Программа кружка "НИК-7"
презентация к уроку по географии на тему

Дергалева Ольга Ивановна

Программа кружка "НИК-7" рассчитана на учащихся  10-17 лет, Срок реализации 1 год, Для всех кому интересно изучение родного края. Это  клуб исследователей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ЮЖНОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

        

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»

Утверждаю:

Директор школы:

Масленникова Н.А.

 «____» _______20___года 

Дополнительная образовательная программа

Срок реализации: один  год

Возрастная категория обучающихся – 10-17  лет

Автор : Дергалева Ольга Ивановна,

педагог дополнительного образования

высшей  категории

Южноуральск

 2012


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

  • Тип программы                                                                                                

Типовая, адаптированная

  • Образовательная область

Физическая антропология 

  • Направление деятельности

Спортивно-оздоровительная

 

  • Способ освоения содержания образования

Алгоритмическая, репродуктивная

  • Уровень освоения  содержания образования

        

Общекультурный

  • Уровень реализации программы

 

Основное  или среднее общее образование 

  • Форма  реализации программы

Групповая; индивидуальная

        

  • Продолжительность   реализации программы

   

двухгодичная

                                                 Пояснительная записка

В основе школьного туризма лежат фундаментальные, не устаревающие принципы образования и воспитания: гуманно-демократический, концептуально-методологический, системно-целостный, творчески развивающий, личностно-ориентированный, созидающе- деятельностный. В структуре любой образовательной программы туризм может быть использован в качестве эффективной формы обучения. Спортивный  туризм и спортивное ориентирование помогают учащимся в освоении учебных дисциплин по основам различных наук.

Умение ориентироваться на местности приобретается в постоянном общении с природой, благодаря развитию наблюдательности и привычке быстро замечать и запоминать характерные детали местности.

Туризм - это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в идейно-политическом и военно-патриотическом воспитании учащихся. Он воспитывает у подрастающего поколения чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края, совершенствованию нравственного и физического воспитания личности.

Школьный туризм позволяет учителю осуществлять практически все виды профессиональной деятельности: учебную и воспитательную, научно – методическую, социально – педагогическую, культурно – просветительскую и др.

Широкая доступность, красота природы края, способствуют популярности, как школьного туризма, так и спортивного ориентирования. Занятия в кружке содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу, участвовать в городских соревнованиях по спортивному туризму и ориентированию.

Основным отличием программы является гармоничное органическое совмещение туристского многоборья, ориентирования и  спортивных походов. Разнообразные формы и методы позволяют вовлечь в процесс реализации программы широкий круг учащихся и учителей. Это позволяет создать своеобразную и благоприятную атмосферу общения, воспитания, коммуникативных связей и отношений.

Данная программа комплексная и даёт возможность учащимся осуществлять ряд осознанных выборов, способных в дальнейшем помочь определить профессию, жизненные принципы и интерес к познанию окружающего мира.

 

Цель программы

Формирование всесторонне развитой личности средствами спортивного туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности. Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.

Задачи

  • - расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу.
  • - приобретение специальных знаний по вопросам спортивного туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
  • - обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.
  • - формирование самостоятельности и волевых качеств в любой обстановке;

Комплексная программа полностью соответствует нормативным требованиям по комплектованию объединений (учебных групп) спортивного профиля, уровню достижений обучаемых к концу каждого учебного года. Для контроля качества усвоения программы имеется разработанная система контроля, которая приводится в данной программе. С учётом возрастной периодизации для занятий зачисляются учащиеся с 6-го по 11-й классы. Можно начинать заниматься с любого возраста предложенных классов. Зачисляются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний

Методы работы

  • Поисково - исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев  с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчета о проделанной работе в походах и на экскурсиях )
  • Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах и экскурсиях
  • Метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы, роста динамики спортивных показателей
  • 4.Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.

 

Формы работы

1. Проведение соревнований по спортивному туризму и ориентированию.

2. Участие в туристических слётах.

3. Участие в военно-спортивных играх.

