РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 7 КЛАССА БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ 2014-2015 учебный год
рабочая программа (география, 7 класс) по теме

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного стандарта общего образования;
  2. примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (VI-VII классы) Алексеева А.И. с учетом новой Концепции географического образования.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Как подчеркивает академик РАН В.М.Котляков, важная функция географии – выработка представлений о единстве человечества, о разнообразии стран и населяющих их народов. Этот подход является ведущим в содержании курса «География. Страны и континеты». Особую актуальность ему придает то, что в профильной средней школе (10 и 11 классы) география не входит в число обязательных для изучения предметов, а значит, познакомиться с разнообразием современного мира в 7 классе для учеников – единственный шанс.

В содержании курса учитываются уже полученные школьниками при изучении истории Древнего мира сведения о народах, государствах, занятиях людей, их религии и культуре в древности.

Параллельно с изучением страноведения учащиеся 7 классов изучают физику и биологию. Знания о живой и неживой природе, полученные на этих уроках используются в объяснениях учителя и в самостоятельной работе обучающихся. Идеи гуманизации и гуманитаризации важны с позиции усиления воспитательного потенциала страноведческого курса.

В ходе изучения курса «География. Страны и континенты» формируется целостный образ земного шара и его материков путем изучения взаимосвязей их природных компонентов. С другой стороны, через изучение различных стран мира дается представление о разных типах дифференциации территории земного шара – природной, культурной, экономической, социальной и др. В центре содержания курса находится человек, а также «человеческие сообщества» - страны.

 

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

Количество часов 68 часов; в неделю 2 часа

Плановых контрольных уроков _8_практических работ _13

 

 Изучение географии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  2. овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  4. воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  5. формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

 

Место предмета в базисном учебном плане

Министерством образования РФ разработаны и утверждены федеральный компонент Государственного стандарта общего образования и федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений (см. приказ министра образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и приказ министра образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»).  

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VII классе —68 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю. Рабочая программа составлена на основе программы «География. Страны и континенты» под редакцией А.И. Алексеева.

Количество часов, отводимых на изучение курса по Федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ, программе, учрежденной Министерством образования и рабочей программе – 68 часов, 2 часа в неделю. Однако информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура, что делает его довольно насыщенным.

Специфика программы, содержание учебника, психофизиологические особенности обучающихся способствуют реализации педагогической технологии личностно ориентированного образования, обеспечивающего синтез двух типов опыта - предметного, обусловленного наукой географией, моделью учебного курса, и личностного, существующего в деятельностно-процессуальной «переживательной» форме. В этой связи инвариантом данной технологии становится учебная личностно ориентированная ситуация, реализуемая в игре, диалоге, практикуме, проекте и т.д. и формирующая географическую культуру.

Результаты усвоения географического содержания проверяются на основе требований к уровню подготовки учеников, заложенных в Государственном стандарте.

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;                                                        уметь
  2. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  3. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  4. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей крупнейших регионов и стран мира;
  5. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

    В программу внесены следующие изменения:

- раздел «Введение» включает 2 часа вместо трех. Уменьшение часов необходимо, чтобы более подробно рассмотреть тему 3 «Природные комплексы и регионы», а именно, каждый океан отдельно. Количество часов сокращено за счет уплотнения материала первого урока «Как мы будем изучать географию в 7 классе» и введения практической работы «Получение географической информации, с помощью анализа фотографий, рисунков, картин», которая должна проводиться на втором уроке. Данное уплотнение целесообразно, так как практическая работа является продолжением разговора о получении географической информации для более успешного изучения предмета.

- раздел «Население Земли» включает 4 часа вместо пяти. Количество часов уменьшено за счет объединения тем «Страны мира» и «Экономически развитые страны мира». Т.к. в теме «Страны мира» рассматривается многообразие стран, группировка по площади, численности населения, то типология стран по уровню социально-экономического развития (экономически развитые и развивающиеся страны) является продолжением данной темы. Уменьшение часов необходимо для  более подробного изучения темы 3 «Природные комплексы и регионы».  

- раздел «Природные комплексы и регионы» включает 7 часов вместо четырех. Увеличение часов необходимо для того, чтобы успешно освоить насыщенный новой информацией теоретический материал (подробно рассмотреть особенности природы и влияния на влияние на хозяйственную деятельность человека каждого океана,  выполнить требования практической части программы. Количество часов в этом разделе увеличено за счет сокращения учебного времени, отводимого на изучение «Введения», раздела «Населения Земли» и одного часа резерва.

- в разделе материки и страны изменен порядок рассмотрения регионов и стран (вместо изучения южные материки и северные материки – «Старый и Новый свет»). Такой порядок учитывает характер освоения земной поверхности человеком, а также значимость знаний об этих материках и странах для жителей России. Первостепенное значение уделяется странам Евразии как «родному» материку россиян.

Основной материал данного раздела подается в виде географической характеристики природных и культурно-исторических регионов мира. Поэтому в данном разделе уроки-путешествия по материкам заменены на изучение природных, культурных и социально-экономических особенностей отдельных регионов, что позволяет наряду с формированием индивидуальных образов стран (регионов) формировать целостный образ материка во всем его природном и культурном многообразии.

Маршрут Амстердам – Стокгольм на Северная Европа

Германия. Франция. Великобритания на Средняя Европа. Германия. Франция. Великобритания

Маршрут Стокгольм — Севастополь  на Восточная Европа

Маршрут Исландия — Пиренейский полуостров. Маршрут Лиссабон — Мадрид на Южная Европа

Маршрут Мессина — Стамбул. Маршрут пролив Босфор — Мертвое море. Маршрут Мертвое море — Персидский залив на Юго-Западная Азия

Маршрут Персидский залив — Ташкент. Маршрут Ташкент — Катманду  на Центральная Азия

Маршрут Катманду — Бангкок  на Юго-Восточная и Восточная Азия

Маршрут Касабланка — Триполи  на Северная Африка

Маршрут Томбукту — Лагос. Маршрут Лагос — озеро Виктория  на Западная и Центральная Африка

Маршрут озеро Виктория – Индийский океан на Восточная Африка

Маршрут Дар-эс-Салам — мыс Доброй Надежды  на Южная Африка

Маршрут Вест-Индия — Мехико  на  Центральная Америка и Вест-Индия

Маршрут Лос-Анджелес — Сан-Франциско. Маршрут Сан-Франциско — Чикаго. Маршрут Чикаго — Нью-Йорк на США

Канада. Маршрут Ниагарский водопад — река Св. Лаврентия на Канада и Гренландия        

Маршрут Огненная Земля — Буэнос-Айрес на Ла-Платские страны

Маршрут Буэнос-Айрес — Рио-де-Жанейро.  Амазония на Бразилия

Маршрут Лима — Каракас. Маршрут Манаус — Анды на Андские страны

Путешествие по Австралии на Австралия. Природные особенности страны. Население.        
На изучение каждого региона отводится один урок. После изучения стран и регионов одного материка проводится обобщающий урок.    

- раздел «Заключение» включает 2 часа, взятых из времени резерва.

Важной частью учебного процесса является контроль, учет и оценка достижений  обучающихся всех компонентов содержания географического  образования (знания, умения и навыки, опыт творческой  деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру), а также оценка динамики личностного развития обучающихся (проявление познавательного интереса к предмету, (самостоятельность, организованность, умение работать в группе, эмпатия и толерантность).        

Важное место отводится в курсе самооценке. Главный смысл самооценки заключается в развитии умений самоконтроля у ученика, самостоятельной экспертизы собственной деятельности.        

Основными функциями самооценки являются:

  • констатирующая (что я знаю хорошо, а что недостаточно);
  • побудительная (мне многое удалось выяснить, но в этом вопросе я не разобрался);
  • проектированная (что мне еще необходимо изучить).

Процедура самооценки по курсу «География. Страны и континенты» включает в себя ряд элементов:        

  • создание необходимого эмоционального настроя учащихся на анализ собственных результатов. Этому способствуют учебник и тренажер, которые уже с первых страниц нацеливают школьников на оценку собственных достижений;
  • сопоставление результатов самооценки учащимися через диалог с учителем и одноклассниками;
  • создание учителем эталонов для самооценивания. Этому служит рубрика «Шаг за шагом» учебника, понятийный и фактический материал «Легкий экзамен», рубрика «Запомните», позволяющая проверить усвоение географического содержания, рубрика «Откройте атлас», позволяющая усвоить географическую номенклатуру.

