Практикум по географии 5 класс и КТП
методическая разработка по географии (5 класс) на тему

Левун Ольга Михайловна

Практикум по географии 5 класс в помощь учителям ,работающим по учебнику  ФГОС Лобджанидзе А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_5kl.docx38.59 КБ

Предварительный просмотр:

Факультатив «Практикум по географии» 5 кл

Пояснительная записка

Факультативные занятия в общеобразовательной школе – важнейшая часть общешкольной учебно - воспитательной работе. Такие занятия доказали свою жизненность, широкие возможности, направленные на формирование у школьников более высокого уровня знаний, всесторонние развитие личности с учетом индивидуальных интересов. Структура и содержание курса обусловлены возрастными особенностями учащихся. Данный курс посвящен развитию географической наук

-Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа

- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

- Федеральный государственный образовательный  стандарт основного  общего образования (утверждён приказом Министерства  образования и науки РФ от 17.12.10 №1897;

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования . М., «Просвещение», 2010;

Рабочие программы. География.  В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. Предметная линия учебников «Сферы». 5 – 9 классы.  Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.,  «Просвещение» 2011г. Программа соответствует требованиям ФГОС.

     - Общие цели образования с учетом специфики предмета

   Основная цель курса – научить выполнять практические работы по курсу географии 5 класса, используя различные виды  географической информации, географические приборы

Задачи:

Научить уч-ся:

-Определять направления и расстояния на плане местности и на местности,

-Географические координаты,

-Работать с картами различного содержания,

- Строить профиль рельефа местности

- Составлять  простейший план местности, маршрут путешествия

-Ориентироваться  на местности при помощи компаса, карты и местных признаков

 - Читать план местности, карту.

 -Наносить географические объекты на контурную карту.

-Определять свойства горных пород

-Производить полярную съемку местности

Курс «Практические работы 5 класс» рассчитан на 1 час в неделю (35 часов в год). Данный курс призван дать учащимся умения практической деятельности, научить применять полученные знания на практике.

Общая характеристика учебного предмета

География — единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно- научного знания. В ней реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молдого поколения. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии для основной школы, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.

- Описание места предмета в учебном плане

Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом за счет часов части, формируемой участниками образовательного процесса 

 Роль учебного курса в достижении планируемых результатов

 Согласно рабочей программе для линии УМК «География. Сферы» в 5 и 6 классах изучаются раздел «Источники географической информации» (включая тему «Развитие географических знаний о Земле») и раздел «Природа Земли и человек».

Изучение географии в 5- 6 классах на основе материала учебника «География. Планета Земля» призвано обеспечить:

- формирование основополагающих физико- географических знаний о природе Земли как целостной системе, составные части которой находятся в непрерывном развитии, о географической зональности и поясности, единстве человека и природы, о необходимости сохранения природной среды как условия существования человечества;

- овладение основами картографической грамотности, элементарными практическими умениями применения простых приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы,

- приобретение представлений о месте географии в системе научных знаний и ее роли в освоении человеком планеты, о результатах выдающихся путешествий и географических открытий;

- формирование умений описывать и объяснять разнообразные физико- географические явления, навыков применения приобретенных географических знаний и повседневной жизни для оценки последствий своих действий по отношению к окружающей среде, уровня безопасности окружающей среды и адаптации к условиям проживания на конкретной территории.

Содержание начального курса географии в основной школе позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать. Наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. эти умения ведет к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

Учитывая положение ФГОС о том, что предметом оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, эти планируемые результаты обучения географии находят отражение в тематическом планировании в виде конкретных учебных действий, которыми учащиеся овладевают в процессе освоения предметного содержания.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

Общее число учебных часов за год - 35 ч (1 ч в неделю)

Содержание учебного курса

Раздел 1. Источники географической информации -27 часов

Практические работы:

1.Составление презентации по теме «Великие русские путешественники»

2. Ориентирование на местности при помощи компаса, карты и местных признаков

3. Определение на местности направлений и расстояний

4. Составление простейшего плана либо схемы расположения объектов

   на  местности

 5. Полярная съемка местности

 6. Чтение плана местности, карты.

