"Путешествие по материкам"
методическая разработка по географии на тему

Горячева Ирина Анатольевна

Цели: развивать познавательные способности учащихся и интерес к предмету, формировать умение работать в команде, способствовать выработке положительной оценки таких качеств учащихся, как эрудиция, широта кругозора, любознательность. Развивать критическое мышление, память, воображение, творческие способности. Воспитывать взаимовыручку, чувство товарищества, духовное здоровье, соперничество, смекалку.

Задачи игры:

*Активизация познавательных интересов детей по отдельным темам и проблемам содержания предметов, изучаемых в курсе общеобразовательной средней школы, а также развитие научно-культурной осведомлённости.

* Приобщение учащихся к углубленному изучению программных материалов, применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, максимально использовать творческие способности учащихся, развивать географическое мышление школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_predmetnoy_nedele.docx33.31 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели для учащихся

7 класса. «Путешествие по материкам».

 Горячева И.А.

учитель географии

                                                                                                               ГБОУ школа №320  Приморского района

 Санкт-Петербург

Цели: развивать познавательные способности учащихся и интерес к предмету, формировать умение работать в команде, способствовать выработке положительной оценки таких качеств учащихся, как эрудиция, широта кругозора, любознательность. Развивать критическое мышление, память, воображение, творческие способности. Воспитывать взаимовыручку, чувство товарищества, духовное здоровье, соперничество, смекалку.

Задачи игры:

*Активизация познавательных интересов детей по отдельным темам и проблемам содержания предметов, изучаемых в курсе общеобразовательной средней школы, а также развитие научно-культурной осведомлённости.

* Приобщение учащихся к углубленному изучению программных материалов, применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, максимально использовать творческие способности учащихся, развивать географическое мышление школьников.

Форма: интеллектуальная игра

Оборудование:

4 игровых стола, стол для жюри,4 сигнальных флажка, комплект заданий.

Подготовительная работа с детьми:  предложить детям  создать команды в количестве 5 участников от 7-х классов (4 команды), выбрать капитанов, придумать названия команд, выбрать жюри (по одному представителю от класса).

План: 1. Вступительное слово.

            2. Блиц – турнир.

            3. Конкурс «Как ты знаешь путешественников?»  .

            4. «Реши логическую задачу»

            5.  «Географические анаграммы».   

            6. Конкурс «Дневник несостоявшегося путешествия».

            7. Конкурс капитанов «Узнай объект по описанию»

            8. Подведение итогов конкурса. Награждение.

Ход конкурса

1.Вступительное слово. 

Учитель: Дорогие ребята, началась предметная неделя естественно - научных дисциплин: биологии, географии, физики,  химии. Сегодня мы проводим интеллектуальную игру между учащимися 7-х классов «Кругосветное путешествие». Вам предоставляется возможность показать свои знания по предметам естественного цикла.

Болельщикам тоже предоставляется возможность продемонстрировать  свои знания, т.к. во время работы команд, им будут предложены различные задания.

Я передаю слово нашим ведущим, а командам желаю успеха в соревновании и пусть победит сильнейший.

 Друзья! Мы начинаем игру, содержание которой полностью отражено в её названии. Сегодня задача игроков блеснуть своей эрудицией, интеллектом.

Представление команд и  жюри (4человека).

 Игра состоит из 6 туров. На каждое задание отводится определенное время. О готовности раньше положенного времени сообщаете сигнальной карточкой.

2. Ход игры

1 тур. Блиц - турнир.

Командам нужно ответить без подготовки на 10 вопросов. Сколько правильных ответов – столько баллов. Провести жеребьевку.

Команда №1

1. Какой материк омывается четырьмя океанами? (Евразия).

2. Может ли кит проглотить человека? (нет, у него очень узкая глотка)

 3. Как называются плавучие острова льда?  (айсберг).

4.Назовите самую длинную параллель  земли? (экватор).

5.В каком море самая соленая вода?  (Мертвое море).

6.В какое озеро впадает 336 рек, а вытекает только одна?  (Байкал)

7.Самый большой остров? (Гренландия).

8.Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Магеллан).

