Технологическая карта урока географии 5 кл. ФГОС От плоской Земли к земному шару
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Гатаулина Елена Юсуповна

География

(рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по географии Е.М. Домогацких и ориентирована на использование учебника Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков «ГЕОГРАФИЯ Введение в географию», учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekh._karta._plan.docx31.6 КБ
Office presentation icon prezen.ppt2.25 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Авторы,  разработчики:

Учитель географии и биологии Гатаулина Е.Ю.

Предмет

География

(рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по географии Е.М. Домогацких и ориентирована на использование учебника Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков «ГЕОГРАФИЯ Введение в географию», учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений)

Класс

5-а класс

Тип урока

Урок  изучения нового материала (открытия нового знания)

Технология урока

Технология проблемно-диалогического обучения, ИКТ

Тема

От плоской Земли к земному шару

Цель

 Сформировать у обучающихся представление об истинной форме Земли, познакомить с историей развития представлений о форме планеты Земля

Задачи

Образовательные: познакомить с представлениями древних людей о форме планеты, основными доказательствами шарообразности Земли, продолжить работу по формированию географических терминов

Развивающие: развитие самостоятельной деятельности, усиление активизации и мотивации учения, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности.

Воспитательные: развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения.

Планируемые
образовательные
результаты

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Познавательные УУД:

- работать с текстом с целью поиска необходимой информации.

Личностные УУД:

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Коммуникативные УУД:

- осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные результаты:

Предметные УУД:

- выделять главные мысли в содержании текста, находит ответы на вопросы;

- воспроизводить информацию о форме Земли.

Основные термины, понятия

Планета, Пифагор, Аристотель, Эратосфен, шарообразность

Образовательные
ресурсы

Учебник: Е.М. Домогацких «География. Введение в географию. 5 класс», М., «Русское слово», 2012.

http://school-collection.edu.ru/ 

http://kopilkaurokov.ru/geografiya/presentacii/108234 

Оборудование

мультимедиапроектор, ПК

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация «От плоской Земли к шару»

Раздаточный материал

Конспекты для обучающихся на печатной основе

        

Урок № 3 «От плоской Земли к земному шару»

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проверка домаш-него задания

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД:

- осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;

- слушать и понимать речь других.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним. Тест (рабочая тетрадь).

Вспоминают ранее изученный материал. Отвечают на вопросы.

  Проб-лемная ситуация и актуа-лизация знаний

 Метапредметные результаты:

Личностные УУД:

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Проблемная ситуация. Мотивация на решение проблемы (презентация). Слайд 3. Вспомните!

Слайд 4. Глаза иногда нас обманывают, и мы не сразу понимаем, что именно перед нами. На этом основана работа фокусников. Но для того, чтобы стать жертвой обмана зрения, нам не нужны фокусники. Достаточно выйти на открытое пространство и оглядеться. Перед собой мы видим обширную плоскость. Что это?

Мы то умные, мы знаем, что эта линия условная и дойти до нее не возможно!!! А в древности люди ее боялись, они предполагали, что за этой линией черная дыра и все корабли падают в нее. Как называется линия до которой невозможно дойти? Отгадайте загадку. Слайд 5.

А так ли на самом деле? Правда ли что за горизонтом чёрная дыра?

Давайте вместе попробуем составить план нашего урока. На какие вопросы мы сегодня должны ответить? Какие вопросы есть у вас?

Слайд 6.

Сегодня мы узнаем, какую форму имеет Земля.

Почему в древности люди считали Землю плоской.

Кто и почему говорил, что Земля имеет форму шара.

Читают текст. Анализируют прочитанное.

Высказывают предположения. Лучшее предположение: горизонт, линия горизонта.

Высказывают предположения. Лучшее предположение: нет. За линией горизонта продолжение земной поверхности. Ведь Земля круглая.

Задают вопросы: Какую форму имеет Земля?

Почему люди в древности считали, что земля плоская?

Кто и почему, говорил, что земля имеет форму шара?

Поста-новка учебной задачи и открытие новых знаний

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка задачи урока).

Познавательные УУД:

- работать с текстом с целью поиска необходимой информации.

Личностные УУД:

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Предметные УУД:

- выделять главные мысли в содержании текста, находит ответы на вопросы.

1. Обсуждение и выдвижение гипотез (презентация).

Слайд 7.  Рассмотрите рисунки и  как в древности люди представляли себе нашу Землю?  

Слайд 8.

Слайд 9. Работа с дополнит. текстом.

Физминутка для глаз.

Слайд 10. Первый шаг к истине

На самом деле эти представления соответствуют действительности?

- Предположите тему урока (презентация).

Слайд 11. Итак, тема нашего урока: «От плоской Земли к земному шару».

Слайд 12.

- Предположите задачу нашего урока.

- НАША ЗАДАЧА: выявить различия в представлениях о Земле древних людей и современной географии.

