Формирование УУД на уроках географии
методическая разработка по географии на тему

Синягина Марина Евгеньевна

1 сентября 2015 года повсеместно должен быть осуществлен переход школ на работу по новому ФГОС. В основе стандарта лежит системно – деятельных подход. Целью образования сегодня становится личностное, познавательное и общекультурное развитие учащихся, обеспечивающее формирование ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться». Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД), овладение которыми дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы научиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию. Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы формирования УУД на уроках географии

Виды действий

Содержание и приемы формирования

Работа с текстом учебника

-найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке …;

-уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»);

- поставь вопросы к  данному абзацу;

- составь суждение по тексту параграфа…;

- выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе; -расскажи по опорным словам (разверни информацию);

- заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы

 - создай таблицу (сверни информацию) по…;

-составь план изучения темы…(алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем);

- составь набор понятий темы…;

-составь предложения по теме…,используя слова «так, как», «потому что»,следовательно», «если, то»;

-зашифруй понятия темы…в символы, систему или последовательность символов;

- составь разные предложения с одним и тем же понятием ….

Анализ учебного текста

1.Прочитайте текст параграфа.

2.Ответьте на два основных вопроса:

  - О чем говорится в тексте?

- Что говорится в тексте об этом?

3.Выделите основные мысли текста.

4.Выделите предложения, подтверждающие  основные  мысли.

5.Сформулируйте вопросы к тексту по схеме:

-1уровень –знание фактов, терминов (кто, что, когда и т.д.);

-2уровень-знание и понимание причин, механизмов (зачем, почему, каким образом и т.д.);

-3уровень        - умение соотносить, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, объяснять, комментировать (какова связь между…, что доказывает, каков механизм, с чем можно сравнить и т.д.).

               Работа с диаграммами

  1. Читаем название диаграммы. Выясняем, что отображено на диаграмме.
  2. Знакомимся с условными обозначениями.
  3. Выполняем различные задания. Это могут ответы на вопросы учителя, задания на постановку вопросов, задания на сравнения различных составляющих диаграммы, объяснение причин различий.

Работа с  графиками.

Порядок работы.

  1. Прочитать название графика. Определить какая зависимость отражена, в каких единицах.
  2. Определить цифровые показатели графических изображений путем  их сопоставления по годам, отраслям, видам продукции. Сопоставление цифр завершается выводом о направлении развития явления
  3. Объяснить причины изменения процесса.

Таким образом, учащихся надо научить следующим умениям чтения графиков и диаграмм: считывать цифровые показатели (т.е.видеть за ними соответствующие конкретные величины), сопоставлять их, завершая сопоставление выводом, и затем объяснять эти выводы, связывая их с определенными причинами и закономерностями.

Работа с понятиями.

   Работа с понятийным аппаратом, кроме внимательного прочтения текста способствует развитию памяти, абстрактного мышления.

       Алгоритм работы с понятиями:

- Назвать понятие, дать его определение.

- Вычленить ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.

- Привести примеры для конкретизации понятий, найти область его применения.

- Связать понятие с другими, касающимися данного предмета.

- Составить небольшой рассказ, употребляя данное понятие.

- Определить термин своими словами.

- Назвать иной смысл понятия в какой-то другой области знаний.

Сравнение

Умение сравнивать – это умение        устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия  (противопоставлять).

Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое  сравнение и как его выполнить.

Как сравнивать объекты?

Сравнить–это значит сопоставить в равных условиях, найти сходства и различия.

Для этого необходимо

1.Определитьобъекты  сравнения.

  2.Выделить  признаки, по которым они будут  сравниваться.

3.Найти общие черты.

4.Найти черты отличия.

5.Объяснить причины  того и  другого и сделать выводы.

В любом сравнении заложены элементы анализа, т.е. отдельных частей и нахождения взаимосвязей. Сравнение можно проводить, опираясь на текст учебника, знания фактического материала, используя рисунки и схемы, таблицы и графики, географические карты, выполняя практические работы и оформлять его результаты в виде  таблиц и  схем.

Например:

  1. Сравните  географию  железнодорожного  и  автомобильного транспорта России.
  2. Сравните роль речного транспорта в Европейской и азиатской части страны.

