РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 7 класса (уровень: базовый общеобразовательный)
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Вигуль Ольга Николаевна

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp-7a_klass_2014.doc252 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 5

Василеостровского района Санкт-Петербурга

«УТВЕРЖДАЮ»                           «СОГЛАСОВАНО»                  «РАССМОТРЕНО»

И.о.директора школы №5:             зам.дир.по УВР:                      на заседании МО/педсовета                        

_______Бухарова А.В.            ______Тромпинская И.О.             протокол № ______

Приказ от «  »августа 2013 г.

№ ___________                                «____»______2014 г.             от «____»_____2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по  географии

для  7-а класса

(уровень: базовый общеобразовательный)

 

 

 

 

Учитель: Вигуль Ольга Николаевна

Квалификационная категория: без категории

 

 

 

 

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по географии для общеобразовательных школ

  • Примерная программа среднего (полного) образования по географии (базовый уровень), опубликованная  в сборнике «География 6-11 класс. Развернутое тематическое планирование» - Волгоград: «Учитель», 2010
  • Авторская программа по географии под ред. И.В.Душиной, опубликованная  в сборнике «Программы для ОУ  по географии. 6-11 классы» (Москва: «Дрофа», 2009);

2014/2015 уч.год

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов:

  • Закон « Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, принят от 29 декабря 2012 г.
  • Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями); 
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
  • Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» 6-7 классы, опубликованная  в сборнике «Рабочие программы по география. 6-9 классы» (Москва: «Глобус», 2009);
  • Авторская программа по географии под ред. И.В.Душиной, опубликованная  в сборнике «Программы для ОУ  по географии. 6-11 классы» (Москва: «Дрофа», 2009);
  • Учебный план ГБОУ СОШ № 15  на 2014/2015 уч.год;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в базисном учебном плане:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 238 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI классе — 34 часа, из расчета 1-го учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классах — по 68 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии.  В этом курсе  увеличен объем страноведческих знаний и довольно значительно увеличено содержание общеземлеведческой составляющей, что должно обеспечить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

Основная цель курса – раскрыть закономерности землеведческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели  единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды. Другая важная цель курса – создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, познакомить со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтом изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода познания нашей планеты.

Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.

Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану, рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.   Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Содержание курса

«География материков и океанов»

Введение — 2 часа

Что изучают в курсе «География материков и океанов». Возрастающая зависимость состояния природы Земли от деятельности человека. Практическое значение географических знаний.

Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Современные географические исследования.

Карты материков и океанов, их различия по охвату территории, масштабу и содержанию.

Практическая работа. 1. Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (учебником, картами, справочниками).

2. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах.

Раздел I

ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ — 12 часов

Литосфера и рельеф Земли – 2 часа.

Гипотезы и теории происхождения выступов материков и впадин океанов. Материковая и океаническая земная кора. Плиты литосферы. Сейсмические пояса Земли. Карта строения земной коры, способы ее чтения. Рельеф земной поверхности. Разнообразие рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних рельефообразующих процессов. Закономерности размещения крупных форм рельефа.

Атмосфера и климаты Земли – 4 часа.

Распределение   температуры   воздуха,   поясов   атмосферного давления и осадков па Земле. Климатическая карта. Что можно узнать по ней о климате. Климатообразующие факторы.  Воздушные массы.  Климатические пояса Земли.

Практические работы. 3. Обозначение на контурной карте климатических поясов Земли и их основных характеристик.

4. Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов (по выбору учащихся).

Мировой океан – главная часть гидросферы – 3 часа.

Соотношение вод суши и Мирового океана. Свойства океанических вод. Водные массы. Схема поверхностных  течений в  Океане.  Льды.  Жизнь  в  Океане. Взаимодействие Океана с атмосферой и сушей.

Географическая оболочка – 3 часа.

Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и преобразование энергии. Роль живых организмов в формировании природы. Природные комплексы суши и океана, их строение и разнообразие. Природная зона. Широтная зональность. Высотная поясность. Карта природных зон.

Практическая работа. 5. Анализ особенностей проявления  природной зональности в Африке и Австралии.

Раздел II

ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ — 2 часа

Основные причины и пути расселения человека на Земле. Основные виды хозяйственной деятельности людей. Комплексная карта.

Учащиеся должны иметь представление об основных путях расселения человека по материкам, о главных областях расселения, о разнообразии видов хозяйственной деятельности людей; должны уметь читать комплексную карту, показывать наиболее крупные страны мира.

