Главные вкладки

    Методическая разработка по географии на тему:
    Пути повышения здоровьесозидающей эффективности преподавания географии через технологию развития творческих способностей учащихся.

    Яцуренко Елена Александровна

    Предлагается анализ накопленного опыта по данной теме .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon puti_povysheniya_effektivnosti_prepodavaniya_geografii.doc70.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Пути повышения здоровьесозидающей эффективности преподавания географии через технологию развития творческих способностей учащихся»

    ЯЦУРЕНКО Е.А.

           Актуальностью выбранной мною темы вижу в том, что современная география становится всё более актуальной наукой. Сегодняшний день требует воспитания у учащихся общей географической культуры, сохраняя и укрепляя здоровье. По мнению Д.С. Лихачёва двадцать первый век должен стать веком гуманитарного мышления. Я считаю, что именно развивая творческие способности учеников в здоровьесозидающей среде ,можно подготовить учащихся к этому.

           Противоречие выражается в том, что география – важнейшая наука, но в то же время её роль в образовательном пространстве уменьшается.

           Проблема в том, что в методической литературе мало практических разработок по этой теме.

           Объектом исследования являются ученики 6 – 9 классов, у которых необходимо развивать творческие способности, используя здоровьесберегающие технологии.

           Предметом исследования являются возможности курса географии для развития творческих способностей учащихся.

           Цель исследования состоит в необходимости разработки заданий и уроков, которые повышают эффективность преподавания географии и сохраняют здоровье учащихся.

           Гипотеза: использование заданий 5 уровней сложности дает возможность сохранить единство требований и обеспечить и обеспечить эквивалентность образования при одновременном создании каждому учащемуся условий продвижения «по своей траектории».

           Задачи исследования:

    1. Анализ и обобщение методической литературы.
    2. Разработка творческих заданий.
    3. Диагностика полученных данных.

               В детстве каждый ребенок переживает период увлечения географией, потом познавательный интерес снижается. Почему же любознательность не  вырастает в глубокую любовь к предмету? Причин много, но я убеждена, что активизация деятельности учащихся на уроках,  творческий  подход к обучению смогут развить стойкий интерес к географии.

            Современная география обладает огромным диапазоном форм и средств обучения. В условиях модернизации образования, учитывая  требования нового стандарта, перед учителями  встала задача  разработки и внедрения новых технологий урока и проверки знаний, которые позволят добиться функциональной  грамотности учащихся, развивать их общекультурную компетентность.

            Валеологическая  направленность всей деятельности нашей школы здоровья требует строгого отбора средств и методов преподавания географии, среди которых я отдаю предпочтение активным  формам обучения. При проверке знаний широко использую тестовые и разноуровневые задания.

            Исходя  из целей и задач Санкт-Петербургской школы и нашей школы здоровья, свою экспериментальную работу направила на повышение эффективности преподавании и сохранение здоровья учащихся.

              В основе моей экспериментальной работы лежит проблема: «Пути повышения эффективности преподавания курса географии с использованием  активных форм работы через технологию развития творческих способностей учащихся».

            Активные формы работы, новые технологии должны повысить эффективность урока, развивать творческий потенциал и учителя и ученика. Разнообразие форм при использовании  инновационных  методов обучения позволяет ученикам осваивать новые  для них роли:  учителя, консультанта, ассистента, эксперта, координатора, технического секретаря, участника  экспедиционного отряда и др. Расширение репертуара  ролей, освоенных учащимися, является условием  демократизации  и здоровьясбережения учебного процесса.  

                    В методических пособиях и в ряде статей по методике обучения географии, при учете результатов исследования по этому вопросу  психологии  и дидактики,  выделяются 5 уровней сложности умственной  деятельности учащихся. В  образовательном стандарте требования  к уровню подготовки учащихся выражены через действия, которые школьники должны осуществлять. В рамках  этих требований учащиеся  выполняют задания 5 уровней сложности.

            Оценивая  в целом современную  методическую литературу, можно сказать, что ценных мыслей и практических рекомендаций в ней  достаточно много, но проверочные вопросы и задания 5 уровней сложности и тестовые работы в них представлены очень схематично, в виде примеров и чаще всего для курса  экономической  географии России   и мира.

            

            Меня  заинтересовала  система Б. Блума  и работы наших географов   (А.В. Даринского, Т.С. Панчешниковой, В.А. Коринской, И.В. Асеевой и др.) по этому вопросу.  Я попыталась разработать свои  подходы к развитию творческих способностей учащихся, учитывая их валеологические и психологические особенности. Отмечу, что чем старше школьники, тем выше  уровень их подготовки и развития и тем большее значение должны иметь вопросы при проверке знаний, ответ на которые требует активной мыслительной деятельности. Учитель должен научить учащихся выделять и выстраивать  причинно-следственные связи.

