РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 8-а класса (уровень: базовый общеобразовательный)
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Вигуль Ольга Николаевна

 Основные задачи курса:

  • сформировать географический образ своей стра­ны и ее многообразии и целостности на основе комп­лексного подхода и показа взаимодействия основ­ных компонентов: природы, населения, хозяйства:
  • сформировать представление о России как цело­стном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географическо­го пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  •  показать  большое  практическое  значение  гео­графического изучения взаимосвязей природных, экономических,    социальных,    демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и про­цессов в нашей стране, а также географических ас­пектов важнейших современных социально-эконо­мических проблем России и ее регионов;
  • вооружить школьников необходимыми  практи­ческими  умениями  и   навыками  самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статис­тическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностиче­скими, природоохранными и поведенческими;
  • развивать  представление  о  своем   географиче­ском регионе, в котором локализуются и развива­ются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  • создать образ своего родного края, научить срав­нивать его с другими регионами России и с различ­ными регионами мира.

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_8-a_klass_2014.doc302.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по  географии

для  8-а класса

(уровень: базовый общеобразовательный)

 

 

 

 

 

 

 


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса составлена с учетом следующих нормативно-правовых документов:

  • Закон « Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, принят от 29 декабря 2012 г.
  • Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями); 
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
  • Примерная программа основного общего образования по географии «География России» 8-9 классы, опубликованная  в сборнике «Рабочие программы по география. 6-9 классы» (Москва: «Глобус», 2009);
  • Авторская программа: Баринова И.И., Дронов В.П. Программы  для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова- М., «Дрофа», 2009 г.
  • Учебный план ГБОУ СОШ № 15  на 2014/2015 уч.год;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

Место курса в системе школьного географического образования, его цели и задачи.

        Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затронули и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии.

        В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8   классе  курса   «География   России.   Природа»,   а   в 9  классе курса  «География России.   Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход — комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь,  можно выделить две разновидности.

        Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.

        Вторая разновидность только  начинает формироваться.  Структуризация   материала  здесь  несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изучается   география   природоэксплуатирующих отраслей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.

        Для   реализации   и   первого,   и   второго   подходов  созданы  необходимые   условия:   существуют  необходимые   комплексы   учебников   и   учебных   пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный    и    апробированный    учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхода. Это вполне понятно, поскольку реальное становление  курса  «География   России»   как страноведческого    произошло   сравнительно    недавно   —   в   конце 90-х гг. XX в.

         Следует особо подчеркнуть, что Министерство образования Российской Федерации рекомендует при изучении географии своей страны отказаться от любого администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам». Методическое письмо в сб.: Программно-методические материалы. География. 6 — 9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. — 3-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2000).  

        Поэтому построение современной системы обучения по курсу «География России» невозможно на основе ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структуры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация и др., таких научно-методических подходов, как территориальный, комплексный, типологический, исторический и т. д.

        Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает блок основного общего образования в средней школе.

        Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

 Основные задачи курса:

  • сформировать географический образ своей страны и ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  •  показать  большое  практическое  значение  географического изучения взаимосвязей природных, экономических,    социальных,    демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;
  • вооружить школьников необходимыми  практическими  умениями  и   навыками  самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
  • развивать  представление  о  своем   географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

        

        Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит  136 часов (по 68 часов в 8 классе  и 68 часов в 9 классе), 2 часа в неделю.

Учебники: А.И. Алексеев «Природа. Население. 8 класс» (издательство «Дрофа», 2011 г.), А.И. Алексеев, В.А. Низовцев «Хозяйство. Географические районы. 9 класс», (издательство «Дрофа» 2011 г.)

        В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы,  работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения,  исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал), ИКТ.

В структурном отношении курс состоит из введения и 5 разделов: I - «Пространства России», II - «Природа и человек», III-  «Население России» ( 8 класс),   IV - «Хозяйство России»,

V – « Районы России». ( 9 класс)

8 КЛАСС

Изучение географии  направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
  • применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Ожидаемый результат:

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Практические работы,

выполняемые на контурных картах

Практическая работа №1 «Россия на карте мира».

Практическая работа №2 «Формирование территории России».

Практическая работа №3 «Тектоника и полезные ископаемые».

Практическая работа №4 «Рельеф России».

Практическая работа №5 «Климатические пояса и области».

Практическая работа №6 «Внутренние воды России».

Практическая работа №7 «Природные зоны России».

Практическая работа №8 «Человек и природные условия».

Практическая работа №9 «Миграции населения России».

Практическая работа №10 «Города России».

                            8 класс (68 ч, 2 ч в неделю) Содержание программы

ВВЕДЕНИЕ(1 ч)

Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Главная задача географии — выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой и изменяют ее.

Уникальность географических объектов.

Разнообразие территории России.

География и краеведение.

Географический взгляд на мир.

Раздел I

Пространства России (7 ч)

Россия на карте мира. Доля России в населении и территории мира, Европы и Азии.

Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее протяженность. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации.

Границы России: сухопутные и морские. «Проницаемость» границ для связей с другими странами.

Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее. Часовые пояса на территории России. Воздействие разницы во времени на жизнь населения.

Формирование территории России. Расширение территории Московского княжества на север. Присоединение восточных территорий: Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Освоение «Дикого поля». Ново-россия. Дальний Восток на рубеже XIX—XX вв. Завершение процесса расширения территории в XX в., перелом в миграциях расселения.

