Элективный курс «Ак-Баштыг – эколого-историческое наследие тувинцев»
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Долума Снежана Анатольевна

Пояснительная записка

Социально-экономическая ситуация современного этапа, напряжения отношения в в системе «человек и природа» делает необходимым поиски дополнительных резервов выживания населения в истории и культуре этноса. Каждый этнос имеет свой мудрый экологический опыт природопользования, выработанный поколениями. (Аракчаа, 2008)

Важным фундаментом для развития эколого-исторического воспитания должно явиться воспитание экологически ответственного отношения подрастающего поколения и взрослых к природе, которое формируется и развивается в единой воспитательной среде – семья-дом-школа – через единство знаний, понимание, осознание и действие.

Цель курса: сбор материалов по эколого-историческому наследию Ак-Баштыг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el_kurs_ak-b.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс «Ак-Баштыг – эколого-историческое наследие тувинцев»

(1 час/нед., 34ч. год.)

Пояснительная записка

Социально-экономическая ситуация современного этапа, напряжения отношения в в системе «человек и природа» делает необходимым поиски дополнительных резервов выживания населения в истории и культуре этноса. Каждый этнос имеет свой мудрый экологический опыт природопользования, выработанный поколениями. (Аракчаа, 2008)

Важным фундаментом для развития эколого-исторического воспитания должно явиться воспитание экологически ответственного отношения подрастающего поколения и взрослых к природе, которое формируется и развивается в единой воспитательной среде – семья-дом-школа – через единство знаний, понимание, осознание и действие.

Цель курса: сбор материалов по эколого-историческому наследию Ак-Баштыг.

Задачи:

  1. изучить состояние и сохранность местности;
  2. изучение родовых земель родоплеменных групп;
  3. ознакомиться с экологией местности, как священной горы жителей кожууна.

Задачи курса:

  1. Разработать систему непрерывного экологического образования подрастающего поколения
  2. Развивать экологический туризм
  3. Создание экологических и историко-краеведческих маршрутов.

Методика работы:

  1. Поисково-исследовательская работа по изучению экологии, истории
  2. Фотографирование
  3. Сбор материалов через анкетирование, беседы, опрос населения
  4. На площадке 500х500м описать типы археологических памятников, подсчитать количество.

Основным курсом программы является «Ак-Баштыг – эколого-историческое наследие тувинцев». Курс рассчитан на 1 год занятий. Данный курс включает 2 содержательных блока:

  1. Общая характеристика г. Ак-Баштыг

2.  Эколого-историческое наследие тувинцев

Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливается, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты исследования близки (семья, родственники, земляки, священная гора и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.

Необходимо включать в проблемно-поисковую  деятельность всех воспитанников через систему знаний пожилых людей, беседы с населением. .

Разнообразие форм и методов проблемно-поискового блока, а также форм результативного блока позволяет дифференцировать образовательный процесс. Такой подход влияет на развитие творческих способностей подростка. Правильно организованные мероприятия результативного блока способствуют обмену знаниями учащихся.

Активно применяются индивидуальные, групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.

В результате изучения курса «Ак-Баштыг – эколого-историческое наследие тувинцев» учащиеся должны знать:

  • Экологическое состояние местности
  • Значение священной горы как природоохранной традиции  
  • Историю родоплеменных групп
  • Хозяйственное использование родовых земель
  • Легенды и мифы о священных территорий

Учащиеся должны уметь:

  • Работать с различными источниками информации;
  • Проводить исследовательские работы, находить решение различных поисковых проблем;
  • Грамотно вести поисковые, исследовательские записи;
  • Составлять отчет о проделанной работе;
  • Выступать с результатами свих работ и участвовать в анализе работ своих товарищей.

Ожидаемый результат элективного курса:

  1. Будет разработан учебно-воспитательная программа по формированию целостного восприятия окружающего мира через интеграцию предметов.
  2. Будет создан научно-методический материал по священной территории.
  3. Школа будет активным центром семьи и общественности в повышении знаний о священных местах своего края, развития природоохранной культуры населения на основе традиций и обычаев.