Установление причинно-следственных связей

Установление причинно-следственных связей – это способность определять  взаимосвязь  явлений, в возникновении и развитии которых одно служит  причиной, а другое  следствием.

Как установить причинно-следственные связи?

1.Выясни главную причину явления.

2.Укажи  следствие,  вытекающее  из причины.

3.Проанализируй  причину и  следствие  в отдельности.

4.Построй  гипотезу взаимосвязи  причины и  следствия и  докажи  ее.

Например:

  1. Почему в северных и северо-восточных районах страны очень низка густота транспортной сети?
  2. Почему в азиатской части страны велика роль речного транспорта.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по географии

Школа – МБОУ средняя общеобразовательная школа №148, г.Нижний Новгород

Класс – 9а

Учитель – Синягина М.Е., учитель географии

Учебник -         География России/ под.редакцией А.И.Алексеева, 2011

Тема урока

Место урока по теме

Пространство Сибири.

Первый урок  по теме: «Сибирь» в разделе Азиатская Россия

Тип урока

Формы, приёмы, методы

Комбинированный

Формы: фронтальная, парная, индивидуальная работа.

Приёмы: подводящий диалог, приём рефлексии, оценка успешности.

Методы: обмен мнениями, обсуждение, анализ, сравнение, частично-поисковый.

Цель урока

Задачи

Сформировать образ Сибири. Выявить особенности природных условий и ресурсов Сибири.

Обучающая – сформировать у учащихся умение определять природные особенности Сибири, сравнивать полученные результаты, выполнять самоконтроль и взаимоконтроль;

Развивающая – учиться работать с различными источниками географической информации (карта, учебник, интернет);

Воспитательная  - развивать интерес к рассматриваемой  на уроке проблеме и активность,  направленную на решение учебных задач и ситуаций.

Ход урока

Цель, этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Результат

1 этап. Мотивация к учебной деятельности (5 мин.)

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на лично –значимом уровне

Ребята, мы с вами изучили экономические регионы западного макрорегиона. Но у нас остался не менее интересный для изучения район России.

Предлагаю вам посмотреть видеосюжет и выписать «ключевые слова».

- Слушают, смотрят видеосюжет.

- Выписывают «ключевые слова»

Познавательная

Готовность учащихся к познавательной деятельности

2 этап. Актуализация знаний  (5 мин.)

Воспроизвести знания и способы действий, необходимые для  открытия новых знаний. Определение границ знания и незнания

Организует актуализацию знаний через беседу   с учащимися.  Какие «ключевые слова вы выписали, почему они для вас значимы»?

Высказывают свои суждения, приводя соответствующие доводы.

Коммуникативная, личностная

Умение высказывать свою точку зрения

3 этап.  Постановка цели и задач урока (5 мин.)

Формировать и развивать цель урока, умение формулировать тему урока (самостоятельно или совместно  с учителем)

Создаёт условия для формулировки темы урока и определения цели урока через постановку  вопросов.

1.О каких особенностях природы  Сибири вы узнали?

2. Кто вспомнит происхождение название «Сибирь»?

Формулируют тему урока и цель урока.

Предметные  (умение ставить цель урока , определять пут её достижения)

Коммуникативная (умение отстаивать свою точку зрения)

Формулировка темы урока и уточнение цели урока, разработка плана учебных действий

4 этап. Открытие новых знаний и первичное закрепление (20 мин.)

Развитие цели урока,  совместная  познавательная деятельность, открытие новых знаний о природе Сибири.

 

Постановка проблемного вопроса

Организует деятельность учащихся в парах по вариантам, с использованием различных источников информации (учебник, карты, интернет ):

1 вариант

 Анализ  рельефа и природных ресурсов Сибири.

2 вариант

Анализ климатических условий Сибири.

3 вариант

Анализ внутренних вод и природных зон Сибири.

Организует повторение особенностей природы Сибири

В чём вы видите проблемы Сибири?

Как вы понимаете слова М.Ю.Ломоносова «Российское могущество прирастать будет Сибирью»

Работают с различными источниками информации, фиксируя работу в оценочных листах «Моя работа на уроке»

Обсуждение результатов (работа с картами у доски, оценочными листами).

Анализ стихотворений писателей (выявление особенностей природы Сибири).

Высказывают свои мнения

Все виды УУД: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные, предметные.

Умение работы с различными источниками информации.

