Конспект урока географии в 6 классе по теме " Земная кора -верхняя часть литосферы"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Феськова Вера Павловна

  Цель урока: сформировать представление о внутренних слоях Земли и их отличительных  особенностях, о движении литосферных плит.

 Задачи:

1.                  Познакомить учащихся с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро и их отличительными особенностями. Дать понятие – литосфера.

2. Продемонстрировать результат движения литосферных плит.

3. Развивать умения учащихся анализировать информацию, читать схему, выделять главное, использовать дополнительную информацию, работать с географической картой.

4. Обучать учащихся работе с электронными учебниками.

 5. Способствовать формированию географического мышления школьников, географической культуры.

 

На уроке используется электронный учебник - приложение к учебнику А.И.Алексеева "География. 6 класс". М.,  Просвещение, 2012г. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zemnaya_kora_-_verkhnyaya_chast_litosfery.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №85»

города Тайшета, Иркутской области

Урок географии в 6 классе.

Тема: «Земная кора - верхняя часть литосферы»

Провела учитель географии

Феськова Вера Павловна

 

Тайшет, 2014г.

  Тема урока: Земная кора - верхняя часть литосферы.

  Цель урока: сформировать представление о внутренних слоях Земли и их отличительных  особенностях, о движении литосферных плит.

 Задачи: 

  1. Познакомить учащихся с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро и их отличительными особенностями. Дать понятие – литосфера.

2. Продемонстрировать результат движения литосферных плит.

3. Развивать умения учащихся анализировать информацию, читать схему, выделять главное, использовать дополнительную информацию, работать с географической картой.

4. Обучать учащихся работе с электронными учебниками.

 5. Способствовать формированию географического мышления школьников, географической культуры.

Методы. Словесный, словесно-наглядный, практический.

Форма работы: работа в парах.

Тип урока.  Комбинированный.

Обоснование и особенности используемых приёмов/методов обучения, педагогических технологий.  Ведущая технология данного урока -  развивающее обучение с использованием ИКТ. В рамках данной технологии использованы активные методы обучения (АМО):  словесные – проблемное изложение нового материала, беседа; иллюстративные - презентационный материал, рельефный глобус «Внутреннее строение Земли», образцы горных пород; практические – самостоятельная работа, заполнение таблицы, работа с физической картой полушарий; игровые -  для объяснения понятия «Литосферные плиты», релаксация.

Оборудование:   интерактивная доска, проектор, 15 ноутбуков,  атласы, учебник, тетрадь, электронное приложение к учебнику, рельефный глобус «Внутреннее строение Земли», образцы горных пород: базальт, гранит, сера, видеоролик «Профессор Почемушкин - Земная кора», физическая карта полушарий, раздаточный дидактический материал, карточки: коричневого цвета -  «Континентальная литосферная плита», голубого -  «Океаническая литосферная плита», яблоко.яйцо, презентация «Земная кора».

   Ход урока

    Орг. момент.

 Сл. 1

Сегодня у нас необычный урок.

К нам пришли гости.

Повернитесь. Поприветствуйте гостей улыбкой.    

Пожелайте друг другу удачи! Ладошками!

Вы сегодня работаете в парах.

Сл. 2

I.Этап инициация. Использование метода «Пусть говорят».

В качестве доброго пожелания мне хотелось бы поделиться замечательным советом, который дал когда-то известный немецкий философ Г.Лессинг:

«Спорьтезаблуждайтесь, ошибайтесьноради Богаразмышляйте и хоть кривода сами».

Как понимаете эти слова?

II. Вхождение в тему: (Сообщение темы и целей урока)

- Космонавты, летавшие в космическом пространстве, говорят, что она при взгляде из космического корабля имеет превосходный голубой цвет. Выглядит как драгоценная голубая жемчужина. 

Этот цвет обусловлен свойствами атмосферы и  тем, что Мировой океан покрывает 71% её площади. О чём или о ком идет речь? 

