Использование достижений передового педагогического опыта прошлого в современном преподавании географии
методическая разработка по географии на тему

Рецензия на методическую разработку Алексеевой Галины Александровны, учителя географии МБОУ «гимназия № 2» г. Торжок «Использование достижений передового педагогического опыта прошлого в современном преподавании географии на основе описания С.А. Рачинского похода учащихся Татевской Школы в Нилову пустынь». Данная разработка направлена на решение проблемы преемственности в отечественном образовании, в аспекте изучения географии, на использование потенциала большого опыта прошлого в преподавании этого предмета, не потерявшего актуальности и в наши дни, что соответствует подходам ФГОС. Обращение к традициям отечественного образования является актуальным, как с прагматической точки зрения (использование приемов, средств, форм, методов обучения прошлого, привлекательных для современных педагогов и учащихся), так и концептуально, так как способствует осознанию преемственности поколений, осуществляемую, в том числе, за счет организации образования, препятствует появлению «Иванов, не помнящих родства». Г.А. Алексеевой разработана методика работы в рамках изучения географии в школе XXI в.' с историко-географическими источниками на примере отчета С.А. Рачинского о походе в Нилову пустынь, опубликованного им в своей книге «Сельская школа», основанная на сравнительном анализе подхода к путешествиям • учащихся в то и наше время. В педагогической практике преподавания краеведения рубежа XIX- XX в. учитывался опыт школ разных типов,. начальных и средних, классических и реальных, принадлежащих разным ведомствам, городских и сельских. Такой подход уместен и в педагогической практике современной школы. Бесспорно, многие педагоги тогда могли учесть опыт С.А. Рачинского, описанный им в сборнике «Сельская школа» в 1891 г., о чем упоминалось в газете «Московские ведомости», журнале «Друг детей», а в -«Вестнике воспитания» был дан подробный профессиональный отзыв. В дальнейшем этот сборник неоднократно переиздавался. Материал, предложенный к рецензированию - шаг на пути актуализации наработок С.А. Рачинского и для школы XXI века. Данная методика может быть использована при изучении географии, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. На уроках она органически сочетается с проектной технологией и ИКТ, но также вполне вписывается и в рамки традиционного урока. Во внеурочной деятельности может войти в состав курса «Как изучали географию наши сверстники в дореволюционной школе». Разработка выполнена на хорошем методическом уровне. В силу этого, а также, благодаря оригинальности темы, она представляет интерес не только-для разработчика, но и педагогов области. Данный материал может быть размещен на сайте образовательной организации, в которой работает ее автор, и в Банке передового педагогического опыта ТОИУУ. Рецензент: Савинова О.В., доцент кафедры общего, среднего и профессионального образования ТОИУУ, кандидат педагогических наук,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_g.a._alekseevoy.docx53.94 КБ

Предварительный просмотр:

Использование достижений передового

педагогического опыта прошлого

 в современном преподавании географии

                                                                    Работу выполнила:  

  Г.А. Алексеева , учитель географии высшей категории

МБОУ «Гимназия №2» г. Торжок

                                   


                                                                   


Содержание

Введение…………………………………………………………………     3                                                                                                    

Глава 1. Использование достижений передового педагогического

 опыта прошлого в современном преподавании географии на

примере издания Марков Д.А. Тетрадь для самостоятельных

 работ по изучению истории местного края.

М., 1916 г……………………………………………………………       4-19  

Глава 2.  Использование достижений передового педагогического

 опыта прошлого в современном преподавании географии на

 примере книги С. А. Рачинского «Сельская школа»………………   20-29

Заключение……………………………………………………………      30

Список литературы…………………………………………………..       31

Введение

Актуальность

Обращение к традициям отечественного образования является актуальным в плане:

- использования приёмов, средств, форм, методов обучения прошлого в современных условиях изучения географии;
- осознания преемственности поколений,  которая достигается в том числе, за счёт организации образования.
- данный  подход гарантируется требованиями ФГОС

Проблема

Противоречие между значительным содержательным и методическим потенциалом педагогического опыта прошлого и его недостаточной изученностью, а, вследствие этого и использования в практике современной школы.

Механизм реализации

Материалы могут использоваться на уроках с применением технологий системно-деятельностного обучения, но наибольший потенциал они имеют для организации внеурочной деятельности по географии и краеведению. Она также может войти в состав курса «Как изучали географию наши сверстники в дореволюционной школе».

Цели и задачи проекта

Разработать методику работы при изучении географии с дореволюционными источниками:
- Марков Д. А. Тетрадь для самостоятельных работ по изучению истории местного края. М., 1916 г.
- Рачинский С. А. Сельская школа. Отчёт о походе  в Нилову пустынь.

Глава 1. Использование достижений передового педагогического опыта прошлого в современном преподавании географии на примере издания Марков Д.А. Тетрадь для самостоятельных работ по изучению истории местного края. М., 1916 г.  

На рубеже XIX-XX вв. в отечественном образовании переплелись два процесса, обусловившие появление материала, которое представляется Вашему вниманию. С одной стороны, педагогическими теорией и методикой все шире и глубже обсуждалась проблема  изучения местного материала, а, с другой, шла речь об использовании передовых методов обучения и воспитания. Этим требованиям как нельзя лучше способствовали тетради для организации самостоятельных работ учащихся, которые многие современные учителя почему-то ошибочно считают атрибутом УМК только конца XX – начала  XXI вв. Первые рабочие тетради с печатной основой появились в России ровно сто лет назад, в 1913 г. Это были тетради по естествознанию и географии. Они являлись дополнением к имеющимся учебникам и распространенным в то время репетиционным (контурным) картам и атласам. Тетрадь для самостоятельных работ по изучению истории местного края, автором которой являлся Дмитрий Аркадьевич Марков, директор Саратовского учительского института, действительный член Таврической и Саратовской ученых архивных комиссий, Костромского научного общества по изучению местного края, вышла в свет в 1916 г.

