конспект урока по географии 8 класс "Природно-ресурсный потенциал России"
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

конспект урока по географии  в 8 классе с использованием сингапурской методики обучения 

УМК  И.И. Баринова. География  России. Природа. 8 кл. – М.: Дрофа,  

на уроке рассмаривается понятие "природные ресурсы" и особенности классификации природных ресурсов, определяются проблемы использования природных ресурсов и намечаются пути их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

Природно - ресурсный потенциал России

Цели:

  • Дать понятия “природные ресурсы”, выявить особенности классификации природных ресурсов, определить проблемы использования природных ресурсов и наметить пути их решения.
  • Продолжить формирование умений и навыков решения проблемных вопросов.
  • Продолжить формирование экологической культуры учащихся.

Средства обучения: учебник: И.И. Баринова. География  России. Природа. 8 кл. – М.: Дрофа, 2011,

 атласы 8 кл., настенная физическая карта России, мультимедиа проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания:

Какие секторы входят в первичный сектор экономики?

Какие из них ведущие?

Использование каких природных ресурсов можно было бы сократить без ущерба для экономики России?

Какова роль первичного сектора экономики?

2. Изучение нового материала:

Учитель: Сегодня на уроке мы должны ответить на вопросы: в чём достоинства и недостатки природно-ресурсного потенциала России? Какие проблемы существуют в использовании природных ресурсов, каковы пути решения? Откроем тетради, запишем число и тему урока.

Учитель: Какие виды природных ресурсов вы знаете?  Это задание вы должны выполнить в структуре «РАУНД ТЭЙБЛ», в которой учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги. Сейчас каждый из вас подумает, какие природные ресурсы ему известны (даётся время подумать). А теперь запишите свои мысли/предположения (ПО ОЧЕРЕДИ).  Начнут участники под буквой «Б» (на время).  Далее, опрос участников.

Ответ: водные, минеральные, почвенные, биологические, агроклиматические, рекреационные, земельные.

Учитель: Так что же  такое природные ресурсы? Давайте сформируем понятие о природных ресурсах.

(Учащиеся предлагают варианты)

Учитель: Многие из ваших ответов были близки к истине, но давайте посмотрим более точное определение в технологических картах. Один из учащихся зачитывает определение вслух.

Природные ресурсы - это компоненты природы, используемые человеком в процессе производства.      Слайд 1

(учащиеся записывают определение в тетрадь)

Учитель: Чем природные ресурсы отличаются от природных условий? (варианты ответов).

Природные условия - это тела и силы природы, необходимые для существования человека, то есть то, что человека окружает, созданное природой. Запишите определение в тетрадь. Слайд 2

Учитель: Важнейшая отличительная особенность природных условий заключается в том, что это не материальные тела и объекты, а их свойства и они могут только существенно облегчать или затруднять развитие производства.

Следующее задание мы выполним в структуре «ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН» (подумай-запиши-обсуди в команде)

Что обычно рассматривают в качестве природных условий? (климат, рельеф, свойства почвенного и растительного покрова, характер залегания подземных вод и т.д.)

Могут ли природные условия  стать природными ресурсами?

Так могут ли природные условия стать природными ресурсами?

Ученики: На разных этапах развития общества природные условия могут становиться природными ресурсами. Например - солнечная энергия, энергия приливов, ветра и т.д.

Учитель: Существует много классификаций природных ресурсов. С какими из них вы знакомы? (варианты ответов). Наиболее распространённая классификация по исчерпаемости.

Работа по таблице. вопросы по таблице:

  • Как вы понимаете слова “неисчерпаемые”, “исчерпаемые”?
  • Что значит “возобновимые”, “невозобновимые”?

Учитель предлагает классификацию природных ресурсов по другим признакам. Учащиеся записывают в тетрадь.

1. По происхождению :  Слайд 3.

  • водные
  • биологические
  • земельные
  • минеральные

2. По характеру использования:     Слайд 4.

А) используемые непосредственно человеком ( питьевая вода, животная и растительная пища)

Б) используемые в производстве (минеральное сырьё, гидроэнергия)

В) рекреационные ресурсы (туризм, отдых, лечение)

Все указанные классификации условны, но они дают возможность наиболее глубоко раскрыть и оценить природные ресурсы.

Учитель: Давайте выясним, какими ресурсами богата Россия? Это задание вы должны выполнить в структуре «ТАЙМД РАУНД РОБИН», в которой каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течении определенного времени

Какими ресурсами богата Россия? (да).

Какие ресурсы имеются в Республике Татарстан? (минеральные, водные, почвенные, агроклиматические, биологические).

Учитель: По разнообразию и величине ресурсного потенциала Россия опережает многие страны. Недра России дают значительную часть мировой добычи многих полезных ископаемых. Слайд 6.                                