Проверка усвоенного содержания по курсу «География. Страны и континенты» проводится фронтально (для всего класса) и индивидуально на различных этапах урокас выставлением оценки по пятибалльной системе. Текущий индивидуальный учет достижений обучающихся проводится в письменной и устной форме. В устной форме обучающиеся могут отвечать на вопросы учителя или своих товарищей. Практикуются задания в игровой форме. Письменный текущий опрос осуществляется по вопросам учебника, по компьютерным заданиям. Вопросы и задания могут быть в форме теста, кроссворда, индивидуальной карточки, открытых вопросов. Среди запланированных практических работ 12 оценочных.

На каждом уроке используются тематические географические карты. В зависимости от типа урока и его целей используется сопровождение объяснения новой темы урока или ее закрепление слайдами презентации, выполненной самостоятельно учителем, готовые электронные уроки (см. Информационно-коммуникативные средства обучения), слайдами интерактивной доски.

 

 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ

                  РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ 

 

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по географии.
  3. Региональный компонент стандарта общего образования по географии. Образовательный стандарт по региональной географии.
  4. Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6-9кл. «Просвещение». Москва. 2009.
  5. Федеральный перечень учебников на 2013-2014 уч.год

 

 

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА :

 

   Общеучебные:

 

  • Создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей.
  • Сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
  • Раскрыть закономерности землеведческого характера, единство в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности.
  • Воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды.

 

   Предметноориентированные:

 

  • Оценивать и прогнозировать: изменения очертаний материков и океанов, климатов       земли в целом и на отдельных материках; оценивать природные условия, природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей; основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков.
  • Оценивать и прогнозировать: изменения очертаний материков и океанов, климатов земли в целом и на отдельных материках; оценивать природные условия, природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей; основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков.
  • Объяснять: особенности строения и развития геосфер Земли; особенности компонентов материков; особенности расового и этнического состава населения; различия в условиях жизни народов, орудиях труда, видах хозяйственной деятельности, возникающие как результат адаптации человека к окружающей среде; основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке.
  • Применять понятия: платформа, рельеф, воздушная масса, водная масса, природная зона, климатообразующие факторы, режим реки, природный комплекс, географическая оболочка, зональность, высотная поясность.
  • Описывать: географическое положение объектов, круговороты вещества и энергии, природные зоны, страны мира, особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
  • Определять: географическую информацию по картам различного содержания.

 

СТРУКТУРА КУРСА

 

МОДУЛЬ (ГЛАВА)

Примерное количество часов

1

 

Введение

2

2

Население Земли

4

3

Природа Земли       

12

4

Природные комплексы и регионы

7

5

Материки и страны

  1. Евразия.
  2. Африка;
  3. Северная Америка;
  4. Южная Америка;
  5. Австралия и Океания;
  6. Антарктида. 

 

41

12

9

7

7

3

3

6

Обобщение  и повторение знаний

2

 

 

ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

  1. Алексеев А.И. География. Страны и континенты. 7 кл. ИЗДАТЕЛЬСТВО: Просвещение 2010
  2. Э.Д.Днепров А.Г.Аркадьев Сборник программ для образовательных учреждений ИЗДАТЕЛЬСТВО М.: Дрофа 2007
  3. Гусева Е.Е. География: 7 класс. «Конструктор» текущего контроля. Пособие для учителя М.: Просвещение. 2008
  4. Географический атлас «Страны и континенты» 7 класс
  5. Контурные карты « Страны и континенты» 7 класс

 

 

 

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

  1. Учебная карта «Австралия и Новая Зеландия» (физическая) (матовое, 2-

     стороннее лам.)

  1. Учебная карта «Африка» (физическая) (матовое, 2-стороннее лам.)
  2. Учебная карта «Важнейшие географические открытия» (матовое, 2-стороннее  

     лам.)

  1. Учебная карта «Государства Европы 1:5» (матовое, 2-стороннее лам.)
  2. Учебная карта «Европа» (физическая) для средней школы (матовое, 2-стороннее

     лам.)

  1. Учебная карта «Карта мира» (физическая) (матовое, 2-стороннее лам.)
  2. Учебная карта «Карта океанов» (матовое, 2-стороннее лам.)
  3. Учебная карта «Зоогеографическая карта Мира» (матовое, 1-стороннее лам.)
  4. Учебная карта «Климатическая карта мира» (матовое, 2-стороннее лам.)
  5. Учебная карта «Политическая карта мира» 1:20млн. (матовое, 2-стороннее лам.)
  6. Учебная карта «Северная Америка» (физическая) (матовое, 2-стороннее лам.)
  7. Учебная карта «Строение земной коры и полезные ископаемые мира» (матовое,

      2-стороннее лам.)

  1. Учебная карта «Южная Америка» (физическая) (матовое, 2-стороннее лам.)
  2. Антарктида. Физич.карта/Арктика. Физич.карта (2)
  3. Африка. Физ.карта/ Южная Америка. Полит.карта (2)
  4. Сев.Америка. Полит.карта/ Юж.Америка. Физич.карта (Б.Ф.) (2)
  5. Северная Америка. Физ.карта/ Африка.Полит.карта (2)
  6.      Интерактивные карты (ИК)

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

www.pogoda.ru

www.nationalgeographic.ru

www.geography.about.com

www.nature.com

www.krugosvet.ru

www.ocean.ru

www.google.com

www.geo.ru

http://www.ndce.ru/

http://www.ufomistery.com
http://astromet.narod.ru/clouds/atlas.htm
http://students.russianplanet.ru/geography/atmosph...
http://nauka.relis.ru/04/0105/04105000.htm
http://egornature.by.ru/

http://www.abratsev.narod.ru/hydrosphere/hydrosphe...
http://www.vitiaz.ru/

www.videodive.ru/scl/ocean.shtml
www.rgo.ru/geo.php?k=slovar/fizgeo&f=podvzvo1

www.geo-tur.narod.ru/moria.htm

100 дорог  http://100dorog.ru/

 http://www.flags.ru/

 

       ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ  РАБОТ

 

  • Практическая работа по теме:«Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем».
  • Практическая работа по теме: «   Обозначение на к/к климатических поясов и областей Земли».
  • Практическая работа по теме: «Нанесение на к/к крупнейших рек и озер Земли ».
  • Практическая работа по теме: «Нанесение на контурную карту элементов
  • номенклатуры Атлантического океана».
  • Практическая работа по теме: «Нанесение на к/к элементов номенклатуры Африки (крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых».
  • Практическая работа по теме: «Описание Египта по типовому плану».
  • Практическая работа по теме: «Нанесение на к/к маршрутов экспедиций первооткрывателей материка и Южного полюса, крупных международных станций».
  • Практическая работа по теме: «Нанесение на к/к элементов номенклатуры Южной Америки (крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых)».
  • Практическая работа по теме: «Нанесение на к/к элементов номенклатуры Северной Америки (крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых)».
  • Практическая работа по теме: «Нанесение на к/к элементов номенклатуры Евразии (крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых)».
  • Практическая работа по теме: «Составление по картам атласа и дополнительным источникам комплексной характеристики одной из стран (на примере Средней Европы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование на 2014-2015 учебный год

 

Название раздела и темы

№п/п

Тема урока

Дата проведения урока

По плану

 

фактически

Введение

(2ч)

1/1

Что изучает география материков и океанов.

 

 

2/1

Источники страноведческой информации. Карты.

 

 

 

                       Тема 1. Население Земли (4ч)

3/1

Народы, языки и религии

 

 

4/2

Города и сельские поселения

 

 

5/3

Численность и современное размещение населения. Страны мира.

 

 

6/4

Обобщение и коррекция знаний по теме: « Население Земли». ТУЗ.

 

 

 

                      Тема 2. Природа Земли (12ч)

7/1

Развитие земной коры

 

 

8/2

Земная кора на карте. Практическая работа по теме: «Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем».

