РАБОЧАЯ ПРОГРАММА+КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ 8 КЛАСС
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Цыганкова Юлия Геннадьевна

    Рабочая  программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по географии 8 класс.

Составитель: С.В. Курчина: География. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2010 г. И.И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progr_ktp_8_klass.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………………………2

2. Содержание учебного предмета…………………………………………..…6

3. Требования к уровню подготовки………………………………………….11

4. Контроль уровня обученности…………………………………..……….…12

5. Литература……………………………………………………………………19

6. Средства обучения………………………………………………….…...…...25

7. Лист внесения изменений ………………………………………….……….26.

8. Приложения………………………………………………………… ………28

9.  Календарно-тематическое планирование


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   

    Рабочая  программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по географии 8 класс.

Составитель: С.В. Курчина: География. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2010 г. И.И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс»

 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х. учебных часов в неделю. В соответствии с годовым календарным учебным графиком на изучение географии в 8 классе предусмотрено 35 учебных недель. Таким образом, дополнительно 2 часа используются для уроков «Повторение и обобщение знаний по курсу «География России. Природа» и экскурсию.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника И. И. Бариновой «География. Природа России» М.: Дрофа, 2013

        Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает блок основного общего образования в средней школе.

Главная цель

формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины. О месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны (своего края) и ее населяющих народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

Задачи

  • Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;
  • Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланитарные, так и специфические региональные процессы и явления;
  • Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России, и ее регионов;
  • Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными  источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
  • Развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланитарные, так и специфические процессы и явления;
  • Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Формы промежуточного контроля:

  • тестовый контроль,
  • проверочные работы,
  • словарные,
  • топографические и географические диктанты,
  • работы с контурными картами.

Специфика предмета:

        Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом  его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.

При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и  характеристик.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ВВЕДЕНИЕ (3 ч)

Что изучает география России. Роль географической информации в решении социально-экономических и экологических проблем страны. Методы географических исследований.

Россия на карте мира. Географическое положение России. Оценка размеров территории, физико-географического, экономико-географического, геополитического и военно-стратегического положения. Сравнение географического положения России и других государств. Сухопутные и морские границы России.

Моря, омывающие территорию России. Физико- географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.

Россия на карте часовых поясов. Различия во времени на территории России. Часовые пояса. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Формирование, освоение и изучение территории России.

Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь.

Географические открытия конца XVI — начала XVII в.

Открытия нового времени (XVII—XVIII вв.).

Исследования XIX—XX вв.

Экспедиции Русского географического общества.

Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. 2. Определение поясного времени для разных пунктов России.

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России (35 ч)

Тема 1. РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ

И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Основные тектонические структуры. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Движения земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Стихийные природные явления. Изменение рельефа человеком.

Проявление основных закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Практическая работа. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Тема 2. КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Солнечная радиация и радиационный баланс. Циркуляция воздушных масс, циклоны и антициклоны.

Типы климатов России. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения).

Климатические пояса и типы климатов. Полюс холода Северного полушария. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Неблагоприятные климатические явления. Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение. Агроклиматическая карта. Агроклиматические ресурсы своего региона.

Практические работы. 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. 2. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Тема 3. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток и ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Стихийные явления, связанные с реками.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы. Неравномерность распределения. Необходимость мелиорации. Искусственные водоемы.

Стихийные явления, связанные с водами, предупреждение их последствий.

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Использование вод, пути сохранения их качества и объема.

Практические работы. 1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и кли- матограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. 2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны, их зависимости от рельефа и климата. 3. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

Тема 4. ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ

Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Закономерности распространения почв.

Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Мелиорация земель. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Особенности почв своего региона и своей местности.

Практическая работа. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Тема 5. РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона, своей местности.

Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного и культурного наследия. Природно-ресурсный потенциал России.

Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Раздел II. Природные комплексы России (27 ч)

Тема 1. ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ

Формирование природных комплексов — результат длительного развития географической оболочки Земли. Разнообразие ПТК. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние и изменение ПТК в результате деятельности человека.