2. Выход на новое знание.

И так долгое время люди считали, что Земля плоская. Древним людям никто не мог рассказать о том, какую форму имеет наша планета. Вот и приходилось им до всего доходить своим умом. Многие ученые изучали истинную форму Земли. Но мы остановимся на трех древнегреческих ученых, каждый из которых внес немалый вклад в изучение планеты.

Слайд 13. Задание 1. Прочитайте внимательно текст на стр. 17-18. Составьте краткий пересказ по плану:

1. Имя ученого.

2. Его представления о форме Земли.

3. Какие доказательства о шарообразности Земли высказывал ученый. Слайд 14-16.

Итак, постепенно люди установили, что живут на поверхности шара. И при этом никто не совершил ни одного кругосветного путешествия. До этого оставалось почти 2 тыс. лет.

Слайд 17.

- Вспомните, а какая задача нашего урока? (презентация).

- Каковы различия в представлениях о форме Земли древних людей и современных?

Рассматривают рисунки. Анализируют. Обобщают.

Высказывают предположения.

Древние греки  Землю они считали плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос (отождествленный позднее с Аполлоном) и совершал свой путь по небу. 

Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство. 

Жители Вавилона представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой находится Вавилония. Они знали, что к югу от Вавилона раскинулось море, а на востоке расположены горы, через которые не решались переходить. Поэтому им и казалось, что Вавилония расположена на западном склоне «мировой» горы. Гора эта окружена морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается твердое небо — небесный мир, где, как и на Земле, есть суша, вода и воздух. Небесная суша — это пояс 12 созвездий Зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. В каждом из созвездий Солнце ежегодно бывает приблизительно в течение месяца. По этому поясу суши движутся Солнце, Луна и пять планет. Под Землей находится бездна — ад, куда спускаются души умерших. Ночью Солнце проходит через это подземелье от западного края Земли к восточному, чтобы утром опять начать свой дневной путь по небу. Наблюдая заход Солнца за морской горизонт, люди думали, что оно уходит в море и восходит также из моря.

Высказывают предположения о теме урока.

Работают с текстом в учебнике.

После осмысленного текста пересказывают прочитанное.

Вспоминают. Высказываются.

Лучшее предположение: древние люди считали, что Земля плоская, а сейчас известно, что Земля – это шар.

Рефлек-сия

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные УУД:

- воспроизводить информацию о форме Земли.

1. Закрепление новых знаний (презентация). Слайд 18.

- Какие доказательства шарообразности Земли привел Аристотель?

- Кто и почему говорил, что Земля имеет форму шара?

- Почему в древности люди считали Землю плоской?

- Какую форму имеет Земля? Как древние люди представляли форму Земли?

Слайд 19

2. Самостоятельное применение знаний (презентация).

- Перечислите известные вам доказательства выпуклости и шарообразности Земли.
- Какое событие 16 века доказало шарообразность нашей планеты?
- При какой еще форме Земли возможно постепенное исчезновение корабля за горизонтом?
- Какое событие 20 века окончательно доказало шарообразность Земли?

3. Вывод по уроку.

- Что нового узнали на уроке?

- На какой вопрос мы отвечали на уроке?

4. Выберите одну фразу для соседа по парте

  • Ты молодец.
  • Я доволен твоей работой на уроке.
  • Ты мог бы работать лучше.

5. Выставление отметок.

Отвечают на вопросы поочередно.

Слушают друг друга. Исправляют ошибки.

Слушают друг друга. Исправляют ошибки.

Формулируют вывод.

Оценивают  работу на уроке.

Домаш-нее задание

Домашнее задание.

1. Стр. 18, читать.

2. Решить задачу.

3. Конспект знать.

4. Заполнить дневник погоды.

Записывают в дневник.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От плоской Земли к земному шару.

Формирование представлений о форме Земли....

Проверочная работа по географии 5 класс на тему "От плоской Земли к земному шару"

Тестовая работа к параграфу №3 учебника географии Е.М.Домогацких 5 класс по ФГОС....

Презентация "От плоской Земли к земному шару"

презентация к уроку географии в 5 классе...

Урок по ФГОС "От плоской Земли к земному шару"

Урок по ФГОС "От плоской Земли к земному шару"...

Урок географии в 5 классе в рамках ФГОС "От плоской Земли к земному шару".

Урок № 3 «От плоской Земли к земному шару»Этапы урокаФормируемые уменияДеятельность учителяДеятельность обучающихсяПроверка домаш-него заданияМетапредметные результаты:Коммуникативные УУД:- осуществля...

От плоской Земли к земному шару

Раскрыть отличительные особенности представления древних людей о Земле и современными знаниями о планете. Раскрыть отличительные особенности снимка, рисунка Земли, географической карты...

Технологическая карта урока "От плоской Земли к земному шару".

Технологическая карта урока по географии в 5 классе по учебнику Е.М.Домогацких...