 

 

9/3

Природные ресурсы земной коры

 

 

10/4

Температура воздуха на разных широтах

 

 

11/5

Давление воздуха и осадки на разных широтах

 

 

12/6

Общая циркуляция атмосферы

 

 

13/7

Климатические пояса и области Земли. Практическая работа по теме: «   Обозначение на к/к климатических поясов и областей Земли».

 

 

14/8

Океанические течения

 

 

15/9

Реки и озера Земли. Практическая работа по теме: «Нанесение на к/к крупнейших рек и озер Земли».

 

 

16/10

Растительный и животный мир Земли

 

 

17/11

Почвы

 

 

18/12
 

Обобщение и коррекция по теме «Природа Земли».ТУЗ.

 

 

 

                      Тема 3. Природные комплексы и регионы (7ч)

19/1

Природные зоны Земли

 

 

20/2

Океаны Земли. Тихий океан

 

 

21/3

Северный Ледовитый океан

 

 

22/4

Атлантический океан. Практическая работа по теме: «Нанесение на контурную карту элементов номенклатуры Атлантического океана».

 

 

23/5

Индийский океан

 

 

24/6

Материки. Как мир делится на части  и как объединяется.

 

 

25/7

Обобщение и коррекция знаний по теме6 « Природные комплексы и регионы». ТУЗ.

 

 

 

Тема 4. Материки и страны (41ч)

                       

Африка

(9ч)

26/1

Африка: образ материка. Особенности ГП.

 

 

27/2

Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Практическая работа по теме: «Нанесение на к/к элементов номенклатуры Африки (крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых».

 

 

28/3

Особенности климата и внутренних вод Африки. Практическая работа по теме: «Составление комплексной характеристики реки (на примере Конго)».

 

 

29/4

Африка в мире

 

 

30/5

Северная

Африка. Практическая работа по теме: «Описание Египта по типовому плану».

 

 

31/6

Западная и Центральная Африка

 

 

32/7

Восточная

Африка

 

 

33/8

Южная

Африка

 

 

34/9

Обобщение и коррекция знаний по теме «Африка». ТУЗ.

 

 

                      

Австралия

 (3ч)

35/1

Австралия: образ материка

 

 

36/2

Австралия. Природные особенности страны. Население

 

 

37/3

Океания

 

 

Антарктида (3ч)

38/1

Антарктида: образ материка

 

 

39/2

Открытие материка. Особенности природы. Практическая работа по теме: «Нанесение на к/к маршрутов экспедиций первооткрывателей материка и Южного полюса, крупных международных станций».

 

 

40/3

Обобщение и коррекция  знаний по теме «Австралия и Океания. Антарктида». ТУЗ.

 

 

                       

Южная Америка

(7ч)

41/1

Южная Америка. ГП, история открытий и исследований

 

 

42/2

Строение земной коры и рельеф Южной Америки. Практическая работа по теме: «Нанесение на к/к элементов номенклатуры Южной Америки (крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых)».

 

 

43/3

Южная Америка. Климат и внутренние воды

 

 

44/4

Бразилия

 

 

45/5

Андские

Страны

 

 

46/6

Ла-Платские страны

 

 

47/7

Обобщение и коррекция знаний по теме «Южная Америка». ТУЗ.

 

 

                       

                       Северная Америка (7ч)

48/1

Северная Америка: образ материка

 

 

49/2

Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки. Практическая работа по теме: «Нанесение на к/к элементов номенклатуры Северной Америки (крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых)».

 

 

50/3

Климат. Внутренние воды Северной Америки

 

 

514

Канада и Гренландия

 

 

52/5

Соединенные Штаты Америки

 

 

53/6

Центральная Америка и Вест-Индия

 

 

54/7

Обобщение и коррекция знаний по теме «Северная Америка». ТУЗ.

 

 

 

                        Евразия (12ч)

55/1

Евразия. Особенности ГП

 

 

56/2

Строение земной коры и рельеф. Практическая работа по теме: «Нанесение на к/к элементов номенклатуры Евразии (крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых)».

 

 

57/3

Евразия. Особенности климата

 

 

58/4

Европа в мире

 

 

59/5

Северная

Европа

 

 

60/6

Средняя Европа. Германия. Франция. Великобритания. Практическая работа по теме: «Составление по картам атласа и дополнительным источникам комплексной характеристики одной из стран (на примере Средней Европы)».

 

 

61/7

Восточная и Южная Европа.

 

 

62/8

Азия. Особенности природных комплексов. Практическая работа по теме: «Обозначение на контурной карте природных зон Азии».

 

 

63/9

Юго-Западная и Центральная Азия.

 

 

64/10

Юго-Восточная и Восточная Азия

 

 

65/11

Южная. Азия. Индия

 

 

66/12

Обобщение и коррекция знаний по теме: « Евразия». ТУЗ.

 

 

                 

Обобщение  и повторение знаний

(2 ч)

67/1

Обобщение по темам: «Население Земли. Природа Земли. Природные комплексы и регионы».

 

 

68/2

Повторение  по темам: «Материки. Океаны».

 

 

 

                                                                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Практическая работа № 1 Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем

Ход работы:

Используя карту атласа «Строение земной коры», выполните на контурной карте (с.8) следующие задания:

  1. Подпишите названия литосферных плит и крупнейших платформ.
  2. На границах литосферных плит обозначьте стрелками области их раздвижения и сближения.
  3. Штриховкой покажите районы Земли, для которых характерны частые землетрясения.
  4. Подпишите названия крупных действующих вулканов.
  5. Подпишите крупнейшие  горы  и  вершины  Земли:

Гималаи;

гору  Джомолунгму  (или  Эверест)  и  обозначьте  её  высоту;

Тибет;

Тянь-Шань;

Кавказ;

гору  Эльбрус  (обозначьте  её  высоту);

Алтай;

Скандинавские  горы;

Кордильеры;

гору  Мак-Кинли  (обозначьте  её  высоту  горы);

Анды;

гору  Аконкагуа  (обозначьте  её  высоту);

гору  Косцюшко;

 

Практическая работа № 2 Обозначение на к/к климатических поясов и областей

Земли

Ход работы:

Используя карты атласа, выполните  задания на с. 10 контурной карты:

  1. Подпишите названия всех основных климатических поясов.
  2. Выделите синим цветом изотермы с самой низкой температурой, красным – самой высокой в Северном и Южном полушарии, подпишите их значения. Подчеркните название населенного пункта, считающегося полюсом холода Северного полушария.
  3. Обозначьте среднегодовое количество осадков в Южной Америке на западном и восточном побережье тропического пояса, в Северной Америке на западном и восточном побережье в пределах умеренного пояса.
  4. Подпишите название материка, в котором сформировались все климатические пояса.
  5.  

Практическая работа № 3Нанесение на к/к крупнейших рек и озер Земли

Ход работы:

Найдите в атласе и подпишите на контурной карте полушарий следующие объекты:

  1. реки: Амазонка, Парана, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Обь, Лена, Дунай, Амударья, Сырдарья,  Амур, Инд, Конго, Миссисипи, Миссури, Колорадо, Нил, Тигр, Хуанхэ, Янцзы;
  2. водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
  3. озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Ньяса, Чад, Эйр;
  4. каналы: Панамский, Суэцкий.

 

Практическая работа № 4. Нанесение на контурную карту элементов номенклатуры Атлантического океана

Ход работы:

Используя физическую карту мира (атлас, стр. 2 - 3) и карту океанов, на контурной карте «Атлантический океан» синим цветом подпишите названия морей, заливов и проливов в Атлантическом океане, а чёрным цветом - названия материков, крупнейших островов и полуостровов Земли, омываемых водами Атлантического океана.