Природные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах.

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Высотная поясность. Зависимость природных комплексов от рельефа и высоты места. Жизнь в горах. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.

Природная зона своей местности, ее экологические проблемы.

Практические работы. 1. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору). 2. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.

Тема 2. ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ

Русская (Восточно-Европейская) рав- н и н а. Географическое положение. Особенности природы. Природные комплексы и природно- ресурсный потенциал. Самый освоенный регион России. Проблемы рационального использования природных ресурсов. Памятники природы.

Северный Кавказ. Географическое положение. Особенности геологического строения и рельефа. Полезные ископаемые. Природные комплексы Северного Кавказа, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

У р а л. Особенности географического положения и его влияние на природу Урала. Различия природы Предуралья и Зауралья, Северного, Среднего и Южного Урала. Геологическое строение и полезные ископаемые. Природные уникумы. Экологические проблемы.

Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения. Своеобразие природы. Плоский рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые. Континентальность климата. Причины заболоченности территории. Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ресурсы и условия их освоения.

Восточная Сибирь. История освоения. Специфика природы Средней Сибири, Северо-Востока Сибири и пояса гор Южной Сибири. Суровость природы территории. Господство континентального климата. Природные районы. Крупнейшие реки России. Жемчужина Сибири — Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. История освоения края и открытия его богатств. Природные уникумы.

Дальний Восток. Географическое положение. Особенности рельефа и геологического строения территории. Горы Камчатки и Курильских островов — самые молодые горы России. Муссонный климат. Реки и озера. Причины своеобразия природных зон. Стихийные природные явления. Природный ресурсный потенциал. Природные уникумы.

Практические работы. 1. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека. 2. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

Раздел III. Человек и природа (3 ч)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Мониторинг.

Экологическая ситуация в России. Геоэкологический потенциал России. Экологическая ситуация в своей области (крае).

Практические работы.

1. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.

  1. Составление карты «Природные уникумы России».
  2. Характеристика экологического состояния одного из регионов России (по выбору).

.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения предмета учащиеся должны:

  1. Называть и  (или) показывать:
  • Предмет изучения географии России;
  • Основные средства и методы получения географической информации;
  • Субъекты РФ;
  • Пограничные государства;
  • Особенности ГП, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
  • Границы часовых поясов;
  • Климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
  • Распределение рек страны по бассейнам океанов;
  • Основные области современного оледенения и крупные ледники;
  • Зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
  • Основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
  • Важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные. Транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные;
  • Народы, наиболее распространенные языки, религии;
  • Список ЮНЕСКО;
  • Районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений;
  • Экологически неблагополучные районы России;
  • Маршруты и территории первооткрывателей и исследователей России;

2.    Определять (измерять):

  • ГП объектов;
  • Разницу в поясном времени территорий;
  • Погоду по синоптической карте;
  • Параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации;

3.    Описывать:

  • ГП положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды;
  • Образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового, промышленного. Сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
  • Особенности быта и религий отдельных народов;

4.   Объяснять:

  • Роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
  • Влияние ГП на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
  • Образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
  • Образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
  • Влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
  • Как составляют прогноз погоды;
  • Распространение многолетней мерзлоты;
  • Почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
  • Причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
  • Разнообразие природных комплексов на территории страны;
  • Различия в естественном приросте населения страны, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
  • Роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
  • Причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
  • Объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: геологическое летоисчесление, циклон, антициклон, солнечная радиация, испарение, испаряемость, мелиорация, агломерация, мегаполис, трудовые ресурсы, концентрация, специализация. Кооперирование, комбинирование, ТЭК, ТЭБ, интенсивный и экстенсивный пути развития хозяйства, районирование, ГП, природные ресурсы, экологический кризис;

5.     Оценивать и прогнозировать:

  • Природно-ресурсный потенциал страны, региона;
  • Экологическую ситуацию в стране, регионе;
  • Изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
  • Изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
  • Развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.

