Главные вкладки

    конспект урока по географии 8 класс "Природно-ресурсный потенциал России"
    план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

    конспект урока по географии  в 8 классе с использованием сингапурской методики обучения 

    УМК  И.И. Баринова. География  России. Природа. 8 кл. – М.: Дрофа,  

    на уроке рассмаривается понятие "природные ресурсы" и особенности классификации природных ресурсов, определяются проблемы использования природных ресурсов и намечаются пути их решения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_geografii.docx28.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Природно - ресурсный потенциал России

    Цели:

    • Дать понятия “природные ресурсы”, выявить особенности классификации природных ресурсов, определить проблемы использования природных ресурсов и наметить пути их решения.
    • Продолжить формирование умений и навыков решения проблемных вопросов.
    • Продолжить формирование экологической культуры учащихся.

    Средства обучения: учебник: И.И. Баринова. География  России. Природа. 8 кл. – М.: Дрофа, 2011,

     атласы 8 кл., настенная физическая карта России, мультимедиа проектор.

    Ход урока

    1. Организационный момент.
    2. Проверка домашнего задания:

    Какие секторы входят в первичный сектор экономики?

    Какие из них ведущие?

    Использование каких природных ресурсов можно было бы сократить без ущерба для экономики России?

    Какова роль первичного сектора экономики?

    2. Изучение нового материала:

    Учитель: Сегодня на уроке мы должны ответить на вопросы: в чём достоинства и недостатки природно-ресурсного потенциала России? Какие проблемы существуют в использовании природных ресурсов, каковы пути решения? Откроем тетради, запишем число и тему урока.

    Учитель: Какие виды природных ресурсов вы знаете?  Это задание вы должны выполнить в структуре «РАУНД ТЭЙБЛ», в которой учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги. Сейчас каждый из вас подумает, какие природные ресурсы ему известны (даётся время подумать). А теперь запишите свои мысли/предположения (ПО ОЧЕРЕДИ).  Начнут участники под буквой «Б» (на время).  Далее, опрос участников.

    Ответ: водные, минеральные, почвенные, биологические, агроклиматические, рекреационные, земельные.

    Учитель: Так что же  такое природные ресурсы? Давайте сформируем понятие о природных ресурсах.

    (Учащиеся предлагают варианты)

    Учитель: Многие из ваших ответов были близки к истине, но давайте посмотрим более точное определение в технологических картах. Один из учащихся зачитывает определение вслух.

    Природные ресурсы - это компоненты природы, используемые человеком в процессе производства.      Слайд 1

    (учащиеся записывают определение в тетрадь)

    Учитель: Чем природные ресурсы отличаются от природных условий? (варианты ответов).

    Природные условия - это тела и силы природы, необходимые для существования человека, то есть то, что человека окружает, созданное природой. Запишите определение в тетрадь. Слайд 2

    Учитель: Важнейшая отличительная особенность природных условий заключается в том, что это не материальные тела и объекты, а их свойства и они могут только существенно облегчать или затруднять развитие производства.

    Следующее задание мы выполним в структуре «ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН» (подумай-запиши-обсуди в команде)

    Что обычно рассматривают в качестве природных условий? (климат, рельеф, свойства почвенного и растительного покрова, характер залегания подземных вод и т.д.)

    Могут ли природные условия  стать природными ресурсами?

    Так могут ли природные условия стать природными ресурсами?

    Ученики: На разных этапах развития общества природные условия могут становиться природными ресурсами. Например - солнечная энергия, энергия приливов, ветра и т.д.

    Учитель: Существует много классификаций природных ресурсов. С какими из них вы знакомы? (варианты ответов). Наиболее распространённая классификация по исчерпаемости.

    Работа по таблице. вопросы по таблице:

    • Как вы понимаете слова “неисчерпаемые”, “исчерпаемые”?
    • Что значит “возобновимые”, “невозобновимые”?

    Учитель предлагает классификацию природных ресурсов по другим признакам. Учащиеся записывают в тетрадь.

    1. По происхождению :  Слайд 3.

    • водные
    • биологические
    • земельные
    • минеральные

    2. По характеру использования:     Слайд 4.

    А) используемые непосредственно человеком ( питьевая вода, животная и растительная пища)

    Б) используемые в производстве (минеральное сырьё, гидроэнергия)

    В) рекреационные ресурсы (туризм, отдых, лечение)

    Все указанные классификации условны, но они дают возможность наиболее глубоко раскрыть и оценить природные ресурсы.

    Учитель: Давайте выясним, какими ресурсами богата Россия? Это задание вы должны выполнить в структуре «ТАЙМД РАУНД РОБИН», в которой каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течении определенного времени

    Какими ресурсами богата Россия? (да).

    Какие ресурсы имеются в Республике Татарстан? (минеральные, водные, почвенные, агроклиматические, биологические).