На титульном листе указывались следующие данные: названия губернии, уезда, волости, города, села или деревни, в котором проживали и обучались учащиеся. Предлагаемая тетрадь представляла собой ряд вопросов, советов, указаний, относящихся к изучению истории местного края, и отвечала на запросы насущной потребности изучения истории, родиноведения, местного края в любом месте нашего обширного Отечества.

Автор-составитель тетради ставил следующие цели:

  • образовательные. Учащихся и любителей местной истории перенести в минувшую местную историческую жизнь, воскресить перед ними образы деятелей родного края,  сделать их свидетелями того, как в сложном историческом процессе постепенно создавалась и крепла жизнь родного края (необходимо пояснить, что в рассматриваемый период конца XIX - начала XX веков образовательные цели были обучающими, и были непосредственно связанны с изучением материала);
  • воспитательные. Дать «приложение» творческой работе учащихся и любителей истории родного края.

Рецензентами тетради были Костромское научное общество по изучению местного края и Лекционная Подкомиссия по Саратовской Ученой Архивной Комиссии, которые одобрили появление составленного руководства по изучению местного края.

Учащимся и педагогам при работе с тетрадью давались следующие общие указания:

  1. Обширность предлагаемой программы не должна была смущать собирателей материала по изучению местной истории, т.к. от них не требовалось дать ответы на все вопросы намеченной программы.
  2. Поощрялась запись  сведений, не предусмотренных в тетради.
  3. Необходимо было точно воспроизводить язык и произношение лица, от которого записывается сведения.
  4. Названия местных озер, рек, курганов, кладов, археологических находок, памятников старины должны были быть записаны со значением ударений, в форме родительного падежа. Желательно было приведение объяснений названий, какое давало им местное население, и легенд, связанных с ними.
  5. Источником информации для заполнения тетради могли быть данные, полученные из губернских ученых архивных комиссий, губернских ученых обществ, земских и городских управ, волостных правлений, от священников, старожилов.

Работа с тетрадью могла продолжаться через составление коллекций историко-археологического и этнографического содержания. Из собранного материала можно было организовать школьную выставку по следующим направлениям: книги по местной истории; портреты местных деятелей; картины и таблицы по местной истории; альбомы; журналы, содержащие материал по местной истории; открытки с видами; планы; монеты, медали и знаки; документы; разные предметы; работы учащихся и т.п. Материалы выставок могли служить фундаментом для создания школьного музея по местной истории.

Тетрадь, объемом в 54 страницы, состояла из ряда разделов: Общие сведения. Поверхность изучаемой вами местности. Почва. Орошение. Климат вашей местности. Одежда, украшения знаки. Техника в народном быту. Пища и напитки. О природе вашей родины. О народонаселении вашей местности. Занятия, ремесла и промыслы. Торговля. Семейный быт. Суеверия и гадания. Народная медицина. Религиозные верования. Язык, грамотность и просвещение. Народная музыка. Историко-археологические сведения (о курганах и могилах, о пещерах, о кладах, о памятниках старины, о старинных грамотах, бумагах, книгах, о церквах, исторические сведения о вашей родине).

Тетрадь Д.А. Маркова

Тетрадь, разработанная для школьников

 21 века

     Вопросы

Проекты и исследовательские работы

Иное

         1.Общие сведения

  1. Губерния:
  2. Уезд:
  3. Волость:
  4.  Село, деревня и т.д.:

Надо иметь  карты: своей  губернии, уезда, волости

  1. Нарисуйте план вашего дома, усадьбы, села. Если  вы имеете возможность достать карту или план  вашей местности,  то рассмотрите  их  и на основании  их составьте свой план. (приведены  условные знаки для составления плана)
  2. Укажите границу изучаемой местности.
  3.  Узнайте по календарю, на каком приблизительно  расстоянии находится ваша  родина от вашего уездного, губернского города, от Петрограда, Москвы.
  4. Запишите сколько квадратных миль или кв.верст занимает изучаемая вами местность.
  5. Сколько жителей считается в  вашей местности?
  6.  Сколько человек приходится на 1 кв. милю или на 1 кв.версту?
  7.  Какие части (деревни, села, волости, уезда) входят в состав изучаемой вами местности? С.9
  8.  Не имели ли какого исторического значения положение, границы и пространство изучаемой вами  местности (расселение, обособление людей, политическое и культурное  развитие и проч.)

.

1. Какие изменения произошли в ЭГП данной местности к 2014 году?

2.Современное политико-административное устройство территории.

                               2. Поверхность изучаемой вами местности

  1. Какова поверхность изучаемой вами местности?
  2. Указать значение замечательных гор, холмов, равнин и проч. Изучаемой местности. На названиях ставьте ударения.
  3. Каково значение  устройства поверхности вашей родины для жизни?
  4. Не связано ли с какими-либо историческими событиями  устройство  поверхности вашей родины?
  5. Не можете ли указать красивые места вашей родины. Сделайте описание их, сфотографируйте, зарисуйте их. Если  есть виды  на открытках, сохраните их.

Примечание: Из рисунков и открыток  желательно  составлять  альбомы. С.10-11

1. Как изменился рельеф местности  за сто лет? Какие факторы повлияли на эти изменения?

Создать презентацию современных форм рельефа изучаемой местности.

3. Почвы

1.Какова почва изучаемой вами местности: черноземная,  глинистая, болотистая, каменистая,  супесчаная,  суглинистая и проч.