Щ

4. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

     В основу критериев оценки деятельности учащихся положены объективность и единый подход.

     Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

  Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс  / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Особо выделена рубрика «Практические работы» в связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как проведение измерений, наблюдений, описания объектов и т.д.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте

(памятка для учащихся)

        Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой

 (памятка для учащихся)

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                          

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                              

  6. Не забудьте подписать работу внизу карты!                                                                                                      Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

  • Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
  • Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
  • Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

  • Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
  • Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
  • Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
  • Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

  • Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

  • Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

  • Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
  • Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
  • Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
  • Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
  • Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Формы текущего и итогового контроля (поурочный,  промежуточный, тематический, итоговый).

Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняют контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

- предварительный – установление исходного состояния сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной  деятельности, в первую очередь, - индивидуального уровня каждого ученика.

- текущий – необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными.

- итоговый – учащиеся всегда должны знать. Что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться.

Г

З

5. ЛИТЕРАТУРА

Учебник: И. И. Бариновой «География. Природа России» М.: Дрофа, 2013 г.

Используемый УМК:

  • И. И. Баринова Рабочая тетрадь География России. Природа. М.: ДРОФА, 2011;
  • Географический Атлас и контурные карты России. – М.: ДРОФА, 2006 - 2008;
  • Е.А. Жижина. Поурочные разработки по географии «Природа России». – М.: ВАКО, 2009.
  • И. И. Баринова, Р. М. Елисеева «Тесты по географии». – М.: издательство «Экзамен», 2010

Дополнительная литература

  1. География России: Учеб. для  8-9 кл. общеобразоват. учреждений; В 2 кн. Кн.1: Природа, население, хозяйство. 8 кл. /Под ред. В.П. Дронова, - М.: Дрофа, 2004. – 272 с.
  2. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии. – М.: Дрофа, 2000. – 93 с.
  3. Программно – методические материалы. География. 6 – 9 кл. /Сост. В.И.Сиротин. – М.: Дрофа, 1998. – 192 с.

-    Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля: 8-9 классы. – М.: ДРОФА, 2007.

  1. Алексеев А.И. География России. Природа и население. – М.: ДРОФА, 2006.
  2.  Интернет – ресурсы.
  3.  Мультимедийные обучающие программы:

             Библиотека электронных наглядных пособий. География 6-11 класс.

             Электронное пособие к учебнику В. С. Ревякина «Физическая география     Алтайского края»

9

6. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Демонстрационное оборудование

№ п\п

Оборудование

1

Глобус

2

Коллекции образцов минералов и полезных ископаемых

Учебные пособия (настенные карты)

№ п\п

Класс

Название таблицы

1

8

Климатическая карта Евразии

2

8

Кавказ. Физическая карта

3

8

Полезные ископаемые России

4

8

Восточная Сибирь Дальний Восток

5

8

Физическая карта России

6

8

Политическая карта России

7

8

Кавказ. Физическая карта

8

8

Поволжье.

  1. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Дата внесения изменений

 Содержание

Реквизиты документа (дата, № приказа)

Подпись лица, внесшего запись

ПРИЛОЖЕНИЯ

Перечень обязательной географической номенклатуры:

Название

раздела/темы

Список географических объектов, рекомендованных для изучения в  8 классе

Количество географических объектов

«Географическое положение»России

Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.

Озёра: Каспийское море.

Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова.

Полуострова: Таймыр, Чукотский.

Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзю

14

12

3

1

2

2

6

в разделе:   40

«Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.

Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ ( Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.

Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.

Районы распространения полезных ископаемых:

Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).

Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский ( Норильск ), Южно-Якутский ( Нерюнгри ).

Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино ).

Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское ), Приангарье ( Коршуновское ), Урал ( Качканар ).

Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск ), Урал ( Сулея ).

Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан )

Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск ), Урал (Верхний Уфалей ).

Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ).

Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье )

Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо ).

Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).

Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла ).

Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).

Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).

8

10

3

3

6

2

5

3

3

3

3

4

2

2

2

1

1

в разделе:      61

«Климат и климатические ресурсы России»

Города: Оймякон, Верхоянск.