 

Практическая работа № 5 Нанесение на к/к элементов номенклатуры Евразии (крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых)

 

Ход  работы:

    Используя физическую карту Евразии, на контурной карте:

  • Красным цветом обозначьте экватор, жёлтым - Северный и Южный тропики, зеленым – северный полярный круг;
  • Подпишите названия следующих географических объектов:
  • океаны: Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый;
  • моря: Норвежское, Северное, Балтийское, Средиземное, Черное, Азовское, Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Желтое, Японское, Берингово, Охотское, Чукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское, Белое;
  • заливы: Персидский, бенгальский, Бискайский, Ботнический, Финский;
  • проливы: Ла-Манш, Гибралтарский, Босфор, Баб-эль-Мандебский, Малаккский, Берингов;
  • острова: Ирландия, Великобритания, исландия, Крит, Сицилия, Малаккский архипелаг, Японский архипелаг, Филиппины, Шри-Ланка, Сахалин;
  • полуостров: Скандинавский, Пиренейский, Апеннины, Ютландия, Балканский, Пелопоннес, Аравийский, Индостан, Индокитай, Камчатка;
  • крайние точки: островные и материковые;
  • канал: Суэцкий.
  • Равнины:  Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, туранская низменность, Великая Китайская равнина, Индогангская и Месопотамская низменность;
  • горы: Гималаи, Альпы, Кавказ, Каракорум, тянь-Шань, Памир, Куньлунь, Алтай, Саяны, горы Северо-Восточной Сибири;
  • высшую точку материка: Эверест (8848 м );
  • низшую точку материка: уровень Мертвого моря(-86 м).
  • С помощью условных знаков нанесите основные месторождения полезных ископаемых Евразии

 

Практическая работа № 6. Составление по картам атласа и дополнительным источникам комплексной характеристики одной из стран (на примере Средней Европы)

    Ход  работы:

     Работа проводится в виде доклада, реферата, сочинения по типовому плану:

 

План физико-географической характеристики страны:

 

  1. Название страны и её столица;
  2.  Физико-географическое положение страны:

 а) положение страны на материке;

 б) площадь территории;

 в) с какими странами и где граничит;

 г) положение страны относительно омывающих её морей и океанов;

3.Природные особенности страны:

 а) особенности строения земной коры, главные формы рельефа и полезные ископаемые;

 б) характерные черты климата ( климатические пояса, средние температуры января и июля, годовое количество осадков и их сезонность );

 в) внутренние воды ( крупнейшие реки и озёра, их характерные черты );

 г) природные зоны;

 д) преобладающие почвы;

 е) типичные представители растительного и животного мира;

         4.      Население и его хозяйственная деятельность:

а) численность и размещение населения;

 б) преобладающие народы;

в) крупнейшие города;

 г) какие полезные ископаемые добываются;

 д) ведущие отрасли промышленности;

 е) главные сельскохозяйственные культуры и отрасли животноводства;

 ж) влияние хозяйственной деятельности человека на природную среду.

 

Практическая работа № 7Нанесение на к/к элементов номенклатуры Африки (крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых)

    Ход  работы:

    При изучении темы ”Географические положение Африки”, используя физическую карту Африки (атлас, стр. 14), на контурной карте Африки:

 

  1. Красным цветом обозначьте экватор, синим цветом - нулевой (Гринвичский) меридиан, жёлтым - Северный и Южный тропики;
  2. Подпишите названия следующих географических объектов:
  • океаны: Атлантический и Индийский;
  • моря: Средиземное и Красное;
  • заливы: Гвинейский и Аденский;
  • проливы: Гибралтарский, Баб-эль-Мандебский, и Мозамбикский;
  • острова: Канарские, Коморские, Мадагаскар и Занзибар;
  • полуостров: Сомали;
  • крайние точки: мыс Бен-Секка ( Рас-Энгела, Эль-Абъяд), мыс Игольный, мыс Альмади, мыс Рас-Хафун;
  • канал: Суэцкий.
  • равнины,  Восточно-Африканское плоскогорье;
  • горы: Атлас, Драконовы, Эфиопское нагорье;
  • высшую точку материка: вулкан Килиманджаро (5895 м );
  • низшую точку материка: уровень озера Ассаль (-157 м).
  •  

Практическая работа № 8. Описание Египта по типовому плану

Ход  работы:

Работа проводится в виде доклада, реферата, сочинения по типовому плану:

 

План физико-географической характеристики страны:

 

1.Название страны и её столица;

2 Физико-географическое положение страны:

а) положение страны на материке;

б) площадь территории;

в) с какими странами и где граничит;

г) положение страны относительно омывающих её морей и океанов;

3.Природные особенности страны:

а) особенности строения земной коры, главные формы рельефа и полезные       ископаемые;

б) характерные черты климата ( климатические пояса, средние температуры января и июля, годовое количество осадков и их сезонность );

в) внутренние воды ( крупнейшие реки и озёра, их характерные черты );

г) природные зоны;

д) преобладающие почвы;

е) типичные представители растительного и животного мира;

4.Население и его хозяйственная деятельность:

а) численность и размещение населения;

б) преобладающие народы;

в) крупнейшие города;

г) какие полезные ископаемые добываются;

д) ведущие отрасли промышленности;

е) главные сельскохозяйственные культуры и отрасли животноводства;

ж) влияние хозяйственной деятельности человека на природную среду.

 

Практическая работа № 9. Нанесение на к/к элементов номенклатуры Северной Америки (крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых)

 

  Ход  работы:

    Используя физическую карту Северной Америки, на контурной карте:

  1. Красным цветом обозначьте северный полярный круг, жёлтым - Северный тропик;
  2. Подпишите названия следующих географических объектов:
  • океаны: Атлантический и Тихий;
  • моря: Берингово, Баффина, Лабрадор, Саргассово, Карибское;
  • заливы: Гудзонов, Мексиканский, Аляска, Калифорнийский;
  • проливы: Девисов, Берингов;
  • острова: Баффинова Земля, Канадский арктический архипелаг, Гренландия, Ньюфаундленд, Багамские, Куба, Ява, Гаити;
  • полуостров: Лабрадор, Флорида, Аляска, Калифорния;
  • крайние точки: мыс Мерчисон, мыс Марьято, мыс Принца Уэльского, мыс Сент-Чарльз;
  • канал: Панамский.
  • Равнины:  Центральные, Великие, Примексиканская низменность;
  • горы: Кордильеры, Аппалачи, Сьера-Невада, скалистые горы;
  • высшую точку материка: Мак-Кинли (6194 м );
  • низшую точку материка: Долина Смерти (-86 м).
  1. С помощью условных знаков нанесите основные месторождения полезных ископаемых Северной Америки

 

Практическая работа № 10Нанесение на к/к элементов номенклатуры Южной Америки (крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых)

 

Ход  работы:

    Используя физическую карту Южной Америки, на контурной карте:

  1. Красным цветом обозначьте экватор, жёлтым - Южный тропик;
  2. Подпишите названия следующих географических объектов:
    • океаны: Атлантический и Тихий;
    • моря: Карибское;
    • заливы: Ла-Плата;
    • проливы: Магелланов, Дрейка;
    • острова: Малые Антильские острова;
    • крайние точки Южной Америки.
    • Равнины:  Оринокская, Ла-Платская, Амазонская низменности, Гвианское и Бразильское плоскогорье;
    • горы: Анды;
    • высшую точку материка: Аконкагуа  (6960 м );
  3. С помощью условных знаков нанесите основные месторождения полезных ископаемых Северной Америки

 

Практическая работа № 11. Составление комплексной характеристики реки (на примере Амазонки или Параны)

Используя  карты  атласа,  справочные  материалы  и  предложенные  типовые  планы  описания  реки,  опишите  одну  из  рек  Южной Америки.

План описания реки:

  1. Название реки;
  2. •  Положение реки на материке;
  3. •  Местоположение и географические координаты истока;
  4. •  Общее направление течения;
  5. •  Длина реки;
  6. •  Крупнейшие левые и правые притоки;
  7. •  Характер течения реки;
  8. •  Куда впадает река;
  9. •  Вид устья и его географические координаты;
  10. •  Использование реки человеком.

Вариант 1. Амазонка

Вариант 2. Парана

 

Практическая работа № 12. Нанесение на к/к маршрутов экспедиций первооткрывателей материка и Южного полюса, крупных международных станций.

Ход работы:

Используя карты атласа,  нанесите на к/к маршруты экспедиций первооткрывателей материка и Южного полюса, крупные международные станции.

