От плоской Земли к земному шару
презентация к уроку по географии (5 класс) на тему

Хертек Шончалай Владимировна

Раскрыть отличительные особенности представления древних людей о Земле и современными знаниями о планете. Раскрыть отличительные особенности снимка, рисунка Земли, географической карты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №__                       ДАТА _____________________________

Тема

«От плоской Земли к земному шару Пр. работа « Сравнительная характеристика космического снимка, рисунка, географической карты»»

Цель  

Раскрыть отличительные особенности представления древних людей о Земле и современными знаниями о планете. Раскрыть отличительные особенности снимка, рисунка Земли, географической карты

Задачи

Создание проблемной ситуации для выхода на универсальный способ сравнения способов изображения Земли в географии и расширения знаний учащихся о планете Земля; проведение практической работы

Основное содержание темы, термины и понятия

Планета, горизонт. Имена Аристотель, Пифагор, Эратосфен, картография, описательный метод, космический метод

Планируемый результат

Предметные

УУД

В познавательной сфере:

- давать определение планета, горизонт

- уметь составлять сравнительное описание космического снимка, рисунка, карты

- уметь вести диалог с одноклассниками

В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать роль географических знаний о планете

Личностные:  развитие познавательных мотивов

Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Познавательные:

Общеучебные: выделение и структурирование  необходимой информации

Логические: выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, , выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: 

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

- Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Межпредметные связи

Учебный предмет, курс

Формы работы

Ресурсы

История, математика

парная

презентация

учебник

Мотивационный этап

Цель

Содержание

Организация, мотивировка учащихся на освоение нового, с учетом изученного ранее с помощью проблемной ситуации          

1. Приветствие.

2. Проблемная ситуация. Мотивация на решение проблемы.

Глаза иногда нас обманывают, и мы не сразу понимаем, что именно перед нами. На этом основана работа фокусников. Но для того. Чтобы стать жертвой обмана зрения, нам не нужны фокусники. Достаточно выйти на открытое пространство и оглядеться. Перед собой мы видим обширную плоскость. Что это?

Ответ учащихся: « это линия горизонта»

Но мы то умные, мы знаем, что эта линия условная и дойти до нее не возможно!!! В древности люди ее боялись, они предполагали, что за этой линией черная дыра и все корабли падают в нее. А так ли на самом деле?

  Из данного текста сформулируйте тему нашего урока.

Ученики выдвигают свои  названия темы урока.

Этап учебно – познавательной деятельности

Цель

Содержание

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

  1. Обсуждение и выдвижение гипотез.

Проводится обсуждение.

Расскажите  все, что вы знаете о представлениях древних людей о нашей планете.  А скажите, а на самом деле эти представления соответствуют действительности? Попытаемся определить задачу нашего урока.

- НАША ЗАДАЧА: ВЫЯВИТЬ различия в представлениях древних людей и современной географии о Земле.

- Что поможет нам расширить наши знания о планете Земля?? (предлагают сравнить изображения древних людей и современные снимки).

- Что означает слово планета?

Учащиеся вспоминают определение понятия ПЛАНЕТА.

На данном этапе возможны продолжения занятия:

  • ГРУППОВАЯ РАБОТА. Задача: нарисуйте общий рисунок нашей планеты.

2. Анализ результата.

- Что вы сейчас делали? Рисовали рисунок планеты как мы его представляем). Докажите (Мы только предполагаем, что она так выглядит).

- Какой будет следующий шаг, чтобы снять эти догадки? (Проверить информацию, обратившись к учебнику).

- Каким образом?( прочитав информацию о ученых и их вкладе в изучении планеты на с. 17-18)

  1. Выход на новое знание.

После осмысленного чтения текста учебника, учитель задает вопросы :

- Что являлось источником информации о планете? (путешествия, научные экспедиции, математические вычисления, наблюдения за лунными затмениями)

- Обратите внимание, Эратосфен даже смог высчитать размеры Земли. И для этого ему нужны были только три числа Длина тени, которая отбрасывается от палочки в разных городах и расстояние между этими городами . Почему?

- Можно ли вашу версию проверить? На что указывают ваши догадки? (ЧТО можно проверить и КАК можно проверить)

- Можно ли сразу определить чем воспользовался Эратосфен?

  1. А можно ли применить сравнительный метод изображения Земли рисунка и космического снимка?

Попробуйте это сделать, выполнив практическую работу в группах.

Сравнительное описание сделайте по плану:

  1. Формы и размеры
  2. Наличие линии горизонта
  3. Четкость изображенных географических объектов.

РЕЗУЛЬТАТЫ обсуждаются.

Учитель  просит вернуться ребят к поставленной задаче.

- На все ли вопросы мы нашли ответ?

- Почему люди в древности считали, что Земля плоская?

-Кто из ученых древности рассчитал размеры земного шара?

- Какие доказательства шарообразности привел Аристотель?

Учитель подводит учащихся к следующему выводу:

Результаты наблюдений и изучений планеты можно применить в жизни.

Для каких профессий нужны эти знания?

Делается вывод о ценности и значимости знаний шарообразности планеты.

Д/З №3, проделайте опыт на с. 19

Этап рефлексии

Цель

Содержание

Оценка результатов деятельности

Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков  на данном уроке.

