Программа кружка "География для любознательных"
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Скворцова Евгения Александровна

Программа кружка расчитана на более полное изучение географии при количестве часов 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_dlya_lyuboznatelnykh.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Департамент образования города Москвы

Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа с углубленным изучением английского языка № 1362

                     

 Программа

География для любознательных

                                          6 класс

Скворцова Евгения Александровна,

           Учитель географии

г. Москва

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа кружковой работы была создана для более полного и детального освоения учащимися Начального курса географии. Несколько лет назад количество часов в 6 классе было уменьшено с двух до одного, что и послужило поводом для создания данного методического пособия. Начальный курс географии занимает особое место в программе основного общего образования, так как знакомит учащихся с основными понятиями предмета, терминами и закономерностями. Материал программы опирается на знания, полученные учащимися по природоведению и соответствует возрастным особенностям учащихся. Освоение разделов программы также включает изучение объектов и явлений во время выполнения творческих заданий. Изучение экологического аспекта учит учащихся любить и беречь природу.  

При изучении данного курса школьники знакомятся с такими основными географическими понятиями, как «географическое положение», «природные условия», «климат», «хозяйство», что поможет учащимся плавно перейти к изучению географии в следующих  классах. Учащиеся по окончании изучения теоретической части ведут исследовательскую деятельность, используя знания и умения, полученные при изучении материала кружка.

У школьников создаются условия для формирования и развития:

* интереса к географии и смежным наукам;

* умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;

* творческого подхода к выполнению самостоятельных и исследовательских работ.

Программа рассчитана на обучение детей в течение года (34 ч). В объединение набираются все желающие учащиеся от 12 до 13 лет независимо от их уровня обученности. Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

Цель: развитие интереса к географии и смежным наукам, активизация познавательной деятельности, способствующей решению задач патриотического, нравственного и эстетического воспитания.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников.
  2. Теоретическое и практическое обучение школьников основам исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях.
  3. Обучение основам экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.
  4. Формирование у учащихся навыков информационной культуры с использованием интернет – ресурсов в изучении родного края.

Развивающие:

1.Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности детей.

Воспитательные:

  1. Совершенствование нравственных основ культуры учащихся: экономической, экологической, художественной, культуры жизненного определения.
  2. Воспитание у детей бережного отношения к природе.
  3. Воспитание ответственности за слова, дела, поступки.
  4. Включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.

Методы работы

  • Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчета о проделанной работе в презентации, проекте)
  • Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, олимпиадах
  • Метод контроля: самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы
  • Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, эстетического и других форм воспитания.

 

Формы работы реализации программы разнообразны: теоретические занятия, экскурсии, практические занятия на местности и в камеральных условиях, различные акции экологического содержания, праздники и мероприятия, неделя географии.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание программы

      1. Введение (1 час) Цели и задачи кружка «География для любознательных».  

     Тема 2. План и карта (15 часов)

Основные понятия: план местности, масштаб, условные знаки, азимут, съемка местности, географические координаты.

Форма занятий: теоретическое занятие, практическое занятие на пришкольном участке (определение расстояний по карте, определение азимута, составление плана местности)

Содержание темы: что такое ориентирование, ориентирование на местности с помощью карты, компаса, местных признаков, определение сторон горизонта по компасу, солнцу, звездам, природным признакам.

Практические занятия: составление плана местности, ориентирование по плану местности, определение азимута, ориентирование по местным признакам, чтение топографических карт, определение географических координат и расстояний по карте.

     Тема 3. Движения земной коры, рельеф и полезные ископаемые (2 часа)

Основные понятия: минералогия, петрография, минералы и их признаки,  геология, палеонтология, ископаемые организмы, геохронологический возраст, осадочные, метаморфические, магматические, вулканические горные породы.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, лабораторные занятия.

Содержание темы: работа с учебной коллекцией минералов, полезные ископаемые,полезные ископаемые осадочного, метаморфического, магматического происхождения, особенности рельефа.

Практические занятия: составление поделок из минералов и горных пород, оформление фотовыставки.