9. Какое млекопитающее ближе всех подходит к человеку по умственному развитию? (Дельфин)

10.Кто открыл Америку?  (Колумб)

Команда №2

1 .Какое вещество может находиться в трех  агрегатных состояниях? (вода);

2 .Если вы стоите лицом на север, то какая сторона горизонта будет по левую сторону от вас? (запад)

3 . На каком материке расположена пустыня Намиб?  ( Африка) 

4. Какие горы отделяют  Европу от Азии? (Уральские )                                        

5.   Какое животное  ходит в каменной рубахе? (черепаха или броненосец)

6.  На каком материке протекает река  Лимпопо? (Африка)

7.  У какой рыбы рот на брюхе? (акулы)

 8. Кто открыл морской путь из Европы в Индию?  (Васко да Гама)

9. Самое глубокое озеро мира?  (Байкал)

10. Дерево на гербе Канады?  ( сахарный клен)

Команда №3

1.Какое дерево по подсчетам ученых живет 4-5 тысяч лет?  (баобаб)

2. Какой материк почти не имеет рек? (Антарктида).

3. Самая длинная река в мире?  (Амазонка)

4. Какого цвета кровь у осьминога? (голубого)

5. Дословный перевод местного названия этого водного объекта Африки «Гремящий дым».Что это за объект? (водопад Виктория)

6.  Древнейшее млекопитающее, откладывающее яйца, но вскармливающее детенышей молоком?  (Утконос. Австралия)

7.  Самое глубокое озеро Африки? (Танганьика)

8. Как называется зона степей в Северной Америке? ( прерии)

 9. Самые крупные на планете хищные птицы? (кондор)

10. Первый правитель русской Америки? (Александр Баранов)

Команда №4

 1.  Самый большой остров в мире? (Гренландия)

2.  Какое кругосветное путешествие будет короче: по северному тропику или по экватору? ( по северному тропику)

3.  Какое течение можно назвать печкой Европы? (Гольфстрим)

4.  Остров, откуда нам возят Цейлонский чай? (Шри-Ланка)

5.  Самые известные морские «архитекторы». (Кораллы)

6.  Какой рыбой можно забивать гвозди? (рыба-молот)

7.  Что такое латимерия? (редкая реликтовая рыба)

 8.  Главное растение коралловых островов Океании. (кокосовая пальма)

9.  Куда дуют муссоны летом? (на сушу)

10.  В какой природной зоне живёт овцебык? (тундра)

  2 тур. Конкурс «Как ты знаешь путешественников?»                                                                           

Каждой команде даны фамилии известных путешественников, напротив каждой фамилии написать земли, которые ими исследовались и были открыты. (3 минуты)

Руаль Амудсен  – открытие южного полюса

 Джеймс Кук  - открытие восточных берегов Австралии, попытка открыть Антарктиду  

 Давид Ливингстон –исследовал Замбези, открыл водопад Виктория, описал верхнее течение р.Конго, хотел найти истоки Нила

 Витус Беринг  - пролив между Азией и Америкой, плавание к с-з берегам Северной Америки

 Ф. Беллинсгаузен – открыл Антарктиду

Д.Кабот – открыл остров Ньюфаундленд и побережье п-ова Лабрадор  

    

  3 тур. «Реши логическую задачу».  

Команды получают  задания.  «Какое понятие в цепочке лишнее и объясните почему?»

 На обдумывание заданий отводится 3 минуты.(по 1 баллу)

  1. Аппалачи, Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ (горы в Северной Америке)
  2. Желтое, Саргассово, Белое, Черное (море в Северной Америке)
  3. Везувий, Этна, Кракатау, Килиманджаро. (потухший вулкан)
  4. Алжир, Нигерия, Перу, Ливия.(страна в Южной Америке)
  5. Сахалин, Новая Гвинея, Новая Земля, Сицилия (о-в Австралии)

  4 тур.  «Географические анаграммы».  

В каждом из пяти приведённых слов переставьте буквы так, чтобы получились географические названия. (3 мин.)

1.ГАРАНИА, БИЛИРАЗЯ, РИКАФА, ТАЙКИ, ЛОГАВ.

(НИАГАРА, БРАЗИЛИЯ, АФРИКА, КИТАЙ, ВОЛГА)

2.ЛАМАИГИ, ЛИВАЗ, АНЕКО, ЕРГИН, БАСИРАО

(ГИМАЛАИ, ЗАЛИВ, ОКЕАН, НИГЕР,ОРИСАБА)

  5 тур.  Конкурс «Дневник несостоявшегося путешествия». Исправление географических ошибок.(5 минут)

«После длительного плавания по Атлантическому океану нас вынесло бурей  к северным берегам  Австралии. Мы решили идти вглубь материка в поисках пресной воды и пищи.