Раздел III

ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ — 48 часов.

Океаны – 4 часа.

Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу океанов.

Практические работы. 6. Изображение на контурной карте природных поясов и особых (азональных) комплексов океана, а также шельфа и видов хозяйственной деятельности в одном из океанов (по выбору).

7. Сравнительная характеристика природы двух океанов (по выбору).

Южные материки. Африка – 10 часов.

Географическое положение. Океаны и моря у берегов Африки; их влияние на природу материка. История исследования.

Особенности природы. Рельеф материка: равнины, плоскогорья, горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Полезные ископаемые и закономерности размещения их месторождений.

Африка — самый жаркий материк Земли. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления, осадков. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата. Природные зоны. Почвы природных зон, характерные представители растительного и животного мира зон. Заповедники и национальные парки. Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.

Народы и страны. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление материка на крупные регионы. Страны Северной Африки. Египет. Алжир. Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Страны Восточной Африки. Эфиопия. Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республика. Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы, природные богатства. Различия между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов), религия. Основные виды хозяйственной деятельности, изменения в природе в результате этой деятельности.

Практические работы. 8. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах.

9. Обучение определению географического положения материка. Обозначение на контурной карте береговой линии Африки (Моря, заливы, проливы, острова, полуострова, крайние точки).  

10. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

11. Описание по картам атласа природных условий населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.

Австралия и Океания – 4 часа.

Географическое положение. Океаны и моря у берегов Австралии, их влияние на природу материка. История открытия. Особенности компонентов природы континента (рельеф и полезные ископаемые, климат, внутренние воды, своеобразие органического мира). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменение природы человеком. Меры по охране природы.

Население Австралии. Особенности материальной и духовной культуры аборигенов и англо-австралийцев. Австралийский Союз. Виды хозяйственной деятельности и их различия в Северной, Центральной и Западной, в Восточной Австралии.

Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.

Практическая работа. 12. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов.

Южная Америка – 6 часов.

Географическое положение, размеры, очертания материка, его сравнение с Африкой. Влияние океанов, омывающих материк, на его природу. История открытия и исследования материка.

Особенности природы. Строение поверхности (в сравнении с Африкой). Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры. Проявление рельефообразующих процессов в настоящее время. Климаты и факторы их формирования. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние поды.  Характер течения и режима рек. Амазонка — величайшая река планеты. Своеобразие органического мира континента. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная поясность в Андах. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения. Заповедники материка. Стихийные природные явления. Проблемы Амазонии.

Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Особенности размещения населения. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление континента на крупные части: Восточная часть и Андийская область. Крупные страны каждого из регионов. Особенности географического положения (Бразилии, Аргентины, Перу), их природы и природных богатств. Население этих стран, основные виды хозяйственной деятельности.

Практические работы. 13. Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.

14. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки  и  Африки (по выбору учащихся).

15. Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору).

Антарктида – 3 часа.

Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды. Особенности природы: ледниковый покров, подледный рельеф, климат, органический мир. Современные исследования Антарктики.

Северная Америка – 6 часов.

Общие особенности географического положения и природы северных материков (общие черты рельефа, древнее оледенение, общее в климате и природных зонах).

Географическое положение Северной Америки, размеры, очертания и омывающие континент океаны; их влияние на природу материка. Открытие и исследование Северной Америки.

Особенности     природы.    Строение    поверхности континента  в связи  с  историей  его формирования, роль оледенения  в формировании рельефа.   Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климата. Влияние на климат состояния подстилающей поверхности. Климатические пояса и типичные для них погоды. Основные речные и озерные системы. Характер течения и режим рек.

Особенности проявления зональности на матери основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Высотная поясность в Кордильерах. Заповедники и национальные парки. Природные богатства материка.  Степень изменения природы человеком.

Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные народы. Особенности размещения населения. Формирование политической карты. Страны верной Америки. Краткая характеристика Канады и США.

Практическая работа. 16. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

17. Составление описания путешествия по одной из стран континента с  определением особенностей природы, населения, его хозяйственной деятельности (по линии следования).

Евразия – 15 часов.

Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их  влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.   

