По следам уссурийского тигра
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Левченко Галина Геннадьевна

          Внеклассное занятие «По следам уссурийского тигра» проводилось для учеников 8 класса. В разработке занятия использована методика формирования социально коммуникативных компетенций учащихся. Исходя  из этого, разработаны соответствующие цели данного мероприятия. Эмоциональная сфера учащихся развивается под влиянием художественных и эстетических начал. Учение через переживание, опирается на создание таких учебных ситуаций, когда источник переживания дает нам природа и особенно природа родного края. В ходе занятия формируется мировоззренческое понятие – познаваемость мира и природы.          К сожалению, отправиться с детьми в настоящее путешествие на поиски тигра не представляется возможным. Однако можно совершить виртуальную экспедицию с помощью компьютера. Чтобы придать занятию элементы игры, ученики получают «снаряжение»: панамы, компасы, альпеншток.

Все путешествие разбито на этапы. Цель первого – формирование умения слушать; второго – умения решать практические задачи; третьего – вовлечение школьников в исследовательскую деятельность, формировать умения выдвигать гипотезу и обосновывать ее; четвертый – развитие творческой речи.

           При подготовке занятия, большая работа была проведена учениками по сбору материалов из научных и литературных источников. В разработке использованы отрывки из произведений В.К.Арсеньева «Дерсу Узала», С.П.Кучеренко «Звери у себя дома», Н.М.Пржевальского «Путешествие в уссурийском крае».

           По результатам занятия был праведен конкурс творческих работ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_tigram.ppt1.87 МБ
Microsoft Office document icon tigr.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

По следам уссурийского тигра

Пояснительная записка.

          Внеклассное занятие «По следам уссурийского тигра» проводилось для учеников 8 класса. В разработке занятия использована методика формирования социально коммуникативных компетенций учащихся. Исходя  из этого, разработаны соответствующие цели данного мероприятия. Эмоциональная сфера учащихся развивается под влиянием художественных и эстетических начал. Учение через переживание, опирается на создание таких учебных ситуаций, когда источник переживания дает нам природа и особенно природа родного края. В ходе занятия формируется мировоззренческое понятие – познаваемость мира и природы.

          К сожалению, отправиться с детьми в настоящее путешествие на поиски тигра не представляется возможным. Однако можно совершить виртуальную экспедицию с помощью компьютера. Чтобы придать занятию элементы игры, ученики получают «снаряжение»: панамы, компасы, альпеншток.

          Все путешествие разбито на этапы. Цель первого – формирование умения слушать; второго – умения решать практические задачи; третьего – вовлечение школьников в исследовательскую деятельность, формировать умения выдвигать гипотезу и обосновывать ее; четвертый – развитие творческой речи.

           При подготовке занятия, большая работа была проведена учениками по сбору материалов из научных и литературных источников. В разработке использованы отрывки из произведений В.К.Арсеньева «Дерсу Узала», С.П.Кучеренко «Звери у себя дома», Н.М.Пржевальского «Путешествие в уссурийском крае».

           По результатам занятия был праведен конкурс творческих работ.

Тема: «По следам уссурийского тигра».

Форма: виртуальная экспедиция.

Цели:  

 1.Совершенствование коммуникативных умений:

а) умение работать в группе и дидах;

б) участие в совместном принятии решений.

2. Формирование исследовательских умений.

3.Развитие коммуникативных функций речи через тренировку навыков творческой речи.

Методы:

1.Рассказ, беседа.

2.Работа с литературными источниками.

3.Включение в исследовательскую деятельность.

4.Работа в группах и дидах.

Оборудование: мультимедиа.

Ход занятия.

Вступительное слово учителя.        

В последнее время в средствах массовой информации все чаще стали появляться сообщения о тиграх. То о том, что тигр и охотник не поделили добычу – дикого кабана, то о том, что молодой тигренок поселился в собачьей будке, перед этим съев собаку. Расширяется ареал обитания зверя, и он все чаще заходит на территорию нашей области. Но этот зверь всё ещё малочислен, есть угроза его исчезновения, поэтому 2010 год был объявлен Годом тигра. Это очень редкое, красивое и экзотическое животное. Хочется так много о нем узнать, поэтому я вас приглашаю в виртуальную экспедицию «По следам уссурийского тигра».

