Урок Природа и общество
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Наумова Ольга Сергеевна

Сформировать представление обучающихся о взаимоотношениях природы и человечества, о влиянии хозяйственной деятельности людей на геосферу, научить различать понятия «природные условия» и «природные ресурсы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_priroda_i_obshchestvo.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка  урока «Природа и общество»

Тема урока

Природа и общество

Предмет

География

Класс

7

Автор урока

(ф.и.о., должность)

Наумова Ольга Сергеевна

учитель географии

Образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Пузско-Слободская  общеобразовательная школа

Тип урока

Урок усвоения новых знаний обучающимися

Вид урока

Урок – исследование

Цели урока

                Сформировать представление обучающихся о взаимоотношениях природы и человечества, о влиянии хозяйственной деятельности людей на геосферу, научить различать понятия «природные условия» и «природные ресурсы».

Задачи урока

Образовательный аспект цели урока:

- обучающийся знает что такое географическая среда, природные условия, природные ресурсы, стихийные природные явления, экологические проблемы;

- обучающийся умеет применять в стандартных ситуациях знания о стихийных природных явлениях, способах поведения в этих ситуациях;

- обучающийся понимает как влияют природные условия на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Развивающий аспект цели урока:

-     развитие речи, словарного запаса обучающихся;

- развивать память, внимание, воображение, умение анализировать, творческие способности детей;

- продолжить развивать навыки работы с различными  источниками географической информации.

Воспитательный аспект цели урока:

- формирование эмоционально-ценностного отношения к учебной деятельности, к предмету;

- позитивное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация «Природа и общество», учебник: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, «География 7 класс», Москва «Русское слово», 2011 год, физическая карта мира, картины природы, таблица «Природные ресурсы».

Подробный конспект урока

1.Мотивационно-ориентировочная часть.

1этап. Постановка общей дидактической цели (познавательной задачи), создание у школьников положительной мотивации к ее решению, принятие задачи учащимися.

Актуализация знаний

- Ребята, в этом году вы изучали общие особенности природы планеты Земля, познакомились с материками, океанами, узнали о некоторых законах природы и особенностях окружающего нас мира.

 - Скажите, какое самое главное отличие нашей планеты от других планет Солнечной системы?

- Конечно, это наличие жизни!

-Какую роль в природе имеет человек? (Люди все необходимое для жизни берут из природы, преобразуют и изменяют ее).

      Большой вклад в изучение взаимоотношений природы и общества внесли русские ученые Н.И. Вавилов и В.И.Вернадский.

Слайд 1.

 

 Мотивация

- Человек самая молодая часть природы. Если все время существования нашей планеты принять за один год, то человек появился на свет в последние секунды 31 декабря. Но при этом роль его хозяйственной деятельности в формировании облика природы очень велика. Однако не всегда это было так. Между человеческим обществом и природой существуют сложные взаимоотношения, которые в течение времени изменялись и развивались.

-  Как проявлялось влияние человека на природу в древности?

-  В настоящее время как возросло влияние людей на природу?

Учащиеся приводят примеры (Собирательство-земледелие – расширение пашни – орошение –применение удобрений и др.)

Сейчас все оболочки планеты подвержены влиянию хозяйственной деятельности. Как правило, эта хозяйственная деятельность не идет на пользу природе, ее красоте, разнообразию, то есть имеет отрицательные последствия.

Постановка учебной задачи

- Сегодня нам с вами надо разобраться могут ли люди жить так, чтобы сохранить природу, уменьшить свое влияние на природу.

-Давайте посмотрим,  как проявляются взаимоотношения природы и человечества, каковы последствия этого взаимодействия.

  1. Операционно-познавательная часть.

2 этап. Предъявление нового фрагмента учебного материала и создание условий для его осознанного восприятия и первичного усвоения.

3 этап. Организация и самоорганизация учащихся в ходе осмысления и дальнейшего усвоения учебного материала до требуемого и возможного в данном цикле уровня.

  1. Рефлексивно-                        оценочная часть.

4 этап. Организация обратной связи, контроль за усвоением содержания учебного материала и самоконтроль.

- Часть природы, которая окружает человека, называется окружающей средой. Учитель показывает схему:

Слайд 4.                                          

        природные               природные

                условия                       ресурсы

1.Рассмотрим влияние природной среды на человека.

- Что мы называем природными условиями?

Учащиеся выдвигают свои версии, затем совместно с учителем даем определение.

Природные условия – это те свойства и особенности природы, которые непосредственно влияют на расселение, жизнь и здоровье людей.

- Природные условия характеризуются прежде всего климатом и рельефом, от них зависят почвы, характер растительности, увлажнение и др. Учащиеся читают учебник стр. 224-225 и заполняют схему:

Природные условия

     Благоприятные                    Экстремальные

(приморские или                 (высота более 2000м,

речные равнины,                 очень низкие и очень

умеренный и                        высокие температуры,

субтропический                   полярные ночи,

климаты)                               недостаток кислорода)

                           

Слайд5.

