Главные вкладки

    Технологическая карта урока географии 5 кл. ФГОС От плоской Земли к земному шару
    план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

    Гатаулина Елена Юсуповна

    География

    (рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по географии Е.М. Домогацких и ориентирована на использование учебника Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков «ГЕОГРАФИЯ Введение в географию», учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tekh._karta._plan.docx31.6 КБ
    Office presentation icon prezen.ppt2.25 МБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Авторы,  разработчики:

    Учитель географии и биологии Гатаулина Е.Ю.

    Предмет

    География

    (рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по географии Е.М. Домогацких и ориентирована на использование учебника Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков «ГЕОГРАФИЯ Введение в географию», учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений)

    Класс

    5-а класс

    Тип урока

    Урок  изучения нового материала (открытия нового знания)

    Технология урока

    Технология проблемно-диалогического обучения, ИКТ

    Тема

    От плоской Земли к земному шару

    Цель

     Сформировать у обучающихся представление об истинной форме Земли, познакомить с историей развития представлений о форме планеты Земля

    Задачи

    Образовательные: познакомить с представлениями древних людей о форме планеты, основными доказательствами шарообразности Земли, продолжить работу по формированию географических терминов

    Развивающие: развитие самостоятельной деятельности, усиление активизации и мотивации учения, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности.

    Воспитательные: развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения.

    Планируемые
    образовательные
    результаты

    Метапредметные результаты:

    Регулятивные УУД:

    - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

    Познавательные УУД:

    - работать с текстом с целью поиска необходимой информации.

    Личностные УУД:

    - обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

    Коммуникативные УУД:

    - осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;

    - слушать и понимать речь других;

    - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    Предметные результаты:

    Предметные УУД:

    - выделять главные мысли в содержании текста, находит ответы на вопросы;

    - воспроизводить информацию о форме Земли.

    Основные термины, понятия

    Планета, Пифагор, Аристотель, Эратосфен, шарообразность

    Образовательные
    ресурсы

    Учебник: Е.М. Домогацких «География. Введение в географию. 5 класс», М., «Русское слово», 2012.

    http://school-collection.edu.ru/ 

    http://kopilkaurokov.ru/geografiya/presentacii/108234 

    Оборудование

    мультимедиапроектор, ПК

    Наглядно-демонстрационный материал

    Презентация «От плоской Земли к шару»

    Раздаточный материал

    Конспекты для обучающихся на печатной основе

            

    Урок № 3 «От плоской Земли к земному шару»

    Этапы урока

    Формируемые умения

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Проверка домаш-него задания

    Метапредметные результаты:

    Коммуникативные УУД:

    - осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;

    - слушать и понимать речь других.

    Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним. Тест (рабочая тетрадь).

    Вспоминают ранее изученный материал. Отвечают на вопросы.

      Проб-лемная ситуация и актуа-лизация знаний

     Метапредметные результаты:

    Личностные УУД:

    - обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

    Коммуникативные УУД:

    - слушать и понимать речь других;

    - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    Проблемная ситуация. Мотивация на решение проблемы (презентация). Слайд 3. Вспомните!

    Слайд 4. Глаза иногда нас обманывают, и мы не сразу понимаем, что именно перед нами. На этом основана работа фокусников. Но для того, чтобы стать жертвой обмана зрения, нам не нужны фокусники. Достаточно выйти на открытое пространство и оглядеться. Перед собой мы видим обширную плоскость. Что это?

    Мы то умные, мы знаем, что эта линия условная и дойти до нее не возможно!!! А в древности люди ее боялись, они предполагали, что за этой линией черная дыра и все корабли падают в нее. Как называется линия до которой невозможно дойти? Отгадайте загадку. Слайд 5.

    А так ли на самом деле? Правда ли что за горизонтом чёрная дыра?

    Давайте вместе попробуем составить план нашего урока. На какие вопросы мы сегодня должны ответить? Какие вопросы есть у вас?

    Слайд 6.

    Сегодня мы узнаем, какую форму имеет Земля.

    Почему в древности люди считали Землю плоской.

    Кто и почему говорил, что Земля имеет форму шара.

    Читают текст. Анализируют прочитанное.

    Высказывают предположения. Лучшее предположение: горизонт, линия горизонта.

    Высказывают предположения. Лучшее предположение: нет. За линией горизонта продолжение земной поверхности. Ведь Земля круглая.

    Задают вопросы: Какую форму имеет Земля?

    Почему люди в древности считали, что земля плоская?

    Кто и почему, говорил, что земля имеет форму шара?

    Поста-новка учебной задачи и открытие новых знаний

    Метапредметные результаты:

    Регулятивные УУД:

    - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка задачи урока).

    Познавательные УУД:

    - работать с текстом с целью поиска необходимой информации.

    Личностные УУД:

    - обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

    Предметные УУД:

    - выделять главные мысли в содержании текста, находит ответы на вопросы.

    1. Обсуждение и выдвижение гипотез (презентация).

    Слайд 7.  Рассмотрите рисунки и  как в древности люди представляли себе нашу Землю?  

    Слайд 8.

    Слайд 9. Работа с дополнит. текстом.

    Физминутка для глаз.

    Слайд 10. Первый шаг к истине

    На самом деле эти представления соответствуют действительности?

    - Предположите тему урока (презентация).

    Слайд 11. Итак, тема нашего урока: «От плоской Земли к земному шару».