4. Проведение конференций, викторин, спортивных эстафет по охране природы

Прогнозируемые результаты и критерии их оценки

    Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение комплексной программы, прирост спортивных достижений, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах, экологических акциях.

    Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива кружка, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, воспитание физически здоровых, нравственно мыслящих и образованных патриотов страны.

В конце обучения подросток сможет осознанно выбрать подходящую специализацию и, используя широкий комплекс полученных знаний и навыков, продолжить своё развитие в специальных образовательных учреждениях по определённому профилю.

По завершении обучения кружковцы должны

знать:

- порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;

- вопросы туризма и экологии;

- основы топографии и ориентирования;

- опасные и ядовитые растения края, иметь представление о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;

- основные разделы пройденной программы;

- порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;

- способы преодоления различных естественных препятствий;

- способы организации и проведения поисково-спасательных работ;

- основные исторические и географические сведения о родном крае;

- различные способы ориентирования на местности.

уметь:

- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;

- преодолевать вместе  естественные препятствия на пути;

- ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по спортивному ориентированию;

- организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь;

- владеть приёмами самостраховки, преодолевать различные естественные или искусственные препятствия;

- уметь правильно применять туристские узлы;

- проводить поисково-спасательные работы;

- уметь ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам и участвовать в туристических слётах, соревнованиях по спортивному ориентированию и походах;

- оформлять отчёт и задания, выполненные в походах и на экскурсиях;

- организовать походный быт и распределять продукты на весь поход или слёт;

- оказывать доврачебную помощь и правильно транспортировать пострадавшего.

Этапы и сроки реализации

1. Подготовительно-организационный - сентябрь.

2. Основной (теоретический и практический) - сентябрь - май.

3. Заключительный (итоговый туристический слёт, летние походы, жизнь в палаточных лагерях) - июнь, июль.

Рабочая программа школьного спортивного туризма с элементами ориентирования, рассчитана на три года обучения, 68 часов (2 часа в неделю). Первый год обучения возраст учащихся- 9-10 лет. 2год обучения-11-12 лет.3 год обучения-13 и старше.

Методическое обеспечение программы

 1. Вводное занятие.

Знакомство с программой, целями и задачами кружка. Значение туризма и спортивного ориентирования в пропаганде активного и здорового образа жизни.

2. Организация и подготовка похода.

Укладка в рюкзак личного снаряжения. Состав ремонтного набора и аптечки. Питание в походе (нормы закладки продуктов на одного человека). Распределение обязанностей по построению, движению,  созданию бивака и приготовлению пищи. Возможные опасности при движении, пересечении дорог, непредсказуемые погодные условия, ядовитые насекомые, пресмыкающиеся и растения. Удобная одежда и обувь в походе. Правила разведения костра и приспособления для приготовления пищи. Экологическая культура в пути и на месте стоянки. Взаимовыручка и поддержка товарища по походу. Значение, режим и особенности организации питания туристов в сложном спортивном походе. Денежные нормы питания туристов. Весовые и калорийные нормы дневного рациона. Перечень наиболее часто применяемых в туристских походах продуктов и блюд, их калорийность, стоимость, вес. Составление расписания приема пищи в полевых условиях, в столовых населенных пунктов и во время длительных переездов. Замена обедов перекусами. Составление меню и расчет потребного количества продуктов на каждый прием пищи. Использование консервов, концентратов, сухарей, сублиматов, сухофруктов, приправ. Закупка, расфасовка и затаривание продуктов питания. Правила раскладки продуктов по рюкзакам. Хранение, экономия и учет расхода продуктов в пути. Пополнение продовольствия в пути, использование ягод, грибов, свежей рыбы, различных трав и растений для приготовления пищи. Технология приготовления походных блюд. Обязанности завхоза по питанию. Обязанности дежурных по кухне. Меры безопасности и гигиенические требования при приготовлении пищи на костре.

3. Туристское снаряжение.

Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста, требования к каждому предмету.