Образцы почвы положите  по  разным пакетикам или в  пробирки с пробками.

Чтобы карта по собиранию образцов почвы не теряла  своего значения, следует помнить два правила: 1) точно записывать, где и при каких условиях взяты  образцы почвы, данный камень, окаменелость, образец породы;  2) брать образцы по возможности  на месте, т.е.  из тех слоев, где они  образовались и залегают не случайно.

Образцы почвы послужат материалами  для школьного музея.

2. Каково историческое  значение почвенных условий для вашей родины? (расселение,  обособление людей,  политическое и культурное  развитие и проч.) с.11

3.Как повлияла хозяйственная деятельность человека на почвенные ресурсы?

Исследовательская работа «Свойства почвы вашей территории и их влияние на агротехнику»

4. Орошение

1. Что можно вообще сказать об орошении   атмосферном и  речном изучаемой  вами местности?

2. Назовите реки, озера вашей местности. На названиях поставьте  ударения. С.11-12

3.Какие изменения произошли с водными ресурсами вашего края за последние 100 лет?

Проект: Экологическое состояние водных ресурсов данной местности. Предложите меры по  их охране.

  1. Климат вашей местности

1. Каков климат вашей местности: сухой, сырой, умеренный, холодный, теплый и проч.

Чтобы  иметь правильное  представление  о климате, надо наблюдать за температурой воздуха, движением ветра, количеством облаков, их видами, движениями, атмосферными осадками, грозами, зарницами, вскрытием и замерзанием рек и проч.

2. Как сказалось  влияние  климатических условий  на исторической  жизни  родного края? С. 12

1.Какие изменения произошли с климатом  за сто лет?  Выявить причины изменения.

Приложение: составить график  хода температуры, диаграмму осадков, розу ветров.

                     6. О природе  вашей родины

1. Какова неживая природа  вашей родины? (леса хвойные и лиственные, степь и пески и пр.)

2.  Добываются ли в вашей местности  металлы и  минералы? Какие?

3. Какова живая природа вашей местности?  (лесные звери, птицы, домашние животные растительный и животный мир).

4. Какое значение  имела природа в истории вашего края?  (защитные   от неприятеля  места, красивые местности, курорты, экономическое значение, влияние на характер жителей и проч.)

Примечание: опишите природу вашего  края подробнее. Зарисуйте, сфотографируйте отдельные ее виды. Если  не в состоянии этого  сделать,  то подберите открытки  с видами вашей местности  или же укажите картинки, похожие  на вашу местность. Виды можно достать у ваших знакомых. Создать презентацию «Растительный и животный мир малой Родины»

5. Не слыхали ли  вы от старожилов  рассказов  о том,  какова была раньше природа  вашей местности? (камни, валуны и проч.)

6. Не  произошли ли  на памяти  старожилов  каких-либо особенных  перемен в природе вашего края? (например,  обвал берега реки,  ураганы,  ливни и проч.) с.13-14

1. Как изменилась  природа  вашей местности за столетие?

Исследовательская работа: «Растения и животные данной местности,  занесённые в Красную книгу Тверской области и РФ»

  1. О народонаселении вашей местности.

1 Физический облик населения

  1. Опишите, какая  преобладает окраска кожи у людей вашего края.
  2. Какова  окраска глаз?  (голубые, серые,  карие и т.п.)
  3. Какова окраска  волос?  (белокурые, светловолосые,  темно-русые, черные, рыжие)
  4. Опишите  качества  волос (жесткие, гладкие, волнистые,  кудрявые,  курчавые,  разноволосые,  густые, редкие).
  5. Каков рост мужчин и женщин? (высокий, средний,  низкий)
  6. Что считается идеалом физической красоты у мужчин и женщин?
  7. Желательно иметь  фотографии мужчин и женщин (enfase  и в профиль). С. 14

Исследовательская работа

 « Характеристика современного населения территории»

2. Жилища

  1. Назовите жилища и постройки в вашей местности.

Желательно иметь  модели, фотографии, чертежи и рисунки хотя бы от руки. Рисунки  легче всего сделать цветными карандашами.

2. Какие поверья связаны с  отдельными видами  построек? (например,  с воротами,  дверями и проч.)

1. Современное состояние жилищного фонда.

3.Одежда, украшения и знаки

1. Укажите предметы, служащие человеку покровом и  украшением  во всех его  возрастах.

2. Укажите  предметы, ношение которых может, по народным понятиям, предохранить от болезни, дурного глаза, дать счастье, удачу, силу,  спасти в  несчастье.

При всякой вещи указать материал, цвет ее, географическое распространение, если возможно, любой принадлежности туалета. Желательно  собирание выкроек, чертежей, образцов,  фотографий.

3. Какие употребляются знаки, рисунки неграмотными  для отметки  чисел? (денег, пудов и проч., для отметки принадлежности им  предметов и для других целей).

4. Делаются ли знаки и  рисунки мелом, углем, надрезками, зарубками и проч.?

5. Не существует ли поверий относительно значений и силы изображений человека, животных, знаков и  чисел? С.16-17

 Какие изменения произошли в одежде, украшениях и знаках за сто лет?

Исследовательская работа: Влияние косметических средств на здоровье человека.

                                              5.Пища и напитки

  1. Укажите пищу в сыром виде – яйца, щавель,  орехи, травы и  проч.
  2. Пища, приготовленная без помощи огня – вяленое мясо, рыба, соленья.
  3. Пища, приготовленная при помощи огня.
  4. Праздничная пища.
  5. Обрядовая пища:  крестинная каша,  куличи,  творог на Пасху,  поминальные блины,  яичница в  семик и проч.