Особенности    природы.    Рельеф   Евразии   и   его отличия  от  рельефа  других  материков. Этапы  формирования рельефа. Основные формы рельефа. Закономерности   размещения   месторождений    полезных   ископаемых магматического и осадочного происхождения. Климаты Евразии в сравнении с климатами Северной Америки. Климатообразующие факторы и их воздействие на распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков.  Разнообразие климатов, климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние поды, распределение их по территории  в зависимости от рельефа  и  климата.   Крупнейшие  речные и озерные системы.  Современное  оледенение,   многолетняя   мерзлота. Изменение состояния водоемов под влиянием хозяйственной деятельности.  Проявление   на   материке  широтной   зональности     и   высотной   поясности.   Природные   зоны   Евразии   (в сравнении с зонами Северной Америки). Особенности природы зон континента.  Высотные пояса в Альпах и Гималаях. Изменение природы  материка под   влиянием хозяйственной деятельности. Современные  антропогенные   природные  комплексы.   Крупнейшие заповедники.

Народы и  страны.  Расовый и этнический состав населения.   Крупнейшие  народы  Евразии.   Неравномерность   размещения   населения:   исторические природные   причины,   ее   обусловливающие.   Этап формирования политической карты континента. Современная политическая карта Евразии. Крупные регионы Евразии и входящие в их состав страны. Общие черты природы и природных богатств всего региона и отдельных стран. Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акватории. Территории с опасной экологической обстановкой.

Зарубежная Европа. Страны Северной Европы. Страны Западной Европы. Великобритания, Франция, Германия.

Страны Восточной Европы. Страны Южной Европы. Италия.

Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии. Страны Центральной Азии. Страны Восточной Азии. Китай, Япония.

Страны Южной Азии. Индия. Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия.

Страны СНГ: Закавказье, Средняя Азия.

Практические работы. 18. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам.

19. Сравнение природных зон по 40-ой параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени из антропогенного изменения.

20. Обозначение на контурной карте стран, сгруппированных по различным признакам. 21. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы или зарубежной Азии

Раздел IV

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА — 3 часа

Закономерности развития географической оболочки. Исторические и современные факторы формирования природных комплексов.  Значение природных богатств для человека. Виды природных богатств.   Влияние  природы  на  условия жизни людей. Изменение природы хозяйственной деятельностью населения. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.

Плановых практических работ 21, из них оценочных – 12.

Поурочное планирование курса «География материков и океанов»

(7 класс, 68 часов, по 2 ч.в неделю)

Разделы:

  1. Введение – 3 часа

2.   Раздел I: ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ — 12 часов

  • Тема 1. Литосфера и рельеф Земли — 2 часа
  • Тема 2. Атмосфера и климаты Земли — 4 часа
  • Тема 3. Мировой океан — главная часть гидросферы — 3 часа
  • Тема 4. Географическая оболочка — 3 часа
  1. Раздел II: ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ — 2 часа
  2. Раздел III: ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ — 48 часов
  • Тема 1. Океаны – 4 часа
  • Тема 2.  Африка — 10 часов
  • Тема 3. Австралия и Океания — 4 часа
  • Тема 4. Южная Америка — 6 часов
  • Тема 5. Антарктида — 3 часа
  • Тема 6. Северная Америка — 6 часов
  • Тема 7. Евразия — 15 часов

5. Раздел IV: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА — 3 часа

№ урока

Тематические блоки, темы уроков

Практические работы

(виды и форма контроля)

Кол-во часов

Дата урока по плану

Дата урока по факту

Введение  - 3 часа

1.

Что изучают в курсе географии материков и океанов?

Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (учебником, картами, справочниками) Тренир.

1

03.09

2.

Как люди открывали и изучали свою Землю?

ИР,ФО

1

06.09

3.

Разнообразные источники географической информации. Карты материков и океанов.

Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах.

Оценоч.

1

10.09

Раздел I

ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ — 12 часов

Тема 1. Литосфера и рельеф Земли  - 2 часа

4.

История Земли как планеты. Плиты литосферы.

ИР,ГР,ФО

1

13.09

5.

Рельеф Земли. Взаимосвязь строения земной коры, рельефа и размещения полезных ископаемых.

ИР,ГР,ФО

тест

1

17.09

Тема 2. Атмосфера и климаты Земли  - 4 часа

6.

Свойства и роль атмосферы в жизни Земли.

ИР,ФО

1

20.09

7.

Распределение температуры и осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах.

ИР,ГР,ФО

1

24.09

8.