ЯУВЕРЕН в СВОИХ ЗНАНИЯХ------

МНЕ КОМФОРТНО_____

Я  испытываю проблемы--------.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Земля. Горизонт. Открытие шарообразности Земли. От плоской Земли к шарообразной

Слайд 2

Задача урока Определить отличительные особенности представления древних людей о Земле и современные знания

Слайд 3

Картина мира по представлению древних египтян: внизу — Земля, а над ней — богиня Неба. Корабли отображают движение бога Солнца с востока на запад.

Слайд 4

Астрономические представления древних греков

Слайд 5

Черепаха имела важное значение в представлении древних людей о Земле.

Слайд 6

Древние индийцы представляли себе Землю в виде полусферы, опирающейся на слонов. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.

Слайд 7

Жители Вавилона представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой находится Вавилония. Они знали, что к югу от Вавилона раскинулось море, а на востоке расположены горы, через которые не решались переходить.

Слайд 8

Такой представляли себе Землю древние скандинавы.

Слайд 9

Какой же формы Земля?

Слайд 10

Аристотель (древнегреческий философ и учёный) первым доказал шарообразность Земли. Хрустальные небеса Аристотеля (384-322 гг. до н. э.)

Слайд 11

Фернан Магеллан – португальский и испанский мореплаватель, совершил первое кругосветное путешествие, тем самым доказав шарообразность Земли. 1480 – 1521 гг.

Слайд 13

Магеллан снарядил пять судов. Они должны были выйти из порта и плыть постоянно в одном и том же направлении, чтобы вернуться в этот же порт. Долгие месяцы плыли корабли. Один из парусников разбился о скалы, другой вернулся домой с полпути, третий сожгли, четвёртый попал в плен. Погиб Магеллан. И только одно маленькое судно под названием «Виктория» вернулось в порт через три года.

Слайд 15

Теперь мы все знаем, что Земля имеет форму шара (снимок из космоса)

Слайд 16

География – это наука, изучающая географическую оболочку Земли.

Слайд 17

Видимое глазом пространство называется горизонтом. Устаревшее слово – окоём (от слова «око» - глаз)

Слайд 18

Воображаемая линия, где небо как бы сходится с землёй или поверхностью водной глади называется линией горизонта.

Слайд 19

Почему в городе мы не видим линию горизонта?

Слайд 20

Площадь горизонта увеличивается, чем выше от Земли находится наблюдающий (с высоты птичьего полёта).

Слайд 21

Вид из космоса

Слайд 22

Проверь себя Что такое география? Какие представления о мироздании были у древних людей? Кто первым доказал шарообразность Земли? Какой мореплаватель подтвердил шарообразность Земли кругосветным путешествием? Что такое горизонт? Какое красивое слово-синоним к понятию «горизонт» есть в русском языке? Что такое линия горизонта? Где лучше её наблюдать?

Слайд 23

http://www.zemle.ru/1-11-Plan1.jpg - 2 слайд http://mapold.narod.ru/18.jpg - слайд 3 http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2007/05/119.jpg - слайд 4 http://cor.edu.27.ru/dlrstore/359f7f5d-05aa-c3a4-70d9-860e05421072/objects/2593.jpg - слайд 5 http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/volkov/zemlya-i-nebo/09.jpg - слайд 6 http://www.nippon-reise.de/StefanWeiss/homepage/bilder/yggdrasil.jpg - слайд 7 http://s58.radikal.ru/i159/0901/b5/fa956609689e.jpg - 8 http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a4/Aristoteles_Louvre.jpg - 9 http://zaporozhets.com/wp-content/uploads/2009/09/mif.gif - 10 http://img.liveinternet.ru/images/attach/2/14933/14933506_56926.jpg - 11 http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9c/Ferdinand_Magellan.jpg - 12 http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/apps/0/706/706211_c37811107a60.jpg - 13 http://www.char.ru/books/p1077445.jpg - обложка 1 http://www.char.ru/books/p259075.jpg - обложка 2 http://images01.olx.ru/ui/6/74/90/1276724163_100417490_1--7--.jpg - обложка 3 http://www.awareness-way.ru/cpg/albums/userpics/151.JPG - слайд 17 http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/54/804/54804117_44.jpg - слайд 18 http://evrotour.e-kuzbass.ru/spaw2/uploads/images/evrotour/1.jpg - слайд 19 http://karaoke121.narod.ru/kosmos/00018814.jpg - слайд 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От плоской Земли к земному шару.

Формирование представлений о форме Земли....

Проверочная работа по географии 5 класс на тему "От плоской Земли к земному шару"

Тестовая работа к параграфу №3 учебника географии Е.М.Домогацких 5 класс по ФГОС....

Технологическая карта урока географии 5 кл. ФГОС От плоской Земли к земному шару

География(рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по географии Е.М. Домогацких и ориентирована...

Презентация "От плоской Земли к земному шару"

презентация к уроку географии в 5 классе...

Урок по ФГОС "От плоской Земли к земному шару"

Урок по ФГОС "От плоской Земли к земному шару"...

Урок географии в 5 классе в рамках ФГОС "От плоской Земли к земному шару".

Урок № 3 «От плоской Земли к земному шару»Этапы урокаФормируемые уменияДеятельность учителяДеятельность обучающихсяПроверка домаш-него заданияМетапредметные результаты:Коммуникативные УУД:- осуществля...

От плоской Земли к земному шару

Раскрыть отличительные особенности представления древних людей о Земле и современными знаниями о планете. Раскрыть отличительные особенности снимка, рисунка Земли, географической карты...