-  О планете Земля. Верно. Показываю глобус.

- Что вы знаете о  Земле? (форма и размер)

- Шар, геоид, Радиус = 6371 км,

- Длина экватора =40 00 км,  самая длинная параллель

- Все меридианы одной длины = 20 000 км

 -Какие оболочки Земли вы знаете?

- атмосфера

- гидросфера

- литосфера

-биосфера

  -Оболочки взаимодействуют между собой?

- Да

Сл. 3

-  Просмотрите видеоролик «Профессора Почемушкина» и  выскажите предположение, чему будет посвящён наш урок?

 Ваши версии.

- «Строение Земли».

- Да, мы рассмотрим строение Земли, но подробно в течение нескольких уроков будем говорить о земной коре - верхней части литосферы.

( на слайде тема урока).

Слайд 2

- Литосфера.

- Какая это оболочка?– твердая оболочке Земли. «Литос» - по - гречески - камень,  (показать базальт, гранит).

- Какую цель, какие задачи  мы будем решать на сегодняшнем  уроке?

- Ваша точка зрения? (дети формулируют цель урока):

- Цель  - сформировать представление о внутреннем строении Земли,

- узнать о типах земной коры,

- научиться устанавливать причинно-следственные связи;

- развивать умение строить свою речь.  Будете получать за это бонусы

-  понимать и воспринимать другую позицию,

- работать в парах, коллективе

- будем продолжать учиться работать с электронным учебником

III  Интерактивная лекция.  ( Передача и объяснение информации)

- Работать будете на  рабочих листах, которые дома  вклеите в тетрадь.

- Подчеркните тему и поставьте дату.

Тема урока: Земная кора - верхняя часть литосферы.

Сегодня Вы сами будете учить друга

Сл. 4

1. Самостоятельная работа  по рядам. Метод «Творческая лаборатория».

- Право работать на головном КТ и учить других,   тем, кто быстро читает, быстро находит нужную информацию, вносит её в таблицу рабочего лиса и показывает готовность отвечать.

1  ряд – ядро

2 ряд  – мантия

3 ряд – земная кора

4   -      Состав земной коры

Работайте по инструкция

- Откройте  § 20. Прочитайте материал на стр. 68. Посмотрите на рис.42.   Найдите данные понятия в тексте. Заполните таблицу только там, где указан  термин вашего  ряда.  Приготовьтесь отвечать. Дома вклеить рабочий  лист в тетрадь.

Название оболочки

Из чего состоит

Толщина

Температура

1ряд   Ядро

2ряд   Мантия

3ряд.   Земная кора

Строение

земной коры

Материковая земная кора = ___ слоя:

1_________________________

2_________________________

3_________________________

Океаническая земная кора = ____ слоя:

1._________________________

2__________________________

2. Проверка

- 1 ряд – Ядро.  Выходит к доске  и методом перетаскивания вставляет:

Название оболочки

Из чего состоит

Толщина

Температура

Ядро

Из железа и никеля. Внешнее ядро – 2250 км. Внутреннее ядро – 1250 км.  3500км. 6000 °.  Твёрдое.  Жидкое.

 Кто-то из ряда дополняет. Остальные вписывают в свой лист. Оценим.

Я -  Внешнее относительно лёгкое, каждый кубический см  весит 14 грамм. Предположительно состоит из серы.(Показать серу)

- 2 ряд -  Мантия.  Выходят к доске и методом перетаскивания вставляют:

2800 км.       2000 °.   Покрывало    Пластичная

Название оболочки

Из чего состоит

Толщина

Температура

Ядро

Мантия

- 3 ряд. Земная кора.  Выходят к доске и методом перетаскивания вставляют:

   

80км       Твёрдая    

Название оболочки

Из чего состоит

Толщина

Температура

Ядро

Мантия

Земная кора

Сл. 10

3. Коллективная работа.

- Стр.68 последний абзац.

