Главные вкладки

    Программа кружка "География для любознательных"
    рабочая программа по географии (6 класс) на тему

    Скворцова Евгения Александровна

    Программа кружка расчитана на более полное изучение географии при количестве часов 1 час в неделю.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon geografiya_dlya_lyuboznatelnykh.doc66.5 КБ

    Предварительный просмотр:

            

    Департамент образования города Москвы

    Восточное окружное управление образования

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Школа с углубленным изучением английского языка № 1362

                         

     Программа

    География для любознательных

                                              6 класс

    Скворцова Евгения Александровна,

               Учитель географии

    г. Москва

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Данная программа кружковой работы была создана для более полного и детального освоения учащимися Начального курса географии. Несколько лет назад количество часов в 6 классе было уменьшено с двух до одного, что и послужило поводом для создания данного методического пособия. Начальный курс географии занимает особое место в программе основного общего образования, так как знакомит учащихся с основными понятиями предмета, терминами и закономерностями. Материал программы опирается на знания, полученные учащимися по природоведению и соответствует возрастным особенностям учащихся. Освоение разделов программы также включает изучение объектов и явлений во время выполнения творческих заданий. Изучение экологического аспекта учит учащихся любить и беречь природу.  

    При изучении данного курса школьники знакомятся с такими основными географическими понятиями, как «географическое положение», «природные условия», «климат», «хозяйство», что поможет учащимся плавно перейти к изучению географии в следующих  классах. Учащиеся по окончании изучения теоретической части ведут исследовательскую деятельность, используя знания и умения, полученные при изучении материала кружка.

    У школьников создаются условия для формирования и развития:

    * интереса к географии и смежным наукам;

    * умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;

    * творческого подхода к выполнению самостоятельных и исследовательских работ.

    Программа рассчитана на обучение детей в течение года (34 ч). В объединение набираются все желающие учащиеся от 12 до 13 лет независимо от их уровня обученности. Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

    Цель: развитие интереса к географии и смежным наукам, активизация познавательной деятельности, способствующей решению задач патриотического, нравственного и эстетического воспитания.

    Задачи:

    Образовательные:

    1. Формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников.
    2. Теоретическое и практическое обучение школьников основам исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях.
    3. Обучение основам экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.
    4. Формирование у учащихся навыков информационной культуры с использованием интернет – ресурсов в изучении родного края.

    Развивающие:

    1.Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности детей.

    Воспитательные:

    1. Совершенствование нравственных основ культуры учащихся: экономической, экологической, художественной, культуры жизненного определения.
    2. Воспитание у детей бережного отношения к природе.
    3. Воспитание ответственности за слова, дела, поступки.
    4. Включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.

    Методы работы

    • Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчета о проделанной работе в презентации, проекте)
    • Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, олимпиадах
    • Метод контроля: самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы
    • Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, эстетического и других форм воспитания.

     

    Формы работы реализации программы разнообразны: теоретические занятия, экскурсии, практические занятия на местности и в камеральных условиях, различные акции экологического содержания, праздники и мероприятия, неделя географии.

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Содержание программы

          1. Введение (1 час) Цели и задачи кружка «География для любознательных».  

         Тема 2. План и карта (15 часов)

    Основные понятия: план местности, масштаб, условные знаки, азимут, съемка местности, географические координаты.

    Форма занятий: теоретическое занятие, практическое занятие на пришкольном участке (определение расстояний по карте, определение азимута, составление плана местности)

    Содержание темы: что такое ориентирование, ориентирование на местности с помощью карты, компаса, местных признаков, определение сторон горизонта по компасу, солнцу, звездам, природным признакам.

    Практические занятия: составление плана местности, ориентирование по плану местности, определение азимута, ориентирование по местным признакам, чтение топографических карт, определение географических координат и расстояний по карте.

         Тема 3. Движения земной коры, рельеф и полезные ископаемые (2 часа)

    Основные понятия: минералогия, петрография, минералы и их признаки,  геология, палеонтология, ископаемые организмы, геохронологический возраст, осадочные, метаморфические, магматические, вулканические горные породы.

    Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, лабораторные занятия.

    Содержание темы: работа с учебной коллекцией минералов, полезные ископаемые,полезные ископаемые осадочного, метаморфического, магматического происхождения, особенности рельефа.

    Практические занятия: составление поделок из минералов и горных пород, оформление фотовыставки.