Географическое изучение территории России. Задачи географии на первых этапах освоения новых территорий. Географические описания. Развитие теоретического знания — выявление географических закономерностей. Разработка программ преобразования территории («Каменная степь» и др.). Современные задачи географии России. Источники географической информации. Роль географии в улучшении жизни людей на староосвоенных территориях.

Практические работы:

1.Оценка особенностей географического положения России. 2.Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР. 3.Определение разницы во времени отдельных территорий. 4.Обозначение на контурной карте земель, присоединенных в различные периоды. 5.Обозначение географических объектов, названных в честь путешественников.

Раздел II

Природа и человек (26 ч)

Тема 1

РЕЛЬЕФ И НЕДРА-5 ч.

Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летосчисление. Основные тектонические структуры: литосферные плиты, платформы,  зоны складчатости (подвижные пояса) и их роль в формировании рельефа. Геологические и тектонические карты.

Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения.

Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф Земли. Вулканизм, землетрясения, цунами — опасные проявления внутренних сил.

Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Моренный и водно-ледниковый рельеф. Вода — «скульптор лика земного». Карстовые процессы. Деятельность ветра, влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф.

Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Минерально-сырьевые ресурсы, их роль в хозяйстве. Месторождения основных полезных ископаемых и их связь с тектоникой и геологическим строением разных районов России. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация земель.

Практические работы:

1. Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа. 2. Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей (Восточно- Европейская равнина - Урал, Среднерусская возвышенность - Хибины или Северный Кавказ). 3.Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации на примере своего края.

Тема 2

КЛИМАТ-7 ч.

Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Сезонность — главная особенность климата России. Россия — холодная страна.

Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах.

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны.

Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей. Умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный, арктический, субарктический, субтропический климат: районы распространения и основные характеристики этих типов климата.

Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта. Требования важнейших сельскохозяйственных культур к климатическим условиям. Агроклиматические ресурсы своей местности. Степень благоприятности природных условий для жизни населения. Значение прогнозирования погоды.

Практические работы:

1.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

2.Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения. 3. Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей, агроклиматическими картами. 4. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов, Составление прогноза погоды

Тема 3

БОГАТСТВО ВНУТРЕННИХ ВОД РОССИИ-6 ч.

Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении России. География российских рек. Сточные области. Жизнь реки. Формирование и строение речной долины. Базис эрозии. Речные бассейны и водоразделы. Падение и уклон рек; скорость течения, водоносность рек (расход, годовой сток), режимы российских рек. Значение этих характеристик для хозяйства и жизни населения.

Гидроэнергетические ресурсы. Паводки, половодья, наводнения — их причины и последствия.

Разнообразие и значение озер России. Происхождение озерных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Родники и родниковая вода. Многолетняя (вечная) мерзлота — происхождение и мощность. География многолетней мерзлоты. Влияние вечной мерзлоты на природные условия местности, на условия жизни и деятельности человека. Распространение современного оледенения по территории страны.

Вода в жизни человека. Водные ресурсы. От пруда к водохранилищу. Влияние водохранилищ на окружающую среду. Реки — транспортные артерии страны. Каналы — рукотворные реки. Подземные воды — ценнейшее полезное ископаемое. Использование минеральных и термальных вод. Проблемы рационального использования водных ресурсов.

Практические работы:

1. Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования. 2. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер. 3.Нанесение на контурные карты границ максимального покровного и горно-долинного оледенения. 4. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России (объяснение закономерностей размещения вод суши и связанных с ними опасных природных явлений в зависимости от рельефа и климата)

Тема 4

ПОЧВЫ - НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ СТРАНЫ-4 ч.

Значение почвы для становления человеческого общества. Присваивающий и производящий типы ведения хозяйства. «Неолитическая революция», возникновение земледелия. Земельные ресурсы, земельный фонд России.

Почвы — особое «природное тело». Факторы почвообразования. Гумус — вещество, присущее только почве. В. В. Докучаев — основатель научного почвоведения. Строение почвы, понятие о почвенных горизонтах и почвенном профиле. Почва — «зеркало ландшафта».

География почв России. Их особенности, распространение по территории России и хозяйственное использование. Почвенная карта.

Почвы и урожай. Плодородие — главное свойство почвы. Механический состав и его влияние на воздухо- и водопроницаемость. Структура почвы. Восстановление и поддержание плодородия почв. Агротехнические мероприятия, механические приемы обработки почвы, внесение удобрений.

Рациональное использование и охрана почв. Основные системы земледелия. Мелиорация почв. Изменения почв под воздействием хозяйственной деятельности человека.

Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв.

Практические работы:

1. Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования. 2.Установление связей между типами почв и характером растительности. 3.Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.

Тема 5

В ПРИРОДЕ ВСЕ ВЗАИМОСВЯЗАНО-4 ч.

Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК.

Зональность и азональность природных комплексов России. Природное (физико-географическое) районирование. Практическое значение изучения свойств и размещения ПТК.

Свойства природных территориальных комплексов: целостность, устойчивость, ритмичность развития и их значение для планирования хозяйственной деятельности.

Человек и ландшафты. Ландшафт и его компоненты — основные ресурсы жизнедеятельности людей. Природно-антропогенные ландшафты. Сельскохозяйственные, лесохозяйственные и промышленные ландшафты — причины их возникновения и условия существования. Городские ландшафты и природно-технические комплексы. Культурные ландшафты — ландшафты будущего.

Практические работы:

1. Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа соответствующей схемы.

Тема 6
ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗОНЫ-10 ч.