- Читаем.

- Один уч-ся  идёт к головному КТ и вставляет методом перетаскивания:

2     3     осадочный     осадочный      гранитный    базальтовый    базальтовый.

Строение

земной коры

Материковая земная кора = ___ слоя:

1_________________________

2_________________________

3_________________________

Океаническая земная кора = ____ слоя:

1._________________________

2__________________________

4. Создание проблемной ситуации

А.-  Почему Землю сравнивают с яблоком? Яйцом?

Показываю разрезанное яйцо.

- Если сравнить Землю с яблоком, то ЗК будет только его тонкой кожицей. Но именно эта «кожица» интенсивно используется человеком. На её поверхности построены города, промышленные здания, из её недр добывают полезные ископаемые. Она даёт человеку воду, энергию и мн.др.

Б.- Как вы думаете, возможно ли  путешествие Профессора Почемушкина в недра нашей удивительной планеты? (Нет) 
– Почему? 
(Давление, температура)
– Я думаю, у каждого из вас возник вопрос:
как же люди узнали, что у Земли внутри?

Показываю рельефный глобус и внутреннее строение Земли.
– Существуют 2 современных метода изучения. Это – космический и сейсмический.

Снимок из космоса.

- Космический метод основывается на фотоснимках, которые делаются из космоса. На них можно увидеть разломы, а также дно океана до глубины 700 метров.

Сл. 11

-  Сейсмический метод основан на изменении скорости прохождения сейсмических волн в литосфере. В различных горных породах скорость неодинакова. А изменение скорости позволяет судить о строении литосферы.

Сейсмограф – прибор, записывающий колебания земной коры.

 (Видеофрагмент. Работа сейсмографа.

5. Релаксация. Физ.пауза. Изобразим одно из состояний «Земля, воздух, вода»

Земля.  Мы  должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть вверх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность. 

Сл. 12

Откройте Э.У.

6. Закрепление. Выполнение интерактивных заданий из ЭУ.

А.-  Потренируемся выполнять интерактивные  задания в  электронном учебнике.

- Откройте ЭУ,   § 20 

- Слайд№6. Выполните интерактивные  задания №6.

-  Определите элементы строения Земли.  Молодцы!!! Всё верно!

-Задание сложнее первого, поэтому помогайте друг другу! Кому нужна моя помощь - рука.

 

 - Раскрасим строение Земли.  Молодцы!!! Всё верно!  

 

    Порадуемся  успехам друг друга! Похлопаем!!!

     Закройте слайд.

Сл. 14

        Б.  Откройте Тренажёр. Интерактивное задание 7

Слайд№7.  Работайте по инструкции в паре. Время 2 мин. Первые 5 чел. получают оценки.

Поставьте себе  оценки:  100% = «5»;   80% = «4»;   60% «3»

8.  Литосферные плиты.  § 20 

- Литосфера не монолитна. Она разбита разломами на отдельные блоки – литосферные плиты. Учебник стр.70

Всего на Земле выделяют семь очень больших литосферных плит и несколько более мелких.

 Литосферные плиты по-разному взаимодействуют между собой.

Перемещаясь по пластичному слою мантии, они в одних местах раздвигаются, в других – сталкиваются друг с другом.

Работа с картой учебника стр.70.

Задание:

- Найдите и покажите на рисунке границы раздвижения и границы столкновения литосферных плит.

- Перечислите названия плит.

 - Определите, на какой литосферной плите вы живете.

-9. Практическая работа. Фишки!!

Работа с физической картой. Найдите на карте горы, протянувшиеся вдоль литосферных плит и отметьте их фишками.

Гималаи- Эверест –Джомолунгма – 8848м

Альпы – Монблан- 4808 м

Кордильеры – Мак – Кинли – 6194м

Анды – Аконкагуа- 6960м

  Сл. 15

10. Подведение итогов. Рефлексия

Игра «Эрудит»

Расскажи о литосфере, земной коре,  как можно больше.