Просто так в тайгу не пойдешь, нужно снаряжение (участники «экспедиции» получают рюкзак, альпеншток, лыжные палки, панамы).

Во время нашего путешествия, мы будем вести «Дневник путешественника» (выдаются дневники).

Вот теперь можно и в путь!

Первый этап путешествия.

Учитель зачитывает отрывок из книги С.П.Кучеренко «Звери у себя дома» (на экране слайд с изображением уссурийской тайги).

«А путешествовать право же стоит ради одного только леса! Под его сенью в ночной тиши будет время осмыслить увиденное и подумать о природе. По разнообразию и богатству растительности нет нашему лесу равных, только деревьев и кустарников насчитывается 250 видов. Вековые ильмы, ясени, тополя, липы, сосны. В подлесок трудно войти – настолько он густ. Одежда постоянно цепляется за острые шипы элеутерококка, А аралии, шиповника, а ноги путаются в ползучих лианах лимонника, дикого винограда.

Растительность настолько густа, что в десяти метрах уже ничего не видно. Приходится полагаться на слух, улавливая таинственные шорохи и самые разнообразные голоса птиц и зверей. Порой вздрагиваешь от шума испуганного и убегающего зверя, а то и от приглушенного утробного рычания хищника».

Пора сделать привал и занести первую запись в дневник. Что увидели, что услышали? (ученики должны записать, что они узнали из прочтенного отрывка).

 А теперь давайте прочтем ваши записи. Вот видите, каждый видит и слышит по-разному, будьте внимательны – это тайга!

Второй этап путешествия.

        Отдохнули? Идем дальше (на экране слайд с изображением реки), Перед нами преграда – река. Нужно принять решение – как преодолеть это препятствие  (участники «экспедиции», чтобы было больше вариантов решения, работают в дидах).

        Теперь заслушаем ваши предложения и выберем самое реальное и практичное. Принимаем общее решение.

Третий этап путешествия.

 

        Пока мы преодолевали преграды, выпал первый снег. На свежем снежном покрове хорошо видны следы лесных обитателей. Давайте, исследуем эту белую страницу леса и узнаем, кто прошел по звериной тропе!

1слайд (изображены следы мыши, дети высказывают и обосновывают предположение, чей это след).

2слайд (изображение мыши на снегу). Вот мышь, крошечное беспокойное существо, выскочила из норки поглядеть на заснеженный мир и, пробегая к соседке, настрочила малюсенькими лапками стежку.

3слайд (следы лося в снегу). А это кто пропахал снежную целину? Кто мог оставить такой след?

4слайд (изображение лося, идущего по снегу). А это лось, спускаясь в береговой ельник на кормежку. Взбил сильными копытами пушистую белую перину, по пути развалил своей огромной тушей легкие снежные надстройки.

5слайд (следы горностая). Посмотрите, какой интересный след, чем то похож на мышиный, но только крупнее.

6слайд (изображен горностай). Следы горностая. В поисках пищи этот хищник шнырял по тёмным закоулкам тайги, взбирался на валежины, чтобы  осмотреться, принюхаться,  и бежал дальше, голодный и злой.

7слайд (след тигра). Стоп! Кажется,  здесь что-то интересное. Как вы думаете, а это чей след? Опытные охотники говорят, что ширина пятки взрослого самца тигра равна 10 сантиметрам! А вот он и сам! Смотрите! (идет просмотр видеоролика – тигр, движущийся по снежной тайге, учитель читает текст). Тигр медленной поступью шел по тайге. Он шел величественно, время, от времени поводя головой в стороны, принюхивался и привычно громким рыком извещал о своем присутствии (стоп кадр).

         

        Какие чувства вызвала у вас встреча с этим властелином тайги?! Сделайте  записи в экспедиционном   дневнике в форме четверостишья или эпитетов (ребята делают записи, затем зачитывают вслух).

Учитель.

        Для коренных жителей уссурийской тайги удэгейцев, тигр – священное животное, божество. В книге «Дерсу Узала» Арсеньев описывает встречу охотника с тигром в виде диалога человека и зверя. Давайте послушаем, о чем они говорят (два ученика зачитывают отрывок из книги). 