Климатические пояса Земли.

Обозначение на контурной карте климатических поясов Земли и их основных характеристик.

Оценоч.

1

27.09

9.

Влияние климатических условий на образ жизни людей. Влияние человека на атмосферу.

Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов

Тренир.

1

01.10

Тема 3. Мировой океан — главная часть гидросферы – 3 часа

10.

Воды Мирового океана.

ИР,ФО

1

04.10

11.

Поверхностные течения в Мировом океане

ИР,ГР,ФО

1

07.10

12.

Океан как среда жизни. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

ИР,ФО

тест

1

08.10

Тема 4. Географическая оболочка – 3 часа

13.

Строение и свойства географической оболочки.

ИР,ФО

1

11.10

14.

Природные комплексы

ИР,ГР,ФО

1

15.10

15.

Разнообразие природы Земли.

Анализ особенностей проявления  природной зональности в Африке и Австралии (по карте)

Тренир.

1

18.10

Раздел II

ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ – 2 часа

16.

Основные причины и пути расселения человека на Земле.

ИР,ФО

1

22.10

17.

Основные виды хозяйственной деятельности людей. Комплексная карта.

ИР,ФО

1

25.10

Раздел III

ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ — 48 часов

Тема 1. Океаны  - 4 часа

18.

Тихий океан.

Изображение на контурной карте природных поясов и особых (азональных) комплексов океана, а также шельфа и видов хоз. деятельности в одном из океанов

Оценоч.

1

29.10

19.

Индийский океан.

1

01.11

20.

Атлантический океан, Северный Ледовитый океан .

Сравнительная характеристика природы двух океанов

Тренир.

1

12.11

21.

Урок обобщения по теме “Океаны”.

ГР, ФО

тест

1

15.11

Тема 2. Южные материки. Африка  - 10 часов

22.

Южные материки: черты сходства

ИР,ГР,ФО

1

22.11

23.

Географическое положение Африки. История исследования.

Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах.

Обучение определению ГП материка.  Обозначение на контурной карте береговой линии Африки.

Оценоч.

1

19.11

24.

Рельеф и полезные ископаемые.

Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа, месторождений полез.ископаемых

Оценоч.

1

22.11

25.

Африка — самый жаркий материк. Внутренние воды.

ИР,ГР,ФО

1

26.11

26-27.

Природные зоны Африки. Изменение их под влиянием деятельности человека. Охрана природы.

ИР,ГР,ФО

2

29.11

03.12

28.

Население Африки, политическая карта.

ИР,ГР,ФО

1

06.12

29.

Арабские страны Северной Африки:

Описание по картам атласа природных условий населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран

Тренир.

ИР,ФО

1

10.12

30.

Страны Центральной, Западной и Восточной Африки

1

13.12

31.

Страны Южной Африки

1

17.12

Тема 3. Австралия и Океания – 4 часа

32.

Географическое положение, история исследования, рельеф.

Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов

Оценоч.

1

20.12

33.

Особенности  природы материка.

1

24.12

34.

Австралийский Союз — страна-материк.

ИР,ГР,ФО

тест

1

27.12

35.

Океания.

ИР,ГР,ФО

1

31.12

Тема 4. Южная Америка  - 6 часов

36.

Географическое положение, история исследования материка.

Сравнение рельефа Африки и Южной Америки (сходства и различия)

Оценоч.

1

14.01

37.

Особенности рельефа. Размещение полезных ископаемых.

ИР,ГР,ФО

1

17.01

38.

Климат и внутренние воды. Южная Америка — самый влажный материк.

Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки  и  Африки

Тренир.

1

21.01

39.

Природные зоны Южной Америки.

ИР,ГР,ФО

1

24.01

40.

Население. Политическая карта.

ИР,ГР,ФО

1

27.01

41.

Страны Востока материка. Андийские страны (изучение по выбору).

Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка

Оценоч.

1

31.01

Тема 5. Антарктида – 3 часа

42.

Антарктида — уникальный  материк. Открытие и исследование.

ИР,ГР,ФО

1

04.02

43.

Природа материка.

ИР,ГР,ФО

1

07.02

44.

Урок обобщающего повторения по южным материкам.

ИР,ГР,ФО

тест

1

11.02

Тема 6. Северная Америка  - 6 часов

45.

Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки.

Практическая работа с контурной картой.

Тренир.

1

14.02

46.