            Для развития творческих способностей учащихся учителю необходимо:

    1. Соблюдая  разноуровневый  подход, создать банк творческих заданий.
    2. Обучить алгоритму выполнения творческих заданий.
    3. Создать систему контроля знаний и умений учащихся.
    4. Проводить диагностику результативности обучения учащихся.

    Структурирование содержания предмета и создание банка

    творческих заданий

            Появилась необходимость использовать для проверки знания по географии вопросы, позволяющие  выявить и объективно оценить знания географических понятий и закономерностей, признаков и причин явлений, умения обобщать, систематизировать учебный материал, делать географический  прогноз и оценку процессов, происходящих в природе и обществе. Проверка знаний, умений и навыков должна обеспечивать  развитие познавательной самостоятельности школьников, активизировать творческий характер познания.

            Овладение учеником определенными методами и подходами составляет уникальный вклад географии в развитие  личности школьника, дает возможность  каждому ученику  определить смысл знаний, включить научное  познание в арсенал личных средств постижения истины, а в  дальнейшем – искать необходимые знания в достижениях человеческой культуры и заниматься их открытием.

            В образовательном стандарте требования к уровню подготовки учащихся выражены через действия, которые школьники должны осуществить  при оценке их подготовленности.         В рамках этих требований учащиеся должны: называть или показывать на карте; определять или измерять; описывать; фиксировать; объяснять; прогнозировать,  оценивать, анализировать.

    Действия учителя при создании банка заданий

    по развитию творческих способностей

           1. На первом этапе учитель знакомится с требованиями и планируемыми результатами обучения по географии, представленными в образовательном стандарте.

     2. Далее  учитель отбирает материал программы, на основании которого готовятся творческие задания.

               Начальный курс – первый среди систематических курсов географии. Его главная цель – формирование представления о Земле как крупном природном комплексе, особенностях земных оболочек и их взаимосвязи.

                    Уже с первых уроков 6 класса я начинаю обучать школьников ответам на проверочные вопросы разного уровня сложности.

                    Например, рассмотрим тему «Гидросфера». В результате обучения теории и выполнении ряда практических работ учащиеся должны не только  называть и показывать все океаны и крупные моря, проливы, острова, полуострова, ледники и так далее, но и описывать Мировой океан и внутренние  воды, определять особенности объектов гидросферы и объяснять некоторые процессы, происходящие в ней.

                    Уже к концу 6 класса ученики  свободнее пользуются имеющимися знаниями и умениями, при опытах задумываются и ищут пути к нахождению ответов на сложные вопросы.

    Можно рассмотреть, как  расширяются и усложняются действия учащихся от класса к классу  на примере понятия «река».

      6 класс. Назовите реку Волгу, покажите ее бассейн и крупные           притоки.                                              

                     Определите истоки и устье реки Волги.

                           Опишите географическое  положение  бассейна реки Волги.

                     Опишите и объясните характер течения Волги.

                     Спрогнозируйте, что было бы, если бы Волга имела горный                 характер  течения?        

     7 класс. Назовите крупную реку Европы, относящуюся к бассейну                  внутреннего  стока.  

                     Определите, в какой части материка и в каком   направлении течет, где ее исток и устье.

                     Опишите  режим реки и характер  ее течения.

                     Объясните зависимость режима реки от климата.

                     Спрогнозируйте экологическую  ситуацию в бассейне реки.

     8 класс.  Назовите  реку, относящуюся к бассейну внутреннего стока.

                     Начертите схему бассейна реки и подпишите известные                  притоки  (хотя бы 3).

                     Опишите характер течения и режим реки.

                     Объясните, почему в верхнем течении Волга имеет много притоков, а в  нижнем – нет.

                   Спрогнозируйте природные особенности этой реки при         дальнейшем интенсивном использовании ее вод и прилегающих к ней земель.

     9 класс. Назовите промышленные центры, расположившиеся на берегах Волги.

                      Определите роль Волги в  жизни  Центральной России.

                      Опишите влияние Волги на экономико-географическое                   положение  Поволжья.

                      Объясните причины возникновения проблем Большой Волги.

                      Как вернуть затопленные земли в бассейне Волги, не  сократив  выработку  электроэнергии? Предложите ваши  решения.

                    Анализ этих вопросов показывает усложнение требований к подготовке учащихся и подтверждает необходимость развития  творческих способностей учащихся.

            Используя методические рекомендации  , требования   стандарта обучения, учитывая  основные  положения системы развития  творческих способностей Б. Блума и свой личный опыт, я составила следующие краткие характеристики-требования для вопросов разного уровня сложности:

    I уровень – «называть или показывать». Вопросы, которые задаются учащимся с целью воспроизведения ими знаний в том виде, как они изложены в учебнике или были первоначально раскрыты учителем,  должны помочь выявить умения  ученика:

    а) ориентироваться в  географических терминах, связанных с определенной темой и правильно показывать на карте;

    б) следовать инструктажу учителя – приводить примеры, то есть  показывать  географическую эрудицию.