Обрядовые писаные караваи. Печеные жаворонки и кресты. Что с ним делают:  едят ли сами хозяева,  бросают ли на улицу, подают ли нищим или отдают детям?

  1. Указать виды молочной пищи и лакомств.
  2. Пища по сезонам: постная,  скоромная,  летняя, осенняя, весенняя, зимняя.
  3. Составьте несколько  меню праздничных  и будничных, постных и  скоромных, зажиточных и бедных семей.
  4. Опишите сервировку стола, посуду, утварь.
  5. Соберите образцы сервировки стола.
  6. Соберите образцы примесей к пище, к которым прибегает  народ в случае  недостатка пищи.
  7. Как народ  относится к праздникам и постам?
  8. Перечислите виды напитков и способы  их приготовления (квас,  пиво, мед, чай,  сбитень и проч.).
  9. Какие поверья, поговорки и  молитвы связаны с употреблением  воды  для питья?
  10. Какие молитвы, причитания, поговорки и  приметы употребляются  перед едой,  питьем и  после них?
  11. Обратите внимание  на солонку и на обычаи и суеверия, связанные с солью. С.19-20

1.Кухни  каких народов используются в современный период в вашей местности?

Исследовательская работа: «Влияние чипсов и газированных напитков на организм человека»

8 Занятия, ремёсла и промыслы

  1. Занимаются ли жители вашей местности земледелием?
  2. Скотоводство, овцеводство и птицеводство.
  3. Садоводство, огородничество, бахчеводство,  шелководство, гончарное производство, выплавка  угольев,  шаповальство (выделка войлоков, шляп и проч.), ткачество,  шорный промысел,  кирпичное производство, клееварство,  малярство, выгонка дегтя и проч.
  4.  Лесные промыслы.
  5. Охота, рыболовство,  пчеловодство.
  6. Добывание минералов.
  7. Ремесла: сапожничество, плотничество, столярство, токарство,  колесничество,  бондарство и  выделка  деревянной посуды, портняжество.
  8. Кустарная промышленность – (ложки, ножи,  катанье  валенок,  иконописание и проч.).
  9. фабрично-заводская промышленность.
  10. Отхожие промыслы: коробейники,  офени,  плотовщичество, дегтярство,  выделка овчин,  щетинники и проч.
  11. Нет ли специальных женских промыслов и рукодельных работ?
  12. Какие занятия  и промыслы  по народному воззрению  неприличны для  мужчин,  и  какие для женщин?
  13. Желательно собрать коллекцию  предметов, относящихся к занятиям, ремеслам и промыслам жителей вашей родины. Желательны также чертежи,  рисунки и фотографии.
  14. Обряды, приметы, поверья,  связанные с занятиями, ремеслами и  промыслами вашего края. С.20-22

1. Каково современное состояние хозяйства вашей местности.

Исследовательская работа: Народные промыслы Тверской области

составить диаграмму структуры хозяйства.

9 Торговля

  1. Не толкует ли народ по-своему, когда и  откуда  началась и пошла торговля?
  2. Так ли велась  торговля в старину, как теперь и если иначе, то как именно?
  3. Какие были и есть меры жидких и сыпучих тел? (напр., кврта, копа, маленка и т.д.)
  4. Какие названия веса? (напр., безмен)
  5. Какие были и есть названия известной суммы денег? (напр., грош,  трешник,  семишник, гривна и др.)
  6. Какие употребляются специальные выражения в  торговле?
  7. Какие вы знаете обычаи при мелочной, базарной и  ярмарочной купле и продаже? (могорычи, битье по рукам,  передавание  повода  из полы в полу и т.д.)
  8. Какие святые считаются покровителями отдельных видов торговли?
  9. Как определяется успех или неуспех в торговле?
  10. Как выбирается  счастливое место на базаре или ярмарке?
  11. Как поверья связаны с торговлей и с отдельными ее видами? С.22-23

1. Какова роль торговли для хозяйства вашей территории?

2.Внешние экономические связи.

10. Семейный быт

  1. Крестины, как они происходят?
  2. Что кладут «на зубок» родильнице?
  3. Опишите картину детской жизни и ее обстановки.
  4. Какова колыбель в доме и в поле?
  5. Употребление сосков, рожков; пища детей.
  6. Занятия и  изделия детей.
  7. Развлечения молодежи: посиделки, супрядки (посиделки с прялками, хороводы и проч.)
  8. Особые девичьи праздники.
  9. Описание сговора, девичника,  благословения и свадьбы.
  10. Как справляется новоселье
  11. Запишите народные приметы.
  12. Опишите  по  порядку главнейшие детские игрушки и игры.

Можно представить образцы  игрушек  на школьную выставку.

  1. Назовите игры,  развлечения и увеселения взрослых.
  2. Кто  глава семьи?
  3. Какова подчиненность сыновей отцу, дочерей и невесток матери?
  4. Напишите о смерти и погребении  у вас на родине.
  5. Опишите поминки, траурные одежды, плач и причитания по  покойнику.
  6. Надгробные  памятники и надписи. С.23-25

1.Как изменились семейные традиции?

.

  1. Суеверия и гадания

1.Какие вы знаете в народе  разные  способы  узнавать будущее, предотвращать  несчастье?

2.Какие другие  вы знаете  предохранительные средства от зараз,  градобитий и других бедствий?

3.Опишите  разного рода приметы.

4.Нет ли в народе гадательных книг? (какие)

5.Какие вы знаете способы святочных гаданий?

6.Какие вы знаете заговоры?

7.Средства от худого глаза?

8.Ворожеи, колдуны и знахари. (Верят ли им?)