7. Определение географических координат

8. Нанесение географических объектов на контурную карту

9. Составление маршрута путешествия

10. Построение маршрута на основе картографических интернет- ресурсов

Предметные результаты  обучения

Учащиеся должны знать:

Выдающиеся географические открытия. Масштаб и его виды. Условные знаки. Способы изображения рельефа земной поверхности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Маршруты путешествий  

А. Никитина,  Марко Поло; маршруты путешествий Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена      и М.П Лазарева, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф Лисянского; различные виды изображения земной поверхности: карту, план, глобус, атлас,  подробность изображения объектов на карте разных масштабов; виды масштаба; местоположение на карте и глобусе  экватора, параллелей, меридианов, начального меридиана, географических полюсов; стороны горизонта.

Учащиеся должны уметь:

 

Прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А. Никитина, вик, Марко Поло. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение открытий А. Никитина, путешествий Марко Поло и его книги;

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий. Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карту, план, глобус, атлас Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике. Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов.

Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами.  Определять расстояния с помощью градусной сетки; Читать карты   различных   видов на основе анализа легенды. Определять зависимость   подробности карты от её масштаба. Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты. Сравнивать  глобус  и  карту  полушарий для выявления искажений в изображении объектов. Использоватьоборудование    для глазомерной съёмки. Составлять   простейший   план  небольшого участка местности

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

Приобретать навыки подбора, интерпретации и представления информации.

Решать практические задачи;

Пользоваться различными источниками информации.

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Раздел 2. Природа Земли и человек – 8 часов.

Практические работы:

1.Определение горных пород по их свойствам,

 2.Описание географического объекта (гор, равнин) по типовому плану.

 3.Построение профиля рельефа

Предметные результаты обучения

Внутреннее строение Земли; Горные породы, их классификация по генетическому признаку, свойства горных пород; Рельеф Земли, основные формы рельефа суши и дна Мирового океана; Различия гор и равнин по высоте.

Учащиеся должны уметь:

Находить информацию (в Интерне те и других источниках)

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Выполнять практические работы по определению на картах  средней и максимальной абсолютной высоты. Определять по  географическим картам количественные  и  качественные   характеристики   крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

 -  под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдений,

 -  его   результаты, выводы;

- получать географическую информацию из разных источников;

- определять существенные признаки объекта

- выполнять практические работы под руководством учителя;

- находить информацию об изучаемых объектах  в научно-популярной

 -  литературе,      географических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её,

 -  переводить из одной формы в другую.        

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую географическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с географией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

Перечень практических работ

1.

Составление презентации по теме «Великие русские путешественники»

3

2.

Ориентирование на местности при помощи компаса, карты и местных признаков

2

3

Определение на местности направлений и расстояний

2

4.

Составление простейшего плана либо схемы расположения объектов на местности

3

5.

Полярная съемка местности

3

6.

Чтение плана местности, карты.

2

7.

Определение географических координат

3

8.

Нанесение географических объектов на контурную карту.

3

9.

Составление маршрута путешествия

3

10.

Построение маршрута на основе картографических интернет- ресурсов

3

11.

Определение горных пород по их свойствам,

2

12

Описание географического объекта (гор, равнин) по типовому плану.

2

12.

Построение профиля рельефа

3

 Направления проектной и учебно-исследовательской деятельности

кл

направление

предмет

название

сроки

5

информационное

география

«Великие географические открытия »

1.Х .Колумб

2.Васко да Гама

3.Ф.Магеллан

4.Марко Поло

Сентябрь- ноябрь

декабрь

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

 Печатные пособия

1.Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2012

2. Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2012

3. География. Планета Земля. Атлас. 5-6 класс. М.: Просвещение,2012

4.География.Планета Земля. Контурные карты. 5-6 класс. М.: Просвещение,2012

5.Рабочие программы. География. УМК «Сферы» 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2011

6.Энциклопедия для детей. География. –М.: Аванта +, 2000

7.Большой географический атлас.- М.: Олма- Пресс, 2002

8. Географические открытия: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2007