    Учитель: По разнообразию и величине ресурсного потенциала Россия опережает многие страны. Недра России дают значительную часть мировой добычи многих полезных ископаемых. Слайд 6.                                

    В чем особенности природно-ресурсного потенциала России? Это задание вы должны выполнить в структуре «ТАЙМД ПЭА ШЭА», в которой 2 участника делятся развернутыми ответами в течении 30 сек. Подумайте (время). Теперь с партнёром по плечу обсудите свой выбор.  Начнёт участник под буквой «А». Каждому участнику даётся по 30 сек.

    Ответы учащихся

    В ходе беседы выясняются причины:

    1. Сырьевые базы России сдвигаются на восток и север - добывать сложнее и дороже.

    2. Многие виды сырья Россия получала из республик бывшего СССР, сейчас требуются дополнительные затраты для освоений российских месторождений

    3.Недра России разведаны далеко не полностью, геологическая изученность России намного ниже, чем в развитых странах, а обеспеченность разведанными ресурсами меньше среднемировой 

    4.Нерациональное использование природных ресурсов, устаревшие технологии, низкое качество продукции, большое количество отходов, недостаточное использование вторичного сырья

    Каковы пути решения проблемы?

    В ходе беседы находятся пути решения:

    1. Бережное, экономное использование природных ресурсов

    2. Применение современных энергосберегающих технологий

    3. Повышение качества продукции

    4. Использование вторичного сырья - каждый из нас может принять участие: сбор макулатуры и т.д.

    А мы можем участвовать в экономии природных ресурсов? (да) Как? (бережное отношение к воде, бумаге и т.д.)

    Большое значение имеет общий уровень развития хозяйства страны. Чем он выше, тем более глубокая переработка сырья осуществляется в стране и она, как правило, эффективнее. Например, США, заготавливая древесины вдвое больше, чем Россия, производит основных изделий из неё в 10-20 раз больше, т.е. экономнее использует сырьё.

    Учитель: В природе ресурсы размещаются в виде сочетаний, расположенных на определенных территориях.

    Крупные территориальные сочетания природных ресурсов называются ресурсными базами.

    На территории России их несколько: Северо-Европейская, Центральная, Урало-Поволжская, Северо-Сибирская, Южно-Сибирская, Приморская, Дальневосточная. Именно в них ведётся основная добыча полезных ископаемых и сосредоточена большая часть добывающей промышленности России

    3. Обобщение.

    А теперь давайте ответим на вопросы:

    • В чём преимущества природно-ресурсной базы России? (много разнообразных ПР)
    • В чём недостатки? (истощение, размещение в восточной части, где условия добычи затруднены)
    • Проблемы использования ПР в России. (истощение, нерациональное использование)
    • Пути решения.
    • бережное, экономное использование ПР
    • применение современных энергосберегающих технологий
    • повышение качества продукции
    • использование вторичного сырья - каждый из нас может принять участие: сбор макулатуры и т.д.

    Слайд 7.

    Группа отходов

    Пути решения

    Пищевые отходы

    1. Компостирование.
    2. Отдать на корм скоту.

    Бумага

    1. Экономить, особенно цветную бумагу.
    2. Сдавать макулатуру.

    Пластмассы

    Предпочитать товары и тару многоразового использования.

    Не покупать товары в излишней упаковке.

    Опасные

    отходы

    Ограничить использование приборов на батарейках, пользоваться аккумуляторными батарейками.

    Металлы

    Сдавать алюминиевые банки.

    4. Итоги урока. Выставление оценок.

    5. Д/З п.   . Дайте оценку природных условий и ресурсов РТ для жизни и деятельности человека

            

    Природные ресурсы - это компоненты природы, используемые человеком в процессе производства.

    Природные условия - это тела и силы природы, необходимые для существования человека, то есть то, что человека окружает, созданное природой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План -конспект урока в 10 классе "Самоуправление в России"

    Урок был проведен накануне выборов в Государственную Думу РФ, которые совпали с выборами в органы местного самоуправления.Цели урока:Ознакомление обучающихся с системой местного самоуправления в...

    конспект урока по теме "Гражданская война в России"

    На уроке предусматриваются возможности интеграции истории и обществознания, занятие предусматриавет возможности самостоятльной работы обучающихся со справочным материалом....

    конспект урока в 5 классе по теме "Россия"

    Подготовка учащихся к рассказу о географическом положении России...

    конспект урока географии в 8 классе "Рельеф России"

    конспек урока в 8 классе "Рельеф России"...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме «Климатообразующие факторы России» с использованием ЭОР

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме "Климатообразующие факторы России" Цель  урока: Цель: сформировать представление о климатообразующих факторах; расширить знания о целостной системе фак...

    План - конспект урока в 6 классе "Пасха в России и Великобритании"

    Современное общество стало остро нуждаться в таких качествах человека, как духовность, стремление делать добро, творение красоты, толерантное отношение к другим. Поэтому данный урок направлен на проце...