9.По каким признакам  узнают  колдуна или ведьму?

10.Вера в оборотней, домовых, леших и водяных.с. 25-26

11.Вера в гороскопы

Приложение: Провести соцопрос по отношению к гороскопам, отразить данные в диаграмме.


Вера в гороскопы.

Провести соцопрос по отношению к гороскопам, отразить данные в диаграмме.

  1. Народная медицина

  1. Какие лекарства употребляются при разных болезнях?
  2. Народные названия болезней и их причины.
  3. Какова причина заболеваний по народным понятиям?
  4. Как предупреждают болезни?
  5. В чем выражается уход за больным?
  6. Нет ли лечебников? (какие?)
  7. В чем выражается забота о чистоте  жилища и тела?

1.  Какие современные методы лечения используются в вашей местности?

Провести анкетирование по отношению  к ЗОЖ

  1. Религиозные верования.

1.Какое представление существует у местного населения о небе,  солнце,  планетах,  кометах,  падающих звездах?

2.Представления о радуге, громе и  молнии.

3.Почитание земли.

4.Предсказания погоды, народный календарь.

5.Особенности местных воззрений религиозного характера.

6.Верования в загробную жизнь.

7.Церковь и религиозное почитание.

8.Старообрядцы и секты.

1.Ваше отношение к религии, восстановлению храмов, посещению святых мест?

В итоге тетрадь, заполненная сведениями по истории местного края, представлялась или преподавателю, или в местную ученую комиссию, или в другое какое-либо ученое общество.

 Можно сделать ряд выводов:

Во-первых, исходя из анализа содержания тетради, следует, что краеведение изучалось комплексно, в единстве географического, культурно-бытового, экономического и исторического аспектов.

Во-вторых, данное пособие является универсальным, по которому можно организовать работу учащихся по изучению почти любой местности. По крайней мере, для организации краеведческой работы в нашем крае она подходит без каких-либо купюр.

В-третьих, в этой тетради, по сути дела, закодирована программы научно-исследовательской деятельности учащихся на длительный период.

В- четвертых, достаточно велик потенциал данного пособия в организации исследовательской деятельности современных учащихся. Реализовывать его можно вариативно. Самый простой способ – продублировать те действия учащихся с тетрадью, которые выполняли их достаточно далекие предки. Иными словами выполнить те же задания, которые предлагались сверстникам 100 лет назад. Второй вариант, который может быть предложен в качестве индивидуального, парного, группового или коллективного проекта, доработать тетрадь, включив новые разделы, задания, отражающие те изменения, которые произошли в крае за сто лет, а также современные методы обучения, например, ИКТ.  Наконец, разделы тетради могут стать самостоятельными направлениями исследовательской деятельности в рамках научных ученических обществ. Давайте, наконец, научимся совершенствовать велосипед, а не изобретать его каждый раз заново.

Глава 2. Использование достижений передового педагогического опыта прошлого в современном преподавании географии на примере книги С. А. Рачинского «Сельская школа»

Одной из серьезных проблем, находящихся в центре внимания педагогической общественности во второй половине XIX – начале XX вв.  являлась проблема изучения края  (краеведения, родиноведения). Это было связано с оторванностью школы от окружающей ученика обстановки. Данная тематика находилась в центре обсуждения,  как на страницах педагогических журналов, так и на педагогических съездах разного уровня.  Очевидной становилась необходимость сближения учебного материала с личными внешкольными впечатлениями детей, с изучением местности в разнообразных аспектах. На практике материал по истории, географии, естествознанию и русскому языку излагались без отношения к особенностям местной природы, к занятиям жителей данной местности, к прошлому края. А. Круглов, оставивший самую подробную рецензию на сборник статей «Сельская школа» С.А. Рачинского отмечал: «Недостаток наглядности, непосредственного знакомства с предметами, о которых идет речь в школе и книгах, не может быть восполнен одной демонстрацией картин, которые сами становятся понятными лишь по аналогии с предметами знакомыми и увиденными. …Читать описание чего-нибудь и это же видеть самому, не одно и тоже. В этом состязании бессильно  всякое перо, всякое письмо, как бы ярко оно ни было. Описание только разманит вас, но никогда не удовлетворит вас вполне» (1,100).

Сергей Александрович Рачинский российский учёный, педагог, просветитель, профессор московского университета, ботаник и математик. Член-корреспондент императорской санкт-петербургской академии наук.
Родился15 мая 1833, с. Татево, Бельский уезд, Смоленская губерния. Он работал учителем в сельской школе села Татево.

С.А. Рачинский, реагируя на насущные потребности времени, в полной мере осознавал актуальность «краеведческой» проблемы: «Нет сомнения в том, что школьное учение в наших сельских училищах весьма мало прибавляет к скудному запасу наглядных практических сведений, ограниченным каким-нибудь десятиверстным расстоянием. Этот недостаток наглядности, непосредственного знакомства с предметами о которых идет речь в школе и книгах, не может быть восполнен одной демонстрацией картинок. Умные мальчики, лет 13-15, пишущие без орфографических ошибок, поющие по нотам, восхищающиеся «Одиссеей» Жуковского и музыкой Моцарта, никогда не видели – не говорю парохода или телеграфной проволоки, но парома и ветряной мельницы!» (2,165). Между тем, предметы, о которых ведется речь в учебниках и книгах, будут способствовать пробуждению интереса к ним учащихся, если удастся показать их в действительности.

Сергей Александрович Рачинский избрал поход в Нилову пустынь не только, преследуя паломнические цели, но и цели расширения краеведческих представлений учащихся. Вместе с тем, не так просто было убедить родителей отпустить ребят в поход, и лишь авторитет Рачинского смог помочь в решении этой задачи.

