Проектно -исследовательская деятельность в образовательной области "география"
статья по географии на тему

Нефедьева Ольга Владимировна

Мастер- класс по применению проектно-исследовательского метода на уроках географии и во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_proektu.docx19.94 КБ
Файл proektno-issl._deyat-t.pptx2.84 МБ

Предварительный просмотр:

Проектно- исследовательская деятельность

в образовательной области «география»

Учитель географии

МБОУ Олонской СОШ

Нефедьева Ольга

Владимировна

Существует большое разнообразие форм, средств и методов обучения, но наиболее эффективным, на мой взгляд, является проектно — исследовательский метод , ведь именно в процессе исследования учащиеся учатся находить причинно-следственные связи Такой вид деятельности  активизирует внимание учащихся, учит работать в команде, нести ответственность за результаты группы, одновременно отрабатывается умение сравнивать, анализировать, вычленять главное, обобщать полученную информацию и заставляет размышлять. Сегодня я бы хотела  поделиться с вами результатами  освоения технологии  проектно-исследовательской деятельности

Метод проектов и исследования я  применяю на  всех ступенях обучения, начиная с 5 класса ( слайд)

5класс.  Тема «Круговорот воды в природе» Обучающимся предлагается создать проект на тему «Путешествие капельки».Для того, чтобы учащиеся лучше запомнили материал на картинку накладываем стихи. Стихотворения могут быть как собственного сочинения, так и готовые

 Получается интересно, позитивно, дети с удовольствием изучают данную тему

6 класс. В 6 классе исследовательская работа начинается с изучения глазомерной и полярной видов съемки местности (слайд ). При изучении данной темы учащиеся строят план местности в районе школы, составляют его описание, дают характеристику экологического  состояния местности, перспективу  развития этого участка.

При изучении темы «Внутреннее строение Земли»(Слайд )учащимся даётся следующее задание: Представьте, что вы участвуете в научной экспедиции вглубь Земли. Создайте проект, в котором вы опишите это путешествие и свои ощущения. Работа может выполняться как индивидуально, так и коллективно

7 класс. География материков и океанов. (Слайд)

Ученики придумывают визитную карточку изучаемого материка, делают буклет, используя все особенности материка,  составляют маршрут исследования береговой линии материка по контурной карте. (слайд)

Изучая климат и природные зоны материков в 7 классе, сочиняем рассказы несостоявшихся путешествий. Задание звучит так: используя знания, полученные на уроках, с помощью дополнительной литературы,  написать сочинение на тему: «Удивительный мир Африки» или «Дневник несостоявшегося путешествия», «Памятка тому, кто окажется в Австралии » и т. д. При этом текст должен содержать не только описание природы и климата, но и карту материка с маршрутом путешествия. Такие задания развивают воображение, творческую активность, любознательность.

8класс При изучении географии России упор делается на практические работы.  Некоторые усложнённые задания даются на дом, так как требуют значительного количества времени. Например: «Провести исследование реки по плану» (Рек в стране много, поэтому река даётся каждому своя). За основу берётся типовой план, но дополняется  пунктом о заповедниках и обязательным условием: все пункты исследования отобразить на контурной карте. Рассказ о заповедниках учащиеся оформляют в виде презентации

8-9 классы. Большое внимание уделяется изучению родного края на уроках географии Иркутской области. (слайд) Дети составляют путеводитель по селу «Люби и знай свой родной край». Проводят социокультурные опросы местного населения.(слайд)

9 -10 классы. Нынешнее поколение учеников уже в школе планируют свою будущую жизнь, каждый желает быть успешным и интересным, поэтому в старших классах учащиеся проектируют и исследуют объекты, пробуя себя в роли предпринимателя, гида или любого другого специалиста Именно с этой позиции мной разработаны уроки в 9 и 10 классах, когда ученики рассматривают территорию с точки зрения ее рекреационного потенциала или вложения инвестиций.(слайд)

.

Проектно-исследовательский метод эффективен и вовнеурочной деятельности. Учащиеся занимаются исследованием природных, социальных и культурных  объектов под руководством учителя (слайд)

Результаты исследовательской деятельности (слайд)

  1. Озеро моего детства
  • Районный конкурс исследовательских работ «Светлая речка» - 2007 – 1 место
  • Окружной заочный конкурс исследовательских работ «Светлая речка» - 2007 – 3 место
  1. Роднинский родник: вчера, сегодня, завтра
  • VII районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее» - 2008 – 1 место
  • VIII областная научно-практическая конференция «Шаг в будущее, Юниор!» - 2008 – 1 место
  • Районный конкурс исследовательских работ по изучению и охране малых водных объектов района – 2010 – 1место
  • Окружной конкурс научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся по теме охраны и восстановления водных ресурсов- 2010 – 2 место
  1. Экологический паспорт Роднинского родника
  • XV межрегиональная научно-практическая конференция школьников «Исследователь природы» - 2010 – 2 место
  • Региональный этап Российского национального конкурса водных проектов старшеклассников 2010- 1 место
  • Районный конкурс научно-исследовательских работ охраны и восстановления водных объектов – 2013 – 1 место
  • Окружной заочный конкурс «Исследователь природы» - 2013 – 1 место
  1. «Зелёная книга»
  •    Районный конкурс детской и семейной рукописной книги «Сочиняем книжки сами» - сертификат участника

Вывод:

Используя метод проектов на уроках географии и внеклассных занятиях я пришла к выводу: (слайд)

1.  Использование данных методов на уроках географии для меня очень приемлемо, эффективно и результативно.