 Разрешается говорить только по одному предложению, начиная со слов: «Я знаю, что…». Нельзя повторяться.  

Слайд Я знаю, что…

Я знаю, что литосфера – это оболочка Земли.

Я знаю, что литосфера состоит из земной коры и верхней части мантии.

Я знаю, что литосфера - объединяет внутренние и внешние оболочки Земли.

Я знаю, что литосфера – каменная оболочка Земли.

Я знаю, что земная кора делится на материковую и океаническую.

- Ответили на все вопросы, поставленные в начале урока?

- Да.  Продуктивной была наша работа?

Девиз  урока подтвердили?

 «Спорьтезаблуждайтесь, ошибайтесьноради Богаразмышляйте и хоть кривода сами».

11. Выставление оценок. Откройте дневники!

 Сл. 16        

12. Домашнее  задание 

1. Изучить § 20, вопросы 2,5,7,8 

2. Дома вклеить рабочий лист в тетрадь.

3. Э.У. § 20 - слайд 8 «Контроль».

Приложение №1

Раздаточный материал к уроку.

Рабочий лист

Тема урока: Земная кора - верхняя часть литосферы.

Инструкция

- Откройте  § 20. Прочитайте материал на стр. 68. Посмотрите на рис.42.   Найдите данные понятия в тексте. Заполните таблицу только там, где указан  термин вашего  ряда.  Дома вклеить лист в тетрадь.

Название оболочки

Из чего состоит

Толщина

Температура

1ряд   Ядро

2ряд   Мантия

3ряд.   Земная кора

Строение

земной коры

Материковая земная кора = ___ слоя:

1_________________________

2_________________________

3_________________________

Океаническая земная кора = ____ слоя:

1._________________________

2__________________________

Используемая литература:

  1. Алексеев А.И.  Учебник: «География. 5-6 классы »,  учебник для 6 классов  общеобразовательных учреждений.М.Просвещение, 2012.

 

2. Гусева Е.Е. География. 6 класс.  «Конструктор текущего контроля». Пособие для учителя. . М., «Просвещение», 2012.

  3. Николина В. В.География. 6 класс. Мой тренажер. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений  М.Просвещение, 2008.

4. Николина В.В. География. Поурочные разработки, 5-6 классы. Пособие для учителей образовательных учреждений. М., «Просвещение», 2012.

Используемые интернет – ресурсы:

1. http://www.nature.com

2. http://nature.worldstreasure.com/ - чудеса природы 

 3. http://festival.1september.ru/ -

4. http://demonstrations.wolfram.com – 3D изображения

5.  http://ru.wikipedia.org/wiki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку географии в 6 классе по теме "Земная кора - верхняя часть литосферы"

Презентация сопровождает урок  данной теме. Дан материал для самостоятельной работы в группах, интересная рефлексия урока....

презентация к уроку географии 6 класса "Путешествие в земной коре"

По теме: «Горные породы и минералы»Учебник: Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова География. Начальный курс. – М: Дрофа, 2010...

5 класс Земная кора-верхняя часть литосферы

Земная кора-верхняя часть литосферы...

Земная кора - верхняя часть литосферы 5 класс

Тема урока: Земная кора - верхняя часть литосферы.  Цель урока: сформировать представление о внутренних слоях Земли и их отличительных  особенностях, о движении литосферных плит. З...

Технологическая карта «Земная кора – верхняя часть литосферы»

Класс: 5Учебник: А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К. Липкина. Москва «Просвещение 2019» «Полярная звезда.Раздел: V «Литосфера»Урок: №1.Тема: Земная кора – верхняя част...

Земная кора- верхняя часть литосферы

Цель урокаСоздать условия для усвоения новых знаний о земной коре и внутреннем строении Земли.ЗадачиОбучающие задачи: способствовать формированию знаний о строении Земли.Развивающие задачи: способство...