Умение проводить анализ.

Умение решать проблемную ситуацию.

5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (5 мин.)

Организовать действие по обобщению:

- анализ природных особенностей Сибири;

- анализ  проблем  Сибири и путей их решения;

- оформление вывода

Проводит анализ допущенных ошибок и их коррекцию.

Вносят изменения в оценочные листы (корректируют информацию). Обсуждают полученные результаты.

Коммуникативная, учебно – познавательные.

Умение систематизировать, обобщать полученное. Соединять части в целое. Решать проблемные вопросы.

Работать в группе.

6. Рефлексия (5 мин.)

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

Предлагает рефлексивный тест:

- Я узнал (а)………

- Самым полезным и интересным для меня было…….

- На уроке надо было подумать……..

- Я отвечал (а) на все вопросы учителя…….

- Я встретился с трудностью при….

- Свою  работу на уроке я оцениваю на…..

Анализирует деятельность по достижение цели урока

Коммуникативная (устная, письменная)

Личностная

Оценка и самооценка деятельности каждого. Осознают свой вклад в общий результат урока.

Домашнее задание

§40, стр.168 (вопрос №9 – ответить письменно), повторить  номенклатуру.



Предварительный просмотр:

   

Формирование метапредметных УУД на уроках географии.

Перед современным образованием  поставлена задача – способствовать инновационному развитию страны. Процессы глобализации, быстрого обновления знаний и появления новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования.

 Обществу нужны грамотные, ответственные, способные постоянно совершенствоваться специалисты. Родители заинтересованы в том, чтобы  их дети были успешны в профессиональном, личном, социальном плане. Образовательные результаты, которые достигнуты выпускником сегодня, будут востребованы в течение всей его жизни. Новые социальные запросы определяют новую стратегию развития  образования, выдвигают требования к  результатам, содержанию и условиям образования, которые отражены в новых ФГОС ООО.

     1 сентября 2015 года  повсеместно должен быть осуществлен переход школ на работу по новому ФГОС.

     ФГОС ООО  второго поколения содержит требования трех типов к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования: предметным, метапредметным и личностным. (Приложение 1)

     В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход  который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  •  проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся  в системе образования;
  •   активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;  

  построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

     Концепция деятельностного подхода требует от учителя принятия и осознания новых целей и задач, глубокого понимания специфики учебно-познавательной деятельности и процессов усвоения содержания предмета, т.е. серьезной перестройки сложившейся методической системы, основанной на проектировании учебного процесса с позиции деятельности школьника. Важное место в этой системе отводится организации учебной деятельности по освоению универсальных учебных действий (УУД).

          В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

      В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

     Универсальный характер учебных действий означает, что они могут применяться как в различных предметных областях, так и при построении собственной деятельности, такие действия применимы при изучении любых учебных предметов и в то же время формируются средствами предмета.

     К основным функциям УУД можно отнести:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной  мобильности;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

     Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. УМК позволяет формировать универсальные учебные действия на уровне исследовательской, проектной деятельности. Например, при изучении темы «Железнодорожный транспорт России» (9 кл.) можно исследовать проблему транспортного узла областного центра, своего населенного пункта. В теме «Население и хозяйство лесных зон» на основе исследования природных условий проводится оценка традиционного жилья, предлагаются меры по его реконструкции. В изучении темы «Охрана природы и особо охраняемые территории» в 6-8 классах можно организовать экологические акции: «Помоги лесу», «Его величество - муравей», «Удивительное рядом», где школьники вырабатывают грамотную позицию по отношению к окружающей природной среде, экологически целесообразной деятельности. Широко практикуется учителями области выполнение социальных природоохранных проектов: «Сохраним малые реки», «Экологически чистый город», «Наши истоки», «Создание природоохранных зон при изучении материков и стран», «Паспортизация природоохранных объектов» и т. п., что формирует активную жизненную позицию школьников по качественному улучшению среды жизни.

        Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения учебного материала обучающимися. Так, при формировании общеучебных и специальных умений и навыков учителями выделяются основные этапы деятельности: ознакомление с данным умением, усвоение основных составляющих этого умения; отработка введенных умений по образцу; тренировка в применении умения, перенос умения в новую учебную ситуацию.