2.  Проектный и исследовательский методы умело сочетается с другими технологиями и  не исключают их использование на уроках

 Антон Семенович   Макаренко говорил: «Учеба, как и всякий труд, теряет свою привлекательность, стоит лишь погаснуть в ней творческому началу».(слайд)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектно- и сследовательская д еятельность в о бразовательной о бласти «география»

Слайд 2

Проект - это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Исследовательская работа -это работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Проектно-исследовательская деятельность

Слайд 3

5 класс

Слайд 4

6 класс

Слайд 5

6 класс

Слайд 6

7 класс Дневник несостоявшегося путешественника Памятка путешественнику

Слайд 7

Исследование реки по плану

Слайд 8

8 класс

Слайд 9

Проведи социологическое исследование*. А) Узнай сколько детей в семьях твоих родственников, знакомых, друзей (до 10 семей). Результаты отобрази столбчатой диаграммой. Б) Сколько детей было у твоей бабушки, прабабушки. Сравни с твоей семьей. Построй график, диаграмму. В) Где проживали твои родственники (в сельской, городской местности), где и кем работали бабушки. В каком возрасте они создали семью, уровень их образования и т.д. Г) На основе данных исследования сделай выводы о динамике детности семьи, причинах ее изменения. Исследовательская деятельность учащихся 9 класс

Слайд 10

10 класс Учащиеся рассматривают территорию с точки зрения ее рекреационного потенциала или вложения инвестиций

Слайд 11

Результаты исследовательской деятельности Озеро моего детства Районный конкурс исследовательских работ «Светлая речка» - 2007 – 1 место Окружной заочный конкурс исследовательских работ «Светлая речка» - 2007 – 3 место

Слайд 12

Результаты исследовательской деятельности Роднинский родник: вчера, сегодня, завтра VII районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее» - 2008 – 1 место VIII областная научно-практическая конференция «Шаг в будущее, Юниор!» - 2008 – 1 место Районный конкурс исследовательских работ по изучению и охране малых водных объектов района – 2010 – 1место Окружной конкурс научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся по теме охраны и восстановления водных ресурсов- 2010 – 2 место

Слайд 13

Результаты исследовательской деятельности Экологический паспорт Роднинского родника XV межрегиональная научно-практическая конференция школьников «Исследователь природы» - 2010 – 2 место Региональный этап Российского национального конкурса водных проектов старшеклассников 2010- 1 место Районный конкурс научно-исследовательских работ охраны и восстановления водных объектов – 2013 – 1 место Окружной заочный конкурс «Исследователь природы» - 2013 – 1 место

Слайд 14

Результаты исследовательской деятельности «Зелёная книга» Районный конкурс детской и семейной рукописной книги «Сочиняем книжки сами» - сертификат участника

Слайд 15

Выводы Использование данных методов на уроках географии для меня эффективно, приемлемо, и результативно. Проектный и исследовательский методы умело сочетается с другими технологиями и не исключают их использование на уроках

Слайд 16

А.С. Макаренко: «Учёба как и всякий труд, теряет свою привлекательность, стоит лишь погаснуть в ней творческому началу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии деятельностного типа: проектно-исследовательская деятельность в преподавании химии

Тезисы выступления на VI окружной педагогической конференции «Деятельностный метод как средство реализации современных целей образования»...

Статья.«Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках биологии в условиях реализации ФГОС через проектно-исследовательскую деятельность.»

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в соврем...

Методические рекомендации "Организация проектно - исследовательской деятельности школьников по биологии в образовательном учреждении"

В сборнике представлена система организации и воспитательная роль исследовательской деятельности учащихся по биологии и экологии в образовательном учреждении, алгоритм разработки проекта, подготовки к...

Методическая разработка организации проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в девятых классах общеобразовательной школы как средство достижения образовательных результатов ФГОС.

Обучение английскому языку в девятом классе общеобразовательной школы предполагает развитие коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих: речевой, языковой, социальной, культурной, ...

Образовательный проект "Организация проектно-исследовательской деятельности при изучении русского языка и литературы"

Проектно-исследовательская  деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразован...

Образовательная технология "Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в рамках сельской школы"

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся – это основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации обновленных ФГОС...