                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geografii_7_klass-1.doc306.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено :                                   Согласовано:                        Утверждено:

Руководитель ГМО учителей            Зам. Директора по УВР          Директор МБОУ  СОШ № 14                                                                                                                

_______________Н.В. Якобс             МБОУ СОШ  №14                    г.о.Коломна Моск. Области          

 

«_____»______________2014 г             ____________Г.Н. Суркова           _____________Е.В. Филимонов

                                                     «____»____________2014 г          «____»_______________2014 г.                                      

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОГРАФИИ

Класс_____________________________________________

Учитель_________________________________________________________

2014-2015 учебный год

Г.о. Коломна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ  7   КЛАССА

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного стандарта общего образования;
  2. примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (VI-VII классы) Алексеева А.И. с учетом новой Концепции географического образования.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Как подчеркивает академик РАН В.М.Котляков, важная функция географии – выработка представлений о единстве человечества, о разнообразии стран и населяющих их народов. Этот подход является ведущим в содержании курса «География. Страны и континеты». Особую актуальность ему придает то, что в профильной средней школе (10 и 11 классы) география не входит в число обязательных для изучения предметов, а значит, познакомиться с разнообразием современного мира в 7 классе для учеников – единственный шанс.

В содержании курса учитываются уже полученные школьниками при изучении истории Древнего мира сведения о народах, государствах, занятиях людей, их религии и культуре в древности.

Параллельно с изучением страноведения учащиеся 7 классов изучают физику и биологию. Знания о живой и неживой природе, полученные на этих уроках используются в объяснениях учителя и в самостоятельной работе обучающихся. Идеи гуманизации и гуманитаризации важны с позиции усиления воспитательного потенциала страноведческого курса.

В ходе изучения курса «География. Страны и континенты» формируется целостный образ земного шара и его материков путем изучения взаимосвязей их природных компонентов. С другой стороны, через изучение различных стран мира дается представление о разных типах дифференциации территории земного шара – природной, культурной, экономической, социальной и др. В центре содержания курса находится человек, а также «человеческие сообщества» - страны.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

Количество часов 68 часов; в неделю 2 часа

Плановых контрольных уроков _8_практических работ _13

 Изучение географии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  2. овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  4. воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  5. формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Министерством образования РФ разработаны и утверждены федеральный компонент Государственного стандарта общего образования и федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений (см. приказ министра образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и приказ министра образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»).  

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VII классе —68 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю. Рабочая программа составлена на основе программы «География. Страны и континенты» под редакцией А.И. Алексеева.

Количество часов, отводимых на изучение курса по Федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ, программе, учрежденной Министерством образования и рабочей программе – 68 часов, 2 часа в неделю. Однако информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура, что делает его довольно насыщенным.

Специфика программы, содержание учебника, психофизиологические особенности обучающихся способствуют реализации педагогической технологии личностно ориентированного образования, обеспечивающего синтез двух типов опыта - предметного, обусловленного наукой географией, моделью учебного курса, и личностного, существующего в деятельностно-процессуальной «переживательной» форме. В этой связи инвариантом данной технологии становится учебная личностно ориентированная ситуация, реализуемая в игре, диалоге, практикуме, проекте и т.д. и формирующая географическую культуру.

Результаты усвоения географического содержания проверяются на основе требований к уровню подготовки учеников, заложенных в Государственном стандарте.

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;                                                        уметь
  2. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  3. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  4. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей крупнейших регионов и стран мира;
  5. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

    В программу внесены следующие изменения:

- раздел «Введение» включает 2 часа вместо трех. Уменьшение часов необходимо, чтобы более подробно рассмотреть тему 3 «Природные комплексы и регионы», а именно, каждый океан отдельно. Количество часов сокращено за счет уплотнения материала первого урока «Как мы будем изучать географию в 7 классе» и введения практической работы «Получение географической информации, с помощью анализа фотографий, рисунков, картин», которая должна проводиться на втором уроке. Данное уплотнение целесообразно, так как практическая работа является продолжением разговора о получении географической информации для более успешного изучения предмета.

- раздел «Население Земли» включает 4 часа вместо пяти. Количество часов уменьшено за счет объединения тем «Страны мира» и «Экономически развитые страны мира». Т.к. в теме «Страны мира» рассматривается многообразие стран, группировка по площади, численности населения, то типология стран по уровню социально-экономического развития (экономически развитые и развивающиеся страны) является продолжением данной темы. Уменьшение часов необходимо для  более подробного изучения темы 3 «Природные комплексы и регионы».  

- раздел «Природные комплексы и регионы» включает 7 часов вместо четырех. Увеличение часов необходимо для того, чтобы успешно освоить насыщенный новой информацией теоретический материал (подробно рассмотреть особенности природы и влияния на влияние на хозяйственную деятельность человека каждого океана,  выполнить требования практической части программы. Количество часов в этом разделе увеличено за счет сокращения учебного времени, отводимого на изучение «Введения», раздела «Населения Земли» и одного часа резерва.

- в разделе материки и страны изменен порядок рассмотрения регионов и стран (вместо изучения южные материки и северные материки – «Старый и Новый свет»). Такой порядок учитывает характер освоения земной поверхности человеком, а также значимость знаний об этих материках и странах для жителей России. Первостепенное значение уделяется странам Евразии как «родному» материку россиян.

Основной материал данного раздела подается в виде географической характеристики природных и культурно-исторических регионов мира. Поэтому в данном разделе уроки-путешествия по материкам заменены на изучение природных, культурных и социально-экономических особенностей отдельных регионов, что позволяет наряду с формированием индивидуальных образов стран (регионов) формировать целостный образ материка во всем его природном и культурном многообразии.

Маршрут Амстердам – Стокгольм на Северная Европа

Германия. Франция. Великобритания на Средняя Европа. Германия. Франция. Великобритания

Маршрут Стокгольм — Севастополь  на Восточная Европа

Маршрут Исландия — Пиренейский полуостров. Маршрут Лиссабон — Мадрид на Южная Европа

Маршрут Мессина — Стамбул. Маршрут пролив Босфор — Мертвое море. Маршрут Мертвое море — Персидский залив на Юго-Западная Азия

Маршрут Персидский залив — Ташкент. Маршрут Ташкент — Катманду  на Центральная Азия

Маршрут Катманду — Бангкок  на Юго-Восточная и Восточная Азия

Маршрут Касабланка — Триполи  на Северная Африка

Маршрут Томбукту — Лагос. Маршрут Лагос — озеро Виктория  на Западная и Центральная Африка

Маршрут озеро Виктория – Индийский океан на Восточная Африка

Маршрут Дар-эс-Салам — мыс Доброй Надежды  на Южная Африка

Маршрут Вест-Индия — Мехико  на  Центральная Америка и Вест-Индия

Маршрут Лос-Анджелес — Сан-Франциско. Маршрут Сан-Франциско — Чикаго. Маршрут Чикаго — Нью-Йорк на США

Канада. Маршрут Ниагарский водопад — река Св. Лаврентия на Канада и Гренландия        

Маршрут Огненная Земля — Буэнос-Айрес на Ла-Платские страны

Маршрут Буэнос-Айрес — Рио-де-Жанейро.  Амазония на Бразилия

Маршрут Лима — Каракас. Маршрут Манаус — Анды на Андские страны

Путешествие по Австралии на Австралия. Природные особенности страны. Население.        
На изучение каждого региона отводится один урок. После изучения стран и регионов одного материка проводится обобщающий урок.    

- раздел «Заключение» включает 2 часа, взятых из времени резерва.

Важной частью учебного процесса является контроль, учет и оценка достижений  обучающихся всех компонентов содержания географического  образования (знания, умения и навыки, опыт творческой  деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру), а также оценка динамики личностного развития обучающихся (проявление познавательного интереса к предмету, (самостоятельность, организованность, умение работать в группе, эмпатия и толерантность).        

Важное место отводится в курсе самооценке. Главный смысл самооценки заключается в развитии умений самоконтроля у ученика, самостоятельной экспертизы собственной деятельности.        

Основными функциями самооценки являются:

  • констатирующая (что я знаю хорошо, а что недостаточно);
  • побудительная (мне многое удалось выяснить, но в этом вопросе я не разобрался);
  • проектированная (что мне еще необходимо изучить).