        Грамотно использую методический аппарат учебника, рабочие тетради для самостоятельной деятельности позволяют учителю качественно подойти к формированию самоанализа, самооценки, планированию собственной деятельности учащимся. Школьники целенаправленно обучаются:

ставить учебные задачи, вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения заданий; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

владеть различными способами самоконтроля. На основе проектирования результатов образовательного процесса учителя географии в рабочих программах продумывают отбор содержания учебного материала с учетом требований Стандарта, методы, приемы и средства его отработки, этапы формирования ключевых компетентностей и предметных компетенции. Обучение строится в деятельностной форме, т.е. способы познания конкретизированы до уровня учебных действий, в которых четко определены ведущие содержательные идеи и задачи конкретного урока, выделены ожидаемые результаты обучения с точки зрения формирования и развития предметных и метапредметных умений, в каждой теме прописаны рекомендуемые практические работы и элементы содержания, проверяемые заданиями ЕГЭ.

        Познавательные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач, умение видеть проблему, выдвигать гипотезу, вступать в дискуссию, ставить вопросы, делать выводы, умозаключения, объяснять, доказывать, структурировать материал, защищать свои идеи на основе полученных теоретических знаний. Инновацией в практике работы учителей географии-экспериментаторов является освоение новой информационно-образовательной среды на цифровых носителях. Значительная часть педагогов и школьников владеют компьютерной техникой, составляют презентации по результатам исследования интересующих проблем.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

Общеучебные умения

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

Описывать; выделять главную мысль; составлять простой план; формулировать вопросы

Объяснять; работать со справочными источниками информации; составлять схемы; проводить сравнения

Доказывать; формулировать тезисы; формулировать выводы; проводить отбор необходимых источников информации

Оценивать выполнение задания;  планировать учебные действия; составлять сложный план, классификационые схемы; исп-ть разные виды моделирования

Оценивать собственную деятельность и ее результаты; конспектировать реферировать; составлять таблицы, опорные конспекты; участвовать в дискуссии, формулировать собственную позицию

Стандарт географического образования предполагает формирование следующих УУД на уроках географии.

Предметные:

 • умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Познавательные:

Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

Регулятивные:

умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

Коммуникативные:

умения взаимодействовать с людьми, работать в коллек-тивах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

Личностные:

организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Приемы формирования УУД на уроках географии

Виды действий

Содержание и приемы формирования

Работа с текстом учебника

-найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке …;

-уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»);

- поставь вопросы к  данному абзацу;

- составь суждение по тексту параграфа…;

- выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе; -расскажи по опорным словам (разверни информацию);

- заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы

 - создай таблицу (сверни информацию) по…;

-составь план изучения темы…(алгоритмируя его в зависимости от того, что мы изучаем);

- составь набор понятий темы…;

-составь предложения по теме…,используя слова «так, как», «потому что»,следовательно», «если, то»;

-зашифруй понятия темы…в символы, систему или последовательность символов;

- составь разные предложения с одним и тем же понятием ….

Анализ учебного текста

1.Прочитайте текст параграфа.

2.Ответьте на два основных вопроса:

  - О чем говорится в тексте?

- Что говорится в тексте об этом?

3.Выделите основные мысли текста.

4.Выделите предложения, подтверждающие  основные  мысли.

5.Сформулируйте вопросы к тексту по схеме:

-1уровень –знание фактов, терминов (кто, что, когда и т.д.);

-2уровень-знание и понимание причин, механизмов (зачем, почему, каким образом и т.д.);

-3уровень        - умение соотносить, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, объяснять, комментировать (какова связь между…, что доказывает, каков механизм, с чем можно сравнить и т.д.).

               Работа с диаграммами

  1. Читаем название диаграммы. Выясняем, что отображено на диаграмме.
  2. Знакомимся с условными обозначениями.
  3. Выполняем различные задания. Это могут ответы на вопросы учителя, задания на постановку вопросов, задания на сравнения различных составляющих диаграммы, объяснение причин различий.

Работа с  графиками.

Порядок работы.

  1. Прочитать название графика. Определить какая зависимость отражена, в каких единицах.
  2. Определить цифровые показатели графических изображений путем  их сопоставления по годам, отраслям, видам продукции. Сопоставление цифр завершается выводом о направлении развития явления
  3. Объяснить причины изменения процесса.