В северной части Смоленской губернии (ныне территория Тверской области) особенно чтиться память Нила Столобенского, дни его представления (7 декабря) и обретения его мощей (27 мая), считаются великими праздниками. Трудно найти в наших краях пожилого человека, не побывавшего хоть раз в жизни в Ниловой пустыне. Народ стекается массами к Угоднику, но дети не принимают участия  в богомольях. Несмотря на высказывание об экскурсиях, что они «для крестьянских ребят дело невозможное и немыслимое, потому что единственной побудительной причиной, которая может заставить их родителей согласиться в летнее время на продолжительную отлучку детей из дома,  есть понятное и разделяемое желание, чтобы они  могли поклониться какой-либо всеми чтимой  святыне» (2,165), этот поход Сергею Александровичу удалось организовать. Причем, не один, а даже два подхода.

В организации и проведении похода С.А. Рачинскому помогали учителя школы, выпускники, учащиеся и их родители. Был продуман маршрут, изысканы средства, решены организационные вопросы.

В ходе похода были «задействованы» разные стороны краеведения. Природа края. С.А. Рачинский оставил восторженно-поэтические описания природы и настрой учителя не мог не сказаться на восприятие природы учениками. Он сумел в, казалось бы, обыденном окружении для крестьянских детей, показать им прекрасное!  

«Чудное время! Леса еще сохранили всю свежесть своей весенней листвы, и в тенистых их закоулках доцветают последние ландыши; а в полях уже появляются первые васильки, и над сизыми волнами цветущей ржи носятся облака душистой пыли; в нетронутой траве лугов сияют и рдеют, благоухают и колышутся тысячи едва распустившихся цветов; и все это заливает потоками света почти незакатное солнце, ибо ночи нет: бледный пурпур заката разгорается в пурпурное золото утренней зари. Есть что-то торжественное, что-то призывное в этом непрерывном бдении, в этом могучем напряжении всех сил природы; это время бессонных ночей, время широких замыслов, время порывов духа к высшему свету…» (2,114).

 «То здесь, то там яркие полосы света на верхушках леса и на изумрудной зелени овса… Хлебные поля чередуются с лугами, цветущими и душистыми. Ребята жадно рвут прелестные цветы, окаймляющие дорогу. Один выбирает нежные кисти белой разновидности колокольчиками и соединяет их с разрезанными звездами розовой дремы. Другой перемешивает с васильками душистые колосья бледно желтоватой любки. Третий рвет что попало. Всякий несет мне цветы, которые ему кажутся почему-либо заслуживающие моего внимания» (2,124).

Захватывающими являются строки о том изумлении, которое испытали учащиеся, впервые увидев вереск: «С выходом на большак характер почвы и растительности резко изменился. Глина заменяется песком, березы – соснами, появляется вереск. Это невиданное растение сильно заинтересовало ребят. На что оно годно? Будут ли на нем ягоды? Я объяснил им, что это – кропильник (так называют его в Тверской губернии, ибо из него вяжут кропилы для водосвятия), что земля из под него самая лучшая для цветущих кустарников, которыми они любовались в Татевской оранжерее, и ребята успокоились и возымели к вереску уважением. «Солнце заходило. Последние лучи его заливали огнем небольшую полянку, всю заросшую смолянкой в полном цвету. Как рубины, рдели пурпурные метелки на темном фоне густого сосняка. Все ребята кинулись рвать заманчивые цветочки и все перепачкали себе пальцы об их липкие стебли» (2,128).

 «Мы вступили в прелестный бор, в котором к соснам живописно примешаны березы и осины. Нас обдало упоительным запахом ландышей. Вся почва была покрыта их листвою и вскоре в местах тенистых мы нарвали множество еще не завядших цветов» (2,129-130).  

«Мы любовались  характерной боровой растительностью. Почва местами была сплошь покрыта желтыми цветками очитка и пурпурными кистями особенно крупноцветного тимьяна, проглянуло веселое солнышко. С юга потянул легкий ветерок. Все ребята защебетали как птички после долгого ненастья. Опять мы пошли через прелестный  бор, в котором неделю назад рвали ландыши. Они окончательно отцвели, но нескошенная трава лесных полянок еще пестрела цветами» (2,136).

Нужно заметить, что в период всего похода  шли  частые дожди, но паломникам повезло, так как они приходились либо на время остановок, либо опережали или отставали от участников похода.  «Дождь нам не надоел!» - твердили ребята о погоде» (2,157).  

На протяжении всего путешествия несколько учеников школы, их называли «наши живописцы», изображали  окружающее пространство и выражали свои впечатления в рисунках. Так в первый день делались зарисовки у деревень Кожухово и Бакланово; в пятый день рисовались рудные сосны Житного монастыря; во время пребывания в Ниловой пустыни были изображены виды монастыря; на восьмой день рисовальщики отправились на тарантасе вперед для того, чтобы успеть «нарисовать до захода солнца Оковецкую церковь», вид на которую был очень живописен (2,154).  

