Главные вкладки

    «Новые формы и способы оценивания в обучении географии»
    учебно-методический материал по географии на тему

    Стеликова Галина Валериевна

     

    Известный физик ХХ века Макс фон Лауэ сказал: «Образование – то, что остаётся у вас, когда вы забыли, чему вас учили». Это высказывание заставило меня задуматься о критериях оценивания моих учеников. Обучающиеся формально осваивают учебный материал, работая по схеме: «выучил – ответил – получил оценку – забыл». В современном быстроменяющемся мире академическая (ЗУНовская) модель обучения устарела. Происходит смена педагогических приоритетов. Общество предъявляет новые требования к подготовке школьников к жизни: научить учащихся учиться, то есть вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими. Значит, и оценивать учеников надо за организацию собственной учебной деятельности; за овладение способами поиска, переработки и представления информации, приемами и методами умственного труда и коммуникативными умениями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx39.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Известный физик ХХ века Макс фон Лауэ сказал: «Образование – то, что остаётся у вас, когда вы забыли, чему вас учили». Это высказывание заставило меня задуматься о критериях оценивания моих учеников. Обучающиеся формально осваивают учебный материал, работая по схеме: «выучил – ответил – получил оценку – забыл». В современном быстроменяющемся мире академическая (ЗУНовская) модель обучения устарела. Происходит смена педагогических приоритетов. Общество предъявляет новые требования к подготовке школьников к жизни: научить учащихся учиться, то есть вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими. Значит, и оценивать учеников надо за организацию собственной учебной деятельности; за овладение способами поиска, переработки и представления информации, приемами и методами умственного труда и коммуникативными умениями.

    В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования существенно расширено представление об образовательных результатах. Если ранее нормированию подлежали предметные результаты, то предлагаемый стандарт ориентирован также и на метапредметные и личностные результаты. В стандарте закреплены новые методологические основы построения системы оценки достижения результатов образования - от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса. Расширяя состав объектов оценки, стандарт одновременно расширяет и спектр оценочных процедур.

    Перед учителем стоит задача: разработка и внедрение прозрачных форм контроля качества образования.

    Новая система оценивания: основные особенности

    • критерии достижения – планируемые результаты;
    • оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;
    • оценка способности решать учебно-практические задачи;
    • сочетание внутренней и внешней оценки;
    • комплексный подход:

                         - использование стандартизированных работ (устных, письменных);

                         - нестандартизированных работ: проектов, практических работ,

                           портфолио, самоанализа, самооценки и др.;

    • уровневый подход  в инструментарии, в представлении результатов;
    • накопительная система оценки индивидуальных достижений;
    • использование персонифицированной и неперсонифицированной информации;
    • интерпретация результатов на основе контекстной информации.

    Критериальный подход в системе оценивания учащихся

            Критериальный подход положен в основу государственных стандартов нового поколения и контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена. Общие требования к оценке: объективность, понятность ученику, учителю, родителям, содержательность (возможность проверки на разных уровнях). 

     Критериальный подход к оценке предполагает:

    1. Четкую формулировку ожидаемых результатов по теме (она описывает процесс или результат действий ученика, соответствующий поставленной цели).
    2. Определение условий их  проверки (тест, практическая работа, задание с развернутым ответом и др.).
    3. Составление   проверочных заданий (КИМы, тесты и др.).

    Технология осуществления критериального подхода: деление материала, подлежащего

    проверке, на смысловые блоки (единицы содержания). Например, тема «Гидросфера», 7 класс. Единицы содержания: мировой океан, воды суши. Для каждого смыслового блока определяются требования к знаниям и умениям учащихся на базовом и повышенном уровнях.

    Интегральная оценка географической компетентности

    Оценка выполнения работы, отражающая малочисленные, но существенно более объективные данные об особенностях выполнения отдельных видов учебной деятельности учащимися (например: выполнение самостоятельных и практических работ);

    Результаты тестирования, отражающие, как правило, учебные достижения учащихся в освоении материала отдельных тем курса (например:  география крупных регионов России, материки  и т.д.);

    Результаты оценок открытых и закрытых ответов учащихся, отражающих этапы формирования системы предметных знаний, важнейших технических навыков (например: работа с картой, знание номенклатуры, составление опорного конспекта и т.д.);

    Оценки за подготовку и презентацию проектной работы;

    Результаты самоанализа учащихся, отражающие меру осознанности каждым ребенком особенностей развития его собственного процесса обучения (например: составление таблицы достижений, лист самоконтроля). 