Учение о природных зонах. В. В. Докучаев и Л. С. Берг — основоположники учения о ландшафтно-географических зонах.

Зональная обусловленность жизнедеятельности человека. Человеческая деятельность — важнейший фактор современного облика и состояния природных зон, превращения их в природно-хозяйственные.

«Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Арктика, тундра и лесотундра — северная полоса России. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы.

Редкоочаговое расселение. Устойчивость системы «природа — человек» при традиционном хозяйстве. Натиск современной цивилизации — плюсы и минусы. Экологические проблемы.

Таежная зона. Характерные особенности таежных ландшафтов. Разные виды тайги в России. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Преобразование тайги человеком. Очаговое освоение и заселение. Последствия индустриального освоения тайги.

Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль болот в природе. Что дают болота человеку?

Смешанные леса — самая преобразованная деятельностью человека природная зона. Факторы разнообразия ее ландшафтов. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока. Выборочное освоение и расселение. Современные проблемы освоения этой природно-хозяйст-венной зоны.

Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов — история приобретений и потерь. Характерные лесостепные и степные природные комплексы. Господство антропогенных ландшафтов — зона «сплошного» освоения. Значение степной зоны для народного хозяйства России.

Полупустыни и пустыни, субтропики — южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редкоочаговое расселение. Хозяйственная деятельность в экстремальных условиях и ее последствия.

Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Особенности природы гор. Различия природных условий гор и равнин.

Человек и горы. Освоение гор с древнейших времен. Разнообразие природных ресурсов. Хрупкое природное равновесие горных ландшафтов.

Жизнь и хозяйственная деятельность людей в горах. Расселение населения. Опасные природные явления.

Практические работы:

1.Работа с фрагментами карт и текстом учебника с целью выяснения влияния природных условий на расселение населения в разных природных зонах. 2. Природные зоны России.

Нанесение на контурные карты зоны арктических пустынь.3..Нанесение на контурные карты зоны тундры и лесотундры, городов (продолжение. 4. Обозначение на контурной карте границ зоны тайги, болот, городов и полезных ископаемых (продолжение. 5..Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-территориального комплекса при заданном изменении другого. 6..Нанесение на контурные карты зоны смешанных лесов, крупных городов (продолжение). 7..Нанесение на контурные карты зоны полупустынь и пустынь, субтропиков, крупных городов (продолжение. 8. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах.

Тема 7

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ПРИРОДЫ- 5 ч.

Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование. Негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодоления. Рациональное использование природных ресурсов. Альтернативные источники энергии. Проблемы использования исчерпаемых природных ресурсов. Рекреационные ресурсы и их значение для человека.

Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности. Роль охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы.

Практические работы:

1.Составление прогноза о развитии природы в будущем. 2. Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Нанесение на к/к особо охраняемых территорий России.

3. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий

Раздел III

Население России (18 ч)

Тема 1

СКОЛЬКО НАС - РОССИЯН?-2 ч.

Как изменялась численность населения России в XVIII—XX вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы. Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.

Графики изменения численности и естественного движения населения как один из видов представления географической информации.

Тема 2

КТО МЫ?-2 ч..

Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышенной смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Необходимость «самосохранительного поведения». Мужские и женские профессии. Регионы и местности России с преобладанием мужчин или женщин.

Половозрастная пирамида населения России — «запечатленная демографическая история», ее анализ. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей детей и подростков, лиц старшего возраста. Факторы старения населения и факторы сохранения высокой доли молодежи.

Диаграммы как источники географической информации. Их виды.

Практические работы:

1. Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации

Тема 3

КУДА И ЗАЧЕМ ЕДУТ ЛЮДИ?-3 ч.

Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции, характер и поведение людей.

Внешние миграции населения: в Россию и из нее. Калмыки, немцы, адыги; волны исхода из России. Изменение потоков миграции между Россией и ближним зарубежьем. «Вынужденные мигранты», их судьба в России.

Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные, годовые циклы передвижений населения. Факторы повышения территориальной подвижности. Воздействие массовых передвижений населения на хозяйство и жизнь людей.

Картограмма как вид географической информации.

Практические работы:

1.Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве. 2. Нанесение на контурную карту миграционных потоков населения России.

Тема 4

ЧЕЛОВЕК И ТРУД-1 ч.

Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы.

Как чувствовать себя уверенно на рынке труда?

Практические работы:

1.Составление схемы и вывода по результатам исследования знакомых семей, в составе которых люди трудоспособного возраста, моложе и старше трудоспособного возраста.

Тема 5

НАРОДЫ И РЕЛИГИИ РОССИИ-5 ч.

Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки. Этническое самосознание.

Этнический состав населения России. «Дерево языков» и этническая карта России как источники информации, приемы их чтения и анализа. Связь географии народов и административно-территориального деления России. История России — история взаимодействия ее народов.

География русского языка. Место русского языка среди других языков мира. Распространение русского языка в пределах бывшего СССР — важная часть культурного достояния России. Значение русского языка для нерусских народов России.

Религии России. Роль религий в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религиозного и этнического состава населения. Влияние религии на повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства.

Практические работы:

1. Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территори- ального деления России. 2. Составление описания ареала распространения, особенностей быта и хозяйственной деятельности народов России. 3. Нанесение на контурную карту территорий, где соприкасаются районы распространения различных религий.

Тема 6

ГДЕ И КАК ЖИВУТ ЛЮДИ?-5 ч.

Плотность населения. Сопоставление плотности населения в различных районах России и в других странах. Главная полоса расселения. «Емкость территории» и факторы, ее определяющие. Влияние плотности населения на хозяйство, жизнь людей, на природную среду.