Знакомство с памятниками архитектуры. Каждый день путешествия был ознаменован посещением тех достопримечательностей, которые были в населенных пунктах. При их посещении дети знакомились с историей церквей и памятных мест. Так участники похода посетили: Меженинскую церковь и Меженинскую земскую школу, Кожуховскую церковь, Оковцы и Оковецкую церковь («Посетили Оковецкую церковь прекрасную и высокую. Постройка ее относится к прошлому веку (XVIII в.) и времени ее построения соответствует общий ее облик. К ней пристроена колокольня с робкими претензиями на готический стиль. Церковь стоит на крутом холме, и этим воспользовались, чтобы устроить под ней две большие духовые печи, согревающие громадный зимний придел» (2,156); поселок Селижарово и Селижовский монастырь («Селижаровский монастырь осмотрели во всех подробностях. Главную красу его составляет Троицкий собор, отлично сохраненная постройка XVII века… Вполне сохранены любопытные кафли с рельефным изображением льва (герба Ржевского уезда), украшающие  цоколь здания. Они только закрашены густой белой краской. Наличники окон представляют много интересного.  Вглядываясь в них, модно убедиться, что большая доля их живописного эффекта, помимо оригинальности рисунка, зависит от совершенно свободной каменотесной работы. Легкость отступления от безусловной симметрии, шероховатость работы придают им ту же выразительность, которая отличает, например, крестьянское шитье, крестьянские кружева от аккуратных фабричных изделий того же рисунка» (2,152); город Осташков («Город чистенький и веселый, с высокими церквами и хорошенькими домами, с бульваром и общественным садом» (2, 139); Житный (мужской) монастырь («Ни Петербург, ни Москва не обладают столь прелестным местом для гуляния. Монастырь не из древних: он основан в начале прошлого (XVIII века) столетия. Тем не менее, главная его церковь носит на себе отпечаток века семнадцатого. Некоторые детали ее, наличники, столбики, даже воспроизводят формы века шестнадцатого и придают этой постройке ту жизненность, которой лишены аккуратно выглаженные, шаблонные  орнаменты позднего времени» (2, 140).

Маршрут, по которому продвигалась группа, возглавляемая Сергеем Александровичем, пролегал через следующие населённые пункты: Татево – Демидово – Беликово – Шалаевская гора (водораздел рек Волга и Днепр) – Карелка – Меженинка – Московка – Боярское – Кожухово – Бакланово – Свисталово – Боровые Нивы – Оковцы – Пырошня – Березуево – Клешнино – Бутырко – Селижарово – Осташков – Зехново – Рагозье – Нилова пустынь.

Наконец, ребята пришли в Нилову пустынь и пробыли там 3 дня. На обратном пути они посетили имение родственницы Рачинского в селе Бобровское Ржевского уезда. В путевых заметках дается его подробное географическое описание и история приобретения данного имения у князей Долгоруких.

При посещении деревень путники обратили внимание на интересный факт. Практически во всех деревнях путешественников поразило отсутствие взрослых мужчин. На полях работали женщины. «На улицах встречались лишь дряхлые старухи и малые ребята. Где же хозяева? Ушли вПитер, в Москву, на низовья Волги. В первом походе это было не заметно» (2,130). Это давало возможность поразмыслить над тем, как изменения в социально-экономическом развитии страны находили отражение и в деревенской жизни.

Находясь в Осташкове и Ниловой пустыне С.А. Рачинский занимался сбором информации о посещаемых местах и святынях. Это было не просто. В поисках книжной лавки Рачинский отправился по Осташкову. «Она нашлась в глухой улице и оказалась крошечной лавченкою, вмещающей и переплетную мастерскую, и библиотеку для чтения, и продажу книг и письменных принадлежностей. Никакого описания Осташкова, Ниловой пустыни, Селижаровского монастыря в продаже не оказалось. Зато нашлись часословы. Я  (С.А. Рачинский. Н.З.) засадил мальчика Корнея переписать из лексикона Плюшара кое-какие сведения об Осташкове и отправился к ребятам» (2,141). Позже в публичной библиотеке «по части местных церковных древностей» найти ничего не удалось. Рачинскому посоветовали обратиться в местную земскую управу, где им была приобретена книга В. Покровского «Описание Осташкова». Он познакомился с местным археологом Владимиром Успенским, который подарил С.А. Рачинскому «Историческое описание Ниловой пустыни» (этой книги не было даже в самой Ниловой пустыне). Другие книги В.Успенского «с обстоятельным описанием Селижаровского и Житного монастырей, села Оковцы были куплены на местах» на обратном пути путешественников.

Посещая новые места, участники похода знакомились с жителями деревень. Вечерами, перед молитвами, происходило общение с хозяевами за ужином или чаем. Беседы были разнообразны, и поэтому дети могли познакомиться с рассказами старожилов об интересном, с объяснением различных названий, поделиться впечатлениями от увиденного в дороге. «В каждой губернии, каждом уезде, в каждом уголке есть что посмотреть, есть чему поучиться. Природа, быт, занятия – все изучается лучше всего в жизни, а не из книжки…» (1,103).

Путевые заметки С.А. Рачинского были опубликованы в сборнике «Сельская школа» в 1891 г., который многократно переиздавался и стал настольной книгой и методическим пособием для многих сельских учителей. Появление сборника нашло отклик в педагогической литературе.  Об этой книге были упоминания в газете «Московские ведомости» и журнале «Друг детей». Более подробный отзыв о сборнике был опубликован в журнале «Вестник воспитания» в № 2 за 1892 году в рубрике «Критика и библиография». Имеется в виду статья А. Круглова «Детские походы (беспритязательные заметки)», в котором автор восхищается С.А.Рачинским и совершенным походом с учащимися, выделяет положительные стороны организации экскурсий по краю с религиозными целями для крестьянских детей, и говорит о значимости использования  наглядности и практических занятий в дореволюционной школе. «Надо пользоваться летом как самым удобным временем для походов. Эти знания, эти впечатления никогда не могут быть поставлены на одну доску с впечатлениями от чтения. Сама перемена образа жизни уже имеет значение. Поход дает ребенку и житейский опыт, разовьет серьезное отношение к жизни, поможет развитию самостоятельности в их характере, развитию черт мужественности, ослабит нервность, поможет отвыкать от излишней изнеженности» (1,103).  В статье затрагивался вопрос о воспитательной деятельности монастырей в отношении образовательных прогулок для крестьянских детей, которая помогает решать многие вопросы, как организации, так и содержания экскурсий и путешествий.

