Урок по географии 8 класс "Байкал-— жемчужина Сибири"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Жулина Надежда Павловна

Урок по географии 8 класс "Байкал-— жемчужина Сибири".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_geografii_8_klass_baykal.rar1.76 МБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 8 классе по теме: "Байкал — жемчужина Сибири"

Цели урока:

  • Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал; определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод и животного мира озера; выявить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала;
  • формировать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение видеть причинно-следственные связи;
  • вырабатывать самостоятельность в пополнении знаний, воспитание патриотизма, экологического сознания, интереса к предмету.

Оборудование:
физическая карта России, мира, атласы, контурные карты, таблицы, презентация по животному миру Байкала, модули, компоненты природы, написанные на бумаге, слова на доске “Чудо природы во всех отношениях”.

Ход урока.

  1.     Оргмомент.
  2.     Формулирование целей урока учащимися по легенде.

На доске написана тема урока, но не до конца:
“………- жемчужина Сибири”. Задача учащихся узнать объект изучения по легенде о его происхождении.
“ Посмотрел господь: неласкова вышла земля… Как бы не стала она на него обижаться!.. И чтоб не держала обиды, вымахнул ей не какую-нибудь подстилку для ног, а саму меру щедрот своих, которой мерил, чему сколько быть от него”. Такова легенда о происхождении “жемчужины Сибири”, “чуда природы во всех отношениях”. Что это за географический объект? Какова тема сегодняшнего урока? / Недостающее слово БАЙКАЛ дописывается в теме урока./

  1.     Актуализация опорных знаний.

Что вам известно о Байкале? Запишите свои сведения в таблицу в колонку
“Я знаю”.

Я знаю

Хочу знать

Я узнал

Поработайте в парах, обменяйтесь информацией друг с другом, дополните свои сведения в первой колонке.
Учащиеся обмениваются информацией в классе, учитель фиксирует все известные сведения на доске в такой же таблице. Записываются и правильные и неправильные высказывания. Сведений получается не так много. И задается вопрос: Много ли мы знаем о Байкале?

4.Постановка целей урока учащимися. 
А ведь Байкал включен в “Список всемирного наследия”. Сегодня в этот список внесены 506 объектов из 105 стран. Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. А мы так о нем мало знаем. Какие же сведения вы бы хотели узнать на сегодняшнем уроке об этом озере? Запишите вопросы во вторую колонку таблицы “Хочу знать”.
Проговорить вопросы, возникшие у ребят. Они называют компоненты природы, которые их интересуют. Все компоненты записываются на доске в определенном порядке

1. Географическое положение
2. Происхождение
3. Климат
4. Воды
5. Живые организмы.

Дети их называют вразброс, не в такой последовательности.
Вопрос: “Почему я поменяла порядок ваших вопросов?” Потому что все в природе взаимосвязано, и все компоненты зависят от географического положения. Это и есть план сегодняшней работы на уроке.

  1. Что обозначают эти цифры?

А/ 40 м.
Б/ 1637 м.
В/ 15-20 млн.лет
Г/ 332
Д/ 650 км.
Е/ 20
Ж/ 40 лет

1. Длина озера Байкал.
2. Степень прозрачности Байкала.
3. Возраст Байкала.
4. Глубина озера.
5. Время для полной смены воды
6. Столько % всех пресных вод содержится в Байкале.
7. Столько лет люди Земли могут на байкальской воде.

  1. Работа по группам по изучению Байкала по компонентам природы. (работа с учебником, с картами)

1 группа Геологи ( читать стр учебника 225-  227 и ответить на следующие вопросы)

1. Определите возраст, глубину, ширину озера Байкал.

2. Какими породами сложены берега? Рис 79

3. Какие острова находятся в озере?

4. Какую уникальность, вы отметите у озера Байкал

2 группа Гидрологи( читать стр учебника 225 и  ответить на следующие вопросы)

1. Прозрачность воды

2. Реки, впадающие и  вытекающие из озера

3. Химический состав воды

4. В чем уникальность озера Байкал

3 группа Климатологи ( читать стр учебника 227 и работа с картой № 14 и

 ответить на следующие вопросы)  

1. Каков климат Прибайкалья? Назовите климатический пояс, тип климата, температура зимой и летом.

2. Какие местные ветры возникают на озере?

4 группа Биологи ( читать стр учебника 225, 226, 228 и  ответить на следующие вопросы)

1.Какие животные обитают в озере Байкал

2. Чем уникальна рыбка голомянка?

3.Каков тип растительности Прибайкалья?

4. В чем уникальность фауны озера Байкал?

5 группа Экологии  ( читать стр учебника 228 и  ответить на следующие вопросы)

1. В чем значение озера Байкал для человека и для природы?

2.Какие экологические проблемы возникли с озером Байкал

3.Какие пути решения проблем Байкала.

Каждая группа отвечает, выявляет уникальности Байкала. (Презентация)

Закрепление   Что обозначают эти цифры?

А/ 40 м.
Б/ 1637 м.
В/ 15-20 млн.лет
Г/ 332
Д/ 650 км.
Е/ 20
Ж/ 40 лет

1. Длина озера Байкал.
2. Степень прозрачности Байкала.
3. Возраст Байкала.
4. Глубина озера.
5. Время для полной смены воды
6. Столько % всех пресных вод содержится в Байкале.
7. Столько лет люди Земли могут на байкальской воде.

Рефлексия

  1. Вспомните, что вы хотели узнать о Байкале. Все ли ваши вопросы раскрыты?
  2. Что нового вы узнали об озере? Заполните эту информацию в третьей колонке.

Итоги урока

Домашнее задание