Расселение людей, типы населенных пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации, ее показатели. Причины роста городов и повышения их роль в жизни общества. Отличие сельского и городского образа жизни.

Города России, исторические особенности формирования их сети. Различия городов по людности, по функциям. Типы городов России. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Карта как источник информации о городах.

Сельское расселение, его особенности. Влияние природных условий на использование земель и на характер сельского расселения. Различные функции сельской местности, необходимость их рационального сочетания. Сельская местность как хранительница культурных традиций.

Условия и образ жизни людей в различных типах поселений. Влияние величины (людности) поселения. Влияние специализации поселения. Влияние положения в системе расселения. В каком населенном пункте лучше жить?

Люди — главное богатство страны. Приумножение его. Человеческий потенциал как определяющая составная часть и условие дальнейшего развития и процветания России.

Практические работы:

  1. Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания. 2. Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории. 3. Нанесение на контурную карту городов- миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны. 4.Моделирование возможных вариантов использования сельской местности в зоне степей, тундры, горах

    Обобщение - 1ч.

Плановых практических работ 42, из них оценочных – 23.


Календарно-тематическое планирование курса «Природа.Население России»

(8класс, 68 часов, по 2 ч. в неделю)

   

ГЛАВА

Примерное количество часов

1

Введение

1

2

Пространства России

7

3

Природа и человек

Тема 1. Природа и человек

Рельеф и недра

Климат

Богатство внутренних вод

Почвы - национальное достояние страны

В природе все взаимосвязано

Тема 2. Природно-хозяйственные зоны

Тема 3. Природопользование и охрана природы

41

26

5

7

6

4

4

10

5

4

Население России

Тема 1. Сколько нас – россиян?

Тема 2. Кто мы?

Тема 3. Куда и зачем едут люди?

Тема 4. Человек и труд

Тема 5. Народы и религии

Тема 6. Где и как живут люди

18

2

2

3

1

5

5

5

Обобщение знаний

1

№ урока

Кол-во часов

Тематические блоки, темы уроков

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Практические работы

Домашнее задание

Дата урока  по плану

Дата урока по факту

1

1

Введение-1 ч.

Зачем мы изучаем географию России

Рисуют картосхему окружающего мира; анализируют повседневную жизнь с точки зрения географии

Анализ составленных картосхем.

02.09

2

1

Пространства России-

7 ч.

Россия на карте мира

Понимают уникальность и знают специфику географического положения Российской Федерации. Сравнивают географическое положение России и других стран

Самостоятельная работа с контурными картами.

1.*Оценка особенностей географического положения России

С. 12-14, §1,

вопросы и задания нас. 18

05.09

3

1

Границы России

Знают особенности границ России. Составляют краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации

Исследование карт атласа, работа с контурными картами. Тестирование

Практика

2.*Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР

§2,

вопросы и задания на с. 24

09.09

4

1

Россия на карте часовых поясов

Знают, в каких часовых поясах расположена Россия. Определяют поясное время для разных городов России по карте часовых поясов. Объясняют роль поясного и декретного времени в хозяйстве и жизни людей.

Анализ рис. 8, 9

Определение часового пояса населенных пунктов

§3,

вопросы и задания на с. 27

12.09

5

1

Решение задач на определение поясного времени

Умеют определять местное, поясное, декретное время

Решение задач на определение поясного времени.

3.*Определение разницы во времени отдельных территорий

§3

16.09

6

1

Формирование территории России

Знают историю освоения государственной территории России, имена исследователей. Умеют находить и анализировать различные источники информации

Анализ рис. 10,

12, карт атласа.

4.*Обозначение на контурной карте земель, присоединенных в различные периоды

§4,

сообщения об освоении новых земель, вопросы и задания на с. 34

19.09

7

1

Географическое изучение территории России

Понимают и объясняют задачи географии в разные исторические периоды; используют различные источники географических знаний

Анализ карт, заслушивание сообщений, составление картотеки «Их имена - символ мужества»

5.Обозначение географических объектов, названных в честь путешественников

§ 5, подготовиться к тестированию

23.09

8

1

Обобщение знаний по разделу «Пространства России»

Итоговое тестирование; вопросы и задания на с. 38

§5

26.09

9

1

Природа и человек-41ч.

Т.1. Природа и человек-26ч.

Рельеф и недра-5 ч.

Строение земной коры (литосферы) на территории России

Знают особенности геологического строения территории России, тектонические структуры, области современного горообразования; читают геологическую карту, сопоставляют тектоническую и физическую карты, анализируют различные источники информации

Анализ геологической карты, рис. 17 и геохронологической таблицы на с. 44- 45.

§6,

вопросы и задания на с. 49

30.09

10

1

Важнейшие особенности рельефа России

Объясняют понятия: «платформа», «складчатый пояс», «нагорье, плоскогорье». Понимают взаимосвязь основных форм рельефа и строения земной коры. Анализируют карты, тексты, решают проблемные вопросы

Анализ тектонической и физической карты. Заполнение таблицы. КиМ-8 - тестирование, тренажер.