Процедура самооценки по курсу «География. Страны и континенты» включает в себя ряд элементов:        

  • создание необходимого эмоционального настроя учащихся на анализ собственных результатов. Этому способствуют учебник и тренажер, которые уже с первых страниц нацеливают школьников на оценку собственных достижений;
  • сопоставление результатов самооценки учащимися через диалог с учителем и одноклассниками;
  • создание учителем эталонов для самооценивания. Этому служит рубрика «Шаг за шагом» учебника, понятийный и фактический материал «Легкий экзамен», рубрика «Запомните», позволяющая проверить усвоение географического содержания, рубрика «Откройте атлас», позволяющая усвоить географическую номенклатуру.

Проверка усвоенного содержания по курсу «География. Страны и континенты» проводится фронтально (для всего класса) и индивидуально на различных этапах урокас выставлением оценки по пятибалльной системе. Текущий индивидуальный учет достижений обучающихся проводится в письменной и устной форме. В устной форме обучающиеся могут отвечать на вопросы учителя или своих товарищей. Практикуются задания в игровой форме. Письменный текущий опрос осуществляется по вопросам учебника, по компьютерным заданиям. Вопросы и задания могут быть в форме теста, кроссворда, индивидуальной карточки, открытых вопросов. Среди запланированных практических работ 12 оценочных.

На каждом уроке используются тематические географические карты. В зависимости от типа урока и его целей используется сопровождение объяснения новой темы урока или ее закрепление слайдами презентации, выполненной самостоятельно учителем, готовые электронные уроки (см. Информационно-коммуникативные средства обучения), слайдами интерактивной доски.

 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ

                  РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ 

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по географии.
  3. Региональный компонент стандарта общего образования по географии. Образовательный стандарт по региональной географии.
  4. Программы для общеобразовательных учреждений. География. 6-9кл. «Просвещение». Москва. 2009.
  5. Федеральный перечень учебников на 2013-2014 уч.год

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА :

   Общеучебные:

 

  • Создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей.
  • Сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
  • Раскрыть закономерности землеведческого характера, единство в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности.
  • Воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды.

   Предметноориентированные:

  • Оценивать и прогнозировать: изменения очертаний материков и океанов, климатов       земли в целом и на отдельных материках; оценивать природные условия, природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей; основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков.
  • Оценивать и прогнозировать: изменения очертаний материков и океанов, климатов земли в целом и на отдельных материках; оценивать природные условия, природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей; основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков.
  • Объяснять: особенности строения и развития геосфер Земли; особенности компонентов материков; особенности расового и этнического состава населения; различия в условиях жизни народов, орудиях труда, видах хозяйственной деятельности, возникающие как результат адаптации человека к окружающей среде; основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке.
  • Применять понятия: платформа, рельеф, воздушная масса, водная масса, природная зона, климатообразующие факторы, режим реки, природный комплекс, географическая оболочка, зональность, высотная поясность.
  • Описывать: географическое положение объектов, круговороты вещества и энергии, природные зоны, страны мира, особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
  • Определять: географическую информацию по картам различного содержания.

СТРУКТУРА КУРСА

МОДУЛЬ (ГЛАВА)

Примерное количество часов

1

Введение

2

2

Население Земли

4

3

Природа Земли       

12

4

Природные комплексы и регионы

7

5

Материки и страны

  1. Евразия.
  2. Африка;
  3. Северная Америка;
  4. Южная Америка;
  5. Австралия и Океания;
  6. Антарктида. 

41

12

9

7

7

3

3

6

Обобщение  и повторение знаний

2

ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

  1. Алексеев А.И. География. Страны и континенты. 7 кл. ИЗДАТЕЛЬСТВО: Просвещение 2010
  2. Э.Д.Днепров А.Г.Аркадьев Сборник программ для образовательных учреждений ИЗДАТЕЛЬСТВО М.: Дрофа 2007
  3. Гусева Е.Е. География: 7 класс. «Конструктор» текущего контроля. Пособие для учителя М.: Просвещение. 2008
  4. Географический атлас «Страны и континенты» 7 класс
  5. Контурные карты « Страны и континенты» 7 класс

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

  1. Учебная карта «Австралия и Новая Зеландия» (физическая) (матовое, 2-

     стороннее лам.)

  1. Учебная карта «Африка» (физическая) (матовое, 2-стороннее лам.)
  2. Учебная карта «Важнейшие географические открытия» (матовое, 2-стороннее  

     лам.)

  1. Учебная карта «Государства Европы 1:5» (матовое, 2-стороннее лам.)
  2. Учебная карта «Европа» (физическая) для средней школы (матовое, 2-стороннее

     лам.)

  1. Учебная карта «Карта мира» (физическая) (матовое, 2-стороннее лам.)
  2. Учебная карта «Карта океанов» (матовое, 2-стороннее лам.)
  3. Учебная карта «Зоогеографическая карта Мира» (матовое, 1-стороннее лам.)
  4. Учебная карта «Климатическая карта мира» (матовое, 2-стороннее лам.)
  5. Учебная карта «Политическая карта мира» 1:20млн. (матовое, 2-стороннее лам.)
  6. Учебная карта «Северная Америка» (физическая) (матовое, 2-стороннее лам.)
  7. Учебная карта «Строение земной коры и полезные ископаемые мира» (матовое,

      2-стороннее лам.)

  1. Учебная карта «Южная Америка» (физическая) (матовое, 2-стороннее лам.)
  2. Антарктида. Физич.карта/Арктика. Физич.карта (2)
  3. Африка. Физ.карта/ Южная Америка. Полит.карта (2)
  4. Сев.Америка. Полит.карта/ Юж.Америка. Физич.карта (Б.Ф.) (2)
  5. Северная Америка. Физ.карта/ Африка.Полит.карта (2)
  6.      Интерактивные карты (ИК)

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

www.pogoda.ru

www.nationalgeographic.ru

www.geography.about.com

www.nature.com

www.krugosvet.ru

www.ocean.ru

www.google.com

www.geo.ru

http://www.ndce.ru/

http://www.ufomistery.com
http://astromet.narod.ru/clouds/atlas.htm
http://students.russianplanet.ru/geography/atmosphere/06.htm
http://nauka.relis.ru/04/0105/04105000.htm
http://egornature.by.ru/

http://www.abratsev.narod.ru/hydrosphere/hydrosphere.html
http://www.vitiaz.ru/

www.videodive.ru/scl/ocean.shtml
www.rgo.ru/geo.php?k=slovar/fizgeo&f=podvzvo1

www.geo-tur.narod.ru/moria.htm

100 дорог  http://100dorog.ru/

 http://www.flags.ru/

       ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ  РАБОТ

  • Практическая работа по теме:«Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем».
  • Практическая работа по теме: «   Обозначение на к/к климатических поясов и областей Земли».
  • Практическая работа по теме: «Нанесение на к/к крупнейших рек и озер Земли ».
  • Практическая работа по теме: «Нанесение на контурную карту элементов
  • номенклатуры Атлантического океана».
  • Практическая работа по теме: «Нанесение на к/к элементов номенклатуры Африки (крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых».
  • Практическая работа по теме: «Описание Египта по типовому плану».
  • Практическая работа по теме: «Нанесение на к/к маршрутов экспедиций первооткрывателей материка и Южного полюса, крупных международных станций».
  • Практическая работа по теме: «Нанесение на к/к элементов номенклатуры Южной Америки (крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых)».
  • Практическая работа по теме: «Нанесение на к/к элементов номенклатуры Северной Америки (крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых)».
  • Практическая работа по теме: «Нанесение на к/к элементов номенклатуры Евразии (крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых)».
  • Практическая работа по теме: «Составление по картам атласа и дополнительным источникам комплексной характеристики одной из стран (на примере Средней Европы».

Календарно-тематическое планирование на 2014-2015 учебный год

Название раздела и темы

№п/п

Тема урока

Дата проведения урока

По плану

фактически

Введение

(2ч)

1/1

Что изучает география материков и океанов.

2/1

Источники страноведческой информации. Карты.

                       Тема 1. Население Земли (4ч)

3/1

Народы, языки и религии

4/2

Города и сельские поселения

5/3

Численность и современное размещение населения. Страны мира.

6/4

Обобщение и коррекция знаний по теме: « Население Земли». ТУЗ.

                      Тема 2. Природа Земли (12ч)

7/1

Развитие земной коры

8/2

Земная кора на карте. Практическая работа по теме: «Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем».