Особенности рельефа и полезные ископаемые.

1

18.02

47.

Климат, внутренние воды.

Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климат. поясе, оценка климат. условий для жизни и хоз. деятельности населения.

Оценоч.

1

21.02

48.

Природные зоны, изменения природы под влиянием деятельности человека.

ИР,ГР,ФО

тест

1

25.02

49.

Население материка и страны. Канада.

Составление описания путешествия по одной из стран континента с  определением особенностей природы, населения, его хоз. деятельности (по линии следования)

Тренир.

1

28.02

50.

США. Природа, население, хозяйство. Мексика.

1

04.03

Тема 7. Евразия  - 15 часов

51.

Географическое положение, история исследования материка.

Практическая работа с контурной картой.

Тренир.

1

07.03

52.

Рельеф и полезные ископаемые Евразии.

Практическая работа с контурной картой.

Тренир.

1

17.03

53.

Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей.

Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам

Тренир.

1

11.03

54.

Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение.

ИР,ГР,ФО

тест

1

14.03

55.

Природные зоны материка.

Сравнение природных зон Северной Америки и Евразии по 40° с. ш. Выявление причин сходства и различий в чередовании зон.

Оценоч.

1

18.03

56.

Население. Политическая карта. Страны Северной Европы.

Обозначение на контурной карте стран, сгруппированных по различным признакам

Оценоч.

1

21.03

57.

Страны  Западной Европы.

1

01.04

58.

Страны Восточной Европы.

1

04.04

59.

Страны Южной Европы.

1

08.04

60.

Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии.

ИР,ГР,ФО

1

11.04

61.

Страны Центральной Азии.

ИР,ГР,ФО

1

15.04

62.

Страны Восточной Азии.

Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы или зарубежной Азии

Оценоч.

1

18.04

63.

Страны Южной Азии.  Страны Юго-Восточной Азии.

ИР,ГР,ФО

тест

1

22.04

64.

Страны СНГ (Закавказье, Средняя Азия)

ИР,ГР,ФО

1

25.04

65.

Урок обобщающего повторения по материкам Северного полушария.

ИР,ГР,ФО

тест

1

29.04

Раздел IV

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА  - 3 часа

66.

Закономерности географической оболочки.

ИР,ГР,ФО

1

06.05

67.

Природные условия и природные богатства, их влияние на жизнь людей.

ИР,ГР,ФО

1

13.05

68.

Изменение природы под воздействием хозяйственной деятельности людей.

ИР,ГР,ФО

1

16.05

ИР – индивидуальная работа

ГР – групповая работа

ФО – фронталный опрос

Требования к уровню подготовки учащихся

1. Называть (показывать):

 основные географические объекты, изучаемые в курсе (согласно перечню номенклатуры);

—  состав    географической    оболочки,    источники энергии процессов, происходящих в ГО, зональные комплексы ГО, закономерности отдельных геосфер планеты, основные свойства, закономерности ГО;

— отличия   материковой   коры   от   океанической; крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма);

—  климатообразующие   факторы,   климатические пояса,  основные  типы  воздушных  масс,   области пассатов, муссонов, западного переноса воздуха;

— океаны, моря, заливы, проливы, основные течения; ресурсы океанов,  районы добычи полезных ископаемых и других ресурсов, природные пояса, виды хозяйственной деятельности человека в океанах, примеры антропогенных изменений в природе океанов, меры по охране вод, крупнейшие порты;

— предполагаемые  пути  расселения  человека   по материкам и основные районы повышенной плотности  населения   на  Земле,   крупнейшие  народы Земли,  виды хозяйственной деятельности людей, крупнейшие страны континентов и их столицы;

— в результате изучения  материков: имена путешественников и исследователей континента и результаты их работы; крупные объекты береговой линии; крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, преобладающие воздушные массы, климатические пояса; важнейшие реки и озера, источники питания рек, размещение на материке природных зон, характерные представители растительности и животного мира основных природных зон континентов;

— районы повышенной плотности размещения населения на материках, крупнейшие народы, ареалы их распространения; крупные регионы материка, различающиеся природными особенностями и хозяйственной деятельностью населения; страны, входящие в состав региона, а также крупнейшие по площади и населению страны, природные богатства стран, основные виды хозяйственной деятельности населения стран, столицы государств, крупнейшие заповедники и национальные парки материков, меры по охране природы континентов: в Океании наиболее, крупные острова и архипелаги.