Тема

Часы

Форма проведения

Лекции

Пр. раб.

Раздел I. Общая характеристика г. Ак-Баштыг

1

Введение. «Я люблю свой край!»

1

1

2

Географическое положение кожууна

1

1

3

Карта-схема кожууна

1

1

4

Растительный мир г. Ак-Баштыг

1

1

5

Создание рисунков и фотографий флоры Ак-Баштыг  

1

Экскурсия

6

Животный мир

1

1

7

Защита творческих работ по флоре и фауне

1

1

8

Хозяйственное использование подножья горы жителями села

1

1

9

Легенды и мифы

1

1

10

Археологические памятники местности

1

1

11

Защита творческих работ

1

1

12

Экология г. Ак-Баштыг

2

1

Экскурсия

13

Ак-Баштыг – священная гора жителей Монгун-Тайги

1

1

14

Анкетирование, опрос, беседа со старожилами

1

1

15

Обработка анкет, опросов

1

1

16

Итоги. Защита работ

1

1

Раздел II. Эколого-историческое наследие тувинцев

1

Повтор. Мой край: история и современность

1

1

2

Мой род – моя крепость. Создание родословного древа

1

1

3

Защита родословного древа

1

1

4

Родовые земли родоплеменных групп

1

1

5

Ак-Баштыг – священная гора родовой группы

1

1

6

Создание фотографий, рисунков горы и оваа

2

2

7

Режим землепользования родовых земель  

2

1

Экскурсия

8

Традиции сохранения растительного покрова пастбищ, родовых земель

2

1

Экскурсия

9

Опрос, беседа с чабанами  

1

1

Календарно-тематический план элективного курса

«Ак-Баштыг – эколого-историческое наследие тувинцев»

10

Защита творческих работ

1

1

 11

Создание экологических и историко-краеведческих маршрутов

2

1

Экскурсия

12

Антропогенные экосистемы местности

1

1

13

Итоги. Защита работ.

1

1

Итого

34

13

16 пр. раб

5 экскурс

«Утверждено»_______                         «Согласовано» ________                  Рассмотрено на

Директор школы: _____                       Зам. дир по НМР:______                 заседании МО

                               ( Эрес-оол Р.Б.)                                                  (Ховалыг А.Ч.)                  №______

                                                                                                                               от____________

____(Тейнин Н.Н)

МОУ СОШ № 2 с. Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского кожууна

Республики Тыва

План работы элективного курса по географии

 «Ак-Баштыг – эколого-историческое наследие тувинцев»

 на 2010-2011 учебный год

Учитель____Долума Снежана Анатольевна _________________________

Классы____9 (элективный курс)___________________________________

Количество часов____34_________________________________________

В неделю___1___________________________________________________

Лекций____13___________________________________________________

Практических работ____16________________________________________

Экскурсий_____5_________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Архитектурное наследие Татарстана»

Программа элективных курсов «Архитектурное наследие Татарстана» предназначается  для учащихся 9-х классов, в рамках предпрофильной подготовки и ориентации  на дальнейшее обучение в к...

Элективный курс "Литературное наследие малой родины"

Программа элективного курса в 5 классе...

Элективный курс "Всемирное наследие"

За последние четверть века в научный лексикон и широкое обращение прочно вошло понятие о Всемирном наследии. Под ним подразумевают самые выдающиеся по значимости к...

Программа элективного курса «ОБЪЕКТЫ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»

Данный курс поможет учителю географии подготовить девятиклассников к изучению курса экономической и социальной географии мира в 10 классе....

Элективный курс по географии (10-11 класс) "География Всемирного наследия"

За последние четверть века в научный лексикон и широкое обращение прочно вошло понятие о Всемирном наследии. Под ним подразумевают самые выдающиеся по значимости культурные и природные достопримечател...

Элективный курс французского языка «Цивилизация. Культурные ценности и наследие Франции»

Данный элективный курс предназначен для обущающихся 11 класса (углубленный уровень)...