9/3

Природные ресурсы земной коры

10/4

Температура воздуха на разных широтах

11/5

Давление воздуха и осадки на разных широтах

12/6

Общая циркуляция атмосферы

13/7

Климатические пояса и области Земли. Практическая работа по теме: «   Обозначение на к/к климатических поясов и областей Земли».

14/8

Океанические течения

15/9

Реки и озера Земли. Практическая работа по теме: «Нанесение на к/к крупнейших рек и озер Земли».

16/10

Растительный и животный мир Земли

17/11

Почвы

18/12

Обобщение и коррекция по теме «Природа Земли».ТУЗ.

                      Тема 3. Природные комплексы и регионы (7ч)

19/1

Природные зоны Земли

20/2

Океаны Земли. Тихий океан

21/3

Северный Ледовитый океан

22/4

Атлантический океан. Практическая работа по теме: «Нанесение на контурную карту элементов номенклатуры Атлантического океана».

23/5

Индийский океан

24/6

Материки. Как мир делится на части  и как объединяется.

25/7

Обобщение и коррекция знаний по теме6 « Природные комплексы и регионы». ТУЗ.

Тема 4. Материки и страны (41ч)

                       

Африка

(9ч)

26/1

Африка: образ материка. Особенности ГП.

27/2

Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Практическая работа по теме: «Нанесение на к/к элементов номенклатуры Африки (крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых».

28/3

Особенности климата и внутренних вод Африки. Практическая работа по теме: «Составление комплексной характеристики реки (на примере Конго)».

29/4

Африка в мире

30/5

Северная

Африка. Практическая работа по теме: «Описание Египта по типовому плану».

31/6

Западная и Центральная Африка

32/7

Восточная

Африка

33/8

Южная

Африка

34/9

Обобщение и коррекция знаний по теме «Африка». ТУЗ.

                      

Австралия

 (3ч)

35/1

Австралия: образ материка

36/2

Австралия. Природные особенности страны. Население

37/3

Океания

Антарктида (3ч)

38/1

Антарктида: образ материка

39/2

Открытие материка. Особенности природы. Практическая работа по теме: «Нанесение на к/к маршрутов экспедиций первооткрывателей материка и Южного полюса, крупных международных станций».

40/3

Обобщение и коррекция  знаний по теме «Австралия и Океания. Антарктида». ТУЗ.

                       

Южная Америка

(7ч)

41/1

Южная Америка. ГП, история открытий и исследований

42/2

Строение земной коры и рельеф Южной Америки. Практическая работа по теме: «Нанесение на к/к элементов номенклатуры Южной Америки (крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых)».

43/3

Южная Америка. Климат и внутренние воды

44/4

Бразилия

45/5

Андские

Страны

46/6

Ла-Платские страны

47/7

Обобщение и коррекция знаний по теме «Южная Америка». ТУЗ.

                       

                       Северная Америка (7ч)

48/1

Северная Америка: образ материка

49/2

Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки. Практическая работа по теме: «Нанесение на к/к элементов номенклатуры Северной Америки (крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых)».

50/3

Климат. Внутренние воды Северной Америки

514

Канада и Гренландия

52/5

Соединенные Штаты Америки

53/6

Центральная Америка и Вест-Индия

54/7

Обобщение и коррекция знаний по теме «Северная Америка». ТУЗ.

                        Евразия (12ч)

55/1

Евразия. Особенности ГП

56/2

Строение земной коры и рельеф. Практическая работа по теме: «Нанесение на к/к элементов номенклатуры Евразии (крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых)».

57/3

Евразия. Особенности климата

58/4

Европа в мире

59/5

Северная

Европа

60/6

Средняя Европа. Германия. Франция. Великобритания. Практическая работа по теме: «Составление по картам атласа и дополнительным источникам комплексной характеристики одной из стран (на примере Средней Европы)».

61/7

Восточная и Южная Европа.

62/8

Азия. Особенности природных комплексов. Практическая работа по теме: «Обозначение на контурной карте природных зон Азии».

63/9

Юго-Западная и Центральная Азия.

64/10

Юго-Восточная и Восточная Азия

65/11

Южная. Азия. Индия

66/12

Обобщение и коррекция знаний по теме: « Евразия». ТУЗ.

                 

Обобщение  и повторение знаний

(2 ч)

67/1

Обобщение по темам: «Население Земли. Природа Земли. Природные комплексы и регионы».

68/2

Повторение  по темам: «Материки. Океаны».

                                                                                                                                                      

 ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Практическая работа № 1 Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем

Ход работы:

Используя карту атласа «Строение земной коры», выполните на контурной карте (с.8) следующие задания:

  1. Подпишите названия литосферных плит и крупнейших платформ.
  2. На границах литосферных плит обозначьте стрелками области их раздвижения и сближения.
  3. Штриховкой покажите районы Земли, для которых характерны частые землетрясения.
  4. Подпишите названия крупных действующих вулканов.
  5. Подпишите крупнейшие  горы  и  вершины  Земли:

Гималаи;

гору  Джомолунгму  (или  Эверест)  и  обозначьте  её  высоту;

Тибет;

Тянь-Шань;

Кавказ;

гору  Эльбрус  (обозначьте  её  высоту);

Алтай;

Скандинавские  горы;

Кордильеры;

гору  Мак-Кинли  (обозначьте  её  высоту  горы);

Анды;

гору  Аконкагуа  (обозначьте  её  высоту);

гору  Косцюшко;

Практическая работа № 2 Обозначение на к/к климатических поясов и областей

Земли

Ход работы:

Используя карты атласа, выполните  задания на с. 10 контурной карты:

  1. Подпишите названия всех основных климатических поясов.
  2. Выделите синим цветом изотермы с самой низкой температурой, красным – самой высокой в Северном и Южном полушарии, подпишите их значения. Подчеркните название населенного пункта, считающегося полюсом холода Северного полушария.
  3. Обозначьте среднегодовое количество осадков в Южной Америке на западном и восточном побережье тропического пояса, в Северной Америке на западном и восточном побережье в пределах умеренного пояса.
  4. Подпишите название материка, в котором сформировались все климатические пояса.

Практическая работа № 3Нанесение на к/к крупнейших рек и озер Земли

Ход работы:

Найдите в атласе и подпишите на контурной карте полушарий следующие объекты:

  1. реки: Амазонка, Парана, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Обь, Лена, Дунай, Амударья, Сырдарья,  Амур, Инд, Конго, Миссисипи, Миссури, Колорадо, Нил, Тигр, Хуанхэ, Янцзы;
  2. водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
  3. озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Ньяса, Чад, Эйр;
  4. каналы: Панамский, Суэцкий.

Практическая работа № 4. Нанесение на контурную карту элементов номенклатуры Атлантического океана

Ход работы:

Используя физическую карту мира (атлас, стр. 2 - 3) и карту океанов, на контурной карте «Атлантический океан» синим цветом подпишите названия морей, заливов и проливов в Атлантическом океане, а чёрным цветом - названия материков, крупнейших островов и полуостровов Земли, омываемых водами Атлантического океана.