Личное снаряжение. Одежда и обувь туриста в дальнем походе, типы рюкзаков, оборудование рюкзака (подгонка лямок, войлочные подушечки на лямках, изготовление непромокаемого вкладыша). Одежда и обувь для зимних походов (меховая куртка, капюшон, маска, брюки, бахилы, рукавицы, свитер, сменная обувь, белье, носки). Типы лыж, какие лыжи и крепления пригодны для похода, установка и подгонка креплений, смоление и смазывание лыж; предметы походной постели (спальный мешок, коврик или надувной матрас, вкладыш, «подушка», чехол для спального мешка). Альпеншток, его конструкция, изготовление, правила использования. Прочие предметы личного снаряжения: блокнот, карандаши, ручка, конверты, репшнур, туалетные принадлежности, посуда, очки, часы, мешочки для упаковки снаряжения, планшет для карты, накомарник, запасные стельки, куски тесьмы, шнура и т. д. Как готовить личное снаряжение к походу.

Групповое снаряжение. Особенности снаряжения для многодневных походов по малонаселенной местности. Типы палаток,  как подготовить палатку к походу (конструкция стоек, колышки, веревки, амортизаторы, тенты, полог, подстилка, проклеивание швов). Упаковка и переноска палаток. Сушка и проветривание палаток в пути. Обязанности старосты по палатке. Хозяйственное оборудование для дежурных по кухне (хознабор): таганок, крючки, цепочки, рукавицы, сухое горючее, растопка, неприкосновенный запас спичек, ножи разные, клеенка столовая, фанерка, половник, мочалки, мыло и горчица сухая, веревка, палка для развешивания, соль. Походная посуда для варки пищи, чехлы для посуды, хранение и переноска посуды. Топоры, пилы. Как заточить и развести пилу. Состав и назначение ремаптечки, обязанности реммастера до и во время похода. Особенности снаряжения для зимнего похода. Специальное снаряжение группы для производства краеведческих работ. Документы, инструменты, основная и вспомогательная веревки, фотоаппараты, рыболовные принадлежности, фонари. Обязанности завхоза группы по снаряжению.

4. Гигиена туриста.

Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. Купание в походе. Предупреждение охлаждений и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах. Содержание походной аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему. Нормы нагрузок в путешествии. Врачебный контроль. Самоконтроль в походе и на экскурсии. Признаки заболеваний и травм. Знание съедобных растений и грибов, умение использовать лекарственные растения на практике. Знание и умение отличать в гербарии, на рисунках, в походе и на экскурсии лекарственные и ядовитые растения родного края. Применение растений в быту и медицине. Знание и умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Умение оказать помощь при повреждениях кожи, растяжения мышц, вывихе сустава. Искусственное дыхание.  Первая помощь при термических и солнечных ожогах, ожогах растениями и укусов насекомых, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях. Умение накладывать простейшую повязку на руку и ногу. Умение организовать транспортировку пострадавшего. Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды. Индивидуальный медицинский пакет туриста.

5. Туристский бивак.

Что такое привал и бивак в походе. Основные требования к месту привала и бивака.

 Привалы и биваки. Требования к месту бивака: наличие питьевой воды, дров, изолированность от посторонних, безопасность при ухудшении погодных условий (подъем воды в реке, падение деревьев при ветре, туман в низинах и т. п.). Эстетические требования к месту бивака. Гигиенические требования к месту бивака.

 Планирование и разведка места бивака, вынужденная остановка на ночлег. Туристский бивак в холодное время года, при непогоде, при отсутствии доброкачественной воды. Организация бивачных работ. Типовая планировка территории бивака, элементы комфорта на туристском биваке. Учет ветра, солнечной экспозиции, наличия вредной растительности, насекомых, сырости грунта. Как надо обращаться с рюкзаком на биваке.

