Статья "Формирование толерантности в обучении". Трусова Н.В.
статья по географии на тему

Трусова - Рослова Наталья Владимировна

Описан опыт работы автора в области толерантных отношений на уроках географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование толерантности в обучении

Трусова Н.В.

Представьте, что вы находитесь в компании, где кто-то начинает говорить на незнакомом вам языке…что рядом с вами живёт человек с физическими недостатками - человек в инвалидной коляске, человек очень маленького роста, слепой, уродливый внешне …

Что ваш коллега или одноклассник принадлежит к значительно более обеспеченной семье, чем вы или наоборот…что на улице вы видите человека, одетого не так ,как другие…

Предлагаю всего шесть строчек, написанных от руки: 
Твой автомобиль – японский. 
Твой кофе – бразильский. 
Твои цифры – арабские. 
Твои буквы – латинские. 
Твоя демократия – греческая. 
Твой сосед после этого всего - лишь иностранец? 

В наше время  одна из важнейших функций школы – научить людей жить вместе. Воспитание толерантности актуально и востребовано в наши дни, когда, по словам Федерико Майора, генерального  директора ЮНЕСКО «Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам “жизни общества” стало первоочередной задачей воспитания. Поэтому я обращаюсь к главам государств и правительств мира, министрам и чиновникам, ответственным за образование на всех уровнях, к мерам больших и малых городов, деревень и посёлков, ко всем учителям, религиозным сообществам, журналистам и родителям: воспитывайте и учите наших детей и молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учите их основам человеческого общежития, учите тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов».

 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995г. принята Декларация принципов толерантности. 

Исторически сложившийся менталитет российских граждан, как, впрочем, и граждан других стран, предполагает бинарность отношения: “свой – чужой”, “черное – белое”, “хорошее – плохое”. Кризисная социальная ситуация в многонациональном обществе становится питательной средой для возникновения межнациональной розни в диапазоне от легкого раздражения до различных форм дискриминации и открытого межнационального конфликта. Построение цивилизованного общества, способного строить экономически развитое государство, для чего потребуется задействовать все человеческие ресурсы, требует изменения принципа общественных взаимоотношений.

Кто может помочь  подростку преодолеть период интолерантности и  воспитает перечисленные выше качества? Работая в этом направлении,  необходимо помнить несколько важных моментов:        

  • Ребёнок, окружённый критикой – учится обвинять;
  • Ребёнок, окружённый насмешками – учится быть недоверчивым;
  • Ребёнок, окружённый враждебностью – учится видеть врагов;
  • Ребёнок, окружённый злостью – учится причинять боль;
  • Ребёнок, окружённый непониманием – учится не слышать других;
  • Ребёнок, окружённый обманом – учится врать;
  • Ребёнок, окружённый позором – учится чувствовать вину;

Но в то же время:

  • Ребёнок, окружённый поддержкой – учится защищать;
  • Ребёнок, окружённый ожиданием – учится быть терпеливым;
  • Ребёнок, окружённый похвалами – учится быть уверенным;
  • Ребёнок, окружённый честностью – учится быть справедливым;
  • Ребёнок, окружённый безопасностью – учится доверию;
  • Ребёнок, окружённый одобрением – учится уважать себя;
  • Ребёнок, окружённый любовью – учится любить и дарить любовь;
  • Ребёнок, окружённый свободой выбора – учится быть ответственным за свои решения.      

          Нет сомнений, что система образования обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на ребенка, направленного на формирование толерантности.  Тем не менее, в реальной педагогической практике движение в эту сторону происходит с неимоверным трудом. Находясь в ситуации непосредственного общения со своим ли ребенком, с учеником, с незнакомым подростком в общественном транспорте или на лестничной клетке, взрослые чаще демонстрируют образцы авторитарного, интолерантного поведения, вызывая адекватную реакцию со стороны ребенка. То же происходит и в школе, а ценности толерантных взаимоотношений остаются лишь декларируемыми.

Рамки протекания процесса обучения задаются Законом об образовании. Конвенцией о правах ребенка.