Практическая работа № 5 Нанесение на к/к элементов номенклатуры Евразии (крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых)

 

Ход  работы:

    Используя физическую карту Евразии, на контурной карте:

  • Красным цветом обозначьте экватор, жёлтым - Северный и Южный тропики, зеленым – северный полярный круг;
  • Подпишите названия следующих географических объектов:
  • океаны: Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый;
  • моря: Норвежское, Северное, Балтийское, Средиземное, Черное, Азовское, Красное, Аравийское, Южно-Китайское, Восточно-Китайское, Желтое, Японское, Берингово, Охотское, Чукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское, Белое;
  • заливы: Персидский, бенгальский, Бискайский, Ботнический, Финский;
  • проливы: Ла-Манш, Гибралтарский, Босфор, Баб-эль-Мандебский, Малаккский, Берингов;
  • острова: Ирландия, Великобритания, исландия, Крит, Сицилия, Малаккский архипелаг, Японский архипелаг, Филиппины, Шри-Ланка, Сахалин;
  • полуостров: Скандинавский, Пиренейский, Апеннины, Ютландия, Балканский, Пелопоннес, Аравийский, Индостан, Индокитай, Камчатка;
  • крайние точки: островные и материковые;
  • канал: Суэцкий.
  • Равнины:  Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, туранская низменность, Великая Китайская равнина, Индогангская и Месопотамская низменность;
  • горы: Гималаи, Альпы, Кавказ, Каракорум, тянь-Шань, Памир, Куньлунь, Алтай, Саяны, горы Северо-Восточной Сибири;
  • высшую точку материка: Эверест (8848 м );
  • низшую точку материка: уровень Мертвого моря(-86 м).
  • С помощью условных знаков нанесите основные месторождения полезных ископаемых Евразии

Практическая работа № 6. Составление по картам атласа и дополнительным источникам комплексной характеристики одной из стран (на примере Средней Европы)

    Ход  работы:

     Работа проводится в виде доклада, реферата, сочинения по типовому плану:

 

План физико-географической характеристики страны:

 

  1. Название страны и её столица;
  2.  Физико-географическое положение страны:

 а) положение страны на материке;

 б) площадь территории;

 в) с какими странами и где граничит;

 г) положение страны относительно омывающих её морей и океанов;

3.Природные особенности страны:

 а) особенности строения земной коры, главные формы рельефа и полезные ископаемые;

 б) характерные черты климата ( климатические пояса, средние температуры января и июля, годовое количество осадков и их сезонность );

 в) внутренние воды ( крупнейшие реки и озёра, их характерные черты );

 г) природные зоны;

 д) преобладающие почвы;

 е) типичные представители растительного и животного мира;

         4.      Население и его хозяйственная деятельность:

а) численность и размещение населения;

 б) преобладающие народы;

в) крупнейшие города;

 г) какие полезные ископаемые добываются;

 д) ведущие отрасли промышленности;

 е) главные сельскохозяйственные культуры и отрасли животноводства;

 ж) влияние хозяйственной деятельности человека на природную среду.

Практическая работа № 7Нанесение на к/к элементов номенклатуры Африки (крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых)

    Ход  работы:

    При изучении темы ”Географические положение Африки”, используя физическую карту Африки (атлас, стр. 14), на контурной карте Африки:

 

  1. Красным цветом обозначьте экватор, синим цветом - нулевой (Гринвичский) меридиан, жёлтым - Северный и Южный тропики;
  2. Подпишите названия следующих географических объектов:
  • океаны: Атлантический и Индийский;
  • моря: Средиземное и Красное;
  • заливы: Гвинейский и Аденский;
  • проливы: Гибралтарский, Баб-эль-Мандебский, и Мозамбикский;
  • острова: Канарские, Коморские, Мадагаскар и Занзибар;
  • полуостров: Сомали;
  • крайние точки: мыс Бен-Секка ( Рас-Энгела, Эль-Абъяд), мыс Игольный, мыс Альмади, мыс Рас-Хафун;
  • канал: Суэцкий.
  • равнины,  Восточно-Африканское плоскогорье;
  • горы: Атлас, Драконовы, Эфиопское нагорье;
  • высшую точку материка: вулкан Килиманджаро (5895 м );
  • низшую точку материка: уровень озера Ассаль (-157 м).

Практическая работа № 8. Описание Египта по типовому плану

Ход  работы:

Работа проводится в виде доклада, реферата, сочинения по типовому плану:

 

План физико-географической характеристики страны:

 

1.Название страны и её столица;

2 Физико-географическое положение страны:

а) положение страны на материке;

б) площадь территории;

в) с какими странами и где граничит;

г) положение страны относительно омывающих её морей и океанов;

3.Природные особенности страны:

а) особенности строения земной коры, главные формы рельефа и полезные       ископаемые;

б) характерные черты климата ( климатические пояса, средние температуры января и июля, годовое количество осадков и их сезонность );

в) внутренние воды ( крупнейшие реки и озёра, их характерные черты );

г) природные зоны;

д) преобладающие почвы;

е) типичные представители растительного и животного мира;

4.Население и его хозяйственная деятельность:

а) численность и размещение населения;

б) преобладающие народы;

в) крупнейшие города;

г) какие полезные ископаемые добываются;

д) ведущие отрасли промышленности;

е) главные сельскохозяйственные культуры и отрасли животноводства;

ж) влияние хозяйственной деятельности человека на природную среду.

Практическая работа № 9. Нанесение на к/к элементов номенклатуры Северной Америки (крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых)

 

  Ход  работы:

    Используя физическую карту Северной Америки, на контурной карте:

  1. Красным цветом обозначьте северный полярный круг, жёлтым - Северный тропик;
  2. Подпишите названия следующих географических объектов:
  • океаны: Атлантический и Тихий;
  • моря: Берингово, Баффина, Лабрадор, Саргассово, Карибское;
  • заливы: Гудзонов, Мексиканский, Аляска, Калифорнийский;
  • проливы: Девисов, Берингов;
  • острова: Баффинова Земля, Канадский арктический архипелаг, Гренландия, Ньюфаундленд, Багамские, Куба, Ява, Гаити;
  • полуостров: Лабрадор, Флорида, Аляска, Калифорния;
  • крайние точки: мыс Мерчисон, мыс Марьято, мыс Принца Уэльского, мыс Сент-Чарльз;
  • канал: Панамский.
  • Равнины:  Центральные, Великие, Примексиканская низменность;
  • горы: Кордильеры, Аппалачи, Сьера-Невада, скалистые горы;
  • высшую точку материка: Мак-Кинли (6194 м );
  • низшую точку материка: Долина Смерти (-86 м).
  1. С помощью условных знаков нанесите основные месторождения полезных ископаемых Северной Америки

Практическая работа № 10Нанесение на к/к элементов номенклатуры Южной Америки (крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых)

 

Ход  работы:

    Используя физическую карту Южной Америки, на контурной карте:

  1. Красным цветом обозначьте экватор, жёлтым - Южный тропик;
  2. Подпишите названия следующих географических объектов:
  • океаны: Атлантический и Тихий;
  • моря: Карибское;
  • заливы: Ла-Плата;
  • проливы: Магелланов, Дрейка;
  • острова: Малые Антильские острова;
  • крайние точки Южной Америки.
  • Равнины:  Оринокская, Ла-Платская, Амазонская низменности, Гвианское и Бразильское плоскогорье;
  • горы: Анды;
  • высшую точку материка: Аконкагуа  (6960 м );
  1. С помощью условных знаков нанесите основные месторождения полезных ископаемых Северной Америки

Практическая работа № 11. Составление комплексной характеристики реки (на примере Амазонки или Параны)

Используя  карты  атласа,  справочные  материалы  и  предложенные  типовые  планы  описания  реки,  опишите  одну  из  рек  Южной Америки.

План описания реки:

  1. Название реки;
  2. •  Положение реки на материке;
  3. •  Местоположение и географические координаты истока;
  4. •  Общее направление течения;
  5. •  Длина реки;
  6. •  Крупнейшие левые и правые притоки;
  7. •  Характер течения реки;
  8. •  Куда впадает река;
  9. •  Вид устья и его географические координаты;
  10. •  Использование реки человеком.

Вариант 1. Амазонка

Вариант 2. Парана

Практическая работа № 12. Нанесение на к/к маршрутов экспедиций первооткрывателей материка и Южного полюса, крупных международных станций.

Ход работы:

Используя карты атласа,  нанесите на к/к маршруты экспедиций первооткрывателей материка и Южного полюса, крупные международные станции.

                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Общая биология» для 10-11 класса (Базовый уровень)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по биологии для общеобразовательного и гуманитарного профилей обучения в средней (полной школе) авторы И.Н. Понамарева, Л.П. Анастасова, О.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета «Общая биология» для 10-11 класса (Базовый уровень)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по биологии для общеобразовательного и гуманитарного профилей обучения в средней (полной школе) авторы И.Н. Понамарева, Л.П. Анастасова, О.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по географии

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещени...

Рабочая программа основного общего образования по географии в 5-9 классах

Рабочая программа основного общего образования по географии в 5-9 классах составленв в соответствии с федеральным государственным  образовательным стандартом основного общего образования и образо...

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по географии

Примерная рабочая программа основного общего образования по географии...

Примерная рабочая программа основного общего образования предмета "География" ,5-9 кл

География формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Основного общего образования для 5-6 классов учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России») (далее соот...