 Место для установки палаток. Приемы установки палатки в различных условиях. Использование полиэтиленовых пленок, поролона. Как ликвидировать комаров в палатке. Оборудование походной постели. Правила поведения туристов в палатке. Место для вещей и обуви. Выбор места для костра. Где запрещается разводить костер. Типы костров и их назначение. Оборудование, инвентарь для костра и приготовления пищи. Конструкции для подвески посуды над пламенем. Обложной костер. Топливо для костра, способы заготовки растопки и топлива. Использование походного примуса. Складирование дров, укрытие дров от дождя, подсушивание; место для разделки дров. Как работать пилой и топором; меры безопасности для костровых. Разведение костра при ветре, дожде, тумане; «кислородное голодание» костра, способы регулирования пламени костра. Поведение туристов у костра, сушка одежды и обуви, оборудование специального костра для сушки вещей и оборудования. Физический смысл процесса сушки, правила сушки. Место для топора, рукавиц и другого инвентаря, место для ведер с горячей пищей. Раздача пищи. Прием пищи. Яма для отбросов. Организация и способы мытья посуды в походе (в полевых условиях и в помещениях). Умывание и купание. Правила безопасности при купании. Уборка мусора, гашение костра, свертывание бивака. Особенности организации ночлега в населенных пунктах. Как пользоваться русской печью, дровяной плитой. Основные правила соревнований по навыкам походного туристского быта

6. План и карта.

Виды и свойства карт. Километровая сетка, копирование карт. Масштаб карты (численный, именованный и линейный). Умение определять расстояние на карте. Знание условных знаков спортивной карты и умение по ним читать карту. Ориентирование с помощью карты и компаса. Знакомство с топографической картой и топографическими знаками. Масштаб, виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. Пользование линейным и числовыми масштабами. Курвиметр. Преобразование числового масштаба в натуральный. Измерение прямолинейных и криволинейных расстояний на карте. Измерение направлений (азимутов) на карте. Транспортир. Определение термина «ориентирование». Магнитные свойства Земли. Истинный и магнитный полюса, магнитные меридианы, магнитное склонение, магнитные аномалии. От чего зависит точность движения по азимутам. Виды ориентирования на туристских соревнованиях: открытый, маркированный, обозначенный и азимутальный маршруты, ориентирование по легенде, определение точки стояния (привязка).

 Зарисовка новых топографических знаков и характеристик местных предметов. Отыскание на карте типичных форм рельефа, определение крутизны склонов по шкале заложений, составление характеристик участков местности по картам. Вычисление магнитных азимутов линий по исходным данным. Определение магнитных азимутов заданных линий (маршрута по данным карты). Составление легенд, заданных на картах маршрутов. Сравнение и оценка результатов. Задачи на вычисление пройденного пути по времени и скорости движения на разных участках местности (по карте). Перевод полученного результата в масштаб карты. Обратная задача. Сравнение и оценка результатов. Разбор случаев удачного и неудачного действия проводников на маршрутах (из практики походов кружковцев).

7. Определение расстояний простейшими способами.

Приближённые измерения на местности. Походные эталоны: средняя длина шага, размеры подручных средств (лопаты, топорики, спичечные коробки, карандаши и авторучки). Глазомер. Видимый горизонт. Походные дальномеры (расстояние между телеграфными столбами, высота телеграфного столба, средняя высота леса и т.д.) Ориентир по аэрофотоснимкам. Определение сторон горизонта по Солнцу. Ориентирование по Луне. Две Медведицы. Положение Полярной звезды. Ориентирование по местным признакам в лесу и степи. Ориентирование  без компаса и карты.  Топография и ориентирование. Компас и его устройство. Работа с компасом и картой. Определение по компасу азимута. Движение по азимуту. Использование данных современных космических технологий при ориентировании на местности. Топография и ориентирование. Топографические знаки. Топографическая съёмка местности. Чтение карты. Приёмы ориентирования карты. Работа на школьной площадке с компасом и картой. Нахождение контрольных пунктов по карте и на местности на время. Ориентация во времени и пространстве (камеральная обработка).

Практические занятия. Определение сторон горизонта с помощью компаса, по небесным светилам, местным признакам. Определение направлений по заданным азимутам (прямые засечки) и азимутов на заданные ориентиры (обратная засечка). Ориентирование карты по компасу. Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов.

8. Краеведение.

