготовки  работников  образования. Самарский  государственный  педагогический  университет.

Самара,  2000год.

3.Учебник. География  Самарской  области. Авторы: В.В. Воронин,

    В.А. Гавриленкова. Пособие  для  учащихся  8-9классов  средней школы. Самара: ГОУ  СИПКРО, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».

Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...

Рабочая программа по краеведению "География Новгородской области", 6 класс

Данный курс является особенно актуальным, так как в базисном плане было сокращено количество учебных часов на изучение географии в 6-х классах, в связи с этим и была разработана программа факультативн...

Лекции по географии Самарской области.

Материал рекомендован для занятий географии в страших классах и СПО....

Программа здоровьесбережения ГКВОУ ЦО Самарской области

Программа здоровьесбережения Центра образования Самарской области "Школа - территория здоровья"(с приложениями), разработанная мною в 2009г....

Тетрадь краеведа по экономической географии Самарской области

Тетрадь краеведа по экономической географии Самарской области.  Предназначена для изучения  своей местности параллельно с темами в учебнике географии за 9 класс....

Программа детского объединения «Этнография Самарской области»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.                 Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной кул...

Рабочая тетрадь по изучению раздела географии «Нижегородская область» 9 класс

Рабочая тетрадь по изучению раздела географии  «Нижегородская область» 9 класс школы VIII вида...