    Показатели оценивания самостоятельных и практических  работ

    Объективному измерению поддаются наиболее простые знания и умения. Так, тренировочные работы характерны для первого уровня самостоятельности, когда ученики действуют по образцу. Учитель разрабатывает инструктивные карточки для учащихся, в

    которых обозначены:

    • содержание работы, её цели,
    • показана последовательность выполнения работы,
    • приведены формы фиксации результатов,
    • даны памятки, (планы, характеристики, образы построения графиков, диаграмм),
    • ссылки на учебники и атласы.

    Все практические программные работы должны быть оценены. Оценка за практические работы является показателем качества усвоения материала, подводит итог изучению темы курса. Оценка ставится за умение применять знания на практике. Оценки «2» за практические работы в журнал не выставляются. Учитель выясняет, с какими проблемами столкнулись ученики при выполнении практической работы, и предлагает

    выполнить задание ещё раз.

    Нормы оценивания практических работ

    Оценка

    Нормы оценок

    «5»

    Правильно даны ответы по содержанию, нет погрешностей в оформлении.

    «4»

    Погрешности в оформлении, несущественные недочёты по содержанию.

    «3»

    Погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении.

    «2»

    Полное отсутствие знаний и умений, необходимых для выполнения работы, грубые ошибки по содержанию, не понимание сути задания.

    В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования будет увеличена доля самостоятельной работы школьников в общей нагрузке: в начальной школе 20/80, в основной (6-9 классы) 40/60, в старшей 80/20.                      

    Показатели оценивания самостоятельных работ

    Показатели

    «5»

    «4»

    «3»

    «2»

    1

    Точность употребления научных терминов

    >

    <

    нет

    2

    Полнота и правильность ответа

    >

    <

    нет

    3

    Системность, логичность построения ответа

    >

    <

    нет

    4

    Самостоятельность ответа, самостоятельные выводы

    >

    <

    нет

    5

    Своевременное обращение к карте, другим источникам информации, рациональное их использование

    >

    <

    нет

    6

    Нахождение, сравнение, сопоставления фактов из повседневной жизни

    >

    <

    нет

    Оценка отражает с достаточной полнотой и объективностью качество знаний и умений,

    которые носят относительно завершённый характер. В большей степени оцениваются умения, лежащие в основе учебной деятельности ученика. Умение определяется как способность личности к эффективному выполнению определенной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях.

    Уровни понимания с точки зрения практической деятельности:

    • Понять, но практически не уметь осуществить или объяснить (например, дать определение тектоническим структурам, но не определить общие закономерности движения земной коры);
    • Понять и самостоятельно выполнять (например, найти на карте объекты, названные в честь исследователей);
    • Понять и уметь найти способ объяснения явления или факта (например, чтение синоптической карты, прогноз погоды на будущее).

    Учитель должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщённых способов деятельности. Овладение обучающимися метапредметными умениями, то есть универсальными учебными действиями, которые позволят решать любую проблему в реальных жизненных ситуациях, не связанную с конкретным предметом.

    Дифференциация заданий в профильной школе

    Учитель разрабатывает задания с учётом склонностей учащихся конкретного профиля для усиления мотивации и повышения результативности.

    Филологические классы

    Социально-экономические классы

    Формы организации учебного процесса

    Ориентированы на составление конспектов, планов, тезисов, рефератов.

    Ориентированы на составление схем, таблиц, нахождение закономерностей.

    Примеры заданий

    Составление комплексной географической характеристики страны.

    Анализ закономерностей в размещения населения и хозяйства страны.

    Отбор способов деятельности

    Написание эссе или реферата по теме

    Фиксация результатов в таблице или виде схемы

    Оценивание творческих заданий

            Использование творческих заданий – эффективный путь к накоплению опыта творчества, развитию логики, сотрудничеству с другими учениками и учителем. Учитель создаёт среду для развития мыслительных способностей учеников через овладение определенными мыслительными операциями. Обучающийся осознаёт потребность в приобретение знаний. Испытывает психологический комфорт. Осуществляется индивидуальный подход в обучения.

    Игра «Аукцион вопросов»

    Игру «Аукцион вопросов» можно проводить для оценки текущих результатов, проверки домашнего задания. Условие: составить 5 вопросов по данному параграфу или определённой теме. Оценка результативности работы над вопросами осуществляется по следующим критериям:

    «5» - вопросы, отражающие причинно-следственные связи.

    Пример: Почему постоянные ветры дуют всегда в одном направлении?

    «4» - вопросы аналитического и сравнительного характера.