2. Определять:

—  географическое  положение  материка (океана) координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах; географическое положение крупных островов и архипелагов Океании;

—  географическое положение страны и ее столицы; по картам различного содержания особенности  природы регионов и отдельных стран, их природные богатства,  особенности размещения  и состав населения;   степень   благоприятности   природных условий для жизни людей в стране;

—  по климатическим картам распределение на поверхности Земли температур и осадков.

3. Описывать:

— по схемам круговорота вещества, схему строения природного комплекса;

— особенности географического положения материка в сравнении с другими материками; особенности крупных  форм  рельефа,   климат отдельных территорий,  реку (по  выбору); географическое положение природных зон, смену высотных поясов в горах, компоненты природных зон (по выбору);

— по картам одну из стран (по выбору); один из регионов страны (по выбору); природу одного из островов Океании (по выбору).

4. Объяснять:

 существенные признаки понятий «платформа», «рельеф», «воздушная масса», «пассаты», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»: «географическое положение материка», «режим реки»;

—  причины географической зональности,   целостности, ритмичности процессов в ГО;

—  значение природных богатсв для человечества, влияние природы на условия жизни людей, причины изменений природы под воздействием хозяйственной деятельности,  необходимость международного сотрудничества   в  использовании природных богатств и в деле охраны природы;

—  роль океана в жизни Земли, свойства вод, образование течений,   различия   свойств   водных   масс океана;

—особенности рельефа дна океанов, образование течений и их влияние на природу прилегающей суши, различия в природе отдельных частей каждого из океанов;

—  влияние географического положения на особенности природы континента (океана);

—  образование и размещение крупных форм рельефа Земли;

—  влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека,  свойства   основных   типов воздушных   масс,  причины   возникновения  областей повышенного и пониженного давления воздуха, причины неравномерного распределения осад ков на Земле;

— влияние    освещенности    на    ритмы    в    природе,  причины  зональной  и  азональной  дифференциации   природных комплексов  и всей  ГО в  целом;

—  размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых на материках в зависимости от строения земной коры;

— причины формирования типов климата на континенте, особенности питания и режима рек, особенности растительности  и животного мира при родных зон;

—  причины размещения отдельных зон, различив в почвах, растительности и животном мире при родных зон, причины антропогенных изменений в природных зонах;

— особенности хозяйственной деятельности населения,   а   также   изменение   природы   континента под влиянием деятельности человека;

—  причины опасных природных явлений.

5. Прогнозировать:

— предвидеть тенденции изменения очертаний суши в результате движения  литосферных плит;

—  тенденции изменения климата, питания и ре жима  рек,   подземных  вод,   почвенного покрова растительного и животного мира под воздействие хозяйственной деятельности человека; изменение природных комплексов в целом под воздействием природных факторов и человеческой деятельности;

— оценивать влияние географического положения  на особенности природы материка;

— тенденции в изменении природы Земли при условии таяния ледникового покрова Антарктики.

Перечень  обязательной  географической  номенклатуры:

 

Тема  «Введение»

материки:  Евразия,  Африка,  Северная  Америка,  Южная  Америка,  Антарктида,  Австралия.

континенты:  Европа,  Азия,  Африка,  Америка,  Антарктида,  Австралия.

океаны:  Тихий,  Атлантический,  Индийский,  Северный  Ледовитый.

 

Тема  «Главные особенности  природы Земли»

 Литосфера

равнины:  Амазонская,  Великая  Китайская,  Великие  равнины,  Восточно-Европейская,  Западно-Сибирская,  Среднесибирское  плоскогорье.

горы:  Альпы,  Анды,  Гималаи,  Кавказ,  Кордильеры,  Тибет,  Уральские.

вершины:  Аконкагуа,  Джомолунгма  (Эверест),  Мак-Кинли,  Монблан,  Эльбрус.

вулканы:  Килиманджаро,  Ключевская  Сопка,  Котопахи,  Орисаба,  Фудзияма,  Эльбрус,  Эребус.

 

Гидросфера

моря:  Балтийское,  Беллинсгаузена,  Берингово,  Восточно-Сибирское,  Красное,  Средиземное,  Тасманово,  Филиппинское,  Южно-Китайское.

заливы:  Бенгальский,  Большой  Австралийский,  Гвинейский,  Гудзонов,  Мексиканский.