Д-8 - тестирование, практика (задание 1)

6.* Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа

§7,

вопросы и задания на с. 53

03.10

11

1

Современное

развитие

рельефа

Показывают на карте тектонические структуры и соответствующие им формы рельефа. Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения географических объектов

Сопоставление районов интенсивных тектонических движений и физической карты

7.* Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей (Восточно- Европейская равнина - Урал, Среднерусская возвышенность - Хибины или Северный Кавказ)

§8,

с. 53-57

07.10

12

1

Роль внешних сил в формировании рельефа

Знают основные рельефообразующие процессы, объясняют понятие «покровное оледенение», прогнозируют изменения рельефа при преобладающем влиянии внутренних или внешних процессов, деятельности человека

Сопоставление карты плотности населения и рис. 27 на с. 56.

Тестирование

§8,

с. 57-60, вопросы и задания на с. 60

10.10

13

1

Использование недр

Объясняют понятия: «горючие ископаемые», «месторождение», «открытая разработка», «террикон», «рекультивация», приводят примеры использования и охраны минеральных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды

Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей области, оценка их влияния на хозяйственную деятельность людей.

8.Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации на примере своего края

§9,

вопросы и задания на с. 66

14.10

14

1

Климат-7ч.

Общая характеристика климата России

Знают факторы, определяющие климат России. Объясняют понятия: «солнечная радиация», «подстилающая поверхность», «тепловое излучение Земли». Приводят примеры влияния климата на различные компоненты природы

Эвристическая беседа с использованием карт атласа, анализ рис. 38-41.

§10,

вопросы и задания на с. 73

17.10

15

1

Закономерности циркуляции воздушных масс

Объясняют процессы циркуляции атмосферы планетарного масштаба Применяют в процессе учебного познания понятия: «воздушные массы», «области постоянного давления»

Анализ рис. 42, 43 физической и климатической карт. Тестирование

§11,

с. 73-77

21.10

16

1

Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны

Применяют в процессе учебного познания понятия: «атмосферные фронты». Объясняют причины образования циклонов и антициклонов. Прогнозируют погоду в связи с приближением атмосферного фронта

Учебное исследование по картам, анализ рис. 44-47.

-

§ 11 до конца, вопросы и задания на с. 80

24.10

17

1

Распределение температур и осадков

Объясняют закономерности распределения тепла и влаги на территории страны и понятия: «температурная аномалия», «континентальность климата»

Учебное исследование синоптической карты, анализ рис. 48-50.

9.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны

§12, вопросы и задания на с. 85

28.10

18

1

Типы климата нашей страны

Выделяют, описывают и объясняют разнообразие типов климатов на территории страны. Анализируют климатограммы. Описывают особенности погоды отдельных территорий

Анализ физической и климатической карт, рис. 51, климатограмм на с. 87-89 в учебнике.

10.*Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения

§ 13, вопросы и задания на с. 90, нанести на контурную карту климатические пояса и области

31.10

19

1

Климат и человек

Составляют краткую географическую характеристику климата на основе разнообразных источников географической информации, определяют наиболее благоприятные территории. Приводят примеры адаптации человека к условиям окружающей среды

Поиск и анализ информации для заполнения таблицы.

11.*Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей, агроклиматическими картами

§ 14, вопросы и задания на с. 95

11.11

20

1

Обобщение знаний по теме «Рельеф и климат»

Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Итоговое тестирование

12.Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов, Составление прогноза погоды

14.11

21

1

Внутренние воды-6 ч.

Реки

Объясняют роль воды и значение рек, особенности речной сети, показывают на карте реки, о которых идет речь в параграфе, приводят примеры влияния речных систем на расселение людей

Анализ физической карты, работа с контурными картами, рис. 62- 67 в учебнике.

§ 15, с. 96-99

18.11

22

1

Особенности

рек

Знают понятия: длина, бассейн, водораздел, питание и режим реки. Определяют их зависимость от рельефа и климата. Знают и показывают крупные реки бассейнов трех океанов и области внутреннего стока. Характеризуют реку, определяют возможности ее хозяйственного использования

Анализ физической и климатической карты, практическая работа.

13.*Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования

§15

до конца, вопросы и задания на с. 103

21.11

23

1

Озера, подземные воды, болота

Знают определения понятий озера и болота, показывают на карте, определяют возможности хозяйственного использования

Беседа, учебное исследование по картам. Тестирование. Работа в контурных картах.

14.*Обозначение на контурной карте крупных рек и озер

§16,

о. 104-106, вопросы и задания 1-4 на

с. 109

25.11

24

1

Многолетняя

мерзлота,

ледники

Знают и объясняют причины образования ледников и многолетней мерзлоты, области их распространения, границы максимального покровного и горно-долинного оледенения, их роль в природе

Чтение и анализ карт. Учебное исследование по картам и другим источникам информации.

15.Нанесение на контурные карты границ максимального покровного и горно-долинного оледенения

§ 16,

с.107-109

28.11

25

1

Человек и вода

Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений. Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды

Практическая работа.

16.*Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России (объяснение закономерностей размещения вод суши и связанных с ними опасных природных явлений в зависимости от рельефа и климата)

§ 17, вопросы и задания на с. 114

02.12

26

1

Обобщение знаний по теме «Внутренние воды»

Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Тестирование. Решение творческих задач

05.12

27

1

Почвы-4 ч.

Почвы - «особое природное тело»

Знают и объясняют факторы образования и свойства почв. Характеризуют основные типы почв России

Индивидуальный опрос, анализ рис. 83 на с. 119 и рис, 80 на с. 116

17.* Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования

§ 18,

с. 115-116, вопросы и задания нас. 120

09.12

28

1

География почв России

Описывают зональные типы почв. Приводят примеры использования и охраны почвенных ресурсов

Сопоставление почвенной карты с картами климатической и природных зон, анализ рис. 84-86.