Первый ученик (на экране слайды с изображением тигра). Дерсу быстро пошел к распадку, не подозревая о притаившемся в засаде тигре. Га- цзун поднялся и пошел к ручью, пытаясь описать большой полукруг и зайти к Дерсу со спины. Не удалось. Хорошим охотником был Дерсу, непонятным инстинктом он ощутил приближение тигра и быстро развернулся. Тигр застыл, прикидывая нужное расстояние для прыжка, весь достоинство и благородство.

Второй ученик. «Не убивай, хозяин леса», - быстро по-удэгейски затараторил Дерсу, - «Моя везде ходить, твоя везде ходить. Тебе удачи в охоте, ты сильный, кабана везде найдешь. Я мирный. Хочешь, ружье с плеча сниму и рядом положу?» Дерсу положил ружье и начал отвешивать поклоны. Тигр сглотнул слюну и напряг лапы. Он медленно придвинулся на расстоянии прыжка  и застыл на месте, подгибая и напружинивая лапы.

Первый ученик. Собрав волю и чувство достоинства, тигр многозначительно зарычал: «В дурную компанию ты попал, Дерсу. Недостойно ведешь себя».

«Извини, хозяин, извини», - быстро затараторил Дерсу и потерял чувство осторожности. Инстинкт самосохранения заставлял не терять ружье из виду, но после прямого упрека нервы Дерсу не выдержали. Он забыл про ружье и сосредоточился на поклонах, - «Они меня не обижают, они патроны дарить, чаем  поить».

Второй ученик. Перемену настроения Дерсу тигр уловил мгновенно и инстинктивно сделал шаг вперед. Столь же инстинктивно один из казаков передернул затвор. Га-цзун передумал и начал отходить несколько быстрее. Продолжая рычать: «В дурную компанию попал. Плохую тропу выбрал». «Какая есть, хозяин. Извини, извини, извини старого Дерсу. Начальник тропу выбирать, моя только проводник, однако»,- Дерсу болтал без умолку и кланялся со скоростью синички, быстро – быстро собирающей мелких червячков после дождя. Он уже сам не соображал, что нес, и опомнился только тогда, когда тигр слился с зарослями кустарника между деревьев и исчез в глубине леса».                

Учитель. Анализируя рассказ, давайте сделаем вывод о том, как удэгейцы относились к тигру (ребята рассуждают на эту тему).

Учитель. Арсеньев восхищался тонкостью души старого охотника, его способностью понимать душу зверей и птиц. А способны ли мы с вами чувствовать красоту родной природы. Любить и ценить ее!?

        Вот и подошла к завершению наша экспедиция. Мы прошли звериными тропами и достигли главной своей цели – встречи с властелином тайги – тигром. Пора возвращаться. И уже дома, в тиши кабинета, перелистывая страницы путевого дневника, вы напишите «научный трактат» под названием «По следам уссурийского тигра». А помогут вам в этом книги путешественников: В.К. Арсеньева «Дерсул Узала»; Н.М.Пржевальского «Путешествие в уссурийском крае»; С.П.Кучеренко «Звери у себя дома».

        

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест Уссурийский заповедник

Проверь себя! Знаешь ли ты о Уссурийском заповеднике?...

Учебно-методическое пособие для преподавателей. Оформление пояснительной записки к творческому проекту по технологии (для преподавателей технологии и учащихся 5-7 классов Уссурийского суворовского военного училища)

В данном пособии даются общие методические рекомендации, особенности выполнения приложений к пояснительной записке. Более подробно даются требования к структурным элементам текстового документа. Также...

Презентация фотоконкурса "Уссурийск - город, где мы!"

В рамках работы экологического клуба "ЭКОС", которым руководят Корешкова Г. Г. и Блохина Н. В. состоялся фотоконкурс на тему "Уссурийск - город, где мы!" Представляем Вашему вниманию работы наших учащ...

Город Уссурийск

Представлены архитектурные памятники города и достопримечательности...

Растительность Уссурийской тайги

В презентации представлены характерные представители флоры уникальной уссурийской тайги, придающие ей неповторимый колорити...

Сочинение-очерк «Экология города Уссурийска, экология нашей планеты, в частности города Уссурийска, под угрозой».

Сочинение-очерк «Экология города Уссурийска, экология нашей планеты, в частности города Уссурийска, под угрозой»....