В чем особенности природно-ресурсного потенциала России? Это задание вы должны выполнить в структуре «ТАЙМД ПЭА ШЭА», в которой 2 участника делятся развернутыми ответами в течении 30 сек. Подумайте (время). Теперь с партнёром по плечу обсудите свой выбор.  Начнёт участник под буквой «А». Каждому участнику даётся по 30 сек.

Ответы учащихся

В ходе беседы выясняются причины:

1. Сырьевые базы России сдвигаются на восток и север - добывать сложнее и дороже.

2. Многие виды сырья Россия получала из республик бывшего СССР, сейчас требуются дополнительные затраты для освоений российских месторождений

3.Недра России разведаны далеко не полностью, геологическая изученность России намного ниже, чем в развитых странах, а обеспеченность разведанными ресурсами меньше среднемировой 

4.Нерациональное использование природных ресурсов, устаревшие технологии, низкое качество продукции, большое количество отходов, недостаточное использование вторичного сырья

Каковы пути решения проблемы?

В ходе беседы находятся пути решения:

1. Бережное, экономное использование природных ресурсов

2. Применение современных энергосберегающих технологий

3. Повышение качества продукции

4. Использование вторичного сырья - каждый из нас может принять участие: сбор макулатуры и т.д.

А мы можем участвовать в экономии природных ресурсов? (да) Как? (бережное отношение к воде, бумаге и т.д.)

Большое значение имеет общий уровень развития хозяйства страны. Чем он выше, тем более глубокая переработка сырья осуществляется в стране и она, как правило, эффективнее. Например, США, заготавливая древесины вдвое больше, чем Россия, производит основных изделий из неё в 10-20 раз больше, т.е. экономнее использует сырьё.

Учитель: В природе ресурсы размещаются в виде сочетаний, расположенных на определенных территориях.

Крупные территориальные сочетания природных ресурсов называются ресурсными базами.

На территории России их несколько: Северо-Европейская, Центральная, Урало-Поволжская, Северо-Сибирская, Южно-Сибирская, Приморская, Дальневосточная. Именно в них ведётся основная добыча полезных ископаемых и сосредоточена большая часть добывающей промышленности России

3. Обобщение.

А теперь давайте ответим на вопросы:

  • В чём преимущества природно-ресурсной базы России? (много разнообразных ПР)
  • В чём недостатки? (истощение, размещение в восточной части, где условия добычи затруднены)
  • Проблемы использования ПР в России. (истощение, нерациональное использование)
  • Пути решения.
  • бережное, экономное использование ПР
  • применение современных энергосберегающих технологий
  • повышение качества продукции
  • использование вторичного сырья - каждый из нас может принять участие: сбор макулатуры и т.д.

Слайд 7.

Группа отходов

Пути решения

Пищевые отходы

1. Компостирование.
2. Отдать на корм скоту.

Бумага

1. Экономить, особенно цветную бумагу.
2. Сдавать макулатуру.

Пластмассы

Предпочитать товары и тару многоразового использования.

Не покупать товары в излишней упаковке.

Опасные

отходы

Ограничить использование приборов на батарейках, пользоваться аккумуляторными батарейками.

Металлы

Сдавать алюминиевые банки.

4. Итоги урока. Выставление оценок.

5. Д/З п.   . Дайте оценку природных условий и ресурсов РТ для жизни и деятельности человека

        

Природные ресурсы - это компоненты природы, используемые человеком в процессе производства.

Природные условия - это тела и силы природы, необходимые для существования человека, то есть то, что человека окружает, созданное природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект урока в 10 классе "Самоуправление в России"

Урок был проведен накануне выборов в Государственную Думу РФ, которые совпали с выборами в органы местного самоуправления.Цели урока:Ознакомление обучающихся с системой местного самоуправления в...

конспект урока по теме "Гражданская война в России"

На уроке предусматриваются возможности интеграции истории и обществознания, занятие предусматриавет возможности самостоятльной работы обучающихся со справочным материалом....

конспект урока в 5 классе по теме "Россия"

Подготовка учащихся к рассказу о географическом положении России...

конспект урока географии в 8 классе "Рельеф России"

конспек урока в 8 классе "Рельеф России"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме «Климатообразующие факторы России» с использованием ЭОР

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме "Климатообразующие факторы России" Цель  урока: Цель: сформировать представление о климатообразующих факторах; расширить знания о целостной системе фак...

План - конспект урока в 6 классе "Пасха в России и Великобритании"

Современное общество стало остро нуждаться в таких качествах человека, как духовность, стремление делать добро, творение красоты, толерантное отношение к другим. Поэтому данный урок направлен на проце...