Горные породы
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Сидорова Анжелика Александровна

Урок в 6 классе с применением игровых приемов, проектного обучения, технологии сотрудничества

Скачать:


Предварительный просмотр:

Горные породы

Цель урока – сформировать представление о горных породах, изучить их классификацию; формировать умение работать с текстом, схемой, воспитывать бережное отношение и любовь к своему краю.

Задачи урока – формирование следующих  УУД:

Познавательные:

- анализировать и обобщать;

- делать выводы, определять понятия;

Регулятивные:

- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе;

Коммуникативные:

- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами,

- принимать позицию другого;

- осознанно использовать речевые средства;

- организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);

- преодолевать конфликты  (договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого).

Личностные:

-аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

- осознавать свои эмоции;

- вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение.

Оборудование: для каждой группы лотки с горными породами родного края, листы ватмана, папки с материалами для проекта, медиасистема.

Сценарий урока

Слайд 1. Сегодня мы с вами отправимся в волшебное царство долгожителей нашей планеты. Эти долгожители значительно старше всех видов растений, животных и человечества. Что это за долгожители? Они скрыты в наших мешочках. Не раскрывая мешочки, попробуйте отгадать, о чем идет речь?

- камни

Правильно. В географии мы называем их горными породами. Почему горными, ведь камни есть не только в горах. Термин остался с тех времен, когда наука геология только зарождалась и полезные для человека камни – руду добывали только в горах. Сегодня говоря о горных породах, мы будем подразумевать всю каменную часть планеты.

А теперь откройте мешочки, посмотрите на камни и попробуйте о них рассказать. Есть ли у них что-то общее?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно попасть в каменное царство и провести исследование. Сегодня мы узнаем, как рождаются и живут горные породы.

Слайд  2.  Мы с вами у ворот этого каменного царства. Для проведения исследования мы разделились на группы. Группы, выберите капитана, который будет докладывать о продвижении команды.

Чтобы нас пропустили внутрь, нам нужно найти потерянное понятие и восстановить схему, которая повреждена из-за древности. Фильм поможет восстановить эту схему.

Капитаны, приготовьте свои команды к заполнению данной схемы.

Слайд 3 . Фильм «Горные породы»

Команды, обсудите правильно ли заполнены пропуски?

Слайд 4. Проверим по схеме на доске.

Что такое магматические породы?

Осадочные породы?

Метаморфические?

Команды сработали правильно. Двери открылись.

Слайд 5. Столб  путешественника с картой.

Юные исследователи, в нашей стране из обычных детей, девчонок и мальчишек вы превращаетесь в юных геологов. Геологи по горным породам, как по книге, могут читать историю земли, узнавать об условиях жизни на Земле в древности, о живых организмах былых эпох.

Геологи должны обладать отменным здоровьем, поэтому мы проведем физкультминутку! К нам в класс я пригласила юного спортсмена из  соседней школы для проведения зарядки.

Слайд 6. Супер физкультминутка (мультфильм)

Готовы? Тогда в путь!!!

Слайд 7. Проблема: А могут ли камни говорить?

Чтобы лучше понять изучаемую тему, нам предстоит  познакомиться с горными породами родного края. Внимание на карту на доске.

Слайд 8. У команд на столах лежат мешочки, перевязанные цветными ленточками, указывающими путь.

1. Команда с красной лентой отправится в путь  для изучения пород, слагающих Лебяжий яр около хутора Лебяжьего.

2. Команда с зеленой лентой будет двигаться по зеленой дороге для изучения Песчаного кургана около станицы Каргинской.

3. Команда с белой лентой продвинется к Белогорьям около х.Белогорского Базковской станицы.

4. Команда с желтой лентой на мешочке отправляется на изучение Каменного леса Верхнедонского района.

Вам предлагается материал для исследования. Необходимо изучить лотки с горными породами, прочитать о них необходимую информацию в текстах, которые имеются на каждого члена команды и ответить на вопросы после текста. Ответы вы должны будете изобразить в своем проекте на большом листе. Правильно располагать материал вам помогут картинки, стрелочки, путевые заметки в папках. На работу дается 10 минут. О результатах исследования вам нужно будет поделиться со всем классом.

Слайд 9. Работа в группах на10минут.

Капитаны, представьте отчеты по своему проекту.

Слушая внимательно проекты своих товарищей, каждый из вас должен дать ответ на вопрос: Что объединяет все проекты?

Отчеты команд.

Как мы назовем наш проект?

Слайд 10. Вернем к нашей проблеме: о чем могут рассказать камни?

О чем нам рассказали горные породы нашего края?

Слайд 11. Какие породы мы встречали в нашей местности? Осадочные.

В каких условиях они образуются?

Почему вблизи поверхности в нашем крае нет магматических и метаморфических горных пород?