проливы:  Берингов,  Гибралтарский,  Дрейка,  Магелланов,  Мозамбикский.

острова:  Великобритания,  Гренландия,  Исландия,  Калимантан,  Мадагаскар,  Новая  Гвинея,  Новая  Зеландия,  Сахалин,  Суматра,  Японские.

полуострова:  Аравийский,  Индостан,  Камчатка,  Лабрадор,  Скандинавский,  Сомали,  Таймыр.

реки:  Амазонка,  Волга,  Ганг,  Дунай,  Енисей,  Инд,  Лена,  Миссисипи,  Нил,  Обь,  Парана,  Хуанхэ,  Янцзы.

озёра:  Байкал,  Великие  Американские,  Виктория,  Каспийское  море,  Ладожское,  Танганьика.

 

Тема  «Океаны  Земли»

 Тихий  океан:

моря:  Берингово,  Восточно-Китайское,  Жёлтое,  Коралловое,  Охотское,  Тасманово,  Уэдделла,  Фиджи,  Филиппинское,  Южно-Китайское,  Японское.

заливы:  Аляска,  Калифорнийский.

проливы:  Басов,  Берингов,  Дрейка,  Корейский,  Магелланов,  Тайваньский,  Торрессов.

желоба:  Марианский,  Перуанский

тёплые  течения: Куросио, Межпассатное противотечение, Северное  Пассатное,  Северо-Тихоокеанское,  Южное  Пассатное.

холодные  течения:  Западных  Ветров,  Калифорнийское,  Перуанское.

острова:  Алеутские, Гавайские, Зондские, Курильские, Новая Зеландия,Тасмания,  Фиджи,  Филиппинские,  Японские.

полуострова:  Аляска,  Индокитай,  Калифорния,  Камчатка,  Корея,  Малакка.

 

Атлантический  океан:

моря:  Балтийское,  Карибское,  Норвежское,  Северное,  Средиземное,  Чёрное.

заливы:  Бискайский,  Гвинейский,  Гудзонов,  Мексиканский.

проливы:  Гибралтарский,  Гудзонов,  Датский,  Дрейка,  Магелланов.

тёплые  течения:  Антильское,  Бразильское,  Гвианское,  Гвинейское,  Гольфстрим,  Северное  Пассатное,  Северо-Атлантическое,  Фолклендское,  Южное  Пассатное.

холодные  течения:  Бенгельское,  Западных  Ветров,  Канарское,  Лабрадорское.

острова:  Большие  Антильские,  Бермудские,  Великобритания,  Гренландия,  Ирландия,  Исландия,  Огненная  Земля,  Фолклендские  (Мальвинские).

полуострова:  Аппенинский,  Лабрадор,  Малая  Азия,  Пиренейский,  Скандинавский,  Флорида,  Юкатан.

 

Индийский  океан:

моря:  Андаманское,  Аравийское,  Красное,  Тиморское.

заливы:  Аденский,  Бенгальский,  Большой  Австралийский,  Персидский.

проливы:  Баб-эль-Мандебский,  Малаккский,  Мозамбикский,  Ормузский.

желоб:  Зондский.

тёплые  течения:  Мозамбикское,  Муссонное,  Мыса  Игольного,  Южное  Пассатное.

холодные  течения:  Западных  Ветров,  Сомалийское.

острова:  Большие  Антильские,  Бермудские,  Великобритания,  Гренландия,  Ирландия,  Исландия,  Огненная  Земля.

острова:  Зондские,  Коморские,  Мадагаскар,  Мальдивские,  Сейшельские,  Шри-Ланка.

полуострова:  Аравийский,  Индостан,  Малакка,  Сомали.

 

Северный  Ледовитый  океан:

моря:  Баренцево,  Бофорта,  Белое,  Восточно-Сибирское,  Гренландское,  Карское,  Лаптевых,  Чукотское.

проливы:  Берингов.

тёплое  течение:  Северо-Атлантическое.

острова:  Большие  Антильские,  Бермудские,  Великобритания,  Гренландия,  Ирландия,  Исландия,  Огненная  Земля.

острова:  Врангеля,  Гренландия,  Канадский  Арктический  архипелаг,  Новая  Земля,  Северная  Земля,  Шпицберген.

полуострова:  Таймыр,  Чукотский.

 

Тема  «Африка»

океаны:  Атлантический  и  Индийский.

моря:  Средиземное  и  Красное.