Знать места для проведения походов и экскурсий. Географические особенности Г. Южноуральска и его окрестностей. Ведение полевого дневника. История заселения и освоения территории. Культурное наследие в виде памятников истории, архитектуры и зодчества. Сохранение природного единства  в зонах отдыха и туризма.

9. Физическая подготовка.

Туристская техника и спортивное ориентирование. Правила по комплексу туристских соревнований. Особенности технической подготовки к различным видам соревнований. Контрольно- туристский маршрут, командная и индивидуальная техника. Узлы и их назначение. Вязка узлов. Грудная обвязка и страховочная система. Приёмы обращения с верёвкой. Подъём и спуск спортивным способом. Различные виды переправ и их наведение. Страховка и самостраховка. Игры на местности.

10.Оформление документации соревнования и похода.

Знакомство  участников с положением о проведении соревнования по спортивному ориентированию и туристическому слёту. Подача заявки на участие в соревнованиях. Сбор справок о состоянии здоровья участников команды. Знакомство с правилами организации  и проведения похода  участников и их родителей под роспись с предоставлением справок о состоянии здоровья. Составление плана похода Оформление походных документов и сметы.

Учебно-тематическое планирование. Первый год обучения.

п/п

Тема занятий

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. ТБ. Организация и комплектование группы.

1

1

2

История туризма и спортивного ориентирования как вида спорта.        

1

1

3

Организация похода.        

1

1

4

Питание в походе. Составление рациона. Навесная переправа

2

1

1

5

Упаковка и хранение продуктов. Приготовление пищи. Навесная переправа

2

1

1

6

Снаряжение. Личное снаряжение. Навесная переправа        

2

2

7

Групповое снаряжение.        Параллельные перилла

2

2

8-11

Тренировочный поход. Турслет.        

18

18

12

Заболевания. Параллельные перилла        

1

1

13

Ожоги и обморожения. Помощь утопающему.Переправа по бревну        

1

1

14

Устройство бивака. Переправа по бревну        

1

1

15

Работа с палаткой. Переправа по бревну

1

1

16

Работа с палаткой.        «маятник»

1

1

17

Работа с палаткой.        «Ромб»

1

1

18

Свёртывание лагеря. .        «Ромб»        

2

2

19

Костёр, его виды.         Полоса препятствий

2

1

1

20

Разведение и поддержание костра.        Полоса препятствий

2

1

1

21

Костровое хозяйство. Меры предосторожности.        

1

1

22

Топографические карты. Полоса препятствий

2

1

1

23

Спортивные карты. О.Ф.П.        

2

1

1

24

Компас. Строение и работа с ним. Спуск по склону        

2

1

1

25

Приёмы ориентирования карты по компасу.Узлы.

2

1

1

26

Определение расстояний и работа с компасом.        Узлы.

1

1

27

Определение расстояний и работа с компасом. Узлы.

2

2

28

Ориентирование. Второй способ ориентирования. Узлы.

1

1

28

Сопоставление двух способов ориентирования.

1

1

30

Азимут истинный и азимут магнитный. Подъем по склону

3

3

31

Краеведение. История Южноуральска, его культурное наследие. Полоса препятствий        

2

1

1

32

Южноуральск, Увельский район и его окрестности.        

1

1

33

Выполнение краеведческих заданий. Траверс.

1

1

34

Условные знаки.        Навесная переправа с сопровождением

2

2

35

Условные знаки спортивных карт.        .Спуск по склону        

2

2

36

Изготовление условных знаков. Узлы.        

1

1

37

Сигналы бедствия. Узлы. О.Ф.П.

1

1

38

Итоговое занятие.

1

1

итого

68

16

52

Учебно-тематическое планирование. Второй год обучения.

Водное занятие

2

2

1

История туризма и спортивного ориентирования как вида спорта.        

2

2

2

Географические особенности Челябинской области и Увельского района. Узлы. О.Ф.П.

2

1

1

3

Изображение рельефа местности на спортивных картах. Полоса препятствий        

2

1

1

4

Спас работы.

2

2

5

Закрепление практического навыка чтения рельефа.

2

1

1

6

Чтение карты.        