             Пример: В чём главное отличие степи от тайги?

    «3» - вопросы констатирующего характера.

    Пример: Сколько периодов включает палеозойская эра?

    Игра «Копилка знаний»

    Этап урока - рефлексия знаний, для осознания значимости изучаемого материала.

    Учитель задаёт вопрос « Где вам могут пригодиться знания по данной теме?». Ученики отвечают по желанию, цепочкой, друг за другом. Оценивается ученик, который дал больше всех ответов.

    Формы контроля и оценивания проектной деятельности

    Проектная деятельность учащихся может быть индивидуальной  и групповой. Проект предполагает учащимся следующие возможности самоопределения, как например, выбор:

    • Объекта изучения;
    • Форм и видов текущих и итоговых отчётов;
    • Тему и форму представления проектов.

    Достижения учащихся в процессе работы над проектом оцениваются по рейтингу. Оцениванию подлежит участие в семинарах, отчёты о практической и самостоятельной работе, защита проектов. Итоговые результаты индивидуального рейтинга учащихся заносятся в портфолио. Обучающиеся достигают реального, конкретного результата, что позволяет пережить школьникам ситуацию успеха, самореализации. Ученик открывает мир для себя  -  себя в этом мире. В ходе выполнения проекта происходит формирование личностных  компетенций.  Работа  над  проектом  даёт  возможность ученикам проявить себя, раскрыть свои таланты, действовать самостоятельно, получать результаты, воспитывать ответственность и трудолюбие. Завершенность проекта формирует у ребёнка

    способность видеть собственные действия со стороны.

    Деятельностный подход положен в основу Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Задачей обучения является формирование способов действий, обеспечивающих результат учебной деятельности и способствующих развитию ключевых компетентностей и предметных компетенций. Ученик в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность.

    Цель процесса формирования географической компетентности – воспитать средствами географии деятельного, самостоятельного, конкурентоспособного, готового к непрерывному образованию ученика, которому неведомы скука, принуждение и лень, пассивность и страх ожидания «плохой» оценки. Ученик должен быть мотивирован на достижение высоких результатов при сдаче ЕГЭ и ГИА, на победы в олимпиадах разного уровня, в конкурсах учебно-исследовательских проектов и других интеллектуальных соревнованиях.

    Я согласна со словами А.Н. Колмогорова, что «не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

    Литература

    1. ФГОС основного общего образования: приказ Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897
    2. Формирование метапредметных умений средствами школьной географии в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ростовн/Д.: Издательство РО ИПК и ПРО, 2011
    3. Крылова С.В. Проектная деятельность школьника и педагога. Народное образование.2005. № 7
    4. Новые технологии при обучении школьному курсу географии / под редакцией Савиной Н.Г. Брянск: БГПУ, 2008
    5. Розанов Л.Л. Географическая компетентность выпускника школы – концептуальная основа среднего географического образования. / Электронный ресурс: http:geo.1 sentember.ru
    6. Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике. Ростов н/Д., 2009
    7. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций // Электронный ресурс: Интернет журнал «Эйдос»

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Новые формы оценивания урочной и внеурочной деятельности учащихся

    ФГОСы второго поколения потребовали новых форм оценивания деятельности учащихся. Представлен материал новых форм оценивания: Т-таблица, оценочный и контрольный листы оценивания, лист наблюдения,...

    Новые формы и методы оценивания согласно ФГОС

    презентация к пед. совету "Новые формы и методы оценивания согласно ФГОС"...

    К НОВЫМ ФОРМАМ ОЦЕНИВАНИЯ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

    В свете требований ФГОС совершенно новой для массовой школы является  диагностика результатов личностного развития, так как будущий профессионал, обладающий профессиональными знаниями и навыками,...

    Групповая форма работы — как способ организации обучения для открытия новых знаний.

    Цель - понять причину, которая мешает применять системно деятельностный подход в виде работы в группе систематически (в каждой новой теме). Задача - найти решение данной проблемыи разрешить её....

    Новые формы оценивания.

    В рамках нового ФГОС изменяются и требования к педагогу. Прежде всего следует пересмотреть систему оценивания, в которой ученик должен принимать активное участие, самостоятельно работать, анализироват...

    Формы и методы оценивания по географии

    Формы и методы оценивания по географии...

    «Формы и способы оценивания в обучении географии»

      На уроках с использованием новых подходов в обучении важно научить учащихся оценивать самих себя. Для того чтобы учащимся было понятно каким образом происходит оценивание, им предлагаютс...