заливы:  Гвинейский  и  Аденский.

проливы:  Гибралтарский,  Баб-эль-Мандебский  и  Мозамбикский.

острова:  Канарские,  Коморские,  Мадагаскар.

полуостров:  Сомали.

крайние точки:  мыс  Бен-Секка  (Рас-Энгела,  Эль-Абъяд),  мыс  Игольный,  мыс  Альмади,  мыс  Рас-Хафун.

канал:  Суэцкий.

равнины:  Восточно-Африканское плоскогорье.

горы:  Атлас,  Драконовы,  Эфиопское  нагорье.

вулкан:  Килиманджаро.

реки:  Нил,  Белый  Нил,  Голубой  Нил,  Конго,  Нигер,  Сенегал,  Замбези,  Лимпопо,  Оранжевая.

озёра:  Виктория,  Чад,  Танганьика,  Ньяса.

водопады:  Виктория,  Ливингстона,  Стэнли.

пустыни:  Сахара,  Ливийская,  Намиб,  Калахари.

Учебно-методический комплекс

Учебник для учащихся

Пособия для учащихся

Дополнительная литература для учителя

Мультимедиа, Интернет-ресурсы

В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев «География материков и океанов» - учебник для 7 класса. Москва, «Дрофа», 2010 г.

Атлас «География материков и океанов. 7 класс» – Москва «Дрофа», 2014 г.

Нагорная И.И. «Поурочные планы. География. 7 класс» - Волгоград, «Учитель» 2005 г.

Пятунин В.Б. «Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы» - Москва, «Дрофа» 1998 г.

Крылова О.В. «Уроки географии. 7 класс» - Москва, «Просвещение», 1990 г.

Крылова О.В. «Интересный урок географии. Книга для учителя» - Москва, «Просвещение», 2000 г.

Зотова А.М. «Игры на уроках географии. 6-7 классы» - Москва, «Дрофа», 2005 г.

«Уроки с использованием блочно-модульной технологии. 6-8 классы» - составитель Болотникова Н.В., Волгоград, изд. «Учитель», 2005 г.

 Лисовский Э.Л. «Дидактические карточки-задания по физической географии. 7 класс» – Москва, изд. «Генжер», 1997 г.  

Рабочая тетрадь по физической географии  для 7 класса – Санкт-Петербург, «Паритет» 2005 г.

Мультимедийные пособия: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки географии Кирилла и Мефодия. 7 класс» Интернет-ресурсы, презентации по темам  «Рельеф Земли», «Гидросфера и Мировой океан»,  «Климатические пояса»,  «Страны мира», «Австралия» и т.д..

Интернет-ресурсы:

Клуб журнала «GEO» http: //www, geo.ru/

Журнал «Вокруг света» http: //www, vokr ugs veta. ru/

Журнал «National geographic» http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/

Великие путешественники, мореплаватели и географы  http ://www. geografia.ru/

Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml

http://school-collection.edu.ru  Материалы Единой коллекции ЦОР.

http://rgo.ru/teachers/geography/  российское географическое обозрение  межпредметный образовательный портал «География. Планета Земля»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 6-а класса (уровень: базовый общеобразовательный)

Главная цель курса – формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.При изучении данного курса учащиеся должны усвоить основные общие пре...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 8-а класса (уровень: базовый общеобразовательный)

Основные задачи курса:сформировать географический образ своей стра­ны и ее многообразии и целостности на основе комп­лексного подхода и показа взаимодействия основ­ных компонентов: природы, насе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 9-а класса (уровень: базовый общеобразовательный)

Основные задачи курса:сформировать географический образ своей стра­ны и ее многообразии и целостности на основе комп­лексного подхода и показа взаимодействия основ­ных компонентов: природы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 11 класса (уровень: базовый общеобразовательный)

Программа по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 11 класса (уровень: базовый общеобразовательный)

Программа по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 - 9 КЛАССОВ (уровень: базовый, общеобразовательный)

Рабочая программа по информатике  для  5-9  классов МБОУ  «СОШ №  10» г.  Байкальска была разработана на  основе  требований  к  результат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА (уровень: базовый, общеобразовательный)

В основу рабочей программы по Информатике и ИКТ  для  9  класса по МБОУ «СОШ №10» г. Байкальска положена Информатика. Программа для основной школы : 7-9 классы. / Л. Л. Босо...