2

1

1

7

Выработка навыка беглого чтения карты. Комплексное чтение карты.

2

1

1

8

Перенос КП.        

2

1

1

9

Учебные соревнования.

4

4

10

Учебные соревнования.

4

4

11

Приёмы ориентирования карты.        

2

1

1

12

Приёмы ориентирования карты.        

2

1

1

13

Способы определения точки стояния. Полоса препятствий        

1

1

14

Узлы.         ОФП

2

1

1

15

Узлы.         ОФП

2

1

16

Туристская песня.        Полоса препятствий

2

1

1

17

Способы определения расстояний на местности.

1

1

18

Движение по азимуту. Полоса препятствий

2

2

19

Физическая подготовка (техника бега ориентировщика).

2

2

20

Развитие выносливости. Полоса препятствий

2

2

21

Отклонение при движении по азимуту. Выход по азимуту на КП.        

2

2

22

Тактико-технические приёмы выбора пути движения.        

2

2

23

Техника и практика движения в сложном пешеходном путешествии. Таврический лесхоз.        

2

2

24

Личное первенство по туртехнике. Подготовка к походу

5

1

4

25

Однодневный поход. Итоговое занятие

10

10

68

17

51

Литература для учителя

  1. Богатов С. Ф., Крюков О. Г. Спортивное ориентирование.—М.: Воениздат, 1982.—101 с.
  2. Булгаков А. А. Велосипедный туризм для всех.— М.: Профиздат, 1984.— 128 с.
  3. Верба И. А., Голицын С. М., Куликов В. М., Рябов Е. Г. Туризм в школе.— М.: Физкультура и спорт, 1983.— 160 с.
  4. Гранильщиков Ю. В. Семейный туризм.— М.: Профиздат, 1983.—112 с.
  5. Кодыш Э. Н., Константинов Ю. С, Кузнецов Ю. А. Туристские слеты и соревнования.— М.: Профиздат, 1984.— 109 с.
  6. Линчевский Э. Э. Психологический климат туристской группы.— М.: Физкультура и спорт, 1981.— 111 с.
  7. Остапец А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе.— М.: Педагогика, 1985.— 104 с.
  8. Туризм и краеведение: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.— М.: Просвещение, 1982 — 352 с.

Литература для учителя

  1. Остапец А. А. В походе юные.— М.: Просвещение, 1978.— 94 с.
  2. Рощин А. Н. Ориентирование на местности.— Киев: Головное издательство издательского объединения «Школа», 1982.
  3. Рощин А. Н. Учись ориентироваться на местности.— Киев: Радянська школа, 1982.—78 с.
  4. Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме, мнимые и действительные.—М.: Физкультура и спорт, 1983.—143 с.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология исследования Дергалева О.И. МАОУ «СОШ №7» Южноуральск Челябинская область

Слайд 2

исследование Комплексное решение теоретической или прикладной проблемы, в включающей в себя теоретический анализ вариантов решения проблемы, выдвижение новых гипотез и оформление результатов. «исследование»-обозначает извлечь нечто из следа, т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам.

Слайд 3

Структура научного исследования Постановка проблемы, цели и задач исследования Проблема исследования- это конкретное затруднение в деятельности человека, общественной или природной системе, технической конструкции, недостаток или отсутствие информации о каком-либо объекте или процессе. На основании проблемы формулируется цель исследования.

Слайд 4

Цель исследования Цель - это конечный результат, который будет получен в процессе исследования. Чаще всего она формулируется со словами: выявить, установить, обосновать, разработать . Цель-это реальное видение результата. В соответствии с целью формулируются задачи исследования .

Слайд 5

Задачи исследования Выбор путей и средств для достижения цели. Их как правило три: Теоретический анализ вариантов решения проблемы исследования; Оформление гипотез решений проблемы в теоретическую модель; Практическая проверка теоретической модели и ее коррекция.