       Тема 4. Климатические особенности и внутренние воды. (8 часов)

Основные понятия: термометр, барометр, осадкомер, флюгер, атмосферное давление, ветер, воздушные массы, роза ветров, радуга, гало

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсия на метеостанцию.

Содержание темы:  метеорологические наблюдения. Термометр, барометр, осадкомер, флюгер, атмосферное давление, ветер, воздушные массы теплые и холодные, роза ветров, радуга, гало. Что такое внутренние воды, исток, устье, русло реки. Опасные природные явления.

Практические занятия: определение средней температуры воздуха в течение дня, составление графиков хода средних температур двух-трех дней месяца, объяснение различий. определение основных атмосферных явлений, определение направления и силы ветра. Работа с метеорологическими приборами.

       Тема 5. Почвы. Растительный и животный мир (2 часа).

Основные понятия: почва, почвенные горизонты, типы почв, растения и животные.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсии на природу.

Содержание темы: Что такое почва, механический состав почвы, понятие о природоохранной деятельности.

Практические занятия: Конкурс рисунков на тему «Пусть цветут цветы в природе». Стихи и песни о цветах.

     Тема 6. Население, страны, города. (5 часов)

Основные понятия: страна, город, народ.

Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсия в краеведческий музей города.

Содержание темы: расы и народы.

Практические занятия: работа с контурными картами.

   

Подведение итогов (1 час)

     

   

Средства обучения

  • Видеозаписи
  • Презентации
  • АРМ
  • Электронные учебные пособия

Дидактическое обеспечение

  • Коллекция гербария
  • Коллекция горных пород и минералов
  • Карты (настенные, атласы)
  • Схемы и таблицы
  • Портреты путешественников
  • Энциклопедии
  • Наборы фотографий животного мира

Способы проверки результатов работы

-выставки

-учебно-исследовательские конференции

-олимпиады

Ожидаемые результаты и их проверка

                                               

  • ознакомиться с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы России и родного края;
  • применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
  • повысить свой кругозор;
  • применять компьютерные технологии в обучении;
  • знать природные  и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные  территории своей республики;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
  • создание школьного фонда коллекций минералов и горных пород родного края, типов почв, создание банка исследовательских и проектных работ учеников.
  • Увеличение количества учащихся, занимающихся исследовательской работой.
  • повышение успеваемости и качества знаний учащихся по краеведению и по предмету «География» в целом.

Учащиеся должны знать

- основные термины и понятия курса;

-основные виды туризма;

-основные методы ориентирования на местности;

-основные виды растений и животных родного края;

-правила ведения наблюдений, полевых исследований;

-особо охраняемые территории и памятники природы родного края

Должны уметь

-выявлять факторы среды, оказывающие действие на растительные организмы;

-проводить микроисследование по изучению природных и искусственных сообществ растений в городе;

-оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);

-различать памятники природы;

-ориентироваться на местности по компасу и местным признакам;

-работать с литературой;

-применять имеющиеся знания в практической деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дистанционног факультативного курса по математике для учащихся 5 классов «Математика для любознательных»

Новые социальные ориентиры в системе образования проявились в различных направлениях: в построении системы непрерывного образования, в изменении ее структуры, в появлении форм альтернативного и ...

Программа элективного курса по химии "Химия для любознательных"

Химия, обладает огромными возможностями, создает не виданные ранее материалы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт,  измен...

Рабочая программа кружка "Математика для любознательных"

Прграмма рассчитана для учащихся 5-х классов. Прививает интерес к предмету, развивает матекматические способности....

Программа факультатива по химии "Химия для любознательных"

Материал содержит программу факультатива по химии для учащихся 8 класса....

Дополнительная общеразвивающая программа «Математика для любознательных»

Данная программа предназначена для учащихся 5-х классов и имеет практико-ориентированную направленность. Она включает в себя  задания, как углубляющего, так и развивающего характера. Углубление р...

Дополнительная общеразвивающая программа «Математика для любознательных-8класс»

Данная программа поднимет мотивацию ребенка  и поможет ему реализовать себя через участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня....

Дополнительная общеразвивающая программа «Математика для любознательных-8класс»

Данная программа поднимет мотивацию ребенка  и поможет ему реализовать себя через участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня....