Главные вкладки

    Конспект урока "Вода на Земле. Мировой океан и его части"
    план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

    Гомзина Светлана Петровна

    Коллеги!

    Предлагаю Вашему  вниманию конспект урока по теме "Вода на Земле. Мировой океан и его части"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc73.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОГОКУ  ВСШ г. Омутнинска  Кировской области

    Конспект урока

    географии в 6 классе по теме

    «Вода на Земле. Мировой океан и его части»

    Автор:

    Гомзина Свелана Петровна –

    учитель географии

            

    2014

    Тема «Вода на Земле. Мировой океан»

    Цели урока:

    Образовательные: формирование у  учащихся представления о водной оболочке Земли, распределении на Земле её составных частей. Создание представления о своеобразии, неповторимости планеты Земля.

    Развивающие: продолжить работу по формированию навыков у учащихся работать с учебником, печатным материалом. Развивать умения логически мыслить и лаконично излагать свои суждения, развивать навыки самостоятельного поиска необходимой информации.

    Воспитательные: воспитание интереса к уроку географии. Пробуждение интереса к изучаемой теме.

    Тип урока: комбинированный.

    Оборудование: карта океанов, атлас, контурные карты.

    Этапы урока:

    1 Организационный момент.

    2 Актуализация знаний.

    3 Изучение нового материала.

    4 Закрепление.

    5 Оценивание знаний учащихся.

    6 Рефлексия.

    7 Итог урока.

    Ход урока.

    1 Организационный этап.

    2 Актуализация знаний.

    Для того чтобы перейти к изучению новой темы, мы должны проверить, на сколько хорошо вы знакомы с уже изученным материалом по гидросфере.

    У каждого у вас лежит на столе оценочный лист в котором отражены этапы нашего урока за каждый из них вы самостоятельно должны будете поставить себе оценку. По окончанию урока мы подведём итоги. Итак, приступаем к работе.

    Ребята, что мы изучали на прошлом уроке? (Гидросферу).Прикрепляю понятие « Гидросфера» на доску.

    1 Вопросы.

    -Какие оболочки Земли объединяет Мировой круговорот? (гидросферу, литосферу, атмосферу и биосферу)

    -Почему океан солёный, а испарившаяся вода поступает в облако уже пресная? ( с поверхности океана испаряется только пресная вода, а растворённые в ней вещества остаются)

    2Групповая работа:

    1-ая группа работает со схемой «Состав гидросферы»

    2-ая группа письменный фронтальный опрос ( тест) по теме «Гидросфера»

     Работа со схемой «Состав гидросферы»

    -Что такое гидросфера? Напишите части гидросферы и укажите какую часть гидросферы они составляют.(На доске написано слово гидросфера, учащиеся заполняют пустые места)

    Гидросфера

    Мировой океан

    96,5%

    Ледники

    1,8%

    Подземные воды

    1,7%

    Реки, озёра

    0,01%

    Океаны, моря

            

    -Какой воды на Земле больше: солёной(97) или пресной (3 )?

    -Почему не высыхают реки и не исчезают моря?( На Земле происходит непрерывное движение воды-Мировой круговорот воды)

    Тест « Гидросфера».

    1 Водная оболочка Земли:

    • Атмосфера
    • Литосфера
    • Гидросфера
    • Биосфера

    2 Пресными водами гидросферы являются:

    • Воды Мирового океана.
    • Внутренние воды суши.

    3 Запасы пресных вод постоянно возобновляются благодаря:

    • Круговороту воды в природе
    • Выветриванию
    • Океаническим течениям
    • Приливным явлениям
    • Землетрясениям.

    4 Вода на суше может находиться в следующем состоянии:

    • Только в жидком
    • В жидком и твёрдом.

    5 К водам суши относятся:

    • Реки, озёра.
    • Реки, озёра, моря, ледники.
    • Реки, озёра, болота, ледники.

    6 Вода гидросферы может находиться:

    • Только в жидком состоянии.
    • В жидком, твёрдом состоянии.
    • В жидком, твёрдом, газообразном состоянии.

    7 Поставщиком пресной воды на суше является:

    • Ветер
    • Мировой океан
    • Осадки.

    По завершении работы производится самоконтроль ( ключ и критерии оценок на доске)

    Ключ: 1 гидросфера; 2 внутренние воды; 3 круговорот воды в природе; 4 в жидком и твёрдом; 5 реки, озёра, болота, ледники;6 в жидком, твёрдом, газообразном состоянии; 7 Мировой океан.

    Критерии оценок: 7 правильных ответов-«5»

            5-6-«4»

            4-«3»

            менее 4 –«2»

    Дети выставляют оценки в оценочный лист, суммируют баллы.

    3 Изучение нового материала.

    -Ребята, посмотрите картины замечательного русского художника И.К.Айвазовского. Определите, что общего в этих картинах

    Моря - это часть Мирового океана, а следовательно, как будет звучать тема нашего урока? (« Мировой океан и его части»)

    -Цель урока - узнать о Мировом океане и его составных частях

    Запишите дату и цель урока.

    Эпиграф урока записан на доске.

    « Встречаясь с морем, Вы совершите удивительное путешествие в страну чудес: смена впечатлений взволнует ваше воображение. Вы не устанете изумляться увиденному.Доверьтесь океану и он раскроет перед вами свои тайны»(Жюль Верн).

    -Мировой океан-это самая большая часть гидросферы. В атласе страница 18-19.найдите, где находится Мировой океан? Его нет)

    -Мировой океан-это совокупность всех океанов. (Название  «океан» происходит от имени мифической реки Океан, которая по представлениям вавилонян и египтян омывала плоский диск суши. По мере накопления географических знаний стало ясно, что материки омывает не река, но название »Океан» сохранилось)

    -В учебнике на странице 132 дано определение Мировой океан - прочитайте

    -Сколько млн.кв. км составляет площадь Мирового океана? (362)

    Площадь земного шара?(510)

    -Запишите в тетрадь определение и площадь Мирового океана.

    -Океаны и их границы.

    Планету Земля называют водной планетой, т.к на Земле находится почти вся вода Солнечной системы Вода находится в четырёх океанах: Атлантическом ,Тихом, Северном Ледовитом, Индийском океане. Некоторые учёные выделяют 5-ый-Южный океан.

    Границы океанов проводят по материкам и островам, а на воде условно по меридианам от крайних южных точек (показать на карте границы океанов)

    • Практическая работа

    Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, текст учебника и таблицу 6 в учебнике (стр.132) составьте описание океанов по плану Описание Тихого океана выполняют с учителем, ответы заносят в таблицу.

    План

    Тихий океан

    Атлантический океан

    1 Какое место занимает по площади?

    Первое

    2  С какими другими океанами связан?

    С Атлантическим, Индийским, Северным Ледовитым

     3  Какие материки омывает?

    Евразию, Австралию, Антарктиду, Ю.Америку, С.Америку

    4  Какова мак-я глубина?

    11022 м

    Проверка выполненной работы

    Пункт плана

    Атлантический океан

    Индийский океан

    Северный Ледовитый океан

    1

    второе

    третье

    четвёртое

    2

    С Тихим, Индийским, Северным Ледовитым

    С Тихим, Атлантическим

    С Тихим, Атлантическим

    3

    Евразию, Африку, С.Америку, Ю.Америку, Антарктиду

    Австралию, Африку ,Евразию, Антарктиду

    С.Америку Евразию

    4

    8742м

    7729м

    5527м

    Проверяем выполнение задания.

    Дети выставляют оценки в оценочный лист и суммируют баллы.

    -Определите, о какой части океана идёт речь

    Шириною широко

    .Глубиною глубоко.

    День и ночь о берег бьётся.

    Из него вода не пьётся.

    Потому что не вкусна-

    И горька и солона.

    -Найдите в учебнике на странице 113 определение моря. (Дети читают определение)

    -Запишите в тетрадь определение моря

    -Давайте дополним таблицу на доске ( под понятием Мировой океан подписываем слово «море»)

    -Во всех океанах есть моря. На земле 54 моря.

    На доске даны две группы морей. Нужно определить их отличие

    1. Чёрное море                                              
    2. Балтийское море.

    1)Берингово море

    2)Аравийское море

    -Найдите их на карте атласа стр.18-19.В чём их отличие? (Местоположение)

    По местоположению выделяют следующие группы морей:

    Окраинные .Береговая линия менее извилистая, оно открыто к океану своими водами) и Внутренние(Береговая линия моря очень извилистая, оно окружено сушей)

    -Бывает море без берегов? (В Атлантическом океане есть Саргассово море, «море без берегов» границы его образуют океанические течения. Название получило от скопления водорослей бурого цвета.