Слайд 6

Структура научного исследования 2. Выбор методов исследования. Определяется поставленными задачами. Для выполнения каждой задачи следует тщательно продумать и выбрать теоретические практические методы. К теоретическим методам относятся : сравнительный анализ научной литературы, моделирование, методы активации мышления (мозговой штурм, метод контрольных вопросов), системный анализ проблем.

Слайд 7

Практические методы Наблюдение, интервью, тестирование, беседа, метод рейтинга, метод независимых характеристик,, измерение , анкетирование, эксперимент.

Слайд 8

Структура научного исследования 3. Теоретический анализ проблемы. Абсолютно большинство научных проблем не являются объективно новыми. Они уже когда-то ставились учеными и имею решения. Другое дело, что имеющиеся решения для поставленной проблемы малоэффективны или приводят к появлению нежелательных отрицательных последствий. Поэтому:

Слайд 9

I этап теоретического анализа Изучение и анализ научной и научно-популярной литературы. Приступая к анализу научной литературы, следует выбрать необходимые источники. Важнейшим условием правильного анализа научной литературы является сравнение различных подходов к решению проблемы, указание сильных и слабых сторон в каждом из полученных авторами решений.

Слайд 10

II этап теоретического анализа Происходит решение проблемы с помощью методов исследования и формулируется гипотеза. Оптимальный путь – это решение проблемы с помощью методов активации мышления. Гипотеза - (в переводе с греческого) основание, принцип, предположение, еще не доказанное теоретически. Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Слайд 11

III этап теоретического анализа Сравниваются решения проблемы, полученные в процессе анализа научной литературы и гипотезы. В результате этой работы конструируются теоретическая модель исследования для последующей практической ее проверки.

Слайд 12

Структура научного исследования 4. Практическая проверка теоретической модели. Включает три группы операций Практическая проверка теоретической модели с помощью экспериментов и ее коррекция. Исследователю следует помнить, что критерием истины является практика, а именно экспериментальная проверка теоретических положений.

Слайд 13

Планируя проведение экспериментов, следует придерживаться следующих правил: А) максимальное исключение из опытов фактов, которые могут помешать его проведению или исказить факты; Б) многократное повторение опытов; В) сравнение результатов в опыте с результатами в контроле- общепринятых условий; г) опыты не должны наносить вреда их участникам, поэтому возможные отрицательные последствия должны просчитываться заранее; Д) положительный результат опытов- это достижение устойчивых результатов

Слайд 14

социометрия изучение мнения различных людей об экспериментальной системе с помощью бесед, анкетирования, интервью, методов рейтинга и независимых характеристик. Социометрия позволяет увидеть и оценить достоинства и недостатки экспериментальной системы глазами многих людей , как имеющих, так и не имеющих отношение к ее созданию.

Слайд 15

Алгоритм для подготовки вопросов анкеты или интервью. А) как вы относитесь к исследуемой теме? Б) каковы по вашему мнению положительные функции системы? В) Каковы отрицательные функции системы? Г) как вы думаете, следует ли внести следующие изменения (указываются какие0? Д) Какие изменения вы предлагаете внести в систему?

Слайд 16

Математический анализ результатов экспериментов и социометрии предполагает построение графиков, диаграмм и уравнений. Математическая обработка полученных результатов позволяет более точно определить эффективность функционирования экспериментальной системы.

Слайд 17

Структура научного исследования 5. составление выводов и предложений . Этот этап состоит из двух частей. Констатирующая часть: В этой части исследования составляются обобщенные выводы. В процессе исследования могут быть получены как положительные, так и отрицательные результаты.

Слайд 18

Прогнозирующая часть Культура исследования требует, чтобы помимо выводов, были сделаны предложения по дальнейшему исследованию новой системы. В этой части работы исследователь составляет краткий прогноз развития системы, формулирует проблемы, которые могут возникнуть в ее деятельности, составляет краткий план их решения.

Слайд 19

Структура научного исследования 6. Оформление использованной в исследовании литературы. Список литературы, которая использовалась в процессе исследования. 7. Модернизация технологии экспертизы для данного класса систем с учетом выполненной работы. На этом этапе вносятся изменения и дополнения в технологию исследования с учетом проведенного исследования конкретной проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...