18.Установление связей между типами почв и характером растительности

§ 19, вопросы и задания на с. 125

12.12

29

1

Почвы и урожай

Характеризуют механический состав и структуру почв, мероприятия по поддержанию их плодородия

Самостоятельная работа, анализ почвенной карты.

19.Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования

§20

16.12

30

1

Рациональное использование и охрана почв

Знают важнейшие средства охраны почв. Приводят примеры рационального использования и охраны почвенных ресурсов, районов, нуждающихся в комплексных мелиоративных мероприятиях

Анализ рис. 91- 96

Тестирование

Решение творческих задач

§21

19.12

31

1

В природе все взаимосвязано-4ч.

Понятие о природном территориальном комплексе

Называют компоненты природных комплексов. Приводят примеры ПТК различного масштаба, зональные и азональные факторы их формирования. Объясняют значение физико-географического районирования

Анализ схемы ПТК: рис. 97

20.* Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа соответствующей схемы

§22, вопросы и задания нас. 138

23.12

32

1

Свойства природных территориальных комплексов

Объясняют свойства природных территориальных комплексов: целостность, устойчивость, ритмичность развития - и приводят примеры влияния компонентов природы на состояние и свойства ПТК

Фронтальный опрос, анализ рис. 98

§23, вопросы и задания нас. 141

26.12

33

1

Человек в ландшафте

Объясняют понятия: природно-антропогенный, сельскохозяйственный, промышленный и культурный ландшафт. Приводят примеры положительного и отрицательного воздействия на окружающую среду природно-антропогенных комплексов

Индивидуальный опрос. Сообщения. Решение проблемных задач. Заполнение таблицы «Природно-антропогенные ландшафты»

§24, вопросы и задания нас. 147

30.12

34

1

Обобщение знаний по теме «Природа России»

Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Решение творческих задач. Работа с физической картой России

13.01

35

1

Т. 2. Природно-хозяйственные зоны. Учение о природных зонах

Объясняют причины превращения природных зон в природно-хозяйственные, приводят примеры природных зон, наиболее подверженных антропогенному воздействию

Анализ рис. 107, сопоставление карты природных зон и плотности населения

21.Работа с фрагментами карт и текстом учебника с целью выяснения влияния природных условий на расселение населения в разных природных зонах

§25, задания на с. 152

16.01

36

1

«Безмолвная»

Арктика

Объясняют причины сильных ветров и низких температур, причины, определяющие повышенный интерес к территории, где практически нет постоянных жителей

Учебное исследование по картам. Решение проблемных задач. Заполнение таблицы.

22.* Природные зоны России.

Нанесение на контурные карты зоны арктических пустынь

§26, вопросы и задания 4,5

нас. 156

20.01

37

1

Чуткая Субарктика

Показывают на карте природные объекты, называют коренные народы тундры и лесотундры, знают особенности их хозяйственной деятельности

Анализ рис. 117- 120. Сравнение тундровых и лесотундровых ландшафтов. Решение проблемных задач.

23.Нанесение на контурные карты зоны тундры и лесотундры, городов (продолжение)

§27, вопросы и задания 6-8

нас. 164

23.01

38

1

Таежная зона

Знают отличительные природные условия тайги, видовой состав растительного и животного мира. Объясняют причины изменения таежных ландшафтов

Тестирование Сопоставление карты природных зон, плотности населения и полезных ископаемых.

Тестирование

24.Обозначение на контурной карте границ зоны тайги, болот, городов и полезных ископаемых (продолжение)

§28, вопросы и задания 3,4

нас. 171

27.01

39

1

Болота

Объясняют причины образования болот, определяют закономерности их распространения и значение, прогнозируют изменения одного из компонентов ПТК при заданном изменении другого

Фронтальный опрос. Практическая работа: составление списка негативных последствий сведения болот

25.Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-территориального комплекса при заданном изменении другого

§29

30.01

40

1

Зона смешанных широколиствен

но- хвойных лесов

Составляют краткую географическую характеристику разных территорий, сравнивают природные условия и проблемы освоения европейской зоны смешанных лесов и уссурийской тайги

Заполнение сравнительной таблицы. Решение проблемных задач.

26.Нанесение на контурные карты зоны смешанных лесов, крупных городов (продолжение)

§30, вопрос 4 на с. 181

03.02

41

1

Лесостепи и степи

Характеризуют лесостепные и степные природные комплексы. Объясняют причины господства антропогенных ландшафтов, значение степной зоны для народного хозяйства

Тестирование. Решение проблемных задач.

§31, вопросы и задания 4-6

на с. 188

06.02

42

1

Полупустыни, пустыни, субтропики

Описывают природу субтропиков полупустынь и пустынь. Знают ограничивающие факторы хозяйственного освоения пустынь

Самостоятельная работа.

27.Нанесение на контурные карты зоны полупустынь и пустынь, субтропиков, крупных городов (продолжение) 

§32, вопросы и задания нас. 196

10.02

43

1

«Многоэтаж-ность» природы гор. Человек и горы

Описывают особенности природы гор, показывают горы на карте. Объясняют различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Приводят примеры, доказывающие влияние экспозиции склонов на температуру, осадки, растительность

Учебное исследование по картам атласа. Вопросы и задания на с. 201.

§ 33, 34, вопросы и задания на с. 205- 206

13.02

44

1

Обобщение знаний по теме «Природно-хозяйственные зоны»

Составляют краткую географическую характеристику разных территорий

Вопросы и задания на с. 205-206. Практическая работа

28.Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах

17.02

45

1

Т. 3 Природопользование и охрана природы.