Таким образом, учащихся надо научить следующим умениям чтения графиков и диаграмм: считывать цифровые показатели (т.е.видеть за ними соответствующие конкретные величины), сопоставлять их, завершая сопоставление выводом, и затем объяснять эти выводы, связывая их с определенными причинами и закономерностями.

Работа с понятиями.

   Работа с понятийным аппаратом, кроме внимательного прочтения текста способствует развитию памяти, абстрактного мышления.

       Алгоритм работы с понятиями:

- Назвать понятие, дать его определение.

- Вычленить ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.

- Привести примеры для конкретизации понятий, найти область его применения.

- Связать понятие с другими, касающимися данного предмета.

- Составить небольшой рассказ, употребляя данное понятие.

- Определить термин своими словами.

- Назвать иной смысл понятия в какой-то другой области знаний.

Сравнение

Умение сравнивать – это умение        устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия  (противопоставлять).

Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое  сравнение и как его выполнить.

Как сравнивать объекты?

Сравнить–это значит сопоставить в равных условиях, найти сходства и различия.

Для этого необходимо

1.Определитьобъекты  сравнения.

  2.Выделить  признаки, по которым они будут  сравниваться.

3.Найти общие черты.

4.Найти черты отличия.

5.Объяснить причины  того и  другого и сделать выводы.

В любом сравнении заложены элементы анализа, т.е. отдельных частей и нахождения взаимосвязей. Сравнение можно проводить, опираясь на текст учебника, знания фактического материала, используя рисунки и схемы, таблицы и графики, географические карты, выполняя практические работы и оформлять его результаты в виде  таблиц и  схем.

Например:

  1. Сравните  географию  железнодорожного  и  автомобильного транспорта России.
  2. Сравните роль речного транспорта в Европейской и азиатской части страны.

Установление причинно-следственных связей

Установление причинно-следственных связей – это способность определять  взаимосвязь  явлений, в возникновении и развитии которых одно служит  причиной, а другое  следствием.

Как установить причинно-следственные связи?

1.Выясни главную причину явления.

2.Укажи  следствие,  вытекающее  из причины.

3.Проанализируй  причину и  следствие  в отдельности.

4.Построй  гипотезу взаимосвязи  причины и  следствия и  докажи  ее.

Например:

  1. Почему в северных и северо-восточных районах страны очень низка густота транспортной сети?
  2. Почему в азиатской части страны велика роль речного транспорта.

Проектные задачи.

     В настоящее время в практике широко используются технологии проектной деятельности. Учебный проект это результат познавательной, интеллектуальной, коммуникативной, практической, оценочной видов деятельности.

     В работе над проектом (проектной задачей) деятельность учащихся осуществляется на уровне переноса знаний. У школьников формируется готовность усвоенные знания и умения  в повседневной жизни :анализ, интерпретация, оценивание и прогнозирование.

Школьный проект - это Форма проблемного обучения,    активная самостоятельная деятельность учеников, направленная на  создание нового продукта. В ходе этой деятельности у учеников происходит формирование новых знаний, умений, качеств личности.

Классификация и характеристики проектов  в приложении 2.

Метапредметность во внеурочной деятельности

 «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», гласит народная мудрость. География - это один из предметов, который позволяет руководствоваться данной мудростью. Ещё первопроходцы отправлялись в далёкие рискованные путешествия, чтобы увидеть всё самим. За страницами наших учебников кроются необъятные просторы Родины, «запахи моря и шум леса»… Школьное образование продолжает формировать картину мира человека. Появление современной техники позволяет современному учителю насытить учебный урок наглядностью, создать виртуальное пространство, максимально приблизить  ученика к отдалённым участкам Земли.

        Перед современным образованием стоит задача развития каждого ребенка с учетом его индивидуальности и перехода от информационно-репродуктивного к активно-творческому и продуктивно-деятельному обучению. В настоящее время в образовании приоритетным становится не только и не столько процесс накопления знаний, а приобретение опыта самовыражения, осознание собственной мировоззренческой системы, образовательный процесс приобретает ярко выраженную практическую направленность.