Включение толерантности  в обучение осуществляется в два подхода:

Первый – целенаправленное обучение, имеющее своей задачей развитие конкретных навыков толерантного поведения и осуществляющееся в рамках специальных учебных дисциплин.

Второй - ознакомление учащихся с этическими и социально-практическими аспектами терпимости в рамках всего процесса обучения.

В связи с тем, что среди всех международных стандартов она является самым полным выражением прав человека, то на этой теме основаны многие виды учебной деятельности для всех форм обучения, что подчеркивает его диалогический характер.

Условиями получения опыта толерантности выступают:

  • Диалогическое общение (дискуссия, диалог, диспут),
  • Сотрудничество в обучении.

Большинство моих уроков географии проходит в групповой форме обучения, по виду - это уроки-игры, уроки-мастерские по типу французских мастерских. Используя технологии группового обучения, я соблюдаю следующие требования - очень хорошее знание класса, уровня знаний в классе, а также особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе. В этом мне помогают психологические характеристики, составленные педагогом-психологом школы Алесенко Т.Н.

Сегодня мне хотелось бы представить вашему вниманию игру-проект из серии «Игры разума» «ОСВОЕНЦЫ - островитяне». В игре участвуют группы учащихся от 2-х до 5 человек. Игровое поле «Островитян» строится гипотетически с учетом географических особенностей. Каждый участок острова – это участок земли, он содержит определенный ресурс: вода, полезные ископаемые, лес, рекреационные ресурсы, земля, ресурсы туризма. На острове игроки красочно выстраивают свои города и деревни, дороги и предприятия, и дают им свои названия.

- Как использовать ресурсы с пользой для жизни на твоем острове?

- Покажи стрелками торговые связи, направления потоков добытых ресурсов или произведенных из них материалов.

Примечательным в работе было то, что учащиеся сами разработали проект сетевого взаимодействия, работая не только в своей группе, но и привлекая к работе других игроков.

Вы спросите - а где же воспитание толерантности? А я отвечу:

– во-первых, во время групповой работы им приходилось учитывать мнение каждого жителя острова.

- во-вторых, в группах собрались представители разных национальностей и религий, и, собирая свой остров, они умудрялись поместить на нем представителей разных национальностей, выражая это в названиях городов, а также - при планировании острова, на котором располагались ресурсы туризма – уместили религиозные сооружения трех мировых религий.

Цели, которые были поставлены к данному мероприятию, выполнены:

1. Воспитание чувства толерантности к окружающим людям, к мнению другого.

2. Совершенствование умения аргументировать свою точку зрения.

3. Развитие умения анализировать свою деятельность.

Совсем необязательно называть такие игры “Строим город толерантности”, игра проходит сама собой.

Вместе с тем, при работе над проектами важно учитывать не только сам процесс игры, но и результат каждого мероприятия. Так, например, по итогам игры «Лучший проект машиностроительного завода» на обобщающем уроке географии в 9-м классе по теме «Машиностроение» состоялась церемония награждения «Лучших бизнесменов» премией года «Золотой мотор» в номинациях:

  • «Ревущий мотор», Девиз компании ООО «АВИА» - «Ваши мечты – наши крылья»,
  • «Талисман Дагестана» Девиз компании - «Лада Приора – мечта Дагестана»,
  • «Кавказская пленница» Девиз компании «Автомобильный завод «Лада Приора»- «Ниже нас только цены»
  • «Алюминиевая птица» Девиз компании «Авиазавод»- «Не пьем, не курим,
  • аэробус рулим»
  • «Славянский партнёр Запорожья» Девиз компании «Запорожец»-  «Наша машина всюду доедет»

Не менее интересной представляется мне игра-дискуссия "Христианство и ислам: особенности ценностных ориентаций", которая посвящена проблеме межконфессиональных отношений,

моделирует переговоры представителей христианства и мусульман.

  • На Подготовительном этапе:

1. Знакомство с игровой ситуацией: в стране проживали два народа, исповедующих ислам и христианство....