2

в разделе:   2

«Внутренние воды и водные ресурсы России»

Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.

Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.

Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.

Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

19

6

3

2

4

в разделе:   34

«Природные комплексы России»

Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский.

5

в разделе:   5

ИТОГО:   142 ОБЪЕКТА

Географическое положение России

крайние точки станы:

моря, омывающие территорию России:

острова у берегов России:

  • мыс Флигели (о.Рудольфа)
  • Балтийское

в Тихом океане:

  • мыс Челюскин
  • Азовское
  • Сахалин
  • гора Базардюзю
  • Черное
  • Командорские о-ва
  • Балтийская коса
  • Белое
  • Курильские о-ва
  • мыс Дежнева
  • Баренцево
  • Шантарские о-ва
  • о.Ратманова
  • Карское
  • о.Ратманова

  • Лаптевых

в   Северном Ледовитом    океане:

  • Восточно - Сибирское
  • Врангеля

  • Чукотское
  • Новая Земля

  • Охотское
  • Новосибирские

  • Берингово
  • Северная Земля

  • Японское
  • Земля  Франца-Иосифа

  • Каспийское
  • о.Рудольфа

  • Соловецкие о-ва

в   Атлантическом   океане: 

  • о. Котлин

полуострова   России:

заливы у берегов России:

проливы  у берегов России:

  • Таймыр
  • Анадырский
  • Берингов
  • Камчатка
  • Енисейский
  • Лаперуза
  • Кольский
  • Обская губа
  • Кунаширский
  • Канин Нос
  • Таганрогский
  • Татарский
  • Чукотка
  • Финский
  • Карские Ворота
  • Ямал
  • Гданьский
  • Маточкин Шар
  • Тамань
  • Шелихова
  • Вилькицкого

 

  • Дм. Лаптева

  • Лонга

  • Керченский

 

страны, соседствующие с Россией:

страны, входящие в СНГ (на 2011г.):

 

страны с морской  границей с Россией:

страны с сухопутной  границей с Россией:

  1. США
  1. Норвегия
  1. Украина
  1. Россия
  1. Япония
  1. Финляндия
  1. Грузия
  1. Белоруссия

  1. Латвия
  1. Азербайджан
  1. Украина

  1. Литва
  1. Казахстан
  1. Молдавия

  1. Эстония
  1. Китай
  1. Азербайджан

  1. Польша
  1. Монголия
  1. Армения

  1. Белоруссия
  1. КНДР

    (Северная Корея)

  1. Казахстан

  1. Узбекистан

  1. Кыргызстан

  1. Таджикистан

  1. Туркмения

ИТОГО ОБЪЕКТОВ ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД:       148 ОБЪЕКТОВ



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, календарно тематическое планирование, технологическая карта по математике для 11 классов

Учебная программа по математике для 11 классов содержит календарно-тематический план к УМК С.М. Никольского и Л.С. Атанасяна, рабочую программу и технологическую карту.План составлен по изучению...

Рабочая программа,календарно - тематическое планирование и технологическая карта по математике 11 класс

Рабочая программа по математике, календарно - тематическое планирование и технологическая карта для профильного  11 класса (8 часов):алгебра и начала анализа (4 часов) профильный курс к УМК под р...

Рабочая программа + календарно-тематическое планирование по географии 10 - 11 класс

Рабочая  программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,  программы для среднего (полного) общего образования по географии, созданной на основе федерального компонент...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА + КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ 7 КЛАСС

Данная программа составлена на основе программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.            Исходными док...

Рабочая программа + календарно-тематическое планирование по географии 9 класс

Рабочая  программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,  программы для среднего (полного) общего образования по географии, созданной на основе федерального компонент...

Рабочая программа, календарно-тематический план, "Основы военной подготовки", 5 класс

Рабочая программа и календарно-тематический план, 5 класс по внеурочной деятельности....

Рабочая программа, Календарно-тематическое планирование 7 класс География

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе о географии 7 класс...