- Природные условия влияют на образ жизни и хозяйственную деятельность людей.

Учащиеся заполняют таблицу:

Народы

Природные

зоны

Тип

жилища

Одежда

Занятия людей

степняки

поморы

жители

тайги

горцы

жители тундры

Слайд 6.

- Большие трудности в жизни людей создают стихийные природные явления.

Учащиеся вместе с учителем дают определение стихийным природным явлениям (читают стр. 225 учебника и делают запись), приводят примеры.

Слайд 7.

         Учитель: главный способ защиты от стихийных бедствий – предупреждение о возможности возникновения.

2.А теперь поговорим о влиянии человека на природу.

- Все богатства природы, которые используются в хозяйственной деятельности, называются природными ресурсами.

- Какие виды природных ресурсов вам знакомы?

Задание: заполнить таблицу

Виды природных ресурсов

Для чего используются

Слайд 8.

Влиянием хозяйственной деятельности на природу занимается наука – геоэкология. Это наука о нашем общем доме, в котором должно достойно жить современное поколение и в котором нужно сохранить все необходимое для жизни будущих жителей планеты.

Слайд 9.

Ухудшение природной среды в результате хозяйственной деятельности человека стало причиной появления экологических проблем, главной из них является загрязнение окружающей среды.

- Учащиеся приводят примеры отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на географические оболочки:

      на атмосферу;

      на литосферу;

      на гидросферу;

      на биосферу.

- Ребята, вы изучили природу материков нашей планеты, сейчас вам необходимо вспомнить, какие экологические проблемы особенно актуальны на разных материках  и предложить пути их решения.

 Учитель распределяет задание по группам, учащиеся заполняют таблицу, обмениваются информацией.

материк

Экологические проблемы

Пути решения

Слайд 10.

Предложенные варианты обсуждаются, подводятся итоги, выставляются оценки.

Слайд 11.

5 этап. Подготовка учащихся к работе вне школы.

Домашнее задание:

Параграф 58 изучить, подготовить сообщения:

  1. В.И. Вернадский – создатель учения о биосфере.
  2. Изучение  центров  происхождения культурных растений Н.И. Вавиловым.

Использованные источники и литература

В помощь учителю:

Учебник «География 7 класс», авторы Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Москва «Русское слово», 2011 год.

Презентация «Природа и общество».

                 Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить.

      Подготовленная презентация выстроена логически четко, сопровождает каждый этап урока (закрепление, объяснение нового материала, практическая деятельность учащихся, релаксация), содержит материал по актуализации знаний учащихся о взаимодействии природы и человека, о влиянии хозяйственной деятельности людей на географическую оболочку. Презентация направлена на развитие познавательной активности учащихся. Используя яркие моменты объяснения, ребенок легко может применить приобретенные знания на практике. В презентации подобран материал с использованием таблиц, схем, диаграмм, рисунков, есть практические задания и ответы по которым можно сверить полученные результаты.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим.

Изучив тему «Природа и общество», учащиеся смогут перейти к теме «Природные комплексы своей местности» и сделать практическую работу «Выявление взаимосвязей между компонентами природного комплекса (работа на местности).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Обществознание-новый учебный предмет. Человек-часть природы и общества."

Презентация  к вводному уроку в 5 классе по учебнику А.И.Кравченко.Данная презентация позволяет  на первом уроке нового для пятиклассников курса заинтересовать  их, увлечь и нацелить на...

Презентация к уроку "Обществознание-новый учебный предмет. Человек-часть природы и общества."

Презентация  к вводному уроку в 5 классе по учебнику А.И.Кравченко.Данная презентация позволяет  на первом уроке нового для пятиклассников курса заинтересовать  их, увлечь и нацелить на...

Открытый урок географии. 8 класс. Взаимодействие природы и общества.

Антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия; углубление и расширение знаний по экологическому состоянию нашей планеты, охране природы и рациональному природопользованию;Главные и...

Статья "Информационно-коммуникативные технологии как инструмент представления и изучения различных процессов в природе и обществе"

Задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одаренных детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. ...

Взаимосвязь науки, природы и общества через проявление закона философии «Закон перехода количественных изменений в качественные» в решении задач начертательной геометрии.

В этой статье даётся понятие основных положений Закона, приложение его к жизненным ситуациям, и рассматриваются все понятия Закона в решениях задач начертательной геометрии, что ялвяется мотивацией уч...

Информация в природе, технике, обществе

Мультимедийное сопровождение урока информатики 10 класса...

Конспект урока по теме "Взаимодействие природы и общества"

Конспект урока по обществознанию по теме "Взаимодействие природы и общества" для 8 класса по учебнику А.И Кравченко с презентацией....