9.. Горы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2009

10. Моря и океаны: энциклопедия. – М.: Махаон, 2010

11. Живой мир: энциклопедия. – М.: Росмэн, 2008

12. Большая энциклопедия природы. – М.: Росмэн, 2008

- Электронные ресурсы*География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А. Лобжанидзе. М.: Просвещение,2012

*http://ru.wikipedia.org/wiki

*http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

*http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

 

- экранно-звуковые пособия

Телевизор

DVD

 - средства ИКТ

Ноутбук

Мультимедиа

Подвесной экран

- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Компас

Нивелир

раздаточные коллекции горных пород

транспортир

  -демонстрационные пособия

Глобусы

Карты настенные

теллурий

Планируемые результаты

В результате изучения географии ученик должен:

Знать/понимать

  • Основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; географические координаты объектов, результаты выдающихся географических открытий и путешествий; Свойства горных пород

уметь

•        выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений разных территорий Земли;
  • определять направления и расстояния на плане местности и на местности, географические координаты, работать с картами различного содержания, строить профиль рельефа местности, составлять  простейший план местности, маршрут путешествия
  • Ориентироваться  на местности при помощи компаса, карты и местных признаков

Уметь читать план местности, карту.

  • Наносить географические объекты на контурную карту.
  • Определять свойства горных пород
  • Производить полярную съемку местности
  • Давать краткую географическую характеристик разных территорий на основе разнообразных источников  географической информации и форм ее представления;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной

   жизни   для проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

КТП

№ п-п

Кол-во часов

Тема

Ресурсы урока

Выходной контроль

Дата

1-3

3

Составление презентации по теме «Великие русские путешественники»

Интернет ресурсы

Проекты

4-5

2

Ориентирование на местности при помощи компаса, карты и местных признаков

Компасы, рулетка, план местности

Составление плана местности

6-8

3

Определение на местности направлений и расстояний

Компасы, рулетка, метр нивелирная линейка

Составление плана местности

9-11

3

Составление простейшего плана либо схемы расположения объектов на местности

Планшет ,альбом

Составление плана местности

12-14.

3

Полярная съемка местности

Нивелир, линейка,

альбом

Съемка местности

15-16

2

Чтение плана местности, карты.

План местности

Геогр. карта

Чтение плана местности

17-19

3

Определение географических координат

Глобус ,гео.карта

Научить определять геогр. координаты

20-22

3

Нанесение географических объектов на контурную карту.

Контурные карты

Работа с к-к ,чтение карты

23-25

3

Составление маршрута путешествия

Контурные карты

Работа с картой

26-28

3

Построение маршрута на основе картографических интернет- ресурсов

Интернет

Умение извлекать информацию в Интернете

29-30

2

Определение горных пород по их свойствам,

Горные породы и минералы, шкала твердости, соляная кислота, форф. чашки

Определять свойства горных пород

31-32

2

Описание географического объекта (гор, равнин) по типовому плану.

Физическая карта России, мира

Знать карту,

номенклатуру, уметь работать с картами разного содержания

33-35

3

Построение профиля рельефа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Практикум по географии".

Данная рабочая программа поможет учителю лучше подготовить ученика с сдаче ЕГЭ по географии. Сформирует  представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предм...

Методические рекомендации по организации полевого практикума по географии

Методические рекомендации предназначены для учителей географии...

Практикум по географии в 5 классе ( к учебнику И.И.Баринова,А.А.Плешаков,Н.Н.Сонин)

Дается перечень и описание практических работ при изучении географии в 5 классе....

Технологическая карта урока-практикума по географии 5 класса "Решение практических задач по плану и карте"

Этот материал из опыта работы поможет молодым специалистам спланировать урок - практикум...

Рабочая программа курса по выбору "Практикум по географии" 10 класс

Предлагаемая программа курса по выбору и поурочное планирование предназначены для углубленного изучения географии. Программа курса «Практикум по географии» 35 часов, разработана на ос...

Практикум по географии в 5 классе (к учебнику А.А. Летягина)

Материал содержит  программные  практические  работы по географии для 5 класса....

Рабочая программа элективного курса «Практикум по географии» 9 класс

Программа элективного курса «Практикум по географии»  направлен  на  более  глубокое  усвоение теоретических  знаний по «Начальному  курсу  ге...