    Слайд 12.

    - Предположите задачу нашего урока.

    - НАША ЗАДАЧА: выявить различия в представлениях о Земле древних людей и современной географии.

    2. Выход на новое знание.

    И так долгое время люди считали, что Земля плоская. Древним людям никто не мог рассказать о том, какую форму имеет наша планета. Вот и приходилось им до всего доходить своим умом. Многие ученые изучали истинную форму Земли. Но мы остановимся на трех древнегреческих ученых, каждый из которых внес немалый вклад в изучение планеты.

    Слайд 13. Задание 1. Прочитайте внимательно текст на стр. 17-18. Составьте краткий пересказ по плану:

    1. Имя ученого.

    2. Его представления о форме Земли.

    3. Какие доказательства о шарообразности Земли высказывал ученый. Слайд 14-16.

    Итак, постепенно люди установили, что живут на поверхности шара. И при этом никто не совершил ни одного кругосветного путешествия. До этого оставалось почти 2 тыс. лет.

    Слайд 17.

    - Вспомните, а какая задача нашего урока? (презентация).

    - Каковы различия в представлениях о форме Земли древних людей и современных?

    Рассматривают рисунки. Анализируют. Обобщают.

    Высказывают предположения.

    Древние греки  Землю они считали плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос (отождествленный позднее с Аполлоном) и совершал свой путь по небу. 

    Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство. 

    Жители Вавилона представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой находится Вавилония. Они знали, что к югу от Вавилона раскинулось море, а на востоке расположены горы, через которые не решались переходить. Поэтому им и казалось, что Вавилония расположена на западном склоне «мировой» горы. Гора эта окружена морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается твердое небо — небесный мир, где, как и на Земле, есть суша, вода и воздух. Небесная суша — это пояс 12 созвездий Зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. В каждом из созвездий Солнце ежегодно бывает приблизительно в течение месяца. По этому поясу суши движутся Солнце, Луна и пять планет. Под Землей находится бездна — ад, куда спускаются души умерших. Ночью Солнце проходит через это подземелье от западного края Земли к восточному, чтобы утром опять начать свой дневной путь по небу. Наблюдая заход Солнца за морской горизонт, люди думали, что оно уходит в море и восходит также из моря.

    Высказывают предположения о теме урока.

    Работают с текстом в учебнике.

    После осмысленного текста пересказывают прочитанное.

    Вспоминают. Высказываются.

    Лучшее предположение: древние люди считали, что Земля плоская, а сейчас известно, что Земля – это шар.

    Рефлек-сия

    Метапредметные результаты:

    Коммуникативные УУД:

    - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    Предметные УУД:

    - воспроизводить информацию о форме Земли.

    1. Закрепление новых знаний (презентация). Слайд 18.

    - Какие доказательства шарообразности Земли привел Аристотель?

    - Кто и почему говорил, что Земля имеет форму шара?

    - Почему в древности люди считали Землю плоской?

    - Какую форму имеет Земля? Как древние люди представляли форму Земли?

    Слайд 19

    2. Самостоятельное применение знаний (презентация).

    - Перечислите известные вам доказательства выпуклости и шарообразности Земли.
    - Какое событие 16 века доказало шарообразность нашей планеты?
    - При какой еще форме Земли возможно постепенное исчезновение корабля за горизонтом?
    - Какое событие 20 века окончательно доказало шарообразность Земли?

    3. Вывод по уроку.

    - Что нового узнали на уроке?

    - На какой вопрос мы отвечали на уроке?

    4. Выберите одну фразу для соседа по парте

    • Ты молодец.
    • Я доволен твоей работой на уроке.
    • Ты мог бы работать лучше.

    5. Выставление отметок.

    Отвечают на вопросы поочередно.

    Слушают друг друга. Исправляют ошибки.

    Слушают друг друга. Исправляют ошибки.

    Формулируют вывод.

    Оценивают  работу на уроке.

    Домаш-нее задание

    Домашнее задание.

    1. Стр. 18, читать.

    2. Решить задачу.

    3. Конспект знать.

    4. Заполнить дневник погоды.

    Записывают в дневник.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    От плоской Земли к земному шару.

    Формирование представлений о форме Земли....

    Проверочная работа по географии 5 класс на тему "От плоской Земли к земному шару"

    Тестовая работа к параграфу №3 учебника географии Е.М.Домогацких 5 класс по ФГОС....

    Презентация "От плоской Земли к земному шару"

    презентация к уроку географии в 5 классе...

    Урок по ФГОС "От плоской Земли к земному шару"

    Урок по ФГОС "От плоской Земли к земному шару"...

    Урок географии в 5 классе в рамках ФГОС "От плоской Земли к земному шару".

    Урок № 3 «От плоской Земли к земному шару»Этапы урокаФормируемые уменияДеятельность учителяДеятельность обучающихсяПроверка домаш-него заданияМетапредметные результаты:Коммуникативные УУД:- осуществля...

    Технологическая карта урока "От плоской Земли к земному шару".

    Технологическая карта урока по географии в 5 классе по учебнику Е.М.Домогацких...

    Конспект урока географии в 5 классе в контексте требований ФГОС на тему: "От плоской Земли к земному шару"

    Урок разработан для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной целью урока является формирование УУД в контексте требований ФГОС, а также реализация системно-деятельностного под...