    II уровень – «определять или измерять». Вопросы и задания, которые  должны выявлять уровень развития практического применения учащимися  знаний  по образцу:

    а) умение считывать информацию с карты, простейшие сравнения 2-х объектов;

    б)  умение  наблюдать  за явлениями, уметь  объяснять  изменение погоды;

    в)  работа со статистическими  материалами, простейшие сравнения.

    III уровень – « описывать, фиксировать».  Вопросы и задания, выявляющие готовность применять  имеющиеся знания и умения в конкретных ситуациях и  новых условиях:

    а) умение характеризовать  компоненты природы по карте, пользоваться статистическим материалом;

    б) умение  грамотно  оформлять работы  в виде  схем, картосхем, таблиц.

    IY  уровень – « объяснять, сравнивать». Вопросы  и задания, выявляющие наличие  определенной  взаимосвязи элементов, то есть анализа:

    а) умение  пользоваться   комплексом карт;

    б) способность анализировать объекты; устанавливать связи для информации;

    в) умение делать выбор, приводить  в систему.

    Y уровень – « прогнозировать и оценивать». Вопросы и задания творческого  характера,  предполагающие умение  объединять элементы в новое  целое:

    а) умение сформулировать  проблему;

    б) готовность сделать  прогноз по данной  ситуации;

    в) применение   умений и знаний для получения  информации.

    Развитие творческих  способностей  невозможно без увеличения  доли заданий  IY  и  Y   уровня  сложности.

     

    Алгоритм выполнения творческих заданий

            На основе изучения передового опыта учителей, педагогической и методической литературы, анализа и обобщения собственных  наблюдений, я разработала и применяю  на практике проверочные вопросы  и задания и контрольные  работы с вопросами разного уровня сложности по некоторым темам географии    6-9 классов.  

                    Приведем пример проверочных вопросов и заданий по теме: «Комплексная характеристика Русской  равнины».

            Вопросы  по проверке знаний географического  положения Русской равнины:

         1.Охарактеризуйте  географическое   положение Русской  равнины.

      Вопрос такого рода требует от ученика при ответе полностью следовать тексту учебника, пересказывать его, поэтому  относится к первому уровню сложности.

    2.  Какое  влияние  на природные условия  Русской равнины оказывает ее географическое  положение?

    Отвечая на этот вопрос,  учащиеся  должны перестроить знания, полученные из учебника и на уроке.

    Поскольку  при   изучении  предшествующих  тем курса географии России, а также курса географии материков и океанов школьники обучались  объяснению влияния географического положения на формирование природных условий, ответ на этот вопрос требует от них действия по образцу, то есть  может быть отнесен ко второму уровню сложности.

      3.  Как   изменилась бы природа Русской  равнины, если бы на нее перестал  оказывать влияние Атлантический  океан?

      Этот  вопрос требует от учеников мыслительной деятельности, рассчитан  на полную  перестройку  имеющихся знаний и соответствует  вопросам и заданиям третьего  уровня сложности.

      4.  Почему столь разнообразные ландшафтные территории Русской  равнины выделяют  в единую  крупную физико-географическую  страну?

            Этот вопрос заставляет учащихся мысленно провести анализ того, как общие физико-географические закономерности проявляются на территории   Русской  равнины. Он требует от школьников творческого анализа знаний, поэтому его можно отнести  к 4 уровню сложности.

            В целях обучения школьников ответам на вопросы, требующие  активной мыслительной деятельности, можно расчленить этот вопрос и дать его учащимся в виде  ряда заданий:

    а)  вспомните основные закономерности развития рельефа и климата и попробуйте выяснить, проявляются ли эти закономерности на территории Русской равнины;

    б)  установите, в какой взаимосвязи находятся эти природные компоненты и сделайте вывод о воздействии их на особенности природных условий равнины;

    в) рассмотрите  эти выводы применительно  к Русской  равнине.

    5. Спрогнозируйте последствия влияния на здоровье  изменения природных комплексов Русской  равнины в результате хозяйственной деятельности человека на современном этапе.

    Этот вопрос можно отнести  к 5 уровню сложности, так  как предполагает  творческую переработку информации таким образом, что в результате  создается новое целое.

    Создание системы контроля знаний

            Оценка достижений учащихся чаще всего сводится к контролю за усвоением определенной суммы знаний. Но это необходимая часть того познания, которым учитель ведет, а ученик идет в процессе обучения. Поэтому я пытаюсь разработать систему контроля знаний.

            Основными формами контроля качества усвоения изучаемого материала являются  устный и письменный опрос, фронтальный  опрос, выполнение программных  практических работ и др. Но чтобы научить  учащихся творчески мыслить, применять получаемые знания на практике, надо использовать инновационные методы обучения и контроля знаний, которые повышают эффективность урока, развивают творческий потенциал и учителя, и ученика.