Местность представляла собой саванну, которая так и кишела животными. Вдали виднелось стадо антилоп, мелькали длинные шеи жирафов. Однажды наш путь пересекли несколько броненосцев, а вдали послышался рев тигра. Из  растительности изредка попадались секвойи, поражавшие своими размерами.

На исходе третьего дня мы вышли к реке, по словам местных жителей –пигмеев – это была река с пересыхающим руслом, называемая в Австралии «вади». Перебравшись через реку, мы продолжили свой путь».

Исправление географических ошибок:

1.Австралия не омывается Атлантическим океаном

2.Антилопы, жирафы обитают в Африке, а не в Австралии

3.Броненосцы обитают в Южной Америке, а не в Австралии.

5.Пигмеи –коренные жители Африки, а не Австралии

6. «вади»-реки с пересыхающим руслом в Африке, в Австралии –«крики»

7. Секвойи растут в Северной Америке

8. В Австралии нет тигров

6 тур. Конкурс капитанов «Узнай объект по описанию»

Чтобы ответить на вопрос о природном объекте у капитана будет три попытки, если капитан догадается, о чем идет речь после первой подсказки то получит 3 балла, со второй – 2 балла, а если с третьей – всего 1 балл.

Вопрос 1.

1.Из-за охлаждающего влияния холодного Бенгельского течения для этой пустыни характерны осадки не в виде дождя, а в виде тумана.

2.Только в этой пустыне встречается удивительное растение вельвичия.

3.Эта пустыня расположена на берегу Атлантического океана.

 (Намиб)

Вопрос 2.

1.Самая высокая вершина этой горной системы – гора Тубкаль

2.На юге эти горы граничат с пустыней Сахарой.

3.Это молодые горы, расположенные на северо-западе Африки.

         (Атлас)

Вопрос 3.

1.Истоком этой реки считается река Кагера, впадающая в озеро Виктория.

2.Эта река впадает в Средиземное море.

3.Самая длинная река Африки и мира.

(Нил)

Вопрос 4.

1.Основная черта этой природной зоны - сезонность, сезон дождей здесь наблюдается летом, зимой наступает засуха.

2.Это тропическая лесостепь.

3.Здесь среди высоких трав встречаются отдельные крупные деревья: пальма дум, зонтичная акация, баобаб, бутылочные деревья. Эта природная зона царство травоядных животных.

(Саванна)

Ведущий:  

И в заключении хочу сказать,

Что лучше географии и биологии

 Предметов  не сыскать.

Мир естественных наук огромен,

  Стремитесь вы его познать!.

Спасибо игрокам! А теперь слово предоставляется жюри.

 Подведение  итога . Награждение участников игры.

Конкурс капитанов «Узнай объект по описанию»

 Пустыня Намиб, горы  Атлас, река  Нил,  саванна

1.        Аппалачи, Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ (горы в Северной Америке)

2.        Желтое, Саргассово, Белое, Черное (море в Северной Америке)

3.        Везувий, Этна, Кракатау, Килиманджаро. (потухший вулкан)

4.        Алжир, Нигерия, Перу, Ливия.(страна в Южной Америке)

5.        Сахалин, Новая Гвинея, Новая Земля, Сицилия (о-в Австралии)

1.ГАРАНИА, БИЛИРАЗЯ, РИКАФА, ТАЙКИ, ЛОГАВ.

(НИАГАРА, БРАЗИЛИЯ, АФРИКА, КИТАЙ, ВОЛГА)

2.ЛАМАИГИ, ЛИВАЗ, АНЕКО, ЕРГИН, БАСИРАО

(ГИМАЛАИ, ЗАЛИВ, ОКЕАН, НИГЕР,ОРИСАБА)

Руаль Амудсен  – открытие южного полюса

 Джеймс Кук  - открытие восточных берегов Австралии, попытка открыть Антарктиду  

 Давид Ливингстон –исследовал Замбези, открыл водопад Виктория, описал верхнее течение р.Конго, хотел найти истоки Нила

 Витус Беринг  - пролив между Азией и Америкой, плавание к с-з берегам Северной Америки

 Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев – открыли  Антарктиду

Джон Кабот – открыл остров Ньюфаундленд и побережье п-ова Лабрадор

Руаль Амудсен  –

 Джеймс Кук  -

 Давид Ливингстон –

 Витус Беринг  -

 Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев–

Джон Кабот –

Руаль Амудсен  –

 Джеймс Кук  -

 Давид Ливингстон –

 Витус Беринг  -

 Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев–

Джон Кабот –

Руаль Амудсен  –

 Джеймс Кук  -

 Давид Ливингстон –

 Витус Беринг  -

 Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев–

Джон Кабот –

Руаль Амудсен  –

 Джеймс Кук  -

 Давид Ливингстон –

 Витус Беринг  -

 Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев–

Джон Кабот –

1.        Аппалачи, Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ

2.        Желтое, Саргассово, Белое, Черное

3.        Везувий, Этна, Кракатау, Килиманджаро

4.        Алжир, Нигерия, Перу, Ливия

5.        Сахалин, Новая Гвинея, Новая Земля, Сицилия

1.        Аппалачи, Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ

2.        Желтое, Саргассово, Белое, Черное

3.        Везувий, Этна, Кракатау, Килиманджаро

4.        Алжир, Нигерия, Перу, Ливия

5.        Сахалин, Новая Гвинея, Новая Земля, Сицилия

1.        Аппалачи, Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ

2.        Желтое, Саргассово, Белое, Черное

3.        Везувий, Этна, Кракатау, Килиманджаро

4.        Алжир, Нигерия, Перу, Ливия

5.        Сахалин, Новая Гвинея, Новая Земля, Сицилия

1.        Аппалачи, Гималаи, Тянь-Шань, Кавказ

2.        Желтое, Саргассово, Белое, Черное

3.        Везувий, Этна, Кракатау, Килиманджаро

4.        Алжир, Нигерия, Перу, Ливия

5.        Сахалин, Новая Гвинея, Новая Земля, Сицилия

1.ГАРАНИА, БИЛИРАЗЯ, РИКАФА, ТАЙКИ, ЛОГАВ.

(                                                                                                            )

2.ЛАМАИГИ, ЛИВАЗ, АНЕКО, ЕРГИН, БАСИРАО

(                                                                                                            )

1.ГАРАНИА, БИЛИРАЗЯ, РИКАФА, ТАЙКИ, ЛОГАВ.

(                                                                                                             )

2.ЛАМАИГИ, ЛИВАЗ, АНЕКО, ЕРГИН, БАСИРАО

(                                                                                                              )

1.ГАРАНИА, БИЛИРАЗЯ, РИКАФА, ТАЙКИ, ЛОГАВ.

(                                                                                                              )

2.ЛАМАИГИ, ЛИВАЗ, АНЕКО, ЕРГИН, БАСИРАО

(                                                                                                              )

1.ГАРАНИА, БИЛИРАЗЯ, РИКАФА, ТАЙКИ, ЛОГАВ.

(                                                                                                               )

2.ЛАМАИГИ, ЛИВАЗ, АНЕКО, ЕРГИН, БАСИРАО

(                                                                                                                )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Путешествие по материкам"

Конкурс - игра для учащихся 7 - х классов по географии. Цель: обобщить знания по пройденному курсу географии за 7 класс....

Интеллектуальная игра "Путешествие по материкам"

Внеклассное мероприятие по географии для 7 класса....

Урок по теме "Путешествие по материку Южная Америка»

Обобщение знаний учащихся о природных комплексах, о населении Южной Америки, подведение итогов изучения темы. Проверка знаний учащимися характерных черт природы материка: рельефа, климата, внутренних ...

Путешествие на материк Общения

Занятие напрвлено на развитие коммуникативной сферы учащихся....

«Путешествие по материкам

Какой материк омывается четырьмя океанами? (Евразия).2. Может ли кит проглотить человека? (нет, у него очень узкая глотка)3. Как называются плавучие острова льда?  (айсберг).4.Назовите самую длин...

методическая разработка урока естествознания "Путешествие по материкам"

Тип урока:  Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель:формирование способности обучающихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с природными особенностями матер...

Урок географии 5 класс . Раздел "Путешествие по материкам". Тема: "Путешествие по Африке".

Технологическая карта. Презентация к уроку. Задания по группам. Функциональная грамотногсть....