Слайд  12. Вывод. В нашем крае вблизи поверхности встречаются горные породы осадочного происхождения. Магматических нет, т.к. в ближайшем прошлом не было вулканов, которые могли бы извергать магматические породы. А древние вулканы и метаморфические породы находятся глубоко под землей. Нам до них не добраться. На поверхности же за долгое время существования нашей территории формировались осадочные породы.

Слайд 13. Хозяйка каменного царства хочет понять, какая команда лучше изучила ее страну и предлагает разгадать несколько загадок. Капитаны, возьмите шарики Хозяйки царства, в которых находятся загадки.

Задания в шарах. Представители команд выбирают шар, лопают и отвечают на загадку.

Породы выветриванием pазpушаются,

Дpобятся на глыбы, обломки, пески,

Выносятся водами быстpой pеки,

Река их по руслу таскает,

Обкатывает, отлагает..(обломочные горные породы)

А там, где горячие воды струятся,

 Там в них минералы совсем pаствоpятся.

 Когда же pаствоp остывает,

То соль из него оседает. (химические породы)

А в толще морской или в темном болоте,

Вы массу остатков животных найдете,

А также, растений отмерших остатки,

Они образуют поpоды-осадки. (органические породы)

Камешки лежат в коробке,

С каждым близко он знаком.

Долго шел по горной тропке,

Отбивал их молотком.

И в коллекции хранит

Мрамор, уголь и гранит. (Геолог)

Слайд 14. Хозяйка каменного царства прислала нам грамоту

Друзья мои! Спасибо вам за то, что разгадали загадку камней моей страны.  Желаю вам успехов в учебе, чтобы никакие тайны природы не остались вам неизвестны. Дома потрудитесь прочитать §24, 25 и по тексту учебника 1 группе  составить кроссворд, 2. Написать сочинение. 3. Нарисовать рисунок по теме «О чем говорят камни?»

Желаю всем здоровья и упорства!

Слайд 15. Оказывается, что в волшебное царство горных пород не надо далеко добираться, оно у нас под ногами и может поведать интереснейшую историю о былых эпохах нашего края. Нужно только знать язык этой страны и тайные символы и тогда никакая загадка не останется нераскрытой. А еще нужно любить свой край.

Веет чем-то родным и древним

 От просторов моей земли.

 В снежном море плывут деревни,

 Словно дальние корабли.

По тропинке шагая узкой,

 Повторяю - который раз! -

 "Хорошо, что с душою русской

 Я на этой земле родилась!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Защита проектов Каменный лес Лебяжий яр Белогорья Песчаный курган

Слайд 2

О чем рассказали горные породы родного края? Почему горные породы называют книгой Земли?

Слайд 3

Горные породы Осадочные Метаморфические Магматические Глубинные Излившиеся Обломочные Органические Химические О чем рассказали горные породы родного края?

Слайд 4

Вывод: В нашем крае встречаются горные породы осадочного происхождения. Магматических и метаморфических вблизи поверхности нет.

Слайд 5

Горные породы Осадочные Метаморфические Магматические Глубинные Излившиеся Обломочные Органические Химические Классификация горных пород

Слайд 6

Домашнее задание Друзья мои! Спасибо вам за то, что разгадали загадку камней моей страны. Желаю вам успехов в учебе, чтобы никакие тайны природы не остались вам неизвестны. Дома потрудитесь прочитать §§ 24-25. Задания по выбору: 1. Составить кроссворд 2. Написать сочинение-миниатюру 3. Нарисовать рисунок по теме: «О чем говорят камни?» Желаю всем здоровья и упорства!

Слайд 7

Природа – наше богатство; сберечь это богатство для последующих поколений - наша задача и наш долг


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Находится в Боковском районе

рядом со станицей Каргинской

Находится в Верхнедонском районе около х. Михайловского

Тянется по правому

берегу реки Дон

Находится на левом берегу р.Дон

в 10 км от ст. Вешенской

Лебяжий яр сложен _______  горными ______

В группе осадочных горных пород

преобладают _______ породы

Белогорья сложены ______  горными ______

Эти осадочные породы относятся к разным группам:

Песчаник –  _________________ порода

Мел – ______________________ порода

Мергель – __________________  порода

Курган сложен_________горными_______

Эти осадочные породы относятся к группе ___________ пород

Каменный лес сложен_________горными ___

Эти осадочные породы относятся к разным группам:

Песчаник –  _________________ порода

Мел – ______________________порода

Свойства породы

  1. ______________
  2. ______________
  1. ______________
  1. ______________
  1. ______________

Свойства породы

  1. ______________
  1. ______________
  1. ______________
  1. ______________
  1. ______________

Свойства породы

  1. ______________
  1. ______________
  1. ______________
  1. ______________
  1. ______________