            Древнейшим средством воспитания  и обучения детей являлась игра. Ее я использую для контроля знаний и умений учащихся. Например, это путешествие экспедиционных отрядов по Африке, научно-исследовательских судов по океану, конкурс агентов экскурсионных  бюро, заседание правительственных комиссий, пресс-конференции и другие ролевые игры.

            Два раза в год целесообразно проводить уроки-зачеты, которые позволяют раскрыть индивидуальные особенности учеников. Работа в классе идет на «одном дыхании»: переживают отвечающие, переживают проверяющие. Роль учителя выполняют заранее подготовленные сильные ученики. За урок успевают ответить  все ученики.

            После изучения  определенного  блока знаний перед проведением контрольной  работы учащимся предлагают вопросы-тесты. Тестирование позволяет проверить не только фактические знания, но и свободу мышления ученика, его интуицию, кругозор, сообразительность. Очень важно, что тестирование снимает психологическое напряжение ученика.

    Тесты должны:

    1. дать оценку знаниям основного теоретического, а также необходимого фактического материала;
    2. выявить широту географического кругозора;
    3. развивать умение ответить на нестандартный вопрос;
    4. выявить знания, необходимые географу в смежных науках: физике, химии, биологии, экологии, экономике.

    Роль тестирования в системе обучения географии требует специального глубокого изучения и анализа, но уже сейчас ясно, что творческие способности учащихся развиваются. Велика роль использования разнообразных творческих заданий, географических сочинений, сказок, рефератов в системе контроля знаний.

    Диагностика  результативности обучения учащихся 

            Используя задания разного уровня сложности, учитель может более эффективно анализировать результаты своей  деятельности и деятельности  учеников.

            Например, выполняя работу по теме: «Рельеф России», Катя  на 1, 2, 3 вопросы дала полные ответы, а на 4 и 5 – правильные, но не полные ответы. Это значит, что в ее обучении сделан упор на память, плохо показана практическая значимость, плохо развито самостоятельное  мышление. Обратив на это внимание, удалось добиться в дальнейшем очень высоких результатов   у этой ученицы.

            Если ученики  дают правильные, но не полные ответы на вопросы 1 – 3  уровня сложности, то значит надо обратить внимание на географическую  грамотность учащихся, развитие  памяти.

    Оценка за правильное  выполнение заданий 1,2,3 уровня – «3».

    Оценка «4»  требует умений учащихся на 1,2, 3 и 4 уровнях.

            Использование 5-уровневых работ для проверки знаний и умений учащихся по географии – это источник анализа работы и учителя, и учащихся.

            Каждый ответ оценивается от 0 до 1 балла:

    «0» –  при неправильном ответе;

    «1» – абсолютно  правильный  ответ;

    «0,5» – ответ  правильный, но не полный.

            Набранному количеству баллов соответствует определенная отметка:

    2,5 – 3  балла – «3»;                                                  

    3,5 – 4  балла – «4»;                        

    4,5 – 5 баллов – «5».

            Задания 1 – 3 уровня  позволяют проверить память учащихся, а 4 – 5 уровня – развитие мышления, интеллектуальные и творческие способности.

            Проведенная мною исследовательская работа по повышению эффективности преподавания географии через технологию развития творческих способностей учащихся с использованием 5-уровневых заданий текущей и итоговой  проверки, показала достаточно хорошее  развитие  познавательных способностей  учащихся.        

              При использовании разноуровневых заданий, каждый следующий уровень требует для своей сформированности хорошего усвоения предыдущего. Надо  учитывать и то, что порой провести четкие границы между  вопросами разного уровня сложно, так как многие из них актуализируют сразу несколько уровней.

    *   *   *


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование различных форм обучения в преподавании биологии с целью развития творческих способностей учащихся.

    Задача формирования навыков самостоятельного учебного труда, развития интеллектуальных способностей учащихся диктуется развитием современного общества, усиливающимся потоком информации из ...

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии  через использование технологии проблемного обучения...

    Проект "Совершенствование содержания и методики преподавания физики через развитие творческих способностей учащихся и компетентностного подхода к образовательному процессу"

    Как слезы Бога... в утренней росе!И ангелы их собирают....Чтобы напиться чистоты...И радости...А Вы...хотите испытать блаженство?Тогда-напейтесь утренней росы…...

    Тема: Диалоговые технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии

    Методическая разработка доклада педагогического совещания в школе по педтехнологиям.Автор составитель: учитель биологии Салчак Инга Павловна дата создания 25.03.14г.   Тема: Диалоговые ...

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения

    Школа должна создать условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика. Выпускник школы должен обладать способностью творческого роста, практического применения теоретических знани...