2. Выбор учащимися одной из ролей, подготовка краткой справки об основных заповедях, обычаях, традициях представителей конфессий.

3. Подготовка аргументов в защиту своего мнения (при возможном и выгодном проживании двух конфессий) или аргументов решения проблем (при невозможности сосуществования).

4. Деление класса на 2 группы: переговорщики и проблематизаторы.

1. Представление визитной карточки религии

2. Дискуссия:

  • Скажите, какая из религий в большей степени отражает истину? Важный вопрос, отражающий готовность начинать переговоры).

Выявленные проблемы:

  • Кто будет осуществлять верховную власть в государстве?
  • Как будут вестись летоисчисления?
  • Как относиться к смешанным бракам?
  • Какова религиозная принадлежность детей в семьях?
  • Какими будут школы?
  • Как решить проблему питания?
  • Как относиться к проявлениям религиозной вражды?

Итогом игры является появление свода законов Двуединой земли, призванного предупредить возникновение религиозных конфликтов.

Также на уроках я использую методические приемы при работе в группах: это могут быть – игра «Кроссчайнворд» или «Скрэббл» - когда на поле выкладываются слова, перекрещиваясь или в виде змейки. Такие игры в США и Европе популярны настолько, что там проводятся регулярные чемпионаты. Это прием синквейна, стихотворения из 5 строк, который можно использовать как индивидуально, так и для работы в группе.

В заключении хочу сказать, что опыт работы в этом направлении показывает, что каждый курс школьного образования дает обширный материал для формирования толерантного сознания. Главная задача учителя — постоянно работать в этом направлении, незаметно, красной нитью из урока в урок включая идеи терпимости, компромисса, благодарности и любви.

Литература

  1. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. 5 – 11 классы. - М.: Просвещение, 2006.
  2. Калейдоскоп родительских собраний \ Под ред. Е. Н. Степанова. - М.: Просвещение, 2001.
  3. Калейдоскоп родительских собраний \ Под ред. Н. А. Алексеевой. - М.: Просвещение, 2006.
  4. Лупоядова Л. Ю. Родительские собрания. 5 – 7 классы. – Волгоград: Русское слово, 2007.
  5. Планирование воспитательной работы в классе \ Под ред. Е. Н, Степанова. - М.: Просвещение, 2000.
  6. Риэрдон Бетти. Толерантность – дорога к миру. - М.: Слово, 2001.
  7. Титова Е. В. Если знать, как действовать. – М.: Просвещение, 1993.
  8. Тыртышная М. А. 50 идей для классного руководителя. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
  9. Филиппова Г. Г. Как обучать искусству общения // Классный руководитель. 2003 № 3.
  10. Щуркова Н. Е. Классный час и его организация. – М.: Просвещение, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках ИКТ

Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках ИКТ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ОБУЧЕНИИ

В данной статье говорится о педагогических условиях развития толерантности в обучении. Необходима работа по формированию личности учащихся на уроках. Нельзя забывать про критерии толерантности и их по...

Формирование толерантности в обучении

Формирование толерантности в обучении - это презентация в помощь классному руководителю при подготовке к классному часу, родительскому собранию....

Индивидуальный план профессионального развития педагога Трусовой Натальи Владимировны, учителя географии МБОУ «СОШ № 7» г.Когалыма на 2014-2015учебный год

представлен индивидуальный план профессионального развития педагогаТрусовой Натальи Владимировны, учителя географии МБОУ «СОШ № 7» г.Когалымана 2014-2015 учебный год...

«ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ»

Проблему воспитания толерантности, как целостного проявления личности, необходимо рассматривать как один из важнейших приоритетов в системе ценностей образования XXI века, показатель духовной культуры...

Казаковские мотивы в творчестве Б.И.Трусова

Б.И.Трусов  - наш земляк, самобытный поэт. Он родом из Казакова. После окончания Арзамасского педагогического института направлен на работу в Вадский район, где живет до сих пор. Стихи пишет с де...