        В школьной географии  содержится  достаточное количество практических работ, которое позволяет решить данную задачу. Однако большинство из них воспринимается школьниками без особого интереса, они непонятны им, так как зачастую отдалены от их личных интересов и потребностей. В связи с этим хотелось найти такую форму практической деятельности, в которой  можно было увлечь ребят своим предметом, помочь им приобрести жизненно важные знания, умения и навыки. Методом проб и ошибок (с обязательным анкетированием участников) складывалась целая система внеурочной деятельности в школе по географии. Автор неоднократно делилась опытом организации и проведения предметной недели в школе. Пришло время обобщить накопленный опыт по организации экскурсий.

        Экскурсия – это одна из форм проведения занятия, которая позволяет наблюдать и исследовать различные объекты в их реальном окружении, в действии. Объект становится источником информации, ценностной ориентации и эмоционально-чувственного восприятия. Материал для самостоятельного анализа и осмысления поистине неисчерпаем.

        Экскурсия – та форма учебной деятельности, которая открывает бесконечно большое количество источников для получения новых сведений. Общение с компетентными специалистами создает базу для умозаключений и выводов. Зачастую экскурсия становится стартовой площадкой для поиска интересной профессии, будущего собственного изыскания, для отбора материала, подтверждающего или опровергающего уже сформулированные гипотезы.

        Безусловно, экскурсионная работа становится неотъемлемой частью учебной деятельности учеников лишь тогда, когда она носит системный и продуманный характер, когда учитывается и самоценность экскурсии и ее поддерживающая функция. Только тогда позиция ученика становится позицией созидателя, не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя. От него требуется не запоминание всего, а понимание и эмоционально-нравственная оценка. Только тогда формируется личная ответственность в отношении к прошлому, настоящему и будущему, бережное и уважительное отношение к наследию.

        Содержание экскурсионной работы направлено на формирование у учеников целостной картины мира, адекватной  современному уровню знаний, а также на овладение различными культурными формами мышления и мыследействия; воспитание личности, способной к культурному и социальному самоопределению в постоянно изменяющемся обществе. У учеников активизируется познавательный интерес, за счет наглядности и нетрадиционного подхода к изучению предмета.

        Город, в котором мы живём можно смело назвать «городом мастеров». Огромное количество предприятий даёт нам богатый материал к урокам, который в учебнике зачастую умещается в нескольких строчках. Однако и на улицах города можно многое почерпнуть для уроков. (Табл.1).

        Думаю, что многие учителя используют данную форму в своей работе. Так как экскурсия позволяет расширить кругозор ученика, именно здесь мы можем сказать, что задействованы все каналы восприятия информации: аудиалы – услышат; визуалы – увидят, а кинестетики – потрогают, пощупают. Именно на экскурсии мы можем показать «живую географию», ту часть нашего предмета, которая действительно им пригодится в жизни. А если добавить сюда и такие вопросы: как познание своего города, умение в нём сориентироваться, общение с новыми людьми;  знакомство с миром профессий, то можно смело сказать, что экскурсия – это один из наших «коньков» в привитии интереса к географии.

        Как правило, для проведения урока- экскурсии одного урока мало. Что же делать? Все экскурсии провожу после уроков. Однако здесь есть существенный недостаток (на сегодняшний момент): уроки заканчиваются в 14.10, а на предприятие необходимо попасть до 15.00 (что связано с производственным процессом). Для организации экскурсии существует некий алгоритм действий: 1. Звонок на предприятие; 2. Формирование списка, заверенного директором школы; 3. Отправка письма - заявки на предприятие; 4. Экскурсия.

        Место проведения экскурсии стараюсь привязать к изучаемым темам (особенно это хорошо прослеживается в гидрометеоцентре при изучении циклонов и антициклонов). Поиск новых мест проведения экскурсий осуществляется постоянно. Номера телефонов нахожу в Интернете или в справочных службах. В последнее время стали помогать ученики через своих родителей. После проведения экскурсии обязательно подводим итоги (либо на уроках, либо возвращаясь обратно в форме беседы).

        Проводя такие экскурсии на протяжении уже 10 лет, можно отметить, что ребята ждут таких занятий, передают информацию младшим, а те ждут, когда же настанет их черёд. Считаю, что силы, затраченные на проведение экскурсий, окупаются: наблюдается повышение интереса к предмету, появляются любители и ценители предмета, полученная информация  на экскурсии позволяет ребятам использовать её на уроках (во время проверочных), либо в конкурсах, олимпиадах. Надо добавить и  то, что всё – таки экскурсии в основном рассчитаны на 8-9 класс, тот возраст, когда ребята находятся в поиске своего профессионального самоопределения.