           Тема 4. Климатические особенности и внутренние воды. (8 часов)

    Основные понятия: термометр, барометр, осадкомер, флюгер, атмосферное давление, ветер, воздушные массы, роза ветров, радуга, гало

    Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсия на метеостанцию.

    Содержание темы:  метеорологические наблюдения. Термометр, барометр, осадкомер, флюгер, атмосферное давление, ветер, воздушные массы теплые и холодные, роза ветров, радуга, гало. Что такое внутренние воды, исток, устье, русло реки. Опасные природные явления.

    Практические занятия: определение средней температуры воздуха в течение дня, составление графиков хода средних температур двух-трех дней месяца, объяснение различий. определение основных атмосферных явлений, определение направления и силы ветра. Работа с метеорологическими приборами.

           Тема 5. Почвы. Растительный и животный мир (2 часа).

    Основные понятия: почва, почвенные горизонты, типы почв, растения и животные.

    Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсии на природу.

    Содержание темы: Что такое почва, механический состав почвы, понятие о природоохранной деятельности.

    Практические занятия: Конкурс рисунков на тему «Пусть цветут цветы в природе». Стихи и песни о цветах.

         Тема 6. Население, страны, города. (5 часов)

    Основные понятия: страна, город, народ.

    Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсия в краеведческий музей города.

    Содержание темы: расы и народы.

    Практические занятия: работа с контурными картами.

       

    Подведение итогов (1 час)

         

       

    Средства обучения

    • Видеозаписи
    • Презентации
    • АРМ
    • Электронные учебные пособия

    Дидактическое обеспечение

    • Коллекция гербария
    • Коллекция горных пород и минералов
    • Карты (настенные, атласы)
    • Схемы и таблицы
    • Портреты путешественников
    • Энциклопедии
    • Наборы фотографий животного мира

    Способы проверки результатов работы

    -выставки

    -учебно-исследовательские конференции

    -олимпиады

    Ожидаемые результаты и их проверка

                                                   

    • ознакомиться с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы России и родного края;
    • применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
    • применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
    • повысить свой кругозор;
    • применять компьютерные технологии в обучении;
    • знать природные  и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные  территории своей республики;
    • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
    • создание школьного фонда коллекций минералов и горных пород родного края, типов почв, создание банка исследовательских и проектных работ учеников.
    • Увеличение количества учащихся, занимающихся исследовательской работой.
    • повышение успеваемости и качества знаний учащихся по краеведению и по предмету «География» в целом.

    Учащиеся должны знать

    - основные термины и понятия курса;

    -основные виды туризма;

    -основные методы ориентирования на местности;

    -основные виды растений и животных родного края;

    -правила ведения наблюдений, полевых исследований;

    -особо охраняемые территории и памятники природы родного края

    Должны уметь

    -выявлять факторы среды, оказывающие действие на растительные организмы;

    -проводить микроисследование по изучению природных и искусственных сообществ растений в городе;

    -оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);

    -различать памятники природы;

    -ориентироваться на местности по компасу и местным признакам;

    -работать с литературой;

    -применять имеющиеся знания в практической деятельности


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа дистанционног факультативного курса по математике для учащихся 5 классов «Математика для любознательных»

    Новые социальные ориентиры в системе образования проявились в различных направлениях: в построении системы непрерывного образования, в изменении ее структуры, в появлении форм альтернативного и ...

    Программа элективного курса по химии "Химия для любознательных"

    Химия, обладает огромными возможностями, создает не виданные ранее материалы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт,  измен...

    Рабочая программа кружка "Математика для любознательных"

    Прграмма рассчитана для учащихся 5-х классов. Прививает интерес к предмету, развивает матекматические способности....

    Программа факультатива по химии "Химия для любознательных"

    Материал содержит программу факультатива по химии для учащихся 8 класса....

    Программа курса внеурочной деятельности «Астрономия для любознательных »

    Данная программа общеинтеллектуальной направленности знакомит  с вопросами астрономии и её научными достижениями. Астрономический материал вызывает у учащихся огромный интерес.  У любознател...

    Программа курса внеурочной деятельности «Астрономия для любознательных »

    Данная программа общеинтеллектуальной направленности знакомит  с вопросами астрономии и её научными достижениями. Астрономический материал вызывает у учащихся огромный интерес.  У любознател...

    Рабочая программа по элективному курсу "Математике для любознательных" для 5 класса ФГОС ООО на 2014-2015 учебный год

    Рабочая программа сосотавлена на  основе  Федерального компонента государственного стандарта ООО и примерной программы для общеобразовательных учреждений по математике к УМК  для 5-6 кл...