Природная среда, природные условия, природные ресурсы

Знают определения понятий: природная среда, природные условия, природные ресурсы, природопользование. Классифицируют ресурсы по их исчерпаемости

Анализ рисунка 161, работа по вопросам и заданиям на с. 209

§35

20.02

46

1

Рациональное использование природных ресурсов

Прогнозируют возможные изменения природы в случаях рационального и нерационального природопользования

Работа по вопросам и заданиям на с. 214, представление прогнозов о развитии природы

29.Составление прогноза о развитии природы в будущем

§36, подготовить сообщения об охраняемых территориях (презентации)

24.02

47

1

Охрана природы и охраняемые территории

Решают проблемные вопросы, устанавливают причинно-следственные связи, используют приобретенные знания и умения в практической деятельности

Анализ рис. 165, практическая работа.

30.*Работа с картой и таблицей охраняемых территорий.

Нанесение на к/к особо охраняемых территорий России

§37, вопросы и задания на с. 218

27.02

48-49

2

Охраняемые территории России

Выступают с сообщениями об охраняемых территориях (презентации)

Сообщения об охраняемых территориях (презентации)

31.*Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий

03.03-

 06.03

50

1

Население России-18ч

Т.1 Сколько нас россиян?-2ч.

Численность

населения

Объясняют понятия демография, естественное движение, демографический кризис. Умеют читать график изменения численности населения

Анализ рис. 168. 169,вопросы и задания на с. 225.

§38

10.03

51

1

Воспроизводство населения

Знают типы воспроизводства населения, называют его показатели, читают график естественного движения населения, прогнозируют изменение численности населения России

Анализ рис. 170— 172, самостоятельная работа.

§39

13.03

52

1

Т. 2 Кто мы?- 2ч.

Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения)

Называют факторы, влияющие на продолжительность жизни, объясняют разницу в продолжительности жизни мужчин и женщин, оценивают факторы, определяющие преобладание мужчин или женщин в разных районах

Решение проблемных вопросов, вопросы и задания на с. 232.

§40

17.03

53

1

Возрастной состав населения

Анализируют половозрастные пирамиды и диаграммы, прогнозируют половозрастной состав населения в 2035 году. Показывают на карте регионы России с высокой и низкой долей населения старших возрастов и детей

Анализ рис. на с. 175- 178, чтение половозрастных пирамид, задания на с. 236. Практическая работа. (задания 1,2)

32.* Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации

§41, вопросы и задания на с. 237

20.03

54

1

Т.3. Куда и зачем едут люди?-3ч.

Миграции населения в России

Объясняют понятия: миграция, адаптация. Называют причины и значение миграций. Читают картограммы

Тестирование. Чтение картограмм, рис. 182, 183. Решение проблемных вопросов.

§42, вопросы и задания на с. 243

03.04

55

1

Внешние миграции

Приводят примеры экономических и политических миграций. Читают картосхемы, составляют обобщающую схему

Анализ рис. 184, 185, чтение картосхемы, составление схемы «Виды миграций»

33.Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве

§43, вопросы и задания 1,2, 4,5 на с. 247

07.04

56

1

Территориальная подвижность населения

Называют причины территориальной подвижности населения и факторы ее повышения. Составляют краткую географическую зарисовку

Анализ рис. 186- 189. Географическая зарисовка «Перемещения населения в нашем городе по сезонам года»

34.*Нанесение на контурную карту миграционных потоков населения России

§44, задания 1,2,4 на с. 250

10.04

57

1

Т.4 Человек и труд-

1 ч.

География рынка труда

Объясняют понятия: трудовые ресурсы, трудоспособный возраст, экономически активное население, безработица, проводят исследования, оформляют их в виде таблиц или схем

Тестирование. Анализ рис. 190— 193. Решение проблемных вопросов.

35.Составление схемы и вывода по результатам исследования знакомых семей, в составе которых люди трудоспособного возраста, моложе и старше трудоспособного возраста

§45,

задания

3-5

на с. 255

14.04

58

1

Т. 5 Народы и религии-5 ч.

Этнический состав населения

Объясняют понятия: этнос, этнография, самосознание, межнациональные конфликты. Приводят примеры этнических проблем

Вопросы и задания на с. 258.

§46

Подготовить сообщение о народах России (презентация)

17.04

59

1

Этническая мозаика России

Объясняют понятия: языковая семья, автономный округ, титульные народы. Читают и анализируют «Дерево языков» и этническую карту России

Анализ рис. 198— 200. Самостоятельная работа.

36.* Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и ад- министратив- но-территори- ального деления России

§ 47,

21.04

60-61

2

«Народы России» - презентации учащихся

Выступают с сообщениями об одном из народов, проживающем на территории России (презентации)

Сообщения об одном из народов, проживающем на территории России (презентации)

37.*Составление описания ареала распространения, особенностей быта и хозяйственной деятельности народов России

24.04-

28.04

62

1

Религии народов России

Называют преобладающие религии и религиозные центры страны. Объясняют влияние религии на повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства

Тестирование

Работа с текстом учебника и картами.

38.Нанесение на контурную карту территорий, где соприкасаются районы распространения различных религий

§48

05.05

63

1

Т. 6 Где и как живут люди-5 ч.

Плотность

населения

Объясняют понятия: средняя плотность населения, комфортные районы проживания, рекреационная территория. Показывают на карте главную полосу расселения. Объясняют различия в плотности населения отдельных территорий страны

Анализ рис. 207, 208, практическая работа.