        В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним, даны учебные задачи и ситуации. Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.

Благодаря экскурсионной работе происходит активизация мировоззренческого развития учащихся. Она направлена на формирование обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение опыта этой деятельности, что и прописано в стандартах второго поколения.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Выписка из ФГОС

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

I. Общие  положения

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию[1].

Стандарт включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной  программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

II. Требования к результатам освоения   
основной образовательной программы основного общего образования

8. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

11. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

11.2. Общественно-научные предметы

Изучение предметной области «Общественно-научные предметы» должно обеспечить:

формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся,  личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды  как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;

владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;

осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;

приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.

Предметные результаты изучения предметной области «Общественно-научные предметы» должны отражать:

География:

1) формирование представлений о географиии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач  человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения,  особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6)овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня  безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование  представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Приложение 2

                              Классификация и характеристики проектов  

По времени выполнения

  • Краткосрочные (урок, несколько уроков)
  • Среднесрочные (от недели до месяца во         внеурочное время)
  • Долгосрочные

По предметной области

  •  По одному предмету
  •  Межпредметные

По преобладающей деятельности учеников

  • Исследовательские (пример: «Кто мы такие?» или школа как зеркало демографических процессов в России)
  • Творческие
  • Ролевые, игровые (пример: выбор главы своей управы)

Практико-ориентированные (пример: составление путеводителя по достопримечательностям своей местности.

Формы представления проектов:

  • Макет географического  объекта        
  • Школьный праздник
  • Сайт школы, класса
  • Коллекция минералов, горных пород
  • Газета, журнал
  • Видеофильм
  • Урок для параллельного класса, младшего класса
  • Отчет о практике и др.        
  • Путеводитель                  
  • Презентация
  • Наглядное пособие
  • Карта
  • Экскурсия
  • Школьный музей

Этапы работы над проектом:

  • Организационный (формулировка темы, целей, задач, планирование деятельности)
  • Технологический (сбор и анализ информации, выработка и обсуждение идей, оформление работы)
  • Заключительный (представление работы, ее анализ и оценка)

Паспорт проекта:

  • Тема
  • Цели (какие приращения должны быть

    у участников проекта после его выполнения)

  • Задачи (что конкретно должны выполнить участники проекта)
  • Время работы над проектом
  • Режим работы с отчетными датами
  • Материальное обеспечение работы над проектом

Критерии оценки проекта:

  • Значимость и актуальность
  • Корректность методов
  • Активность участников
  • Глубина проникновения в проблему
  • Доказательность выводов
  • Оформление результатов

Примеры проектных задач:

  • Разработать маршрут путешествия
  • Создать атлас гипотетического материка
  • Создать Свободную экономическую зону на Дальнем Востоке
  • Создать буклет природных достопримечательностей
  • Проект совершенствования социальной сферы своего микрорайона



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »

Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...

Формирование УУД на уроках географии в 7 классе при изучении темы "Климат Африки"

Педагогическая идея урока актуальна в рамках введения ФГОС второго поколения Согласно новым стандартам, на уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечив...

Формирование УУД на уроках географии в 7 классе при изучении темы "Климат Евразии"

Педагогическая идея урока актуальна в рамках введения ФГОС второго поколения Согласно новым стандартам, на уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечивать ме...

Формирование УУД на уроках географии.

Презентация на тему: "Формирование УУД на уроках географии"....

Курсовой проект Тема: "Использование мини-проектов для формирования УУД на уроках географии России".

Курсовая работа написана в процессе прохождения курсов повышения квалификации. В ней содержится информация об использовании мини-проектов в формировании УУД на уроках географии. Представлена разработк...

Статья по географии на тему: "Формирование УУД на уроках географии с использованием различных источников информации"

В своей статье я хочу сделать акцент на уроках обобщения и систематизации знаний на примере практической работы по теме «Влияние природных условий и ресурсов России на хозяйственную деятельность челов...

Учебное моделирование на уроках географии" место и значение в формировании УУД на уроках географии

Презентация содержит информацию о учебном моделировании в системе формирования УУД на уроках географии...