    Работа с контурными картами.    

    Нанести моря: Чёрное море,  Берингово море, Балтийское море,  Аравийское море)

    Заливы  О какой части океана идёт речь?

    Он у моря- как язык,

    Он берега лизать привык,

    И пляж в часы разлива

    Он вылизывал на диво. ( Залив)

    -В Мировом океане есть ещё заливы.

    -На стр.134 учебника найдите определение что такое залив (Читают определение)

    -Запишите определение в тетрадь

    -Запись слова «залив»на доске под понятием «Мировой океан»

    -На карте атласа найдите крупные заливы: Гудзонов залив, Бенгальский залив, Мексиканский залив.

    -Частью какого океана они являются?  

    Работа в контурной карте (Нанести заливы)

    Проливы О какой части Мирового океана идёт речь?

    Он ведёт из моря в море

    Не широк - всего верста

    И в нём, как в школьном коридоре,

    И шум, и звон, и теснота.

    -В учебнике на стр.134 определение пролива (читают определение)

    -Записывают определение в тетради.

    -Дополнение таблицы на доске.

    Проливы играют очень важную роль для мореплавателей. В16 веке Фернан Магеллан открыл путь из Атлантического океана в Тихий океан. Этот пролив был назван в ч есть его- Магелланов пролив. Найдите его на карте океанов.

    -части Мирового океана соединяются между собой проливами, а части суши-разделяются.

    -Найдите на карте пролив, который соединяет Тихий и Атлантический океан, его ширина 1120км,он называется-Мозамбикский-1760 км, разделяет Африку и о.Мадагаскар.

    Работа в контурной карте (Нанести проливы)

    Проверяем задания и выставляем оценки в оценочный лист и суммируем баллы.

    -Кроме водных объектов. что ещё можно увидеть в водах Мирового океана?( сушу)Суша в Мировом океане состоит из нескольких частей, с которыми мы познакомимся на следующем уроке.

    4 Закрепление материала

    -Задание «Номенклатура»

    Показать на карте в атласе моря, заливы, проливы.

    5 Оценивание знаний

    Сосчитайте общее количество баллов

    Критерии оценок за урок:85-95-«5»

    65-84-«4»

    45-64-«3»

    менее45баллов-«2»

    Какую оценку поставите за работу на уроке?

    6 Рефлексия

    Скоро прозвенит звонок

    Пора заканчивать урок.

    -На партах кружки красного -хорошее настроение, синего- нехорошее настроение, жёлтого- удовлетворительное настроение .Выберите кружок, отражающий ваше настроение(что понравилось, что не понравилось, какие возникли трудности)

    Использованная литература:

    1. В.П. Дронов «География 6 кл.» - М.: «Дрофа»,  2007.
    2. Атлас 6 кл .Физическая география – М.: « Дрофа», 2005.
    3. Журнал «География в школе».2013-2014 г.
    4. География: Метод.пособие/А.В.Румянцев,В.П.Дронов-М.: Дрофа, 2008
    5. География в таблицах 6-10классы из-во « Дрофа».
    6. Румынина Н.С. Практические работы по географии. 6-11кл М.:Дрофа, 2000.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мировой океан и его части.

    Разработка урока в 6 классе...

    Конспект урока по географии" Мировой океан.Части мирового океана".

    сформирование представления о частях Мирового океана, о единстве Мирового океана, продолжать формировать умение работать с картой....

    Урок географии в 6 классе "Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Мировой океан и его части"

    Цель: сформировать понятие «гидросфера», её основные части.1)      обобщить знания учащихся о значении воды в природе и жизни человека; природных явлениях, происходящих в гидр...

    " Мировой океан и его части.Суша в океане"

    Разработка открытого урока с исполлзованием нетрадиционных форм работы....

    Урок в 6 классе "Вода на Земле. Мировой океан".

    Урок на основе технологии схемных и знаковых модулей по В.Ф.Шаталову...

    Конспект урока географии в 6 классе по теме "Мировой океан и его части"

    Тип урока: комбинированный урок.Технология урока: активных методов обучения,  групповой работы, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.Цель урока: организовать совместную работу по ф...

    Конспект урока по географии в 5 классе на тему "Мировой океан и его части"

    Данный урок проводился в системе уроков географии в условиях введения ФГОС с целью сформировать представления о мировом океане как непрерывном водном пространстве, изучить свойства вод океана. Главной...