Свойства породы

  1. ______________
  1. ______________
  1. ______________
  1. ______________
  1. ______________

Свойства породы

  1. ______________
  1. ______________
  1. ______________
  1. ______________
  1. ______________

Свойства породы

  1. ______________
  1. ______________
  1. ______________
  1. ______________
  1. ______________

Свойства породы

  1. ______________
  1. ______________
  1. ______________
  1. ______________
  1. ______________

Свойства пород

  1. ______________
  1. ______________
  1. ______________
  1. ______________
  2.  _______________

Условия образования

пород

Интересные факты

Условия образования

пород

Интересные факты

Условия образования

пород

Интересные факты

Условия образования

пород

Интересные факты

Свойства породы

  1. ______________
  2. ______________
  3. ______________
  4. ______________
  5.  _______________

        



Предварительный просмотр:

Вы посмотрели урок географии в 6 классе по теме «Горные породы».

Тип урока – изучение нового материала.

Урок продолжает раздел литосфера. По программе Летягина, по которой идет данный класс тема «Горные породы рассматривается в середине раздела, поэтому у детей имеются представления об извержениях вулканов, следовательно о веществе мантии (магме) и магматических горных породах.

Цель урока – сформировать представление о горных породах, изучить их классификацию; формировать умение работать с текстом, схемой, воспитывать бережное отношение и любовь к своему краю.

Задачи урока – формирование следующих  УУД:

Познавательные:

- анализировать и обобщать;

- делать выводы, определять понятия;

Регулятивные:

- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе;

Коммуникативные:

- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами,

- принимать позицию другого;

- осознанно использовать речевые средства;

- организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);

- преодолевать конфликты  (договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого).

Личностные:

-аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

- осознавать свои эмоции;

- вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение.

Формирование основных понятий осуществлялось индуктивным методом (от общего к частному).

Методы, которые применялись на уроке: частично-поисковый (эвристический), проектно-исследовательский, метод сотрудничества.

Форма урока – групповая.

Мотивация учащихся к учебно-познавательной деятельности обеспечивалась через самостоятельную формулировку темы урока, проблемный вопрос, посредством учебной ситуации противоречия.

Время, отведенное на этапы урока, распределено рационально.

I.  На этапе организационного момента учащимся предлагалось самостоятельно сформулировать тему урока.

II. Этап подготовки к усвоению учебного материала представлен учебной ситуацией.

III.  Изучение нового материала основывалось на аудиовизуальном восприятии.

IV. Исследовательская работа в группе предполагала проблемный вопрос, к которому учащиеся возвращаются после создания проектов. Исследование осуществлялось на основе регионального материала путем переноса приобретенных знаний в новую ситуацию.

Материал для урока подобран с учетом возрастных и познавательных особенностей учащихся и ориентирован на успешность.

V. На этапе рефлексии использовался нестандартный прием, еще раз акцентирующий внимание учащихся на основных понятиях изученного материала.

VI. Домашнее задание носило дифференцированный характер.

На уроке использовалось сочетание интерактивной, проблемной, игровой, здоровьесберегающей технологий, технологии видеообучения.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся несколько раз: после изучения нового материала, после создания проектов и на этапе рефлексии в форме индивидуального фронтального контроля и самоконтроля. Сразу же регулировались и корректировались знания учащихся.

Дидактический материал, как видите, разнообразный и соответствует целям урока. Это технические средства: схемы, фильмы, карта, вставленные в презентацию. Для интерактивной работы имелся различный наглядный материал: образцы горных пород нашего края, фотографии, тексты с описаниями геологического прошлого, задания и папки для оформления проекта, в которых находятся путевые заметки, картинки, предложения с пропусками, стрелочки.

Цели урока достигнуты, поставленные задачи решены.

Результаты оцениваю как удовлетворительные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урокам"Разнообразие горных пород"

Урок географии в 6 классе о разных видах горных пород  по происхождению....

Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".

Тема:  Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые.     Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии  горных...

урок географии в 6 классе "Разнообразие горных пород и минералов. Практическая работа "Изучение свойств горных пород и минералов"

Этот урок второй в изучаемой теме "Строение земной коры". Дети уже знакомы с составом земной коры, умеют определять свойства горных пород. С целью закрепления этих умений проводится практическая работ...

Урок географии на тему: " Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы "

Предмет: географияКласс: 5Тема урока: «Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы», Раздел IV: «Земная кора», урок № 2...

Урок: «Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы».

Разработка урока по географии 5 класс ( «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., М., «Дрофа»)...

Методическая разработка учебного занятия в 6 классе «Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Практическая работа № 5. Определение горных пород и описание их свойств».

Цель: - Создать условия для освоения учащимися новых знаний по теме «Горные породы, минералы и полезные ископаемые».- Создать условия для развития умения применять знания и опыт в различны...