Таким образом, С.А. Рачинский внес свой вклад в разработку и реализацию подходов к краеведческой деятельности школы. Это: организация походов учеников, приобщение детей к окружающей жизни, стремление найти больше источников информации о памятных местах, поощрение инициативы учеников и развитие их способностей, использование наследия русской православной церкви. А. Круглов писал: «У нас на Руси масса святынь, древностей, посетить которые – полезно. Уже ради одних святынь, древностей стоит предпринять поход.  Эти знания, эти впечатления никогда не смогут быть поставлены на одну доску с впечатлениями от чтения… Но Рачинских мало, а чиновников-педагогов, увы, много. И вот, дети читают о том, что за тысячи верст от них, не знают того, что вблизи. И это везде так. И грустно, и больно» (1,104).

В настоящее время изучению краеведения на уроках географии уделяется большое внимание. Мы не можем не использовать опыт С. А. Рачинского, работая  в данном направлении. С целью сближения учебного материала с личными внешкольными впечатлениями детей, с изучением местности в разнообразных аспектах нами разработан свой маршрут похода из Татево в Нилову пустынь. Данный поход даёт возможность наблюдать за природой западной части Тверской области, посетить некоторые памятники природы  и архитектуры, а также музеи. Из Татево маршрут следует в Молодой Туд, где можно увидеть родники, Татевский мемориальный комплекс, парк. Движемся через Дружную горку в Селижарово. В школах №1 и №2 посещение музеев; посещение мемориального комплекса, Селижаровского монастыря. Далее путь лежит в г. Осташков. В деревне Рогожа посещение музея природы. В Нижней Котице – храм, бобровый заказник. В Осташкове посещение краеведческого музея, музея рыбы, обелиска Константина Заслонова. На острове Кличен посещение женского монастыря. Далее – в Нилову пустынь. Часть пути можно двигаться на автобусе, а по рекам и озеру на лодках. Несомненно¸ для учащихся такой поход принесёт больше пользы в приобретении знаний, личного опыта, нежели многочасовые изучения краеведческого материала по книгам и учебникам.

Прошло более ста лет со времени пешего похода Сергея Александровича. Изменились условия похода. Если воспитанники Рачинского передвигались пешком, то мы предлагаем использовать школьный автобус и надувные лодки. В конце 19 века экскурсанты пили из оловянного ковша прямо из реки, то сейчас пользуемся водой взятой с собой в специальной ёмкости у каждого участника похода – своя кружка. Но ценность такого похода для личного опыта детей также велика, как и более века назад.

Опыт Сергея Александровича Рачинского в части краеведческой деятельности является по-прежнему актуальным для современной школы. Это и:

  • организация походов учеников,
  • приобщение детей к окружающей жизни,
  • стремление найти больше источников информации о памятных местах,
  •  поощрение инициативы учеников и развитие их способностей,
  • использование наследия русской православной церкви.

          «У нас на Руси масса святынь, древностей, посетить которые – полезно. Уже ради одних святынь, древностей стоит предпринять поход.  Эти знания, эти впечатления никогда не смогут быть поставлены на одну доску с впечатлениями от чтения»

Заключение

Таким образом, многие приёмы, средства, формы, методы обучения, разработанные во второй половине XIX – начале XX веков, актуальны и поныне, просто неизвестны современному учительству. Представленные методические материалы показывают коллегам путь, как можно использовать опыт выдающихся педагогов Д. А. Маркова и С. А. Рачинского в наши дни в ходе урочной и внеурочной работы, что и соответствует ФГОС ООО.  

Список литературы:

  1. Зубарева  Н.Н., Статья Проблемы краеведения в  педагогической системе  С.А. Рачинского
  2. Круглов А.  Детские походы (беспритязательные заметки) //Вестник воспитания. 1892. № 2. С.96-106.
  3. Марков Д. А. Тетрадь для самостоятельных работ по изучению истории местного края. М., 1916 г.
  4. Рачинский С.А. Сельская школа. Отчёт о походе  в Нилову пустынь. Москва, 1891г.
  5. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы Осташевской школы по распространению и обобщению передового педагогического опыта"

Педагогическая наука часто называет передовой педагогический опыт новаторством учителя, которое напрямую связано с умением педагога наблюдать и видеть необычное в обычных будничных вещах, это мастерст...

Изучение и использование передового педагогического опыта

Педагогическое мастерство преподавателя, педагогический опыт и его эффективность....

Карта инновационного опыта учителей Школы передового педагогического опыта МБОУ СОШ №1 п. Степное Советского района Саратовской области

Карта инновационного (передового) педагогического опыта учителей участников группы Школа передового педагогического опыта по итогам работы в 2011-2012 учебном году....

Презентация педагогического опыта "Интегрированный подход в преподавании географии"

Данный материал был представлен на конкурсе "Учитель года России - 2014", как перезентация моего педагогического опыта. Интеграционный подход в преподавании позволяет соеденить в своей работе образова...

Программа Межрегиональной НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи, перспективы развития математического образования Республики Бурятия" 15-16 апреля2015 года

Данная программа регламентирует время, содержание мероприятий и место проведения НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи, перспективы...

Программа Межрегиональной НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи, и перспективы развития математического образования Республики Бурятия" 29 сентября-1 октября 2014 г

Данная программа регламентирует время, содержание мероприятий и место проведения НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи и персп...