39.*Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны, отбор необходимых тематических карт для выполнения задания

§49, вопросы и задания на с. 273

08.05

64

1

Расселение и урбанизация

Называют факторы, определившие своеобразие рисунка заселения отдельных районов России. Объясняют причины роста городов, отличия городского образа жизни от сельского

Вопросы и задания на с. 273, анализ рис. 209, 210, практическая работа.

40.*Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории

§50, вопросы и задания на с. 279

12.05

65

1

Города

России

Объясняют понятия: урбанизация, городская агломерация, многофункциональный город, город- миллионер. Сравнивают проблемы больших и малых городов. Моделируют город в районе нового освоения территории                

Вопросы и задания на с. 279. Характеристика города-миллионера по плану.

41.*Нанесение на контурную карту городов- миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны

§51,

задания

4,7

на с. 284

15.05

66

1

Сельская

Россия

Описывают условия и образ жизни людей в различных типах поселений. Объясняют влияние природных условий на использование земель и на характер сельского расселения. Моделируют возможные варианты использования сельской местности в зоне степей, тундры, горах

Задания 4, 7 на с. 284. Практическая работа.

42.Моделирование возможных вариантов использования сельской местности в зоне степей, тундры, горах

§52, вопросы и задания на с. 288

19.05

67

1

Обобщение знаний по разделу «Население России»

Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности

Вопросы и задания на с. 288

22.05

68

1

Обобщение-1 ч.

Обобщение знаний по теме «Природа и население России»

Решение творческих задач.

ПРИНЯТЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

                        

1*

Практическая работа оценочная


Требования к уровню подготовки выпускников основной школы:

        В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающих географических открытий и путешествий;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных. 

Перечень обязательной географической номенклатуры

8 класс

Тема: «Географическое положение»России”

Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.

Озёра: Каспийское море.

Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова.

Полуострова: Таймыр, Чукотский.

Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзю.

Тема  «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.

Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ ( Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.

Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.

Районы распространения полезных ископаемых:

Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).

Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский ( Норильск ), Южно-Якутский ( Нерюнгри ).

Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино ).

Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское ), Приангарье ( Коршуновское ), Урал ( Качканар ).

Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск ), Урал ( Сулея ).

Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан )

Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск ), Урал (Верхний Уфалей ).

Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ).

Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье )

Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо ).

Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).

Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла ).

Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).

Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).

Тема «Климат и климатические ресурсы России»

Города: Оймякон, Верхоянск.

Тема «Внутренние воды и водные ресурсы России»

Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.

Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.

Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.

Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Тема  «Природные комплексы России»

Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский.

Учебно-методический комплекс

Класс

Учебник для учащихся

Пособия для учащихся

Дополнительная литература для учителя

Мультимедиа, Интернет-ресурсы

8 класс

А.И.Алексеев «Россия. Природа и население»-Москва: Изд. «Дрофа», 2012 г.

Атлас « География России. 8 класс» - Москва: Изд. «дрофа», 2014 г.

Жижина Е.А. «Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс» - Москва, «Вако» 2004 г.

Элькин Г.Н. «География России. Природа. Поурочное планирование. 8 класс» - Санкт-Петербург, «Паритет» 2001 г.

Элькин Г.Н. «География России. Природа. Твой справочник. 8 класс» - Санкт-Петербург, «Паритет» 2005 г.

Пятунин В.Б. «Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы» - Москва, «Дрофа» 1998 г.

Даринский  А.В. «География Санкт-Петербурга и Ленинградской области» - Санкт-Петербург, СПГУПМ 1993 г.

Финаров Д.П., Семенов С.П.  География Санкт-Петербурга и Ленинградской области» - Санкт-Петербург, «Специальная литература» 1996 г.

Кошевой В.А., Лобжанидзе А.А. «Тесты по географии 8-9 классы» - Москва, «Дрофа» 2002 г.

Мультимедийные пособия: «Мультимедийные пособия: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки географии Кирилла и Мефодия. 8 класс».

Интернет-ресурсы, презентации по различным темам 

Интернет-ресурсы:

Клуб журнала «GEO» http: /www, geo.ru/

Журнал «Вокруг света» http: //www, vokr ugs veta. ru/

Журнал «National geographic» http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/

Великие путешественники, мореплаватели и географы http ://www. geografia.ru/

Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml

Материалы Единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru. 

Российское географическое обозрение  межпредметный образовательный портал «География. Планета Земля»  http://rgo.ru/teachers/geography/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 6-а класса (уровень: базовый общеобразовательный)

Главная цель курса – формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.При изучении данного курса учащиеся должны усвоить основные общие пре...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 7 класса (уровень: базовый общеобразовательный)

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных те...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 9-а класса (уровень: базовый общеобразовательный)

Основные задачи курса:сформировать географический образ своей стра­ны и ее многообразии и целостности на основе комп­лексного подхода и показа взаимодействия основ­ных компонентов: природы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 11 класса (уровень: базовый общеобразовательный)

Программа по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 11 класса (уровень: базовый общеобразовательный)

Программа по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 - 9 КЛАССОВ (уровень: базовый, общеобразовательный)

Рабочая программа по информатике  для  5-9  классов МБОУ  «СОШ №  10» г.  Байкальска была разработана на  основе  требований  к  результат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА (уровень: базовый, общеобразовательный)

В основу рабочей программы по Информатике и ИКТ  для  9  класса по МБОУ «СОШ №10» г. Байкальска положена Информатика. Программа для основной школы : 7-9 классы. / Л. Л. Босо...